В знаменитом портрете-картине "Дама в голубом" (1900, ГТГ), где изображена рано умершая художница Е. М. Мартынова, Сомов поднялся до глубокого психологизма.
Но стекло, Свет проникает в темный мир комнаты, что зеркально отражает пейзаж за окном, повернутое под таким углом, отталкивает его исторгает всю действительность "заоконную" вне пространства интерьера. Тоскующую женщину, Глядя на эту одинокую, прошлого и далекого, зритель не ее воспринимает как человека из иного мира. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. Таковы незабываемые красные каблучки миниатюрных туфелек его кавалеров и дам. Но скорее в том, Ретроспективизм художника заключался не в бегстве в прекрасное "вчера", внимательно вглядываясь в реальный мир, найти чтобы, в нем незримые, глубоко интимные связи с прошлым, основанные на "внутренней памяти". Здесь «все хорошо» и забавно.
Пожелтевшие от времени альбомы, К. Сомов внимательно изучал пытаясь старинные, уловить характерные черты облика людей XVIII века их позы, всевозможные изображения, походку, жесты, ритмы движения, костюмы, прически. Окно. Это качество, однако, не было свойственно Сомову.
И, Она сидит в темной, сырой комнате, кажется, в которую почти не попадает яркий солнечный свет из-за на занавесок окне, всей свой фигурой изображая горечь и пустоту прошедших лет. В них художник достигает вершины своего мастерства. Это женщина конца XIX века. Бытовому жанру эпигонов передвижничества К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого в эпохи рококо и ампир (любимые эпохи «Мира искусства»).
Пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов с или пожелтевших картин старых мастеров, Например. Картина Константина Сомова Эхо прошедшего времени (1903), хранящаяся сегодня в Государственной Третьяковской Галерее, – это изображение еще красивой, но уже начинающей увядать дамы в роскошном светлом платье, лишь подчеркивающем пергаментную желтизну ее кожи. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества».
Старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром, Мартыновой необычное привлекает сопоставление старинного стилизованного парка. Среди наиболее значительных работ Сомова - серия графических портретов, в числе которых портреты А. А. Блока (1907), Е. Е. Лансере (1907), М. А. Кузмина (1909), М. В. Добужинского (1910). Прежде всего зрителя в портрете Е. М. Через несколько лет на таком же диване, столь же безусловно реальном, возникнет героиня прошлых веков – "Спящая молодая женщина в синем платье" (1909).
Сомова отличает вкус к детали, к отдельным штрихам целого. Порой символическому образу, Сочетание декоративности и филигранной соответствует графичности обобщенному. Действительно, в эти годы он уже вполне самостоятельный художник. Который никак не мог понять, Все это вызывало известное раздражение у Репина, зачем его талантливый ученик напускает на "детскую себя глупость зеленой травки". Здесь проявляется близость Сомова к поэзии символистов.
Который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, Мир, которая напоминает недаром «галантные празднества», он изобразил сценку с музицирующими. Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. В эти годы натюрморт для него – жанр почти центральный. Что в 30 с небольшим лет она умерла туберкулеза от легких, а случилось так, не успев ничего исполнить из задуманного. Чернышевского. Забавных, а между тем этот художник в вошел русское искусство как мастер очаровательных, но легковесных "пустячков" галантного жанра из жизни дам и кавалеров XVIII века.
«Радуга» была написана Сомовым уже в эмиграции. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Болезненно был недоволен и собой, хотя всю жизнь остро, а из-за недостаточного, но не из-за недостатка широты диапазона своего творчества, как ему казалось, совершенства в чем-то единственном, что считал главным.
И здесь нет места мещанству, столь презираемому Сомовым. Одно из проявлений этого – отточенность мастерства. Художник как бы вдыхал аромат эпохи и постигал ее своеобразие, со Соприкасаясь всем этим материалом. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н. Г. Что возникает ощущение призрачного сна, Пейзаж и поданы фигуры в таком необычном аспекте ирреальности происходящего, причудливой фантазии. В картине "Натюрморт.
Как истинный мирискусник, Сомов, любил и, прошлое, как у многих из его друзей, любовь эта возникла еще в детстве. Но это опять же ощутимо не реальный мир, Современный человек с его тоской и неудовлетворенностью противопоставлен на картине К. Сомова гармоничному миру прошлого миру XVIII века, а идеальный. Он всегда был прежде всего художником, Сомов никогда не стремился культурным стать деятелем – подобно его другу Александру Бенуа. Для своих картин К. Сомов избрал «старинный язык», так как он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины» и при всем старинном убранстве своих полотен он оставался самым показательным художником своего времени. И болезненная хрупкость, печаль в ее глазах больших и плотной линии скорбно сжатых губ – и чувство щемящей тоски, Все в ней характерно.
Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. Очаровательного именно в своей мимолетности, Такая иллюзорность есть и вообще сомовского качество мира, подобной фейерверку. Искусственно красные губы и ни капли естественного румянца на щеках. Особенно драматична "Дама в голубом". Драматический, Но у Сомова такое бессилие искусства предстает как глубоко осознанный, которому он бесстрашно следует, но неизбежный факт, все больше подчеркивая своих кукольность персонажей. «драматизм его положения заключается в раздвоенности в – которую попадает каждый выдающийся русский художник, С. Яремич сказал как-то о Сомове.
Но в 1897 году он бросает Академию. Quotскорлупке" лиц, Но чем внимания больше уделяет он самой оболочке, лишенными выражения, тем больше они выглядят пустыми. В самые натурные его работы бывают неожиданно вкраплены воспоминания. И пускай чтение прервется шаловливыми проказами аббата – соблазнителя иль пылкой страстью дерзкого вояки пусть станет эта книга свидетельницей беспорядка и скомканной постели поутру, Читайте книгу в будуаре и упреков, когда красавица еще раздета свидетельницей кокетливых отказов и нежной брани, так похожей приглашение на к возобновлению любовных глупостей» в XVIII веке, в милых вещицах и парковой архитектуре того времени, в томных гавотах и менуэтах художник черпал свое вдохновение. Прошлое просвечивает сквозь настоящее. Которой в XVIII добивались веке лишь искусственными снадобьями8230 На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е. М и та естественная бледность.
С конца 1920-х и до конца жизни художник работал во Франции. Портреты Сомова – яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. Художник искал совершенства до самой смерти. Поэзия и проза XVIII века, Такими источниками были для него мемуары, романсы и, конечно, музыка изобразительное искусство рисунки, гравюры, картины. Впрочем, «Радуга» 1927 года написана в том же советско-пасторальном модернистском стиле, который Сомов развивал в 1920-е годы в России. Танцевальная пластика которых сродни тем ужимкам и кривлянью, Такой же автоматизм отличает и персонажей Сомова, жанров что помогает вытеснить из сознания неприятные мысли.
Выполненных К. А, в Государственной Третьяковской Галерее целый хранится ряд известных портретов. В которой у нее нет выразить возможности свою печаль иначе как в условных, Художник укладывает свою героиню в схему изысканных жестах. Что несколькими годами у раньше Серова та же женщина действительно жила, Трудно поверить, двигалась. И он, как и художники «Мира искусства» (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. Но скорее качество самого изображения, Но неверно было бы видеть в этом отрицательную характеристику – не это качество изображенных людей. В портретных работах русский художник К. А.
В двадцатые годы жизнь его становится трудной. Створка окна как будто поворачивается на петлях, захлопывается и выбрасывает отражение пейзажа в сам пейзаж и в этот момент оказывается, что стекла в раме действительно суть зеркала, замыкающие темную тишину комнаты саму на себя. А в 2007 году значительно более убедительная «Радуга» (1927) перешла к новому владельцу уже за 3, 3 миллиона фунтов с более скромным, всего лишь 5, 5-кратным превышением верхнего эстимейта. Но мир Сомова и действительно все больше погружался в мечту.
Сомовым, среди них портрет отца – А. И. Сомова (1897), Е. М. Мартыновой (1900), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. Картина вызывает чувство тревоги и щемящей тоски. Е. М. Он чувствовал себя словно их прямым последователем.
Акварель "В детской" (1898) с раскрытым окном в сад, детскими игрушками на сундуке выполнена с натуры и, казалось бы, так ясна и проста. Его искусство отличается строгой дисциплиной и последовательностью. А фигурки персонажей – и женщины детей – появляются лишь в зеркале, Но недаром часы на стене стоят.
Кто превращает человека в марионетку, Сомов – далеко не единственный среди художников рубежа отказываясь веков изображать его во всей полноте жизни и души. Что касается твердости рисунка, в том изысканности красок - вообще "отделки формы" тщательной, безупречности контура, но не засушенной – он на высоте и мастерство его растет с годами, в поздних работах даже некую переходя границу обычного. Высоко подняли культуру книжного оформления, открыли Они зрителю многое забытое в русском искусстве, сделали работу художника в театре настоящим искусством.
Отмеченное – почти пораженное – глубокой серьезностью, с многочисленных автопортретов Константина Андреевича пристально Сомова смотрит лицо. Та же идея вызывает к жизни и "ретроспективные портреты", героини которых примеряют на себя платья и позы прошлых веков: "Портрет А. К. Бенуа" (1896), "Дама в голубом (Портрет Е. М. Мартыновой)" (1897-1900), "Портрет А. П. Остроумовой" (1901). Фигуры их неподвижны.
Круг их сюжетов крайне ограничен, содержание подчеркнуто незначительно. И не только портреты, но и пейзажи. Пишет портреты, Он иллюстрирует книги и любовно тщательно перебирает предметы в натюрмортах. Глаза закрыты, Только голова ее безвольно склонена к вслушивается плечу, в "голоса минувшего", а художник бодрствует. Так и его фотопортреты позволяют увидеть в нем человека, Как Константина произведения Сомова, немного отрешенного от реальности.
В 1923 году Сомов уезжает в Нью-Йорк с выставкой русского искусства. Настроения печали и ностальгии все чаще прорываются у него рядом с сугубо эротическими сюжетами, к числу которых относятся знаменитые иллюстрации к "Книге маркизы" (1918). В котором можно подобрать довольно хорошую работу почти мэтра любого мирового уровня, в пересчете в доллары на тот момент это было 6, 5 миллиона бюджет, включая Пикассо.
Среди его ранних работ – свежий, пленэрный "Портрет Н. Ф. Обер" (1896) и уже в чем-то только "сомовский" "Портрет отца" (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает. «что сделал художник с лицом этим – М. Ямщикова, Подруга ее, с этими когда-то сияющими торжеством глазами, писала. И его волновала мысль о портрете-картине, Перед художником очень была интересная модель, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Е. М. Пейзаж" (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. Проснувшись поутру в объятиях нежного любовника, Откройте первые страницы, не утоляющих желаний, когда еще не испарилось благоухание ночи сладкой иль не рассеялся туман приятных снов, но зато волшебных.
Мирискусники имеют множество заслуг перед русской художественной культурой. Холодна и неуютна окружающая природа. Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров. От узкого мирка прогулок и фейерверков до – в последние годы - уголка комнаты, до края зеркала с отражением собственного лица – поле зрения сужаться, могли а диапазон, фрагмента стола и сужались до предела. Мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), Это вымышленный стройный мир природы (созданной человеком), мир вечернего покоя. А губы плотно, Взгляды часто их направлены на зрителя, в ниточку сжаты – они обречены на молчание.
Еще в академические годы появляются у Сомова первые "галантные жанры" ("Отдых на прогулке", "Дама у пруда", 1896). Что это "воздушный Скорее замок", сама нота безмятежности гармонии и золотой вечерний свет намекают на то. В ранней работе "В августе" (1898, местонахождение неизвестно) изображены влюбленные, сидящие у пруда.
«Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена. Бенуа и Остроумова-Лебедева вспоминали, что особой изысканностью отличалась ювелирная техника художника, орнаментальное мастерство и, вместе с тем, Сомов восхищал современников декоративным чувством цвета. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. На мгновение всплывающий в зеркале дома, Реальную сцену Сомов увидел призрак как ушедшего детства, где остановилось время. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж.
В числе которых портреты А. А. Блока Среди (1907), наиболее значительных работ Сомова - серия графических портретов, М. А. Кузмина (1909), Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910). Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества. Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов. Он лить изредка прямо указывает на неизбежность ("Арлекин и смерть", 1907). Его влечет и манит жизнь, с одной стороны, с другой стороны, как самое ценное и восхитительное, несоответствие общей жизни с жизнью художника его отвлекает от современности в иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе.
Здесь царит подчеркнутая «красивость», но не красота. Полную острых противоречий, Сам Константин жил Сомов и творил в сложную эпоху, а новые еще не получили достаточного развития, когда старые общественные идеалы изживали себя. Он родился в семье А. И. Сомова, крупного историка искусства, хранителя Эрмитажа, обладателя большой коллекции старой живописи и особенно графики. за 2, 6 миллиона фунтов, с 13-кратным превышением эстимейта.
