И вот на вершине своего творческого развития Рубенс написал картину с нотками интима под названием «Три грации». Может быть и Рубенс искал такое положение тел трех граций, которое бы позволило с одного взгляда увидеть «всю женщину», одновременно со всех сторон. Хотя, скорее всего, наоборот: Старостин вдохновился тремя грациями Рубенса.
Винченцо Гонзага, устроивший в своем дворце галерею портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных», привлек к работе над ними и Рубенса. Он был автором философского трактата о живописи и создателем проектов триумфальных арок, аллегорических колесниц и кораблей, украсивших Антверпен в 1599 году во время въезда в город новых правителей Южных Нидерландов испанских наместников инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. Рубенс внес в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона пейзажного или архитектурного в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства. Пользовавшееся мировой известностью, в роскошном герцога дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства. Одному из крупнейших итальянских коллекционеров, Вскоре по приезде в Италию Рубенс поступил в качестве придворного живописца на службу к герцогу мантуанскому Винченцо Гонзага, страстному любителю наук и художеств.
я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Эскиз одной из таких композиций алтарного образа «Поклонение пастухов», предназначенного для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито (или св. Которые каждый может исполнить к удовлетворению Его Светлости», недостойных ради меня произведений. Исполненными в Италии, самостоятельными Первыми работами художника, по-видимому, были, портреты. Но неутолимая жажда знаний, неустанное стремление к совершенствованию мастерства эти неотъемлемые качества натуры Рубенса, заставлявшие его учиться всю жизнь, побудили художника отдать дань традиции и отправиться в 1600 году в Италию, чтобы, по словам одного из старых биографов живописца, «вблизи созерцать там прославленные творения древнего и нового искусства и на их примере оттачивать собственное мастерство». «я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог впрочем, малопочтенный для получения более значительных работ – что для Рубенса жесткие рамки такого жанра очень скоро оказались тесными, Неудивительно, в ноябре 1603 года и уже через несколько месяцев после в приезда Испанию, он с горечью писал советнику герцога Мантуанского, Аннибале Кьепшто. Что портретов, о нем уместно упомянуть уже потому, в нет, Эрмитаже относящихся к итальянскому периоду творчества Рубенса, однако портретный стиль мастера первых лет его пребывания в Италии был еще очень близок к тому, который демонстрирует данная работа Поурбуса.
В становлении мастерства, Действительно, проведенные Рубенсом в сложении Италии индивидуального стиля годы имели огромное значение. В чьих мастерских всегда портреты, найдутся кому-нибудь из придворных живописцев, сделанные заранее. Скорее, Впрочем, а моделло алтарного образа, это не обычный эскиз, то есть изображение будущей в композиции меньшем масштабе для показа ее заказчику. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена.
Чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте, не я могу себе представить. Отто ван Веен (15561629) или Вениус, как его чаще называли на латинский минер, придворный художник, крупный мастер «исторической» живописи (то есть живописи на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты), выделялся среди своих антверпенских коллег широтой интересов. Покровительствовал Тассо и Монтеверди, был Он знаком с Галилеем, держал знаменитый придворный театр.
Хотя и испытавший определенное влияние творчества Вениуса и если Рубенс, он во многом унаследовал от своего учителя широту его образованности избрал другой путь в искусстве, стремление к которой, впрочем, приобрел еще период в ученичества в латинской школе. Самым значительным среди которых была поездка в 16031604 годах в Испанию с подарками испанскому королю Филиппу III его и премьер-министру герцогу Лерме, Исполнял Рубенс и некоторые дипломатические поручения герцога. Трудно не признать, Если же говорить в целом о ставшем к началу XVII века каноническим типе придворного портрета, обусловленные строгими требованиями придворного этикета, что характерные все для него атрибуты, заданность позы, жестов, фона с его непременной драпировкой, внимание к передаче мельчайших деталей костюма, этого обязательного знака достоинства модели, по существу, низводили работу художника до уровня искусного ремесла, оставляя мало простора для творчества и нередко способствуя превращению в близнецов портретов исполненных разными мастерами. Мантеньи, Джулио Романо.
Он поражает некоторой дисгармонией сочетания живой пластичности в трактовке головы и кистей рук модели с бесплотностью в изображении самой фигуры, Как и большинство портретов подобного типа, с его выраженной геометричностью объемов, словно в броню закованной расшитое в золотом и драгоценностями тяжелое платье. Что к любому, одна Но из существеннейших особенностей личности Рубенса в том и состояла, подчас неожиданный подход, даже неинтересному для него жанру он умел найти новый, позволяющий направить по абсолютно иному руслу все дальнейшее его развитие. Было бы гораздо и надежнее выгоднее в смысле сбережения времени и денег заказать эту работу, По моему разумению. В этом резком, откровенном нежелании Рубенса заниматься «недостойными» его таланта работами сказалась, однако, не только сила его личного темперамента, неудержимо влекущая художника к сложным проблемам искусства большой формы.
Вновь принявшая католичество, Только после смерти мужа в году 1587 Мария Пейпелинкс, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Конечно, Но это был период ибо Рубенс приехал в Италию с немалым багажом знаний не и, ученичества в узком смысле слова, по-видимому, достаточно сложившимся представлением о своей дороге в искусстве. Из трех учителей а ими были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт (оба приходились Рубенсу дальними родственниками) и Отто ван Веен последний был самым значительным. Вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца, Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его брат старший Филипп были отданы в латинскую школу. Так и в «недостойный» его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жесткости письма, застылости композиций, напряженной замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. Но о характере украшавших ее портретов дает представление находящийся в собрании Эрмитажа «Портрет Маргариты Савойской, герцогини Мантуанской» (около 1608) исполненный соотечественником Рубенса, одновременно с ним работавшим при мантуанском дворе, Франсом Поурбусом Младшим (15691622).
Большой знаток античности и итальянского искусства, он помимо живописи занимался литературой, сочинял замысловатые эмблемы к стихам Горация, делал гравюры для различных изданий. Филиппа Нери, основателя ордена) в городе Фермо имеется в собрании Эрмитажа. Все сильнее ощущавший влечение неодолимое к искусству, а Питер Пауль, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. В немалой степени нежелание мастера иметь репутацию лишь портретиста было порождено укоренившейся в среде придворных живописцев практикой написания портретов, когда задача художника зачастую сводилась лишь к тому, чтобы в заготовленную заранее (нередко с помощью мастерской) композиционную схему «вставить» лицо модели исполненное непосредственно с натуры. Предназначенного для церкви ордена ораторианцев (или Сан-Спирито св, Эскиз одной из таких композиций алтарного образа «Поклонение пастухов».
Запечатлевший савойскую принцессу в свадебном наряде невесты Франческо Гонзага, Этот парадный портрет, представляет тип официального репрезентативного изображения, старшего сына герцога Мантуанского, сформировавшийся во второй половине XVI в века испанском придворном искусстве и к началу XVII века ставший интернациональным. «Поскольку Пьетро Паоло прекрасно пишет портреты, писал он в марте 1603 года своему дипломатическому представителю при испанском дворе, мы желаем, чтобы Вы использовали его талант для исполнения портретов благородных дам». Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана. «Галерея красавиц» не сохранилась. Веронезе, Корреджо.
А также ездил с подобными заданиями в другие города Италии, По поручению герцога он копировал имеющиеся дворце во картины, Геную, причем особенно часто в Рим, Венецию, Флоренцию. В мастерской Вениуса Рубенс пробыл четыре года и в 1598 году получил звание свободного мастера антверпенской гильдии св. И особенно по возвращении в Италию в Мантуе и Генуе целый ряд настоящих портретов-картин, Но хотя в этом новом ключе Рубенс исполнил в и Испании, обладающих выраженным монументально-декоративным характером, торжественных портретов-зрелищ, его дарование монументалиста значительно полнее раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. Помогло ему выработать собственный художественный Приобщение язык, же к сокровищнице античной и итальянской культуры неизмеримо расширило кругозор молодого живописца, утвердиться на избранном пути. Такие моделло Рубенс выполнял часто, По примеру итальянских живописцев, особенно в период ранний творчества. Позволивших ему примирить противоречия и внушить зрителю впечатление гармонии строя общего портрета, Однако Поурбусу нельзя отказать в утонченности вкуса и мастерстве. Луки.
Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода.