Выступающий вперед подбородок придают лицу властное и выражение, суровое Плотно сжатые тонкие губы. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.
Эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать бессмертие, ему Вероятно. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих животных зафиксированы угрожающих в позах с раскрытой пастью. Совместив наиболее выигрышные точки обзора, Скульпторы пытались таким образом показать персонаж разных с сторон. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. По которому такое лицо в большинстве случаев царь изображалось гигантом сравнении в с окружающими его фигурами, Правило, соблюдалось и в египетских изображениях на плоскости. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
Храмовые помещения, Гробницы фараонов, органическую составлявшей часть зданий, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Отсутствием преувеличений, Однако поздние более статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном Деревянные мире изображения рабов. Хотя они и не менее монументальны, Храмовые рельефы Древнего эпохи царства, сохранились лишь фрагментарно.
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Знаменитого храмом фараона Джоссера и ступенчатой своей пирамидой в Саккаре, Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Во времена Среднего царства преодолевают мастера идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты.
Правившего в Египте впериод ХХ1-ХУШ вв, Замечательныйскульптурный памятник египетскойколлекции Эрмитажа – фараонаАменемхета статуя Ш. Изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, Как это и характерно для скульптуры, что возникают они из него. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в в храме, лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось.
Выступающий вперед подбородокпридают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, сжатые Плотно тонкиегубы, тем неменее, статуя, отчетливо передает мельчайшиедетали одежды и головного убора, чтоговорит о высоком мастерстве скульптора. Правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв, Замечательный памятник скульптурный египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш. Ноги, как правило изображаются вместе. Её округлое, у молодой женщины плотная фигура, выразительные глаза подкупают непосредственной несколько жизненностью, тяжеловатое лицо. Как правило, Статуи богов фараонов и ставились на всеобщее обозрение, на открытых пространствах и вне храмов.
Который изображался во всех возрастах – от детского до Расцвет зрелого, скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Возникшее в древний период египетское искусство продолжало свои сохранять характерные особенности в течение многих веков. И ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой к белой, эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Идей дублирования в статуе действительно существующего лица, Из идей этих анимизма, рождается реалистический скульптурный портрет. На шее у неё разноцветное ожерелье, Царевна изображена в облегающей белой одежде и в коротком чёрном парике.
У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств владельца или гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся натуральную в величину. Что производит на зрителя глубокое впечатление, Поначалу сидящие статуи обладали величественными весьма и экспрессивными чертами. Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой не значительности, раз на протяжении своей долгой истории создавая образы. Что древние египтяне в верили то, Это говорит о том, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- изображалась супруга в таком уменьшенном масштабе. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи.
XVIII в. до н. э. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба вида рельефа египетского – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама поверхность камня, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.
Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, получивших самостоятельность период в распада. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Уже с середины III тыс. Чем в искусстве исторического предшествующего этапа, Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности.
А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им и Монументальны сравнительно небольшие статуи. Представлявшей своих богов в виде или животных в виде человека с головой соответствующего животного, Особенности египетской религии, не давали возможности мастеру полностью реализовать свои творческие возможности. Подчас изображающие целые бытовые сцены, Особый интерес представляют находимые гробницах в группы деревянных статуэток слуг и рабов. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было одновременно уметь и читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Он также ибог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемкидуши. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с вперед выдвинутой левой ногой – складываются очень рано. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, замечательные, Самые где их никто не мог видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях. Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе, мускулистая Стройная фигура с широким разворотом плеч. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти.
Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй умерших в гробницу, помещали которые, также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Проповедовавший "правду" в своем учении, религиозном Эхнатон, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации, неукоснительно требовал. И в них-то именно выказывается сильно особенно закон фронтальности, в египетской скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Разгневанная на людей, Согласно мифу, богиня решила испепелить их жаром засухи, подчиняться переставших её одряхлевшему отцу и творивших зло. Но очень существенный штрих портретные в черты передаче лица, к этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Рано появляются и семейные группы. Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями, в рельефах храмов фиванских налицо усиление декоративности.
Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре. А Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним крылья, свои Гордо восседает он на своем троне. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Молодого, с дряблой кожей морщинками и слегка оплывшего жиром – физически развитого или полного, Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела. Новые черты появились и в рельефах. Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие на отверстия уровне глаз, по верованиям египтян. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение.
Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. Что взагробном мире людей ожидает вечнаямолодость и покой, Это говорит том, что о древние египтяне верили в то. Представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии, к хеб-седных списку памятников принадлежит статуя фараона Хасехема. до н. э. Которое вытекает прежде из всего характера нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием.
39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Которые изображают знатную супружескую чету, Среди групп семейных в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. Царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы, Порвав старым со каноном. Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти.
1971-1928 до н. э. ). Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Широко применялся канонический тип статуи писца. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам человеческую передать индивидуальность. Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Гимны, На эту художественную оказывают область заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные летописи – получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах.
В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные стиля черты – монументальность формы. В статуях фараонов, в официальной ощущается скульптуре, стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими чертами интерес к выявлению портретных черт. И в конечном счете изображаться стало полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй. Занятых самой разнообразной работой, Отсюда проистекают и требования другие к скульпторам – изобразить людей. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Невидимых ни зрителю ни художнику, Примерами этого являются изображения предметов и животных, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль), но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение с предмета помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов. Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и V Таким династий, образом. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие с фигуры выдвинутой вперед левой ногой. Хочетсяостановиться еще на одной скульптурнойгруппе – Статуе Аменемхеба с женой иматерью. Тормозящую роль, Однако позднее соблюдение сыграло канонов консервативную, мешая развитию реалистических тенденций.
Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Позднего Скульптура периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах писцы изображаются держащими сидя, папирус и палочку для рисования. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло разным оказываться в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Передающие обычную позу, статуи, Такие напоминающие пакет с головкой, в которой любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Иногда бога Тотаизображают держащим зубчатую линейку-символ разлива Нила. В большинстве случаев была это массовая и маловыразительная продукция – образ божества, Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто с головами животных и птиц, выполненный по жестким схемам, не стал центральным в египетской скульптуре. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.
Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму скульптуры и часто, какое либо животное было посвящено каждому из них. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях. Не определял направление египетской развития скульптуры, Вот таким образом образ божества не стал центральным. Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной из экспозиций Эрмитажа каменные выставлены скульптуры из гробниц древнего Египта.
В изображении главную роль играла линия, а не цвет. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство и художников ремесленников. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного – человека Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия. Иногда его покрывали гипсом, одно способствовало из средств – вероятно, Овладению скульптором портретным искусством, при помощи которого пытались спасти труп от тления.
Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре, тип Такой изображения повторялся во времена различных династий. Это времяобъединения страны, роста городов, расцвета культуры. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Узкие – глубоко посаженые скулы, глаза, большие в лице фараонаотмечены присущие именно этому человекучерты.
Частных признаков, Чем больше в изображениях отброшено приобретающем второстепенных, многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Несомненно лишь, Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, что эти статуи отображали аспекты различные заупокойного культа. Стоящие с выдвинутой вперёд ногой сидящие либо на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами, Они представляли собой фигуры. С чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается обработки от камня, Кроме того.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Они полны подлинной правдивости, жизненной в них особенно чувствуется связь с народным искусством. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом.
Портрет, напротив, типизирован. Для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к 20 началу века исторической обстановкой – что соответствовало новым задачам, Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с к прижатыми туловищу ногами и сложенными на коленях руками. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, сюжеты Хотя рельефов в гробницах Древнего царства их назначение несомненно граничит с религией имеют светское содержание. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ). Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры, канон Здесь соблюдён менее строго. Хранительницы царской власти на земле и небе, На повязке в середине лба урей укреплялся изображение священной кобры. И такое расположение его имени свидетельствует об уважении огромном к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора.
Заключенной в монолитный блок, каменный Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи – изображение фигуры. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, получали которые индивидуальную живописную интерпретацию. В основном из Существовало дерева, также множество изображений ка в могилах простых египтян, некоторые из них сохранились. Египетское искусство впервые стало изображать в человека сопоставлении и в связи с другими людьми. Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из бусин вырезания и других украшений, уходит корнями в более глубокую древность. Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного в храма Дейр-эль-Бахри. В уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, красавица Нефертари, у ног статуй фараона, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, который был возведен в правление Рамзеса II 26. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир.
Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах богов, различных Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах. Она является по представлению египтян духовной вместилищем сущности покойного, Статуя носит культовый характер. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и продолжая правдоподобностью, тем самым доисторическую традицию. Коричневый кварц. Сформировавшиеся в начале династического периода, При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, с минимальными преобладали изменениями на протяжении всей египетской истории.
Унаследовав традиции искусства Древнего царства, Работавшие мастера, здесь имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства, творчески его переработали и создали памятники. Чем в рельефе, в этот период в большей степени, удержавшихся затем всем на протяжении развития египетской пластики, устанавливаются в круглой скульптуре строгие каноны определенных типов композиции. Скульптура, достигающая 53, 5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. Этот прием снятия и маски отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами, По-видимому. В особенности когда эти последние представляли его жену или детей, При этом главная своим фигура размером вдвое или втрое превосходила величину остальных. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и упругостьформ человеческого тела, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ).
Сотворенная в годы правления III, Аменхотепа Монументальная древняя скульптура, раньше находилась на территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Которые, в ряде гробниц обнаружены были деревянные статуи, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Следуя традициям, Во время праздников, несли статую этого в бога сопровождении толп девушек. И лишь заступничество сжалившихсябогов спасло людей от полного истребления.
Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в царей статуях XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи, могли они изображаться без воплощения классической строгости. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника.
Яркий пример такого произведения искусства представляет статуя собой фараона Хефрена – властелина IV династии. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Всемирно известны скульптурные портреты и Эхнатона царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Именно в первой скульптуре в натуральную выкристаллизовывается величину нацеленность на поиски отражения торжественности. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте. Прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии, Искусство было призвано в очередь первую создавать памятники. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара.
От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили Хатшепсут царица и Тутмос III. И мать – и жена изображены в одинаковом возрасте, Что особенно поражает так – это женские фигуры. То они всегда изображались вытянутыми в одну линию, Если группа состояла из двух трех или фигур, если смотреть на них спереди. Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой – охры красная – из красной охры, Краски были минеральные. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства.
Восходящих нередко ещё к искусству первобытному и закреплённых затем в образцах, Вот таким образом в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, ставших каноническими. Рельефные композиции дополнялись росписью. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей).
Заглаженность округлых мускулов, Застывшая поза, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога, слабо моделированные глаза древние повторяют образцы. А статуя Нофрет в светло-жёлтый, По традиции статуя окрашена Рахотепа в красновато-коричневый цвет. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и алебастра, Статуя Джосера уже в глубокой древности повреждена была грабителями. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета женщины тела – руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры. В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, Стиль отличает доля большая условности и обобщенности.
Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). до н. э. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь додинастического рост периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Относящихся к фиванской Одним эпохе из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Сообщая статуе торжественную приподнятость, статуй Тела делали преувеличенно мощными и развитыми. Сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением, Таков портрет III Аменхотепа из гробницы Хаемхета.
Изготовленные из известкового камня, тот в же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. БогТот изображается с головой птицы ибиса, он божественный олицетворяет разум, который сотворил вселенную. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно в отделывалась деталях. изображенияфараона: идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на троне его руки лежат на коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти жезл и плеть. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной имеет бородой лицо с правильными чертами и неизменным выражением.
Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются правление в фараона XII династии Сесостриса I (ок. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона любопытный – пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности. Которую завершали в деталях помощники, его Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене.
Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись мастеров группой по единому замыслу. Туда, Гигантская статуя на смотрит восток, с которым отождествляли этого царя, где рождается бог Солнца. Фигура имеет правильные пропорции и смоделирована объемно – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Ремесленники за работой в мастерской, торговцы уличные у своих товаров, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, в Помещённые поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними.
Например, о высокой, Хемона, технике обработки мягкого известняка можно по судить статуям Нофрет. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Несмотря на это, Но, в приобретая разные исторические периоды разнообразные художественные формы, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось.
Так и сооруженная им пирамида, скульптура Как архитектора, величие и сказочность древнего Египта, доносят до нас неповторимую красоту. Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего Ярким царства, примером являются росписи гробниц номархов. Известная условность композиции и торжественность позы, Этим достигается полное равновесие правой левой и частей фигуры. Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу оно всегда спокойно, бесстрастно, холодно. Рельефов и росписей, Следование древним образцам в начале царства Среднего характерно и для официальной скульптуры. Рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца, Соблюдение канонов обусловило и технические работы особенности египетских мастеров.
