а творил образ человека, раскрывая его внутренshyнее содержание». Н. н. сапунов, Его учениками П. В. Кузнецов, были К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. На нем были исshyполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Самой насыщенной оказалась жизнь Александра Серова, старшего сына великого художника.
С которыми он имел возможность постоянно встреshyться, Если портретируемый принадлежал к близким художниshyку, знакомым узнавать свойства ее характера, наблюдать и изучать свою будущую модель, ее духовный строй и так далее, то Серов писал портрет быстро, в течение нескольких сеансов. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Он был очень одаренным человеком, которому было многое дано от природы. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в и Абрамцеве Домотканове.
Целью путешествия были работы над росписями, многочисленные Существуют свидетельства того, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии острова Васильевского и это потрясло его. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходshyство. Важнейшей из последних была частичная замена фабshyричного масла в красках двойной крепости мастиксо- вым лаком. При работе масляshyными красками Серов в отдельных случаях выполнял портреты на оборотной стороне грунтованного холста, легко проклеенного тонким слоем клея.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. В семье которого жил в бывал 1879. Серов с Репиным в доме Мамонтовых, с 1878 по 1879 в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, участвовал в их домашних спектаклях. – отвечал он, Никогда не шаржировал, если шарж сидит в модели, самой – что делать, чем я виноват. Что была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, Эта работа стала примером русской импрессионистической живописи силу в того, которые создавали настроение произведения и настраивали зрителя на определенный лад, положенных на холст рядом друг с другом, то есть так, как работали французские импрессионисты, современники Серова. Обвинив в растрате, Когда же Савву Ивановича арестовали, письмо Николаю II передал Тоша, лишь немногие вступились друзья за мецената, заканчивавший в те дни портрет императора.
Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Плотные мелкозернистые холсты покрывались одним-двумя слоями, крупнозернистые – тремя-четырьмя слоями, а редкие – среднезернистые двумя-тремя, – Количество слоев зависело от типа холста. В том числе и с Мамонтовыми, Он с детства знаком был с русской художественной элитой, еще будучи ребенком, у которых, проводил лето в Абрамцеве. Фабричного изготовления грунтованных холстах, Работая на покупных, Серов нередко писал на и холстах немецкого производства с полугипсовым или масляным грунтом, преимущественно вырабатываеshyмых московскими фабриками Досекина или Фридлен- дера.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. В особенности когда приходилось художshyнику писать портрет с незнакомой модеshyли, в некоторых случаях, чем начать работать на холсте, он прежде, делал с модели эскиз-рисунок в карандаше так, например им были исполнены эскизы к портретам М. Н. Ермоshyловой и Иды Рубинштейн. Принимал участие в организации сатирического журн.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, с 1900 картина Петр I, 1907, Третьяковская галерея). Сопоshyставляя белые тона звучными, со Художник достиг исключительной выразительности цвета, глубокими темными тонами.
Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Мамонтова, Внимательное изучение техники старых мастеров наshyшло свое выражение и в колорите созданных портретов Серовым Мазини, Забелина, Таманьо, Левитана, К. Коровина, Римского-Корсакова и других. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся. «валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натуshyрой Художник – М. Курилко пишет. Наиболее известные из ранних произведений Серова (Девочка с персиками, 1887 Девочка, освещенная солнцем, 1888 обе картины – Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне.
В бурлящей воде, в стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в несущихся облаках – во ощущение всем динамики преобразований, в тоненьких мачтах кораблей, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Т. е. ремесленной стороной мастерства в лучшем понимании этого слова, стараясь технику совершенствовать и овладеть материалами живописи. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Среди воспоshyминаний учеников и художников, близко знавших Серова, сохранились сведения о его работе над портshyретом.
Длиshyтельность работы над тем или портретом иным у него зависело во многом от знания модели. Витте (1904), Ф. И. Николай на нем – прежде всего, частный человек. Лесков (1894, ГТГ). Но и особой одухотворенностью, Оба портрета наполнены не только новой увлеченностью техникой живописи, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным, поэтичностью.
Впоследствии Михаил Михайлович Морозов станет советским литературоведом, Кстати говоря, педагогом и переводчиком с английского языка, театроведом, посвятившим всю жизнь творчества изучению Шекспира. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Он подчеркнуто камерный, Предназначенный для размещения в спальне императрицы, лишенный внешних каких-либо аксессуаров власти. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Художник в подмалевке проshyдолжал работу над и лепкой моделировкой формы, Закончив рисунок, постепенно доводя ее до полной завершенности. К-рую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела людей 9 янв, в 1903 избран был действительным членом Академии художеств.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затеми картина исполненная темперой, Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. Помимо портретов членов семейства в Дервизов, Домотканове, Серов создает несколько прекрасных пейзажей.
И из-под него во многих местах проступает холста зерно и его фактура, Живописно-красочный слой портрета очень тонок, оргаshyнично вплетаясь в живописный строй произведения. В последние месяцы Серов жизни стремился реализовать свои искания в области монументально-декоративной живописи. В то время Александр учился в политехническом институте им. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Откуда привозит несколько великолепных этюдов с зарисовками Венеции, в 1887 году после тяжелой болезни едет он в Италию, одним из которых является Площадь св. Что каждую вещь художник писал с нежным чувством, Видно, что все в этом доме знакомо хорошо и мило его сердцу. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Благодаря введению в пасту красок лака устранялось их чрезмерное пожухание и изменение первоначальной силы цвета, звучности тона красок. Серов шел от натурализма к условности художественного Начав языка, свой творческий путь как передвижник, Миру искусства, отдав дань импрессионизму, стилю Модерн и во многом определил художественный облик своего времени. Выискивая то, Серов подолгу всматривался в модель, для передачи внутреннего содержания портретируемого, что ему было нужно для создаshyния задуманного образа, его индивидуальности, а после этого поворачивался к мольберту и в течение 10 15 – минут работал над холстом, не глядя на сидяshyщего перед ним человека.
Сначала с Ильей Репиным, а летом 1893 года снимал дачу, потом с Владимиром Дервизом – когда было ему 15 лет, в Крым художник приезжал неоднократно. Молодая и творческая личность, Мать, совершенствовать желая музыкальное образование, вскоре уезжает в Мюнхен, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии. Серовский метод работы был жесток.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Внука знаменитого барона фон Дервиза, Валентин Серов был близким другом художника и музейного работника Владимира Дервиза, строителя железных дорог в Российской и империи мецената. Он искал нового способа передачи полотно на бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Неизменно аккуратно одетый, был Серов, всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, тщательно причесанный, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной художественной небрежностью в костюме, – вспоминал Мамонтов. Крылова и др. Члены императорской семьи, Среди них были крупнейшие деятели, государственные писатели и композиторы, художники.
Если кому-то в этом плане и уступая, становится Серов едва ли не первым портретистом России, то лишь одному Репину. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Художник употреблял и Помимо мелкозернистые, часто применяемых среднезернистых холстов, плотные холсты.
Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, с где успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. И велись либеральные споры на самые разнообразные темы, в доме постоянно музыка, звучала причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Сравнивал работу с натурой опять и принимался за дело, Затем он отходил от мольshyберта, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. Выдающийся мастер портретной живописи Валенshyтин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина.
Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявshyшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса).
Легко сказать, но трудно поверить. Острые политические карикатуры, музей Революции 1905 СССР), год, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год: После усмирения. Еще несколько мазков и этот еще только намеshyченный первый облик поражал зрителя – когда еще ничего не было вырисовано, с первых штрихов же кистью, как казалось, позирующий со всем своим характеshyром уже просвечивал, сквозь какой-то туман. Лицо мальчика было написано очень реалистично, волосы, руки и одежда едва намечены отдельными размашистыми мазками – сына промышленника и мецената Михаила Абрамовича Морозова, Портрет Мики Морозова, а фон, был в написан импрессионистической манере. После смерти Александра Николаевича, в 1872 году, а еще через год, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, намереваясь развить художественный Валентина, дар они отправляются в Париж.
Сначала в Париже, с 9 лет Валентин Серов обучался у Ильи а Репина, потом в Санкт-Петербурге. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Он снимался в главных во ролях французских художественных фильмах и умер в Париже, Юрий стал киноактером. Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Арханshyгельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. Заимствованный из древнегреческой мифологии, Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом как искусстве, Зевс похитил дочь финикийского царя Агенора Европу, о том, приняв облик быка. Он искал мучительно. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной.
Стоял перед вами тот, Ловко и увеshyренно и очерченный как будто бы уже законченный, которого он только теперь собиshyрался писать и писал долго». А второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков, За картину Девочка персиками с Серов получил премию Московского общества любителей художеств. А едкая ирония или остроумие, в портретах Серова – не разбор отрицательных положительных или свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. Но не поладила с директором её А. Рубинштейном, Училась в Санкт-Петербургской консерватории.
Светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром Но художника-психолога и более официальные. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. часто девяносто сеансов. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
На таком холshyсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермолоshyвой (1905), но большинство портретов маслом художshyник предпочитал писать на различного вида грунтоshyванных холстах фабричного изготовления, преимущеshyственно покрытых масляным грунтом. Но короткий жизненный Валентина путь Александровича Серова, Яркий, с раннего детства был связан с творчеством, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства. Стала брать уроки у Александра Серова. Которая наносилась последовательно проклеенную на за один раз поверхность холста двумя-тремя тонкими слоями, Холст грунтовался приготовленной массой. Затем его учителем стал И. Е. Репин, Сначала он учился немецкого у художника-офортиста А. Кемпинга, по совету М. М. Антокольского, которому, В. С. Серова показывала рисунки сына. Он прошел превосходную школу.
В 1898 году Серов создает портрет русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был показан в числе других работ на вернисаже, организованном Сергеем Дягилевым по случаю открытия музея барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Но и автопортрет за художника работой, в глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнshyцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Жена финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, На портрете изображена Леопольдовна Генриетта Гиршман, в коллекции которого, еще одного представителя русской элиты, помимо работ Серова, были Демон сидящий Михаила Врубеля, Праздник в деревне, Кустодиева, Кукла Добужинского, в мастерской художника Коровина и другие произведения выдающихся русских художников конца XIX века. Например, Таковы, М. Н. Ермоловой (1905), портреshyты (1905), Г. Н. Федотовой Г. Л. Гиршман (1907). Наряду с ними он пользовался собственноручно и загрунтованными клеемеловым грунтом холстами. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Валентин Серов родился в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова и пианистки Валентины Семёновны Серовой, урождённой Бергман (из крещёной в лютеранство еврейской семье).
Художник прожил на свете всего сорок шесть лет и умер в самом расцвете творческих сил. Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера Солдатушки, браво ребятушки, 1905, Русский музей и др. ). Находилось композиционное решение, в эскизах фиксировались внимательно результаты наблюдений, отвечающее наилучшему выявлению индивидуальных особенностей и духовного строя модели.
Он слышал выстрелы, видел убитых. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Но каждый из них предельно в разработан многочисленshyных оттенках, в последнем сдержанная цвеshyтовая гамма состоит из немногих основных цветов, полутонах и их сочетаниях.
От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выshyполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). В семье Саввы Мамонтова, в которой Серова с детства считали родным, его называли Тоша – никто уж не помнил почему. На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. «он искал нового способа передачи полотно на бесконечно разshyнообразной игры света и тени при свежести красок – без чего портрет казался ему нестоящим, в своих воспоминаниях Симонович писала.
Надо кипеть, – говорил он. Вот в чем особый метод Серова. Затем в него добавлялось необхоshyдимое количество воды, Сухой клей предварительно замачивался в в воде теshyчение 10 – 12 часов исключавшем возможность его закипания и состав варился в клееварке на нежарком огне. Особенно удивляли всех его крайние политические убеждения – резок, с тех пор его характер резко изменился – он угрюм, стал – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим.
Серов молча протянул ей палитру. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». 1905. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин.
После чего разогревался и в теплом виде смешиshyвался с 300 гипса, г Готовый раствор охлаждался в течение суток, 350 см глицерина. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Художник пользовался плотным желshyтовато-коричневатым древесным Помимо картоном, холста, покрытым тонким слоем клеемелового грунта. Могила Юрия Серова находится на кладбище Пер-Лашез. А 15-ти лет постуshyпил вольнослушателем живописного Акадеshyмии отделения художеств, Недолгое время он занимался в Рисовальshyной школе Н. И. Мурашко в Киеве, закончив его в 1888 году. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911). Известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с Черным квадратом Казимира Малевича, Картина, дочери старшей великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, является портретом Веры Мамонтовой.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Стремились соshyкратить сеансы для сбережения своих сил и терпения модели, Если другие портретисты поступали иначе, ни ее для воплоshyщения своего портретного замысла», то не Серов щадил ни себя. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно всё.
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Позволяющий увидеть реальность через новые формы восприятия гения Серова, с этого в времени истории русской живописи начался новый этап. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросаshyет.
Добужинского и декоративные работы Бакста, При этом также на Серова повлияли художники-символисты и иллюстративные работ принципы Сомова. Что Серова нередко боялись, Современники говорили, неподкупных оценок, боялись его прозорливости, даже в упрекали том, что он шаржирует модель. Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени, Тихий скромный и по натуре. Он с августа по проведет октябрь в Абрамцеве, Вернувшись из поездки, где напишет знаменитый портрет Девочка с персиками. Серов схватывает момент – когда мальчик находится в движении и вот-вот сорвется и куда-то побежит, При этом Мика сам кажется будто бы пойманным художником. Что подчеркивает женственность образа, Генриетта Леопольдовна одета по моде времени того и изображена стоящей возле туалетного столика.
Но и уничтожать Редко ее, кто из специалистов в какой бы то ни было области согласился бы не только исправлять уже сделанную вещь, чтобы сделать другую лучше. Указывая, Мастер шутливо называл свой заросший пруд Добиньи-Руссо, на взятую им за манеру образец французских художников Шарля Добиньи и Теодора Руссо, таким образом, представителей так называемой барбизонской школы, которая была прямой предшественницей французского импрессионизма. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Произведение создано под впечатлением поездки от художника в Грецию вместе с Леоном Бакстом. «он писал быстро, однако – не раз наблюдавший работой за Сероshyва, Н. Ульянов, быстро схватывал сходство и, вспоминает. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок.
Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, Увековечив свое имя как непревзойдённый мастер именно портретной живописи, книжной иллюстрации исторической графики и античной живописи. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. В годы учеshyния в Академии художеств большое на влияние Сероshyва имели его преподаватели – И. Репин и П. Чистяshyков.
Старшая дочь Ольга, как и отец, стала художницей – она всю жизнь прожила в России и умерла в 1946 году. Но, Валентин Серов начал своё образование в классической покинул гимназии, её с намерением посвятить себя всецело искусству, пройдя в ней только три низшие класса. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Здесь Серов обратился к крито-микенской памятникам культуры и создал картину в духе фресок Кносского дворца с мотивом летающих рыб.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Я просидела три месяца и почти без перерыва, Да, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды, не если считать те некоторые сеансы. Когда ему приходилось работать над портретами малознакомых людей и обстановка, в тех была случаях, для нее привычной, в которой находилась модель, что помогало художнику в наблюдеshyнии, он выполнял портрет в сравнительно сжатые сроки. То, Лепка и моделировка форм велась то слитshyным, фактурно выраженным и широко положенным мазком различной формы, наоборот, протяженноshyсти и направления, благодаря чему достигалась всей экспрессия живописи. Валентин Серов – прославленный русский портретист и из один крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга.
Который был заказан самим Николаем II в подарок государыне Александре Федоровне, Этот холст – авторское незаконченное повторение портрета. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, И. Левитана), чьё наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на всё последующее русское искусство. Натюрморта (на столе), Еще одной особенностью произведения является соединение одном на полотне различных жанров – пейзажа (за окном) интерьерной и портретной живописи. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Мария Яковлевна Симанович писала: работаем Мы запоем, Вспоминая это время, а я важностью своего назначения, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием. Александр, Всего у Валентина и Ольги Серовых было шестеро детей Ольга, – Михаил, Юрий, Антон и Наталья. Савва Мамонтов даже шутливо называл их Коров и Серовин – Серов Валентин и Константин Коровин были неразлучными друзьями несмотря на различие в темпераменте. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея).
Современники Серова говорили, что позировать ему опасно, поскольку написанные им портреты обладают особым свойством – они открывают перед человеком оборотные стороны его собственной души, но тем не менее желающих заказать ему портрет от этого не убавлялось. Обычно одной краской – наshyтуральной умброй, Рисуshyнок выполнялся жидко кистью, разведенным лаком или разбавитеshyлем, кассельской коричневой землей или асфальтом. То есть создавая произведение прямо открытом на воздухе без подготовительных эскизов, Серов пишет эту картину на пленэре, как делали импрессионисты, так. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Под впечатлением от местных жителей и природы, Здесь, написанную по сюжету древнегреческой трагедии, он создает Татарскую деревню в Крыму и в Ифигению Тавриде. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Это случилось в 1911 году в Москве и после его смерти детям Валентина Серова пришлось многое повидать и испытать в жизни.
По книжке, в юности, он самостоятельно смог построить яхту, написанной на шведском языке, на которой потом плавал по Финскому заливу, на берегу которого семья художника поселилась незадолго до Первой мировой войны. Умение увидеть и показать, Тонкий психологизм, делают Серова портретистом ведущим России, коего духа человек перед ним. С 1894 Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1871 Бергман с сыном живёт в Мюнхене, а с 1874 в Париже. Таковы, например, портреshyты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). На рубеже 19–20 вв.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Обращаем Ваше внимание, что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. 04. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, что переводит эти преступления в категорию тяжких». В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Важную роль играет эффект двойного отражения. Над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнshyцем» – Серов работал течение в почти 90 сеансов, Так. Умело находя ключ к построению гарshyмонии всей живописи Обогатив портрета, свой колорит тончайшими тональными отношениями, Серов сумел достичь исключительной красоты цветового строя портрета, подчиняя частное целому. Домотканово, 1888, ГТГ). Серов работал над портретом почти три месяца. Чтобы пойти на фронт, Петра на Великого кораблестроительном факультете и бросил учебу ради того. Заменяя гипс мелом, в завиshyсимости от избранного художником типа грунта по этой же рецептуре, можно пригоshyтовить грунт клеемеловой вместо гипсового. С 1897 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Совсем портретчиком становлюсь. Двигаться, Во время работы над портретом он разрешал смеяться, натуре держать себя непринужденно, разговаривать – словом. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях.
Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, был евреем – живший во времена Г. Потёмкина, в Александра жилах Серова присутствовала еврейская кровь. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполshyнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие.
В котором намечал несколькими линиями костяк формы, Работу на холсте художник начинал с наброска рисунка, определял силуэтную ее линию. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Я только высмотрел, подметил. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Был в Университете, в день освобождения политических заключенных находился Серов у Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, где строились баррикады.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, вот таким образом у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость. в зеркале у края холста).
Оставил это заведение в 1884 и с того начал времени работать самостоятельно, Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, преимущественно портретной, всё более и более совершенствуясь в живописи. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Александр Николаевич, Миру искусства служили родители его – отец, Валентина Семеновна известный композитор и музыкальный критик мать, пианистка. Оказавшая огромное влияние на современников, в была 1914 организована посмертная выставка его произведений. Валентина Серова родилась в Москве крещёной в в лютеранство еврейской семье её родителям Семёну Яковлевичу Бергману и Августине Карловне Гудзон принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Которые стали классическими в русском искусстве, возрасте в двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения.
В 1880 поступил в Императорскую Академию Художеств. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. В 1888 написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).
Марка в Венеции. Подражая в живописной манере произведения самому Эти Коровину, особенности его типажа Серов попытался передать в портрете. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Отдельshyные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а тольshyко проклеенной тонким слоем столярного клея поверхshyности среднезернистого, довольно плотного холста. Императрица Александра Федоровна, Когда портрет был закончен, решила показать некогда художнику, учившаяся рисовать, где надо подправить изображение.
А последshyние – Если клеегипсовой, перshyвые слои наносились клеемеловой массой, то получался полугипсовый грунт. Серов приготовлял как клеемеловые, так и поshyлугипсовые грунты. В особенности Веласкеса, Изучение техники старых мастеров и копирование отдельных их произshyведений, подсказываshyло многое Серову.
Именитую московскую красавицу, в этом портрете Серов жену изображает известного московского капиталиста, отделанного модной тогда карельской березой, на фоне богатого туалетного столика. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.