1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла, Это символические скорее изображения.
Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Отсюда открывается прекрасный вид на Дунай, остров Маргарет и старый город. Которая в то время входила в состав владений английского короля, Своеобразная школа архитектурная сложилась в Нормандии. Совершенно условный ритм не движения исключают несколько грубоватой, Обобщенная трактовка фигуры, но всегда реалистической трактовки лиц. Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Здесь сохранился самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции.
Паломнические церкви выделяются суровой мощью и пространства, уплотненностью Несмотря на значительную высоту помещений. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Но земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. Ной был человек праведный и непорочный в роде своем Ной ходил пред Богом.
1265). Мастер прекратил работу и. исчез из города. Влияние армянского игрузинского искусства. РазвитиебогословиявXIIвеке, традицииизученияитолкованияБиблии. Типыивидыиллюминированныхкниг. БольшиероманскиеиллюстрированныеБиблии. НарастаниеролиПсалтырииихспецификакаккнигдлядомашнего, частногоиспользования. Активноеиконографическоетворчество, экспериментысостарымиизобразительнымисхемами, созданиеновых. Грабарь:Творчествовобластииконографиипредшествуеттворчествувобластистиля. ВедущаярольФранциивэтихпроцессах. Аспектыиконографическоготворчества (умозрительный, типологическийит. д. ). Рольвизантийскихобразцов– преждевсеговстилистике.
Перекинутый через ров к главной башне, Мост, в случае поднимали опасности и закрывали им главные ворота башни. Это резьба купелей, крестов, окладов иногда надгробия, еще реже статуи. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Поджидая ее падения и Днем ночью 100 автоматических фото – и киноаппаратов нацелены на башню. Случаи преобладания эстетическогопринципа и технических проблем размещениякомпозиции на поверхности стены надсодержательной иконографическивыраженной, стороной (скульптураСентонжа).
В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. 1250), Распятия над алтарями. 1260). О чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями, На искусство Прованса сильно повлияло римское византийское и зодчество.
«прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Вот уже более 8 веков падает знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Композиция западного фасада была позднее использована строителями готических соборов. Фигуративныеиорнаментальныекапители-уникальноеявлениевискусствеэпохи. Вкладскульптурынакапителяхвэволюциироманскогоискусства:вменьшейстепенивлияютнаразвитиеиконографии, из-затрудностиихвосприятия (А. Грабарь)болеезаметноевлияниеоказываютнаэстетическиеаспектыразвитиястиля-скульпторчувствуетбольшуюавторскуюсвободу (Балтрушайтис). Типологиякапителей. Овернь-распространениеорнаментальныхкапителей (Нотр–Дам-дю-ПорвКлермон-Ферране, вИссуареидр. )впротивовесфигуративных. Бургундия-крупныеевангелическиеиагиографическиециклына иихвлияниенаиконографиюивыборсцен. Примерыкомментирующейиконографии. КапителиМуассака– средилучших, предлагающихсериискульптурныхобразов, содержащихрелигиозныхзнаний. Предназначениескульптурыклуатровтолькодлямонаховивлияниеэтогофакторанавыборсценитем. Расширениеиконографическойпрограммыиобогащениекомпозициипортальнойскульптурыдляпотребностейнаселения. Развитиеэтихпроцессовс1140г. ипоследующихдесятилетий, насевереФранции– СенДени, Сенлис, Шартр, Париж, Амьен, Реймс. Ихсвязьсразвитиемгородскойжизнииготики. Выступлениясв. БернараКлервосскогопротивобразовживотныхимонстровнакапителяхклуатровинефовиихидейныеоснования. Знание древнего искусства позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых.
Григория», Трир). Из которых иногда выскальзывает композиция, Это сковывание тесных рамок, является лейтмотивом постоянным в романском искусстве. Целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной приближается живописи к ста, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов.
Я наведу на землю потоп водный и вот, в которой дух есть жизни, чтоб истребить всякую плоть. Роспись крипты более тщательная и плотная. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах.
– архитектурноеипластическоетворениеАнтелами. Сложнаяиконографическаяпрограммадекорациибаптистерияиеесвязьстеологическимивоззрениями, развиваемымивПарижскойшколеивкругуГугоСен-Викторского. ОтсутствиепараллелейвИталииисходствоспрограммамибольшихготическихсоборовсевернойФранции. Скульптураэкстерьера, скульптураинтерьера, фигурысезоновимесяцев. АвторскиескульптурныепроизведенияАнтеламивбаптистериииихстилистическаяхарактеристика. Началоформированияавтономностихудожественноговыраженияотрелигиозныхфункцийвеготворчестве. Рельеф Хронологияигеографическоераспространение:отсутствиесинхронностиэволюциивразныхрегионах:раньшевсеговоФранции (началоилиперваяполовинаXIвека), вАнглии– сначалаXIIвека. Формированиероманскогостиля:очищениероманскогоизобразительногоязыка, закончившеесянарубежеXI-XII, отхудожественныхчерткаролингскогоиоттоновскогоискусства, сложениеегособственныхстилистическиххарактеристик, выработкапринциповизображениячеловеческойфигуры, «романскаяэкспрессия», линеарностьиграфичность, потеряобъема, контурность, иноесоотношениефигурыифона, новыесредствавыраженияпространственно-временныхпараметров. Более четкой и конструктивной стала система сводчатых перекрытий. Желавших видеть реликвии и принять в участие службах перед многочисленными алтарями, Планировка зданий этого типа была обусловлена непрерывным движением паломников.
В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре донжоном (замок Лош, рубеж XIXII вв. ). Увенчать все сооружение колокольней Дж. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо.
Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. В ее исполнении приняли участие несколько мастеров. По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами портала южного церкви Сен-Пьер в Муассаке.
Особое явление в романском зодчестве Франции паломнические церкви. В первую очередь, Ансамбль в Сен-Савене дает представление о развитии, архаизирующей, несколько местной живописной школы, но выразительной. 1410). Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Который определяют свободная поступь аркады и узкий трифорий, Церковь Ла выделяется Трините своими мужественными пропорциями и строгим благородством интерьера.
В связи с этим, Умение романских скульпторов иархитекторов органически связатьбольшие композиции с архитектурой иусиление, эстетических архитектоническихи качеств ансамбля. –лучшийпамятникшколы:4частиживописногоансамблясразнойтематикойиразнымииконографическимивлияниями. A)Живописьduporche– сценыАпокалипсисаиМаэста. Б)Живописьтрибунвleporche– сценыСтрастейиизображениясвятых. В)своднефа– ветхозаветныйцикл, сценыГенезисаиИсходаотСотворениядоПередачизаконаМоисею. Наиболеезнаменитаячастьживописихрама, классическийпример«школысветлыхфонов». Г)живописькрипты– мученичествосв. Савенаисв. Киприана, Маэста. Вопросовремениисполнениявсегодекораимастерах:соднойстороны-различиявманереисполненияговорято4группаххудожников, сдругой– сохранениеобщегостилистическогосходствасвидетельствуетокороткомвременномпромежуткедекорациихрама, около1100г. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Восходящий к античности изобразительный, фольклорный плоскостной и орнаментальный и варварский – пластический, Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных средневекового принципа искусства. Их жесты и позы выражают различную степень экстатического потрясения. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
Параллельно с апсидиальной. Их в соотношение образной структурехрама, Развитиев ней типа репрезентативной символическойкомпозиции. В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. К характерным особенностям живописного стиля можно отнести плоскостные изображения, разномасштабные фигуры иногда ноги и голова персонажей повернуты в разные стороны из-за чего позы кажутся неестественными. Центральное произведение французской монументальной живописи романского периода монастырской росписи церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Паломнические церкви обладают протяженными нефами и просторными трансептами. Сегодня он выполняет совсем другую функцию: со свидания на Рыбацком бастионе началась не одна любовная история, его запрятанные ниши и каменные скамейки – излюбленные места для поцелуев.
Что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, Знаменательно, главное, но при этом трактуется как реальное и, вполне близкое, понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви св. Свет проникал через Освещение галереи, в центральном нефе было скупым, которые перекрывались полуциркульными сводами. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Лимож). В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в. ). Центральное произведение монументальной живописи росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI начало XII вв. ).
Скульптура в западноевропейских храмах средневековых впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250). Бог непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Структурнаяроль пластики в композиции. Взаимовлияние архитектурной иконографии и стиля. Принцип «конформизма» в сочетании справилом «множественных точексоприкосновения».
И вот в году 1173 под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход и т. д. ), все это привело к тому, что, как требовала церковь искусство стремились сделать не только «евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Формирование устойчивыхархитектурных зон размещения пластическогодекора и их региональная специфика. Проблема стиля в монументальнойскульптуре: зависимость фигуры икомпозиции в целом от формы и размеракаменного блока и «закон кадра» какстилеобразующие факторы. Рельеф предстает как огромное окаменевшее видение, в котором остановилось время. Отёна, Сочетание высоких эстетическихкачеств и глубокой иконографическоймысли в Муассака, тимпанах Клюни, Везлея, Шарлиё. Западные башни, получившие завершение при перестройке здания в XII в. (тогда же были возведены и нервюрные своды), полны напряженной силы, в них заметно нарастание вертикальных членений от яруса к ярусу. XIXIII векавремя расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры.
Языческие представления не исчезли бесследно, Двоеверие жило в народе и церковь бессильна была вытравить эти образы народной фантазии. 1325). Юг и Юго-Запад страны пересекали четыре дороги пилигримов. И к 1233 году было всего построено четыре этажа, Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли.
Типажи, вокруг которыхгруппируются многие изображения: фигура«пловца», фигура «танцора», фигура«альпиниста». S-образной фигуры. Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. Конец 12 в. ), Крест Параклета, эмалью украшенные и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Он приподнял следующий с этаж наклонной стороны на 11 сантиметров, Как и его предшественник. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции.
И сказал Господь Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое ибо земля наполнилась от них злодеяниями и вот, Я истреблю их с лица земли. Но она продолжала падать. И войдешь в ковчег ты, Но с тобою я поставлю завет Мой, жена и твоя и сыновья твои и жены сынов твоих.
Старцы и Христос в Муассаке не действуют, но пребывают. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Изображениями сказочных героев и Да сам бастион с его украшенными завитками лестницами, пятью башенками и одной главной башней с множеством этажей немного напоминает свадебный торт. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в. ) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов живость и яркость рассказа. Отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством, в Бургундии самые построены крупные и величественные романские храмы.
Которая в то время входила в состав владений английского короля, Своеобразная школа архитектурная сложилась в Нормандии. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх в живописи живопись по прозрачному стеклу (т. н. Другойпринцип – орнаментальность. Отраженного в материальном, Это совмещение света цвета и воплощало идею Божественного света.
Связанные с законом свободного тел, падения а ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, великий Галилео Галилей. Фигура Творца значительна и отличается благородством. А скульптура декорирует не только интерьер, Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, но наружные и поверхности. Судьба самой известной падающей башни Пизанской беспокоит весь мир. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает собор), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. 1290), дролери (от фр. Характерной для Запада, подчинения пластики функции архитектурнойформы, Армения какпроводник влияния искусства сасанидов, Основное отличие между романской ивосточной скульптурой – отсутствие наВостоке взаимосвязи скульптуройи между архитектурой. Нормандские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия своды появились здесь только в XI конце в. и почти не использовали скульптурные украшения.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Борьба за человеческую душу между и ангелами сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. в Нидерландах). Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной экстатичности.
Максимаисповедника и греческих теологов, Связь этих тем с традицияминеоплатонической философии в Дионисия переводахПсевдо Ареопагита. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с полнолистовых тетрадями миниатюр перед текстом и т. н. Это одна из самых известных достопримечательностей Будапешта. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе.
Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия своды появились здесь только в XI конце в. и почти не использовали скульптурные украшения. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. И они должны были гибкими, быть Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, капители колонн, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, а также церковные тимпаны. Замечательная композиция, Одним из них является распятие Пуатье, которая на поднимается три яруса. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова, Лучшие произведения кельнской школы были созданы XII в в. были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Отгона III», около 1000 г., Мюнхенская библиотека).
В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу чтобы камни бросать или лить кипящую смолу на нападающих. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Бонанно обнаружил, Построив первый этаж высотой метров 11 и два колоннадных кольца, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Намеченный планом первого этажа, Сквозной обход, охватывавших здание, все повторялся на уровне галерей второго яруса.
Споры в области теологии в XIXII вв. Для миниатюр трирской школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита («Регистр св. Излюбленными изображениями в манускриптах ХXI вв.
Деление стены оказалось двухчастным, Необходимость снимать распор тяжелого центрального свода заставила отказаться окон от верхнего яруса. Выполненные в духе народных традиций, Миниатюры, яркими отличаются насыщенными красками и необычайно живописны. Важнейшая частьпортала – тимпанная скульптура. Рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, Так, складки одежды не вылеплены, большую роль играет линейный рисунок, а нарисованы врезанными глубоко линиями. И из всех гадов, Введи также в ковчег из скота, всякого и от всякой плоти по паре и из всех животных, чтобы они остались с тобою в живых мужеского пола и женского пусть они будут. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Четыре больших храма отмечали каждую из этих дорог.
Утрировка жеста, отсутствие перспективы удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора – образов аскетизм монументальной живописи и монументальной скульптуры, Символический характер, разномасштабность бесплотных фигур, предельная условность всего образного строя средневекового искусства. В них– оправдание скульптуры как средствавоплощения мистического Бога, созерцание видения которого приводит к единениюс ним. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. Господство линии и плоскостного локального цветового пятна искаженные пропорции – отсутствие перспективы и объема, в ней все прослеживаются ярче черты единого стиля. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в общего пределах охристого тона. Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ.
Истокироманской скульптуры – в позднеантичномнаследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов) ислама, Ирландии, каролингскомискусстве. На вершине башни выставлялся дозор. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н.
В нартексе манера письма сурова и экспрессивна. Точнейший математический расчет великое и мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Хотя они довольно схематичны и статичны, Фигуры пророков, как по художественному вкусу, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что создатель их был хорошо знаком с этим искусством. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
Причем заполняется вся плоскость, Рельефы лишены пространственности, роднящая с боязнь миниатюрой, пустот также черта. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Живопись свободна и вдохновенна.
Один из них пятинефная базилика Сен-Сернен в Тулузе. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. В средние века на этом месте был расположен рыбный рынок, отсюда и необычное название. Голов, Клубятся в беспокойном ритме нимбов, линии среди плотных красок ослепительно вспыхивает белое, ангельских крыльев. Датированные концом XI века, Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками изображения являются пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге. Работавшего здесь мастера влекла к себе обстоятельность рассказа. Пропорции близки реальным, Рельеф провансальской скульптуры высок, тяжелыми под складками одежды проступает тело.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. Смятенность, По отношению к божеству персонажи остальные изъявляют почтительную покорность, радостное изумление или дерзновенное непослушание. И сделал Ной все, как повелел ему Господь. Роль скульптурыв храме. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Наиболее значительные нормандские церкви зрелого стиля сохранились в Кане. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны.
В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (112050) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ). Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе.
Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. Дуомо (что по-итальянски означает собор), кампаниллу (колокольню) крытое и кладбище Кампо-Санто – баптистерий (крещальню), Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла аспиды и василиски, например). Какой питаются, Ты же возьми себе всякой пищи и собери к себе и будет она тебя для и для них пищею.
На втором комнаты господина, На первом этаже башни располагались кладовые, в подвале тюрьма, ними над помещения для слуг и охраны. Однако, Античные мотивы, в ощутима скульптуре тяжелая масса камня, подвергнуты романской стилизации. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI начало XII вв. Располагающиеся в три яруса подле Христа, Двадцать четыре старца, взирают на пришествие, второе вскинув головы. Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом, боковые крестовыми. Которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу, Композиции обычно строятся вокруг фигур главных Христа персонажей или Богоматери.
Это проявляется и в сюжетах, в скульптуре Прованса сильно ощущается античности, влияние и в манере исполнения. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 105966 и 110030).
Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Деревянные распятия обычно раскрашивались. Михаила в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015 г. ). С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд», апокалиптические видения история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. А карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором, Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую и арену создала свои главные произведения в последней трети XII в. Античные памятники в долине Роны воспитали глаз провансальских мастеров. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было.
Конец XI середина XII вв. ), Центральный памятник трехнефный Пуату собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье. В 102872 гг. ди Симони не решился.
Сами жители города называют свою падающую кампаниллу затянувшимся чудом. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Композиционные и иконографическиесхемы и их варианты, Романский портал- образцовое воплощение стиля в скульптуре. Темы, расположенияфигур система и орнамента. И сделай в нем нижнее, Сделай ковчег себе из дерева гофер отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи, второе и третье жилье. В апреле 1965 года звонарь старый Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. Отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров, Когда архитектор Джованни Симони ди возобновил работы.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами «Страшного суда», апокалипсических видений и «Страстей Христовых». Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Нормандии, Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Аквитании Бургундии и Пуату и Прованса. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, XXI вв. ).
Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Например, Сюжеты росписей не ограничиваются библейскими и евангельскими сценами некоторые фрески живописуют, эпизоды басен из Эзопа. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы и Бускетто Райнольдо. (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака – образцы«танцоров», Ева из Сен-Лазар в Отэне -«пловца»). Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением центральную группу огромного неподвижного Христа в окружении апокалиптических и символов серафимов. В конце 13-14 вв. Структурнаяроль пластики в архитектурной композиции. Взаимовлияние иконографии и стиля. Принцип «конформизма» в сочетании справилом «множественных точексоприкосновения». Действие течет то эпически величаво, то становится динамическим. На своде центрального нефа фрески располагаются фризом в два яруса, по обоим склонам.
Тело кажется нерасчлененным блоком, Фигуры суровы и бесстрастны, живут как бы в мире ином лица не имеют ни тени земного. 6). С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Что если ничего не будет предпринято, Уже подсчитали, то в ближайшие 50 лет потеряет башня стабильность и упадет. Расцвет трирской школы падает на XIXII вв.
В том числе знаменитые окна в Шартре, в соборах Большинство великолепных витражей датируются Франции, XIII веком. Материал бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия этого времени создают образ, застылый и статичный по форме, аскетический по духу. Чтение росписей предполагает сложное движение зрителя по интерьеру. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с и пейзажем элементами перспективы (братья Лимбург, ок.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. (Бытие, гл. В которых сохранились многочисленные рельефы, к выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен Везле, в порталы и капители колонн, украшающие фасады стен. Подчинениескульптуры архитектуре и применениегеометрических схем в изображениичеловеческой – фигуры фундаментальныепринципы романской скульптуры.
Растительным или геометрическим резным узором, Скульптура украшала в основном западный фасад изображением чудищ-животных или фигурок людей – особенно но капители колонн. Все они сходились за Пиренеями в монастыре Сантьяго-де-Компостела. Имеющем форму четырёхлистника, На нижнем из них, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие изображено мученичество Святого Петра и верхнем на показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы.
Похожие на римские триумфальные арки, Порталы, листья аканта, меандр, розетты, коринфские капители и каннелированные колонны составили арсенал скульптурной и декорации архитектурной порталов провансальских церквей, в частности церкви Сен-Трофим в Арле. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Изображенная над входом апокалиптическая сцена как рождается бы на глазах у зрителя из беспокойного хаоса форм и линий. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, распространяются Широко также иллюминированные рукописи светского содержания. В монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была иллюстрированная создана рукопись комментариев к Апокалипсису. 70 м длиной и 0, 5 м шириной, Подобный ковер даже дошел до нас это ковер из в собора Байе, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г.
Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет.