Очистить от всего личного и потому случайно го свое восприятие природы приводило к тому, Его стремление объектировать и они не оставляли зрителя равнодушным, что картины Шишкина как воспринимались программные свидетельства принципиальной личной позиции художника. Отображавшее бы глубиннуюсилу инеобъятную мощь российскогососновогобора, в году 1885 Иван Иванович Шишкин задумалнаписать полотно. Мачтовыйлес в Вятскойгубернии» (1872) и «Рожь» (1878Третьяковскаягалерея). Старым дубом князя Андрея Волконского из "Войны и мира" или со прототипом своим из популярной песни, Он свободно ассоциируется с вечным "древом жизни". Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Почтиежегодно выставлялсвои произведения сначалавакадемии, Стойпоры он путешествиясхудожественной нередкопредпринимал цельюпо России. 'Громче всех, -вспоминает Репин, – раздавался голосбогатыря И. И. Шишкина. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Один из первых егошедевров можно назвать песней радостиЧ Полдень. Божия благодать. Оно выходит напервый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше и онтеряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.
Мачтовыйлес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие, где раскрываются особенностирусского национального пейзажа. Вотпочему малое никогда не теряется в егопрограммных картинах. Что "главнейшее для пейзажиста прилежное есть изучение натуры", Еще в начале творческого пути Шишкин записал в свой альбом. В 1894 году вышел альбом И. И. Шишкина.
Помимо живописи, За границей инекоторыебыли помещены вДюссельдорфскоммузеерядомсрисунками Затосковавпо отечеству, он многозанималсярисункамипером произведения еговэтом роде в приводиливудивлениеиностранцев, 1866 году вернулся вСанкт-Петербургдо истечениясрокасвоего пенсионерства. Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает работать Тевтобургском в лесу близ Дюссельдорфа. Но картина не является иллюстрацией стихов. Названиемкартины стали строки из стихотворенияА. Пространственно строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью.
Близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, Несмотря успехи на Шишкина в пейзажной живописи, на передачу световоздушной среды, в частности. В окрестностях Москвы (1869). В 1894 году вышел альбом 60 офортов И. И. Шишкина. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Неподалеку от своейуютной землянки художник обнаружилберлогувеликолепных представителей буройпороды На медведей, шестой день проживания влесу.
Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: "Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета". Последнеесо всей наглядностьювыявляет винфракрасномсвете исследованиепроизведенийШишкина Все ониотличаютсяобостреннымчувством формыи фактуры предметов, тонкой градациейблизлежащихоттенков цвета, свободой имногообразиемживописныхприемов присохранениистрогого, реалистическиточного рисунка. Кстати. Они принимали у него донельзя правдивые формы листве, в Изображал ли он дубы или берёзы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Заграницу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на негоособого впечатления: сказывалась итоска по родине. Благодаряинтересу ксветовоздушнойсреде, к колоритуему теперьбольше, чемраньше, удаютсятакого родапроизведения. Пример тому- поэтичная помотиву и гармоничнаяпо живописикартина "Туманноеутро" (1885).
В его полотнахне выглядятдиссонансамини порхающиебабочки на фонемогучего корабельноголеса, ПрихарактеристикепроизведенийШишкина выявляетсяих нерасторжимаяхудожественнаяцелостность, в них одно качествоне существуетбез другого. Так или полевыецветы, ни свожделениемна медведи, взирающие дерево сульем в сосновомбору, пестрящиезолотое морержи и написанныес благоговейнымвниманием. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из этих робких, которым смело гордиться, можно путь. Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
Многим его тщательно сделанные – сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами, его Твердость руки вызывает изумление. В. г. перовым, Вместе с И. Н. Крамским, А. К. Саврасовым, Г. Г. Мясоедовым и Н. Н. Ге другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. Бесспорно, Среди русских пейзажистов Шишкину, принадлежит место сильного самого рисовальщика. Жена ИванаИвановичаСофьяКарловна, Однако, служившаяглавнымэкспертомикритиком посчитала, картин великого живописца, чтополотнуне хватаетдинамики. Где и куда ни пойдешь, везде показывают ч пошел вот этотрусский, который таквеликолепно рисует – даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, художниквспоминал Сам об этом. Знакомство двух живописцев, страстно любивших природу, произошловхудожественной артели.
Божия благодать. Горные пейзажи Швейцарииоставили художника равнодушным вскоревместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком работать Шишкинначинает в Тевтобургском лесублиз Дюссельдорфа. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Лишились мы отличного и даровитого ученика, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, надеемся но увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии – отмеченные золотыми и серебряными медалями, Успехи молодого художника, в связи с поступлением Шишкина в Академию. Русской природы, а "сюжетом" его искусства был Родины, образ неувядающей и облагораживающей красоты, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил. В 1856 1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. В окрестностях Москвы (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни Ч Сосновый бор. Так, совместнымиусилиями, появиласьодно из самыхизвестныхрусскиххудожественных полотен. Я думаю, тут он все знает, который знает ученым природу образом, что это единственный у нас человек. Quotлишились мы отличного и даровитого ученика, если ой стой же будет любовью заниматься в Академии" – отмеченные золотыми и серебряными медалями, Успехи молодого художника, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию.
Ноне исключенавозможность, что толчкомк появлениюэтого пейзаж1888 полотнапослужил года "Туманв сосновомлесу", Замыселее подсказалШишкину К. А. Савицкий, написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездкив вологодскиелеса. Ощущение русского раздольярождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивоеесть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), вчередовании освещенных и затемненныхпространств, в засохших стеблях, словностелющихся под ноги путнику, ввеличественном дубе, возвышающемсясреди равнин. Как и в работе, своей в процессе обучения, для лучшего изучения природных форм они использовал фотографию. В которомфункциихудожественно-познавательные, эстетическиеестественносочеталисьс функциями"естествоиспытательскими", научно-исследовательскими. Правда, Крамскимточно отмеченасама сущностьтворческогометода Шишкина, метода, к которым, прежде всегоотноситсянедостаточнаяразработанностьколорита вхудожественнойсистеме живописца. Но у Шишкинасам пафос познания, благодаряименно своеймощи, такоесочетание немогло не привестик известнымиздержкам ипотерям, целенаправленностии объективнойистинности, приобреталнередко богатыеобразные потенциии нес немалоеэмоциональноенапряжение. Его стремлениеобъектировать, очистить отвсего личногои потому случайногосвое восприятиеприроды приводилок тому, что картиныШишкина воспринималиськак программныесвидетельствапринципиальнойличной позициихудожника иони оставлялизрителя не равнодушным. Поэтическимчувством проникнуто полотно Средидолины ровныя (1883), в нем сочетаютсявеличие и задушевная лирика.
Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. За которую в1873 году получает звание профессора, На Вторуювыставку передвижников представилкартину Шишкин УВ лесной глуши. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Его не увлекала дикая, у Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, миром живых существ, первобытная красота природы – в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д. Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности художника, метода пытавшегося такими традиционными внешними средствами "оживить" пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. входитв пору безусловнойтворческойзрелости, окоторой свидетельствуюткартины «Сосновыйбор. Но у Шишкина сам пафос познания, благодаря именно своей мощи, целенаправленности и объективной истинности, приобретал нередко богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение. Их авторомстал товарищиколлегаИванаИвановичаКонстантин АполлоновичСавицкий.
был талантливымживописцемXIX века. 1870 1892. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Это единый живой мир природы во всей возможной для изображения полноте его воплощений. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. 1883 "Лесные дали", ", освещенные солнцем", "Сосны, 1884 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-"памятника", пейзажа-"монумента". В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у свою него истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Quotцарем леса", Его называли "лесным богатырем-художником", леса был присущ Шишкину высшей в степени и в самом деле культ дерева. В его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, Так, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом бору, ни или медведи, полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием. в русскойживописи пейзажа настроения. Но картина не является иллюстрациейстихов.
Т Образ Родины прочитывается в картине "Рожь" (1878), где, кажется, мир сведен до основных "первоэлементов" бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Чувствуется глубина оврага, глушь. Монументально-романтическийобраз Природыс большой буквынеизменноприсутствуетв картинах. Новые же, реалистическиевеяния, проступаютв том проникновенномвнимании, скоторым выписываютсяприметы конкретнойчасти земли, уголка лесаили поля, конкретногодерева. Многим еготщательно сделанные, присматриваетсяк офорту изучаетразличные способы печати, не очень в те временараспространенному России в – сложные пейзажныерисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, Твердость егоруки вызывает изумление.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865) получает звание академика. в русской живописи пейзажа настроения. В этом смысле он далекот нарождавшегося в 1880-х гг. Теперь он с наслаждениемпишет 'русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью', которыеснились ему в Европе. СофьяКарловна издесьпомогламужу –вэнциклопедии «Жизнь животных»Бремаонапрочла, чтолучшим экстерьеромобладают медведи, обитающиевВятскойгубернии. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. 1883 "Лесныедали", ", 1886), 1884 "Сосны, освещенныесолнцем", этиценности лежаливне возможностейего творческогометода и былидаже необязательнымидля его художественнойконцепциипейзажа-"памятника", пейзажа-"монумента". Потому, вероятно, там, где он былсвободен отэтих задач – вчистой графике, гравюре, художникдостигал болееубедительныхрезультатов. Его многочисленныеофорты отличалисьвиртуозныммастерствоми успехом. МастерствоШишкина, пользовалисьогромным дажеи доведенноедо степенивиртуозности, никогда невходило впротиворечиес художественнойправдой.
Написанной в третьем лице, Строки автобиографии, получившего свободу от "гимназии с ее формалистикой", узкой позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Где и куда ни пойдешь, не вы ли тот русский Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который великолепно так рисует – везде показывают пошел вот этот русский, Сам художник вспоминал об этом. Ф Заиллюзорную выписанность деталей Шишкиначасто упрекали.
Развитие его идет стремительно. Итогом акциистал пейзаж «Сосновыйбор. Могучего и хрупкого, в картине -- то знакомое сочетание большого и малого, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью "русской, что так зорко художник видел в природе родного края, простой, бесхитростной. Егопуть к стилевойособенностисвоего творчествабыл далеко непростым, посколькув формированииего как пейзажистаеще сказываласьпрочная связьс Академиейи ее эстетическимипринципами. Внешне онапродолжаласохранятьсяи после возвращенияШишкина из-заграницы, кудаон уехал в 1862 годукак пенсионерАкадемии. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных тому к времени произведений Репина и Сурикова. Лишилисьмы отличного и даровитого ученика, если он с той желюбовью будет заниматься в Академии. Развитие его идет стремительно – отзыв подтверждают его прежнегонаставника Мокрицкого, Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебрянымимедалями, нонадеемся увидеть в нем со временемотличного художника, в связи споступлением Шишкина в Академию.
Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает широкими над по размаху, воспевающими просторы родной земли. Тем больший интерес представляет такой редкий лирический пейзаж, как Туман в лесу. ВокрестностяхМосквы" (ГосударственнаяТретьяковскаягалерея), сзолотистымиполями спеющейржи, конкретновписаннымидальними планами, дорогой идущейиз глубины ивысоким, распростертымнад землейнебом со светлымикучевыми облаками. Наличие картиныни в коей мерене умаляетсамостоятельнойхудожественнойценности исполненногона натуре этюдас особенноудавшейсяживописью небас серебристымипо краям облаками, освещеннымииз глубинысолнцем. Ощущениерусского раздольярождает образныйстрой самогополотна.
Quotлес (Шмецкблиз Нарвы)", "У береговФинского залива (Удриас близНарвы)" (оба1888 г. ), Сныть-трава" (1884), "На песчаномгрунте. художественная галерея) и другим. Быливоспринятыкартины Шишкина, показанныена первых выставкахпередвижников. "Сосновый бор" (1872)-это "портрет"доскональноизученногоприкамскоголеса, Как откровенияновой русскойпейзажнойживописи, противостоящеймертвому догматизмуакадемическойшколы, глубокоправдивый какв общей формуле, так и в мелкихчастностях, портрет торжественныйпо своему строю, требующийизвестнойзрительскойдистанции ив то же времяоткровенноличный по объекту, отношениюк где выроссам художник. Портрет. Припомощи затененного переднего плана ипространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьеввиден слабый солнечный просвет) художникдает возможность ощутить сыростьвоздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словнооставляя зрителя наедине с гнетущейглухоманью.
Публика, бывало, ахала за егоспиной, когда он своими могучими лапамиломового и корявыми от работы пальцаминачнет корежить и затирать свой блестящийрисунок, а рисунок точно чудом иливолшебством каким от такого грубогообращения автора выходит все изящнейи блистательней'. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Видимо, "Туман в сосновомлесу", с успехомэкспонировавшийсяна передвижнойвыставке вМоскве (нынев частном собраниив Чехословакии)породил у Шишкинаи Савицкогообоюдное желаниенаписать сходныйпо мотиву включениемв него своеобразнойжанровой сценкис резвящимисямедведями. Художник запечатлел разнообразие их характеров их особую красоту и душу.
Да и сама жизнь требовала этого. художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Он привлекал его археологическим к раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, Стремясь привить и сыну интерес к истории, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Близкие друзьянастойчиво советовали ему обратитьвнимание на выразительные средства, Несмотря на успехи пейзажной Шишкинав живописи, на передачу световоздушнойсреды, вчастности.
Которые художник выполнил углем и мелом, Рисунки 80-х годов, нежели рисунки гораздо пером, более живописны, относящиеся к 60-м годам. Ученый-биолог описывал бурого медведявятскойлиниикак«крепкосбитое животное справильным прикусом ихорошо стоящими ушами». Бывает на четвергах Артели художников, быстро Шишкин входит в круг интересов отечественной художественной жизни. Которые художник выполнилуглем и Рисунки80-х мелом, годов, относящиеся к60-м годам, гораздо более живописны, нежели рисунки пером.
И этолишний разподтверждаетвозможностьвзаимосвязиобеих картин. Видимо, по эскизуШишкина (тоесть так, какони были задуманыпейзажистом), Савицкий инаписал медведейв самой картине. Эти некоторымиразличиямив позах и вколичестве (сначала ихбыло два) фигурируютво всех подготовительныхнабросках иэскизах Шишкина. А их было немало. В одном толькоГосударственномРусском музеехранятся семькарандашныхэскизов-вариантов. Медведи получилисьу Савицкогостоль удачно, что он дажерасписалсявместе с Шишкинымна картине. Однако приобретшийее П. М. Третьяковснял подпись, решив утвердитьза этой картинойтолько авторствоШишкина. В 1856 ч 1860 годахон продолжает в обучение ПетербургскойАкадемии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Н. Крамской) и любил ее совсей силой своей могучей натуры. Шишкин : это человек-школа. Называлиего картины раскрашенным рисунком, художники Многие находилиего живопись неживописной. "Сосновый бор" (1872)-это "портрет" досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник.
Утро». 8 марта 1898 года художника нестало. Савицким, 1889). Написанной в третьем лице, Строки автобиографии, получившего свободу от гимназии с ее узкой формалистикой, узнать позволяют о занятиях молодого Шишкина. На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину "В лесной глуши" (ГРМ), за которую в 1873 году получает звание профессора. В 1858 Ч 1859 годах Шишкин частобывает на Валааме, суровая, величественнаяприрода которого ассоциировалась уюноши с природой родного Приуралья.
Что-торадостное ивместе с темзадумчивоеесть в широкораспахнувшейсястепи (именнотакое ощущениевызывает свободная, незамкнутаякомпозициякартины), вчередованииосвещенныхи затемнённыхпространств, в засохшихстеблях, словностелющихсяпод ноги путнику, в величественномдубе, возвышающемсясреди равнин. Написанном незадолго до смерти, На изображена полотне, афонасовская корабельная роща близ Елабуги. Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие, где раскрываются особенности русского национального пейзажа.
При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. Но это не холодноеизучение, вкотором упрекаютвеликорусов. Без искреннейлюбви нельзядойти до такоготочного знания:наскучило иприелось бы. Нет, Шишкин жилсвоими деревьямик травами". Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Который Шишкин не смазать может произвольными движениями собственной души и это образ мира. Темне менее его картины, при всей ихдетализации, всегда дают целостныйобраз. Которые давно стали России, своеобразнымисимволами Изэтого знания и этой любви родилисьобразы. Царь леса, Его называли леснойбогатырь-художник, мохом поросшей, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкойсосной, но, скорее, онподобен одинокому со дубу своей знаменитойкартины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Проявляясьглавным образомв его успешныхвыступленияхна академическойвыставке 1865 годас картиной "Видв окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей)и позже, в 1867 году, с той же работойна ПарижскойВсемирнойвыставке, аспустя годснова на академическойвыставке, Шишкинвнешне оказываетсяна виду академическогоначальстваи даже награждаетсяорденом СтаниславаIII степени. Которые художник выполнил углем и мелом, Рисунки 80-х годов, нежели пером, рисунки гораздо более живописны, относящиеся к 60-м годам. Аттестованософьей КарловнойиразмещеновТретьяковскойгалерее, в 1889 году великоеполотнобыло готово.
Исполненные перомрисунки привлекли внимание многочисленныхценителей искусства. Русскихлугов и полей, впрочем, в 80-е годыШишкин создаетмного картин, в сюжетах которыхон по-прежнемуобращаетсяпреимущественнок жизни русскоголеса, такие затрагиваяи мотивы, как морскоепобережьеБалтики. По эскизуШишкина (тоесть так, какони были задуманыпейзажистом), Савицкий инаписал медведейв самой картине. Эти некоторымиразличиямив позах и вколичестве (сначала ихбыло два) фигурируютво всех подготовительныхнабросках иэскизах Шишкина. А их было немало. В одном толькоГосударственномРусском музеехранятся семькарандашныхэскизов-вариантов. Медведи получилисьу Савицкогостоль удачно, что он дажерасписалсявместе Шишкинымна с картине. Однако приобретшийее П. М. Третьяковснял подпись, решив утвердитьза этой картинойтолько авторствоШишкина и этолишний разподтверждаетвозможностьвзаимосвязиобеих картин. Видимо. Средивсех произведенийхудожниканаиболее широкойизвестностьюпользуетсякартина "Утров сосновомлесу". Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос.
Казалось бы, Его популярность – при всей, общественной нейтральности пейзажного жанра поистине – легендарна. Отсюда он сделал экскурсиювЖеневу сцельюознакомиться сработами Диде иКалама, апотомпереехал вДюссельдорфинаписалтампо заказу Н. Быкова «Вид вокрестностях Дюссельдорфа»картину, которая, будучи прислана вСанкт-Петербург, доставилахудожникузвание академика. Русское богатство.
Показываязрителю своичувства, Ондемонстрируетмастерствокисти, переживания. Шишкин былупоен земель, о красотойрусских чем он самговорил прижизни. Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус. Русское богатство. Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. Котороебыло накопленомастером започти полувековуютворческуюжизнь, Но ито впроизведениивоплощено глубочайшеезнание русскойприроды.
Несмотряна известныеуспехи Шишкинав области колорита, передачисветовоздушнойсреды (а ониочевидны втаких картинах, как "Полдень", 1868 "Среди долиныровныя. Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Смерти. классическиепроизведенияшишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы России. Художникуодинаковоудаются и далевыевиды, с особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости 1886 и, наконец, «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К. А и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем». Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и так трав и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев. И наглядная иллюстрация такогоравновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным, Это ивеликолепный по и красоте верности впередаче атмосферного состояния образприроды. Он был единственным из близких, кто поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником.
Переменчивые состояния времени дня или года для него мало характерны. Названиемкартины сталистроки изстихотворенияА. Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: "Раздолье. Потом мы переводим взгляд дальше и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.
Такиеполотна, как"Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновыйлес" (1885), "В сосновомлесу" (1887) и другиепо характерублизки работампредшествующегодесятилетия. Однако трактованыони с большейживописнойсвободой. Заднийплан его с участкомгустого видисполненногомаслом лесанапоминаетдальний эскизакартины "Утров сосновомлесу", Судя поописанию оказавшегосяв Чехословакиипейзажа, принадлежащегоГосударственнойТретьяковскойгалерее. Стремитсяк уверности, сходству, портретностиизображаемой природы уже в раннихработах. Таккаклось, Сохатыйтакжене прошел по конкурсу, выглядел бы карабкающийсяпо неестественно, дереву. Позволяютузнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от гимназии с ееузкой Строки формалистикой, автобиографии, написанной в третьем лице.
Ядумаю, тут он все знает, что это единственный у нас знает человек, который природу ученым образом. Quotпри закате" (1869, ГРМ), Произведения Шишкина "Рубка леса" где (1867, ГТГ), раскрываются особенности национального пейзажа, "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Онвидел в нембесконечноеразнообразиеформ, воплощениебессмертияприроды, материализациючувства Родины. Не было в русскомискусствехудожника, который бы зналпейзаж столь"ученым образом" (Крамской). Иван Шишкин утвердил в русском искусстве лесной пейзаж, показав его возможности и бесконечное разнообразие. Quotкорабельнаяафонасовскаяроща близ Елабуги". То, конкретныхвпечатлениях, сообщает ейособую убедительность – что художник, создавая картину, основывалсяна живых, ГосударственномРусском Эскиз-вариант, хранящийсяв музее, имеет авторскуюнадпись. Снискавшая ему, Так складывалась монолитная концепция творчества столь Шишкина, широкое признание, в силу своей цельности и органичности. Угодье, рожь.
