Академические стены не привыкли к таким картинам. Он работал лихорадочно быстро. Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников.
Остается открытым вопрос, был ли знаком художнику тот способ использования светотени («чиароскуро»), который мастерски применяли Караваджо, Латур и Рембрандт. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). Синтеза характерных черт, Созданные им образы--результат отбора, вдумчивого присущих определенному социальному типу. Видел соседние дворы, Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, оказывались глазами перед наблюдателя, улицы и "все сцены на них происходившие, как на блюдечке".
Янушу, Россия была знакома Качмарскому главным образом отцу, благодаря который учился там живописи. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Название картины вопрос отдельный. Острота критической мысли, Разнообразие тематики, мастерство рисовальное дают основание считать эту серию одной из значительных в творческом развитии художника, широта охвата действительности.
Старую деву – ее жениха -- франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей, с беспощадной характеризует сатирой он своих персонажей. Людей, Он сделал объектом своей критики мораль людей сословий, различных в сделку, превращающих брак в средство наживы. В «Игроках» и.
Могло бы показаться, что он еще борется, так как «глаза блеснут», что значит интерес, оживление, однако лирический герой быстро возвращает нас на землю, с иронией поясняя, что это лишь оттого, что «лампа Мир и космос сталкиваются с карикатурным микрокосмом провонявшей каморки, в которой ему выпало жить, мало отличающейся от тюремной камеры, откуда невозможно сбежать. Что картина напоминает набросок, Важно, прорисованности в деталей, ней слишком мало столь значимой для художника отточенности. Ему даже предложили выйти в отставshyку, чтобы серьезно заняться живописью. Однако автор не отказывается совсем от характерного для его творчества внимания к мелочам. -- писал В. В. Стасов, "Это была трагедия, снова -- грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы".
Из-за низкого потолка комната кажется давящей, угнетающей, даже клаустрофобской. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Художник со сложившимся мировоззрением, к концу 40-х годов Федотов -- зрелый мастер, творческим индивидуальным лицом. Интересно, был ли Качмарский знаком с рассуждениями одного из самых тонких знатоков России, де Кюстина.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Но в ней нет отчаянья, Ситуация довольно безрадостная, ее можно трактовать как сценку, жанровую на худой конец. Будто Достоевский в своем описании за берет образец произведение Федотова, Кажется, поскольку они были знакомы, что само по себе неудивительно. С любопытством рассматривая сцены жизни, современной Возле них толпились зрители, запечатленные на маленьshyких холстах. Это был молодой Мицкевич, только живой. Творческое кредо художника, проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837), закрепилось в сатирических картинах сепией в 18441846 гг., выполненных в традициях критического реализма.
Которую он подглядел у голландских мастеров, Эта скрупулезная точность в передаче подробностей, а в значительной степени и изучая работы Хогарта, в представленных Эрмитаже, была присуща художнику до самой смерти. Сатирическая острота в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как люди садятся" (ГРМ) и другие. Разумеется, ни слабый свет свечи, ни маленькое окошко, за которым смеркается (а может быть, это холодный свет месяца. ), не смогли бы вот так осветить всю композицию. Она больше похоже на тюремную камеру, нежели на жилое помещение. Глиняные умывальники, Он заботливо воссоздает детали, висящая на крючке, фляга, горшок и кружка на столе, складное зеркальце – кочевой свойственные жизни военных.
Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Скука, переходящая в ступор и приводящая к полному отупению. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Который забавляется с собачкой, Некоторые склонны видеть в военном барчука, пудель что в то время считался охотничьей собакой, но это не фанаберия не стоит забывать. Тем больше понимал, Чем больше времени сил и отдавал Федотов любимому искусству, что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Это было явление. И теперь самый важный вопрос кто эти люди, вынужденные существовать в таком месте.
Несчастный бросается в пьянство, говорит, что «кошмары пьяные мне застилают взор». «мы чувствовали я чувствовал, кем для поколения филоматов был Мицкевич – что Качмарский Яцек был для нас тем, Ярослав Миколаевский пишет. В 1847 году Федотов пишет картину "Разборчивая невеста" (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Правильно, целый день гонял на плацу солдат. Как бывает сладко в туманном лихорадочном бреду, Но до чего же сладко, высыхает и умирает, когда всё непрестанно тонет и только что-то бессмысленное, бесполезное и никчемное, как этот пудель, вертится, толкается, шумит и упрямо не позволяет забыть, что ты жив. » Внутренняя пустота человека, лишенного цели и обреченного на бессмысленное растительное способна существование, разуверить в смысле и ценности человеческой жизни. Который, Над этим же заставило глубоко художника задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, увидев работы молодого офицера, чтобы "отдаться своему настоящему призванию -- изображению народного быта". Для поколения ровесников Качмарского он был тем же, что Мицкевич для филоматов.
