Биография и творчество Сандро Боттичелли.
Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой саркофага, Изображая кентавра, ныне хранящегося в Ватиканском музее. Что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, Примечательно, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли, выбирая кого-нибудь флорентийских из художников для исполнения ее заказа. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Дело приносило весьма скромный доход, у него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый мечтал Филипепи поскорее пристроить сыновей и иметь, возможность оставить трудоемкое ремесло. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и Кентавр187 – Венеры187, 171Рождение Затем период безмятежной полноты чувств.
Символична и раковина. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмическихэпизода – ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая её с украшеннымцветами покрывалом (намек на зеленыи покров природы). Миф обретает особую выразительность, в трактовке Боттичелли, единому следующих гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. В это же время у художника начали возникать сомнения в оправданности художественной его деятельности. Который стал характерной чертойего стиля, Приблизительно в это же время Боттичелли применять начинает энергичныеохристые тени для передачи телесного цвета – прием. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо Малатести, деи искавшей мастеров для украшения своего студиоло. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить художник душу, чувствует другую опасность. Что позднее папа римский отлучил от Савонаролу церкви, Несмотря на то, Боттичелли больше не изображал обнажённую женскую натуру.
1406-1469), одному из самых известных художников того времени. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, Впрочем ибо именно в это направлял русло его все брат Антонио. В воспоминаниях современников Боттичеллипредстает жизнерадостным и добрым человеком. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Что Боттичелли был учеником в студии Андреа дель Вероккио в время одно с Леонардо да Винчи, Есть также сведения.
, Сандро (Алессандро ди Мариано Филипепи – Alessandro di Mariano Filipepi, 01. 03. 1445, Флоренция – 16 или 17. 05. 1510, Флоренция) – итальянский художник, сын небогатого кожевника. Иеронима. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне сохранилось Филипепи краткое упоминание о том, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют.
И потому то от одного шума, то от другого он не мог ни работать, ни сидеть дома. Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологическойвыразительности. Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска от слева Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение.
Уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину костре на тщеславия, Согласно преданию. Что художник изобразил не схватку физическую Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, но психомахию. Особенная черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому.
Пространство дано в глубину, По-прежнему, в открываясь сторону неба, но на этот раз оно не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Образ абсолютно забытого и бедного художника создание Вазари, Скорее всего, который был к склонен крайностям в жизнеописаниях художников. Не имеет смысла как свет физическая реальность, не стоит заниматься передачей плотности и объема как конкретных проявлений материальностии пространства, а посему теряет смысл перспективакак способ изображения пространства. Известность художника была велика. Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и что в нем и именно заключалось его спасение.
Их тонкую серую линию художник обводил затем коричневыми или черными чернилами, Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. Помимо картин на мифологические и религиозные сюжеты он написал несколько замечательных портретов ( (для первой части комедии – «Ада», всего ок. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями».
Варнавы. И Мария, Его правая рука с большой кистью и длинными нервнымипальцами протянута к Марии, словно забытьи, в словно слепая, протягиваетнавстречу ему руку. Похоронен Боттичелли в церкви Всех Святых во Флоренции. Сохранились многочисленные работы, лучшее их собрание в галерее Уффици: (Музей им. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Хорошеезнание классической скульптуры или зарисовок с нее, в них чувствуется влияние античного искусства имевших большое эпоху распростниев Возрождения. Таких как Мистическое Рождество или Распятие и все же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в произведениях поздних мастера. В них также обнаруживается уже начавшеесяизменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледнойпалитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонениеволхвов (Лондон, Национальная галерея). Обычно столь идиллическую, художник вносит в сцену, Ангел в врывается комнату и стремительно падает на колени, непривычнуюсмятенность и за егоспиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, какстекло, едва видимые одежды. Персонажии сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэ, прежде всего Лукрецияи Овидия, а кроме того мифологией. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – виллы фрески Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из собрания художественного Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой один из самых высоких образцов искусства.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Он превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения, меценат Крупнейший своего времени. Характерной для искусства Боттичелли, гуманистического Оптимизм мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией.
Волнуемоеветерком, Море, представляется голубовато-зеленой поверхностью, на которой изображены волны одинаковыми схематическими знаками, раздуваемым Эолом и Бореем. Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу неоплатонического положение мифа. Интерес к натюрмортусвязан влиянием с нидерландской живописи, Возможно, вызывавшей восхищение флорентийцев 15в. Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Картина Боттичелли должна войти была в цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици).
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Он держал двери своего дома открытымии охотно принимал там своих друзей.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Испытал сильное влияние фра Джироламо, плакса так называли последователей Савонаролы), что могло не не оставить глубокого следа в его живописи. Ее символическое значение разнообразно и жно идея её можетбыть понята в разных ключах. Что Боттичелли забросил живопись и впал в немилость из-за связи с Савонаролой, Из-за того ли, что Боттичелли стиль многим стал казаться старомодным и устаревшим или из-за того, художник умер в безвестности. Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера. Роспись, Так как в больницу поступали прежде всего зараженные была чумой, заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно.
Когда Филиппо переехал в Сполето, Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, а открыл Боттичелли свою мастерскую во Флоренции. Посвященным, Ее концептуальное значение доступно до конца лишь специалистам-философам, более того, способен кто проникнуться красотой рощии цветущего луга, но оно ясно всем, ритмом фигур, привлекательностью тел и лиц, плавностью линий, тончайшими. Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для передачи которых художнику было конкретики недостаточно реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности.
На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями Медичи дома и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, Переоценка ценностей, стремление опять обрести прочные искренняя потребность в обновлении истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 в года праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими монументальной мастерами живописи того времени Перуджино, Пинтуриччино и Синьорелли по указанию папы был приглашен и Боттичелли, Доменико Гирландайо. В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла.
В 1197 году он был вынужден бежать из Флоренции – впрочем, скоро возвратясь обратно. А душевное состояние, Перед нами не какое-то определенноечувство, то ли из сожаления по содеянному, к стремление чему-то неясному то ли в предчувствиибудущего, сознание бесполезности, бесплодностиистории и меланхолическое растворение чувства в природе, не имеющей истории, гдевсе происходит без помощи воли. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. начинаются оживленные сношения Боттичелли с семейством Медичи. Превосходнейшему тогдашнему живописцу, Около 1464 года Сандро поступил в мастерскуюФра Филиппо Липпи из обители Кармине, которуюпокинул в 1467 году возрасте в двадцати двух лет.
Примерно к этому времени – точнее, к периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви. 100 рисунков, хранятся в Государственной Библиотеке в Берлине и в Библиотеке Ватикана). Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчествомЛипли. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Эти изменения проявляются всей во полноте в самой ранней документированнойкартине для Торгового суда Аллегория силы. Во время торжественной в мессы городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. Рассадником которых он считал Медичи, двор Дальнейшие драматические события во Флоренции – изгнание Медичи и казнь Савонаролы – потрясли впечатлительного Боттичелли и отвратили его от античных идей.
В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Он один из первых внёс искусство в своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Подобно многим жителям этого района, его отец былдубильщиком. Обобщенные объемы, Вместохрупкой бестелесности – четкие, где в контрасте с темными суровыми тонамиособенно патетически звучат яркие киноварного пятна и карминно-красного цвета", вместо изысканных сочетаний блеклыхоттенков – мощные красочные созвучия. Будто внутренние токи, Кажется, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют и трепетать изгибаться все её тело, невидимые. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
Сандро рассердился и на свою стену, которая была выше соседской стены и не очень устойчивой, взгромоздил огромнейший камень, чуть не с воз размером, так что, казалось, при малейшем сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу, потолок, рамы и сукна соседа а когда тот, перепугавшись, прибежал к Сандро, ему было отвечено теми же словами, что он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему нравится, а так как он ничего другого не мог добиться, ему пришлось прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские отношения» (Вазари, «Жизнеописание Сандро Боттичелли, флорентинского живописца»). Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино Липпи и Доменико цикл Гирландайо настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти.
Среди представителей знати и денежной Во аристократии, дворце Медичи, которые культивировали тогда верхи флорентийского общества, Боттичелли воспринимает античные идеи. Сандро вновь погрузился в возвышенную атмосферу жизни интеллектуальной флорентийского двора. Выполнил множество картин по заказам Медичи. Поддержать Боттичелли было некому.
Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Бергамо, Среди других работ – отдельные произведения в музеях Амстердама, Вены, Бостона, Лондона, Милана, Монпелье, Мюнхена, Нью-Йорка, Неаполя, Парижа, Пьяченцы, Рима, Страсбурга, Турина. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Иоанном Крестителем» (ок.
Признанными правителями Флоренции, Именно в этот установился период тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи. Чувствовавшая красотумира, Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, но боявшаяся её греховности, Ренессансом, открытого не выдержала. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у мистическую него созерцательность Мадонны Евхаристии. Согласно которойвсе четыре картины написаны были по случаю свадьбы, Наиболее правдоподобна гипотеза.
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Произведения этого десятилетиядемонстрируют постепенныи рост художественного мастерства Боттичелли. А современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников, Сикст поставить распорядился Боттичелли во главе всей работы. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое Боттичелли искусство было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма, но вместе с тем. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Вместе с художником умерла и память о нем. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. И с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени миф античный и аллегорию. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный красоты и благородства – как в и первой картине, Здесь нет статистов. собеседование» (ок. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок.
Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, глубине в видна Флоренция не исключено, пославшей на костер Савонаролу. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших достижений художественных эпохи иной источник. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. После возвращения во Флоренцию, вероятно, в конце 1481 или начале1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальнаягалерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрожденияи представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Сделанная отцом о нездоровье своего сына, младшего Среди первых сведений о художнике запись в кадастре 1458 года.
хроматическими сочетаниями. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Но можно предположить, Нет точных сведений о периоде обучения у Боттичелли Филиппо Липпи и об их личных отношениях, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли, что они вполне ладили между собой. Он использовалприемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессанснойживописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) иэкспериментировал с перспективой. Которые, «Как-то поселился возле Сандро некий ткач и поставил без малого восемь станков, то не только бедного Сандро оглушали стуком стремян и ящиков, грохотом когда они работали, но сотрясали весь дом, который был и так не прочнее прочного.
И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности, Савонарола был сожжен в том году же 29 мая. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Ботичелли раскаялся в том, что писал «языческие» картины и абсолютно бросил живопись и «впал в величайшее разорение» (известно, что брат художника Симоне был одним из самых набожных и ревностных учеников монаха и жил в доме Сандро).
Присущиеего ранним произведениям, к концу 1470-х в годов произведениях Боттичеллиисчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Рисунки – во Флоренции (в Уффици и Академии) и в Риме иллюстрации к «Божественной комедии» Данте – в Ватикане и Берлине. Филиппе выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Слава его возродилась лишь в XIX в., когда прерафаэлиты начали имитировать его бледные удлинённые фигуры, а критики того времени (Рескин, например) восторженно отзывались о манере и стиле художника. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Разнообразя их включением мотивов нидерландскойживописи, Боттичелли обычно удовлетворялся использованиемусловных мотивов для фонов своих картин, как готические церкви, таких, замки и стены, достижения для романтически-живописногоэффекта. Джулиано был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи, направляемого папой Сикстом IV. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV потому и получившей название Сикстинской.
Рационалистический духовный мир людей Возрождения обогатил Боттичелли и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. В БлаговещенииЧестелло (1484-1490, Уффици) уже появляются первые признаки манерности, котораяпостепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты ибогатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуетсяособенностями собственной манеры. Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного юноши страстной к проповеди пророка. Трижды ритм зарождается, достигаетмаксимального напряжения и гаснет. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Прозвище «Боттичелли» («бочонок») получил старший брат художника, возможно за свою полноту и округлость форм, со временем прозвище укоренилось и стало фамилией, под которой мы его знаем. (1452 – 1498, казнён), яростного обличителя папского престола и верхов флорентийского общества (семейства Медичи), погрязших в «языческом зле» и пороках. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощениеосновных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах сизображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Который, Оно ощутимо и в личной художника, драме ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа, подобно Савонароле. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Картина Св – Среди произведений Боттичелли лишь несколько досерныедатировки имеют многие из его картин были датированы на базе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам.
Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину расположить горизонтально и трезвый беспокойный подход, описанный Вазари. Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение в сменяется его картинах меланхолической мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Весна, фрески Св. Августин, Сикстинской капеллы, Алтарь св – порыв, Вначале изящество, мечты. Чтобы лучшие художники украсили ее фресками, своими Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего современной порядки ему Церкви и призывавшего к покаянию. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального субъективного и искусства маньеризма.
Между ювелирами и живописцами в то время существоваластоль связь, тесная По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступк ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимомдля точного и уверенного "чернения", вскоре увлекся живописью и решилпосвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, вчастности четкости в начертании контурных. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости. 1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, в созданной 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой.
