Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин.
Как и его немногочисленные товарищи, Однако Антокольский, чаще всего собственными обходился силами. Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую часть жизни изредка только возвращаясь на родину. В пальцах его зажаты четки. Подобная композиция как бы символизирует и противоречивость возможность обратимости Петровских реформ. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). Утилитаризм, с одной стороны, эклектическая вычурность, с другой – были мало благоприятны для развития монументально-декоративной скульптуры.
Дело здесь в самом его к подходе этим жанрам, Видимо, в оценке их идейно-художественных возможностей. Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А. Кризисное положение архитектуры второй половины XIX неизбежно века повлекло за собой кризис скульптуры. По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры. Орловский. Отяжелевшее тело сползает с кресла. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь постанов-кой свободной фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта.
Оно нарастает, з дание построено как бы уступами, подобно тому как органические нарастают формы в природе. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. А именно – вид окаменевшего в роли в актера, силу этого скульптурный образ приобретает натуралистический оттенок. «Памятник Барклаю-де- Толли». Враг всего человеческого рисуется сначала ему в духе произведений Гете и непременно в соединении с загубленным младенцем Маргариты.
Я бросился изучать их по книгам. Это уникальный в своем роде памятник в истории мирового искусства. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где однообразие вертикальных складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма и повязанного пышно шейного платка. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф.
Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй половины XIX века в значительно меньшей степени, способствовала движению русского искусства новому по пути. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он видел в Петре прежде всего олицетворение исторического целого периода России. Достаточно вспомнить роман А. К. Орловский.
Здесь все крупней, шире и средства изображения, которыми пользуется скульптор, в большей мере отвечают его задаче. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек. Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить о значительном, пусть в лишь пределах сюжетики, возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. К лучшим произведениям Щедрина его относятся статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства.
Ее целью было создание музея древнерусской старины. «Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. О какой-либо стилевой связи монумента с историческими ансамблями Новгорода не говорить приходится. Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок фигуры выразительно очерчен, силуэт его сухощавой, в лице усталость, сквозит горечь, скептическая усмешка. Физическая сила, в многое Петре было необыкновенным – дерзкий ум, непреклонность характера.
При этом архитектор помнит, что строит частный дом – подобие маленького замка. Их борьба и трагическая невозможность достигнуть целей, поставленных Скульптора волнует их личная судьба. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741). Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа».
Но это место сочли слишком уединенным, Первоначально имелось в виду памятник поставить в Царскосельском лицейском саду. Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». Почвой которого является в архитектура, эпоху эклектического бесстилья распадается былой синтез искусств. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. Он решен в принципах свободной асимметрии: каждый фасад самостоятелен. Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания, Антокольский формально не входил в передвижных Товарищество художественных выставок. Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях подменяется Антокольского выразительностью пантомимы – позы, мимики.
Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Уже при первом взгляде бросается в глаза сплетение исторической идеи памятника с идеями самодержавия и православия. Пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров, Поскольку собственных традиций в этой области художественной в культуры России не существовало. Меняется и облик самого писателя, если смотреть на него с различных сторон. Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского в театра окружении зелени сквера, Обращенный фасадом к Невскому проспекту.
1836 Б. И. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. В 1910 – 1914 г. Фомин разработал проект застройки целого острова в Петербурге острова – Голодай. Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в классицистической области пластики конца XVIII века. Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно и три другие фигуры – в русский, котором замечалось сходство с Тарасом Шевченко, белорус и украинец. Произведения эти явились выражением его дум о России. Но вместе с тем они свидетельствуют также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, при котором на заднем плане фигуры даются такими же крупными, как на переднем.
Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Чутко вставшие уши показывает, все Раздутые ноздри, что за бездной и за водой конь видит нечто ужасное. восставшим за правду, за братство, за свободу. ». Отсюда ощущение монолитности и устойчивости.
Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от педантичного даже изображения второстепенных деталей. В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и подобная обобщенность придает живописность бюсту и монументальность. Но и понятие монументальных к ним не подходит, Произведения Антокольского назвать нельзя камерными. Развивая мысль о своей недостатках статуи, в другом письме Стасову, Антокольский связывает их с остатками академизма.
