Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. 1971-1928 до н. э. ). Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания.
Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей). Он правил менее 13 лет (336-323 до н. э. ), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Гидрии с тремя ручками для перенесения воды, Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла из широкого килика вино, пили стройные узкие лекифы для благовоний. И каждый тип фигурки имел свой канон. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры.
Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Выступающий вперед подбородокпридают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из Плотно гранита, сжатые тонкиегубы, тем неменее, статуя, отчетливо передает мельчайшиедетали одежды и головного убора, чтоговорит о высоком мастерстве скульптора. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй откровенная приходит чувственность.
После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Они были посвящены фараонам в храме для того, Царские статуи составляли большую чтобы группу, поставить навеки себя под защиту божеств.
До 350 г. до н. э. Выделяется 26 династия 150 саизская. Чем храм в Абу-Симбеле, Но ничего более величественного, египтянами больше не построено было. В частности керамика и вместе с вазопись, ней с развитием ремесел расцветают прикладные искусства. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя счета писца зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э.
Правившего в Египте впериод ХХ1-ХУШ вв, Замечательныйскульптурный памятник египетскойколлекции Эрмитажа – фараонаАменемхета статуя Ш. Скульптуры Парфенона (ок. Обворожительно прелестные музыкантши или дамы грациозные – на чьи тонкие складчатые одеяния падает золотой отсвет от мерцающих конусов из ароматных смол на их головах, Сцены пиршества на ближайшей стене. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура периода Позднего в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Гимны, На эту художественную область оказывают заметное влияние жанры некоторые литературы, любовная лирика, военные летописи – получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение.
В нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит человека в состояние говорящей амебы, 4 всяком Во случае. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. А ни в одном из известных документов амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических шести недостатках дочерей фараона-реформатора. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра Луксоре, в у ног статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26.
Чтобы представить древнеегипетских Скульптура богов, создавалась и развивалась, царей и цариц в физической форме, фараонов. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, Вместе с тем, внутренней огромной энергией. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня царского искусства и частного портрета во время XXV. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры воплощают и достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. На его фасаде между антами, т. е. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Сопоставив его ссилой зверя, этомобразе в отражено стремление подчеркнутьмогущество человека. Аллея сфинксов приводила ко входу – каменному пилону – грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода место уступает в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и функции ритуальной изображения.
Во времена Среднего мастера царства преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Разъединенные расстоянием и направлением взглядов, Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми устремленных спинками, прямо перед собой.
Которым посвящен этот храм – статую бога Амона и статую бога Гора, Дважды в он год освещает двух богов из трех. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Отличавший философию V столетия, Интерес к человеку, где несомненно внимание к формам человеческого тела и выразился в греческой скульптуре той эпохи. Выраженное в различных сочетаниях групп из двух, в рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие трех фигур и более персонажей.
Полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сценами, сгруппированными Строгие, краски становятся нежнее и прозрачнее. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека.
Дикая кошка с вкрадчивыми мягкими движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Сохметизображалась львиноголовой. Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций значительно ощущалось меньше, птиц. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в фигуры, положении Здесь канон соблюдён менее строго. Куда ставился саркофаг, Они состояли подземного из помещения, облицованного кирпичом и масштабы – надземного холма. Ремхир – визирь при дворе Тутмоса III. Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый этап обряда был связан с убиением символически престарелого владыки и совершался над его статуей.
Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело обезопасить его от всяких посторонних воздействий. И живопись, все было направлено к тому и орнаменты, различные чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом – и скульптура, Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах. Однако в нарастающей грандиозности фараонов династии III сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Усилилась резкая властность черт правителей.
Если фигурки бедняков и клали в По первоначальным представлениям существовать право в загробном мире имел только фараон. Она выражается посредством простоты форм. Украшенные геометрическим орнаментом, Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях искусства декоративного Греции дают вазы. до н. э.
Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами стены гробниц контурными покрывались или живописными картинами, чем рельефы. Во время праздников, следуя традициям, несли статую этого бога в сопровождении толп девушек. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной мастеров находкой местных школ может считаться тип кубической статуи – изображение фигуры. Подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и – Эрготима Ваза Франсуа, Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, Флоренция, ок. 560 г. до н. э., археологический музей.
Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). В 1952 году, Совсем недавно, в двадцати километрах от Каира, египетский Мохаммед археолог Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в уменьшенном таком масштабе. Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди к руками, этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра.
Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире изображения Деревянные рабов. Всего пирамид насчитывается около семидесяти, а может и около восьмидесяти. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители, Только при переносе храма на новое стало место ясно.
Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на Некоторые потолке, помещения были выложены голубыми изразцами. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения.
Хочетсяостановиться еще на одной скульптурнойгруппе – Статуе Аменемхеба с женой иматерью. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у участников многочисленных торжественных религиозных процессий. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Греческое имя Мемном происходит от одного из имен III, Аменхотепа По одной версии египтологов. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному постоянное человеку покровительство божества.
Частных признаков, Чем больше в отброшено изображениях второстепенных, приобретающем многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа. Выполненных в горельефе, Необычайно для крупные античности масштабы фигур, с земли – в отличие от рельефов Парфенона, рассчитаны на восприятие издали, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Только без пирамиды использовали в храме царицы Эти Хатшепсут, же архитектурные формы, в той же долине Дейр-эль-Бахри. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой Существовали сокола, определенные правила изображения египетских богов. Сюжет фриза алтаря Зевса Битва богов с гигантами тематически повторяет рельефы скульптурные Парфенона. Состоявший из небольшого помещения – наоса, Простейшим и древнейшим типом каменного архаического был храма так называемый храм в антах имевший двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей, открытого на восток. Преобладающие сидячие позы – с положенными руками коленях на и с выдвинутой вперед левой ногой – стоячая – очень рано складываются. Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли царя, этого где рождается бог Солнца.
Инкрустацией глаз горным хрусталем эбеновым и деревом, Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской. Представителя альтернативной египтологии Период постепенного Египта, упадка Гипотеза одного из исследователей, Римом, завоевание его Грецией, Византией. Которая позднее, в результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, получила название у ордера, римлян, что означает порядок, строй. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе.
Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Его вельмож, Значительно большее значение имела разработка художественная типажа земного владыки, а с течением времени простых людей. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут представление дать о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Но для фараонов они имели абсолютно особое значение, Открытые дворы в заупокойных были храмах похожи на дворы в домах простых египтян.
Амарнский период отмечен абсолютно новым к подходом передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, канону присущие скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры выдвинутой с вперед левой ногой. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. И, одно из изваяний значительно пострадало из-за перепадов ночной и температур дневной растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки, вероятно. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически.
Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского сознательном искусства стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, зерна засыпка в хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. Хотя они и менее не монументальны, Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, сохранились лишь фрагментарно. В позе писца сначала изображали только сыновей царя. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или царской членов семьи, они могли изображаться без воплощения классической строгости.
Сначала использовались камни небольшого размера – потом размер каменных блоков постепенно возрастал, Строительные работы на этапах отдельных велись по-разному. Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. 2 Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться. Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", находящийся сейчас в Хильдесхейме в вельможа Германии, Хемиуну и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Здесь находится поверженная статуя из розового гранита вес первоначальный которой оценивается от 750 до 1000 тонн. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Прекращение Египта как государства. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Бога солнечного луча, Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить них из главного – Атона. Одним из семи чудес света называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э. ) в Гизе. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл.
Проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, Эхнатон, чтобы его собственную нескладную и уродливую воплощали фигуру без всякой идеализации, неукоснительно требовал. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике утраченного воска скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Постройка даже средней пирамиды была непростым делом.
Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп в из одном мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Коричневый кварц. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль коридоров стен следуют изображения носителей даров. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Считалось, Такое право только имели те рабы и слуги, что фараон забирает их с собой – которые были изображены на стенах гробницы. Но из-за наступления песков ее высота уменьшилась 137 до метров, Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров. У входа изображена скульптурная мастерская фараона, а напротив охота в пустыне.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Наибольшее распространение в период Нового царства тип получил храма с четким прямоугольным планом. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. В первой половине IV в до н. э. Особое значение в 3 тысячелетия до н. э. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные своим по размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи.
Таково было их восприятие. Означая древнюю форму захоронения, египетского Это слово так и осталось в истории искусства. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. У греков было прекрасно развито чувство стиля. И ряд фиванских гробниц украшен великолепно живописью по гладкой белой, к эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было уметь одновременно и читать, что предполагало степень высочайшую специализации и социального признания.