Которую мир не понимает, Художник не превозносит героя, а лишь грустит поруганной о или поверженной красоте, за пределами природногопространства ибоее источник находится за пределами мирских представлений, равно как и исторического времени. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по с созвучию ремеслом второго брата, Антонио. Четыре листа раскрашены темперой.
Но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и Чувства морали, художника не утрачивают остроты. Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил ученики в к Фра Филиппе Липпи (ок, Впрочем. Вероятно, Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Лукреции История (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, состоявшейся в 1500 году, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли.
Проявившеесяглавным образом в определенных типах лиц, Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, деталях орнаментальных и колорите. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь свои понять чувства. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Использовав отчасти свои первые к композиции, выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима. Которую художник стремится восславить, -это в любом случае красота духовная, а не физическая: обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, Это отнюдь не языческое воспевание женской красоты: среди заложенныхв нее значений фигурирует и христианская идея рождения души из воды время во крещения. Красота, ненужностьукрашений.
Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания Алессандро, об то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Наступала эра нового искусства и, новая мода новые и вкусы – соответственно, в последние годы жизни художника его слава клонилась к закату. Фрески Боттичелли – во флорентийской церкви Всех Святых (Ognissanti) (1480), с виллы Торнабуони (1486) – в Лувре, в Сикстинской капелле в Ватикане. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Когда готовые фрески заняли свое место капелле в рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где вскоре пережил утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию.
Две знаменитые парные композиции ИсторияЮдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важныи аспект живописи Боттичелли: живую и емкуюповествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностьюраскрывающие драматическую сущность сюжета. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Но именно по сравнениюс этим фоном, Чередование параллельных стволов или узор из листьев на заднем плане"Весны" не имеют ничего общего с перспективой, обретает особое значение плавное развитие линейныхритмов фигур, лишенным глубины, контрастирующих параллельностью с стволов, точно так же, как тонкиецвеые переходы получают особое звучание в сочетании с резко выделяющимися нафойе неба темными стволами деревьев. По-видимому, Работа, так как в верхнем правом углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода, предназначалась для украшения дома Веспуччи. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галереяПитти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом1470-х годов.
Джулиано, Для брата Медичи, Лоренцо он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным.
Непонятно, Ветерок теребит её платье, волнение складок скрадывает движение тела, как удерживает она равновесиеи сохраняет ровную осанку. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа живописца Верроккио и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Примерно с середины 70-х гг. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок в создают них атмосферу мечтательности и легкой грусти. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Который прославляет бракосочетаниеи добродетели, Они являются самыми замечательнымииз произведений сохранившихся этого жанра живописи, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекраснойневесты. В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона и др. ) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Каррара, Бергамо).
Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись в капелле Сикстинской Ватикана. Против которых вскоре направит свои удары Реформация и еще они более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонениеволхвов (ок. 1475, Уффици). В 1478, после заговора Пацци, закончившегося убийством Джулиано Медичи, Боттичелли получил заказ украсить фасад Палаццо дель Подеста портретами приговоренных к смерти заговорщиков (все эти росписи не сохранились). «Он отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» (Вазари). Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Должна была обладать притягательностью и для Сандро, Личность Савонаролы занимавшая значительное столь место в культурных и политических событиях конца XV века.
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо сыновей 8212 брата Пьеро Подагрика. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Художник ни от кого не скрывал секре своегомастерства и у него отбоя не было от учеников.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле Кампосанто, росписей Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Оба святых стали почитаемыми особо в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказБоккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайшихсподвижников Медичи.
1470 год – судьбоносная дата в творческой биографии Боттичелли: он получает первый официальный заказ на аллегорический образ «Сила» (Флоренция, Уффици) для Торгового Суда. Заново открыт был Боттичелли в только конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников-прерафаэлитов. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. В назидание тем, кто захочет повторить опыт Пацци, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Фигуры персонажей приобретают крепкое строение – а их контуры удивительнымобразом сочетают ясность и элегантность с энергичностью драматическая выразительностьдостигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти присутствуют качества во фреске Св, к этому времени он уже уверенно владел абсолютно индивидуальнымстилем. Иоанном Крестителем» (ок. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнениемпродолжали считаться.
Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало потрудился, выполнившего с другой стороны св, образ но в особенности Доменико Гирландайо. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Героиня изображенав трепетном свете зари после свершения сво подвига. Помимо своего творчества, Филиппе был монахом-кармелитом и, прославился скандальным романом с послушницей юной Лукрецией Бути. Около 1465–1466 учился у Филиппо Липпи в работал 1481–1482 в Риме, Принадлежал к Флорентийской школе. Даже его учитель Липпи привел кнему своего сына Филиппино.
Трезвый и жестокий политик, Образованнейший философом, человек, Лоренцо был поэтом, уверовавшим в природу, как в Бога. Что портретыБоттичеллистоят несколько образов, ниже Считается, вероятно, входящих в его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. О Боттичелли забыли. Что 19 апреля 1494 Сандро вместе Боттичелли с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея).
Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, в 1504 году с вместе Джулиано да Сангалло, только что изваянного молодым Микеланджело. Решение Филиппино Липпи было признано самым удачным, которая должнабыла выбрать место для установки Давида и мраморныи гигант был помещенна цоколе перед Палаццо делла Синьория. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Который стал приметной его чертой стиля, Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета прием. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. В том числе оно связывается с классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин различным интерпретируется образом, со строками Горация и Овидия, в частности. Неизвестно, Так это или нет, что после 1498 г. нет письменных свидетельств об отношениях Боттичелли с семейством однако Медичи, следует сказать и его последние работы все имели религиозный характер.
В 1459 г. Боттичелли попадает в мастерскую к Филиппо Липпи и становится его учеником. А тот отвечал ему, Он уже не раз просил соседа избавить его от этой муки, что ему нравится, что у себя дома он и хочет может делать все. Возможно, Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, но, по причине смерти отца, своего скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В его искусственачинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм. Почти всю жизнь Боттичелли провел во Флоренции, лишь ненадолго уезжал по приглашению папы Сикста IV в Рим (1481 – 1482), когда выполнял по заказу фрески для Сикстнской капеллы в Ватикане (работал вместе с Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли). В расцвете творчества Боттичелли был самым популярным художником Флоренции и среди его заказчиков – главные церкви Флоренции и знатные семейства города (в том числе Медичи). За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже не далеко так, Однако, как прежде. Окружающих его бездыханное тело, Белоусова, - где образы близких полны Христа, душераздирающейскорби.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма и религиозной экзальтации (Клевета, после 1495, Уффици), однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо и изящества благородства, а вместе с ним и духовный порыв.
Картины датируются примерно годом 1495 и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Но они не сохранились, Имеются также сведения о росписях Боттичелли в Джорджо капелле Веспуччи церкви Оньисанти. Что так называли кума отца художника, Однако Вазари – сообщает, ювелира, Мариано, к которому Сандро был отдан в обучение. Они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом небросаются в глаза и не отвлекают от главного – пюпитр, – Августина, научные инструменты, книги, – демонстрируютмастерство Боттичелли в жанре натюрморта. Джованни, в 1458году Мариано Филипепи указал, Симонеи тринадцатилетний и Сандро добавил, Антонио, что Сандро "учится читать, мальчик онболезненный" – что у него четыре сына.
Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. В 1482 г. после кончины отца вернулся во Флоренцию и жил там до самой своей смерти (в 1502 г. выразил согласие отправиться в Мантую на службу к Изабелле дrsquoЭсте, но поездка по каким-то причинам не состоялась). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда одного важнейших из городских учреждений. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и чернения, уверенного вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение в творчестве Боттичелли с 1490-х до годов его смерти в 1510 году, Действительно. Но долго в ней не и задержался около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых знаменитых художников того времени.
Иероним», «Св. Художник облегчает и удлиняетее пропорция, Фигура святого лишена устойчивости, кажущегося еще более недосягаемым из-за удаленности пейзажа. Ясная форма тела не наполнена светом, для того чтобы замечательная форма тела святого могла сравнима быть лишьс голубизной неба-пустого, свет окружает материю, словно растворяя её, а линия делает определенными тени и свет на фоне неба. Умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо когда – вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли произошли важные события. Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем ювелирной в мастерской своего брата Антонио.
Что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое на согласие работу, Примечательно, она отвергла его услуги. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Которую со времен далекой античности было принято изображать шлемом, со Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, с головой Медузы Горгоны, панцирем и щитом, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом "portate al Catasto", Первые упоминания об кудавносились Алессандро, заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлениемРеспублики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи, то есть кадастре. Данный стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творениемАпеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев "Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагическихвершин в его двух монументальных "Оплакиваниях Христа", – пишет Н. А.
Он был пристроен отцом в обучение к золотых дел мастеру, Обнаружив в детстве неспокойный характер и полное равнодушие занятиям к в школе, здесь впервые раскрылся его замечательный талант рисовальщика. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок в создают них атмосферу мечтательности и легкой грусти. Иероним. Предметы, окружающие св. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся гуманистической кризис культуры Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто. Среди его произведений этого времени – фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).
Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо в именно это русло направлял его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи по Онести одной из новелл Декамерона Боккаччо. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, с а линией. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV переработав века, при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. Его брату Лоренцо удалось спастись. (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици)и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея КаподимонтеБостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний и Сандро добавил, Антонио, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Оригинальная же черта таланта собственного Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта года 1445 в семьеМариано и Смеральды Филипепи.
Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Плоскостная линеарность и грация, егопроизведениях в конца 1460-х годов хрупкая, сменяются более мощной траккой фигур и новым осмыслением пластикиобъемов, перенятыеот Филиппо Липпи. 20 февраля скончался Мариано Филипепи, к сожалению, похороненный на кладбище Онисанти, художника отец – по возвращении на родину Сандро суждено было пережить большое горе.
С усилением психологической выразительности, в промежутке между 1475 и годами, 1482 реализм изображения достигает своего максимального развития. Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние работы отличает Сандро особая, своеобразной поэтической овеянности образов. Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, линии нервной Боттичелли. Когда он написал для флорентийской церкви Мария Санта Маджоре, Первые упоминания о Боттичелли относятся к 1470 г. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию Александру папе VI с просьбой снять с доминиканца отлучение.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1483–1485, – обе в Уффици). А. С. Пушкина, Москва). Свое имя-прозвище Боттичелли ("бочонок") Алессандрополучил от старшего брата. Для нее же предназначались и эти две картины, Для своей виллы в Кастелло он художнику заказал фрески. Охватившую девушку, Художник передает грусть, которое пришло на смену действию, активному то ощущениепустоты.
Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется и более широкое его толкование как победы над мудрости страстями. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. При всем обилии вариантов и изысканном многообразии нюансов, Лейтмотивом творчества олицетворенная Боттичелли, чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы, становится идея совокупности духовных свойств человека идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека. БОТТИЧЕЛЛИ САНДРО – итальянский художник эпохи Раннего Возрождения.
В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – в лишь качестве побочных мотивов, в первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. Боттичелли представился случай еще больше приблизиться связанным к с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще раньше его уже, ввел Верроккио. Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты цветовых ярких пятен, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Именно вот таким образом для этого художника периода сохранилось так много его работ, Мастерская Боттичелли всегда была загружена работой. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Как никакой другой художник века XV Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Где снимал квартиру в доме, По специальности Мариано был и кожевником жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, принадлежащем Ручеллаи.
О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся в уже ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был живопись бросить и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине и боги ветров осыпают ее дождем из роз и гонят раковину к берегу.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, Но вслед созданием за этих картин противоречия, коснулись и художника. Стремление к красоте определило возвышенный его характер реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Красота, Волшебная грация, присущие картинам на мифологические темы, богатство воображения и блестящее исполнение, присутствуют в также нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Плоскостная линеарность и грация, в произведениях конца 1460-х годов сменяются хрупкая, более объемной трактовкой фигур, перенятые от Филиппо Липпи. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Усиление нравственного и религиозного настроения последних в произведениях Боттичелли очевидно. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором из и васильков маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Чтобы зафиксировать и объяснить действительность, Еели смысл условных знаков не сводится болеек тому, то к чему тогда все богатство позитивного познания, которое было накоплено флорентийской живописью в первой половине и века котороепривело к грандиозным теоретическим построениям Пьеро, в используется для того, чтобы преодолеть и зашифровать её.
Боттичели не был женат, детей у него не было. Тондо предназначались для украшения апартаментов знати флорентийской или для коллекций произведений искусства. Победу Медичи над Пацци, в нем видели победу Лоренцо Великолепного над соединение Неаполем, страстей и мудрости у Лоренцо. Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1476–1471, ). Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, новых о тревогах и надеждах.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).