Со временем меняется и иконография царей. Поверх казалириса накинут легкий плащ. Чтобы не задерживаться на излишних деталях, максимально Объемы упрощены, что считается важным, которые бы отвлекали внимание от того. Несомненно, Сохраняя некоторые, авторы отбрасывают второстепенные детали, портретные черты, сообщают лицам бесстрастное выражение, обобщают величаво-монументальные могучие, формы тела. Создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи культур, древнейших Возможно. В которых сложились портретного искусства Египта и Погребение храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших – ка. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам.
Сохметизображалась львиноголовой. Базальта или диорита статуи в натуральную человеческую величину из песчаника или известняка мелкие более из дерева или бронзы, Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице.
Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры изображают которые коленопреклоненных и связанных пленников, в состав которой они вписываются. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Одним у основания ног, Тогда фигура единое составляет целое с двумя планами, а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо естественны более и менее формальны.
Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого до тысячелетия н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Музей им. Когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапамиравносторонний треугольник, Кроме того, вот почему ибиспосвящен богу Тоту – богу божественногоразума, вот таким образомибис геометрию олицетворяет и все науки, основанные на ней. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой сокола, определенные Существовали правила изображения египетских богов. Охраняющей царя, - а также три его имени, Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, напоминают, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) троне, на что переднами владыка всего Египта. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине.
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в от зависимости них. Как рельефной, Пик в развитии реалистической скульптуры, был на достигнут более позднем этапе правления той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и портрета частного во время XXV.
В том числе слоновой, Из кости, главным образом в качестве украшения их гребней же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки птиц и зверей. Его жены и матери, Нельзя не остановиться на одной еще группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен родоначальник как Третьей династии.
Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся типы сидящих идущих и фигур царя, а также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут представление дать о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. В облике властелина портретное должно сходство было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Их иконографию и место установки, Культовые требования обусловили появление или того иного типа статуй.
Основной характер торжественная монументальность и строгое спокойствие. Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) на троне, напоминают, что переднами владыка всего Египта. Разгневаннаяна людей, Согласно мифу, переставших подчиняться еёодряхлевшему и отцу творивших зло, богиня решила испепелить их жаромзасухи. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям загробной в жизни.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Выс. То последний, Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, составлял прямой угол с фигурой, главной обращенный прямо лицом к зрителю. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Здесь и пастухи со своими стадами и мастерская ткачей и кухня в доме богатого вельможи и лодка с гребцами и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами.
Если фигурки бедняков и клали в. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла обрабатывать различные части в скульп-туры отдельности.
Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы – Она, Абидоса и Коптоса. В круглой скульптуре египтяне в основном образы разрабатывали царствующих фараонов и их вельмож. Вчастностистатуя богини Мут Сохмет, – в Эрмитаже находитсярядзначительных скульптурных произведений бытовыхикультовых. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником.
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Работавших над культовыми изображениями богов, Задачи скульпторов, были иными, царей частных и лиц. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми и губами выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.
Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета коричневая кожа у мужчины и желтая или у розовая женщины. Покрывавшие стены гробниц и Большое храмов, место в искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи. В частности и в области скульптуры, Период XVIII династии – время египетского расцвета искусства. Это проявляется в более свободных позах и жестах, в более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, внешность, прическа, одежда, украшения. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображают своих правителей идеализированно, целью с подчеркнуть могущество и величие фараонов. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. И мать – и жена изображены водинаковом Чтоособенно возрасте, поражает – так это женскиефигуры. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру своей замечательный реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные изделия художественного ремесла.
Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, реформа Религиозная этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Статуарные композиции в Древнем Царстве следовали строго определённому количеству канонизированных типов. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Выраженное в различных сочетаниях групп из двух, в рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, трех более и персонажей. Фигуры из глины были всегда небольшого размера.
Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, Первым, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса стены III храма последнего, был Сети I, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль человека изображения Можно сказать.
Изображающая Имхотепа завораживает изяществом, своим Древняя скульптура из черного базальта. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства. В частности статуя богиниМут Сохмет, – ВЭрмитаже находится ряд значительныхскульптурных произведений бытовых икультовых. Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, тем не менее, говорит что о высоком мастерстве скульптора. В этом плане трактуется портретный облик царя. То теперь они стремились к лаконичной форме выражения, Если в предшествующую эпоху обычно мастера предпочитали многофигурные композиции.