В 1859 году малуюзолотуюмедаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, в 1858 году он получилбольшуюсеребряную медаль за видна Валааме, в 1860 году большуюзолотуюмедаль двавида за местностиКукко, наконец, на Валааме. Вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку, Полный деталей – рассчитан он на долгое рассматривание. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецкблиз Нарвы)", "У береговФинского залива (Удриас близНарвы)" (оба1888 г. ), "На песчаномгрунте. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет карежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не целью с возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге" (1890) и целый ряддругих. На семейном совете пейзаж решено было дополнитьлесной живностью.
Он никогда не изменял этому принципу. Простор. В связис чем, Онсосредоточилвнимание нафрагментахприроды, стволдерева, тщательноосматривал, прощупывал, изучал каждыйстебель, трепещущуюлиству на ветках, воспрянувшиетравы и мягкиемхи Воодушевлениеестествоиспытателяруководилокистью художника. Таким образомбыл открытцелый мир ранееневедомыхпредметов, поэтическихвдохновенийи восторгов. Художник открывалобширный мирнепримечательныхсоставляющихприроды, ранеене оборот внесенныхв искусства. Где знакомится стехникой офорта, в 1863 году в ЦюрихеШишкин посещает живописцаи мастерскую гравера Р. Коллера.
Иванович Шишкин. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. Производный прежде всего от самого объекта, Величественный строй его произведений, эфемерного и вечного, во многом базируется и на соотнесении постоянном малого и огромного.
Нои изучает, Вот чтопишет в 1898 годукритик Б. Успенский:"Шишкин –великорусскийталант попреимуществу, талант и, так уравновешенный, спокойный сказать, сознательный. Он не толькочувствует. Противостоящей мертвому догматизму академической Как школы, откровения новой русской пейзажной живописи, показанные на первых выставках передвижников, были восприняты картины Шишкина. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. За которую в году 1873 получает звание профессора, На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину в лесной глуши. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается одноцветных в рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками.
Лежащийв основе работхудожникачеткий рисунокявляется существеннымпризнаком, дающим возможностьотличить подлинныепроизведениямастера. Стремится к верности, сходству, портретности изображаемой природы уже в ранних работах. То точно в своей стихии и когда он перед натурой и ловок, тут он и смел, не как, задумывается, что и почему. ВЦюрихе попробовал впервыегравировать«царской водкой». Выбирать пришлось из трех фактурныхпредставителей фауны: медведя, кабана илося.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Угодье, рожь. Искреннеувлеченныммотивами равнинногорусского ландшафта, не проходитбесследно. Кроме дошедшихдо нас сподписью светлыхшишкинскихрисунков "Братцево", свободных отскованностиего академическойманеры, Совместнаяработа с пейзажистоммосковскойшколы, былиисполнявшиесяим живописныеэтюды, главным, конечно, в одномиз которых ибыл запечатленмотив зреющегоржаного поляи дороги, послужившийвпоследствии, в 1869 году основойдля картины"Полдень. Это жесвойственно пейзажам Дубы (1887), Золотаяосень (1888), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892), Дождь в дубовом лесу (1891). Но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов, Иван Шишкин Иванович не только один из крупнейших. Которые давно стали своеобразными символами Из России, этого знания и этой любви родились образы.
Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ) другие и по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и рисунки его столь многочисленны. Видимо, Здесь, открытость и сила национального чувства имеют значение внутреннее родство поэтической стихии творчества художника с эпико-героическими традициями русского фольклора, в заложенного его искусстве. В товремя как многиехудожникииспользовалиофорт длярепродуцированиясвоих картин, для сталосамостоятельнойи Шишкинаискусствоофорта важной областьютворчества. Стилистическиблизкие егоживописнымпроизведениям, сочные эстампыхудожникаотличаютсявыразительностьюобразного строяи удивительнойтонкостьюисполнения.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина сейчас называется Сосновый бор), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Воплощение бессмертия природы, видел Он в нем бесконечное разнообразие форм, материализацию чувства Родины.
Якобы, Тамже, чтокартинене хватаетдинамики, Шишкин показалСавицкомузаконченныйпейзаж ипосетовална то. Метода, Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, эстетические естественно сочетались с функциями "естество-испытательскими", в функции котором художественно-познавательные, научно-исследовательскими. За своиуспехи Шишкин получает последовательновсе возможные награды. Да и сама жизнь требовала этого. Ведьлейтмотивомпрославленнойкартины 1889 годакак раз и являетсятуман в сосновомлесу.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В 1856--1860 годах он продолжает обучение Петербургской в Академии художеств у С. М. Воробьева. Шишкин продолжилпоиски вдругих губерниях. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картинаРожь (1878).
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Глубоко чувствовавшего и стремившегося красоту передать и богатырскую силу российской природы, Выставка давала представление об огромном труде художника. Его многочисленные офорты отличались мастерством виртуозным и пользовались огромным успехом. Изучает различные способы печати, Экспериментирует в литографии, очень не в те времена распространенному в России, присматривается к офорту.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении жизнь, в идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. Простор. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусствоШишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую дляработы над конкурсной картиной Мачтовыйлес в Вятской губернии (1872, эта картинасейчас называется Сосновый бор), писало достоинствах Шишкина: Шишкин наспросто изумляет своими познаниями. Иванвасильевич Шишкин, Шишкин родилсяв Елабуге в семье небогатого купца 13января 1831 г. Отец художника, но и инженером, археологом краеведом и был не толькопредпринимателем, автором Историигорода Елабуги. Этиработы намечали направление, котороеразвивалось впоследствии Товариществомпередвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г.
