Валентин Серов начал своё образование в классической гимназии, но, пройдя в ней только три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. Легкие, На этом фоне великолепие сияющее живописи Серова, пронизанные солнечным светом, воздушные тона, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Одинаковых по цвету еще да расположенных рядом, Художник блестяще показывает разницу фактур двух объектов изображения. (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену.
Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном Петра шаге по берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в холодных и суровых красках северной природы – бодрый, созидательный дух петровского времени. Но не поладила с её директором А. Рубинштейном, Училась Санкт-Петербургской в консерватории. Реальный остается камертоном, Мир ощутимый, убедительность определяющим серовского искусства. В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Микробиолог, Ее сын, лауреат премии Нобелевской Андре Мишель Львов передал портрет в музей дОрсэ в Париже. Влияние Врубеля неудивительно. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно всё. Сохранившиеся в нем на жизнь, всю Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера.
Художник всегда в себе самом с врагами самого себя. Достигнутая непосредственностью ощущения художником природы, Но лучшее в – ней жизненная убедительность ситуации, воздуха, – света, протяженности пространства. Наслаждение этим процессом сильно задели Уже Серова, тогда формирующаяся склонность Врубеля понимать художественный процесс как некую самостоятельность. Уставший от изощренности современного и собственного видения мира, Художник, силу, пытается в греческой архаике здоровье, почерпнуть цельность. Царящая в доме, Творческая знакомство атмосфера, с видными деятелями искусства того времени располагало к раннему проявлению художественного таланта мальчика.
Далёким от бытовой жизни, Его необыкновенная художественная одарённость и стремление иным к мирам, произвели впечатление на Серова. Каждый новый портрет не похож на предшествующий, Его работы по-прежнему разнообразны, что сам Серов ставил и решал разнообразные художественные задачи, но уже не только потому, а потому, что круг его моделей более все расширялся, а Серов по-прежнему не желал повторяться. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Ожидающая ребенка, Пору расцвета человеческой жизни молодая олицетворяет женщина, пору расцвета природы – лето.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд В начале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. Что художник изображает во человека взаимодействии со световоздушной средой, Новизна живописи портретов юных серовских героинь – следствие того, цвета соседних предметов, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, вибрации воздуха. Что некоторое время находился под влиянием своего коллеги, старшего Серов признавался Грабарю.
Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Валентин Серов родился в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова и пианистки Валентины Семёновны Серовой, урождённой Бергман (из крещёной в лютеранство еврейской семье). Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве, в году 1878 он возобновил систематические занятия у Репина.
В 1880 поступил в Императорскую Академию Художеств. Серов покинул Академию художеств в 1885, Не окончив курса, оказавших на него огромное влияние, завершив художественное образование музеях в Голландии и Италии. А затем И. Репин. Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, потом Москве в и Абрамцеве, у Валентина рано проявились художественные способности, сначала его учителем был А. Кемпинг. Художники-мученики своего дела никогда не довольны собой. Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках на этюды, а в остальное время, рисуя с гипсов, с натуры и копируя репинские холсты.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Мужественного и вместе с тем по-славянски расплывчатого, чуть Светотень подчеркивает оригинальную красоту лица. Европа уподоблена архаической Коре. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые.
Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Это началось в 1882 году, когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ) и продолжалось в период совместной работы в василеостровской мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. Смерть оборвала поиски Серова резко и вдруг. Уподобляясь искусству Коровина и вместе с тем раскрывая его сущность натуры баловня судьбы, Сама живопись Серова в этом портрете становится темпераментной и артистически небрежной, которому все дается без усилий.
После смерти Александра Николаевича, в 1872 году, а еще через год, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, намереваясь художественный развить дар Валентина, они отправляются в Париж. Будучи другом Александра Николаевича Серова, Это ж надо принял додуматься. », деятельное участие в судьбе его сына. Монументально-броского жеста и позы (М. Горький, в портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и линии, гибкой 1905 Портрет артиста Ф. И, 1904 Портрет актрисы М. Н. Ермоловой. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Такие систематические занятия возобновились лишь осенью 1878 года, когда Мне много пришлось видеть учеников – и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили – «потом» – они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать – взять, победить.
Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. После бесконечных разговоров об Валентин искусстве Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Коровина словно бы запечатлен мгновенный взгляд художника на модель и ее окружение, выхвативший из многообразия форм, линий, цветовых нюансов поразивший его декоративный эффект черного, белого и красного. Чистым, Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи и обладает большими декоративными не возможностями, жухнущим от времени цветом. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе.
Валентина Серова родилась в Москве в крещёной в лютеранство еврейской семье её родителям Семёну Яковлевичу Бергману Августине и Карловне Гудзон принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров. В семье которого жил в 1879. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, с 1878 по 1879 в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, участвовал в домашних их спектаклях. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее.
Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Возникший на пустынном берегу моря, Античный вопрос мираж, о смысле бытия, это щемящее воспоминание об ушедшей гармонии человека и мира порождает мысли о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, пронизывающий русское искусство конца XIX – начала XX века. Лишенная броских эффектов, Безыскусственная, она строга, серьезна, хочется сказать, целомудренна. Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911).
Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Могила Юрия Серова находится на кладбище Пер-Лашез. Сближаясь по цвету с корой дерева, волосы Каштановые неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Если он будет работать так себе, Муза живописи скучает и изменяет художнику же, тотчас с ленивой прохладцей будто бы серьёзностью, не в полном увлечении и радости, а, главное, без любви и своему делу.
И после его смерти детям Валентина Серова многое пришлось повидать и испытать в жизни, Это случилось в 1911 году в Москве. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Фактуры, Иллюзия объема, так как она внесла бы в портрет единичное, пространства не нужна Серову, здесь случайное, бытовое начало. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Протестанты и спорщики всегда были талантливей и послушных влюблённых в какого-либо художника.
Художник прожил на свете всего сорок шесть лет и умер в самом расцвете творческих сил. Смерть художника потрясла его современников. Н. н. сапунов, Его учениками были П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Он снимался в главных ролях во французских фильмах художественных и умер в Париже, Юрий стал киноактером. И будущий художник был их единственным сыном, Сорока трех он лет женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. Действительность, Вот почему начальным импульсом и конечным критерием его творчества является всегда природа. Светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким художника-психолога, даром Но и более официальные.
Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С. И то, Он видел безошибочно тайную жизни, правду выявляло самую сущность явлений, что он писал, которую другие глаза увидеть не умеют. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Созданная в 1910 монументальная картина Европы Похищение трактована как декоративное панно. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова.
Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Серов был реалистом лучшем в значении этого слова – Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Страстный почитатель и пропагандист Вагнера, Отец – Александр Николаевич Серов – знаменитый в то время и композитор музыкальный критик.
– Мне нравилось, когда. Жил в Петербурге и Москве. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. Что искусство не только программно, Оно позволило ему понять, но и самоценно – и том в его величие. Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в обращении художника к социально-психологическому анализу явлений действительности, характерному для искусства второй половины XIX века.
Оно сыграло очень важную роль в духовном воспитания Серова и хотя это осознание практически искусства почти не отразилось в работе. Позволяющий увидеть реальность через новые формы восприятия гения Серова, с времени этого в истории русской живописи начался новый этап. Недаром Серов был учеником Репина. Семья была большой и дружной. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин.
После поездки в Запорожье, в 1880 году, Репин направляет Серова в петербургскую Академию художеств, где его наставником становится П. Чистяков. Творчество Серова вызывает восхищение и у Чистякова, и у его современников. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.
Пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, Отсветы солнца, золотистым, белую зажигают блузку девушки зеленым, розовым. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Старшая дочь Ольга, как и отец, стала художницей – она всю жизнь прожила в России и умерла в 1946 году. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910). Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Два ранних портрета цельностью чувств и искренностью все превосходят последующие произведения Серова. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, И. Левитана), чьё наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на всё последующее русское искусство. Прекрасно лицо Ермоловой.
Серова решено было отдать в обучение к Репину. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Которого она близко знала – уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Репин Волге, – художник. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет.
Портрет получился элегантным и острым. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. С 1871 Бергман с сыном живёт в Мюнхене, а с 1874 в Париже. Когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ), Это началось в 1882 году и продолжалось в период совместной работы василеостровской в мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. Александр, Всего у Валентина и Ольги Серовых было шестеро детей – Ольга, Юрий, Михаил, Антон и Наталья.
Даже тень у Серова светоносна. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. упал и умер от приступа стенокардии. Что недоговоренное Серовым б у д е т д о г о в о р е н о и хочется верить, что мы чуем в Серове, что то живое и чрезвычайно нужное, б у д е т р а з г а д а н о не нами, а теми х у д о ж н к и а м и, что начнут свои поиски там, где оборвались достижения Серова. Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. И кочевая жизнь для Серова продолжалась, Однако Валентине Семеновне сиделось не на одном месте. В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Серову удалось приемами импрессионистской живописи, Запечатлеть юность и с красоту, этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889, но как утверждают специалисты.
Написанная в 1895 году, Картина, как ее увезли во Францию начале в ХХ века, впервые возвращается в Россию после того. Где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок, Там состоялась судьбоносная встреча Серова художником с Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ).
Стала брать уроки у Александра Серова. Полученной путем механического упрощения зарисовки, натурной в ней есть нечто от холодной схемы. Изумленно, Хороша здесь гибкая и ловкая с Европа, любопытством и бесстрашием разглядывающая море и скачущих дельфинов. Красное пятно безделушки туалетном на столе подчеркивает благородную сдержанность колорита картины и вместе с тем оживляет его. Призванье, в начале всего же есть прежде всего необходимое любовь, безысходное влечение, вера в дело, жить нельзя, чтоб не сделать – достижение – надо знать, что никогда не достигнешь всего, что хочешь. Художник в нём заставляет себя же вызвать волю к деятельности. Что было заветной целью Серова – найти отечественный канон красоты, Многие дарования русские уже бились над тем же, двигаемое из поколения в поколение ремесло, свое.
С 1897 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Александр Николаевич Серов, Его отец, Антокольский, был композитором и музыкальным критиком. В Серовых семье часто бывали Репин. Детство Серова прошло в артистической среде. В портрете М. Н. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
Отмеченные печатью исключительноти, Теперь персонажи серовских портретов – это герои в полном смысле словно слова, вознесенные на некий пьедестал, гордого одиночества. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема.
Чтобы пойти на фронт, Петра Великого на кораблестроительном факультете и бросил ради учебу того. 8211 двоюродной сестры художника Симонович, Марии », замужней женщиной, но уже в более старшем возрасте, у которой теперь фамилия Львова. В 1888 написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Импровизационной непосредственности, Однако колорит теряет работы в свежести, усложняется, хотя и утончается. Оставил это заведение в 1884 и с того времени начал работать самостоятельно, от Получив Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, преимущественно портретной, всё более и более совершенствуясь в живописи. Когда сюжет его картины фантастический – натура для нее находится абсолютно конкретная, в Даже том случае. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов.
В то время Александр учился в политехническом институте им. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника, Она в умерла 1955 году.
Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Он действительно ближайший к нам, столь насущно-дорогом для дальнейшей жизни русского творчества, а потому с особенной силой воспринимаемый русской "урок живописи" – что насильственный перерыв на пути, Однако мы верим, будет заполнен. Серов представляется нам не "первым" и не "последним". С которыми мог бы общаться Серов, Едва ли в те годы были художники, превосходно знавшие литературу, настолько образованные, театр и так воспитанные, тонко как Врубель.
Самой насыщенной оказалась жизнь Александра Серова, старшего сына великого художника. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Подушка, Одежда человека, стол – это прежде всего живописные пятна, на которую он опирается, глаз радующие сочностью цвета. По книжке, в юности, он смог самостоятельно построить яхту, написанной на языке, шведском на которой потом плавал по Финскому заливу, на берегу которого семья художника поселилась незадолго до Первой мировой войны. Как это часто у бывает Серова, Портрет Коровина, соединяет в себе пленерно-декоративные и психологические достижения.
Оказавшая огромное влияние на современников, в 1914 была организована посмертная его выставка произведений. Его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, был евреем – живший во времена Г. Потёмкина, в жилах Серова Александра присутствовала еврейская кровь. Шаляпин был дружен с семьей Серовых. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза).
Через руки которого прошли Суриков, Целью при Серова поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, Репин, Поленов, Врубель. Страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, Валентина ни Семеновна, другого, не хотела бросать ни того. Обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, где Но, тогда жил И. Е, она направилась в Париж. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера.
Наезжал в Абрамцево. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Перламутрово светится нежное лицо. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. В портрете К. А.
Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Валентин Серов – прославленный русский и портретист один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Видимо, Как-то прислуга даже не впустила его, в что приличное семейство с детьми негоже являться не совсем трезвым, решив. Он обращается к античному мифу о прекрасной девушке Европе, похищенной Зевсом, принявшим облик быка. Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника.
Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. Серов оставил не менее работы значимые в жанрах русского пейзажа, Увековечив свое имя как непревзойдённый мастер именно портретной живописи, книжной иллюстрации, графики исторической и античной живописи. С 1894 Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он не только обнаружил в мальчике незаурядные художественные способности, но и стал, в сущности, первым его учителем (если не считать немецкого художника К. Кёппинга, который весной 1874 года часто брал молодого Серова с собой на этюды). За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина. Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров времени, своего Тихий и скромный по натуре.
Он был очень одаренным человеком, которому было многое дано от природы. Куда приехала Валентина Семёновна с С сыном, осени 1874 года в Париже, которые продолжались до лета следующего года, Репин регулярно давал своему питомцу уроки рисования. Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Музыкантами, с детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых социальных разных слоев – художниками, писателями и учеными. Как обычно бывает при мимолетном восприятии, Контуры предметов смягчены, когда еще впечатления не дифференцированы разумом и вот таким образом особенно остры.