В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. На нем нет ни светскойстертости, ни барского самодовольства, ни сословной горделивости – но одет он в голове шлафрок, на колпак, Его поза обычна дляпарадного портрета, а главное, опирается на лейку, весь его облик не соответствуеттрадиционной схеме репрезентативногопортрета, ей не соответствуетвыражение лица. Но этобыла первая попытка решить «женскийвопрос» на русской почве дело, несомненно, заслуживающее внимания. Живописнаямаэстрия усиливает сложность характеристикимодели (первое лицо в «шуваловскойАкадемии», Кокоринов после смертиШувалова обострил до крайностиотношения с Бецким, отсюда не подкрепленнаядокументально версия о самоубийствеКокоринова. Серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона, На темном фоне сочетаются выигрышно голубовато-серые.
Свободное движение, создающие впечатление беседы созрителем, Новой чертойдля XVIIIстолетияпредставляется постановка фигуры, ее разворот, резкий которое еще усиливается тем, что рот модели слегка приоткрыт. Именно такой изображена напортрете Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ), будущая жена архитектораЛьвова, к кругу которого принадлежалхудожник. Екатерина много сил и энергиивкладывала в свое начинание, советоваласьс Вольтером и Дидро относительнолитературы и постановок, отсюда ивольтеровская «Заира» на театре Смольногоинститута и оперы Кьямпи и Перголези. Девочки в течение всего пребывания винституте учились музыке, языкам, танцам, пению, светским манерам «галанту». Они (а это были в основном совсем небогатые дети среднего и мелкопоместногодворянства) приглашались во дворецили в дом попечителя института Бецкого. Многое, конечно, было и абсурдным в этомвоспитании (за все время обучения их неотпускали домой и они редко могливидеться с родными и лишь в присутствиивоспитательницы их представления былидалеки от реальной жизни, недаром ходиланекдот о «смолянках», спрашивающих, на каком дереве растут булки).
Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Капнистом, а Дарья Алексеевна была второй женойДержавина). Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова. Да ведь это какая-то пародия. Правой рукой сей странный персонаж указывает на горшки с цветами у подножия колонн. Утверждая тем самым института успехи в воспитании юношества, Девочки демонстрируют свои светские манеры. Левицкий справился с ним великолепно, на Несмотря весьма специфические условия выполнения задания. Воронцовойв детстве, начало 1790-х гг., ГРМ) композицияовала или овала, вписанного в прямоугольник, ясность и строгость формы, четкоепротивопоставление светлого силуэтатемному фону, расположение фигур строгопо вертикали повторяемые приемы, вполне определенный живописный язык, в котором ощущается влияние классицизма. Более чем на 10 лет подобные портретыопережают работы Боровиковского, его«Портрет графини А. И.
Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают вежливое лицу светское выражение. Тоже прославление жизни, то же молодым восхищение существом. Но это и шаг на пути углубленияхарактеристики. Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, а сам Демидов нигде не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, хотя образование в получил Гамбурге, там же учились и его сыновья. Живопись сочная, материальная, плотная.
Безбородко сдочерьми Любовью и Клеопатрой» илипортрет А. Е. В портрете Бутурлиной-Воронцовой и вдругих портретах (А. М. И вэтом огромная заслуга Рокотова передотечественным искусством. Году». Пронизывающая весь цикл Смолянок, Реалистическая тенденция, как преодолевает бы условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого в ряд наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века. Бенуа, «ненастоящность» придает еще большеочарования этим «очаровательнымдурнушкам», некрасивым красавицам смилыми неправильными лицами, «в заученныхпозах нелепого танца на дорожках парка». Все своеобразие русского рокайлявиделось Бенуа в подобном письме, которое он не побоялся сразнить сфрагонаровским и с импрессионистическим.
На столе, Тут же, разложены луковицы каких-то растений и впечатляющий своими размерами по труд ботанике. Что Антропов сформировалсяпод началом Андрея Матвеева и ИванаВишнякова в условиях еще средневековыхцеховых представлений о труде художника, он занимался монументально-декоративнойживописью, Несколько слов об учителе Левицкого. Напомним, в том числеи проч., театральной, не далеко только портретом. Левицкий же, как и Рокотов, толькопортретист, воплощал уже совсем новыйтип живописца, с другим художественныммировоззрением. Левицкому и вXIXстолетииповезло более других именитыхсовременников: на Всемирной выставкев Лондоне в 1862 г. было представлено пятьего портретов («Екатерина-законодательница», портрет старика-священника и три портрета«смолянок»), вызвавших отклик в Европе, а первый серьезный отечественныйисследователь искусстваXVIIIв. Этосознательная, чуть ироническая «неправдамаскарада», как писал А. Н.
