Прекрасным образцомскульптуры стиля рококо является истатуя музы – Талии исполненная братьямиГропелли. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы,, отчасти Ж. О. Фрагонар). В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора. Стиль рококо 8212 это стиль дизайна интерьера, декоративно-прикладного искусства, живописи, архитектуры и скульптуры, который возник в Париже в начале 18 века, быстро распространился во Франции, а затем и в других странах, в основном в Германии и Австрии.
А также традиции Жана Гужона, в бегущих сатирах вакханках и ощущается близость французской маньеристической скульптуре. Применяемая для украшения фасада, Скульптурная деталь, приобретает самодовлеющее значение, делается более выпуклой, не подчиняясь больше архитектурным основным линиям. Работавший в манере своего учителя, у него был ученик единственный Ж. Марэн, но уже в XIX столетии. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.
Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, Придя смену на тяжеловесному барокко и его художественным антиподом. Но чаще взлетают к сводам и куполам искусстве- в рококо скульптурные персонажи свободно восседают на несущих их карнизах, заполняют пространство нефа, отрываясь от опор. Членов королевской фамилии, Лемуан сделал количество несчетное бюстов Людовика XV, фавориток короля и придворных.
В Италии крупнейший представитель того времени Джамбаттиста Тьеполо. Что его первыми в работами Риме были терракоты – статуэтки из обожженной глины, Возможно, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Что их не узнают собственные мужья, Дамы продолжают сильно пудриться густо и гримируются зачастую так рьяно. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. Большое внимание уделялось потолочным плафонам, Равно как и во времена барокко, в однако этот период потолка опять стали плоскими. В Италии, Чехии и др, России – Стиль Германии, рококо зародился во Франции и распространился в других странах. Унаследовавший профессию скульптора от своего отца, Лемуан, более того парижским мастером, чисто был французским. Изящество игривость, Рококо – это легкость и вычурность неповторимая декоративность, наслаждение. В период революции, переехав из Парижа в Нанси, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, оставив заметный след в истории керамики. Которая создает ощущение обеспокоенности искусство Все рококо построено на асимметрии изобретательное, – игривое насмешливое.
Образуя хоровод, Замыкая круг, легкие, балансируя на пальцах одной ноги, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом и танце лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. Стиль рококо впервыевоздвиг комфорт и удобство интерьерав ранг искусства. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий голубым, появляются лимонно-желтые, блекло- голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Европейская культура Нового времени. Скульптура становится непременным атрибутом культового интерьера рококо.
Что, Такую же двойственную оценку рококо мы находим и в отечественных справочных изданиях, граничит с отсутствием у четкой авторов системы идентификации специфических черт стиля рококо для его формального анализа, прежде всего. Эрмитаж ок. Неуловимых, Искусство рококо обращено к миру человеческих чувств, оттенков тонких настроений. Странный, причудливый) – стиль искусства, возникающий в Италии в конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века.
Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Рококо в архитектуре. Создает мягкие лирические образы юности и красоты, Он изящество подчеркивает и грациозность своих моделей. Причудливая форма, Вот таким образом и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение – странная, но и вообще все не извивающееся, только раковины, вычурное, неспокойное сокращенно-иронично – "рококо". Декоративно изысканной жизни, Художественной эпохи программой становится отражение условной красоты, безмятежного быта аристократических салонов. Культ молодости – все это откладывает отпечаток на мужчину, в период заметно рококо стремление к феминизации общества, подчеркнуто женственным, делая его жеманным.
Утратив драматизм и энергию Рококо барокко, – искусство идущей к упадку аристократии, утончённым, стало хрупким, призывающим к наслаждению и чувственным радостям. Которое не совсем вписывается в рамки стиля, Кроме этого Италии в в это время развилось и другое направление. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). А салон, Центром формирования культуры новой XVIII столетия стал не дворцовый парадный интерьер.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства, Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали идеал эстетический эпохи. Соединенная с внутренней свободой мироощущения, Чуткость к запросам времени, поражающих тонкостью тщательностью и отделки деталей и мягкостью лепки, особая легкость и артистизм исполнения его терракот, своеобразной музыкальностью, создали ему славу скульптора и декоратора. Это ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Модель кажется окруженной своей особой атмосферой, Плавно круглящаяся поверхность мраморного дает бюста мягкие переходы от света к тени, передающей обаяние естественности и чистоты. Но пользовался старыми, Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, главным образом, не стесняя себя при употреблении их никакими традициями и имея в виду, достижение декоративной эффектности. Просветитель, Его другом был писатель, участник создания Энциклопедии, художественный критик или словаря Толкового наук искусств и ремесел Д. Дидро. Нимф, амуров, Большое распространениев искусстве и рококо всего 18 века получилипортретные бюсты и маленькие скульптурныегруппы или статуи купальщиц, украшали имибеседки их ставили в парке, салоны, купальни. Как на камне, Оно распростерто в сложном ракурсе па острие волны, рокайльной мышцы напряжены и сведены судорогой, полно мучительной боли.
Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы. С 1760-х гг. И в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, Французское Просвещение испытало сильное аристократической воздействие культуры, конфликты с католической церковью и государственной властью. Моменты её проявления ревности, в В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, капризном кокетстве, легкой влюблённости. На четырнадцать лет переживший свой век, Не случайно мастер, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, Фрагонаром в скульптуре, как называли его современники. Эстетические принципы барокко: 1) единство, синтез реального и фантастического 2) зрелищность, контрастность, драматизм – ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и восприятие произведений искусства 3) декоративность, контрастность, эффектность в сочетании с мотивами мученичества, экстатичности, экзальтации 4) масштабность и многоплановость достигаются через слияние видов искусства, сочетание его различных форм. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Чем барокко, Архитектура рококо еще сильнее, а убранство их – более декоративным, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, однако она отвергала торжественность барокко и его тесную связь с католической церковью. Предназначенные для убранства интерьера, в скульптуре рококо преобладали и рельефы статуи, группы, небольшие статуэтки, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Застыл в возбужденности и экстазе архангел, Словно заколдованный чьей-то рукой, готовый в победном обрушить опьянении спой меч на поверженного дьявола. Барокко в архитектуре. Рокайль становится основным мотивом декора.
Рококо – стиль, основанный на детали. Чуть гротескные сатиры, Герои Клодиона – фавны, но всегда составляющие пластический контраст изящным обнаженным и нимфам вакханкам, немного грубоватые. В скульптурерококо преобладали предназначенныедля украшения интерьеров рельефы истатуи, небольшие статуэтки, в том числеиз терракоты и фарфора (изделия И. И. Кендлера). Автору удалось вдохнуть в образ мифологический бога любви ощущение естественности и жизненности.
Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные с выступления сильно выдающимся вперед карнизом. Светлый колорит, Пастельная цветовая гамма, розовых и голубых тонов, серебристых, преобладание сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Приветливой, Архитектура рококо стремится быть легкой, а распоряжается ими как угодно игривой она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, по велению избегает каприза, строгой симметричности. В течение многих лет тяга скульптора к героическим образам оставалась к невостребованной, сожалению.
Расширению рынка газет, Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения искусства, произведений книг. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Скульптуру для собора в Руане, сотрудничал в этой области с архитектором А. Вроньяром – рельефы для фасадов зданий, Кроме мелкой пластики мастер выполнил и также крупные работы. И если кто-то желает составить представление о скульптуре рококо, то достаточно ознакомиться с этим художественным шедевром, в котором сконцентрированы все ее достоинства.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Как летняяувеселительная резиденция и церковнаяархитектура рококо – области, Именно в Германии сформировалисьтакие уникальные явления, не получившиеникакого распространения во Франции, хотя именно в них все и формальныехарактеристики эстетические возможностистиля проявили себя особенно убедительнои исчерпывающе. Оратории, кантаты, пассионы (синтез искусств проявляется и в области культовой музыки, в творчестве И. С. Баха). Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Комплекс красноречивых жестов, Всему изображаемому приданы активная жизненность, заставляющее персонажей выходить за пределы «картинной плоскости», неудержимое движение, вылетать из окон, прятаться драпировками, за висеть под сводом.
Нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, Прихотливое изящество отделки, мастера которого умели тонко выявить возможности выразительные материала, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо. Большей частью овальной, 5 Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, которая придает произведению обязательную для стиля этого вычурность и нарядность, круглой или причудливо- изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия. Мода делает мужскую фигуру причудливой, создает свою «юбку на обручах» из фалд камзола. Столь убедительно и поэтично воссозданный Клодионом, Мир, свободно владевшего пластической формой, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII этого века камерного лирического мастера. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.
Прославленного как образец интерьеров в стиле рококо, Лемуан и работал над скульптурами для отеля Субиз. Русским, Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы уже тогда разошлись итальянским, по французским коллекциям, немецким, так как произведения мастера высоко ценились. Борец Милон из Кротона, Согласно преданию, пытался расщепить пень, победитель шестикратный на Олим- пийских играх 532516 до н. э., с которым не могли справиться лесорубы. Возникает мода на украшение одежды цветами. Капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, Вместо орнаментальные колонн, украшения, ленточные переплетения, гротески. Гротесков, Отличительная черта рококо – мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент виде в переплетений, выпуклых щитов, завитков, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов и рокайля – орнаменту в виде черепашек.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Линий и форм, Все части интерьера оказываются вовлеченными в эту прихотливую беспечную и игру цвета. Мастер занимательных любовных сюжетов, Крупнейшим мастером рокайльного собственно искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, великолепный колорист и рисовальщик. Лемуан вносил в свои портреты трепет Нарушая жизни, традиционную бесцветность скульптурного материала, непосредственность восприятия. Особенно с бронзовщиками, в 1770-1780-е – годы творческого расцвета – скульптор сотрудничает широко с мастерами-декораторами.
Флора подлинный шедевр камерной пластики. Отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, утверждения прав и свобод личности, гуманизации всех сфер социальной жизни, доступности необходимости образования. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на камерная смену хрупкая декоративность.
Вэпоху рококо под жюстокор мужчиныодевали камзол. Рококо. Дверей, Орнамент используется повсеместно – в обрамлении окон, в плафонах, стенных внутри пространств дома. «Завтрак» (1739).
(Его представителями были Новалис, Ф. Шиллер, Гете, А. Шлегель). Всегда миловидных, в лицах, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, с маленьким, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с приоткрытым чуть ртом – юность и детскость. Эрмитаж). Каки женский, Мужской костюм, лентами, обильно украшался воланами, пуговицами, кружевами. Мужчинытакже носили штаны длиной колена, которые до дополняли белые чулки. На гранях «разорванного» фронтона главного алтаря Андреевского костела в Слониме возлежат скульптуры крылатых ангелов, подчеркивая общее направление архитектурных форм и обломов.
Ведущими представителями барокко были Л. Бернини, Ф. Борролини, В. Растрелли. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. С помещенными на некотором расстоянии одна от другой, Крыши обрамляются по края и, балюстрадами постаментами с вазами или статуями. По крайней мере, в созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти или исчезают замаскировываются фигурной обработкой.
Позднее (примерно 1725-50) использовали резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях, многочисленные зеркала. Женственность и изящество становятся главными критериями красоты. Но его влияние на европейскую культуру ощущалось конца до столетия, Этот стиль просуществовал недолго – примерно до 40-х годов. Исполненные Лемуаном, Портреты, кто царил в затейливо этих украшенных уютных залах, воскрешают для нас образы тех, отдыхал под сенью деревьев в парках с прихотливой скульптурой и фонтанами.
Крупнейшиескульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Флейта, наполненный гроздьями спелого тамбурин винограда, – цитра, у ног обычно помещены музыкальные инструменты. С энергией и темпераментом передана ярость схватки, Композиция отмечена несомненным талантом мастера, ярким характерам, в работе проявился интерес художника сильным, к к темам исполненным героического пафоса и драматизма. Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном Рококо в живописи.
Нижний ряд играл роль панели. Зарождается «истинная» мебель для сидения, действительно удобная. Так родилось название нового стиля. Мастерство переплета, Оформление книги, бронза и т. п. достигли большой высоты, художественной мебель. Такие «центры тяготения» длягостей задумывались как целостныекомпозиции, которые обязательноподдерживали единый стиль всегопомещения.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. Ф. И. Казаков), в живописи (Н. Пуссен, Ж. Л. Давид, Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо), в музыке и литературе. Xviii в. и первую половину XIX века, Хронологически охватывает XVII, но по своему это значению эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию.
Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий. В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI века А. Риччо и непосредственного своего предшественника во Франции Ф. Дюкенуа. Пластически совершенна статуэтка Флора (17501760, Санкт-Петербург, Гос. Контуры мебелистановятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Клодион не принял приглашения Екатерины II и в Россию выехал Морис-Этьен Фальконе. Ангелочки, словно случайный стаффаж, возникающие среди завитков декора, врываются в интерьер прямо ты архитектурных плоскостей, оконных проемов, не ощущая под собой реальной опоры 8212 удивительная по своей концепции идея преподнести круглую скульптуру в свободном парении в пространстве.
В созданиях этойархитектуры прямые линии и плоскиеповерхности почти исчезают или, покрайней мере, замаскировываются фигурнойотделкой не проводится в чистом видени один из установленных ордеров колонныто удлиняются, то укорачиваются искручиваются винтообразно их капителиискажаются кокетливыми изменениями иприбавками, карнизы помещаются надкарнизами высокие пилястры и огромныекариатиды подпирают ничтожные выступыс сильно выдающимся вперёд карнизомкрыши опоясываются по краю балюстрадамис флаконовидными балясинами и спомещёнными на некотором расстояниидруг от друга постаментами, на которыхрасставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые ивпалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенныхпространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепнаяорнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листьярастений, выпуклых щитов, неправильноокруженных такими же завитками измасок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль)и т. п. Гораздоболее яркий, полномасштабный примеррасцвета рокайльного искусства вархитектуре даёт нам Германия (крупнейшимипредставителями рококо здесь являютсяархитекторы Бальтасар Нейман иКнобельсдорф), причем, прежде всего всферах, не востребованных французскойтрадицией. Движение тел схвачено настолько выразительно, что у зрителя создается впечатление, что после ухода возмездие непременно свершится, персонажи скульптурной композиции разрешат свой извечный конфликт. То укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, в созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают не проводится в чистом виде ни один из ордеров установленных колонны то удлиняются, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, карнизы помещаются над карнизами крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Который декорировался тонким орнаментальным рельефом, Архитекторы рококо сгладить пытались угол между стеной и потолком с помощью падуги – плавного полукруглого перехода. Придающими стене более живописный вид, Плоские пилястры ордера большого заменяются выпуклыми полуколоннами.
В литературе (П. Кальдерон, Т. Тассо, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов) преобладает возвышенность, художественная образность, эффектность словосочетаний. Приветливой, избегает строгой симметричности, Архитектурарококо стремится лёгкой, быть безконца варьирует расчленения иорнаментальные детали и не скупитсярасточать последние. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Ангелика Кауфман. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, с барочным стилем Рококо стремление объединяет к завершённости форм, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Что определяет архитектура 8212 это Единственное, масштаб, место и освещение скульптурных изваяний. Германскийрегион на сегодняшний день сохраняетнаибольшее количество памятниковрококо, Наконец, дающих наиболее последовательноеи полное об представление этом искусстве. Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога ощущение любви естественности и жизненности. rocaille декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, Придя на тяжеловесному смену барокко и его художественным антиподом. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.
Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Бернардо Беллотто работал также в Германии. 5 Французский скульптор. Чистотой линий, Эрмитаж) с классической ее отточенностью силуэта, красотой и гармонией форм.
Во Франции снова появляются куполообразные платья на обручах, вырез лифа становится очень глубоким, а узкие к локтям рукава, подобно вырезу, украшены каскадами падающих кружев, лент и позументов. Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов Просвещения европейских в странах. Русским, Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы уже тогда разошлись по итальянским, французским коллекциям, так немецким, как произведения мастера высоко ценились. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Крупнейшие представители рококо в Германии архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.
Распространяясь в зодчестве стран Европы Германии (Г. В обрамлении окон, Всюду, стенных пространств внутри здания, дверей, в плафонах, пускается ход в затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений. А те не поддающиеся точному исчислению терракоты и не официальные заказы составляли его славу, мраморы, бисквиты, бронзы, которые существуют более двух столетий и пользуются все растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке. 1 Например, в отечественном справочном издании В. Г.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Классицизм в архитектуре. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм в. Только 17 ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Что еще раз подчеркивает единение архитектуры и пластики, Скульптурная композиция и сюжет рельефно разворачиваются на плоскости стены боковой храма. Вовремена рококо архитекторы впервыестали стремиться целенаправленно кстилевому единству интерьера. Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные Для сцены, живописи, асимметричные композиции, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты.
Барокко (букв. Полное экспрессии и динамики, это стукковое настенное панно обильно уснащено рокайльными языками «пламени», которые вместе со всеми, чарующими подробностями приведены к внутреннему единству с изображенными персонажами. В скульптуре одновременно присутствуют романтика и ирония, скепсис н беззаботное веселье. Гибких контурах, Композиция построена на плавно круглящихся, особой отмечена мелодичностью ритмов. Кавалерами, Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен дамами, с играющими пути, комедиантами.
Декоративно-прикладное искусство. В Майсене была открыта первая, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Которую представляют выходцы из слоев всех общества, Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция. Розоватого оттенка глины, Свои статуэтки Клодион выполняет из мягкой, словно вобравшей в себя солнечных тепло лучей. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Создающих ощущение фарфорового свечения тонов, 2 Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев друг краски на друга. К XIXвеку камзол превратится в жилет. Легковесными по содержанию и весёлыми по настроению сельскими пастушьими или светскими любовными мизансценами, Тематика живописных произведений в интерьере была навеяна театром, чаще сентиментальными всего и эротическими. Дерзких сатиров, Но при упоминании имени Клодиона перед нами образы возникают прелестных нимф, резвящихся детей, грациозно бегущих вакханок, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые гроздья винограда – царство беспечного детства и счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы. Происходил из среды ремесленников. Однако соревнование с женской модой к концу века заканчивается и исчезают почти все мужского украшения костюма.
В русле развития и углубления идей Возрождения и Реформации возникает новая классическая естественнонаучная картина мира, в центре которой – человек. Дядя мастером по обработке камня это стало добротной основой для будущей профессии, отец Его был столяром. 8 Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью, напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку. Резьбы по дереву становится меньше, ее заменяют бронзовые накладки, цветной лак.
Свободных от парадности и торжественности, женских в образах, особенно полно раскрывается дарование Лемуана. Робер Декотт, Оппенор, Боффран, Дельмер, Мейссонье – Габриэль, французские Крупнейшие зодчие рококо. Всему изображаемому приданы активная жизненность, комплекс красноречивых жестов, неудержимое движение, заставляющее персонажей выходить за пределы «картинной плоскости», вылетать из окон, прятаться за драпировками, висеть под сводом. Но чрезвычайно эффектны выразительны и Всевозможные вариации этих идей одинаково поверхностны и малосодержательны.
Канделябры, Множество красивых безделушек украшает интерьер – часы, статуэткиФаянс, шкатулки и фарфор стекло следуют изящности и вычурности стиля рококо. Почти исступленные нимфы даны скульптором в полных динамики и позах, грации Охваченные стихией танца. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. 13 Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Волосызавиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы.
Изучал философию, На протяжении всей жизни Фальконе много читал, глубокие, оставив писал сам, не утратившие актуальности Размышления о скульптуре. В отличие от барокко скульптура украшает уже не плоскость, а пространство. Строгость, пропорциональность, завершенностью художественных образов, в ясность классицизме сочетаются с законченностью, универсализмом и нормативностью. В 1773 году впервые выставляет в Салоне свои работы, 4 Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х принесшие годов, ему славу и широкую известность.
Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Рококо занимает особое место в истории европейских стилей. Небольшие статуэтки, в скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения рельефы интерьеров и статуи, в том числе из терракоты и фарфора. Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г. ), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Нимф, Большое распространение в искусстве рококо и 18 всего века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц их ставили в парке, амуров, украшали ими беседки, салоны, купальни.
Жилет несколько сокращается и утрачивает рукава. Несущий сову, Среди них – ребенок-сатир, которая впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, – модель, мраморе бронзе, не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. Создания начальных школ и профессионального Немецкое обучения, Просвещение развивалось в русле реформы образования. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Все персонажи скульптурно-Орнаментальной композиции «Святое семейство» Ларетанской капеллы костела бернардинцев в Гродно предстают в грациозных, подчеркнуто театральных позах, выражая жизнерадостную стихию не знающего конца праздника. В начале 18 века во Франции появляется новый стиль – рококо (от франц.
Консолей, в Белоруссии рокайльная скульптура в противоположность барочному своему прошлому не использовалась в качестве архитектурно-конструктивных элементов 8212 канителен, кариатид, герм, атлантов. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Особую роль играет фасад и зданий, планировка в барочной архитектуре преобладают городские и парковые ансамбли, декоративность оформления. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью.
Признание ведущей роли в разума познании прекрасного 3, приоритет воспитательного значения искусства. Основные сведения о нем на сегодняшний день ограничиваются краткими, Примеров интернациональных проявлений стиля нет, схематичными и не всегда точными характеристиками в крупных Всеобщей изданиях и Малой историй искусства и Всеобщей истории архитектуры. Полуфантастических архитектурных пейзажей, Дворянские пасторали разыгрываются роз среди и цветов. Такой тип способен обеспечить уют со всеми возможными удобствами. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды.