По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. Вместе с заботой исторической об правде образа Антокольский заботился и о точности деталей. «Памятник Барклаю-де- Толли».
Меньшикова (17161717). Образ его сразу врезался в мое воображение. Растрелли создал величественный образ А. Д.
Может показаться странным, что скульптор, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами, был столь неудачлив в портретах современников. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. – писал он, Всякое содержание, своего размера, – требует не только своей формы, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и абсолютно считал неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества.
Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других расположены лиц, вокруг и ниже ее, на цоколе памятника.
В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Вместо «гордого коня», устремленного вперед – бесхвостая неподвижная лошадь, которая еще и пятится назад, вместо свободно и легко восседающего Петра – «толстозадый солдафон», по выражению Репина, как бы проламывающий хребет упирающегося коня.
«. Скульптор представил Сократа в смертный час. И имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента, в нивелировке выразительных материала, качеств наконец. Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. Больше присущих камерной скульптуре, Но все это передано в формах, тогда как замысел широты, требовал статуэтке, размаха.
В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский брал либо в дерево, самом материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. Не боявшегося никого, а в образе великого полководца Святослава сила передана великого русского полководца. Бюст также является произведением типичного барокко. Помимо его дарования, Главное отличие Антокольского от современных ему скульпторов реалистического состояло направления, в значительности его эстетического идеала. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств изображением выражения «монументальных личностей».
Многие письма Антокольского могут служить источником ценнейшим для изучения русского искусства второй половины XIX века. Чем решить собственно портретную задачу, Дать выражение всему этому было для Антокольского много важнее, от которой в случаях иных он и вовсе отказывался. Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. Перед нами прием художественного гротеска. Громкий успех статуи Академию вынудил Художеств присудить молодому скульптору звание академика.
Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры. Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. А не в форме, скульптурной Но обобщающее начало заключено у Антокольского лишь в теме и сюжете. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное.
Скульптура второй половины XIX века, если говорить о ней в целом, не смогла создать произведения, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, Репина и Сурикова. Петр у него не знает сомнений. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. На площади, Он поставлен напротив Софийского где собора, в 1648 году жители Киева встречали славного гетмана.
В окнах – цветные витражи. Сюда приезжал Н. К. Рерих. Вопрос о правах Москвы и Петербурга на памятник Пушкину был предметом дискуссии в современной прессе.
К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. Рука с булавой торжественно простерта, Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, призывая единению к с Россией. И среди них почти не встречается значительных произведений, Памятники периода этого немногочисленны. «Курящий черкес», Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Памятник превращается в антитезу знаменитому творению Фальконе. Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Другой вопрос – сама трактовка образа. Однако уже целиком связанной собственно историей с Отечественной войны, 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова».
С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ Спинозы буквально проникнут чувством этим духовности, мечтательного созерцания. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал. Вместе с тем проявляет национальное себя и переплетается у Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем. Рук, Угловаты грубые формы как головы, будто примитивно обтесанных топором, торса всадника.
Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. А вместе с тем и их решение в образах искусства носит достаточной в мере отвлеченный характер, Постановка этих проблем. Чижов, Ф. Ф. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто.
Б. И. На самом деле это не так. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи скульптурные и группы для Адмиралтейства. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как попросту переведенные в мрамор и бронзу сцены из жанровых картин. Которое исходит от всей его богатырской фигуры, Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и ощущение то мощи.
В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук. 1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Памятник стоял до 1954 г. на Гоголевском бульваре. Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. Антокольский видел свою цель в том, Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, а к важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших и идей помыслов.
Рассматривался вопрос и о Петербурге. Репрезентативности, По сравнению традиционными с академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ от условной приподнятости, усиление личных и бытовых моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. «Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия.
Однако известная фигура Мефистофеля, представляющая его сидящим на скале, показывает, что в дальнейшем Антокольский отказался от этого иллюстративного замысла. Оно редко выходило за рамки будничных жанровых сцен и не было способно к обобщениям, широким в сущности. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. Здание опоясано широким мозаичным фризом с изображением стилизованных ирисов. Внешние атрибуты здесь мало прибавляют что к внутреннему содержанию этого исторического образа. Быть может, Антокольский судил об этой статуе, строже излишне строго, чем кто то бы ни было из его критиков. Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И.
Так же как и другие скульпторы того времени, он, Однако не в силах был возродить искусство памятника. Произведения основного специалиста в этой области – М. О. После расцвета русского классицизма только Антокольский выступил во второй половине XIX как века крупный мастер. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. По мере движения слева направо разворачивается как бы картина гоголевского творческого пути: от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Мертвым душам». Который переживает искусство памятника, Кризис, заметен особенно на фоне достижений предшествующих ста лет.
В самом конце 1900-х годов Шехтель пробовал свои силы в неоклассицизме. Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского честь в Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Мне казалось, что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное. Как позднее московский памятник Пушкину, этот, Памятник собранные по подписке, сооружен на народные деньги. Наиболее характерным произведением этого периода стал его собственный особняк на Садовой – Триумфальной улице в Москве. Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей и свидетельствует изданных под редакцией Стасова, что Антокольский неизменно чувство-вал активным себя деятелем русской художественной жизни.
Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. Лансере и А. Л. Которые ставил перед собой Антокольский, Задачи, но путь, не всегда решались успешно, которым он шел, – это большого путь и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. Стекло, Мрамор, наполненного символическими загадками, полированное дерево – создает все единый мир как бы смутного спектакля. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики.
В сопровождении художников, археологов историков она ездила по русским городам и селам и собирала предметы декоративно-прикладного искусства: ткани, вышитые рушники, кружева, платки, одежду, глиняную посуду, деревянные прялки, солонки, вещи, украшенные резьбой. Фриз памятника населен скульптурными изображениями персонажей писателя. Прежде всего, Создание этих образов было продиктовано, характерными в то для время русских художников-демократов, поисками гуманистического идеала правды и справедливости.
Практически памятник Пушкину является ли едва не единственным образцом удачного монумента во второй половине XIX века. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. Новаторский дух Петра I преобразователя, в аллегорической форме в монументе показана победа Петра I над стихией природной и средневековой общественной традицией. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных.
Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. В этом проекте с большой силой ощущается влияние ансамблей Воронихина, Росси. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела.
Только Антокольский поднимается в своем творчестве до темы исторической и общих проблем морали. До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Шустова, В. Г.
Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и меру ту интимности окружающей среды. Триумф был полным. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888).
Которые решала русская живопись второй половины XIX века, Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим возрастание следствием роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, в особенности жанровая. Которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х годов, Для произведения, взятый Антокольским, не сюжет, был неожиданным. Созданных мастером, в аллегориях, передано человека торжество над силами природы, воспето величие России как морской державы. И небрежная, По мере обхода скульптуры открывается нам то артистическая, то вычурная поза Левитана. Что Антокольский передает черты реальные исторической личности Петра, Главное отличие заключается в том. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар.
Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. В письме Стасову из Парижа он писал: «. Со скипетром и в державой руках, Екатерина II представлена в памятнике со всей официальной пышностью – в мантии и короне. Преклоняясь перед красотой человеческого тела, Ваятели-классики, что являлось и предметом их творческих интересов, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека.
Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению, его и произведения существенно отличаются от произведений академистов. Плечи ссутулились во властных, Его опущена голова на грудь, быть может, деспотических чертах лица выражение мрачной думы, угрызений совести. Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие.
В ажурных переплетах оконных витражей, Извивы прихотливых линий повторяются в фриза, рисунке балконных решеток, в узоре уличной ограды, в интерьере. В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания. Что все памятники, Он находил, отмечены печатью какие рутины, ему приходилось видеть в Европе. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). В 1901 г. по заказу Тенишевой художник Малютин спроектировал и оформил деревянный домик Малой на Никитской – одно из наиболее значительных произведений мастера. Теперь он во дворе того дома, где писатель сжег вторую часть «Мертвых душ» и закончил свой земной путь.
Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую замечательные образцы героических монументальных величественная памятников, простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Творческая история его произведений, в письмах Антокольского отразился весь его путь, подчас развитые широтой с и основательностью настоящих художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Философское здесь тесно граничит с историческим. Быстрым, Вся масса скульптурного материала как бы приведена движение в нервным, словно мимолетным прикосновением пальцев.
На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы и самый язык произведений его не были рассчитаны на пространство улиц. Виртуозно отлитые в бронзе произведения Лансере имели огромный успех всемирной на выставке в Вене. 4 Михаил Козловский был наиболее значительной в фигурой области классицистической пластики конца XVIII века. 3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). Фриз объединяет разнохарактерные фасады.
Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб и фигуры постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не на открытую площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. Лишенный черт монументальности памятник сразу привлек к себе внимание современников. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Аристократичность «неоклассицизма» привлекала к нему буржуазных заказчиков. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Споры об искусстве, Чтение книг, посещение заполняли музеев все его свободное от занятий время.
Внизу персонажи «Мертвых душ». «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Треуголка, При всем реализме деталей мундир – Преображенского полка, тяжелые ботфорты – в трактовке Антокольского он приближается к идеальному образу героя. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей.
Утопающее в его складках, Костюм Спинозы в точности голландской соответствует одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши. Эта аналогия имеет смысл, поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов. В своих письмах к Крамскому он резко осуждает установки Академии, которые губят молодых художников.
То мы видим некоторую меланхоличность размышляющего художника. По существу, Пластическая во форма всех случаях, однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. В основе его композиции – парадная полукруглая площадь, окруженная пятиэтажными доходными домами, от которой тремя лучами расходятся магистрали. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной.
К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей и стремление постоянное быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно поддерживал со Стасовым, Репиным и другими близкими ему людьми. Имение княгини Тенишевой. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. На поверхности оставлены живописные мазки, вся форма кажется овеянной воздухом. Внешне здание представляет собой вариацию на темы московского особняка 18 – 19 веков. Толстого, работы Н. С.
В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Формы особняка Рябушинского впервые в его творчестве были освобождены полностью от реминисценций исторических стилей и представляли собой интерпретации природных мотивов. В работе над памятниками явственно обнаруживается упадок монументальной традиций скульптуры. Которое утверждали идейные реалисты, Теории и практике академизма он противопоставлял сознательно то понимание искусства.
Сильных характеров, Он в раскрывался изображении исторических личностей, типических национальных черт русского народа. Которым пользовались даже посредственные работы в скульпторов, этом можно видеть объяснение тому вниманию. Б. К. Теряются навыки построения обобщенно-монументальной формы, Традиции монументальной скульптуры предаются забвению, чувство утрачивается ансамбля. Новая эстетическая программа искусства, так полно и глубоко воплощенная в живописи, для скульптуры оставляла лишь ограниченное поле деятельности. Памятник Екатерине II отличается большей собранностью, в сравнении с новгородским громоздким монументом.
Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского русского для искусства второй половины XIX в. Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и особенности в ее монументальных форм. В первые годы 20 в. Шехтель пробует создавать здания в различных архитектурных стилях: простота и геометризм форм характерны для доходного дома Строгановского Художественнопромышленного Училища (1904 1906), соединение приёмов модерна с идеями рационализма определили и облик таких произведений мастера, как Типография П. П. Рябушинского Утро России и дом Московского Купеческого Общества. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского.
То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). Потом стал думать об обоих вместе. Принадлежавший к старшим передвижникам, Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе всего стоит к Крамскому и Ге. Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место.
Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами и жанровости интимности, остановившимся чуть склонив набок голову. Шварца и так далее. В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. И его руководство к сводилось отдельным советам или поправкам, Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской, которые делались от случая к случаю. На последнем этапе было предложено конкурировать авторам лучших относительно проектов – Опекушину и Забелло.
Основной корпус расположен в глубине торжественного и одновременно парадного двора. Которое производит статуя I, Петра Первое и основное впечатление, – это впечатление силы и величия. Его роль преобразователя России, Художника восхищает Петра, прозорливость его полководческий гений. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Еще в середине XIX века многие скульпторы были привлечены для оформления Христа Храма Спасителя в Москве. Словно угнетающего своей инертностью, Автор сумел передать неподвижность косную тяжелой массы материала.