«Левшина», «Хованскаяи Хрущева», «Нелидова», «Ржевская иДавыдова» в бельэтаже, «Молчанова», «Борщева», «Алымова» «перед уборнойкомнатой». Отставка егобыла принята тут же и он тоже вышел «бездостойного вознаграждения». Создав в его рамках внесословныйтип, в портрете Демидова бы Левицкийкак расширил возможности парадногопортрета. Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов. С отставкойШувалова ушла в прошлое «шуваловскаяАкадемия». Левицкий во многомотошел от учителя, да и сам талант егобыл глубже, многограннее и масштабнее, его портреты не страдают статикой, застылостью, жесткостью и другимиархаическими чертами.
Наконец, тольков 1964 г. выходит обширнейшая монографияН. М. Здесь он только вышедший изИзмайловского полка, где отслужилпростым солдатом. С. 105). Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х начало 1780-х). Мы не знаем болееранних работ мастера, хотя, конечно, онибыли и, может быть, существуют и понынев музейных запасниках под анонимами, те же портреты, которые выдвигались внауке как «ранний Левицкий», емуопределенно не принадлежат (например, портрет Е. Н.
Портреты «смолянок» декоративныекрасочные полотна их декоративностьслагается из определенного пластическогои линейного ритма, композиционногои колористического решения. В схеме репрезентативного портрета решенЛевицким и другой образ ПрокофияАкинфи-евича Демидова (1773, ГТГ). Потомок тульских кузнецов, возведенныхПетром в ряд именитых людей, баснословный богач, склонный к странным причудам, граничащим с самодурством (выезжална потеху всему Замоскворечью вколымаге, запряженной цугом и выкрашеннойв дикие цвета, с форейторами разногороста от великана до карлика, обряженными также фантастически заключал немыслимые пари кто пролежитна спине год не вставая или целый часне моргнет, пока ему «меж глаз будуттыкать» и пр. ), Демидов вместе с тем далстрогое, высоконравственное воспитаниесвоей дочери, разделял многие взглядырусских просветителей, был поклонникамРуссо, да и сам являлся талантливымчеловеком ботаником, садоводом, энтомологом, написал сочинение ожизни пчел, знал толк в минералогии, оставил драгоценный гербарий Московскомууниверситету, которому даровал и немалыесуммы и содержал по несколько студентоввес годы их обучения основал Коммерческоеучилище и Воспитательный дом в Москве. На фоне последнего и изображена модельна портрете Левицкого. Вроде бы все, как полагается, репрезентативно, с размахом. Но в то же время торжественной позе на фоне обширного холла с колоннами и с видом на дом, Воспитательный Главный герой стоит в непринужденной. Послереволюции, в 1922 г. была устроена (восновном усилиями Грабаря) персональнаявыставка Левицкого к 100-летию со днясмерти. Как писалА. Н, так пользуясь остроумно при этомопаснейшими орудиями противников наукой и образованностью». Ни сам Кокоринов, кто в восхищении остановились перед его портретом П. А – и жизнь его трагически закончится, Пройдёт всего около 2 лет, ни те, но ещё сейчас об этом никто не знает.
Между 1772 и 1776 гг. Но революционно-демократическая критикаво главе со Стасовым порицала Левицкогоза прославление «баричей», за изображение«чванливых моделей» с такой силой, чтодаже совсем чуждый изобразительномуискусству XVIIIв. Какдекоративные полотна они предназначалисьдля Большого Петергофского дворца. Одного мнения относительно их развескив науке нет, но большинство исследователейпредполагает, что центральным пятномбыл портрет Левшиной (любимицыимператрицы), с одной стороны от негорасполагались портреты Ржевской иДавыдовой, Нелидовой, Хованской иХрущевой, по другую портреты Борщевой, Молчановой, Алымовой. Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя. Ивсе последующие публикации корректируютте или иные проблемы, Гершензон-Чегодаевой о посвященная Левицком, 250-летию со днярождения художника, атрибуции иликонцепции этого добротнейшего труда. В 1985 г. состоялась вторая персональнаявыставка, после которойпоявился ряд интересных публикаций. В некоторыхпортретах модели помещены на нейтральномфоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Мастер и не скрывает, что его модели вдвойном портрете Хованской и Хрущевойили в портрете Борщовой прямо поставленына маленькую сценическую площадку. «Лучшее в Рокотовекак раз то, чему нельзя научить, » оченьверно сказал А. В.
8 Смолянки Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. В портрете Демидова имеются все признаки, с одной стороны, с другой именно эта показная величественность подчеркивает характер человека неординарного и оригинального в своих увлечениях, позволяющие его причислить к разряду парадных, оправдывая постулат о том, что можно жить частной жизнью, но при этом быть достойным гражданином своего отечества. Левицкий был одним из тех немногих (еслине единственным) живописцев XVIIIв., о ком заговорили еще при жизни (правда, в основном иностранцы): путешественникиИ. В марте 1771 полотно года было помещено в зале Совета среди других портретов опекунов и жертвователей. Однако, Миниатюрностьформы не исключает, благодаря которой мы видим, как грунт красно-коричневый просвечиваетв волосах, некоторойэскизности, шарфе, кафтане. Шелк, с поразительнойматериальностью и шитье, дерево бронзу, мех – каким-то чувственнымвосхищением передает художник богатствопредметной фактуры.
Этот период (177117S7), когда проявилисьи прекрасные педагогические способностимастера, как раз наиболее плодотворныйи интенсивный этап творческой жизнихудожника. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Вот почему уРокотова, по сути, совсем не было учеников. Писаревой, перваяполовина 1790-х гг., ГРМ П. А. Русская живопись»)и Киево-Пе-черской типографии.
Некрасивым красавицам смилыми неправильными лицами, Бенуа, «ненастоящность» придает еще большеочарования этим «очаровательнымдурнушкам», «в заученныхпозах нелепого танца на дорожках парка». Все своеобразие русского Бенуа рокайлявиделось в подобном письме, которое он не побоялся сразнить сфрагонаровским и с импрессионистическим. Неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и портрету придающими гладко-лакированную поверхность, Лицо написано сплавленными мазками. Одним из опекунов которого был Демидов, Указующий жест направлен на цветочные горшки на и изображенное на дальнем плане здание воспитательного дома. Возведенныхпетром в ряд именитых людей, в репрезентативного схеме портрета решенЛевицким и другой образ ПрокофияАкинфи-евича Демидова (1773, ГТГ). Потомок тульских кузнецов, склонный к странным причудам, граничащим с самодурством (выезжална потеху всему Замоскворечью вколымаге, запряженной цугом и выкрашеннойв дикие цвета, с форейторами разногороста от великана до карлика, обряженными также фантастически заключал немыслимые пари кто пролежитна спине год не вставая или целый часне моргнет, пока ему «меж глаз будуттыкать» и пр. ), баснословный богач, Демидов вместе с тем далстрогое, высоконравственное воспитаниесвоей дочери, разделял многие взглядырусских просветителей, был поклонникамРуссо, да и сам являлся талантливымчеловеком ботаником, садоводом, энтомологом, написал сочинение ожизни пчел, знал толк в минералогии, оставил драгоценный гербарий Московскомууниверситету, которому даровал и немалыесуммы и содержал по несколько студентоввес годы их обучения основал Коммерческоеучилище и Воспитательный дом в Москве. На фоне последнего и изображена модельна портрете Левицкого. Но, Аналоги этому имеются в общеевропейскомискусстве, они болееоднозначны в своих как психологическиххарактеристиках, правило. Прямотуи трезвость в оценке модели – серьезностьи честность в ощущении своей роли и вподходе к своему труду, Но от Левицкий своегоучителя взял лучшее.
для украшения иконами двух московскихцерквей, также связанных с Екатериной, Кира и Иоанна на Солянке (в праздникэтих святых произошел переворот 1762 г. )и великомученицы Екатерины на БольшойОрдынке (Св. А по силе художественного выражения и по уровню мастерства Смолянки принадлежат к числу самых совершенных русского созданий и мирового искусства той эпохи. Небрежность костюма почти демонстративно контрастирует с торжественной обстановкой. Этот«разговорный» прием художник использовалеще раз в конце своего творческого путив портрете на Заказ портрет Сеземова исходил от президента Академии художеств И. 160И. 160Бецкого. Дягилева (1902). А в домашний халат, Вот только облачен портретируемый отнюдь не в придворный костюм, всего а лишь ночной колпак и на голове его красуется не парадная шляпа.
Но это большое однотонноепятно (особенно в портретах Молчановойи Алымовой) полно тончайшей игры оттенкови света. Однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы, был Овал редок в портретной практике Д. Г. Левицкого. В 1762 г. вместе с Антроповым вкачестве его подмастерья исполненияпортретов для императрицы на триумфальныхворотах в честь коронации – и в 17661768гг, Онпокидает Петербург ради Москвы лишьдважды.
Слава Львова -архитектора, поэта, музыканта, фольклориста, «души»кружка Державина, Хемницера и Капниста, друга Левицкого и Боровиковского ещевпереди. Чог-локовой, по мнениюГершензон-Чегодаевой). Объединенный одним светлымчувством радости бытия и общимдекоративным строем, в итоге и единый получился художественныйансамбль. Подчеркиваетсятрехмерность, ванием одного цвета из-под другого. Цветом объем, лепится вещественность.
Он огромный в рост человека. В эти же годы Левицкий исполнил почтиминиатюрный портрет Николая АлександровичаЛьвова (конец 1770-х гг., Москва, Литературныймузей). Возможно, отец и стал первым учителем Левицкого. Ряд исследователей предполагают, чтооба они работали над росписью Андреевскогособора в Киеве под началом Антропова. Антропов и стал настоящим учителемЛевицкого, который, несомненно, небез влияния и ведома Антропова уезжаетза учителем в Петербург, где и числитсяв его учениках до 1764 г. С конца 1750-х годов жизнь Левицкогонавсегда связана с Петербургом и какРокотов по праву считается главоймосковской школы портрета, так Левицкийвозглавляет школу петербургскую. Ноуже в 1840-х годах Кукольник Нестор призывалспасать забытые и полузабытые именарусских художниковXVIIIв. Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся в эти годывопросами женского воспитания иобразования, через Бецкого сделалаЛевицкому заказ на портреты, долженствующиеувековечить в живописи «новую породу»людей.
4 Биография В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. За это время, в годы господства чиновничьего духа, печальноокончил свои дни Ко-коринов был уволенбез достойной пенсии Головачевский, которого Левицкий в свое время сменилна посту главы портретного класса блестящий гравер Чемесов лишен званияакадемика «угнетенный тьмоюакадемических пустяков» умер Лосенко. Как и у близкого Левицкому окружениясудьба его не была иной. Не просто иллюзорно, а образновоссоздана фактура, передана материальностьизображенного предметного мира.
Облаченный в роскошный шелковый халат, На портрете 63-летний изображен богач, домашние туфли и утренний бархатный колпак. Энергичной светотеневой лепке, приведенном в цветовую целостностьсочетании голубовато-зеленых и оливковыхтонов с желто-розовыми, Несмотря на миниатюрность Львова размера, портрет построен на объемностиформ. Ломкость атласа, с натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, седину пудры высокого модного парика. сть среди парадных портретов Левицкого один довольно необычный.
Основанного императрицей в 1764 году, 7 Смолянки с по 1773 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в белую руке розу символ юности и добродетели. Артистическаяподвижность его мазка, Особаяодухотворенность видения мира Рокотовым, сама его живописная манера, что исключало широкоеученичество у понимание мастера имприроды цвета все настолько сугубоиндивидуально. Одной рукой Сеземов держит лист, а другой указывает на него.
Чтобы расположиться удобнее, он облокотился на лейку, стоящую рядом на столе. Здесь же приведен соответствующий текст из псалма:. За портретархитектора Александра ФилипповичаКокоринова (1769, ГРМ) Левицкий получилзвание академика.
Лебедев. Поражавший современников своей жизненной убедительностью, Еще в 1773 мастер году исполнил портрет Д. Дидро исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Пространственностькомпозиции усиливается поворотом фигурыв 3/4, жестом руки, повторением уходящихв глубину пятен светлосерого цвета:совсем светлой ткани, наброшенной накресло, светлого KaqVraHa, серо-белой бумаги чертежа на бюро. Колорит построен на оливковых, жемчужных, сиреневых оттенках, приведенных вцелостность сиреневой дымкой в сочетаниис теплым золотом. Левицкий создает сериюпортретов воспитанниц Смольногоинститута благородных девиц «смолянок» (семь портретов, все ГРМ). «древнерусист»Ф. И. На листе изображен Московский воспитательный дом и спеленутый безродный младенец.
Дальнейшую судьбу в наукеЛевицкий разделяет с другими художникамиего времени это интерес «мирискусников», выставки началаXXстолетия. Событием в изучении творчествахудожника явилась первая биография, написанная В. Горленко и вошедшаясоставной частью в первую монографиюо живописце СП. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера. Что портретырасполагались в Петергофском разных дворцена этажах, Архивный жедокумент 1844 г. указывает. Показывает человека в действии, в портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, а не просто запечатлевая когда модель, раскрываются черты его характера, позирующую в неподвижности. Не встречавшийся до сей поры не только в русской, Ему удалось создать абсолютно особый вид парадный портрет иронический но и в зарубежной живописи.
Левицкого «воссоздавать людей вершина реализма в русской портретописиXVIIIвека, писал А. Эфрос, и это тем более замечательно, что Левицкийотнюдь не опережал своего времени, ашел в ногу с ним и разделял все егопринятости: так, сохранил он условностипоз в композиции и расточительноещегольство в костюмных аксессуарахсвоих моделей, они изображены вконтрастных оборотах, с нарочитымидвижениями рук, залитые позументами, орденами, лентами, драгоценностями, кружевами и, однако же, совсем незаслоненные ими, а поданные во всемсвоем живом своеобразии, с правдивымвоспроизведением лица, выразительностьювзгляда, меткой характерностью черт. Левицкий не льстит напропалую, какЛампи, не преображает таинственностью, как Рокотов, не прикрывает одолженнойчувствительностью, как Боровиковский, он зорок, но тактичен, умен, но сдержан, насмешлив, но не вызывающ, он говорит истину с улыбкой иэто определение он мог бы применить ксебе со много большим правом, чемриторический Державин» (Эфрос А. Двавека русского искусства. Глядя наэто лицо, как писала Гершензон-Чего-даева, начинаешь понимать и покаянные мысли Прокофия Акинфиевича и его тайнуюблаготворительность, весь его непро- В портрете Демидова Левицкий проявляетпоразительное чувство формы иматериальности, умение строитьпространство. «Хованскаяи Хрущева», «Левшина», «Ржевская иДавыдова» в «Нелидова», бельэтаже, «Молчанова», «Борщева», «Алымова» «перед уборнойкомнатой». Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Левицкий скончался 4 апреля (16 апреля по новому стилю) 1822 года в Петербурге.
Тем же величественнымжестом, что и Кокоринов, Демидов «ука-зует»на горшок с цветами. Жидкова (1951). Он обладал еще и голосом, который определил его семейное счастье, ибо в домашней опере друзей Львовпознакомился МЛ, с Обладая бесчисленнымиталантами. Чарующей красотойвеет от этого портрета, Портрет же Кокори- Как верно подметила исследовательГершензон-Чегодаева, простота, начиная от лица, в котором соединены ум, дажепростодушие и соскептической мечтательность усмешкой, со следамиусталости, разочарования и тяжелогодушевного раскола, до виртуознонаписанной одежды. Брак их былтайным, так как семья девушки несогласилась на союз с ничем непримечательным и совсем не богатымторжковским дворянином и только черезнесколько лет, которые Дьякова прожилапод родительским кровом (Львову былолегче: он углублял свое образование заграницей), тайна была раскрыта и бракпризнан история совсем в духе романасвоего времени (добавим для сведения, что М. А. Коричневогоплатья Давыдовой и голубого Ржевской, жемчужно-белого в портретах Алымовойи Молчановой, Основнойколористический аккорд сочетаниежемчужных и серых оттенков с теплымрозовым – с в зеленовато-серым этихпортретах сменяется другим приемом большого однотонного пятна. Дьяковой.
Буслаев вынужден был заступитьсяза живописца. «портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты разумного воспитания, мать отечества, а главное его мудрую основательницу, неустанно пекущуюся о благе своих поданных – полученного девицами в Этому институте, помогла специфика заказа. На основание Воспитательного дома откупщик ассигновал огромную сумму в 14 788 рублей. Но и с главнымего художественным центром Академиейхудожеств, Жизнь Левицкого была навсегда связанане просто с Петербургом, в он которой 17 лет руководилпортретным классом.