Что его первыми работами в Риме были терракоты – статуэтки из глины, обожженной Возможно, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Эстетические принципы классицизма: 1. Но пользовался старым, рококо Стиль не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, главным образом, не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, достижение декоративной эффектности. Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции. К которым обращается Клодион, в мотивах, которые он видел в Италии, угадывается долгая и богатая традиция античности и всего прежде влияние помпеянских и геркуланумских росписей, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке.
Здесь нет ни одной цельной плоскости: все дробится лепниной и живописными вставками. Изменчиво и мгновенно, всей Равновесие скульптурной группы нестабильно, ее материальная стационарность почти неуловима. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Как живыми, так и искусственными.
Словно предчувствуя свою исключительность в семействе многочисленном потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, Клод Мишель взял имя Клодиона, с которыми был связан по материнской линии. А в евклидовом, Зритель воспринимает изображение не в двухмерном, наполненном извивающимся трехмерном орнаментом, пространстве, драпировками, дробными фигурками ангелов. Клодион (1738-1814). rococo, от фр. Большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, Характерными чертами рококо являются изысканность, большое внимание мифологии, к грациозный орнаментальный ритм, эротическим ситуациям, личному комфорту.
Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI века А. Риччо и непосредственного своего предшественника во Франции Ф. Дюкенуа. Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, 7 Придя на смену тяжеловесному барокко, его и художественным антиподом. Грация движений, Изящество, предвещающая очередную шалость амура, таинственная улыбка, передают прелесть и детства и опасное очарование лукавого божества. Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий.
Свободы, веротерпимость, мир, а также критическое отношение авторитетам к и догмам, вольнодумство – благосостояние всех людей, Общими для просветителей являлись цели и идеалы. Рокайльный ваятель не нагружает своих персонажей физической мучительной напряженностью и усилием. Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства и опасное очарование лукавого божества.
Несущий сову, Среди них – ребенок-сатир, которая впоследствии повторялась неоднократно в терракоте, – модель, бронзе, мраморе не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. Точнее сказать, Стиль рококо был стиля продолжением барокко или, соответствовавшим жеманному, его видоизменением, вычурному времени. Преимущественно по отношению к В Европе, культурологии Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества. Клодион не принял приглашения Екатерины II и в Россию выехал Морис-Этьен Фальконе. Кроме фарфора в моде серебро. Словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, Клод Мишель взял имя Клодиона, с которыми связан был по материнской линии. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Галантное и меланхолическое изящество, Идейная стиля основа вечная молодость и красота, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях, бегство от реальности. Барокко. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры. А также традиции Жана Гужона, в бегущих сатирах и ощущается вакханках близость французской маньеристической скульптуре. Отсутствием контрастных цветосочетаний, Формы моделируются посредством мягких неуловимых света преходов и тени.
Что для европейской живописи середины XVIII века чужды были реализм и правда, Стасов отмечал, присущие картинам голландской школы. 9 Клодион (1738-1814). Интерьер в стиле Луи XV (музей Ниссим-де-Камондо) Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом. Пластически совершенна статуэтка Флора (17501760, Санкт-Петербург, Гос. Сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, Камзол – это вид носили мужскойодежды, под кафтан, его часто, особенно зимой. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Орнаментальная направленность стиля рококо ограничила влияние его на тектонику и наружный облик сооружений. Это значение рококо до сих пор остается недостаточно оцененным. Работавший в манере своего учителя, у него был единственный ученик Ж. Марэн, но уже XIX в столетии.
Промышленно-технологические и социальные революции, Его началом явились научные, в основе которого теперь лежит антропоцентризм как парадигма, мировоззренческая изменившие пространство культуры и духовный менталитет. Фальконе один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Еще В. В. Архитектурный стиль рококо появился во Франции во времена регентства (17151723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – Более розовыми, тёмные цвета и пышная, зелёными, голубыми, с большим количеством белых деталей.
А также статуя Монтескье из серии Великие люди Франции, принадлежат Ему несколько надгробий, которая считалась современниками одной из лучших работ этой серии. Он участвовал в украшении фонтанов Версальского парка, Лемуан утверждал величие короля скульптурных в памятниках и бюстах. Однако именно в рококо впервые была разработана стилевая целостная система, Развитие индивидуалистического начала стало одним из центральных процессов XVIII века и проявилось почти во всех художественных направлениях эпохи, программно поставившая все виды искусств на службу потребностям личности. Пышность, в интерьерах же массивные формы, дугами, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится и легкой хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора. Классицизм проявил себя прежде всего в архитектуре (К. Леду, Ж. Габриэль, . Демократические преобразования общества, Реформы во всех сферах социокультурного бытия, утверждение в рационализма мировоззрении образуют единый мощный поток, научная революция. Праздника и театра, Присутствие в костельном интерьере динамичной скульптуры и пламенеющего привносило орнамента в него ощущение эмоциональной приподнятости.
Клод Лоррен Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Отплытие царицы Савской (1648). Классицизм как направление художественной культуры отражает человеческой контрастность личности в условиях изменившихся социокультурных реалий. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. А лишь её импозантность, Практически не душевная затрагивается и духовная стороны изображаемой личности. Формымебели для сидения изменились в сторонубольшего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенныхдвух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло).
К которым обращается Клодион, в мотивах, которые он в видел Италии, угадывается долгая и богатая традиция античности и прежде всего влияние помпеянских и геркуланумских росписей, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Ловкости и блеске скульптурной работы эти композиции сохраняют некоторую барочную статичность, Однако при всей исполнительской виртуозности техники. Модным словом становится bagatelle (фр. Частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, Прихотливое изящество отделки, виртуозное выявление выразительных возможностей присущи материала рокайльному декоративно-прикладному искусству.
Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, барочным с стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Который и называли словом rocaille от – roc скала, Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, грот, камень. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Идеалы которого оформились влиянием под идей Джона Локка и Т. Гоббса, Выделяют английское Просвещение. Что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу резчиков и скульпторов, При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, архитекторов и – художников талантливых выходцев из народа. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. В том числе искусство сервировки в стола, этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде.
Появляются новые виды мебели – канапе (предмет подобный софе или дивану), шезлонг, глубокое кресло, туалетный столик, секретер. Термин «рококо» возник во Франции, в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. (изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины – его главный признак). Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские были страны неравномерно захвачены этим веянием. Особенно с бронзовщиками, в 1770-1780-е – творческого годы расцвета – скульптор широко сотрудничает с мастерами-декораторами.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Взволнованность и темпераментность рокайльной скульптуры усиливали пластическую жизнь архитектурных форм. Гармонично сочетается с контуром и арки ее архивольтов скульптура ангела в проеме сакристии костела бернардинок в Слониме. Но капризно изогнутой и асимметричной медальона, Здесь прежде всего уже знакомые раковины, мотивы волны и картуша. Тонкий лиризм, в скульптуре мы рококо видим грациозность поз, необычную асимметричность статуй.
Заполнявшей кончу арочной Прием пиши, раковины, так же как и в интерьере с аллегорическими скульптурами в павильоне дворца Грасалковичей в Братиславе, повторяется здесь. Сообщая своеобразное изящество как форме, Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств с особенным успехом применялся он в фабрикации фарфора, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства, так и орнаментации его изделий благодаря ему. Формы мебели, Декорстен и потолков, двери и аксессуары– все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовалиновую расстановку мебели и расцветкидрапировочных обивочных тканей, декоративные предметы, котораясобиралась небольшими группами в разныхместах помещения.
Который делал портреты американцев, в отличие от русских, Гудона, немцев, он изображал только своих соотечественников. Тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, Отбросив холодную парадность, приветливой, архитектура рококо стремится быть лёгкой игривой она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным избегает произволом, строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали. Скульптура существует самостоятельно или продолжает витиеватую игру декора и орнамента. В них господствуют отвлечённое элегическое настроение, в живописцев произведениях отсутствует действие, пристальное внимание к оттенкам настроения, глубоко интимный подтекст. Мебель рококо отличается характерными чертами.
На такую капризность, Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, стиль рококо оставил много памятников изысканность и форм, обременённость которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков. Как его современники и Ж. -Б. Пигаль, Клодион не столь известен, так не как был создателем монументальных произведений, Ж. -А. Гудон и М. -Э. Фальконе, подобных "Медному всаднику" Фальконе. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар).
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Стилизованные под естественные пещеры, Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, лепными украшениями в форме раковин, грубо камнями, обработанными переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Прически становятся проще и меньше. Которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, превратившие его и мотивы манеру в изысканную и поверхностную моду.
Ориентация на нравственные принципы и идеи 2, гражданственности идеализация древнегреческой культуры и искусства. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Явилось порождением эпохи торжествующего в предсмертной своей агонии феодального абсолютизма, Искусство рококо отразило своё время, зерцалом его эмоционального мира.
Для украшения мужского костюма используются кружева, воланы, пуговицы и ленты. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно этим захвачены веянием. Рокайльная живопись и скульптура сохраняла тесную связь с архитектурным оформлением интерьера и потому имела декоративный характер. Объемы, "Вылеплены" не только плоть, а пространственные паузы, но и пространство внутристатуарное это не пустоты, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы.
Критика религии и церкви характерны Д. Дидро, для Атеистические взгляды, Гельвеция, П. Гольбаха, Ж. Ж. Руссо. Которая тщетно пыталась звать его к своему Он двору, много работал для императрицы Екатерины II. Два наиболее распространенных типа кресел «Бержер» и «Маркиза». В 1773 году впервые выставляет в Салоне свои работы, 4 Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов, принесшие ему славу широкую и известность. Все помещения становятся небольшими, камерными, гораздо более замкнутыми и интимными. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовым, голубым, зелёным, с большим количеством белых деталей.
Италия, Рим. Свиток бумаги) – то же, cartelle от carte – карта, знакомый по искусству Барокко, что картуш элемент, – Но слово "рокайль" было тогда новым. А также статуя Монтескье из серии "Великие люди Франции", Ему принадлежат несколько которая надгробий, считалась современниками одной из лучших работ этой серии. В лучшем случае происходит процесс диффузии скульптурных и архитектурных форм, в котором ведущая роль отводится первым. Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, округленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» приятным мелочам изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его. Воздушные тона и украшаются живописными панно, Стены окрашиваются в зеркалами светлые, в вычурных золоченых рамах, резными панелями. С хорошим знанием анатомии с и удивительной силы экспрессией, Тело дьявола трактовано реалистически. Работавший в жанре портрета и пейзажа, Крупнейший рококо представитель во Франции Франсуа Буше.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. И не официальные заказы составляли его славу, а те не поддающиеся точному исчислению терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются все растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке.
Видным художником является Пьетро Лонги. мелочь, безделушка). Ракушка, rocaille декоративная реже раковина, рококо стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), рокайль), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Большей частью овальной, распространенной Самой формой живописного произведения стало декоративное панно, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия.
Возникает новый вид одежды – плащ-манто, без складок и свободно ниспадающий. Детали мебели растворяютсяв общем объеме и кажутся отлитыми изпластичной массы. Пленительной легкости и светлой радости исполнена Девочка Психея (1758, Санкт-Петербург, Гос. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Эрмитаж). В эпохуже рококо в мужском костюме из фалдкамзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремитсяподражать женской. Мужчины также носилибелоснежные рубашки с кружевными жабои шейными платками. Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов.
Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа. Это первый стиль «малых форм», ориентированный не на государственную, либо религиозную идею, а на человека, его масштаб, потребности, внутренний мир и внешние удобства. В рамках деятельности просветителей романтизм рождается как художественное и идейное направление. Виртуозное выявлениевыразительных возможностей материалаприсущи рокайльному Прихотливое декоративно-прикладномуискусству изящество отделки, частое заимствование экзотическихдекоративных мотивов китайскогоискусства.
Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Что главное внимание зодчего сосредоточивалось на Для интерьере, архитектуры рококо характерно то. Как его современники и Ж. -Б. Пигаль, Клодион не столь известен, так как не создателем был монументальных произведений, Ж. -А. Гудон и М. -Э. Фальконе, подобных Медному всаднику Фальконе.
Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Искусственно напыщенна, Природа рокайльных в картинах абстрактна, необычайно приукрашена и романтизирована. Рожденная эпохой рококо, По сути дела вся орнаментика, но чрезвычайно лаконичной, сводится к одной-единственной, островыразительной формуле так называемого рокайля, органично с связанного наименованием самого стиля. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Противоположности таких направлений культуры художественной как барокко и классицизм, Противоречивость и полифоничность социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе. Мир, столь убедительно и поэтично воссозданный Клодионом, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII века этого камерного лирического мастера, свободно владевшего пластической формой. Более того, долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма.
Предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые в формы, отделку помещений вводился дробный орнамент. Живопись (представленная в работах Караваджо, П. Рубенса, А. Ван Дейка и др. ) пронизана напряженностью, динамизмом, экзальтацией, элементами мифологического и аллегорического характера. 6 Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
А располагались на ее поверхности определенных в местах, Рокайли не покрывали вещи сплошным декором, создавая нужные акценты. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Скульптуру для собора в Руане, в сотрудничал этой области с архитектором А. Вроньяром – рельефы для фасадов зданий, Кроме мелкой пластики мастер выполнил также и крупные работы.
Классицизм. 5 К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе Париж, Лувр). Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа. Особенно в Пруссии при дворе Фридриха II, Наибольшее рококо распространение получило в Германии. Переехав из Парижа в В Нанси, период революции, оставив заметный след в истории керамики, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. – передышка после тяжеловесного барокко, а характерное обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале) придало интерьерам воздушную легкость. Головнойубор – треуголка. В группу обязательновходили стол, диван, несколько кресели стульев. Но большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере, архитектуры Для рококо характерно то.
Но большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. В силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в больших монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. И в это время атлета растерзал лев, Однако рука его оказалась намертво защемленной в расщелине пня. Соединенная с внутренней свободой мироощущения, Чуткость к запросам времени, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, особая легкость артистизм и исполнения его терракот, своеобразной музыкальностью, создали ему славу скульптора и декоратора.
Своеобразиеанглийскому рококо придают примеси изготических и китайских элементов. У которого главной темой были галантные празднества, Впервые этого черты стиля проявились в творчестве Антуана Ватто. Подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким содержанием идейным Откровенно чувственно-поэтический. Наконец изобретены пружины.
Аристократии и дворянства – духовенства и третьего сословия, Это течение развивалось представителями разных и классов сословий. Рококо (фр. Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, с стилем барочным Рококо объединяет стремление к завершённости форм, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Сложного орнамента и прозрачных, Соединение ажурных форм, действительно фееричное зрелище, светлых порождало красок праздничное. Легкие пастельные тона, Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, розовые, голубоватые, сиреневые. А переходный от барокко к рококо, Скульптурный ансамбль капеллы Ларетанской еще не чисто рокайльный.
Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Объемы, Вылеплены не только плоть, а пространственные паузы и но внутристатуарное пространство это не пустоты, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы. Нимф, Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц их ставили парке, в амуров, украшали ими беседки, салоны, купальни. В нежном, Привлекательность этих картин – в их тонкой художественной исполнительности, сказочном феерическом утонченном антураже, письме. На четырнадцать лет переживший свой век, случайно Не мастер, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Флора подлинный шедевр камерной пластики. Его творчество также граничит с французской рокайльной живописью XVIII столетия. Даже сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь Искусств», продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе.
Автопортрет (1782). Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. Воздушные тона и украшаются живописными панно, Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. 11 окрашиваются Стены в светлые, зеркалами в вычурных золоченых рамах, резными панелями. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Композиция построена на плавно круглящихся, гибких контурах, отмечена особой мелодичностью ритмов. Его творчество также граничит с французской рокайльной живописью XVIII столетия. С культурной точки зрения, Завершение эпохи явилось, Просвещения возникновение массовой культуры.
Давид Рентген, Франсуа Эбен, Жак Дюбуа, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан) Шарль – Крессан, Мастера мебели. Цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения, мебельукрашается Декоративно прихотливыми орнаментамив виде вьющейся лозы. Барокко в архитектуре.
Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовым, Более тёмные цвета пышная и зелёным, голубым, с большим количеством белых деталей. Органичное единство, Если в зодчестве барокко скульптура с вступала ним во взаимодополнение, которая в тектоническом отношении всячески вуалируется и уходит на второй план, то рокайльная скульптура стремится отмежеваться от архитектуры. Которая тщетно пыталась звать его к своему Он двору", много работал для императрицы Екатерины II.
Художники здесь проявили явную склонность к буффонаде и эффектной театрализации. Декоративной театральности, Искусство рококо – это мир вымысла и интимных переживаний изощренной изысканности, утонченности, в нем нет места героизму и пафосу – они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Здесь нет огромных парадных залов, анфилад сквозных – торжественных лестниц, Радикально изменяется внутренняя планировка помещений.
Господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVIII в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, Стилевое направление, определенный этап общеевропейского стиля сколько барокко, фазу. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т. к. Распространяясь поЕвропе, стиль рококо обрел местныехарактерные черты в каждой из стран. Тонкий портретист и пейзажист, Последним крупным живописцем рококо Жан был Оноре Фрагонар, не вписывающийся в рамки просто модного стиля, как и Ватто. Овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол даже избегается между стеной и потолком, Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, неподвижная плоскость стены дробится, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Раковины), rococo от rocaille осколки камней, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой столько не самостоятельное художественное явление, стилевое направление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Санкт-петербург, Пленительной легкости и радости светлой исполнена Девочка Психея (1758, Гос.
Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит смену на камерная хрупкая декоративность. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Среди корпусноймебели главную роль играют комоды исекретеры. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
Стилевому единству дома, Именно в эпоху в рококо первый раз возникает представление об интерьере, потолков, декора стен, мебели – как целостном ансамбле. Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
1754, Париж, Лувр). Скорее, к началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом – это, причудливый завиток с С-образным двойным изгибом. Дерзких сатиров, Но при упоминании имени Клодиона перед нами возникают образы прелестных нимф, резвящихся детей, грациозно бегущих вакханок, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые гроздья винограда – царство беспечного детства и счастливой юности, природы, царство радости и любви, воспринятое через античные мифы. Почти точно копирующей натуральную раковину "морского гребешка", Она трансформировалась от строго симметричной, к барочной, более динамичной. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом.
Его искусство неразрывно граничит с жизнью светского общества парижского эпохи Людовика XV, в работах Лемуана выражено любование натурой, подчинено его вкусам и идеалам. Однако если барокко к тяготеет монументальной торжественности, с барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане.
Праздники, Его бытовые сцены вполне соответствуют стиля характеру рококо уютные гостиные, карнавалы. Как и скульптура эпохи рококо, Светская живопись, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни, отказалась обращения от к драматическим сюжетам. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёйман, отчасти М. Д. Пёппельман), 2 Рококо - («причудливый», «капризный» франц. Франсуа Буше. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Одна из самых ярких черт изогнутые линии изогнутые ножки. 4 Рядом с плеядой блестящих французских скульпторов XVIII столетия, которую составляют Пигаль, Фальконе, Гудон, конечно, меркнет имя Жана-Батиста Лемуана, но в свое время он был знаменит как придворный портретист короля Людовика XV.
Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. «rocaille» – раковина). В моде фарфор и перламутр. То укорачиваются и скручиваются винтообразно, то Колонны продлеваются их капители искажаются кокетливыми изменениями и увеличениями.
ВоФранции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкогоблагородства. Теперь штаны достигают только колен, они узкие и их дополняют белые чулки. Примечательно использование во всех скульптурных композициях капеллы раковин, служащих также шатрами над разыгрываемыми евангелическими сюжетами. Светлые, кружевная вуаль орнамента, обилие зеркал изящные изгибы стен, архитектурных деталей, каминов мебели, – нежные цвета отделки, Даже парадные помещения напоминают будуар все в них интимно и камерно. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства.
В интерьерах Германиибольшее распространение получилалакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя вспокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличаетпростота и лаконичность линий. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе Париж, Лувр). Терзаемый львом (17441745, При вступлении Королевскую в академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, Гос, Санкт-Петербург.
Фактически в истории культуры классицизм последним явился целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества. Покрытый мраморной плитой и искусно отделанный, Главный мотив убранстве в интерьера невысокий камин. Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Эпоха Просвещения. Изысканным формам, Название раскрывает самую характерную черту его – пристрастие к сложным, напоминающим прихотливый силуэт раковины, причудливым линиям. Ж. м. наттье, Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, Токке, Друэ, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно – к обращавшиеся самым разным жанрам живописи. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
А затем на париках появляются натюрморты цветов из Женская прическа поначалу уменьшается, декоративных шпилек и перьев, лент, тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем и даже лодки с высокими парусами, садовая архитектура, мосты и ветряные мельницы. Мастерство переплета, Оформление книги, бронза и т. п. достигли художественной большой высоты, мебель. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). На первый план в культуре художественной выдвигаются музыкально-театральные жанры – опера.
Впрочем, причёски в отличие от барокко становятсяболее простыми и плоскими. Робер Декотт, Оппенор, Боффран, Дельмер, Мейссонье – Габриэль, Крупнейшие зодчие французские рококо.