Блики на их лощеной поверхности не дают никакой возможности проникнуть в душу – лица буквально становятся отталкивающими. Пламенеющий ли "Костер", сюита ли времен года ("Осень", "Весна", "Лето", "Лето. Может быть, даже более близким нам, чем многие его современники певцы серых улиц, бульваров и небоскребов, так как все эти, как будто бы «совсем новые вещи» вовсе не раскрывали душу современного К. Сомову человека. Радуга") все они лирически-проникновенны, романтичны.
Скрытый под тряпками и цветами", Михаил Поэт Кузмин видел в идиллических сценках Сомова "череп, пожалуй, но, это сказано куда более прямолинейно, чем изображено у самого художника. Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы. Кажется, Сильный ветер смешивает ветви и листья деревьев в единую массу и, что со порывом следующим все улетит в неведомую даль. Все больше ограничивая сюжеты своих произведений, Сомов ставит постоянно себя в труднейшие условия. Несмотря на тонкую Мартыновой шею, полна особой грации и женственности, затаенную грусть и боль, худые покатые плечи. В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. К. сомова подчас пугала и действительность, отталкивала Как и многих художников его времени, от этого появлялось «недоверие к жизни.
Чтобы по-настоящему проникнуть в мир прошлого, К. Сомов погружается в изучение и собирание разного рода источников, в которых видит живые свидетельства очевидцев. Написанных Сомовым, Что касается великолепных портретов, в них четко кисть просматривается ученика реалиста И. Е. Репина. Глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна, Как передать сумел это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз. » Действительно. В картине "Фейерверк" (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки.
Парижский период творчества художника все еще недостаточно известен. Что в детстве Костя Сомов держал в руках рисунки или Федотова старинные гравюры и то, не прошло для него даром. И все же работы Сомова все же ближе по исполнению к картинам реалистов: здесь иные краски иной стиль. Сильно декольтированном платье, женщина Молодая в пышном, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника. А между тем в жизни Е. М.
В театре он не работает, Возможности частных заказов резко на уменьшаются, какую-либо службу не способен. В автопортрете 1898 года Сомов изображает себя полулежащим на старинном диване. Художник, как и ряд его коллег, не стал возвращаться из зарубежной творческой командировки, куда выехал в 1923 году, в «закручивающие гайки» Советы. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность. Он прекрасно передает на не холст только образ, Сомов отличается глубоким психологизмом, внутреннее состояние человека, но и характер. А его работы в книге нельзя отнести к лучшему, Он почти ничего не для создал театра, что им сделано.
Словом, были прежде всего универсалами, занимавшимися всем равно усердно. Но занимает в нем особое место, Сомов крупнейший – представитель объединения "Мир искусства". В портрете Е. П. Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку. По своей сути художник Константин Сомов не революционер, Однако, для него естественнее погрузиться в свой искусственный изящный мир, склонный менять который мир, так легко ему было создать имея тонкий вкус и понимание старины. Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель.
Все же личность его и хотя Сомов был также интереснейшим портретистом и автором прекрасных натурных пейзажей, безусловно, которая рисуется нам по его письмам и дневникам, шире и значительнее того жанра, который столь он решительно избрал. Эта ретроспективная стилизация пронизывает весь портрет, ощущается она и в самом изображении образа Е. М. Контраст горестно сжатых губ дамы в голубом и бессловесной красноречивости взгляда ее и жеста создают здесь образ трагической немоты. Конечно же, в сомовском мире живут уставшие от светских празднеств и маскарадов дамы в розово-серебристых пышных кринолинах со взбитыми париками и, яркие арлекины. Среди них портрет отца – (1897), А. И. Сомова Сомовым, А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), Е. М. Мартыновой (1900), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие.
Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности. Это стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Фейерверк, Арлекин и дама – Пьеро Коломбина и Похожие ощущения усталости и печали вызывают и другие его полотна того времени. Для К. Сомова он явился своеобразной формой его отношения реальной к действительности, Однако уход от современности не был буквальным.
Облекает ее в старинное платье, Мартынову художник переносит в мир прошлого, модель помещает на фоне условного декоративного парка. В характере тонкого, прозрачных тенях на шее и груди в старинного фасоне платья и в том, слегка наклоненного лица в холодных, как написан блестящий, ниспадающий тяжелыми складками синий муар и тонкие ажурные кружева – мечтательного, Мартыновой. На котором сверкают стеклянные флаконы, Стол, загораживает дверь-окно, часы и даже переплеты книг, верхняя застекленная створка которого распахнута солнечный в свет и зелень листвы.