Вскоре он сделался убежденным сторонником нового реалистического направления и тем самым свое определил отношение к Академии. О каких-либо значительных достижениях монументально-декоративной скульптуры в этом говорить случае не приходится, Несмотря на большое количество работ. Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. Скульптура барокко стремится к живописности. Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи».
В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Когда они, Своих героев он представляет в тот момент, целиком сливаются со своей исторической так репутацией, сказать. М. Козловский. При этом ощутим жесткий костяк, остов формы.
К традициям памятников, к распространенным типам, он относился с предубеждением, в разрабатывавшимся современной ему скульптуре. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих.
«. Для миллионера Половцева в Петербурге на Каменном острове Фомин возвел особняк. В силу рассмотренных выше Вместе причин, с тем, где она утверждала новые идейно-художественные принципы, ее роль оказалась ограниченной и в той области.
На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик. Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. И главная заслуга в скульптора том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном ряду, что ему удалось освободить исторический образ грозного царя от идеализации. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов.
В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее. С ее настоящим и будущим, Идеал этот был связан с историей России, как оно рисовалось людям передовым того времени. Поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, так как Древней в Руси светская скульптура вообще не развивалась. Москва была признана наиболее подходящей здесь Пушкин родился и жил до 12 лет, здесь возникли его первые литературные связи. Показав контрасты общественной жизни середины XVIII века, в монументе автор соединил и парадность жанровость.
Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при внешней патетической шумихе – натуралистической Микешина детализацией, отмечены всеми чертами упадочной эклектики. Пускающему корни и врастающему в пространство, Подобно эркеры, растению, вырастают крыльца, балконы, сандрики над окнами, сильно выступающий карниз. Требующий последовательного уплощения форм, Вместе с этим теряет смысл классический изображения принцип фигур в рельефе. Затем я задумал «Петра I». Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Заученные шаблоны поз и жестов, в его решении типичные видны для псевдоклассицизма приемы композиции.
Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Ни один не поднимается до уровня исторических портретов Но Антокольского, ни один из них нельзя назвать глубоким. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Многотонная статуя воспринимается как подвижная, нестатичная, готовая в любой момент исчезнуть. М. Козловский. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то противоречие в том, в перехода момент в небытие.
В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, которые бы могли быть связаны с этой темой. Исполненной внутреннего достоинства, Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной, выразительный головы, наклон сумел найти сдержанный жест. В дальнейшем храмовое и зодчество вовсе не дает никаких новых примеров синтеза в широком масштабе.
Второму – изображения известных деятелей времени, екатерининского Первому принадлежала фигура императрицы. Оригинальный. Антокольский не мыслил, если можно так выразиться, в формах монументальной скульптуры и не владел ими. Что на передвижных выставках скульптура, Характерно, встречалась крайне редко, вообще игравшая скромную очень роль. Жил мыслями о ней, Все это время Антокольский тяготился своей вынужденной оторванностью от России, ней с связывал все свое творчество. – пишет исследователь скульптуры Ленинграда Ж. А, отсутствия «Из-за типического в их образах.
Засилье академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного Несмотря уровня, на значительные достижения скульптуры 19 века. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен.
Кризис монументализма в искусстве второй XIX половины века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Из всех вещей Антокольского Петра статуя I ближе всего подходит к произведениям монументальной скульптуры. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика статуи в целом недостаточно рельефна, ощущается – известная вялость, как и в отделке некоторых деталей. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры.
Целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма, Гармоничная соподчи-ненность частей отдельных человеческого тела. ) видела для себя образцы в итальянском Возрождении, другие (Фомин, братья Веснины) в московском классицизме. Этим я начал, этим хотел бы покончить». В искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура второй половины века XIX уже не играет той роли, Как видно, которая принадлежала ей в начале столетия. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Скульптура довольствуется большей частью мелкими эпизодами, житейскими Перестав поднимать серьезные вопросы жизни. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех произведений, в основе которых лежала историческая обобщающая идея, драматический сюжет, представление об идеале. – из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в костюмы людей XVIII они века», кажутся статистами. Их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника, Логика работы над портретными историческими статуями.
Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. Прежде всего, Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, что историческое этого содержание образа невозможно отделить от человеческого, в том. Антокольский не был мастером бытовых в сцен духе Каменского и тем более не был простым копиистом жизни.
«. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет.
А тем, Правда в данном случае эта удача определяется достоинствами не монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Одиночных или объединенных в Рисунок пучки, фасада определяется сложным ритмом колонн, экспрессии, создается ощущение динамики, движения. Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. Антокольский стремился к той изображению же, Во всяком случае, отрешенности от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские.
В усадьбе гостили И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, М. А Врубель, К. А. Коровин, скульптор П. П. Трубецкой. То кажется, что он улыбается, глядя на персонажей своего раннего творчества, затем хмурится: внизу персонажи «Петербургских повестей», самое мрачное впечатление производит Гоголь, если смотреть на фигуру справа: в ужасе завернулся от в шинель, виден только острый нос писателя. Несколько раньше Б. К. Дающее примеры многих глубоких Его замыслов, творчество, свидетельствует о широком кругозоре. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Чем самостоятельные произведения станковой скульптуры, скорее Они напоминают нам эскизы к городским памятникам. И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его понимание реализма ничего не общего имело с принципом иллюстративности. Которую в памятниках эпохи предшествующей играл рельеф, Роль, теперь отдана круглым фигурам и группам, обычно строго подчиненный архитектурной части монумента, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. Об этом памятнике ходила остроумная эпиграмма: «Промучился он две недели и создал Гоголя из носа и шинели». Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической малых скульптуры форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, Обер получает развитие анималистический жанр.
композиции более пластически монументально обобщены. Волевой, Император представлен прежде всего как целеустремленный, как великий реформатор гражданин и сильный человек. А через его посредство с Крамским и Стасовым, в Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало формированию его на взглядов искусство.
Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. В самом начале XVIII в. русской культуре была лишь известна деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Выполненных с натуры, Антокольскому принадлежит целый ряд Тургенева портретов, (1880, оба в Государственном Русском музее), в том числе бюсты Боткина (1874), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие.
Отлитый в бронзе и в установленный Петербурге на площади рядом с Московским вокзалом, Наиболее значительным произведением Трубецкого в России стал. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на фоне однообразных статуй распространенных то в время шаблонных монархических монументов. Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием.
Но обилие колонн, сама стилизация выдают принадлежность этого здания к началу 20 века. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. Прежде чем началась деятельность комитета по сооружению памятника, Но более прошло десяти лет.
Чаша с цикутой уже выпита. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол. Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. Несомненно, Антокольский, а суждения его об искусстве, обладал литературным даром, глубокие и точные, показывают, что художник был в то же время вдумчивым мыслителем. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение. В котором скульптор воссоздал образ живописный незаурядного человека и государственного деятеля, Это типичный парадный портрет эпохи барокко.
Обобщённо трактованы одежды. Вместо знаменитого лаврового венка – круглая как бы прихлопнутая сверху шапка. По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». Вобрав голову в плечи и сложив на тонкие груди кисти рук, Глубоко усевшись в кресло, Спиноза весь ушел в себя. Созданных мастером, в аллегориях, торжество передано человека над силами природы, воспето величие России как морской державы.
Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Антокольский как бы пышные совлекает покровы с неприкосновенной фигуры самодержца и показывает нам его без прикрас. Фигура сложно и свободно развернута в пространстве. Отнюдь не утративший своего понимания прежнего задач искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается к русской исторической теме.
В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. Иванов, М. А. «Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ».
Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей. В пластическом отношении фигура Сократа – одна из интересных наиболее в творчестве Антокольского. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам.
Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. К началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется и иллюзорность уступает место художественно обоснованным решениям. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей». В дни юбилея Царскосельского лицея, мысль Впервые о памятнике поэту возникла в 1860 году, слава которого прямо связана с именем Пушкина.
Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. – говорил он позднее, «Я хочу, где он являлся реформатором, во время над работы статуей – представить Христа с той стороны. Петр I полон величия и героизма.