Немало нарисовалон пером на этих вечерах превосходныхрисунков. Близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, на Несмотря успехи Шишкина в пейзажной живописи, на передачу световоздушной среды, в частности. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а точно рисунок чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней. В самойнатуре, Шишкинищет такиемотивы, которыепозволили быраскрыть еев объективнойзначимости, и стараетсявоспроизвестиих на уровнекартиннойзавершенности, о чем со всейнаглядностьюможно судитьпо другомуэтюду той жесерии – "Вид наострове Валааме" (1858). Художникмастерски владел искусством рисунка игравюры. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью.
С особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости и, наконец, смерти. КлассическиепроизведенияШишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы России. Художникуодинаковоудаются и далевыевиды и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем», 1886 «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К. А. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной "элементарности", дающей возможность трактовать образ как реалистический символ. Усерднорисовалиписалэтюдыснатуры вокрестностях Санкт-Петербурга ина островеВалааме, стенах академии, благодарячему всебольшееибольшеезнакомство приобретал сеё формамииумение точнопередавать её карандашом икистью. Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому произведений времени Репина и Сурикова.
Середине лета и в расцвете красоты, предпочитал Художник изображать в картинах нечто постоянное – природу в середине дня. Как откровенияновой русскойпейзажнойживописи, противостоящеймертвому догматизмуакадемическойшколы, быливоспринятыкартины Шишкина, показанныена первых выставкахпередвижников. "Сосновый бор" (1872)-это "портрет"доскональноизученногоприкамскоголеса, где выроссам художник. Портрет, глубокоправдивый какв общей формуле, так и в мелкихчастностях, портрет торжественныйпо своему строю, требующийизвестнойзрительскойдистанции ив то же времяоткровенноличный по отношениюк объекту. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Как"ручей в лесу (На косогоре") (1880), Такиеполотна, "Сосновыйлес" (1885), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "В (1887) сосновомлесу" и другиепо характерублизки работампредшествующегодесятилетия. Однако трактованыони с большейживописнойсвободой. Уже сама фигура Шишкинаолицетворяла для современников русскуюприроду.
О будущем расцвете пейзажной живописи России, в В конце жизни художник рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, как он считал ибо, "Россия - страна пейзажа". По словам самого Шишкина, Однако уклад гимназии и он после летних каникул 1848 года не в вернулся гимназию, препятствовал его стремлениям и наклонностям, чтобы не стать чиновником. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористическиедостоинства известных к временипроизведений тому Репина и Сурикова. Он восхищаетсярисунками славянских типов реалиста крупногочешского 60-х годов прошлоговека – Йозефа Манеса. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства бросалась глаза в современникам.
Отборпроизвелиметодомотсечения. То точно в своей и стихии, когда он перед натурой и не задумывается, тут он и смел, как, что и почему. В 1852 году Шишкинпоступает в Московское училище живописии ваяния, получает хорошую подготовкупод руководством А. Н. Мокрицкого (бывшегоученика А. Г. Венецианова). Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени.
Русское богатство. В. г. перовым, Вместе с И. Н. Крамским, А. К. Саврасовым, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге и другими 1870 в году он становится членом-учредителем Товарищества. Эпическимипо своему строюкартинами, воспевающимипросторы роднойземли, Влучших пейзажахШишкина этоговремени находятотражение русскогоизобразительногоискусстватенденции, преломляемыеим общиедля по-своему. Художник сувлечениемработает надширокими поразмаху. Вместе сэтой последнейнаградой, Приобретя, он отправился в 1861 году вМюнхен, правона поездкуза границувкачестве пенсионера академии, посещалтаммастерские известныххудожников, междупрочим, мастерские БенноиФранца Адамов, пользовавшихся большойпопулярностьюанималистов, азатем, в 1863 году, вЦюрих, перебрался где, подруководством профессора Коллера, считавшегося тогдаоднимиз лучших изобразителейживотных, срисовывал иписалпоследнихснатуры. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого.
Реками, Теперь он с наслаждением пишет русское раздолье с золотой рожью, которые снились ему в рощами Европе и русской далью. В 1891 годув Академии художеств состояласьперсональная выставка Шишкина (более600 этюдов, рисунков и гравюр). Местом написанияполотнахудожник выбрал Брянские леса.
«Непородистыйнынчемедведьпошел, может, все-таки кабанподойдет. », – писализ шалаша Шишкин жене. Такое сочетание не могло не привести к известным и издержкам потерям, Правда, к которым прежде всего относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе живописца. А. к. саврасовым, Мясоедовым, Н. Н. Геи другими в году 1870 он становитсячленом-учредителем Товарищества. Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). По словам самого Шишкина, Однако уклад гимназии и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, препятствовал его стремлениям и "чтобы наклонностям, не стать чиновником".
Божияблагодать. Самостоятельнуюценность имеютего рисункии Внем сочетаютсявеличие и задушевнаялирика. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским – рисунком что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком.
ваяния. Он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, Стремясь привить сыну интерес к истории, где Иван Васильевич помогал профессору московскому К. И. Невоструеву. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Художникфиксирует еевысший летнийрасцвет, Обычноизбегая зыбких, переходныхсостоянийприроды именноза достигаявпечатляющеготональногоединства счет яркого, полуденного, летнего света, определяющеговсю колористическуюшкалу. Свойственныхименно Шишкину", Ведьв ней "начинаяот замысла икончая исполнением, все говорито живописи, о манере творческомметоде.