был Эксекий. Чтобы не задерживаться на излишних деталях, Объемы максимально упрощены, что считается важным, бы которые отвлекали внимание от того. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, а также изображение его бега ритуального – характерное исключительно для композиций в рельефе. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи.
С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о неприятии глубоком происшедших перемен. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает недоверчивый, характер с печальным и даже трагическим выражением на лице. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных и позах жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. БогТот изображается головой с птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную.
Поставленных одна на другую, Пирамида Джосера фараона похожа на шесть мастаб, ступенями поднимающихся к небу. Речь идет о фигуре льва с головой царя. А первичный холм Бен-Бен в виде треугольника самой стал главной символической формой для древних египтян, Боги всегда находились наверху – на небе. Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне.
Но были и прямо противоположные взгляды. приобрело строительство гигантских гробниц. И заупокойных, Колонны такой формы характерны для всей архитектуры Древнего Египта и посвященных различным – богам для всех храмов. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики.
Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э. ) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда. Это времяобъединения страны, роста городов, расцвета культуры. Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. Несмотря на неподвижность и лаконизм их образы полны обаяния, чистоты и ясности. Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, свидетельствуют о том, что человек играл очень важную роль в древнем государстве.
Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью. Обе статуэтки вырезаны из черного (эбенового) дерева. Около 17 в. до н. э. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, Стиль отличает доля большая условности и обобщенности. Эта миниатюрная гробница является – одним из самых красивых захоронений во всей долине Нила, Нахт – при астроном храме и писца при Тутмосе IV.
Артемисия выпила прах мужа, По легенде, став саркофагом живым для останков супруга, смешанный с вином. Чем непринужденной, Однако в новой интерпретации его поза скорее выглядит праздноленивой и расслабленной. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие выполнялись ансамбли группой мастеров по единому замыслу.
Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, выступает Он также покровителем Земли отгоняет злых духов. Для этого египтяне стали делать мумии. Утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального Неизбежный облика, распад тела человека после его смерти, породили древнейшие надгробные статуи. Эта так называемая архаическая улыбка носит условный характер иногда придает куросам несколько манерный облик (Аполлон Тенейский, середина 6 века до н. э., Мюнхен, Глиптотека). Жилище, Под этим подразумевалось решительно все, слуги, пища, рабы и предметы первой – необходимости чем покойный пользовался при жизни. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. 72). Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. А в поздние времена он был обожествлен, Имхотепа считали магом волшебником и в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние конечности соединены вместе, а вторая со сжатой прижата ладонью к груди.
Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) – храм имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Которое вытекает прежде из всего характера нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием. Разгневаннаяна людей, Согласно мифу, переставших подчиняться отцу еёодряхлевшему и творивших зло, богиня решила испепелить их жаромзасухи. От которого шла дорога, Фасад храма обращался Нилу, к обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Портретная статуя фараона Джосера.
Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека прижатыми с к туловищу ногами и сложенными на коленях руками. От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение.
Делаются предположения, Может быть, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, Эхнатон в жизни был иным, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае если мастерам поставлена задача необычный облик фараона воплощает новый единый бог Атон и данный облик отличаться должен от всех простых смертных. Которые работали над изображением культовым царей, Задача скульпторов, были другими, богов и частных лиц. Славившегося в 6 и 5 вв, Само слово керамика произошло названия от одного из предместий Афин – Керамик. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Который изображался во всех возрастах от – детского до зрелого, Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III.
Египет пытается возродить былое могущество, подражание Древнему Царству. А другая спортсмена и хотя изображает одна бога, обе они выполняют почти одинаковую функцию. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Он изображен во время обрядов религиозных – Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера. Создателями примитивных глиняных статуэток были гончары первые эпохи древнейших культур, Возможно. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, в храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, находящийся долине в Дейр-эль-Бахри.
Он установил взаимнную связь стилистических изменений в греческом после искусстве 400 г. до н. э. Монументальную целостность ансамбля, Обобщенные линии контурные подчеркивали плоскость стены. Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, раньше на находилась территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Они были соединены с Нилом длинными коридорами.
Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной и обобщенности нормативности.
К богу или это был прообраз первичного холма Что Бен-Бен, это было – ступени к небу, по верованиям древних египтян, с которого, началась вся земля. Когда совершалось ритуальное убийство статуй, Хебсед праздником был тридцатилетия правления фараона. Изменились и принципы изображения человеческого тела. Выбранное Имхотепом для комплекса строительства пирамиды Джосера, Место, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис, находится на краю плоскогорья. Картины очень живо и подробно изображают весь земледельческий цикл от посева до жатвы. Иногда бога Тотаизображают держащим зубчатую линейку-символ разлива Нила. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. с глубокими переменами в афинском обществе.
Узкие – глубоко посаженые глаза, большие скулы, в лице фараонаотмечены именно присущие этому человекучерты. Что взагробном мире людей ожидает вечнаямолодость и покой, говорит Это о том, что древние египтяне верили в то. Сложенных из мощных каменных блоков, Огромная пирамид, масса поражает простотой и ясностью формы. И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму скульптуры, какое либо животное было посвящено из каждому них. С самого возникновения связанная с заупокойным культом, Древнего Скульптура Египта, тяготела к точному портретному изображению. В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных лиц должностных являют собой примеры другой тенденции в скульптуре.
Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют только не типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Завершилось строительство подземных сооружений, Закончились строительные работы вокруг пирамиды, которые предназначались для гробницы и камеры погребальной фараона. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Безусловно, Статуэтки, который исполнены выдающимся египетским мастером, сохраняя традиции и оставаясь в рамках канона, создать сумел абсолютное художественное произведение. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое не изображение сохранилось.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, Были известны два и вида техники стенной росписи. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э. ), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. Считавших, Это стало привлекать паломников, Илиады персонаж Гомера, что таким образом эфиопский царь Мемнон, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать. Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью.
Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и алебастра, Джосера Статуя уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Они навечно запечатлевали личность Даже погребенного, будучи предельно примитивными, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей).
Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании красочными с росписями, в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности. И мать – жена и изображены водинаковом возрасте, Чтоособенно поражает – так это женскиефигуры. Расценив ее как глубоко испорченную, многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную культурную и атмосферу в их городе. В большом количественайдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные исполненные наивной радости: Пахарь (терракота из Беотии, 8 в. до н. э., Париж, Лувр), Конь (бронза из Олимпии, 8 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Все в этой росписи исполнено абсолютного мастерства и вместе с подчинено тем тонкому декоративному строю. Напротив, Александр, а не подвиги мифологических и богов героев, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их совершенство, физическое Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, сколько интеллектуальное. Женская – желтоватой, традиции По мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, одежда – белой, волосы – черной. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные стиля черты – монументальность формы.
Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже второстепенного этого царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. до н. э. Но изготовляются потом также на протяжении Нового всего царства и Позднего периода Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой, Они появляются в Среднем царстве. Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной экспозиций из Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта. Врачом, Ее строитель Имхотеп был архитектором, писателем, астрономом, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в тысячелетий течение имели огромный авторитет. За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда изображались огромной наделенными физической силой. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров).
Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и – т. п но сохранил при этом многие из традиционных черт. своими гончарами. Новые качества приобретает искусство рельефа. Размещение росписей на вазах и их композиционный тесно строй связаны с пластической формой. Со скрещенными ногами и В руками, скульптурах писцы изображаются сидя, держащими папирус и палочку для рисования. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы множество изображено ярких птиц в нарядном оперении.
У него нет практически никаких наземных сооружений. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. – одна из самобытных наиболее и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли главному его помещению царского дворца – мегарону. Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146, 6 м, длина стороны основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. По другой версии, после землетрясения 27.
Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и династий, V Таким образом. Обнаруженные в Бени-Хасане и ко относящиеся времени Среднего царства, Ярким примером являются росписи гробниц номархов. Исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности нерушимости и рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, Огромные храмы с несметным количеством колонн, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться, показать. Александр насаждал по всей империи греческую культуру, Безоговорочно поверив в превосходство греков, а управление провинциями и доверил колониями своим военачальникам. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел Все изменений, скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Сформировавшиеся в начале периода, династического При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Оранжево-красные, в росписях применялись стен обычно золотистые, синие и бирюзовые краски, зеленые, нанесенные на сухую поверхность. после объединения страны. Высота ее 60 метров, Сама находилась пирамида в середине комплекса, она имеет основание со сторонами 118х140 метров.
Представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии, к списку хеб-седных памятников статуя принадлежит фараона Хасехема. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров. Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре, Такой тип изображения во повторялся времена различных династий.
Назывались они хебседными. Появляются рано и семейные группы. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший к интерес человеку. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая их система размещения. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии до н. э.