То же самое касается шпор, которые должны облегчать верховую езду, но, вовремя не снятые, оказываются источником досаждающего звука: «И пес залает, сбитый с толку звоном шпор». Несчастном челоshyвеке, Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть бедном, о сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы. Так родился замысел серии "Нравственно-критических сцен из обыденной жизни" исполненных в технике сепии: "Первое утро обманутого молодого", "Житие на чужой счет", "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант", "Модный магазин", "Мышеловка" "Болезнь и смерть Фидельки", "Крестины" (1840-е, ГТГ). Чем же занят офицер.
Шпага это оружие дворянина, Стоит заметить, оскорбляющей его истинное назначение, которое используется здесь с целью – что мы имеем здесь дело с деградирующей действительностью. Он и до этого знал дорогу в Акадеshyмию художеств, а после отставки начал посеshyщать класс батальной живописи. Нет, речь о том, что от судьбы не убежишь. Это ли занятие, достойное офицера Его Императорского Величества.
Он был реинкарнацией романтического поэта времен позднего Герека, на удивление схожих (с сохранением собственной специфики) с эпохой николаевского застоя. Это идеальная модель взаимоотношений хозяина и подчиненного. 1851), «Игроки» (1852). Обречь себя на полуголодное существование -- решиться на это лишь мог человек, Но отказаться от обеспеченного положения, главное, обладавший большим мужеством и, уверенностью в себе. Как после ночной битвы с привидением, одна усталость исполненное сожалений, смутное и воспоминание. Вехами на путиФедотова к критическому реализму явились егокартины: Свежий кавалер (1847), Разборчиваяневеста (1847), Сватовство майора (1848). Стоящий на столе, Очень темную композицию освещает еще разве что огарок у свечи, окна, прямо по центру.
Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной изнурительной и муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. Я впитывал его пение всеми порами кожи. Павел Андреевич Федотов родился в 1815 г. в Москве в бедной семье отставного офицера. основной фонд моего дарования". И в то же время это образ поколения «лишних людей» из эпохи застоя времен царствования императора Николая I. Декабристы повешены и сосланы в Сибирь Пушкин и Лермонтов убиты на сфабрикованных дуэлях Грибоедов умышленно выслан с небезопасной миссией в Персию, где и погиб Достоевский приговорен к смерти, но помилован и отправлен в Сибирь Герцен и Тургенев эмигрировали Чаадаев объявлен сумасшедшим, а Федотов и в самом деле сошел с ума. Низенькую каморку, Композиция тщательно продумана мы видим солдатскую квартиру, двух и мужчин пуделя. Первой егозначительной картиной явилось небольшоежанровое произведение Следствие кончиныФидельки (1844). Родители с трудом устроили его в Московский кадетский корпус.
Появляются они и у великих мастеров живописи у Грёза, а также у Хогарта. Нет, господа, скорее оно вас перехитрит». Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной имевшая самый жалкий вид (. ) и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Превратилась во всю его жизнь, Эта комната на долгие месяцы стала смыслом его что жизни, ему еще сделать и теперь он просто не знает. Скучно жить на этом свете, господа. Вышел в отставку и полностью посвятил живописи, себя Пользуясь советами К. П. Брюллова и И. А. Крылова. Сосланный в унылую провинцию, на какую-нибудь «станцию Смертная Скука, что в Мордобойском повете», он прозябает, не зная, чем наполнить монотонно уплывающие дни. Не увидели свет рисунки Федотова из "Нравственно-критической серии".
И в критическом к отношении действительности, Зрители почувствовали новаторство художника и в обращении к абсолютно новым темам, благодаря чему жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной значимости и в новом творческом методе. Офицер дрессирует пса, стоящего на задних лапах. В полку он с успехом начал заниматься рисоshyванием. Которые сначала фиксировались в альбомах, От множества разрозненных наблюдений, Федотов перешел к целостных созданию произведений. В его «Письмах из России» наталкиваемся на такую формулировку: «Не думаю, что самоубийства там слишком распространены: люди слишком много страдают, чтобы еще и накладывать на себя руки. Правую руку и фрагмент щеки лежащего человека, Яркий блеск заливает весь стол и даже мужчину, скачущего пса, стоящего у противоположной стены, также а часть потолка.
Почти в самом центре находится маленькое окошко, через которое падает тусклый свет. Речь-то здесь идет не о проблемах технического свойства повеситься можно даже дверной на ручке – Это хорошо иллюстрирует следующий поразительный образ. А за окном томительно-синяя ночь и виднеющийся в окне домик смотрит недобрым красным глазом», а свеча догорает вот-вот и погаснет. Именно тогда я пришел к выводу, Кажется, когда не делать этого уже невозможно, что писать и песни исполнять нужно тогда.
Поэту отлично удалось передать ауру картины Федотова жизнь бесплодная офицеров империи – где-то в глухой провинции России, в конце рефрен принимает иной вид. Здесь же и речи нет о таком происхождении света из-за чего написанный Федотовым сноп огня обрастает неестественными жуткими чертами, придающими всему происходящему характер бреда или алкогольной галлюцинации. Но и является выражением фрустрации офицера, Жуткая монотонность не дрессировки только символизирует бесконечную муштру, который вымещает свое раздражение и агрессию на собаке. Здесь уже не остается места для смеха.
В бедности, постоянной нужде протекало его детство. На столе, застеленном малиновой скатертью (если верить репродукциям) расположен своеобразный натюрморт, подчеркнутый ярким светом. Изба и ее обитатели напоминают картину «Офицер и денщик». Который где-то в глуши и вот он написал почти уже в превратившегося автомат офицерика, при тусклом свете свечи муштрует свою собаку, на постое, как муштрует он солдат, как его самого муштруют всю жизнь.
Егокартинам и рисункам присущи гармония композициии цветовых решений. Федотова называют Гоголем врусской живописи. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни.
Сначала он не помышлял стать художником. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Остается напиваться до смерти и плакать над собой: «Моей душе пустой вовеки не согреться. ». Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. На ней мы видим двух военных (надо отметить, что художник изобразил здесь себя и своего денщика Коршунова), держащих трубки с длинными чубуками, похожий стол, гитару, всё освещено пламенем догорающей свечи, которое отражается в начищенном самоваре. Побег невозможен.
Чаще всего их украшали большие и величественные полотна, на котоshyрых изображались события из библейской истории или древнегреческого эпоса. Которые в николаевской России никого не удивляли, в звучал этом приговор уродливым явлениям быта. Этой обличительной сути федотовских карshyтин нельзя было не заметить. Иисус, Его происхождение объясняется тем, апостол Петр Мария или Магдалина – что свет исходит от портретируемой особы. Но этот прием также позволяет сделать светлее выдержанное в темных тонах полотно. Это внутренний свет их святости. Федоshyтов получил право в служить гвардии и был направлен в Петербург в Финляндский полк, Блестяще его окончив.
Корысть майора, Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, жеманство или невесты грубость матери. Мебель соответствовала помещению (. ) неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты (. )». Он вкладывал в свои и баллады песни мир идей, Будучи старше меня только на какие-то три года, стихов, абсолютно немыслимых для меня, абсолютно невозможных, недосягаемой выразительности интеллектуальной и моральной зрелости на все это я боялся даже замахнуться». Картине присущи черты жанровой Впечатление живописи, такое, а также натюрморта, портрета – будто чистота жанра не играет роли для автора. И постоянство воли, в этой напрасной борьбе я истощил и жар души, пережив ее уже мысленно, необходимое для действительной жизни я вступил в эту жизнь и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно известной ему книге». Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными.
В небольших картинах Федотовпо-гоголевски обличал, любовался, смеялся иплакал. Что на глазах всех у свершается страшная в своем цинизме торговля человеком, Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о бедном, несчастном челоshyвеке, сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы. Не будем сейчас вдаваться в подробности биографии поэта, ясно одно: «контраст между юным физическим возрастом и умственной, моральной интеллектуальной зрелостью» впечатлял. Никогда раньше он не писал так, как это делали караваджисты. Сильно впечатлило меня и то, что Высоцкий заметил, как я воспринимаю его песни. Водка, этот славянский наркотик, ненадолго спасает, но вреда приносит еще больше.
Чтобы описать изображенное на картине место, можно воспользоваться цитатой из «Преступления и наказания» Достоевского: «Раскольников проснулся желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Может показаться странным, откуда в глухой провинции взялся пудель. Отсюда некуда идти, волки, лишь непроходимые снежные заносы, дичь и глушь – за этими ничего дверями нет, Только на первый взгляд эти слова обращены к псу в действительности офицер говорит сам с собой. Это просто термин из муштры, области а может, подчеркивающая скуку и бесцельность такой жизни, до тошноты повторяемая команда. Ведь он мог видеть в Санкт-Петербурге картину Геррита ван Хонтхорста «Детство Христа», на которой отблеск свечи, падающий на маленького Иисуса, ярко освещает не только его лицо, но также верстак и работающего Иосифа.
Но не может на никак это повлиять, Затерянный в бескрайней России офицер осознаёт абсурдность своего положения. Жестокость муштры как реакция на жестокость собственной судьбы. Российская тематика в той или иной степени отражена в следующих текстах: «Сон Екатерины II», «Рейтан или Доклад посла», «Петербург Достоевский, Обломов, Штольц и я», а также в стихах, на которые его вдохновило творчество Андрея Тарковского («Рублев», «Сталкер», «Жертвоприношение»). Не случайно, когда царское правительство испугавшись реshyволюций, прокатившихся по Европе и собстshyвенного «дела петрашевцев», обратило все возshyможные средства против свободомыслия, мецеshyнаты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Сделанных мною при самом начале моей "Запас жизни, наблюдений, -- составляет, -- писал впоследствии Федотов. Федотовиллюстрировал произведения современных емуписателей, в частности В 18331844 гг. Своему учителю он посвятил одно из своих лучших произведений «Эпитафию Владимиру Высоцкому».
И Федотов решает отдать свои работы на суд Простота и убедительность жизненная композиционного решения отличают рисунок "Набережная Васильевского острова зимой". Отец, Когда ему исполнилось десять лет, чтобы сын был военным, мечтавший, определил его Московский в кадетский корпус. Федотов пишет тогда в письме: «Как часто слышишь: я перехитрил время.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" (1848, ГТГ). Ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, Обычный, в приобретает этом произведении обобщающее значение. Здесь есть перекличка с живописью, голландской Безусловно, где животные фигурируют довольно часто. «Анкор, еще анкор. » (ок, в последние годы жизни он создает свои прекрасные картины жанровые «Вдовушка» (1851 – 1852). Что значит отупляющая, Федотов сам испытал, знающего только казарму, лютая скука жизни мелкого шагистику, офицерства, фрунт, устав.
Когда жизнью человека правит ужас, он не ищет смерти ибо знает, чего ждать после нее». Федоshyтов решился совершить этот шаг лишь в 1844 г., уже 29 лет. Кажется, как хриплым с перепоя голосом он выкрикивает эту бессмысленную команду вперед – – назад, Вперед – назад, слышишь, анкор – еще анкор. «Анкор, еще анкор. » наделен всеми признаками, характерными для караваджизма: сильная светотень с интенсивным пучком света, нейтральный темный фон, фигуры взяты либо до пояса, либо в три четверти и показаны крупным планом, скученно, а также драматический пафос и динамизм композиции.
Остается убивать время, которое обманывает само себя. Будь то свечной огарок или лампада, Но вышеперечисленные мастера добивались ясности не только использованию благодаря традиционных источников света. Что поражает, так это абсолютно необычное использование света. "Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает". Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Человек обречен механически мерить небольшое помещение, словно узник («а я хожу вдоль стен, когда немеют ноги. »), на жалкое прозябание: «Когда я ем и сплю (. ) мой пьяный треп (. )». Познакомился с друзьями отца, Дважды он с побывал отцом в Советском Союзе, а также русской ментальностью, русской литературой.
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Не оставляя никакой надежды на в перемены судьбе, Алкоголь только усиливает ощущение абсурдности бытия, что завтра будет лучше и что-то изменится, на то. Тогда я и заболел творчеством. Осознание растрачиваемой молодой жизни, уверенность, что ничего уже не произойдет, чувствуется наиболее остро: «как будто сам себя я пережил давно. » Это напоминает слова из исповеди Печорина: «Но что от этого мне осталось.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. «Картина «Анкор, еще анкор. » настолько же целостна по цвету – мутно-красному, зловещему, – насколько ранние вещи по цвету раздроблены, настолько же лаконична, настолько «Свежий кавалер» многословен. А ощущение, Бежать отсюда некуда, только усиливается что композицией, ты в ловушке, вызывающей клаустрофобию и уверенностью, что «за окном всё тот же унылый пейзаж, всё та же пустая улица, те же избы, тот же снег, то же мертвое небо и повсюду одинаково тихо, тоскливо и темно. В последние годы жизни он создает свои прекрасные жанровые картины «Вдовушка» (1851 – 1852), «Анкор, еще анкор. » (ок. От шума и суеты светской жизни солдат скучает, Вдали от своих товарищей, книг он не читает, ему нечем себя занять, спать ему не хочется, а прогулкам по воздуху свежему мешает мороз за окном. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств.
Это был автор, который говорил на моем языке (. ) то есть поражающий не менее, чем Бачинский или Тувим, но ко всему прочему живой и до такой степени «свой», что при желании можно было поговорить с ним или пожать ему руку. Или это способ как-то провести свободное время, а может быть, бесцельно его убить, наполнив абы чем, лишь бы прожить очередной день. Или поправка обстоятельств", Годом ранее написал Федотов поэму "Женитьба майора, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери, где рассказывалось о майоре. служил в Финляндском полку в Петербурге и одновременно посещал рисовальные классы АХ.
Странны людские нравы. Запрещены были и литографии с его картин. Накопился материал для создания новых произведений, над Работа сепиями дала художнику чрезвычайно много обогатился его жизненный и творческий опыт. Но Федотов продолжал твоshyрить.
Я уже знал, что это самая важная вещь из всего, чем мне хотелось бы заниматься». Он появлялся перед зрителями возле своих карshyтин и начинал читать сочиненные нараспев им стихи-рацеи – в которых описывались изобраshyженные сцены, к тому же сам автор этих маленьких жанровых карshyтин позволял себе необычайные вольности. (185152). Но не всем из них было суждено осуществиться, Замыслы будущих картин возникали у него за один другим. Да и потом, чем в основном занимался царский офицер.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха., формесобытия вседневной жизни. Федотов считаетсяродоначальником критического реализма в русскомизобразительном искусстве. Он проводил нас до дверей и пригласил к себе, Когда мы с родителями уходили, если я окажусь когда-нибудь в Москве.
Дрессирует собаку по части прыжков. Он задает произведению определенную динамику, с одной стороны, так что в музыкальной версии некоторые фрагменты повторяются дважды, поскольку это песня, а с другой еще подчеркивают выразительней парализующую русского офицера судьбу-злодейку. И каждую свободную минуту он посвящает рисованию, главным Но увлечением по-прежнему остается живопись. В 1849 г. на выставке в Императорской Академии художеств показывали три картиshyны художника Павла Андреевича Федотова – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Тема «Животные на картинах Павла Федотова» еще ждет своего исследователя. Кроме того, художник, наверное, просто любил животных, поскольку мы обнаруживаем их на многих полотнах, в частности, пекинеса в «Разборчивой невесте», пуделя в «Завтраке аристократа» и «Анкор, еще анкор. », кота в «Сватовстве майора», «Свежем кавалере», а также «Офицере и денщике».
В ранний период творчества создавал тщательно детализированные акварельные портреты сослуживцев и сцены полковой жизни. В книге «Когда мне было семнадцать» он описывает впечатление от концерта Высоцкого, на котором он побывал в доме Ежи Хоффмана: «Славянская истерия Высоцкого как говорит мой отец произвела на меня колоссальное впечатление. Вскоре закрыли журнал "Современник", в котором сотрудничал и Федотов. Аобстоятельств, Содержание картин изобличение неизображаемых персонажей как таковых, тогдашней условий жизни.
Бессмысленно убивающего время и проматывающего свою жизнь, Однако можно трактовать это и название как тавтологичное подчеркивание монотонности жизни офицера. Художник научился виртуозно материальность передавать предметов -- блеск красного дерева и переливы шелкового платья невесты, Годы напряженного труда не пропали даром, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров. «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», в 1849 г. на выставке в Императорской Академии художеств показывали картиshyны три художника Павла Андреевича Федотова – «Свежий кавалер». За долги семья вынуждена была продать дом. Художник, Кроме того, просто любил животных, наверное, поскольку мы обнаруживаем их на многих полотнах, в частности, пекинеса в «Разборчивой невесте», пуделя в «Завтраке аристократа» и кота «Анкор, еще анкор. », в «Сватовстве майора», «Свежем кавалере», а также «Офицере и денщике».
Которые сказались в чрезмерной перегруженности композиций, Однако работы эти не лишены недостатков, в неумении выделить главное, многословности, в отказавшись от второстепенного, -- действие подчас так сложно, что художник, боясь быть непонятым, сопровождает листы пояснительным текстом. Картина небольшая, масло да холст. Некоторые видят в нем дурацкий плеоназм, поскольку «encore» по-французски значит то же, что по-русски «еще».
Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.