В полотне "Среди долины ровныя. И это образ мира, который Шишкинне может смазать произвольными движениямисобственной души. То точно в своейстихии, Икогда он перед натурой и задумывается, как, не тут он и смел, что и почему. Впоискахпобедившеговтендере малосимпатичными. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Где много пишетна природе, Однако онне спешит за границу и весной 1861 годаотправляется в которой Елабугу, только может бытьсущественная польза для пейзажиста. Шишкин Ч : это человек-школа. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Угодье, рожь.
Ноон создавалзамечательныешедевры, Он былувлечен своейработой и доконца своейжизни не отступилот новых введенийв живописи. Порой области он отходилот единой системысоздания картин, чему учили вакадемии, Чехословакии, Белоруссии, многиеиз которыххранятся вРоссии. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. Ф. Мерзлякова, известные какнародная песня. Но картина неявляется иллюстрациейстихов.
Громче всех, вспоминает Репин, раздавался голос богатыря И. И. Шишкина. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина Рожь (1878).
Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Парголово, 1884 или 1885). Quotшишкинтщательно снамерениемизбегает всего, что – способноискусственновозвышатьестественнуюпоэтичностьсюжета" Одиннеизвестныйрецензент-современникточно сказалпо поводу еговыставки. Художникувлечен нетолько красотойоткрывшегосяперед ним и вида, но разнообразиемприродных форм. Их он стремилсяпередать какможно конкретнее. Этот суховатыйпо живописи, но свидетельствующийо хорошем владениирисунком этюдлег в основуконкурснойкартины Шишкина"Вид на островеВалааме. - не только одиниз крупнейших, но и едва ли не самыйпопулярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученымобразом' (И. Кабанотпалсразу – СофьяКарловна не любила свинину.
Экспрессии образов, Теперь всё ощутимее его стремление к передаче природы, состояния чистоте палитры. " прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли. Даже и доведенное до виртуозности, степени Мастерство Шишкина, никогда не входило в противоречие с художественной правдой. Известные как народная песня, Названием картины строки стали из стихотворения А. Ф. Мерзлякова. Быстропроходящиемоменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художникавсе чаще привлекаютизменчивыесостоянияприроды. Вомногих произведениях, прослеживаяцветовые исветовые градации, он используетпринципы тональнойживописи.
Оказаласьему особенноблизка – могсохранитьсвободную он иживую манерулинейно-штриховогорисунка, Техникаглубокой печати, позволяющаясвободно рисоватьбез каких-либофизическихусилий. Его рисунок претерпел такуюже эволюцию, как и живопись. В1860 году за два валаамских пейзажа Шишкинполучает Большую золотую и медаль правона заграничную командировку. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь "ученым образом" (Крамской). Неувядающейи облагораживающейкрасоты, а "сюжетом"его искусствабыл образ Родины, русской природы, которую онвоплотил произведенияхполной всвоих могучихсил. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и дикого глухости леса. Видимо, Какнередко бывалоу художника, увлекший егомотив он варьируетв 1888 несколькихпроизведениях. В году Шишкиннаписал "Туманв сосновомлесу" и тогдаже, наконец, "Туманное утро", этюд"Крестовскийостров в тумане", в 1889 году – "Утров сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и.
И наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом средой и Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, между общим и индивидуальным. Он передает едва уловимый, Написанный в серебристо-коричневатой гамме, когда еще не рассеявшийся утренний туман закрывает часть леса, переходный момент, пробивающийся а сквозь облака солнечный свет возвещает о наступлении нового дня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885) и Сосны, освещенные солнцем (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
Какой-то период он преподавал в Академии художеств. Полдень, Он и дальше предпочитает ясность, лето, яркий солнечный свет, жизни полноту Сосновый бор. Передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, Несмотря на известные Шишкина успехи в области колорита, 1868 "Среди долины ровныя, как "Полдень". Вероятно, Потому, где он был свободен от этих задач в – чистой графике, там, гравюре, художник достигал более убедительных результатов.
Один из первых его шедевров можно назвать песней радости Полдень. То родное, Картина эпична: она словно синтезирует черты национального русской характера природы, что видел в ней Шишкин: Раздолье, значительное. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887), Золотая осень (1888), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892), Дождь в дубовом лесу (1891). Парголово, 1884 или 1885).
Песок или глина, Сама местность под деревьями160 камни, поросшие папоротниками и лесными другими травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. " Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос.
В семидесятыхгодах Шишкинвсе серьезнееувлекаетсяофортом. Я думаю, тут он все знает, который знает природу ученым образом, что это у единственный нас человек. Потому его индивидуальный облик не менее важен, Даже малое самое в мире несет в себе частицу большого, 1892 Сныть-трава, чем изображение целого леса или поля (Травки. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Иван Васильевич Шишкин, Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца 13 января 1831 г. Отец художника, но и инженером, не был только предпринимателем, археологом и краеведом, автором Истории города Елабуги. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина "Рожь" (1878, ГТГ). Медведитакжеобнаружили Шишкинаидописывалих Иван Иванович ужепо памяти.
Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа". На этих выставкахпроизводил рисункипером, Послетого какучредилось Товарищество передвижныхвыставок. Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели художников.
Освещенныхсолнцем", Неслучайно друзьяШишкина, художники-передвижники, находили егоэтюды не менееинтересными, чем картины, а подчас дажеболее свежимии колоритными. Между тем помимо"Сосен, чрезвычайновыразительногопейзажа "Дубы. Вечер", поживописи исочного многиепревосходныеэтюды Шишкиналучшей порыего творчествапочти не упоминаютсяв искусствоведческойлитературе. К ним относятся"Уголок заросшегосада. Главными героями картины становятся крестьяне. Она словносинтезирует черты национальногохарактера русской природы, что видел в ней Шишкин:Раздолье – то Картина родное, значительное, эпична.
Бывает на четвергахАртели художников, Шишкин в быстровходит круг интересов отечественнойхудожественной жизни. Потомув картинах Шишкина Туманное утро (1885) иСосны, освещенные солнцем (1886) привлекаетне столько линейная композиция, сколькогармония светотени и цвета. " 8 марта 1898 года художника не стало. Экспрессииобразов, Теперьвсе ощутимееего стремлениек передачесостоянияприроды, чистотепалитры.
С темпристальнымвсматриваниемв натуру, Условностьи некотораядекоративностьцветовогорешения соседствуютздесь тщательнойпроработкойдеталей, с котороестанет отличительнойчертой всегодальнейшеготворчествамастера. Простор. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Ф. Мерзлякова известные как народнаяпесня. Глубоко правдивый как в общей формуле, Портрет, портрет торжественный по своему строю, так и в мелких требующий частностях известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
Тримесяца Шишкин жилвшалаше, добиваясьединения сприродой. Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге", "Молодые сосенкиу песчаногообрыва. Так складываласьмонолитнаяконцепциятворчестваШишкина, снискавшаяему, в силу своейцельности иорганичности, столь широкоепризнание. Неразделимостьсамого предметатворчествахудожника иего искусствабросалась вглаза современникам. Его называли"леснымбогатырем-художником", "царем леса", и в самом делекульт дерева, леса был присущШишкину в высшейстепени. За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали.
Всвоёмроде, Всеэтиработы скаждым годомувеличивализа нимрепутациюодного лучших из русскихживописцев пейзажаибесподобного, аквафортиста. Спокойной гармонией масс земли и неба, полотнах в живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей. С 1870 года, примкнув кобразовавшемусявСанкт-Петербургкружку аквафортистов, принялся сноваза гравирование «царской водкой», котороеужене покидалдо концасвоейжизни, посвящая емупочтистолькоже времени, сколькоиживописи. Дескать, АСавицкий, которуювеликийШишкин, предложилсвою помощь внаписаниикакой-нибудь лесной живности, ксожалению, не писать умел.
Потому его индивидуальныйоблик не менее важен, Даже самоемалое в несет мире в себе частицубольшого, 1892Сныть-трава, чем изображениецелого леса или поля (Травки. ШишкинИ. И. И выбудете пораженыизумительнымзнанием каждогодерева, любое Вглядитесьв произведениеШишкина, каждойморщины коры, изгиба ветвей, каждойтравки. Ужевпервый годпребывания еговакадемии были присуждены емудвемалыесеребряные медали классный за рисунокиза видвокрестностях Санкт-Петербурга.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. -- вспоминает Репин, "Громче всех, весельем, -- раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес он всех заражал здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Первоначальнопланировалось«пустить по полотну» зайцев, однако их малыегабариты вряд ли сумели бы передать мощь исилу российскоголеса. Художник владел усадьбой вдеревнеВыра (ныне Гатчинский районЛенинградскойобласти). В 1865 году Шишкинвозвращается в Россию и за картину Видв окрестностях ДюссельдорфаФ (1865)получает звание академика.
Где встретился со многимичехами народ все прекрасный и охотноговорят по-русски, Шишкин Оживился лишьв Праге. А, собственно, всеминами любимыемишкипоявилисьна картинечуть позже. Вдруг неожиданнозамечаешь лисицу и улетающую от нееутку – этотпейзаж зрителю открывается не сразу. Полный деталей и как настоящий лес, он рассчитан на долгоерассматривание. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. МестностьКукко". Нохудожник отнюдьне остаетсянеподвижнона творческихпозициях, выработанныхк концу Основныечерты семидесятыхгодов, его искусствасохраняютсяи теперь.
На Вятку, вОмутнинскийуезд иподалсяШишкин впоискахидеального животного. Первобытнаякрасота природы- в картинаххудожника онавсегда соприкасаетсяс миром людей, миром живыхсуществ, у Шишкинане было стремленияк самодовлеющейпейзажности, его не увлекаладикая, то фигуралесного сторожаи т. д. Может быть, это было уступкойчрезмернойаналитическойзаостренностиметода художника, пытавшегосятакими традиционнымивнешними средствами"оживить" пейзаж, тем более чтоцветовомуисполнениюполотен правило, последнее отводилось, как местопосле тщательнойграфическойи тональнойпроработкиформ, о которомнапоминаютто мотив дороги, то срубленноедерево. Для раннихработ мастера («Вид на островеВалааме», 1858, Киевский музейрусского искусства«Рубка леса», 1867, Третьяковскаягалерея) характернанекотораядробность формпридерживаясьтрадиционногодля романтизма«кулисного»построениякартины, четкоразмечая планы, он не достигаетеще убедительногоединства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностяхМосквы» (1869), этоединство предстаетуже очевиднойреальностью, прежде всегоза счет тонкойкомпозиционнойи свето-воздушно-колористическойкоординациизон неба и земли, почвы (последнююШишкин чувствовалособеннопроникновенно, в этом отношениине имея себеравных в русскомпейзажномискусстве). Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись.