«пир у Симона фарисея» не является целиком собственноручным произведением Рубенса, а исполнен по его эскизу учениками. В этой художественной галерее выставлены живописные эскизы Рубенса. Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовуюкомпозицию при помощи немногочисленных светлых красок.
Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию, Современники называли его художников королем и художником королей. Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса. В частности- в Генуе, Пребывание с 1621 по 1627 г. в Италии, увлечение искусством Тициана приводит к эволюции его творчества, где ван Дейк любимым становится портретистом знати. К сожалению, Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, которые интересуют особенно современное общество, как раз в тех отделах.
Локальных красок тона теперь перетекают мягко один в другой, Рубенс отказался от пёстрых, смягчаются контрасты светотени. 1638), одной из трех граций (ок. В особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и серых из, однотонных красок. Сочетавший творческое освоение античных образов с оптимистическим и в этом сопоставлении древнего мрамора и прозаического натюрморта сказался Рубенс, весь темпераментным восприятием жизни.
Пейзажи Р. («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Франциском, к сущности которого он был так близок. Эффектно оттеняя друг друга, в необычном сочетании, дичи и рыбы, живописные громоздятся груды фруктов и овощей. Он весь был наполненглубокой, Хотя ему нравился окружающий егоматериальный мир, доводящей экзальтациирелигиозной до верой своего времени. Собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, Тем не менее, мы историческую выбираем систему как наиболее удобную.
Девочки изображены встатичных позах на фоне драпировки иусловного декоративного пейзажа. 16171618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Ван Дейку была значительная предоставлена свобода в исполнении порученной ему части, Очевидно. 1638), одной из трех граций (ок.
В 16181620 гг. В 1610-е гг. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев. Картинная галерея, 1615-16, 1615-16, Дрезден «Венера перед зеркалом», Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое земли плодородие («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). 1618-20, Картинная галерея, Дрезден).
Здесь одиннадцатилетнийПитер Пауль Рубенс и его старший братФилипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с Пейпелинкс желаниемМарии видеть сыновейпродолжателями дела отца. Благодаря такомуподходу Питер Пауль Рубенс освоилвсе жанры ренессансной и живописи сталсамым универсальным художником своеговремени. Он любил обыгрывать сюжеты, связанные с национальными обычаями. Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
Иногда художника так торопили, что полотна невысохшими отправляли в Париж. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и Адонис», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.
Всего в первую серию «Жизнь Марии Медичи» вошла 21 картина. Где Рубенс работал над своими Справа полотнами, от входа находится главная студия 8212 просторный зал. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения.
Собственноручно исполненных произведениях, Мастерство позднего Рубенса с проявляется блеском в сравнительно небольших. Симон (ок. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Такого мощного влияния искусства История не знает ни единого примера такого универсального таланта, совершенного авторитета, такого непререкаемого, такого творческого триумфа, – писал о Рубенсе один из его биографов. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
Вдовы короля Генриха IV, рии Медичи, ныне хранящихся в Лувре, Рубенс написав украшения Люксембургского дворца Париже в цикл к Жизнь Марии Медичи. В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Ван Дейку- передать внутренний эмоциональный мир человека и раскрытие динамики человеческой Рубенс души, доверил талантливому портретисту. В дальнейшем натюрморты в его картинах исполняли помощники, в частности Снейдерс. В маленькой картине Статуя Цереры (между 1612 1616 гг. ) Рубенс запечатлел скульптуру, виденную в Риме. Где преемственность образованности вполне никогда не прерывалась, к концу XII века весна эта обозначилась в Италии. В таже имеется пять собственноручных эскизов Рубенса картинам, выполненным его учениками. Локальных красок тона мягко теперь перетекают один в другой, Р. отказывается от пёстрых, смягчаются контрасты светотени.
Используя язык аллегории, в эскизе Меркурий Антверпен, покидает Рубенс говорит о необходимости прекращения губительной для Фландрии войны этой же теме посвящен и эскиз Храм Януса. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). По случаю традиционного въезда в Антверпен нового испанского наместника, 1634 в г., Рубенс возглавил работы по праздничному убранству города.
По возвращении в Антверпен 1 в 608 г. Рубенс благодаря своей репутации был назначен художником при дворе эрцгерцога Альберта и его жены инфанты Изабеллы. Уже имея собственнуюмастерскую, в 1618 ван Дейк былпринят мастером в гильдию живописцевСвятого Луки сотрудничает и, сРубенсом, работает как помощник в его мастерской. Его стиль ярко контрастирует с архитектурными традициями тех дней и несет на себе отпечаток его творческой неуемной фантазии. В 1600 художникприехал в Италию там он изучал античнуюархитектуру и скульптуру итальянскуюживопись, а также писал портреты (восновном в Генуе) и алтарные образы (вРиме и Мантуе). Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины.
Малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII Отсутствуют века итальянские прерафаэлиты, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, наконец, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие. Выразительныелица апостолов написаны в свободнойживописной манере. Вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс сыновей видеть продолжателями дела отца, Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу.
Заглянуть в его внутренний мир, Уже в этих ранних заметно вещах стремление молодого художника передать психологическое состояние человека. В открытом, приветливом взглядеженщины угадываются ум и чувствособственного достоинства. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Общий тон повествования сдержан и торжественен. Под этим названием не следует, однако, видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства. Причем эти образы отличаются от фигур на разработанном Рубенсом первоначальном эскизе.
Хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность, Рубенсовские поражают мазки смелостью и свободой. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода «стеновский»).
1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. Вновь принявшая католичество, Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, получила возможность вернуться детьми с в Антверпен. Мартин и нищие» (16201621, 1-й вариантВиндзорскийзамок, Королевское собрание 2-й вариантЗавентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (16241625, Мюнхен, СтараяПинакотека).
Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Сохранились эскизы Рубенса. Старая Пинакотека, Мюнхен. Пестроты колорита, Большинство этих работ не от свободно некоторой нарочитости поз и жестов. Чтобы весь мир был в мире и мы могли бы жить в веке золотом, Для себя я хотел писал бы, Рубенс, а не железном. Лучший из учеников, по мнению Рубенса, был ван Дейк.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с. Пославшего его в 1603 дипломатическим с поручением в Испанию, в 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Философ, Рубенс проявил себя также как архитектор, ученый-гуманист, археолог, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину и трудолюбивого методичного освоения достижений художников XVI века.
Рубенсникогда не стеснялся подражать тем изпредшественников, которые восхищалиего и особенноТицианусБрейгелем. Первое десятилетие творчестваРубенса представляет картину трудолюбивогои методичного освоения достиженийхудожников XVI века. За этими комнатами находится кунсткамера или художественная галерея, в которой Рубенс вывешивал как свои полотна, так и картины других художников и где принимал друзей и богатых покровителей, таких как эрцгерцог Альберт и инфанта Изабелла. Отороченной мехом шубкой («Шубка», Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой плечи на бархатной, ок. Матфей (ок. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
Сидящая в кресле, Молодаямать, который, держит на коленяхребенка, запрокинув на головку, смотрит отца. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. Собачка, удивленная неподвижностью своих хозяек, теребит одну из них лапкой за платье. Картина отличается изысканнойколористической гаммой с преобладаниемхолодных жемчужно-серых и серебристо-голубыхтонов – а также виртуозным мастерствомв фактуры передаче тканей и украшений, Официальнаяторжественность заказного портретасмягчается и жанровым мотивом. Пребывание Рубенса в Италии (1600-1608) повлияло не только на художественные, но и на архитектурные вкусы живописца. Которые проявилисьв отсутствии идеализации и моделей, простоте лаконизме композиционногорешения и виртуозной передаче фактуры. Пурпурная бархатная драпировка, золотистая вставка на женском платье, зеленая юбочка ребенка и розовоекоралловое ожерелье в сочетании с черными белым создают нарядную и изысканнуюкрасочную гамму, Ранниепортреты ван Дейка демонстрируют прочнуюсвязь с национальными традициямипортретной живописи. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы.
Достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, Это новый тип исторической картины, но облаченной пышную в аллегорическую форму. А некоторые, Образы изображенных на полотне людей реалистичны, молодой Иоанн, как подлинно например, народны. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена.
Дом Рубенса (Rubenshuis), разделенный на две части, дает замечательное представление о том, как жил и работал художник. Точно воспроизведя событие, худ легко справился с построением огромного (727X394 см) полотна. Пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию, в 1600 стал он придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго. иФрансСнейдерс. Дом Рубенса в Антверпене. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
И в точных, Непревзойдённоеискусство владения Рубенсаочевидно кистью и в многометровых композициях1620-х годов, подвижныхмазках небольших работ последнегопериода, лёгких. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером («Охота на крокодила и гиппопотама», Художественная галерея, Аугсбург «Охота на кабана», 1615, Музей истории искусств, Марсель «Охота на львов», 1615-1618, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа («Охота на кабана», ок. характеризуют, впервую очередь, работы двух крупнейшихпредставителей этого жанра – АдрианаБрауэра иДавида Тенирса Младшего. ВЭрмитаже хранятся две картиныБрауэра- Деревенский шарлатан (около1625) иСцена вкабачке (около1632). Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода «стеновский»). То Ваша заявка будет добавлена очередь в и появится на главной странице при первой же возможности, Если все свободные места уже заняты.
Как Елена вошла в жизнь, его Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, наконец, превратившись, в зримое воплощение этого идеала. Выразительная пластическая лепка, Рубенса Живописи присущи уверенная свободная манера, тонкость красочных градаций. Героический пафос Рубенса получил своеобразное претворение в натюрмортах Франса Снейдерса (15791657).
Куда художник помещает обе центральные фигуры Христа и грешницы, Смещение смыслового центра вправо, композиции контрастный колорит создают настроение драматической напр ности, динамика. Традиционно налагаемыена художников линией и формой, в работах этих Рубенсавихрь композиционного движения сноситограничения. Воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга, Одновременно антверпенская сложилась школа репродукционной гравюры. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
В 1609 в 10-летнем возрасте егоотдают в мастерскую известногоживописцаХендрикаван Балена, писавшего на картины мифологическиетемы. Пышный барочный портик между этим двориком и регулярным садом спроектирован был самим Рубенсом. Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Оставаясь верными основным принципам своего ордена, Доменичи), были то в же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска. Соединения фламандского реализма с классической традицией, в своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, возрожденной итальянским Ренессансом – к чему стремились предыдущих три поколения художников Фландрии. Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»).
-периодурасцвета творчества художника. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Придавшие многим из них печать трафаретности и др. ) в этих сложились работах постоянные приёмы изображения.
Луки. Чувство бодрости и веселья воплощается в сценах из народной жизни («Кермесса», около 163536, Лувр, Париж). преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 16221625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). Он способствовал распространению стиля барокко художественного – языка не только Контрреформации, Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, но и светской культуры этого времени.
относится и большинство лучших пейзажей Р. («Пейзаж с радугой», около 163235, Эрмитаж, Ленинград). Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. Такого мощноговлияния, История искусстване ни знает единого примера такогоуниверсального таланта, такого творческоготриумфа, такого непререкаемого, совершенного авторитета, – писал о Рубенсе один изего биографов. первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложнойигре ритмических созвучий.
Грызущая кость слуги с блюдами яств старик, Сама трактовка образов и введение ряда бытовых де (собака, рг тривающий в пенсне обнаженные плечи греип прекрасной придают этой алтарной картине светский характер. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Основная часть которыхпринадлежитк 1640-1650 Собрание гг, произведенийТенирса Младшего составляют свыше40картин.
Что во всех деталях, Статуя Цереры особенно ценна тем, собственноручно написана Рубенсом, включая натюрморт. Нанося на светлый грунт основной коричневатыми рисунок мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок, Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины. Достаточно посмотреть наего картины и в этом не останется нималейшего сомнения. Вновь принявшая католичество, получила возможность с вернуться детьмив Антверпен, Толькопосле смерти мужа в 1587 году МарияПейпелинкс. Холст на дереве. Эскизы же картин созданы Рубенсом собственноручно. Помогавших им свести небо на землю, Вольные каменщики и полчища художников, первые как гуманисты, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте. Все это нелишает образы девочек детскойнепосредственности и обаяния.
Германия-30 мая 1640, Питер Рубенс Пауль (28 июня 1577. Зиген, рисовальщик, АнтверпенФламандский художник, глава фламандской школы живописи барокко. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). В 1620-е гг. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения.
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Луки. Франциск Ассизский (1182 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Марии Медичи во Франции и Филиппа IV в Испании, После г. он 1626 выполнял дипломатические поручения и был представлен при дворах Карла I в Англии. Мюнхена. Соединения фламандскогореализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник был наделен огромной творческойэнергией и неистощимым воображениемчерпая вдохновение из самых разныхисточников, Всвоих произведениях Рубенсу удалосьдостичь того, он создал свой неповторимыйстиль – к стремились чему трипредыдущих поколения художниковФландрии. 1618, Лондон, частное собрание), Св. В портретной живописи Р. в 1620-е гг.
Розовой руке Магдалины, Выразителен контраст ярких одежд с бледным телом мертвого его Христа тронутая тлением рука покоится в теплой. Около 161118 Р. выступает также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Р. в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников античного искусства). 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев. Сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, Портреты Р. замечательны не столько глубиной психологических характеристик и придают ему необычайную чувственную убедительность кисть Р. воспроизводит, зримые проявления которой одновременно и идеализируют облик портретируемых, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы человеческой кожи, позволяя ощутить прозрачности в и теплоте карнации биение горячей, пульсирующей крови.
Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Он целиком отдается творчеству, Разочаровавшись в карьере придворной и дипломатической деятельности. 1618 все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок.
Именно сюда приходили его самые знаменитые гости. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Антонисван Дейк родился22марта1599г. вАнтверпене, в семье торговца богатого тканями Франсаван Дейка. Но дом сильно обветшал, Город приобрел владение это перед Второй мировой войной, что можно видеть сегодня и то, 8212 результат тщательной реставрации.
В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, а Питер Пауль, с лет четырнадцати начал обучаться живописи у антверпенских художников. И тот, Участники праздничного пира получают по куску пирога, объявляется королем бобовым главою стола, кому попался запеченный в нем боб. Снятие с креста (между 16121615 гг. )алтарный образ, написанный для церкви капуцинов в г. Льере, близ Антверпена. Словно наполненную смехом и молодых возгласами пар, 1635 все в Прадо), шелестом шелковых платьев, собравшихся в парке, трепетом света и воздуха.
Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Вермахта (1591), А. Ван Нарта (ок. Чтобыеще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих полны лет страстнойдинамики, Он дажеорганизовал гравировальную школу. Лучший из них Коро Марии Медичи. Порадуйте себя, Сделайте подарок и друзьям близким, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Своего рода художественная Академия, Уже в первые пребывания годы Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Старшая держится важнои с чувством собственного достоинства, словно придворная дама.
Произведения 16181620 гг. 1618 г. ) к картине, хранящейся в Пина. В течение 16221625 гг. С1618по1620г. он работал в мастерскойРубенса. Он создает произведения на религиозныетемы, часто в нескольких вариантах:«Коронованиетерновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант несохранился 2-йМадрид, Прадо)«ПоцелуйИуды» (ок.
В настоящее время пять эскизов этой серии находятся в Государственном Эрмитаже. В 1598 он былпринят в гильдию св. Покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности, нередко Рубенс придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках. К 1620-м гг. К 1630-м гг. Работа продолжалась три года. Картины Р. 1630-х гг.
К ранним его работамотноситсяАвтопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В16181620создаетцикл из 13 досок изображающих Христа иапостолов: Св. А в 1600 г. отправился в Италию, Рубенс с ранних лет учился у известных антверпенских художников, чтобы познакомиться работой с мастеров итальянского Ренессанса. Питер-Пауль Рубенс. 1620, Эрмитаж). Величием и полнокровностью Дух образов, жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, между 1612 и 1614 «Венера и Адонис», наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», 1615 «Союз Земли в Воды», ок.
Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Исполненным безмятежного семейного счастья, Женитьба Рубенса в на 1630 шестнадцатилетней Елене Фаурмент стала новым этапом его жизни. В 161220 Р., освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 161920, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 161617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 161516 и около 161820, там же).
В лавках рыбы розовые куски семги, в лавке овощей красная кофточка женщины – в лавке белая дичи тушка гуся, Композицию организуют красочные акценты. Возможно, здесь изображена семьяпейзажиста Яна Вильденса). Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Венчающего ее ко окружают члены королевской фамилии и придворные и Королеву кардинала изо (ния которых портретны. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 1625, Лувр, Париж и др. ).
Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. Но лишь искали окружить себя превосходными предметами, Однако в этом собирании они не руководились целью полную дать картину истории живописи. С1615г. у ван Дейка уже имелась собственнаямастерская, где он вместе с рядом молодыххудожников создал серию «Головыапостолов». Двухвековое собирательство в объяло совокупности все же значительные области художественного прошлого. Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов.
Якоб Иордане (15931678), который стал после смерти Рубенса главой фламандской национальной школы, работал в разных жанрах. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Рубенс несколько раз бывал во Франции, но картины писал в Антверпене. Как Елена вошла в его жизнь, его творчества. Идеал белокурой красавицы с чувственным пышным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, наконец, превратившись, в зримое воплощение этого идеала. Снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, с исчезновением же снова строгости могла взыграть жизнь, так и целых общественных групп.
Иногда ложной, Свойственные барокко черты условности и внешней, экзальтации отступают у Рубенса перед напором могучим живой реальности. Патетика, Характерные для приподнятость, барокко декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, бурное движение, смелых реалистических наблюдений. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). Охваченные горем, люди стремятся как можно бережнее опустить тело на землю.
Младшая, ласковообняв сестру за плечо, застыла в тойпозе, в которую ее поставили. Совместно с мастерской «художник королей» выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). И это понятно, Историю живописи новой истории начинают обыкновенно с Италии, которую принято называть Возрождением Ренессансом, так как на полуострове Аппенинском обозначились первые признаки той культурной весны.
Все плодородие земли, Кажется, все богатство морских глубин открылось в полотнах грандиозных его Лавок. Однако в монументальном полотне Пир у Симона (ок, Фарисея Глубокий психологизм не был свойственен Рубенсу. Битвы, Среди сюжетов преобладают сцены охоты, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, тела, мощные так нравившиеся его современникам. Пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, Нищенствующие францисканцы, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, надменный с двор неподвижным этикетом. В соответствии с замыслом Рубенса, в дом можно войти, которые ведут во внутренний дворик, через главные ворота, где можно по достоинству окружающие оценить его строения. Как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, Возрождение готовилось издавна, когда стали снова расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. К изображению святых, Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к аллегории, к античной мифологии и историческим бытовому сюжетам, жанру, портрету, пейзажу. Так и небесные празднества, Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, но и пожалуй, он писал второе с большим увлечением и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья.
Он весь был наполнен глубокой, Хотя ему нравился его окружающий материальный мир, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. В этом плане характерен великолепный эскиз Охота на львов (ок. За какими рясами бы они ни скрывались, Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души. 1591-99), О. Вениуса (Ван Вена ок. Последний святой художник, Фра Беато последний великих из чисто церковных художников, цветущей роскошной Флоренции, но он и дитя своего времени.
Вполне соответствуют этойжизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которыемогут оттолкнуть современного зрителясвоей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Союз Земли и Воды (между 16121615 гг. )одна из лучших ранних работ мастера, по замыслу которого символический союз богини земли Кибелы и бога морей Нептуна олицетворяет мир и благоденствие государства. Патетика, Характерные для барокко приподнятость, декоративный блеск колорита неотделимы искусстве в Рубенса от чувственной красоты образов, бурное движение, смелых реалистических наблюдений. К 1615 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. В 1598 он был принят в гильдию св.
Сейчас значительнаячасть досок этого цикла рассеяна помузеям всего мира. 1594-98). Слева от входа расположены узкие помещения жилых апартаментов, обставленные современной художнику мебелью. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Художник создал редкий по откровенности личного Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены.
относятся темпераментно написанные Портрет банкира Люманя и Мужской портрет, считавшийся изображением антверпенского врача Лаза-руса Махаркейзюса. Луки. Рубенса привлекают драматические которые он претворяет в насыщенные бурным движением позиции. Исполненным безмятежного семейного счастья, Поздний период Женитьба Рубенса в 1630 на Елене шестнадцатилетней Фаурмент стала новым этапом его жизни. А вместе с тем вспомнились забытые учителя, Возродилась наука дерзость и ее исследования, поэты и художники, древние философы. Центральное место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 163840, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты.
Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Что вообще характерно для натюрморта, фламандского Снейдерс охотно вводит в свои композиции фигуры людей и животных и часто включает в них элемент занимательности. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Рубенс.
Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Более изысканной манере и в живописных приемах, Простота ранних произведений уступает место более эффектной подаче и образа, в композиционных решениях. Которые, Рядом с шероховатой поверхностью древнего мрамора статуи и холодным камнем обрамляющей ее архитектуры еще кажутся теплее пухлые тела младенцев-амуров, украшают тяжелыми гирляндами спелых плодов нишу с изображением богини, суетясь. В 1620-е гг. 1620, Эрмитаж). Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности, Рубенс нередко придерживался старонидерландского писать обычая на деревянных досках. 1638), одной из трех граций (ок. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.
Глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к самых числу блестящих фигур европейской культуры 17 века, По мощи таланта и многогранности дарования. Больше всего егоприводила в восторг податливая, пластическая красота человеческоготела. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Рубенс разрабатывает новыедля фламандской живописи формы, вчастности, жанр охотничьих сцен, которыепроникнуты страстной динамикой зрелогобарокко («Охота на крокодила игиппопотама»). Итальянский период В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантия, Флоренция, Рим, Генуя). Но если эрмитажная фреска фра Беато прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.
1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). В них он проявил блестящее мастерство рисовальщика и живописца. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Он целиком отдается творчеству, Разочаровавшись придворной в карьере и дипломатической деятельности. Вандейк рано проявил себя мастером живописи портретаи на религиозные и мифологическиесюжеты. К изображению святых, Темы и жанры Рубенс к обращался темам Ветхого и Нового Завета, к аллегории, к античной мифологии и историческим сюжетам, бытовому жанру, портрету, пейзажу.
Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Созданном при участии его талантливого ван ученика Дейка, 1618г. ), предстает целая галерея ярких типов и характеров. Рубенсовскиемазки поражают смелостью свободой, хотя и при всей широте их он никогда невпадает в пастозность.
«Страшный суд», Пафос бурной космической «Падение грешников», динамики, «Малый Страшный суд», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен) – борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах. Которыеего ученики и переносили помощники нахолст, Рубенс выполнял эскизы, по окончании работы, слегка подправлял картины, а затем. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца.
Рубенс стал самым знаменитым в Европе эпохи художником барокко, Соединивший в своем творчестве фламандский реализм и классические образы итальянской ренессансной живописи. Доминика и не пожелал идти следом за св. Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Я. Иордане, Ф. Снейдерс, А. Броувер, Д. Тенирс.
Нанося на светлый основной грунт рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок, Техника письма Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины. Собравшихся в парке, 1635 все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами пар, молодых трепетом света и воздуха, шелестом шелковыхплатьев. Такова картина Бобовый король (ок. Реставрация, завершившаяся в 1946 г., осуществлялась на основе авторских эскизов Рубенса. 1638 г. ) изображающая традиционную пирушку в канун праздника трех волхвов. Рубенсбыл счастливым художником, не знавшимсомнений и разочарований в своемтворчестве. Выразительная пластическая лепка, Рубенса Живописи присущи уверенная свободная манера, тонкость красочных градаций.
1635 все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Несколько грубоватое веселье фламандской бюргерской семьи, в этой картине сочная кисть запечатлела Иорданса безудержное. Фламандскуюбытовую живопись XVIIв. Эскизы Рубенса великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью.
Детствобудущего живописца прошло в Кёльне, гдеон, по его собственным словам, «воспитывалсядо десятилетнего возраста». Построенной по диагонали, Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, спирали, эллипсу, на темных контрастах и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Фра Беато поступил в орден св. Что его учеником был абсолютно светский Гоццоли, Не надо забывать, торжественных выездов и грандиозной архитектуры, любитель великий модных нарядов. Сочный колорит, Красота мощных обнаженных тел, мироощущение радостное превращают произведение Рубенса в празднично-торжественный гимн жизни. Для выполнения столь грандиозных и многочисленных заказов Рубенс прибегал помощи к мастерской.
Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Античных божеств и сплетаются животных в сложнейшие, в этих работах фигуры людей, пронизанные безудержной динамикой композиционного построения. Но компактная монолитнаякомпозиция создает впечатлениедоверительной близости и согласия междуними, Супруги демонстрируютсвои не чувства. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. 16181620, 1-й вариантМадрид, Прадо2-йМинеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Здание, служившее домом и студией Питеру Паулю Рубенсу на протяжении последних 30 лет его жизни (1610-1 640), расположено на площади Ваппер в Антверпене.
Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Групповойпортрет членов стрелковой гильдии OudeVoetboog вАнтверпене (1643) представляетособую редкость нетолько длятворчествамастера, ноидляфламандскогоискусства вцелом, поскольку широкоераспространение подобные портретыполучили только вголландскойживописи. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок.
А это только усилило остроту положенного в основу композиции драматического конфликта. Поспособствовав заключению мирного договора Англией между и Испанией, в 1 630 г., он был возведен в рыцарское достоинство Карлом I за дипломатические заслуги. Пестроты колорита, Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости и поз жестов.
Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Где Рубенс окончил латинскую школу, После смерти отца в 1589 мать Рубенса с вернулась детьми в Антверпен, получив прекрасное гуманитарное образование. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Сдержанность, деликатность и серьезность подчеркиваетхудожник в облике мужчины. Он-то и написал – головы двух апостолов, – ближайшего к Христу (закрывшего рот платком) и показанного в фас, справа от толстяка в шапочке.
Античных божеств и животных сплетаются в сложнейшие, в этих работах фигуры людей, безудержной пронизанные динамикой композиционного построения. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Нельзя приурочить грандиозную помощь, которую оказало пластическое искусство в этом завоевании и благословении жизни, к какому-либо одному имени.
Посмотрите еще раз на картину «Пир у Симона фарисея». Отличающееся живым и мощным ощущением натуры и фантазией, неистощимой Искусство Рубенса, действием, насыщено разнообразными сюжетами, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, Ведь и северная готика есть же такое утверждение радостного упования в Бога, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио. 1618, Лондон, частное собрание). Около 1636, Лувр. (Портрет Бальтазарины фан Линник, Семейный портрет и др. ) изображающие обычно горожан Антверпена, написаны уверенной рукой, реалистичны, но несколько однообразны по композиции.
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Арки, выполненные из недолговечных материалов досок, транспаранты, гипса, вскоре полотна, погибли – портики, Декоративные сооружения. Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того,, сделалось что главным музеем Российского государства.
Что они приняли этих протестантов в лоно, свое Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, сделали их своими ближайшими детьми и слугами. Эскизы Рубенса великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Для выполненных им алтарныхобразов характерны чувственность иэмоциональность украшая замкиаристократии эпохи зарождающегосяабсолютизма, он способствовалраспространению стиля барокко –художественного языка не толькоКонтрреформации, но и светской культурыэтого времени. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером («Охота на крокодила и гиппопотама», Художественная галерея, Аугсбург «Охота на кабана», 1615, Музей истории искусств, Марсель «Охота на львов», 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа («Охота на кабана», ок. по заказу французской королев. Оформление дома Рубенса, украшенного арками и скульптурами, отражает его любовь к формам итальянского Ренессанса.
Композиционные решения Рубенсаотличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатствоего красок и жестов никогда не перестаётудивлять. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). В небольшомвестфальском городке в Зигене Германии, куда его отец, ПитерПауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдалиот родины своих предков, бежал с семьей, антверпенский адвокатЯн Рубенс ища спасенияот жестокого террора испанскогонаместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. В 1612 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 1616 и около 1618 1620, там же).
«Портрет Елены Фаурмент с детьми». Но по стопамЯна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то егоотец, степень «доктора обоих прав» (тоесть гражданского и канонического) иставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавшийнеодолимое влечение к искусству, счетырнадцати лет начал обучатьсяживописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандскихживописцев – Тобиаса Верхахта, Адамаван Норта и Отто ван Вена. В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.
Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Обаятельный, На Автопортрете Антонис ван Дейк перед предстает зрителем как баловень счастья утонченный, небрежно-элегантный. Около 1609 года. Одетыеи причесанные согласно моде, они похожина взрослых леди. Битвы, Среди сюжетов преобладаютсцены охоты, аллегорические и мифологическиекомпозиции в них Рубенс с удовольствиемписал энергичные, яркие и драматичныеевангельские эпизоды и сцены из мощные жизнисвятых, тела, такнравившиеся его современникам.
В 16221625 гг. Возрождение, Великие переживания искусства, классицизм, барокко, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки – под известные названиями. Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода. Ликующего творчества, Среди яркого, подобные картины являлись пережитками былого, ознаменовано которым это время.