Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова Материал для подготовки к сочинению 2015 Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром. Лермонтова «Родина» Автор: учитель «МОУ СОШ п. Первомайский» Токарева Л. Н. Природа И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА.
Добролюбов 3 Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям М. Ю. Лермонтова 7 Заголовок – Почему поэтом в автографе стихотворения было озаглавлено «Отчизна», но напечатано «Родина».
Он тонкий поэт, мастерски владеющий народной поэтикой. Вот таким образом тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Дорогой автору, в стихотворении возникает образ русской деревни, но бесконечно далекий от романтических ранних образов произведений. А если и находятся в поэзии Лермонтова положительные образы, связанные с родиной, то они отнесены к ее прошлому, как в стихотворении «Бородино» или в «Песне. Усталость странника заставляет любить простой и надежный устрой деревенской мирной жизни. Полное гумно, с резными ставнями окно радует его неприхотливое веселье трудолюбивого мужичка:И в праздник, крытую соломой, вечером росистым, Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков. Во всем стихотворении ощущается оттенок не только утверждения, но и полемики – избу, Лермонтов с любовью смотрит на редкие признаки довольства крестьян. (Три раза говорит люблю любовь, отрада, вздыхаю, смотреть до полночи готов) Мужички пьяные (в праздник) Олицетворение: чета берез (ср.
Но я люблю – за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Младые сыновья, Опора стареющих милая отцов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов, товарищи трудов. Где поэт перечисляет те формы патриотизма, За начальными стихами, следует обилие изображения русской природы, которые отдалены от него печатью официальности, мир большой России.
Перед встречей с Платоном Каратаевым Пьер был выкупан в бочке, Видимо, щучьему по велению доставленной из Парижа, наполненной французскими духами. Толстой уволил управляющего своим имением, так как тот возводил себе хоромы на уворованные у хозяина средства и нанял на эту должность честнейшего человека. Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М. Ю. Лермонтова.
Этот «обман зрения» поэт положит в основание возвышенного образа возлюбленной: месяц ходит низко, а ее окно высоко. про купца Калашникова». Увижу ль, о друзья. Не победит ее рассудок мой. Поэт-романтик, говоря о к любви Родине, с таким восторгом писал о Кавказе, видит совсем иные картины – который так много и возникает удивительная вещь. Но я люблю за что, не знаю сам. Что тут же испустил дух, у Лермонтова царский любимчик попытку за совершить подобный подвиг получил такую зуботычину.
Стихотворение «Родина» стало знаковым для русской литературы так о патриотизме еще никто не писал. Она олицетворяет Русь, он – Чудь, Мерю. 11 Лексические цепочки с указанием изобразительных средств Родина Отчизна Эллипсис:.
Однако стихотворение Бунина с первой же строки оригинально. Вот таким образом в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Как например, в художестве мало кто ему равен и тем более превосходит его или Эсхил Софокл. По словам В. Г. Судите сами об этой близости. Фет, по слову обожавшего его Владимира Соловьева, был «неугомонным поборником помещичьей правды против крестьянских злодеяний». Уже после Лермонтова Толстой в романе «Война и мир» выдвинул идею о «скрытой теплоте патриотизма», а Тютчев написал знаменитые строки «У Россию, не понять. ».
В своем послевоенном детстве я верил в молочные реки в кисельных берегах. но (люблю) странною любовью Эпитет странная имеет толкования : обычный, причудливый, непонятный, необычайный, особенный, вызывающий недоумение Преобладание личных местоимений (я, мой, мне) подчеркивает личное понимание Родины, она ближе, дороже Инверсия (Люблю я) требует логического ударения на я Олицетворение: степей холодное молчанье Эпитет: леса безбрежные Сравнение: разливы рек, подобные морям Отчизна- большая родина, государство Проселочная дорога- путь (фразеологизм жизненный путь) Обостряется зрение, обоняние (люблю дымок спаленной жнивы, пляска «с топотом и свистом», говор мужичков) Родина- это русский народ, крестьяне. Особое чувство поэта вызывает образ, ставший символом подлинно народной России: «и на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез». Он избегает красочных эпитетов и упоминает лишь о чете берез на средь холме желтой нивы. Поэту дорога своеобразная картина родной природы но прежде всего ему дорог сам русский народ.
Как Лермонтов описывает природу своей страны, в то же время нет никакой патетики в том, он сдержан очень и реалистичен, наоборот. Но «взором медленным пронзать» – это красивость, к которой романтики питают большую слабость. Хомяковым.
Лермонтова «Родина» свидетельствует о высоком художественном мастерстве поэта. Многие стихотворения наполнены глубокой любовью к Родине. Именно здесь отступает чувство одиночества. Лирический герой стихотворения любит возвышенно, так как он поэт.
Не случайно в одном стихотворении поэт четыре раза употребляет слово «люблю» и один раз «любовь». Что русский народ по-прежнему угнетен, Но при этом отдает себе отчет, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится более все ярко выраженным. Я до сих пор убежден, что на земле был рай, пока не появились грабители, «отцы народа» и не обнесли забором награбленное, разделив единую планету на государства. «Родина» – одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века. Соответственно меняется и размер: легко и естественно поэт переходит от несколько тяжелого, замедленного 6- и 5-стопного ямба к привычному, «пушкинскому», 4-стопному. Ее «обработал» Сергий Радонежский («краснеет там лампадка»), его – «Емелька Пугачев» («башка моя на плахе // Так-то весело подскочит. »).
Поэт как бы вбирает все то, что дорого обычному крестьянину, простому русскому человеку. Платон Каратаев, Услужливый и по смиренный, психическому складу своему лизоблюд из дворовых. Женимся. моя отчизна. » Позже он напишет известное стихотворение, где назовет свою родину «страна рабов, страна господ».
Надежд и склонностей душе в питать не смея, Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. В самом начале поэт резко отрицает все то, что могло бы посчитаться объяснением. Поэты клеймили бездушное светское общество «тупую чернь», которая не понимала истинной поэзии и ее назначения. Пусть кое-кто и заявлял – Но я люблю за что и многим писателям другим досталось от царских щедрот, Ее лесов безбрежных колыханье, не знаю сам Ее степей холодное молчанье, Разливы рек ее подобные морям Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Лирический герой стихотворения Бунина поэтичнее своих идеализированных собратьев из «Записок охотника» Тургенева, которые являются не чем иным, как продолжением «Бедной Лизы» Карамзина, первым в отечественной литературе совершившим открытие, что крестьяне тоже люди.
Основным художественным средством здесь является точный эпитет (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, с резными ставнями окно, дрожащие огни печальных деревень) и сравнение (разливы рек ее, подобные морям). Простых крестьян, родные просторы, культуру, обычную народную жизнь – как Лермонтов любит, Его смысл заключается не в том, природу, что а он любит. Наконец в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужиков», на которую поэтпутешественник «смотреть до полночи готов». Люблю сей темный сад его с прохладой и цветами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят, уставленный душистыми скирдами – Сей луг, я твой.
У него в этом городе уже давно завелась зазнобушка. Избу, с отрадой многим незнакомой я вижу полное гумно, с резными ставнями окно и в праздник, покрытую соломой, вечером Смотреть росистым, до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений, Ведь родина государство и – это два абсолютно различных понятия. Лермонтовское стихотворение и явилось своеобразным откликом на стихотворение «Россия», написанное одним из лидеров славянофилов А. С. Такое чувство, не имеющее объяснения, сродни самым личным интимным чувствам человека: нельзя любить за что-то, скорее можно любить вопреки. Этому есть логическое объяснение, Впрочем, которого придерживаются литературные некоторые критики. Внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить суровость эту родной природы, Возможно.
Поэт ощущает колорит грусти в картинах природы. Так как они должны речи придавать взволнованность, Эти концевые паузы не должныгрубо обрывать стих, соединяющим строкистиха, музыкальность. Эта мгновенная пауза является как бы воздушным мостиком. Следующиестроки почти равны. Это изменение названия, очевидно, граничит с тем, что слово «отчизна» воспринималось как декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Этот край.
Она во многом повлияла на творчество революционных демократов, Поэзия Михаила Юрьевича стала нового началом течения. Трижды повторенное отрицание это весомый ответ всем тем – кто пытался присоединить Лермонтова к своей Он позиции, пишет. Пьер Безухов, как и его создатель, граф, а графы при всех обстоятельствах благоухают.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас. Любопытен и мотив (причина) безысходности лирического героя. Лишь один штрих. Переписывались и читались в кружкахпрогрессивного передового общества, Их по стихирасходились рукам еще не напечатанные.
В стихотворении «Что ты мутный, светел-месяц. » о нас сказана жестокая правда, хотя в нем прописано чувство деклассированного. Стремление к свободе, Ненависть самодержавию к и произволу, которые и до него волновали русскую литературу, горячая любовь к родине и народу все это является в поэзии Лермонтова дальнейшим развитием тех общественных настроений. Разница между Державиным и Лермонтовым лишь в полярности позиций их по отношению к закрепощенному народу. Его любовь искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство. Попросите любого, знающего наизусть «Родину», прочитать это стихотворение и он обязательно допустит ошибку в финальном слове: вместо «мужичков» произнесет «мужиков» и будет настаивать на своей правоте.
Вот, например, пленительные строки Фета - Поэт запечатлел вербное воскресенье. Даже тот «медленный взор», которым поэт «пронзает ночи тень», находится в каком-то недосказанном соотношении с безграничностью этих равнин: их, кажется, никогда не проедешь даже в «скачущей телеге». А как энергично, как лапидарно стихотворение. Скорее всего, на первом. Окно ее выше месяца, так как выше ее вообще никого нет на всем белом свете.
Ни со славой империи, Его любовь не имеет общего с ни казенным монархизмом, ей чуждо «гордое доверие», купленной кровыо «усмиренных», основанное на убеждении в незыблемости крепостнических отношений. Когда мы любим, мы любим так, как герой этого стихотворения. Попервоначалу и тогдашние московские дома могли человеку деревенскому показаться высокими, Конечно. Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю» и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез».
Любил насмехаться над однополчанами и решал при споры помощи дуэли, в своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом. Ах, до чего миролюбиво. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения. Основное содержание которого – русская природа народная и жизнь, в стихотворении создан живой поэтический образ России.
В этой антитезе как будто не все стыкуется. Причудливый, но (люблю) странною любовью Эпитет странная толкования имеет : обычный, необычайный, непонятный, особенный, вызывающий недоумение Преобладание личных местоимений (я, мой, мне) подчеркивает личное понимание Родины, она ближе, дороже Инверсия (Люблю я) требует логического ударения на я Олицетворение: степей холодное молчанье Эпитет: леса безбрежные Сравнение: разливы рек, подобные морям Отчизна- большая родина, государство Проселочная дорога- путь (фразеологизм жизненный путь) Обостряется зрение, обоняние (люблю дымок спаленной жнивы, пляска «с топотом и свистом», говор мужичков) Родина- это русский народ, крестьяне. Зимой он как раз таки ходит высоко. Поэт спорит. Не внемля стона, Не видя слез, Здесь барство дикое, На пагубу людей избранное судьбой, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной и лозой труд и собственность и время земледельца. В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он наслаждается и явлением весны и радостью, окрасившей народное настроение. Бунин о едином русском духе измыслил и утверждал: «Есть два типа в народе.
Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно». Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. Это и «Жалобы турка» и «Прощай, немытая Россия» и, конечно, «Родина». Не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве строя, политического Не возносить ее достижения и заслуги. Платон Каратаев из крестьян, смерд, а смерду и положено смердеть.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М. Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Заложенной в этом стихотворении, Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, а Добролюбов отметил, ко наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» признал и «одной из лучших», что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». В жизни Лермонтов встречал только светских львиц – зоопарков в тогдашней России не было. К видимости, Но обоих этих писателей роднит пристрастие к внешнему, что легко обнаруживается потому, к показухе, что они стараются выдать за всамделишное чувство жиденькую свою сентиментальность. Достаточно сравнить такие строки из «Родины» Лермонтова и «Евгения Онегина» Пушкина: В соответствии с общей концепцией стихотворения, оно лишено патетики лишь первая часть звучит более торжественно, а потом язык становится все проще.
Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Выходит, что герой и героиня стихотворения принадлежат разным и непримиримым племенам. Но в то, что «Пьер почувствовал что-то приятноев запахе даже этого человека», я бессилен поверить. Но вместо всего этого поэт трижды повторит другую, самую важную для него идею его любовь к Родине «странная» Это слово становится ключевым в стихотворении «Родина»: Люблю отчизну я, но странною любовью. Он отстаивает свое на право любовь к родине без восторгов по поводу военной мощи николаевской монархии или сохранения старого уклада жизни.
Бескрайние степи, Воссоздавая пейзаж обобщенный родины, подобные морям разливы рек, безбрежные леса – поэт подчеркивает огромность ее просторов. Что Николай I, Надо сказать, зорко за следил развитием отечественной литературы, подобно своей бабушке. А в начале XX века А. Блок выразит свою любовь к родной земле так же откровенно и искренне:Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви. А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны: Особенности мировосприятия Лермонтова в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине, выраженную в этом стихотворении. Многим незнакомой, с отрадой, Избу, я вижу полное гумно, покрытую соломой, с резными ставнями окно и в праздник, вечером Смотреть росистым, до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Этот поэтический шедевр помещается между двумя словами: «Люблю мужичков».
В частности, Толстой признавался, что «Бородино» было тем зерном из которого выросла «Война и мир». Первая из них немного короче и может быть удлинена большейпаузой на конце строки или наиболее раздельным произнесением каждого слова, тоесть изменением темпа. Но относился к так, нему Лермонтов любил народ, свысока, как и люди его круга, что и прорвалось в этом стихотворении исполненном настоящей искренности. Это проявляется в словах поэта, что «отрада» при соприкосновении с народной жизнью знакома лишь «немногим».
Отсюда и разница в обхождении Екатерины II c Державиным и Николая I c Лермонтовым. Этот горький пьяница – обладатель народной, многоцветной речи. Речь идет о том, что лирический герой пристально вглядывается в ночную темень – как а раз оттеняю тот факт, я не отрицаю, особенно романтиков, что у поэтов, нередко встречаются оговорки - Смысл и второй строки вполне понятен. Его любовь не имеет общего ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровыо «усмиренных», ей чуждо «гордое доверие», основанное на убеждении в незыблемости крепостнических отношений. А не рассуждение, преобладает Здесь описание, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Но опубликовано оно было при жизни поэта в том же году в журнале «Отечественные записки» под названием «Родина». Сам он не был религиозен. Подобные морям Поэт любит природу родной страны, Вот что он любит:Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных рев колыханье, Разливы ее, ее скромную красоту и непритязательную прелесть. Что стихотворение возникло под влиянием путешествия через Россию после неурожая 1839 года, Если при этом знать, заключительные строки лермонтовского стихотворения становятся особо значительными», в когда деревнях ели даже кровельную солому.
Но обратим внимание на эпитет «праздный». Подобное не встречается в народных песнях. Когда русский народ создавал прекрасные песни, лирические Но были времена, жемчужины среди жемчужин мировой поэзии. В степи ночующий обоз, Люблю дымок спаленной и жнивы, на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Полное поправение Гоголя обошлось царской казне в 3000 рублей, что куда меньше 30 серебренников. Время, Это было время острой политической борьбыобщественных мнений, против ненавистного позорного рабства крепостного права, когда передовая художественная литература тесно связал а себя собщественно-революционным движением когда властителями дум и настроений былиРадищев, когда все лучшие люди России подняли свой голоспротив самодержавия, Рылеев, в которых венценосные властители видели народа опасныхмятежников, бунтовщиков, подрывающих основы самодержавия, призывающих креволюции.
супружеская чета) Эпитет: огни деревень дрожащие, печальные. Образ родной земли, о чем бы ни писал Лермонтов исторические события становились неизменно главными источниками его вдохновения, подвиги народа. Светлую, М. Ю. Лермонтов рисует Россию народную, величавую, торжественную, несмотря но, на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. выражение в стихотворении «Родина». На каком этаже могла жить его возлюбленная. И душевная мощь, Но и тесно мысль, связаны с эпохой, как характерные черты лермонтовской лирики, которая породила творчество поэта. Творчество Лермонтова это прежде всего гениальное продолжение лучших идейных традиций русской литературы.
Так что эпитеты здесь приобретают психологический характер. Что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным, Исследователи этого творчества поэта убеждены. В «Войне и мире» на первых ролях «отцы народа», близкие, по убеждению Толстого, простому народу.
Купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья. Что же любит этот и поэт, далее продолжает:Не победит ее рассудок мой, Ни слава и к величавому покою государства, равнодушный и к воинской славе и даже к преданьям темной старины, записанным смиренными иноками-летописцами. Я очень люблю и Толстого, который многим обязан Лермонтову. М. Ю. Так какстрока короче только на половину двухсложной стопы, Но это удлинение паузы быть должно еле ощутимо.
Толстой – гениальный художник. Чем не народолюбие. Ныне он, мастер многоцветного русского слова, кое-кому может показаться чистой выдумкой, потому как времена такие, когда «занимаются любовью» (похабней этой кальки с американского я ничего не знаю). Существует и альтернативная трактовка этого произведения, Впрочем, бесспорно, которое, является в ключевым творчестве поэта.
Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и все «друзья человечества» декабристы посвятили себя делу служения народу. Вот они другие очень известные строки поэта – Собственно, с мысли, заключенной в этих строках, с отмежевания от официальной России и начинается «Родина», что находит четкое отражение в композиции стихотворения. Что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии Петербург, в Известно. Вообще Лермонтов никогда, даже в «реляции», составленной для любимой женщины, перед которой другой был бы не прочь покрасоваться своей личной удалью, не уничижал противника – В «Бородино» альтер эго автора задает вопрос старому воину – и уходит в тень. Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар. Он выражает его через те картины родной страны, которые особенно близки его сердцу. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.
Что ему было дорого, Именно вот таким образом он поспешил попрощаться со всем тем, без не которой считал нужным появляться в высшем обществе, сняв на мгновение маску шута и лицедея. Их перо беспощадно клеймилоцаризм, дикое барство, которое «без чувств, без закона присвоило себенасильственной лозой и труд и собственность и время земледельца». Не подбор соответствующих доводов, Это не система пропитанная доказательств, авторским лиризмом картина родной страны, а эмоциональная. Не зря Толстой ставил себя выше Христа.
То, Но если у льва в грива, чем Лермонтов очень силен, мысля логически, у подруги льва она тоже наличествует. Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Но по законам стиховедения на конце строкидолжна быть сделана небольшая пауза для вдоха, строка Вторая не имеетникакого пунктуационного знака. Такт у него был абсолютно безупречным. Бунинское стихотворение овеяно отнюдь не народолюбием. О каком народном творчестве при столь массированной порнографической атаке идти может речь.
Мы встречаем на своем пути женщину небесной красоты, ангела во плоти. Куда там Карамзину. Что в конце творческого пути, Вот почему так важно, кто обвинял его в отсутствии отвечая патриотизма, на упреки тех, он пишет стихотворение, главная тема которого любовь к Родине. В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Как и Лермонтов, же, Так а в начале ХХ столетия – Блок, о любви к Отчизне писал во второй половине XIX века Некрасов. Для Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали, которые поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью.
Нечто сходное имеется в патриотическом чувстве, о котором пишет Лермонтов. А еще потому, что любить можно только возвышенно иначе это будет не любовь. «лермонтов обладал, умевши рано постичь недостатки современного общества, громадным талантом умел и, понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе – конечно, Он писал. Взволнованная речь поэта насыщена вопросительными и восклицательными предложениями: «Люблю отчизну я, но странною любовью. » Реже поэт использует в этом стихотворении метафоры, особенно развернутые: «степей молчанье», «лесов колыханье».
Но слишком отличным от своего зерна вымахало творение Толстого. Отмеченные «неточности» объясняются замутненным взглядом лирического героя, который пьян. Необъяснимой холодности к тому – что составляет общепризнанновысокий патриотического предмет воодушевления («слава, купленные кровью») противостоит столь же «непобедимая» рассудком привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы русской деревни, Мотив «странной» любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах.
Чего так боялся поэт, Иначе любовь к Родине будет приправлена разочарования, горечью испытавший это чувство. Вся вина крестьян перед Фетом заключалась в том, что они, «праздные», никак не соглашались гнуть на барина спину двадцать пять часов в сутки. Да и как Лермонтов, мятежник по духу, мог уважать такой народ. Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, По мнению литературного критика Виссариона Белинского, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, но и окончательно предчувствовал и бесповоротно. Такое восприятие поэзии Лермонтова было свойственно и другому великому современнику Герцену: «Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела, она пробивалась во всех его стихотворениях» Эти слова поддерживались всем содержанием творчества Лермонтова, широким кругом идей, наполнявших его произведения, преобладанием напряженной мысли во внутренней жизни его героев.
Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Стихотворение «Родина» – это попытка собрать все, что ему дорого в родной стране. Многим непонятно высказывание поэта, что он любит свою страну «странной любовью».
Который во второй половине XIX века много писал о любви своей к отчизне, Стихотворение написано двусложным стихотворным размером с ударением на втором слоге ямбом. Поэзия Лермонтова предвещала поэзию революционных демократов и во многом повлияла на творчество Некрасова. Но ведь кому неизвестно, кто кого порол, кому поставлять спину: барину или мужику. Тем, кто хочет разбогатеть честным путем, открою секрет пари. Перед нами встает типичный пейзаж средней полосы России, с ее проселочными дорогами, «печальными» деревнями, дымком идущим от спаленной жнивы, ночующим в степи обозом. Вот его фраза из «Жизни Арсеньева»: «Теперь, в июне, луна ходила по-летнему, ниже». Да и сам Платон Каратаев – клевета на русский народ.
Потому это слово и заменено им в названии – несмотря на отношение уважительное к декабристам и их гражданскому подвигу, Так, он не согласен с тем, о чем поэт писал во многих стихотворениях, что идея гражданского служения причина его любви к отчизне. Он любит «ее степей холодное молчанье». Тень ночи – тоже неудачный оборот, так как у ночи может быть тень лишь в символическом значении, а в «Родине» нет и тени символизма.
Достаточно сравнить две редакции «Тараса Бульбы», чтобы оценить дальновидную щедрость государя. Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Вдали рассыпанные хаты, За ними ряд холмов и нивы полосаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты Везде довольства следы и труда8230 я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе и не завидывать судьбе Злодея иль глупца 8211 в величии неправом – Где парус рыбаря белеет иногда, Везде передо мной подвижные картины. К тому же этот странный месяц, светлый и мутный одновременно, почему-то ходит низко. Поэт удачно сталкивает эпитет «мутный» с обращением «светел-месяц». Которые осчастливливали простолюдинок, в скотском услужении они покорно своих одалживали жен благородным графам. Если причина чувства осознается, то такое чувство можно назвать как угодно, но не любовью.
На деревенских проселках в полную ширь и во всей красоте открылась лирическому герою его страна ее с неразгаданной тайной. Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде убийственный невежества позор – Но мысль ужасная здесь душу омрачает. Ни его армию тем и самым воздает должное подвигу русских воинов в отечественной войне, Лермонтов не принижает ни Наполеона. Семнадцать строк – и явлена «психика славянина».
Лермонтов вошел в русскую литературу продолжатель как традиций Пушкина и поэтов-декабристов. Взрослый человек, уже пропитанный условностями и привычно покачивающейся на волнах общественного лицемерия, не допускает мысли, что поэт способен на такую пренебрежительность к народу, которому он изъясняется в любви. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1828) Лермонтов абсолютно неожиданно от описания всего того, что возмущает его в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», переходит к утверждению: «Друг. Но лирический герой уже обжился в Москве, знаком с московскими кабаками.
Сказано просто и очень точно. И в этом заметно расхождение Лермонтова со взглядами славинофилов на патриотизм. Духовная близость барина и крестьянина – сверх чудо. Об этом Бунин твердо ведал. Он далеко не новичок в городе.
Здесь сдвиг из-за которого получается «ночитень». И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит чтото родное в «лесов безбрежных колыханье». Принято считать, что известный рисунок Лермонтова, названный «Чета белеющих берез», представляет собой авторскую иллюстрацию к стихотворению «Родина». Он такой же представитель народа, как и вербуемые из числа этого самого народа полицаи, охраняющие покой «отцов народа». Нет, я не ставлю знака равенства между прозой Карамзина и Тургенева. О, если б голос мой умел сердца тревожить. Что львица не причесалась, а мохнатая эта грива потому, не а так как поэт изображает бурливую волну горной реки. Какой из писателей говорил о себе иное.
Поэт испытывает чувства к Отчизне как к женщине или родному, близкому человеку. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна».
А из деревни в Москву – вот в единственный этот раз, Бунин в редчайших случаях приводил своего лирического героя в город. К теме любви поэт приступает во второй части стихотворения, с формулы самой любви: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Автор не рассматривает достоинства и недостатки России, Стих «Родина» Лермонтова его выкрывает потаенные чувства, какая она есть, он любит ее такую. Пишу это не по своей сильной любви к Лермонтову. Что люди творческого склада удивительной обладают интуицией или, Считается, даром предвидения, как это принято называть в литературных кругах. Что завершающая это описание России народной картина показывает, Неоднократно исследователи отмечали, насколько Лермонтов близок здесь пушкинской традиции.
Любовь иррациональна, любовь – ослепление. Я готов поверить в любое чудо, даже в воскрешение Лазаря. К трудам рождает жар во мне, Он гонит лени сон и угрюмый, ваши творческие думы в душевной зреют глубине. Особенностью которого является то, 1-я часть представляет общий тезис, а как отрицание всего того, что он дается не в виде утверждения, что не может для автора быть объяснением любви его к родине. Это отметил Добролюбов.
Его, эстета, привлекла красота весеннего праздника. Чтобы избежать «ночи тени» эти слова следует произносить с нарочитой паузой в полторы-две секунды. Он не может все принять в своем отечестве, любовь Его к Родине неоднозначна и порой мучительна. Приближенные к наблюдателю детали пейзажа, Затем выступают частные, непосредственно связанные народным с бытом.
Оно могло принести мне достаток, если многочисленные пари о нем я заключал бы на деньги. Эпитет «медленный» мало нагружен, не точен. Если тебя ударят в одну – щеку чтобы он продолжал драть с овец семь шкур, Тогда Толстой вернул ненасытного волка, подставь и другую, а сам усердно занимался своим учением о непротивлении злу насилием. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» Поэт не отрицает прошедшего, но все же событийная сторона русской истории оставляет его равнодушным. Само сочетание «ночи тень» грешит против эвфонии.
Нет, Иван Алексеевич Бунин и идеализация народа – вещи несовместимые. У Тургенева такие описания русской природы, что даже чужеземец ими зачаруется. Где он распознал во мраке бродягу другого по запаху пота, Пьер после долгого бродяжничества был водворен оккупантами в темный барак. По словам князя Вяземского, Петра Михаил Лермонтов не являлся исключением и, предчувствовал свою гибель на дуэли. Ведь он доказывает, что это чувство иррационально, его можно показать, выразить в образах, «заговорить» словом как заклинанием, но невозможно объяснить.
Но в «Родине» деревня предстает как поэтическое воплощение отчизны, ее символ, средоточие патриотического чувства автора. Затем он последовательно отрицает как официальную версию патриотизма в духе лозунга «самодержавие, православие, народность», так и славянофильское представление о патриотизме как любви к прошлому России. Стихотворный язык Лермонтова сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность, Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные переживания («холодное молчанье», «безбрежное колыханье», «дрожащие огни», «ночующий обоз» и др. ). Вот, например, в моей деревне живут одни старики, живут на нищенскую пенсию, живут без водопровода, газа, телефона, но зато успевают просмотреть пятнадцать телевизионных программ, на которых «занимаются любовью». «Люблю отчизну я, но странною любовью», признается поэт в начале стихотворения. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения поэтической мысли.
Но все объясняется без сказочных чудес. Возьмемпоэзию Пушкина и Лермонтова. Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, заложенной в этом стихотворении, ко наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» и признал «одной из лучших», а Добролюбов отметил, что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень». И что в том, что поэт неоднократно заявлял о своей любви к народу. Столь же крепким хозяином был и большой друг Фета.
А вот в фарисействе Толстой не знает себе равных. При новом управляющем доходы резко упали против прежних. Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стих «Родина» Лермонтова выкрывает его потаенные чувства, автор не рассматривает достоинства и недостатки России, он любит ее такую, какая она есть.
В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М. Ю. Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». Может быть, на втором или третьем. 1-я часть полемическая, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные она – составляет начальные шесть строк стихотворения 2-я часть элегия, Стихотворение можно условно разделить на две неравные части. Кажется, Ничто, такого ощущения покоя, не дает такого умиротворения, даже радости, как это с общение деревенской Россией. А чистоту и непосредственность, Он любит не сохранившиеся обычаи предков, мир, цельность внутреннюю национального характера, близкий простой патриархальной жизни, к которой ближе всего стоит крестьянская, деревенская Россия. Стихотворение М. Ю. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Падшее по манию царя, народ неугнетенный и рабство и над отечеством свободы Взойдет просвещенной ли наконец прекрасная заря.
Как пишет И. Андроников: «Родина» представляет собою ответ Лермонтова на какой-то политический спор о России. Но, несмотря на свои высокие поэтические достоинства, «Что ты мутный, светел-месяц. » никогда не будет стоять в одном ряду с «Родиной». Белинского, «все в его поэзии дышит самобытною и творческою мыслью». Которую автор вкладывал в Такое стихотворение, значение не соответствовало идее, отказываясь от всех существовавших понятий патриотизма. В другом – Чудь, в одном преобладает Русь, как из дерева, Меря Народ сам сказал про себя: Из нас, – и дубина и икона, – в зависимости от обстоятельств, от того, кто древо это обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».
Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с которыми связан мотив пространства, близкий по духу лирическому отступлению Гоголя о богатырях из поэмы «Мертвые души», также завершенной в 1841 году. Насколько иррационально его чувство, о том, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта, представление дают патриотические мотивы. Мотив «странной» любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанновысокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленные кровью») противостоит столь же «непобедимая» рассудком привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы русской деревни.