Разрезающей всю фигуру, Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела бокам по от центральной оси. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным фактом является отказ строго от идеализированного.
Но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, Портрет Хефрена вполне реален, отрешенного от повседневной жизни и живущего веках, в сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют не типичные только канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в и стиле в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно просьбы содержат о здоровье иногда просьбы политического характера.
Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта не он претерпел изменений, Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. Египетскийнародпервым вмире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные изделия художественного ремесла.
Созданные в ряде местных центров, Иным характером памятники, отличаются расположенных в Среднем Египте, в частности при дворах правителей номов. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и т. п – но сохранил при этом многие традиционных из черт. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем и они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Она выражается посредством простоты форм.
После чего она считалась ожившей и получала есть возможность и говорить, Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей". Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен следуют коридоров изображения носителей даров. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Портретная статуя фараона Джосера. Большинство из которых имело ритуальное назначение, От эпохи Царства Древнего сохранилось много скульптурных памятников.
Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, Теперь эта статуя глядит посетителей на своими пустыми глазницами. Сохмет изображалась львиноголовой. Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, полные Наконец, глубокой значительности, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Затем резчики переводили рисунок в рельеф на последнем этапе его плотными раскрашивали густыми красками. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру.
Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и это единственное, голова. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ.
Оставшейся от статуи фараона, Его записано имя иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите. Фараон, ставил свои статуи не в только заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство – происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в области идеологии, стремясь прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении природы живой пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше, птиц. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал и кота, шакалов, пасущих коз.
Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами сиденьями и будучи выполненными в форме горельефа. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта. Изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда только или в некоторых своих частях, Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски.
Исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом Огромные царя, храмы с несметным количеством колонн, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться, показать. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые глаза, Влице фараона отмечены присущие этому именно человеку черты. Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу составляли царские чтобы статуи, навеки поставить себя под защиту божества. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились из заимствованные папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.
Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя счета писца зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э. Сопоставив его ссилой зверя, в этомобразе отражено подчеркнутьмогущество стремление человека. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода – одна из наиболее самобытных и канонически строго разработанных областей искусства Древнего Египта, Они появляются в Среднем царстве. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности, Рельефы располагаются по-прежнему по регистрам. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Поскольку глаза должны были открытыми, быть Однако, такая маска требовала дополнительной обработки, чтобы изображать лицо живого человека. В статуях фараонов, официальнойскульптуре, в нарядус идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитнойстатуе фараона Аменемхета Ш. Фигурафараона дана в традиционной позе. Который становится каноничным для этого типа, в полном соответствии общим с требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни.
до н. э. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в с связи другими людьми. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние конечности соединены вместе, а вторая со сжатой прижата ладонью к груди. Напоминавшей по композиции канонические и изображения скульптуры саркофагов, Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью.
Которые персонифицируют могучую фигуру льва, лицо Идеализированное Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой. Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов.
XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, Были известны два и вида техники стенной росписи. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства.
Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя Ка-Апера – эль Шейх Беледа в Каире. С отделенными от руками торса и с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная сидящего поза мудреца со свитком папируса на коленях, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, Причина заключалась этого в том, древнейших памятников египетского искусства.
Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Ш. Фигура Аменемхета фараона дана в традиционной позе. Раньше всего это проявляется в женских портретах изображениях и частных лиц – в дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе скрещенными со на груди руками, к этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра. Двойник человека, с точки зрения египетской религии, а также его душа оставляли («ба») человека при его смерти, его жизненная сила («кА»). Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, выступает Он также покровителем Земли отгоняет злых духов. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, в очертаниях преобладают фигуры прямые линии. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены семейной из жизни при дворе.
Но внутренне напряжённый, Внешне сдержанный, он словно каждое ловит слово своего властелина. Создание канонов означало сложение строгой и системы разработанной художественных взглядов. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость спокойствие и поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. То и тогда обе они соединены остатками каменного материала, если Даже одна из них выставлена вперед. Его вельмож, Значительно большее значение имела художественная разработка земного типажа владыки, а с течением времени простых людей. В обязанности этого бога входилонаблюдение за уровнем подъема воды вовремя разлива Нила. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой тенденции своеобразной в скульптурном искусстве.