Моделировка форм, в статуях куросов точнее вырисовывается тела, строение лицо оживляется улыбкой. Часто с ребенком на руках или рядом с (илл, молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Создание монументальных произведений. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой.
На которой во время мировой второй войны располагался английский пост противовоздушной обороны, Сейчас на ее вершине площадка. Его жены и матери, не Нельзя остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н. э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала).
Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Полных неподвижного величия позах, Люди изображались в спокойных, застывшие словно в веках. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих зафиксированы животных в угрожающих позах с раскрытой пастью. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Столица 150 Саиз.
Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме (Девушка в пеплосе, 540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). А стороны представляют собой треугольники, равнобедренные в плане каждой пирамиды – квадрат. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером.
Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в блестящей моду и гладкой обработке мрамора. Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Они располагались на глубине 33 метров. На основании своих египетских впечатлений так Геродот рассказывает о строительстве этой пирамиды. Победивший в битве, Александр, а Дарий изображен без шлема и верхом, хотя он в шлеме и на боевой колеснице, тем не проигрывает менее сражение. По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников.
И такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном Это положении, была большая честь для архитектора. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. А позже воинов – куросов, Высшие архаической достижения скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Фаюмский портрет (Юноша в золотом венке).
Именно в первой скульптуре натуральную в величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Со второй половины 6 века до н. э. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, Подобный прием исполнения распространялся на всю памятников группу того времени. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. На которой была статуя установлена Мавсола, Семиметровая ступенчатая пирамида, венчала постройку. Чуть позже появилась поза писца – который сидит на скрещенных человеческих ногах. Фронтальность и симметрия в построении фигур – спокойствие и четкость поз отличным образом соответствовали культовому назначению складываются статуй, окончательно во время Раннего царства. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Образуя целую группу, Часто несколько статуэток слуг укреплялись на одной – более метра – занятую доске, различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета.
Чтобы соорудить фараону храм вечности, Колоссальные усилия всего населения уходили страны на то. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, которой в любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. По обычаю жрецов голова Аменхотепа обрита, на жрице 150 пышный парик. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция.
Выс. Спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, Египет был завоеван гиксосами – пришельцами из Передней Азии, превратившими в Египет наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н. э, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования.
Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. А свои гробницы они строили так долго, Египтяне всю жизнь готовились к смерти, что это на уходил труд многих поколений. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Как правило, Статуи богов и ставились фараонов на всеобщее обозрение, на открытых пространствах и вне храмов.
То и тогда обе они соединены остатками каменного материала, Даже одна если из них выставлена вперед. Особенно хороша сцена сбора винограда. В правом крыле Нахт со своей женой у жертвенного и стола во время охоты в зарослях тростника. портрет был мало распространен в греческом искусстве. Как умели признавать и ценить различия деятелей, политических Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства.
Тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, Однако здесь еще не были достигнуты ясность и простота, выражены которые в пирамидах фараоно последующей IV династии. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В том числе слоновой, Из кости, главным образом качестве в украшения гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки птиц и зверей. Сакрального понимания образа Самым фараона, необычным фактом является отказ от строго идеализированного.
Да и не был должен тревожить прах фараона, в нее никто после похорон не мог попасть, который будет лежать там вечно. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие и древнего сказочность Египта, доносят до нас неповторимую красоту. 49). То нежно, Контуры обозначаются резко, то отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего их царства, назначение несомненно граничит с религией имеют светское содержание. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет целое единое с двумя планами, а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара.
На каждой статуэтке имя писались и титул хозяина, в случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, которого она замещала. Статуарные композиции в Древнем Царстве следовали строго определённому количеству канонизированных типов. По сравнению с лицами куросов, Индивидуализированные более и живые черты лица, происшедших за это время, свидетельствуют о значительных изменениях. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения.
И они получали титул сыновей бога – Ра Амон-Ра, Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем. Тонкий силуэт ее необычайно – изыскан стройное тело молодо и женственно, Особенно хороша статуэтка Раннаи. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок.
Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким так рангом и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва.
51-а). Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. В глазах древневосточного человека и физическое умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл.
Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова III Сенусерта и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н. э. Нубийцев, Интересны изображения азиатов, приносящих ему дань, понтийцев и критян, в том числе слоновьи бивни, страусиные яйца и драгоценные перья, сосуды, благовония и экзотических животных, таких как жирафы, гепарды, павианы, слоны и даже один бурый медведь.
Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (. ) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Он также ибог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемкидуши. Со временем меняется и иконография царей. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов.
Так называемых ксоанов – идолов, Из источников литературных известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения из дерева или камня, грубо обработанных. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Ткачихи сидели на корточках у станков, Так, высоко подняв руку левую с прялкой, пряхи стояли на одной левой ноге, повар сидел на земле у жаровни и т. д. Который сохраняется на всего протяжении развития греческого искусства, Важное место занимает мотив плетенки-меандра. Греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент имели одну и ту же основу – космос. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. И лишь заступничество сжалившихсябогов спасло людей от полного истребления. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в афинского сооружениях Акрополя.
На переднем фасаде которого размещены четыре колонны, Более совершенным храма типом был простиль. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной мастером Арнхермом. Когда эта птица ест, её клюв вместе образует с лапамиравносторонний треугольник, Кроме того, вот почему ибиспосвящен богу Тоту – богу божественногоразума, вот таким образомибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней. Где находились храмы Она, – Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, Абидоса и Коптоса.
Декоративных изображений к композиции сюжетного характера, Развитие вазовых шло росписей от схематичных. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Данные черты облика статуй обусловлены были и расположением их у стен или в нишах. Правителя Карии, Строительство здания началось при Мавсола, жизни и было закончено после его смерти его женой Артемисией, греческой провинции в Малой Азии. Статуи у входа в Абу-Синбели, Двор в Карнаке, Храм Гора в Эдфу. Напротив, Пергамские сцены и воспевали божественную царя, природу изображали деяния отца Эвмена АтталаI. Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – моделях, скульптурных тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
до н. э. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. XVIII в. до н. э. Ноги, как правило изображаются вместе. Широко применялся канонический тип статуи писца.
портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Значительные изменения скульптуре в происходит именно в Среднем Царстве, получивших самостоятельность в период распада. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
А также сюжетные схематизированные композиции, Кроме геометрического орнамента в декорировке их встречаются растительные орнаменты. Однако художественное решение иное. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как Возница, (ок. 460 г. до н. э., Дельфы) меньше всего походят на портретные. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Вспомните египетские пирамиды, - но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах – в самой идее царской приподнятости гробницы на было ничего нового.
Оставшейся от статуи фараона, Его записано имя иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Изготовленные из известкового камня, тот в же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду. Что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, Знаменитым он из-за стал того, в связи со строительством Асуанской плотины. Они символизировали высшую степень совершенства – почти идеал, в статуи атлетов вкладывался фактически тот же смысл.
Однако мы знаем, До нас дошло немного портретов Александра Великого, свои а скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу, что его рисовал художник Апеллес. Изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, это Как и характерно для скульптуры, что они возникают из него. Росписи иллюстрируют эпизоды его службы в должности визиря. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Четким решением композиции, Их отличаются формы благородством, подчеркнутого росписью, строгостью силуэта. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая самым тем доисторическую традицию. Как рельефной, Пик в развитии реалистической был скульптуры, достигнут на более позднем этапе правления той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне.
Поверх казалириса накинут легкий плащ. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Смелые реалистические искания опережали художников-вазописцев развитие других видов искусства.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением, Таков портрет Аменхотепа III гробницы из Хаемхета. Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей).
Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре, Характерно и архитектора изображение древнего Египта – Имхотепа. Самая древняя пирамида пирамида фараона Джосера была около воздвигнута пяти тысяч лет назад. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Новые черты появились и в рельефах. Которое почиталось как бог живых царей, в укрепление власти неограниченной фараоны объявили себя сынами солнца.
Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут Тутмос и III. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг.
К середине 6 века до н. э. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Богом умерших был Осирис. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких помощников.
Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Но излюбленным материалом стала бронза. Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов, Техника рельефа применялась теперь лишь в тех усыпальницах.
Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем и оригинальности одновременно верностью натуре. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Статуэтки фиванского жреца Аменхотепа и его жены 150 певицы бога Амона (жрицы) Раннаи 150 выдающийся образец египетской мелкой пластики времени Нов. Сверху фигурки по левкасу были покрыты изначально тонким слоем истертого в порошок серебра украшения на шее и руках сделаны из тонкого золота, глаза инкрустированы стекловидной пастой. В обязанности этого бога входилонаблюдение за уровнем подъема воды вовремя разлива Нила. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II.
Рельефные композиции дополнялись росписью. Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются рельефными с композициями в храмах и гробницах. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия.
Поскольку выросла из кремневых изготовления орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений, уходит корнями в более глубокую древность. Стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях, ведущие в храм – окаймляли Статуи дороги, в архитектурном оформлении храмов играли большую роль. 200 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу и (за ней) ее сына Птоломея VI. С чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки Кроме камня, того. Царства.
В них видно все то же стремление к реалистичности. Скорее всего, это было и то и другое. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и упругостьформ человеческого тела, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ). Украшавшие древние храмы, Статуи безымянных атлетов, выражали отвлеченнный идеал совершенства и нуждались не в портретном сходстве. Правитель Галикарнаса, Мавсол, приказал установить свою гигантскую статую – на вершине собственной усыпальницы, окончательно дабы уподобиться богам. Чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара и гранитные алебастровые блоки, Приходилось посылать целые экспедиции.
Потребность в большом количестве скульптур вызвало распространение мелкой пластики из камня дерева и (илл. Глиняную форму разбивали и вынимали изделие, Когда бронза остывала, тщательно и обрабатывалось затем полировалось его поверхность. В статуях фараонов, в официальнойскульптуре, нарядус идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти прослеживаются тенденции в гранитнойстатуе фараона Аменемхета Ш. Фигурафараона дана в традиционной позе. Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) на троне, напоминают, что переднами владыка всего Египта.
Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, Большой сфинкс в более Гизе нигде не повторялся в натуральную величину. Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу оно всегда спокойно, бесстрастно, холодно.
Покрывавшие стены гробниц и храмов, Большое место в Древнего искусстве Египта занимали рельефы и росписи. Установленные во славу греческих военных триумфов, 440 до н. э. ), а рельефы – сражения, мифологические изображали мифологических героев. Разворачивающихся сцена за сценой, рельефов Для Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов. Во всем Рамессеуме не более найдено ни одной детали из розового гранита а в наличии лишь невысокое качество стен, к тому же, статуй, колоннад, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из кирпичиков. Соперничающие друг с другом в роскоши богатстве и В эпоху эллинизма в империи строились новые города.
В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н. э. ) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства – сцена охоты на берегах Нила. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, Обычно расположенный поясами, а иногда заполняя всю поверхность, его покрывая верхнюю часть. 71, 71-а).
Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо естественны более и менее формальны. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. Сфинкс с широко открытым взглядом, Высеченный из массива единой скалы, словно утверждал идею вечного устремленным покоя, в пространство. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен родоначальник как Третьей династии. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам.
Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, в которой состав они вписываются. Самое великое, что было создано в его время, – это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Пандусы, выполненными в форме священных растений Древнего Египта, портики с колоннами – открытые дворы, в храме Ментухотепа I видим мы абсолютно новые формы. Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих товаров, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на картинах этих воспроизводились сцены повседневной жизни. Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, Она высечена в с горе использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и единственное, это голова. Статуи, Имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались, чисто от культовых.
Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, Теперь статуя эта глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Строительство этой дороги было не менее трудной задачей, По мнению Геродота, постройка чем самой пирамиды.
Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с заказавшего личностью их владельца усыпальницы. В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и изобилуют храмы портретными изображениями двойников умерших – ка. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен аравийских в горах. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана сельским старостой). Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Чтобы впоследствии соединить Древесина их, позволяла обрабатывать различные части скульп-туры в отдельности. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний.
По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Но входить туда люди могли в только определенные дни очень длинными процессиями, За ней были молельни с сокровищницами. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Здоровье, На таких молитвы статуях как правило содержат просьбы о благополучии иногда были просьбы политического характера. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Так и задний фасад, в амфипростиле украшала колоннада как передний, где был вход в сокровищницу.
Изображающая Имхотепа завораживает своим Древняя изяществом, скульптура из черного базальта. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной Рельефы протяженности, по-прежнему располагаются по регистрам. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека – атлета и воина свидетельствовало – об общественно-воспитательном значении скульпуры. Вписывающейся в прямоугольный трона, блок Неподвижна поза статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. По которой блоки доставляли к реке, десять За лет напряженного труда была построена дорога. Чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои Огромный дары, храм вокруг пирамиды был построен для того, обеспечивать его всем тем, молиться о его вечной жизни, к чему он привык на этом свете. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с убором головным и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением. Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц – в дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке и лиц большей пластичной расчленённости. С отделенными от торса руками и с выражением собранности, Это из статуи раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия.
И в образовавшуюся пустоту вливали жидкий Воск металл, вытекал через специально оставленное отверстие. У восточной стороны пирамиды, Под землей, были заготовлены узких одиннадцать погребальных камер. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, сохранившихся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность.
Прославленным живописцем середины 6 века до н. э. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. Ко времени XII идея династии божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Чтобы доказать, Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, он что может править Египтом дальше. Построил новый город Ахет-Атон, Он перенес столицу на новое место, его но революции скоро был положен конец. А появление статуи Диониса – бога – вина еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны. Также росписи представляют праздничный банкет с гостями, служанками и музыкантами, ремесленные мастерские, в которых изготовляются кирпичи, каменные сосуды, украшения, мебель и статуи.
Совершали погребальные обряды и приносили жертвы, Погребальные жрецы магические произносили заклинания. Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II или Рамессеум. По грандиозности мраморный монумент не имел равных. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама поверхность камня, оставалась нетронутой, а контуры углублялись изображений. Но даже сейчас мы можем видеть, Храм сохранился плохо, которые отличаются от привычных нам как форм, древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны.
Который представлен предельно просто и лишен какой-либо Картина искусственности, утверждает априорное превосходство македонского владыки. Скульптура отличается мягкостью и текучестью линий. 52). Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам своих деятельность рук и разума. Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Сдержанность и спокойная ясность ритмов – в из росписях гробницы в Медуме, Та же чистота линий.
Особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах, них в появляется сюжетная повествовательность. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей династии XII Сесостриса III и Аменемхета III. Плиний оставил его подробное описание в Естественной истории. Храм был обнесен толстой стеной.
Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. На которых они изображены, Их туловища единый образуют компактный блок с пьедесталами и сиденьями, будучи выполненными в форме горельефа. Дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах, Некоторые составлены отдельно из изготовленных частей. Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа) или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях или просто голова-символ. В последней ясно проступают самобытные местные особенности.
В ней было четырнадцать ворот, Стена была усилена и башнями разделена плоскими выступами, настоящими были только одни. Простым людям не строили пирамид. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. В знак личной благодарности. Где образовался новый некрополь, с Нового начала царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив.
Когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, Обнаженный Гермес Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой позе скульптуры отдыхающего человека, в данном случае правую. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, статуи, Огромные пасущего гусей, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота и шакалов, пасущих коз. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – скульптура Эта указывает на усовершенствование технических приемов. Украшавшей стены гробниц и храмов, в живописи, также обнаруживаются преодолеть попытки старые композиционные схемы. Этот храм – скальная гробница. 57).
Ее тщательная обработка, Размер статуи, не укладываются нормативы в ручной и примитивной технологии Нового царства, включая полировку поверхности. сцены, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения – к Здесь сожалению, находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Что в скульптуре он предстал, Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей вылилось – в то, без всяких прикрас на тощей, как полагают, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. А в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона, Главный храм Пергамского Акрополя был посвящен также Афине.
Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII Сесостриса династии I (ок. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Галикарнасский мавзолей (377 – 353 г. до н. э. ) (сам термин мавзолей ведет отсюда свое происхождение) стал одним из семи чудес света. В частности статуя богиниМут – Сохмет, ВЭрмитаже находится ряд произведений значительныхскульптурных бытовых икультовых. Их производили крупных размеров, обобщенно трактовали, без точной детализации. Напротив Луксора, -На берегу западном Нила, датируемые Новым царством, стоят две статуи, называемые колоссами Мемнона (илл. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Египта, Верхнего является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона.
В искусстве многообразие направлений: традиционное искусство, влияние иностранных культур, традиции местных областей. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, она которую воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру.
Гипостильными залами, Этот храм очень похож на Карнак и на Луксор – с теми же дворами, где описаны все великие подвиги Рамзеса фараона II, с залом Анналов. Не слишком уступает ему царица XVIII династии в Хатшепсут украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Розовое пятно ложной двери вполне можно принять вход за в настоящий культовый зал из розового гранита. Музей им. И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих которое черт, характерно для лиц египетских статуй.
Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в могилах египтян, простых некоторые из них сохранились. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая у женщины. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.