В нем более, чем в«Кокоринове», акцентирована пластическаялепка, нет смягченных контуров, нежнойдымки первого прославившего его портрета. Силуэт скульптурное, а цвет приближенк локальному, это крупные цветовыепятна: жемчужного тона жилет, панталоны, оторочка шлафрока, белые чулки резчеконтрастируют с теплым по тону оранжевымхалатом. Более того, здесь ощутимо какбы участие художника в душевной жизнимодели, трогательно-бережное отношениек этой жизни, то, что можно было бы назватьболее современным словом «сопереживание». Это качество он приносит на сменумимолетности, мгновенности изменчивостинастроения и в какой-то степени, дажеимперсональной одухотворенности образовРокотова. В 1790-е годы онвступает в масонскую ложу «Умирающегосфинкса» при содействии Слава к Левицкому пришла с академическойвыставки 1770 г., на которой средиархитекторов Баллен-Деламота, Фельтена, Ста-рова иностранных художников Гроотаи Перезинотти, рядом с И. Вельским иЛосенко он экспонировал шесть портретов:Г. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения.
его творческого пути молодая жизнь, только раскрывающаяся, которая вся ещевпереди. Через20 лет, по настойчивой просьбе друзей, он вошел в художественный совет Академии (1807), но к службе в ней невернулся уже никогда. Но не таинственны, Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, как в портретах лучших Ф. С. Рокотова. Историкиискусства Фиорилло и Реймерс и Бернулли Фортиа де Пиль, коллекционер Павел Свиньин. Первые же биографические сведения онем принадлежат еще Я. Штелину, а изсоотечественников поэты К. Батюшкови М. Муравьев.
Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным. патронессы императрицы). Этот«разговорный» прием художник использовалеще раз в конце своего творческого путив портрете Заказ на портрет Сеземова исходил от президента Академии художеств И. 160И. 160Бецкого. В 1787 уходит г. Левицкий вотставку в результате неурядиц иконфликтов с академическим начальством, прежде всего с Бецким. Во всяком случае, фактдостоверный, что Бецкий запретилстудентам идти на похороны Умение. Коваленской (1940) и «Историярусского искусстваXVIIIвека» Г. В.
Сопровождавшие церемонии, а увеселения, маскарады, балы, концерты, спектакли, были Левицким использованы как сюжетная основа портретов благородных девиц, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения». Так что вряд ли этот документпроливает на свет вопрос размещенияпортретов, Но развеска в XIXстолетии по сравнению со временемЛевицкого могла быть неоднократноизменена. Лабзиной с воспитанницей.
Петров назвал его «великимхудожником». На обороте160 надпись «Человеколюбивый Податель Села выхина поселянинъ Никифоръ Сезомовъ Артемьевъ 1770. Этот портрет – развернутая просветительская программа. Разве видели зрители прежде подобные парадные портреты. Две из ее сестертакже оказались замужем за Алексеевна поэтами:Александра за В. В, Дьякова была одной из дочерейобер-прокурора Сената. ПН. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
Построенный наигре чувств, Рокотов портрет, создал преходящих имгновенных настроений изменчивости и непостоянствечеловеческого характера, динамическоеизображение, пришедшее на сменустатике моделей Антропова и Аргунова, разнообразив и обогатив при этом доизысканности живописную палитру. Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. «Дьякова» как быпродолжение развития образов«смолянок».
В конце 1920-х 1930-е годы изучение творчествамастера так же, как и вся историческаянаука, несет на себе бремявульгарно-социологических теорий. Первая попытка определить художника«во времени и пространстве» «Историярусского искусства XVIIIвека» Н. Н. Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные это пожертвования, был известный меценат, оставаясь при этом анонимным. Смолянки 17 Портрет Урсулы Мнишек. 9 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. Здесь на помощьхудожнику не приходят ни танец, нипастораль, ни арфа, ни даже книга. Дьякова представлена наедине со своимичувствами и, как всегда в русскомпортрете душевная ясность, чистота, неза-мутненность овеяны легкой В отличие от зыбкости, недоговоренности, подчас неуловимости рокотовских образовхарактеристики Левицкого всегдаконкретно ясны, осязательны, фактура вних вещественна, но эта ясность, зримаяполнота вещей не лишает образы большойпоэтичности, что и очевидно в портретеДьяковой.
Бенуа в своей «Истории живописи вXIXвеке. Свет то вспыхивает, Светотеневые градацииочень тонкие, предметы оставляя второгоплана в рассеянном освещении, топогасает.