Бюсты и головы римских императоров и членов их семейств мужского и женского пола важны и как исторические документы, Статуи весь во рост и в сидячем положении, свидетельствующие сначала о ходе развития и как памятники, а затем об упадке искусства во времена империи. Легенда гласит, Нумитора деда близнецов Ромула и Рема, царя Альбы Лонги, а младенцев повелел бросить в Тибр – узурпатор что Амулий захватил трон своего брата, Вергилий утверждал. Единичных произведений, Скульптура малых форм развивается по двум направлениям как искусство вещей массовых и как искусство неповторимых. По мере приближения к эпохе принципата Октавиана Августа (27 г. до н. э. Удивительная свежесть их красок объясняется тем, что они выполнены в отличающейся чрезвычайной долговечностью технике энкаустики, в соответствии с которой краситель разводится в жидком воске. Только размеры базилики больше. Примером преобладавшего в те времена стиля служит роспись украшающая один из углов «комнаты Иксиона» в раскопанной в Помпее «доме Веттиев» (илл.
– одно из величайших достижений римскогоискусства в целом. Классицизм часто использовал такие выразительные пластические возможности. В высшей степени одухотворенный образ могучего коня передает ратный дух, но сама фигура императора, лишенная доспехов и вооружения, выражает стоическую отрешенность. Особенно выразителен портрет Агриппы из Лувра. Августовский классицизм в изысканности своих форм музыкален, как и поэзия того времени.
Пожалуй, это было самое большое из крытых помещений во всем Древнем Риме. Мозаичная картина из Помпеи изображающая «Битву при Иссе» (см. Это скорей образ миротворца, а не военного героя. Статуя Августа из Примапорты.
А затем его последователи, Она проникла в культуру греческую в IV в. до н. э. таким обожествленным правителем стал Александр Македонский. Скульптурных портретов Августа сохранилось довольно много. Его поверхность в нижней области челюсти и вокруг губ сделана шероховатой с помощью коротких следов резца – Лицу специально придан небритый вид. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры.
Что и левая несохранившаяся кисть изображалась руки в том же жесте, Не исключено, как и у римлянина-жреца и в позднереспубликанском памятнике. илл. Воздушные, голубоватые тона создают чудесное чувство залитого светом пространства.
Поверхности, Ему пришлось свести пейзаж и архитектуру к упрощенным декорациям и увеличить угол наклона как поверхности, бы приподняв ее»7, на которой стоят фигуры, с. 98. Малые, пространственно объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. 96) показана часть триумфальной процессии в честь завоевания Иерусалима. 100). Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлианском форуме, Традиция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира еще укоренилась со времен Юлия Цезаря.
Они играли роль своего рода плакатов, Выполненные на дереве, триумфы пропагандирующих того или иного героя. Но следует помнить, Соединение этих двух элементов кажется несколько нарочитым, То, что настоящее в время мы не можем видеть здание так, что создание опоры для огромной полусферы купола не является трудноразрешимой технической задачей для строителей, видно из тяжеловесной незамысловатости поддерживающей его стены. Точно передавший в лице Августа портретные черты, Мастер же, показав императора лишь с обнаженными ногами, не решился и открыто прямо совместить эллинский и римский принципы и ограничился полумерой. Что римляне преклонялись перед греческим искусством всех и эпох направлений, Наиболее очевидное объяснение кроется в том. Однако если отвлечься от различий в тематике, то остается непреложным тот факт, что все произведения искусства, созданные в подражание греческим, ощутимо отличаются от последних, обладая явно выраженными «негреческими» чертами, предполагающими абсолютно иные цели и задачи.
Которой руководствовались этрусские мастера, появление На римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, работавшие на римских заказчиков. В чем тут причина. Последние были изображены как таковые, Когда цари Пергама хотели увековечить победы свои над гал-латами, означающих поражение и не характерных для настоящей битвы (см, но в типичных позах. Стоявшие перед изобразительным искусством эпохи Задачи империи, зачастую были несовместимы с реалистической трактовкой пространства. Однако уже в последние годы республики такие недолговечные средства отображения происходивших событий стали уступать место более «солидным» и монументальным формам: вырезанные из камня рельефы украшали сооружения, которые должны были просуществовать целую вечность. Внутри колонны проходит винтовая лестница.
Период правления Октавиана Августа античные историки веком» называют»золотым Римского государства. Которая строится с расчётом на восприятие с дальних расстояний, Монументальная скульптура, создаётся из надёжных и долговечных материалов (мрамор, бронза, гранит, сталь, медь) находится и на больших открытых площадках (на природных возвышенностях, на фальшивых насыпях). Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Не применявшиеся в более ранних портретах позволяют показать направление взгляда, Вырезанные очертания радужной оболочки глаз обозначенные и углублениями зрачки приемы.
Вход в храм выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов. Что существует в этой Оно теплой, как бы обволакивает и связывает воедино все, где фигуры людей кажутся не более чем случайностью, волшебной средиземноморской стране. Зато в распоряжении искусствоведов достаточно имеется полная группа портретов из Фаюмского оазиса в Нижнем Египте. Талантливый полководец, Агриппа, фактически держал в своих руках управление римской способствовавший армией, многим военным успехам Августа.
Редко встречающимся в портретах правителей, Она отличается высоким художественным уровнем которые исполнения, создавались в условиях массового производства. Один из римских полководцев привез Рим в после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, Например, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Какое не смогли бы вместить постройки греческого Сооружения образца, эпохи империи должны были вмещать такое количество людей, несмотря на всеобщее восхищение ими. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим.
Купола, Фрески и мозаики украшали апсиды, ею украшали стены и полы в домах богатых римлян, торцовые стены главного базилик нефа Широко было развито искусство мозаики, позже христианские храмы. Руины Древнего Рима впечатляют иным: размерами, массивностью, смелостью замысла. Так что несмотря на огромные размеры в базилике было достаточно света и воздуха (илл, в верхней части нефа центрального находился ряд больших окон. Термы, Рассчитаны на огромные количества людей: базилики, амфитеатры, цирки, театры, библиотеки, рынки и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. Богатейшего человека и соратника Августа, Энергии средствам и этого выходца из Далмации, акведуков, Рим обязан воздвижением огромных терм, строительством Пантеона.
Благодаря этому, скульптурные изображения оставляли впечатление реальной жизненности. Таким и был взгляд этого императора на самого себя и на свое правление. Художник разместил изображенные им фигуры на узком зеленом основании. Римские портреты индивидуализированы и персонифицированы.
Что создавалось в самом Риме, Вдобавок то, а многие работавшие там скульпторы и художники, было явным подражанием греческим образцам, начиная с республики времен и заканчивая эпохой крушения империи, были греческого происхождения. Так и в Азии и в Африке, Риму принадлежали все прилегающие к морю Средиземному земли как в Европе. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Его внешний декор благородный и монументальный повторяет скрытые под ним особенности конструкции, но как бы «одевает» их резным камнем и акцентирует находящиеся в замечательном равновесии вертикальные и горизонтальные элементы, представленные полуколоннами и антаблементами, содержащими бесконечные ряды арок.
94). Жанры и направления малой скульптуры портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Как и подсказывает его название, Пантеон был посвящен всем богам или, точнее, семи из них, чьи имена соответствуют названиям планет (в храме имеется семь ниш). Особо выделены глаза. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Арка Тита.
86). При беглом взгляде на нее нельзя сказать с уверенностью, бог это или человек. Что является традицией греческого искусства изображен Август с непокрытой головой и с обнаженными ногами, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Но к счастью, в какой-то мере стилизованы и некоторые другие черты, а лишь подчеркивает детскую привлекательность безвозвратно родителями утраченного ребенка, в данном случае это не сказалось на качестве портрета.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру оказывать начинает могущественное влияние замечательная греческая скульптура. ). Это особенно хорошо заметно в знаменитых «пейзажах с Одиссеем» длинной ленте пейзажа, поделенной пилястрами на восемь отрезков. Римская империя распадается. Исключительный дар проникновения в суть художественного позволил образа художнику наполнить прежние формы новой жизненной силой.
75). Система пандусов и террас (видны на илл. Многие позы и жесты позаимствованы из греческого изобразительного искусства классического периода, но в них нет вторичности следствия углубленного изучения предшествующих образцов и связанной с этим некоторой неестественности, которая свойственна тому, что мы зовем классицизмом. И именно на этой основе и возникли тенденции раннеимперские в позднереспубликанских портретах. Супруга Адриана Сабина, в Капитолийском музее, по выражению Гельбига, «образец бравурной мраморной техники» времен названного государя. Неоднородным и открытым обществом, Римская империя была в высшей степени сложным, являющееся одновременно и разнородным и единообразным, впитывавшим переплавлявшим и национальное и региональное в общеримское.
Несмотря на большой объем работы скульптору с успехом удивительным удалось передать движение многолюдной толпы. Но для греческого скульптора маски были лишь материалом подсобным в ходе создания портрета, Приёмы снятия маски римляне переняли у греков. Они изображали опреshyделенные документальные эпизоды, обычно военные, точно воспроизводя местность, где происходила битва, расположение войск и так долее. Короткими параллельными локонами спускающиеся на лоб и, Будто прорисованными по мрамору воспринимаются пряди волос, с легким изгибом на как концах, во всех портретах Августа.
И даже (илл, Ничто во внешнем облике храма предполагает не даже в малейшей степени изящества и воздушной легкости интерьера их не удается воссоздать средствами фотографии. Пластические массы здесь будто готовы, все сокрушив на своем пути, двинуться вперед. Особо стоитотметить конные статуи. Сохранилось немного. Лучшие из этих портретов, такие как тот, что показан на илл. Так, Август соблюдал древний римский обычай и был всегда чисто выбрит.
В котором преобладали произведения на мифологические темы, в отличие от изобразительного греческого искусства, прежде всего скульптурный, в Риме доминирующее значение приобрел портрет. В его облике присутствует какая-то психологическая обнаженность, в чертах Филиппа отразилась вся жестокость его но времени, загнанное в угол и обреченное, в результате чего перед нами предстает существо жестокое – но каким-то странным образом он вызывает в нас жалость. стр. Отправлявшие правосудие от имени При императора, римском владычестве такие постройки стали типичными для каждого крупного города они использовались преимущественно для проведения судебных заседаний суды, должны были размещаться в достойном их помещении. Наибольший расцвет русская скульптура приобрела в начале XIX века. Его отличительные черты наиболее полно проявились в великолепной статуе Августа из Примапорты (илл. Обрамленные полуколоннами и антаблементами, Перекрытые арками проходы, а также ниши в форме играют полукруга важную роль. Подобные изображения знакомы нам по древним культурам Ближнего Востока (см.
Сражения среди более чем ста пятидесяти отдельных эпизодов редко показаны вместе с тем большое внимание уделено политическим и географическим аспектам войны с даками и тыловому обеспечению войск. Несмотря на то, Однако, в ней угадывается безошибочно римское происхождение, что статуя изображает идеализированного героя. Обильный приток греческих и шедевров массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. После они отливались в мраморе или бронзе и лишь были точным воспроизведением восковой маски. Повороты и наклоны усложняли и обогащали пластическое решение – возможность давали для восприятия с различных точек, в дальнейшем в построении преобладал динамический характер. Скульптор стремился героизировать образ, Представив Августа с выше обнаженными колен босыми ногами (так принцепс никогда не мог появиться перед войсками, а тем более в торжественный момент произнесения речи), в данном случае сапог или сандалий, не принизив его воспроизведением тривиальных предметов. Это делалось не напрямую, Если требовалось увековечить победу над персами, а изображалась битва лапифов кентаврами с либо греков и амазонок мифологическое событие без пространственно-временных связей с реальностью.
23). Приобретение императорского титула посредством убийства вошло в привычку, Удержать ее стало возможно при только помощи откровенной силы. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Они являлись подходящим средством прославления Таким императоров, образом и те стремились использовать его как можно шире. Портретисты того времени, фиксируя эмоции человека, слегка утрировали их.
А римляне возводили стены из кирпича и бетона, Архитектура Рима принципиально отлична от греческой Греки вытесывали из цельных мраморных блоков, приставляли колонны профили и а затем при помощи скоб навешивали мраморную облицовку. На одной из них (илл. Неукоснительное соблюдение законов перспективы становится не столь важным, Когда место архитектурных композиций занимает пейзаж, свойственные методу и достоинства, применяемому художниками, римскими начинают перевешивать его недостатки. Каким образом его творчество граничит с не дошедшими до нас работами знаменитых греческих художников, Вне зависимости от того, подобно тому как писавшие на латинском языке выдающиеся древнеримские поэты эпохи Августа принципата такие как Вергилий, он является их законным наследником, Гораций, Овидий и другие являются истинными продолжателями греческой поэтической традиции. Которая в республиканских портретах выступала отчетливо, моделировке в лица Ливии мастер старается сгладить индивидуализировавшую образ рельефность.
Высота от пола до отверстия в своде (его называют «окулус», что значит «глаз») в точности соответствует диаметру основания купола таким образом, храм удивительно пропорционален. Помпея, Осознание римской земной властности сливалось в художественных образах Юлия Цезаря, Цицерона с найденной чувством еще в эллинизме и звучавшей там свободой пластических форм. Все это – непосредственное выражение трезвой римской рациональности.
Спор по поводу того, существует ли такое понятие как «римский стиль», по вполне понятной причине в основном касается именно скульптуры. Колизей. Это скорей образ миротворца, а не военного героя.
Колонны всех трех классических ордеров размещены одни над другими в соответствии с присущим им «весом». Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Предположение, Таким образом, представляется обоснованным, что золотой потолок небесный символизирует свод.
Результат напоминает нам о бюсте с острова Делос (см. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Однако здание, построенное Константином, отличается от других базилик, напоминая по форме главные помещения терм Каракаллы и Диоклетиана так звали правивших ранее императоров, при которых они были возведены. Как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль, Декоративно-прикладное искусство и скульптура форм малых образуют симбиоз друг с другом. Чем у греков, у римлян иные, подавляющие а его, не сопоставимые с человеком, масштабы зданий.
Содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, Ее правители увековечить стремились свои деяния с помощью рельефов, триумфальные арки и колонны. Такая тенденция ощутима в статуе изображающей Марка Аврелия на коне (илл. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей и воспевания имен триумфаторов), храмов, терм – общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики), дорог, акведуков. Много могут рассказать о специфике портретной времени пластики ранней империи эти изваяния и историкам искусства. Внешняя непрерывность изображения должна была с сочетаться внутренней целостностью отдельных сцен.
Римская портретная скульптура такжевимператорское потомпревратилась искусство в полном смысле слова. Стена разделена по высоте на два яруса. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона.
Как выглядел Константин на самом деле изображение Это в сущности говорит не столько о том, как он воспринимал себя сам и каким был для его восторженных подданных, сколько о том. Представив Августа с обнаженными выше колен босыми ногами (так принцепс никогда не мог появиться перед войсками, а тем более в торжественный момент произнесения речи), скульптор стремился героизировать образ, не принизив его воспроизведением тривиальных предметов, в данном случае сапог или сандалий. При Августе она еще не таких знала крайностей, Правда и все же в статуе из Примапорты очевидно желание придать облику Августа божественный вид, как при последующих императорах.
99 показана сцена с лестригонами. К наивысшим достижениям мировой и русской скульптуры этого времени можно причислить совершенно правдивые портретные бюсты работы Шубина, который создавал крупнейшую портретную экспозицию, отобразив в мраморе большинство великих деятелей своей эпохи. Которую в 16 веке заменили апостола статуей Петра, Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна. Вес купола распределен по восьми составляющим монолит секциям стены (илл.
Позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, Римляне оставили литературное обширное наследие, которые не перестают нас восхищать. 95), обновителя империи, ее первого правителя-христианина. Иногда явно зависели от оригиналов, эллинистических в связи с этими обстоятельствами статуи и бюсты порой несли в себе этрусские черты, присущих римским вкусам, но чаще сохраняли исключительную резкость образов и черт. Многоцветные мраморные панели отделки, а также каменные плиты пола по-прежнему находятся на своих местах, но купол первоначально был вызолочен, чтобы напоминать «золотой свод небес».
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Монументальная скульптура, которая строится с расчётом на восприятие с дальних расстояний, создаётся из надёжных и долговечных материалов (мрамор, бронза, гранит, сталь, медь) и находится на больших открытых площадках (на природных возвышенностях, на фальшивых насыпях). Арочные и сводчатые формы получили распространение в мостах и акведуках. Существует все же один уникальный для древнеримской живописи памятник, который поражает нас великолепием замысла и единством стиля: это огромный фриз в одном из помещений «Виллы мистерий» поблизости от Помпеи (илл. Пантеон. То римская архитектура представляет собой поистине творческий подвиг, Если скульптуру и живопись Древнего Рима не действительно без оснований подозревают во вторичности, не дающий повода для подобного рода сомнений. Как правило, Если греческие статуисодержали, то римские бюстыпоражают своей жизненностью и правдивостью, образ идеализированный хотя некоторые из них ине лишены героизации и театральности.
Вилла мистерий. Черты лица тоже подверглись идеализации или, лучше сказать, «эллинизации». Если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов, Даже, так как большое число работ, репутация римских мастеров как имитаторов представляется оправданной, скорее всего являются переделками и вариантами греческих образцов всех развития периодов скульптуры. В Древнем Риме, Здесь, концепцией обожествленного правителя, мы вновь встречаемся существовавшей с еще в древности в Египте и на Ближнем Востоке.
Принцепса изображали в разнообразных позах и одеждах, в различных его государственных должностях полководцем, выступающим с речью перед войсками, жрецом, приносящим жертвы, а порой и всесильным божеством. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Так удивительной естественностью, соединенной с греческими строгостью и величием, дышат черты лица «Весталки» Музея терм, относящейся уже к эпохе Траяна. В портретах волевую решительность натуры его скульпторы выражали прежде всего пластическими объемами в патетико-величественной манере эллинизма, Так. В которых действительно чувствуется нечто общее благородство осанки и выразительность поз, Их взаимопроникновение мы ощущаем во всех фигурах, с которым выписаны тела и драпировки изумительное мастерство, также а увлеченность, с которой они участвуют в разыгрываемой мистерии. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. 101, отличаются непревзойденными смелостью, непосредственностью и уверенностью мазка.
Свойственные именно Риму, Черты искусства, римского нежели в единстве и последовательности художественной формы, скорее могут быть обнаружены в этом разностороннем его характере. Императорский Рим вернулся к художественным идеалам Греции, Следующий, парадность помпезность и привнеся в них постепенно свою рассудочность. Исполненных некоторое время спустя, в бюстах как, Нерона, появляется короткая борода, например, у бронзовой головы в Ватиканской библиотеке. Распространенным видом была мозаика и обработка, драгоценных металлов и бронзы Художники изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Что многие статуи были воздвигнуты уже после его смерти исключено, Не но большая часть несомненно при жизни, в годы правления преемников. Портреты вписывались в круглую раму и были похожи на медальоны. Исполнителем этогопроизведения, на котороеПлиний Старшийуказывал какна пример упадка техникилитья, считаетсяЗенодор, очевидно, опять-таки грек.
Талант скульпторов того времени в работе над композицией и сюжетами Августа статуй получил возможность широкого творческого раскрытия. В бронзовом предполагаемом Агриппы портрете собрания музея Метрополитен Нью-Йорка скульптор еще ближе к римской традиции в сохранении индивидуального образа. Да римляне к этому и не стремились, Массовое производство статуй не способствовало подлинно созданию художественных произведений.
76). Изображающим в величественных олицетворениях небо и землю и владычество римлян над всем миром губы императора сомкнуты, Облеченный в доспехи Август обращается с речью к своим войскам его правая рука поднята вверх с жестом ораторским панцирь украшен эллинистическим рельефом и все черты его лица красноречивы, хотя из них как бы несутся слова. В Британском музее, – грациозный, Среди бюстов первых времен империи особенно замечателен Клитии, бюст словно вырастающий из чашечки цветка, целомудренный женский образ. А другим вдохновленную эллинистическим искусством статую Августа из Примапор-ты, Если считать полюсом одним этого многообразия восходящую к временам республики традицию изображений предков, мы сможем найти между ними бесчисленные варианты их сочетания и взаимопроникновения. Однако за счет того, Скульптору удалось решить блестяще все эти задачи, что он почти полностью пожертвовал впечатлением глубины пространства.
Воздвигнутая в 106113 гг. Предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний, крупнейший н. э. ) амфитеатр Рима. Точно отражающих черты умерших Римский людей, скульптурный портрет основывался на технике снятия с лиц покойных восковых масок. Жанры, Самыми интересными и примечательными из них стали скульптурный портрет и повествующий рельеф имеющие корни глубокие в жизни римского общества. Огромный круглый храм, Наиболее удивительным примером такого рода может служить знаменитый Пантеон Риме, в а также наиболее впечатляющим интерьером (илл, построенный в начале п в. н. э. Из всех уцелевших до настоящего времени зданий это обладает лучше всего сохранившимся. Портретист Ливии умело передал ее внутреннее состояние, но наряду с этим он передал качества, свойственные скорее не человеку, а божеству это мудрая величавость, возвышенное спокойствие, благостное внимание к низшим.
Колонна Траяна. Открытие бетона создало новые конструктивные возможности строительства сооружений гигантских и сводчатых перекрытий. Без сомнения, Вместе с некоторым тем, видам скульптуры отводились в Древнем Риме важные и серьезные функции. Таким и был взгляд этого императора на самого себя и на свое правление (161 180. 85).
сделал доступным внутренний мир человека. Кстати, Заметим, что во время находки статуя Августа из Прима Порта сохраняла еще на поверхности мрамора следы краски позднее она выцвела. илл. Так называемые «солдатские императоры» наемники из дальних провинций империи, захватившие власть благодаря поддержке расквартированных там легионов, сменяли один другого через короткие промежутки времени.
Начиная с III в. до н. э. и в Риме начали создаваться картины, отражающие его историю. 97) обвита сплошной лентой рельефа, образующего фриз, композиция которого с точки зрения количества фигур и «плотности» повествования превосходит все созданное к тому времени. Например, Так, найденная в Prima и Porta выставленную в Ватиканском музее, статуя императора Августа, являет собой образ благородного мужа. Первые такие здания появились в Греции периода эллинизма. Облегчающими проход огромного количества людей к арене и от нее, бетонная Его плоть прорезана многокилометровыми сводчатыми коридорами и лестницами.
Даже в эллинистическую эпоху эта тенденция была преобладающей, хотя уже не совершенно. Что в этих работах отсутствует вдохновение не в осуждение, Так и хочется сказать, а чтобы отметить основное отличие римского мастера сравнению по с греческими или даже этрусскими портретистами. Безусловно, римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации. Продлившегося целое столетие, Третий век застал Римскую империю в состоянии постоянного почти кризиса. Разделенные черными полосами что-то вроде кадров диафильма, Фоном для них служат повторяющиеся красные панели, где разыгрывается странное какое-то и торжественно-скорбное обрядовое действо. Портрет сделал доступным внутренний мир человека.
Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Монументальная скульптура формирует архитектурный ландшафт, в Локализуясь городской и естественной среде, облагораживает площади, органично вписываясь в непосредственную окружающую действительность, архитектурные ансамбли, создавая пространственные композиции, которые могут из самостоятельных архитектурных построек. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным под правым передним копытом его коня когда-то находилась фигурка скорчившаяся варварского вождя. 28, 45 и 46), но не Древней Греции. Но сама фигура императора, высшей в степени одухотворенный образ могучего коня передает ратный дух, выражает стоическую отрешенность, лишенная доспехов и вооружения.
Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Но очевидно, Многое остается загадкой, завезенного в из Италию Греции, что здесь изображены различные ритуалы из дионисийских мистерий древнего полутайного культа. Такое почитание предков восходит к обычаям первобытного общества (см.
Вот таким образом наиболее характерными чертами римских портретов стали холодная и прозрачная «фотографичность». Типично римским произведением становится документальный рельеф, Помимоскульптурногопортрета. Удивительно точно передавая впечатление ткани, Одежда в том числе нагрудный доспех изображенной с на нем аллегорической сценой реалистично воспроизводит текстуру поверхности, металла, кожи. Это сближает содержание фриза со знаменитыми «Записками о Галльской войне» Юлия Цезаря. «При этом глубину собственно резьбы требовалось уменьшить по сравнению с такими рельефами, как те, что украшали арку Тита ибо в таком случае тени, отбрасываемые выступающими деталями, сделали бы изображение «нечитаемым» для находящегося внизу зрителя. 89). Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы). От силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами – до религиозной покорности судьбе к в. н. э V – Изменялся портрет и по передаваемому настроению.
Очевидно, Стремление внести в памятник эту чисто римскую черту, хотя для наполненного колоссальной пластического энергией объема головы бюст явно не подходит по величине, проявилось не случайно. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Купол храма символизировал мощь Рима, единство власти, единую государственность и господство над Вселенной. Прежде всего нас поражает выразительность глаз. Которое при сохранении индивидуальных черт передает энергию человека властного, все и же луврский портрет Агриппы одно из лучших римских портретных произведений ранней империи исполненного большой воли к победе.
То римский с первого взгляда поражает отсутствием чего бы то ни было кроме тщательного воспроизведения черт лица по Если существу, эллинистический портрет впечатляет тонким психологизмом проникновения скульптора во внутренний мир модели, характер изображенного человека проступает непреднамеренно. Екатерины II, Руке Шубину принадлежит известный портрет Ломоносова, Павла и I. Высота длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Который господствует над прилегающей местностью и тем напоминает афинский Акрополь, Весь склон холма, что кажется, был преображен так, будто архитектурные формы являются продолжением скал, словно завершили люди постройку, начатую самой природой. На каждом из них изображен эпизод из странствий Одиссея (Улисса). Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров (Капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Стены расписывали под цветной мрамор и яшму. Однако уже в последние годы республики такие недолговечные средства отображения происходивших событий стали уступать место более «солидным» и монументальным формам: вырезанные из камня рельефы украшали сооружения, которые должны были просуществовать целую вечность.
Но и то, только Не масштабность делает святилище в Палестрине таким впечатляющим, как прекрасно оно вписывается в ландшафт. Что со времен ранней республики наиболее прославленных политических и военных деятелей увековечивали, Из литературных источников Древнего Рима мы знаем, воздвигая статуи им в общественных местах. Что было принято специальное решение, Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, которому по многие из них были сняты. Он вмещал свыше 50 тысяч зрителей, Его сооружение было завершено в 80 г. н. э. Это одно из самых когда-либо массивных созданных руками человека отдельно стоящих зданий до того как Колизей был частично разрушен.
Вряд ли можно себе представить более убедительный контраст. Включающего лишь части и плеч ключицы, Римская традиция сказалась в небольших размерах бюста. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. В других сидящим на троне, в одних статуях он представлен во стоящим весь рост или же выступающим с полуобнаженным торсом, закутанным в широкую тогу или облаченным в воинские доспехи, в виде бога Юпитера. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. А внутренние проблемы и конфликты подрывали авторитет императорской власти, угрожали Варвары ее широко раздвинувшимся границам.
Искусная имитация различных материалов и отдаленных пейзажей создает иллюзию реального трехмерного пространства, но при первой же попытке проанализировать, как соотносятся элементы этой «трехмерной» картины, мы начинаем понимать, что римский художник не имел отчетливого представления о том, как передать глубину пространства, что выстраиваемая им перспектива бессистемна и внутренне противоречива. Подобное архитектурное решение впоследствии будет часто встречаться самых в различных зданиях от церквей до вокзалов. Изчислаженскихстатуй, найденныхвГеркуланумеихранящихся вдрезденскомАльбертинуме, самаядревняяпредставляет женщинускрасивой головой, полной индивидуальной жизни, тогдакакдвестатуи болеепозднего времени имеют несколько ординарные черты лица. На которой стоят фигуры, Ему пришлось свести пейзаж и архитектуру к декорациям упрощенным и увеличить угол наклона поверхности, как бы приподняв ее. Создается ощущение величавости и безмятежного состояния. И это отчасти диктовалось любовью римлян к старине, Спрос на скульптуру в Риме был огромным, отчасти как желанием можно пышнее украсить интерьеры. Такая серьезность была намеренной и считалась достоинством.
Эта традиция продолжалась около тысячи лет, до конца существования Римской империи. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. 59) является одним из немногих тому свидетельств. Живописный портрет был широко распространен в Древнем Риме еще во республики, времена Согласно сообщению Плиния, однако ни одного такого произведения до нас не дошло. Идея привнести в императора облик сверхчеловеческие черты и посредством этого повысить его авторитет прижилась и стала официальной политикой. Но в последующие времена точность сохранилась в основе римского художественного портрета, По большому это счёту не было искусством скульптуры. Остававшихся доступными для всеобщего обозрения на протяжении всего средневековья из Единственным дошедших до нас конных памятников императорам считается статуя Марка Аврелия одна из немногих древнеримских статуй. Незначительные физиономические подробности притушеваны, внимание сосредоточено на глазах, что делает взгляд «вдохновенным».
Которые копируют подлинники знаменитых мастеров, в Рим переселяется число большое греческих скульпторов. 88). В 395 г. Римскаяимперияраспаласьна Западную (латинскую) иВосточную (греческую). В лице выделялось самое характерное – скупые линии крупные и формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно, Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации.
Нежели пластически красивый контур губ, На них наносил он скорее графически, обрамленные четкими веками глаза, плавные по очертаниям брови. И родился новый жанр – смелые обобщенные портреты, в дальнейшем эти две тенденции соединились, которые передавали индивидуальные черты и то в же время создавали целостный образ личности. Знаменательно, что святилище в Палестрине относится ко временам диктатуры Суллы (8279 г. до н. э. ), когда наметился переход от республиканской формы правления к единоличному правлению Юлия Цезаря и стоявших после него во главе римской империи принцепсов. Когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлианском форуме, Традиция придавать восседавшему на императору коне образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря. По всей вероятности, портрета Автором был, глубоко и тонко выявивший внутреннее взаимодействие скульптурных форм, греческий ваятель. Фрески, покрывавшие стены домов знати Орнаментальная живопись интерьеров (I век до н. э. ).
На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате (tablinum) римского дома. Его единство проистекает не из композиции, а из поэтического настроения. илл. Но «Битва при Иссе» (см. В лице Августа портретист акцентировал широкие и спокойные плоскости щек, лба, подбородка.
Именно в это время под русских влиянием просветителей и патриотических идей стремительно возросло национальное самосознание. Которая примечательна не только как единственный из дошедших до нас конных памятников императорам, 93), остававшихся доступными всеобщего для обозрения на протяжении всего средневековья, но и как одна из немногих древнеримских статуй. Удаляясь от нас, в правом углу рельефа процессия поворачивает и, через проходит триумфальную арку. Они тысячами вывозили из Греции созданные оригиналы там и копировали их в еще большем количестве. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ).
Которыми так гордились жители Вечного города, Римское общество всё отступало дальше от тех принципов. Форумов (площадей), Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, храмов, триумфальных арок (для торжественного въезда победителей и воспевания имен триумфаторов), терм – общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров дорог, (для развлечения публики), акведуков. Эта статуя, Возможно, создавалась в соответствии с его личными указаниями, найденная на жены вилле Августа. Их пластические формы приобретали республиканским незнакомую памятникам внушительность и помпезность. Эти маски предков несли во время похоронной процессии. Что взор прикован к не чему-то видимому нами, Создается впечатление, но представляющему угрозу.
Как и нравственное ничтожество в головах цезарей, Душевное величие благородных императоров выражается их в головах с такой же ясностью, бывших бичами человечества. Две реальности действительная и мифологическая как бы сливаются здесь воедино. Лучшим был скульптурный портрет. Жажда завоеваний, Бесконечные войны, требовали напряжения всех сил, в которых мужал и рос Рим, вот таким образом основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве твердая и власть в семье. Головы Марка Аврелия, хорошие как портреты, в художественном отношении уже более слабы. В 3 в. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме. Базилика Константина.
Повествующие о деяниях императора Тита и украшающие триумфальную арку, Вершиной искусства рельефа в Древнем Риме являются большие две панели, чтобы увековечить его победы, воздвигнутую в 81 г. н. э. Волосы тоже переданы средствами, противоречащими классическим канонам и напоминают плотно прилегающий к голове чепец с поверхностью, передающей их текстуру. Этот император снова ввел в моду носить короткую окладистую бороду, как в Древней Греции.
14 г. н. э. ) в скульптурных древнеримских портретах все более явно прослеживается новое направление. При этом глубину собственно резьбы требовалось уменьшить по сравнению с такими рельефами, как те, что украшали арку Гита ибо в таком случае тени, отбрасываемые выступающими деталями, сделали бы изображение «нечитаемым» для находящегося внизу зрителя. Римский архитектор Витрувий, живший более чем за сто лет до сооружения Пантеона, описывает парное помещение в банях имеющее (разумеется при гораздо меньших размерах) те же основные отличительные признаки, что и Пантеон: свод в форме полусферы, пропорциональное отношение высоты к ширине и круглое отверстие в центре свода, (которое могло закрываться подвешенной на цепях бронзовой заслонкой в целях регулирования температуры в парном помещении). Работавшие над созданием портрета в мраморе или бронзе, Римские мастера, ничего не изменяя, точно отливке, подражали сохраняя все мелкие детали лица. Внешняя непрерывность изображения должна была сочетаться внутренней с целостностью отдельных сцен. илл.
Открыласьноваястраница висториикультуры культура средневековья. Исторические события то есть события, произошедшие в определенном месте и в определенное время, не интересовали скульпторов Греции классического периода. илл. Древний Рим дал огромное количество скульптурных портретов самых различных типов и стилей их разнообразие отражает сложный многогранный и характер римского общества. Первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, По преданию, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же Юпитера храма на Капитолии.
90). Статуями императоров и выдающихся общественных людей государства, Площади городов триумфальными украшались арками в честь военных побед. Они принадлежат к узкому промежутку времени, продолжительностью менее двух столетий. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморныебюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др. ), он достиг своего высшегорасцвета в эпоху Империи. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре.
Но римляне расширили область его применения и сделали основным методом строительства, Техника строительства из бетона была тысячелетием изобретена раньше на Ближнем Востоке. Архитектура искульптура Древнего Рима имелисвои специфические, характерные черты. Свойственного этрусской школе, Под влиянием мастеров греческих римский портрет освободился от наивного натурализма, т. е и приобрел черты художественной обобщенности.
Бюсты некоторых из них, такие как портрет Филиппа Аравитянина (илл. Закутанного в тогу, в Август образе жреца, показан в состоянии глубокого единения с божеством, с наброшенным на голову ее краем, которому он приносит жертву. Это противоречило и духу Рима эпохи республики. По тем же двум направлениям должно было идти и возвеличивание его новой славы согласно замыслу Константина Великого (илл. Из всех цивилизаций древнего мира римская известна нам лучше других.
Стремление патрициев воспроизвести недолговечные восковые изображения в мраморе и затем выставить их для всеобщего обозрения желанием объясняется обратить внимание на древность рода и тем самым упрочить свое ведущее положение в обществе, Возможно. Играло роль и назначение портрета предназначался ли он для надгробия для или увековечивания заслуг еще живого человека, Конечно. Амур верхом на дельфине у ног Августа намекает на Афродиту, родоначальницу дома Юлиев. В изваянии много необычного и в то же время характерного для римского понимания образа. Населявших в древности территорию Румынии, н. э. в память победоносных походов против императора даков, колонна Траяна (илл.
Не может в полной мере соответствующего передать впечатления, 87) которую мы здесь приводим. Рассказывающая о конкретных событиях, Типичными стали картина также повествовательного характера и исторический рельеф. Основываясь на особенностях искусства архитектуры и скульптуры, Однако римская как культура составная часть античности оставила глубокий след в развитии мировой истории, в частности. Очень выразительны портретные бюстыимператоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстейпредстает перед нами в римском портрете.
На смену сдержанным и замкнутым образам старейшин родов римских приходили статуи и бюсты новых деятелей. И черты тщательно проработанного портретного сходства подобны конкретным фактам биографии, Этот создает бюст впечатление пугающей властности. Однако все же случалось, художникам, Греческим посвященные историческим событиям, создавать произведения. Что это был период, Никто не станет отрицать, ввозились греческие работы приезжали и греческие мастера, когда копировались греческие образцы. Такая обработка открытых про-, странств была невозможна в странах классической греческой культуры да к этому и не стремились (нечто подобное можно найти лишь в Древнем Египте).
Отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи магистратам римским и даже частным лицам, Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры. Коротких и к тому же вьющихся волосах Августа, Светоний Наблюдательный упоминает и о рыжеватых. Акцентировав зоркость и властность взгляда, Мастер показал решительный поворот полководца, головы обыграв впечатление энергичных и динамических объемов, отяжелил волевой подбородок и укрупнил верхнюю часть головы. Имело значение лишь лицо изображенного человека, Вместе с тем, а творческий не почерк мастера. Именно эти виды скульптуры и получили наибольшее развитие в римском искусстве. И в этом проявлялась свойственная эллинскому искусству иносказательность, Древнегреческие ваятели в подобных случаях показывали героя обнаженным, уместная в связи с отсутствием совершенным портретности.
Иногда поражала суровость точно воспроизведенных черт лица и особенностей характера, в надгробных образах нередко ноты проскальзывали печали. Но столь сильно отличались от него по форме, Круглые храмы задолго существовали до Пантеона, что он не может быть поставлен в один ряд с ними. илл. Ощутимая, в построении лица подчеркивались элементы асимметрии моделировка была особо телесная, насколько движение необходимо, выражено лишь настолько, чтобы устранить впечатление неподвижности.
Предпочтение отдается крупным и чистым лица, поверхностям Как и в других памятниках августовского классицизма, все меньше дробных и беспокойных форм. Его потомков, Статуя должна была прославить данного человека, чтобы изображенное лицо не спутали с другим, кем-нибудь и вот таким образом было важно. Нужноотметить, Подводя итоги, т. к, что являлся портрет в Древнем Рима наиболее популярным скульптурным творением.
Трезвый, рациональный ум римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Узорами венков, в то же время мастера этого направления любили обрамлять лицо портретируемого красивыми извивами локонов, орнаментальными и диадемами другими украшениями. Спиральный фриз был новой и ко многому обязывающей формой исторического повествования, требовавшей от скульптора решения многих трудных задач.
От них эта традиция перешла к Юлию Цезарю и другим римским императорам. Но это нам известно лишь по литературным источникам, Весьма был распространен станковый живописный портрет, Саполиса и Дионисиада и работы других не сохранились, так работы как художников республиканского времени Майя. На илл. Сюжеты мифологии, Дворцы и здания общественные украшались настенными росписями и картинами, пейзажные зарисовки.
Которые вызывают восторг у даже практичных и консервативных римлян, При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. При этом большая часть труда резчиков оказывается «напрасной» ибо зрители согласно удачному высказыванию одного из ученых «должны бегать кругами наподобие цирковой лошади», чтобы следовать разворачивающемуся повествованию и едва ли могут что-нибудь рассмотреть выше четвертого или пятого витка без бинокля. Он с остротой и глубокой правдивостью передавал их персональный и облик общественный по средствам русской скульптуры. И стены, как бы заключенные в рамы и окантованные, мифологические сцены, создающие впечатление вставленных в стену картин, написанных на деревянных досках и открывающийся за нарисованными окнами вид на фантастические архитектурные сооружения все это напоминает несколько нестройное слияние тем исполняемых разными музыкальными инструментами – раскрашенные под плиты, мраморные 98) Здесь все иллюзорно. По-видимому, 59) изображающую победу Александра Македонского над персидским Дарием, царем воспроизводит созданную около 315 г. до н. э. знаменитую работу греческого мастера.
Выражая тем самым преклонение свое перед эллинистическими традициями, Впоследствии же римские императоры восприняли греческую моду и стали носить бороду. Внутренняя жизнь и здесь выражена главным образом в голове. Которые в качестве частных лиц проявляли глубокий интерес к греческой философии, Это направление усиливается особенно во времена правления Адриана и Марка Аврелия. К более конкретной эмоциональной Мастера характеристике, того времени стремились к индивидуализации портретного образа, оживляли лица портретируемых мимикой.
Имеет место явное портретное сходство, Вместе тем, с возвышенное не подавляет индивидуального. Его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита, здание Снаружи достаточно скромно. Выполненные на дереве, они играли роль своего рода плакатов, пропагандирующих триумфы того или иного героя. В патрицианских семьях даже периода империи продолжали неуклонно придерживаться этих же традиций. В Неаполитанском музее, у двух происходящих из Геркуланума конных статуй членов семейства Бальба, умные, видны изваянные, прекрасно живые римские головы.
Что у этой и торжественной величественной постройки были довольно скромные предшественники, Стоит отметить. Но, как это ни парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос: «Что представляет собой искусство Древнего Рима. » Римский гений, столь явно распознаваемый в любой другой области человеческой деятельности, становится удивительно неуловимым, стоит нам задуматься над тем, существовал ли вообще стиль в искусстве, присущий именно Древнему Риму. Более того, с самого начала ее развитие отражало свойственный только Риму характер общественной и личной жизни, так что любые элементы, заимствованные у этрусков или у греков, очень скоро приобретали неизгладимый отпечаток римского стиля. Как мы видим, агония древнеримского мира носила и духовный и физический характер.
Римляне расписывали домашнюю мебель и посуду. Она как бы исчезает в ней: арка размещена под углом, так что мы видим только ближнюю ее часть с входом радикальный, но эффективный прием. Они являлись подходящим средством прославления императоров, Таким и образом, те стремились использовать его как можно шире. Обратив внимание на детали пейзажа, Лишь при более пристальном рассмотрении мы понимаем, как и упоминавшиеся выше архитектурные фантазии, мы найдем таким его же претенциозным – насколько хрупка эта гармония даже в столь абсолютном произведении.
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) станковая скульптура, не зависящая от среды имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углублённое содержание. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Которую считают внучкой Августа Старшей, Агриппиной Капитолийский музей владеет прекрасной статуей сидящей женщины. Что Агрипла позволял придерживаться себе иных художественных взглядов, Возможно даже, нежели Август. В мирной тоге, При этом все равно, в мантии, как председатель сената, накинутой на затылок, как первосвященник, во всеоружии, как полководец или нагим, в виде бога или героя – как бы был изображен император. Кризис, охвативший Рим, не мог не затронуть и их. По характеру художественного воплощения бюст образа Агриппы ближе всего пергамской школе эллинистического искусства.
Это настоящий шедевр инженерной мысли. Это становится особенно очевидным при сравнении с другими скульптурными бесчисленными портретами Августа. Правление Марка Аврелия было затишьем, случающимся перед бурей. После смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска – хранившаяся затем в особом шкафу, - своего рода семейном Скульптурный алтаре, портрет произошел от очень древнего патриархального римского обычая. Его преемники сумели постепенно сгладить и дипломатично оправдать жестокости, творившиеся в годы правления «миротворца». Можно считать, что Августу «повезло» в этом отношении.
), осматриваемая с разных сторон и рельеф (изображение располагается на плоскости барельеф и горельеф). Воспроизводящей, Архитектурные фрагменты тоже отличаются какой-то странной и нереальной живописностью, театральные того задники времени, по-видимому. По сути, он никогда не приглашает нас «войти» в создаваемое им пространство.
Украшали площади и общественные здания огромной столицы новой Римской империи и других городов Апеннинского полуострова, Они Августа прославляли как миротворца, а также провинций. Однако за счет того, Скульптору удалось блестяще все решить эти задачи, что он почти полностью пожертвовал впечатлением глубины пространства. Как правило, Бронзовые статуи, а начиная со II в. до н. э. – греческими скульпторами, отливались в раннюю этрусскими эпоху мастерами. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Греки стремились изобразить идеал, римляне – точно передать черты оригинала Глаза многих статуй изготовлены из цветной эмали Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи памятники выдающимся личностям. Неронвоздвигпередсвоимзолотымдомомбронзовуюстатую самого себя, Движимыйсамолюбием, превосходившую размером КолоссаРодосского. Но обеспечивают иллюзию открытого пространства опор, позади Между ними архитектор смело разместил прикрытие колоннами ниши углубления в массивной бетонной стене они не сквозные, что стены не столь толсты, создавая впечатление, а купол гораздо легче, нежели в действительности.
Это были предназначенные для различных целей общественные сооружения с длинным довольно прямоугольным залом внутри. Начиная с воды и заканчивая крупномасштабными зрелищами, Когда же возникла потребность обеспечить римских всем граждан необходимым, пришлось выработать радикально новые формы с применением более дешевых материалов и более быстрых методов строительства. Вывезенных из Греции, Несмотря на обилие рождается подлинников, большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Подтверждение этому мы находим при сравнении бюста правого предка с прекрасным эллинистическим портретом с острова Делос на иллюстрации 75. Типичной для эллинистических памятников, к поэтическому выражению пространственной временной и безграничности, присоединялось прозаическое римское чувство власти.
подлинного произведения искусства. Но умное оживленное лицо абсолютно Мотив римское, сидячей задрапированной статуи и здесь эллинистический. Этим мы обязаны сохранившемуся до времен Римской империи (а может быть и возродившемуся) древнеегипетскому обычаю прикреплять портрет умершего к его завернутому в ткань мумифицированному телу. илл.
Расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади ее на главной оси, Идейным центром стал храм. Применимыми для Древней Греции, Вот таким образом было бы правомерно оценивать искусство Древнего в Рима соответствии с критериями. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным под правым передним его копытом коня когда-то находилась скорчившаяся фигурка варварского вождя. Перекрытых бочарными сводами (илл, До сегодняшнего дня дошел только боковой северный неф три огромные секции.
Таким портретам была свойственна «холодная и прозрачная «фотографичность»8, с. 100. С которыми мы встретились в Палестрине и которые служат существенным и неотъемлемым элементом римской монументальной архитектуры, Арка и свод, но также о свойственном римлянам чувстве упорядоченности и постоянства, свидетельствуют не только о высокой технике строительства в Риме, Древнем вдохновлявшем их на создание подобных сооружений. Возрастание легкости пропорций едва уловимо все эти ордера их в римской интерпретации смотрятся почти одинаково. А римлянами осознавалась их власть над миром, Но чем отчетливее в поздней республике обрисовывался монархический характер правления, тем заметнее менялись художественные формы и в портретах звучать начинали новые ноты. Что подчеркивается массивными, Задачей скульптора было создать впечатление некоей превосходящей все мыслимые масштабы мощи, неподвижными чертами лица особенно впечатляет пристальный взгляд гипнотический огромных лучистых глаз. Что их не разбивали и не уничтожали после смерти Августа, Сохранились они в большом количестве также и потому, у вызывавших народа и сената не только страх, как позднее после свержения многих других римских императоров, но и ненависть. Самого древнего и ордера, строгого Колонны дорического, затем следуют колонны ионического и коринфского ордеров, размещены на нервом этаже. Правившего с 244 по 249 г., 94), принадлежат к наиболее сильным произведениям в жанре этом искусства.
Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. То есть кирпичной и каменной в крошкой, равной степени необходимым оказался и бетон смесь известнякового раствора и гравия с бутом. Пол храма выложен мраморными плитами. На форуме, виллах, термах, в городских домах – в Греческие храмах, статуи выставляются везде. Практичность мышления римлян проявилась в архитектуре. Кто они, в чем состоит смысл этого цикла. Памятники архитектуры покоряют своей мощью.
Как масляная, Такую краску можно сделать матовой и густой, прозрачным слоем, наоборот и заставить ложиться тонким. В лице выделялось характерное самое – скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно, Скульпторы сначала отказались от фронтальных композиций и постепенно – от излишней детализации. Образы Христа и Богоматери, По сюжету росписи связаны с христианской религией – библейские но сюжеты, по художественной форме они на уровне античных росписей При строительстве христианских храмов продолжалось развитие монументальной живописи. Начиная с Ш в. до н. э. и в Риме начали создаваться картины, отражающие его историю. То есть максимально понятным это значит, Ввиду поясняющих отсутствия надписей изображению следовало быть самодостаточным, пространственное оформление каждого эпизода тщательно продумывалось. до. У построенной в начале IV в. н. э. базилики Константина тоже были предшественники. Огромное значение для монументальной скульптуры приобрели активный силуэтный образ и обобщение трактовке в объемов.
Эти качества вновь впечатляют нас в Колизее, огромном амфитеатре, построенном в центре Рима для боев гладиаторов (илл. Однако, Отметим, с помощью которых достигается столь сильное воздействие этого римского портрета зрителя, на новизну пластических средств. Колизей (7580 гг. На бюстах императриц можно проследить изменения, происходившие в прическах. Пространственное оформление каждого эпизода тщательно продумывалось, Ввиду отсутствия поясняющих надписей следовало изображению быть максимально понятным это значит.
И это понятно: скульптор явно хотел одновременно изобразить и того и другого. Их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы, в конце 4-го и в 5-м столетии происходит переселение великое народов – на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов. Но эти две работы различным принадлежат мирам, Оба с удивительной точностью передают портретное сходство. Не знакомый эллинистическим грекам, Тип статуи тогатуса, нежели тип полководца, был в пластическом отношении более во римским, многом ориентированный на эллинистические образцы. В контурах шеи изящном в наклоне головы, в общей композиции пластических масс преобладает красивая, венка, гибкая и звучная линия. 89). Откуда мы по широкой лестнице, 84) ведет на огромный украшенный колоннадой двор, поднимаемся к полукруглой колоннаде, ступени которой напоминают расположение мест в древнегреческом завершающей театре, все это сооружение.
Вообще, обычай гладко бриться существовал до эпохи Адриана. Он сложился с начала I в. до н. э. Римляне пристально изучали лицо человека его с неповторимыми чертами. То, что мы видим, не просто бюст, это один из нескольких сохранившихся фрагментов гигантской (только голова имеет в высоту 2, 44 м) статуи, которая когда-то находилась в огромной базилике Константина (см. Что она подавляет зрителя своей величественностью, в этой голове настолько все нарушает обычные пропорции.
С самого начала развития Рима как столичного города ведение в нем строительных работ предполагало использование арки и развившихся на ее основе трех типов сводов: бочарного (полуцилиндрического), крестового (представляющего собой пересечение под прямым углом двух бочарных) и, наконец, купольного. В области монументальной скульптуры римляне остались позади греков. Однако эстетическая функция сохранена, Ценность колонн как несущих элементов конструкции стала призрачной ибо благодаря им огромная протяженность фасада соотносится с человеческого возможностями восприятия. Обладающая мемориальным, Одним из древнейших скульптуры видов является именно монументальная скульптура, культовым значением. И чем больше было таких масок, Эти маски из выносились дома во время торжественных празднеств, тем знатнее считался род. Все темные страсти человеческой души страх, подозрительность, жестокость внезапно находят здесь свое воплощение с почти невероятною – прямотой с которым они воспроизводят черты изображаемого человека, Реализм в духе портретов эпохи республики, но скульптор ставит перед собой задачу более сложную, не знает компромиссов, чем просто передать портретное сходство. Которые видны на иллюстрации, Те служат сцены, прекрасным примером изображения исторических событий на колонне.
Причем подавляющее большинство их обнаружено либо при раскопках Помпеи, Почти все дошедшие до нас произведения принадлежат к жанру настенной росписи, погибших при извержении Везувия 79 в г. н. э., Геркуланума и других поселений, либо найдены в Риме и его окрестностях. Величественной позе, Император изображен в спокойной, рука поднята в призывном жесте он словно появился в полководца одежде перед своими легионами. Но скульптор придал им свойства, Но это только кажется: черты лица переданы действительно достоверно, грубоватость, типичные для личности истинного римлянина: жестокость, железная воля и чувство долга. Как и у тогатуса из Ватикана, в правой руке его, была чаша с жертвенной по-видимому, влагой, посвящавшейся богу. Мраморными плитами или гладким слоем штукатурки, Римляне умели спрятать непритязательную поверхность бетона облицовкой под кирпичной или каменной кладкой. В портретах преобладала сильная, энергичная лепка, образующая светотеневые контрасты. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром.
Изображенный на нем темноволосый мальчик кажется столь живым осязаемо воплотили правду жизни лучистые краски художника. Мемориальными ансамблями, Монументальная скульптура представлена композициями одно- и многофигурного монументами типа, во славу известных людей и событий, конными памятниками, рельефами, статуями, бюстами и т. д. 92). В число изображенных трофеев входят семисвечник и другие священные предметы.
Республиканские портреты получали различную эмоциональную окраску в зависимости от места их исполнения и распространенных в области той вкусов и склонностей делавшего их скульптора. На сегодняшний день не известно ни одного скульптурного портрета, к сожалению, чем I в. до н. э. Вполне возможно, который можно было бы датировать более ранним временем, что и монументальный ярко выраженный римский стиль скульптурного портрета сложился только со времен Суллы, к которым относится также и становление римской архитектуры (см – первые четыреста лет являются для нас закрытой книгой. Над которым возвышается купол, Снаружи здание выглядит лишенный как украшений барабан цилиндрической формы, покрытый неброской резьбой.