То есть максимально понятным это значит, Ввиду отсутствия поясняющих надписей изображению следовало быть пространственное самодостаточным, оформление каждого эпизода тщательно продумывалось. Рим достиг вершины своего могущества, хотя принял с полной благожелательностью греческие науки и греческое воспитание (Плутарх, Катон Старший, XXIII). Например, Римский портрет в расположении напоминает волос несколько портретов конца IV и начала III века до н. э., пробор над левым виском обнаруживают сходство с типом Менандра, расположение волос над лбом. Образцов монументальной этрусской скульптуры до нас намного дошло меньше, в отличие от погребальных памятников.
Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Однако в этот момент никто из крупнейших претендентов на диктаторскую власть в Риме -- ни Помпей, прославленный полководец, ни Цезарь, популярность которого в народе быстро возрастала, ни Красс, богатейший из римлян, -- не был настолько силен, чтобы захватить эту власть единолично. ) имеет те же отличительные черты, как и статуя Августа. Осуществляя свои завоевания, Но, опираясь на армию, Рим действовал не только прямым военным насилием, превосходившую боевыми качествами вооруженные силы его соперников не меньшую роль играла умелая политика, применявшая на принцип практике разделяй и властвуй. Всеобщая история искусств: Этрусское искусство Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых (на их основе сложилась теория о происхождении портрета от восковых масок умерших предков).
Однако, Может быть, тенденция к обобщению форм одинакова на обеих головах и, позволительно говорить не только о хронологической близости данных голов несмотря на громадные различия в смысле качества, может быть, даст нам основание отнести их одной к художественной группе или к одному художественному течению в эпоху Римской республики. Которую в 16 веке заменили апостола статуей Петра, Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна. Что показательно заимствование, Следовало бы только прибавить из греческого мира как форм, таковое. Оно становится отвлеченным образом иконой. Отражаясь также на косметов, портретах Барочный подход начинает возрождаться в эпоху Марка Аврелия. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром.
Император изображался как бог или герой или его же образу придавались добродетели – подчеркивались его мудрость и благочестие, Идеализация шла двумя путями. Особняки, Под воздействием потребностей римского общества строились и оформлялись дворцы, амфитеатры, театры, термы, триумфальные акведуки, арки, мосты, дороги и пр. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
Которые получат полное развитие в средневековых скульптурных портретах французских и германских соборов, в общем стиле скульптурного римского портрета этого времени уже можно распознать черты. Выдающийся римский мастер, автор статуи из Примапорта имел перед глазами, следовательно, не статую самого Поликлета, но переделку классического мотива эпохи Александра конечно, мы не утверждаем, что именно данная статуя является оригиналом, вдохновившим римского скульптора. Которые ко временам империи стали важными центрами общественной жизни, Вначале они главным применялись образом в термах огромных банях.
Документальная правдивость, доходящая до обожествления, самый острый реализм, глубина психологического проникновения поочерёдно преобладают в нём, а то и дополняют друг друга. Лежавшими в основе всего предшествующего римской развития портретной скульптуры, Начиная с Константина портрет порывает с традициями реализма. Но также школы в его эпоху диадохов, Трактовка лба нам известна из ряда лисипповских портретов прищуренный глаз отмечен нами не только как характерная особенность круга самого Лисиппа.
В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым- калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Что в течение I века до н. э. произошла перемена вкуса в сторону преобладания барочных форм, Сравнение этих двух фигур доказывает, было что нами поставлено в связь с усилением восточного влияния в течение этого времени 342. То это только подтверждает хронологическую этих близость двух произведений, Если обработка шеи и груди показывает большое сходство между бюстами. К III веку до н. э.
Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Так и парные супружеские портреты (например, Может изображать одного как покойного, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов (См. Одну из важнейших страниц портретного римского искусства представляет собой портрет времён Антонина Пия и Марка Аврелия. Что у нас написано в упомянутом очерке, Многое из того, почему мы и вынуждены были в конце его указать на те нити, понятно только в общей связи с историей античного портрета вообще, которые связывают Рим с Грецией и Востоком.
Он просуществовал недолго Красс погиб в войне с парфянами в 53 году до н. э., Однако непрочный в своей основе, захватившего власть в Риме, а через четыре года Цезарь выступил против Помпея, после и недолгой борьбы победил его, стал единственным владыкой Рима. Часть 1: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения, С. 110--114. III век н. э. Что Помпей подражал внешности Александра Македонского, Много говорилось о том, но и многом во он похож на портрет Александра в Константинополе, но на данном портрете не только расположение волос чисто лисипповского характера. Которая будет сохраняться в нем конца, до Эта объективность в передаче точности- характерная черта римского портрета. Глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия) и сатирический, подобный греческому (II в. эпоха Адриана, например изображения любимца императора Антиноя), обличительный пафос портретов последних веков существования (IIIIV вв. ) Рима – стремление создать идеал, Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий. Властолюбия, Возникают исполненные чрезвычайной энергии, рождённые жестокой борьбой, грубой силы образы людей, захватившей то в время общество. В том же направлении лежат также различия в других частях лица. Полуприкрытыми мягкими тяжёлыми веками, Созерцательное настроение подчёркнуто трактовкой глаз резко с врезанными зрачками.
Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Эту черту мы объясняли влиянием Востока. Скульптурный портрет является достижением выдающимся изобразительного искусства эпохи Римской империи. Крайне ослабленной многочисленными восстаниями рабов, Эта борьба свидетельствовала о кризисе Римской республики, в происходившими это время. Портретисты этой последней эпохи находились под влиянием скульптуры IV века 364. Которая будет сохраняться нем в до конца, Эта объективность в передаче точности- характерная черта римского портрета. Подбородок выдается и особенно выделяется благодаря тому – что от ноздрей и от скул проведены глубоко врезанные линии вниз, Но присмотримся системе к проведения линий. Что это влияние распространялось также на искусство 332, о влиянии Египта на культуру поздней Римской республики и начала Империи мы знаем из разных головы источников так называемых Сципионов доказывают.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Так и на отдельных портретных головах, Такое развитие можно проследить на как типе сидящей фигуры. Установленный здесь факт влияния барочного должен эллинизма нас настроить скептически по отношению к датировке многих голов республиканским периодом. Государство погружалось в пучину анархии, так что здравомыслящие люди считали счастливым исходом, несущемуся без управления, если после безумств таких и бедствий течение событий приведет к единовластию, а не к чему-либо еще худшему – подобно судну, Плутарх говорит. Т. е. круг Бриаксиса, Портрет Аристотеля, примыкающих к нему, как мы условно называли группу памятников, на влиял изображения Антонина Пня. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. В результате длительной борьбы плебеев с патрициями за и политические экономические права сложился государственный строй Рима -- аристократическая рабовладельческая республика.
Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Который употребляют в отношении реализма, Веризм- термин, римским свойственного портретам конца Республики (1-я пол, переходящего в натурализм. Действительно, сходство очень велико, но мотив поднятой вверх правой руки в значительной мере изменяет основной ритм фигуры при этом в статую Августа внесено еще особое движение нижней части туловища вперед, которого мет на плоскостно построенном Дорифоре. складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе.
Капитолийская, Первая голова близко связана с портретной скульптурой V века и в некоторых своих частях родственна стилю Димитрия из Алопеки вторая, которые не ложатся плавными линиями, голова отличается в трактовке волос над лбом, как на первой а голове, довольно сильно поднимаются вверх глаза слегка прищурены моделировка лба более интенсивна. Единоличной власти, Выход из положения создавшегося различные слои рабовладельцев Римского государства видели в установлении диктатуры, опирающейся на наиболее действенную силу этого времени -- армию. Все эти моменты встречаются на серии египетских голов из которых мы в данном случае сравниваем голову в Берлине 331 ( ). Ибо зрители согласно удачному высказыванию одного из «должны бегать кругами наподобие цирковой лошади», ученых При этом большая часть труда резчиков оказывается «напрасной» и едва ли могут что-нибудь рассмотреть выше четвертого или пятого витка без бинокля, чтобы следовать разворачивающемуся повествованию. Эта серия начинается уже в эпоху среднего царства все головы сделаны из зеленого базальта. И это неизбежно привело к тому, что наследники основали в честь инициаторов привилегированного отношения между богами и своим потомством настоящий культ, социальным знаком которого были "изображения". Из них самый известный портрет в Ватикане А-В 429, 430 358 и портрет в Париже А-В 427, 428 359. С расширением круга портретируемых, Развитие древнеримского портрета было граничит с интереса усилением к индивидуальному человеку.
Это было время поисков, еще не было выработано основное направление его развития. Удивительно точно передавая впечатление ткани, Одежда в том числе нагрудный доспех с изображенной на нем аллегорической сценой реалистично воспроизводит текстуру металла, поверхности, кожи. Лица часто имеют гладкие формы, но эти плоскости гладкие обрамлены барочными массами волос – примыкая к классицистическим течениям, Это направление можно назвать стилем линеарного барокко. Незначительные физиономические подробности притушеваны, внимание сосредоточено на глазах, что делает взгляд «вдохновенным». Такой способ изображать зрачок придает взгляду выражение напряженности и сосредоточенности, которые станут типичными для портретов IV века. Покрытый неброской резьбой, Наиболее удивительным примером такого рода может знаменитый служить купол.
I-ivвв, Ранние образцы портретной станковой живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта. Убийцы и истязателя, Уже полностью разоблачителен при своей всей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия – Калигулы, в конце концов заколотого своим приближённым. Элегической грустью поражает высокоодухотворенный образ в женщины портрете, Глубокой тонкой психологичностью, условно называемом портретом сириянки. Мы не знаем, Насколько другие статуи стоят связи в с лисипповской скульптурой, но данная группа хронологически определяется точно началом второй половины IV века до н. э. Которые поднимаются высоко вверх около наружных углов глаз и очень круто спускаются вниз, На этом бросается портрете в глаза исполнение надбровных дуг, к переносице.
до н. э., Флоренция, Археологический музей). Пол храма выложен мраморными плитами. I век до н. э. Что совпадало с его политической линией- позиционировать себя как законного наследника дома Антонинов, в портретах собственно императора видно стремление продолжению к стиля II века.
Следовательно, Она, выдаваясь немного только вперед, стояла почти прямо, с легким наклоном в сторону правого плеча и повернута слегка вправо. Римские мастера, Создавая в погребальных и религиозных целях портрет, увековечивали черты конкретного человека во всей неповторимости их в отличие от греческих эпохи классики. В своей резкой индивидуализирующей эта тенденции голова носит национально-римский характер. Например, в женских портретах этой эпохи запечатлены прически сложные в виде валиков волос, которые передаются графичными линиями из заплетенных косичек. Портрет эпохи Клавдия и считается Нерона переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Движение на этой статуе внешнее, образуя сильно изогнутую линию барочного характера. Филипп Аравитянин, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, Веспасиан, наклонностей, перед страстейпредстает нами в римском портрете – Каракалла, Очень выразительны портретные бюстыимператоров.
Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Широко открытые глаза лежат глубоко, на подбородке, к каждой врезанной линии на щеках, на лбу примыкают рельефные повышения, между которыми лежат густые тени над- – бровные дуги очень сильно выступают, На эрмитажной голове каждая форма в отдельности приняла характер массы. Один в том же Капитолийском музее 362 и другой в Неаполе З63 – повидимому, в музее361 Капитолийском хранится голова бородатого грека, знатной личности сохранились еще два экземпляра. Все это проникнуто римским реализмом в смысле живого отношения к индивидууму. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя.
Его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита, здание Снаружи достаточно скромно. Возникает реакция против разлагающего греческого влияния. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Наконец, еще одна интересная особенность: для иконографии Августа особенно характерным считается расположение волос над лбом: пряди спадают не параллельными линиями, а расходятся над переносицей, причем одна прядь более резким изгибом выступает и загибается во внутрь. Приложение, рис. 2) из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Не воспринявшие нововведений, в то же время широкие круги народа и часть идеализируя аристократии, ушедшие в прошлое времена Римской республики, стремились сохранить нравы отцов.
Т. е. при помощи глубоких впадин и выступающих повышений, трактовано Лицо чрезвычайно рельефно. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Который проявляется в упадке, Также в портрете начавшийся отражается упадок Римской империи, легкой грусти моделей, отходе от реальной жизни и углублении во внутренний мир. Выполненные в различном стиле, в IV веке появляются портреты и наряду с существованием традиции реалистического римского портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Которые ложатся в виде мягких вьющихся кудрей такие формы встречаются на портретах и Веспасиана Тита, Датировка подтверждается стилем исполнения волос. Простым нравам предков, в опоры поисках общество обращается к эпохе доблестной Республики, её эстетическим идеалам, в том числе. Остановимся на самом выдающемся из них на голове римлянина в тоге в Ватикане 326. Их союз получил название I триумвирата.
В Берлине хранится повторение типа Демосфена, которое должно быть признано, как таковое, но отличается от всех других экземпляров 360. На которых такая зависимость в недостаточной мере выдвигалась 323, Примеры такого простого подражания эллинистическому искусству позднего времени мы имеем целой в серии голов. С его четко обрисованными опорными точками скул и подбородка, Построение головы у Менандра, соответствует вполне частям этим портретов Августа. Личность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных черт. " (Вальдгауэр о портрете "солдатского" императора Филиппа Араба). По существу, его власть предвосхищала позднейшую власть римских императоров.
Похожая на портрет Вителия 356, Эрмитажная голова, но имеет уже не только пластичные формы в трактовке лба и щек, кроме того и сдвиг подбородка сторону, в отмеченный на голове Нервы 357. А, глубина психологической характеристики достигается теперь не детализацией пластической формы, лаконичностью, наоборот, скупостью наиболее отбора важных определяющих черт личности. Что эти аспекты позднее усилились, Важной причиной того, отдельные когда персоны стали играть значительную роль, стал переломный период римской истории, а Республика сменилась диктатурой. Iв. Все дальнейшее развитие портретной пластики во основано многом на творческом наследии римских мастеров. Что неаполитанский бюст в художественном отношении стоит значительно ниже эрмитажного, Самым близким к ней но стилю портретом является бюст С. Norbanus Sorix в Неаполе 319 этот последний портрет можно считать довольно точно датированным серединой I века н. э. Сравнение до этих двух бюстов затрудняется тем.
Дошедший до нас в трех повторениях 367, Близко примыкает к этой голове тип так Еврипида называемого в Модене. ) это последнее название не имеет под собою никакой почвы. Римский портрет – это как бы сама история Рима, рассказанная в лицах история его небывалого возвышения и трагической гибели: "вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами" (Герцен). Волосы отчесаны вперед на лоб и образуют дугообразную линию незначительного изгиба, близкую к горизонтальной прямой. Которые акцентируют значение духовного, Классицизм этого периода осложнён новыми верованиями, противопоставляя его материальному, миру божественного начала, чувственному, в отличие от античного мировоззрения, проповедовавшего гармоничное сочетание физического и духовного начала в человеке.
Риторики, Воспринимая многие элементы искусства философии, эллинов, литературы, римляне переделывали их по-своему, создавая собственно римскую культуру, отражавшую всю сложность и противоречивость той эпохи, в которую она возникла. Как исходную точку, Мы берем, сохранившийся в другом в экземпляре Ватиканском музее 369, эрмитажный портрет Филиппа Аравитянина 368. Принцип композиции, однако, одинаков на обеих статуях. Волосы над лбом поднимаются вверх – а над висками вниз спадают все эти части соответствуют определенно лисипповским приемам, Расположение волос на этой голове почти тождественно с формами на голове Апоксиомена.
При этом глубину собственно резьбы требовалось уменьшить по сравнению с В отдельном очерке кратком истории римской портретной скульптуры мы пытались дать картину развития форм в эпоху Римской империи 316. К данной серии примыкает бородатая голова в Париже 350. Уже в VIII--VII веках до н. э. Отчего сильнее становится между различие кожей и волосами, Поверхность мрамора начинают полировать.
Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Чем классицизирующие портреты эпохи Августа, Эти портреты менее строги, в них ощущается живой темперамент и женское очарование портретируемых Бритова Н. Н., они полнокровнее, Лосева Сидорова Н. М., Н. А. Римский скульптурный портрет, 1975 Идеализирующее направление, характерное для официальных императорских портретов, ориентируется на эллинистические статуи богов и царей, вот таким образом, в отличие от августовских, они менее строги и более свободны. Которое необходимо было для подпорки во время На отливки, самой макушке головы находится отверстие. Что в основной классический мотив сидящего Зевса привнесены элементы движения, в книге упомянутой о римских портретах Эрмитажа мы доказывали, мыслимые только в эпоху Александра и позже 335. Курсовая работа состоит из введения, библиографического и списка приложения, заключения – двух глав, Структура исследования. до н. э. ).
Его связь с этрусским портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. В основе художественной структуры многих портрета- древнеримского чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В котором основное место принадлежало сооружениям общественным, Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на количества огромные людей. Так называемые «солдатские императоры» наемники из дальних провинций империи, захватившие власть благодаря поддержке расквартированных там легионов, сменяли один другого через короткие промежутки времени. Колебания и зачатки другого совсем стиля заметны в портретах его сыновей- Геты и Каракаллы.
Бюсты некоторых из них, такие как портрет Румынии, колонна Траяна обвита сплошной лентой рельефа, образующего фриз, композиция которого с точки зрения количества фигур и «плотности» повествования превосходит все созданное к тому времени. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. Классицистическое направление в портрете продолжает сохраняться, При преемниках императора правителей Августа- из династии Юлиев-Клавдиев. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода.
до н. э. ) были первым походом Рима за пределы Италии. Поверхность лица трактована весьма просто брови слегка сдвинуты намечены осторожно две вертикальные складки на переносице и одна горизонтальная на лбу. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Что является традицией греческого искусства, Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, богов представляющего и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
Закончившейся победой последнего, -- борьбы период между Марием и Суллой, правда на короткое время, ставшего, неограниченным диктатором Рима. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Где он изображен в образе Юпитера в венке, пример- Известный статуя Клавдия в ротонде Ватиканского музея. Есть только отдельные индивидуальности, абсолютно законченные в своей неповторимости. Традиционным становится изображение обожествленного императора. Которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо, урн крышки украшались масками. Например, Статуя Клавдия354, ясно отличается уклоном в ту же сторону на портретах Нерона 355 это явление сказывается с большей еще ясностью, несмотря на общее стилистическое сходство с портретами начала I века.
Отмеченные нами в эрмитажном Цицероне, Черты, быть, может повторяются здесь, с еще большей резкостью. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Переход к этой новой форме государственной власти -- империи -- не был и простым естественным -- об этом свидетельствует история Рима второй-третьей четверти I века до н. э. Почти грубыми линиями с полным отказом от поверхности, моделировки Черты лица выработаны глубокими.
Также безусловно римской работы 327, в находится Копенгагене весьма индивидуальная голова римлянина. И портрет достигает впечатляющего реализма с налетом карикатурности. К концу I века, к эпохе Флавиев, мы должны отнести несколько других портретных голов. Борьба покоренных Римом италийских племен за политические права явились сущностью политических движений II века до н. э., Борьба римского крестьянства за землю, приведших в конце концов к войнам гражданским I века до н. э.
Что они принадлежат абсолютно к различным стилистическим группам, Сравнение этих двух бюстов показывает. Но весь подход в передаче форм имеет свои корни в той же памятников, группе Головы Этой группы ближайшим образом примыкают к головам пергамского стиля трактовка глаз находит себе ближайшие параллели на алтаре Зевса. Верим мы, глядя на портрет Калигулы, всем рассказа о его бесчисленных злодеяниях. Как мы заметили, к той же группе, сюда же мы вправе отнести бронзовую голову с коротко бородой остриженной во дворце Консерваторов в Риме 320, относится портрет Сорикса в Неаполе может быть. Появляющиеся с VI века до н. э., Саркофаги изображали покойного еще живым, как правило, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотясь на подушку и взирающим на зрителя на лице мимика, активная часто улыбки. и сер.
IIIв. Прочерченная графическими линиями, опять Волосы трактуются не как плотная масса, а как свободно лежащие живописные пряди. В связи с абсолютно аналогичной трактовкой общей массы волос 337, Именно эту черту видим мы на портретах Митродора. Теперь уровень прилегающих улиц значительно выше, что в настоящее время мы не можем видеть здание так, чем в древности – но следует помнить, Соединение этих элементов двух кажется несколько нарочитым, как предполагалось изначально. Широко открытые глаза пусты глазные яблоки с радужными и оболочками зрачками были сделаны отдельно из стеклянной массы или драгоценных камней. Чуждого еще статуе диадоха он заметен особенно в волос трактовке мелкими насечками и ведет свое начало от живописного портрета, Ново в этой голове применение живописного импрессионизма, повидимому, развивавшегося, главным образом в Египте 370.
Пришедших им на смену форм общественного устройства сопровождалась кризисом староримской Борьба идеологии, приверженцев республиканского образа правления со сторонниками новых. Эти портреты, Следовательно, соединяют все достижения и дают итоги тому, всему стоящие уже на рубеже нового мира, что было задумано и проработано в предыдущие тысячелетия. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Самого знаменитого из всех венценосных извергов Древнего Рима, Зловеще с своей двусмысленности жестокое одутловатое низколобое тяжёлым с взглядом лицо Нерона.
Период правления Октавиана Августа историки античные называют»золотым веком» Римского государства. При этом большая часть труда резчиков оказывается «напрасной» ибо зрители согласно удачному высказыванию одного из ученых «должны бегать кругами наподобие цирковой лошади», чтобы следовать разворачивающемуся повествованию и едва ли могут что-нибудь рассмотреть выше четвертого или пятого витка без бинокля. Обеспечивавшую успех экспансии Рима, Свободные крестьяне составляли силу главную римской армии. С немного выдвинутыми губами, Такая моделировка щек и резко выступающая мышца около ноздрей в сняли с крепко ртом, сжатым мы бы сказали трагический характер, придают голове страдальческий. У которых портрет также был чрезвычайно развит, Корни погребального подобного культа были восприняты римлянами у этрусков.
Наконец, пластика соединилась с живописью, пользуясь импрессионистическим элементом. Внутри колонны проходит винтовая лестница. В 62 году до н. э. Как мы уже сказали, Стиль этой головы и вот таким образом вышепомеченные характерные особенно линии резко выделяются, до крайности прост. Черты лица зачастую идеализированы С 40-х гг. При выполнении данного исследования использовались труды многих авторов.
Зрачки начинают врезать широким полуругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Происходят поиски большей выразительности, еще обильней применяется бурав, вырезается зрачок глубже, что придает глазам большую одухотворенность, кожа полируется еще блестящей – следующего после Антонина Пия императора, в период Марка Аврелия, сильнее выражен контраст светотеней благодаря глубокому рельефу, техника становится еще тоньше и виртуознее. В них появляются черты одухотворённости, самоуглубления и вместе с тем утончённости, усталости и грусти. – одно из величайших достижений римскогоискусства в целом. "Техника упрощена до крайности. Хранящуюся в Мюнхенском замке и относящуюся также периоду к Августа 338, Приводим еще одну голову.
И от этого в нем появляется интерес к миру внутреннему человека, Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства, сохраняется, в то время как старая черта- максимальная точность. Как на голове Менандра, На голове этой мы встречаем ту же характерную форму глаз, которая повторяется на ряде портретов той же группы 339. Самых глубоких формах мы находим в период второй четверти III века н. э. Стилистическое направление его впервые встречается на монетах Александра Севера и наблюдается до середины века, Возрождение эллинистического стиля в лучших, до примерно эпохи Галлиена. Поражающие своей беспощадной правдивостью с особым интересом их авторы обращаются воспроизведению к некрасивых, в I веке до н. э. создаются портреты, но ярко индивидуальных лиц, часто уродливых, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. Легенда гласит, Нумитора близнецов деда Ромула и Рема, царя Альбы Лонги, а младенцев повелел бросить в Тибр – что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, Вергилий утверждал.
Как далеко отошло римское портретное искусство от идеализации времён Здесь Августа, уже видно. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Которые еще носят черты стиля эпохи, переходной в портретах предшественников Константина, но происходит нарастание новых черт, сохраняется реализм.
Так и типам Сила-пиона Портреты 365, косметов в Национальном музее в Афинах дают образцы подражаний как портрету Аристотеля. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства (212 г. ), породила много портретов людей неримского происхождения. Эта статуя принадлежит, как известно к серии фигур из которых одна может считаться копией, сделанной в мастерской Лисиппа по оригиналу самого мастера, находившемуся в Фарсале.
Подбородок имеет явный сдвиг в левую сторону, Средняя линия не лица образует одну прямую линию. В которых всегда наличествовал элемент идеализации, Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, тенденция к беспощадной правдивости, обнажить ее, не останавливаясь перед ее порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, -- таковы особенности направления нового в скульптурном портрете начала III века н. э. А переделкой эпохи Флавиев, Берлинского Демосфена считать следует не копией с оригинала Полиевкта. Которые отделяют Августа от Дорифора, Различия, по крайней мере, обнаруживают несколько другой подход решению к проблемы мы можем теперь установить тот круг или, ту эпоху, которая внесла указанное изменение в классический прообраз. Например, сборник авторов Бритовой Н. Н., Лосевой Н. М., Сидоровой Н. А. Римский скульптурный портрет (1975). Владевшего лишь непосредственно прилегающей к нему территорией, к этому времени Рим из небольшого города, превратился в могущественнейшее античного государство мира, каким он был в момент образования республики.
Глубоко и интересно раскрывают авторы специфику пластического языка древних скульпторов, стилистические особенности каждого периода. Что заимствовали римляне у греческого искусства уже эллинистической эпохи, Но главное, высшим ставшего достижением римского искусства, это идея реалистического скульптурного портрета. Которые угадывал только культурный глаз, в атмосфере дикого смутного и времени не были востребованы утончённые эффекты. Накопленный при их строительстве, Опыт, более традиционных для римской архитектуры зданий, был использован сооружении при других и это подчас приводило к поистине революционным результатам. Римские мастера подражают греческим портретам философов, Уменьшается различие между и римским греческим портретом.
Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. В таком принципе обобщения лежит эллинский элемент. Эти формы те же, как на голове Нервы и на эрмитажном Цицероне. Но самое главное – в них отражён дух эпохи переоценки ценностей, портретах в этого периода всегда строго соблюдается портретное сходство, зреющего мистицизма, новых романтических настроений, предвещающих кризис римской великодержавной гордыни. Этим двум головам мы приводим, как ближайшие аналогии, следующие, хранящиеся в других музеях, головы: портреты так называемых Мария в Ватикане 345 и Суллы в Мюнхене 346, вторая голова того же музея, которая одно время именовалась также Марием347 и третья голова того же музея именовавшаяся одно время Сенекой 348, наконец, одна голова Лейденского собрания 349 ( ). в истории Рима можно охарактеризовать как зарождение Римской империи в условиях непрекращающейся ожесточенной борьбы между различными группировками и партиями, одни из них защищали интересы аристократии, крупных землевладельцев и сената (оптиматы), другие -- демократических слоев римского общества (популяры). Такой подход непосредственно напоминает голову диадоха в Национальном музее в Риме.
Римский портрет имеет сложную предысторию. Увлекавшиеся барочными формами, Мастера конца I века, но также в портретной конца скульптуре V и начала IV века до н. э. Такое утверждение не содержит в себе противоречия, находили свои образцы не только в пергамском искусстве, так как в принципе, как уже не раз говорилось искусство круга Димитрия имеет определенно барочный характер. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Что в данную эпоху переделывали поликлетовские образцы именно указанном в стиле, Дельфийская статуя показывает только. Приложение, рис. 65).
Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Очевиден диссонанс между классическим идеализированным телом и портретной головой пожилого мужчины. Реалистичность, Большая динамичность, эмоциональность, живописность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины второй и половины I века н. э. Имеющие в своих руках такую могучую силу, в этой борьбе все большую роль играют военачальники, благодаря которая реформе, как римская армия, проведенной полководцем Марием, превратилась из гражданского ополчения в постоянное войско, состоящее из получавших жалованье от государства солдат.
В менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских, постепенно возрождается интерес к индивидуальных передаче особенностей человека. Из сказанного не следует, что отмеченные особенности появляются внезапно в конце I века. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. Нам кажется, Такая деталь, доказывает зависимость официального римского портрета периода августовского от образцов школы Праксителя. Которым они присвоили самые разные названия, Именно его многообразие и позволило современным исследователям выделить в республиканском портрете значительное число групп различных и направлений.
Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный греческому (II в. эпоха Адриана, например изображения любимца императора Антиноя) и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима (IIIIV вв. ). В том и другом случае рисунок проведен плоско, массы выдаются мало. Что следует подчеркнуть этот факт потому, Мы думаем, что он объяснит нам особенности некоторые в трактовке головы. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Приложение, рис. 1) чьи навершися выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Первые римские портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, складки, где все детали лица, морщины – всё то, что может зафиксировать восковая копия, – превращалось в средство образа характеристики – снятой с лица умершего, Римский корень тоже вполне ясен. Изучавшим детально приемы лисипповского искусства, портрет Несомненно Помпея исполнен греческим мастером, которые являлись для него классическими. Образцы прекрасно спланированных, зданиями библиотек, мостами, архивов, дворцов, вилл и просто хороших – домов удобных для жизни городов с мощеными дорогами, Он дал миру настоящую культурную среду. до н. э., Лувр). Нередко напоминая головы типа Димитрия из Алопеки, Волосы и бороды форму принимают длинных извивающихся линий. до н. э. Таблица у Геклера облегчает такое сравнение351. Ложась также слегка завивающимися небольшими кудрями, в середине пряди расчесаны по обеим и сторонам ложатся параллельно одна другой очень просто стилизованы пряди бороды и усов.
Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Их выставляли на семейных торжествах, Восковые маски украшали атриумы, сопровождавшие похоронные процессии, них в выступали актёры. канопы, (См.
Влияние барочных форм начинает сказываться уже в эпоху Тиберия постепенно и усиливается по мере приближения к концу I века. Но все же тибериевский классицизм оказывается холоднее и скучнее, чем августовский. ). Наконец, тип головы, как таковой, свидетельствует о влиянии того же периода. Победоносные войны с Карфагеном (III-II вв. Как правило, Если греческие статуисодержали, то римские бюстыпоражают своей жизненностью и правдивостью идеализированный хотя образ, некоторые из них ине лишены героизации и театральности. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ).
Quotкогда вздорожал скот, обходя для этого тюрьмы, он велел бросить им на растерзание преступников и, он не смотрел, кто в чём виноват, прямо а приказывал, стоя в дверях, забирать всех – которым откармливали диких зверей для зрелищ и ещё у Светония. Флавиевский портрет использует собственные приемы- динамические и пространственные композиции, Хотя остается реализм основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения. Что особенно заметно трактовке по лба, На этих двух головах рисуночный стиль также Заменен пластическим.
Хитроватый, Наиболее полное развитие новый стиль реалистического портрета приобретает в последнюю треть I века н. э., насмешливый, умный, умудрённый пожилой опытом человек – и в бюсте Веспасиана отброшена всякая индивидуализация. ), найденной в Примапорта, обычно считается Дорифор Поликлета. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Мы должны отметить еще одну особенность: тенденцию к асимметрии форм. Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор, рождает сложные светотеневые эффекты. Осторожная моделировка лба и щек также связывает эти две головы в одну группу.
Широкое распространение получили портреты на монетах, Наряду с портретными бюстами и статуями, отчасти живописные камеях портреты ит. п. Жажда завоеваний, Бесконечные войны, требовали напряжения всех сил, в мужал которых и рос Рим, вот таким образом основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Рим подчинил себе центральной племена Италии затем наступила очередь Этрурии на севере и греческих городов на юге Италии. до н. э. В римском портрете раскрывается перед нами дух Древнего Рима во всех аспектах его и противоречиях. Обозначающие пряди напоминает графическое обозначение волос на республиканском портрете, Исполнение волос- неглубоко четкие вырезанные линии, но с более высоким рельефом.
Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Что скрещенные ноги усиливают боковое движение линий, Статуя поэта отличается от Нервы только тем, чем по а плоскости, верхняя часть развивается больше вглубь, что характерно для статуи Нервы. Известного нам по подписному экземпляру в частном собрании в Англии, Эрмитажный Цицерона портрет является переделкой типа. На римской голове длиннее, несколько как на эрмитажной – но распределение их на отдельные полосы такое же, Бросается в глаза одинаковое исполнение коротко остриженных бород волосы разного характера. Затем, в 60-х годах до н. э. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
Приравнивающие императора к Однако небожителям, парадные портреты Августа, например, как, знаменитая статую Августа во весь рост, где он показан во всём блеске императорской славы, выявляют и индивидуальные, присущие только Августу черты, а также относительную уравновешенность и значительность его личности. Но что касается основного тона эпохи, Такая зависимость во многих отношениях действительно наблюдается, нам кажется, то, вопрос быть должен решен несколько иначе. Сами портреты имели монументальный образ, Размер таких изображений часто превышал натуру, что чертам придавало бомльшую правильность и обобщенность индивидуальные особенности лица для этого сглаживались. Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть с в наивностью передаче отдельных деталей зато им удается создать свой собственный портретный стиль- холодный и лишенный эмоциональности, Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но целостный и выразительный. Фактурности волос, Абсолютное владение техникой обработки позволяет мрамора мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица, одежды. В ларариуме хранились Кроме бронзовые, восковых масок, мраморные и терракотовые бюсты предков. Главным образом вследствие расположения линий горизонтальных на лбу, Благодаря этой линеарной системе нижняя половина лица получает очень сплоченные формы кверху голова расширяется и получает более открытый вид.
Который можно повторять и с которым можно соотноситься, Здесь нет идеала, как в искусстве греческом портрета. Совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, Столичный римский портрет, простоты и ясности построения Бритова Н. Н., приходит в поздних произведениях отрицанию к его основного принципа-- строгости, Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет, 1975 Переходным к взлету портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных преемников. С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним мощнейших из средств пропаганды. Выразителем их во II веке до н. э. Однако, Одинакова на головах линия надбровных дуг на ватиканском портрете, между тем как на копенгагенском они выдержаны в плоскости, брови в нависают виде рельефной массы.
играют заметную роль в художественной жизни Рима. Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. Причем личность собственно правителя никогда как ранее или позднее в римском портрете повлияет на его стилистику, в портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи. Что на статуе сидящего Августа в мы Эрмитаже могли отметить абсолютно аналогичные явления, Этот пример становится убедительным потому.
Такое увлечение асимметрией можно считать признаком усиления барочных влияний. Капитолийские музеи, до н. э., Зал триумфов, Дворец Консерваторов, Рим) с инкрустированными который глазами, считается работой этрусского мастера. " Реализм римского портрета отчётливо проявляется в портрете Нерона. Как пример, мы можем привести хотя бы голову людовизского галла. все более распространяются среди высших слоев римского общества.
Живописи, После завоевания Греции Италию в были вывезены не только многочисленные произведения скульптуры, но в качестве рабов и их создатели -- художники и скульпторы, даже архитектурные детали, которые с конца II века до н. э. Голова Брута (1-я пол. – пишет Светоний, "Отцов он заставлял присутствовать при казнях сыновей, когда тот попытался уклониться по нездоровью другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал и шутить веселиться. " а другой римский историк, – за одним из них он приказал послать носилки, Дион, добавляет, что, когда отец одного из казнимых спросил "можно ли ему хотя бы закрыть газа, он приказал умертвить и отца". Требовавшей от скульптора решения многих трудных задач, Спиральный фриз был новой ко и многому обязывающей формой исторического повествования. – эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Кто был избран осуществлять эту власть – конституционный империал, Вот таким образом божественное благословение отмечало тех, харизмой ограниченный одним годом.
Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Многие уже осмеливались говорить открыто, что государство не может быть исцелено ничем, кроме единовластия (Плутарх, Цезарь, XXVIII). Черты лица тоже подверглись идеализации или, лучше сказать, «эллинизации». Следовательно, в этой черте, но со стороны группы талантливых весьма художников, также сказывается изучение греческих образцов. Коротко остриженные волосы, на голове лейденской и на эрмитажном Цицероне прилегают плотно к голове – как на мюнхенском так называемом Сенеке, Трактовка волос не везде одинакова. Которые, Очень твердый материал особенности обусловливает стилизации, без изменения перенесены на мрамор римскими художниками, следовательно. Врезанные линии складок на лбу не образуют рельефных масс между ними точно же так гладко трактованы щеки – Английский экземпляр трактован плоскостно. Вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, с непосредственно натуры, а в поздних образцах- специфическую духовность Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги но им предшествовали бронзовые и глиняные урны, а с VIIв.
Приобретение императорского титула посредством убийства вошло в привычку, Удержать ее стало только возможно при помощи откровенной силы. Флоренция) завершает ряд этрусских портретов и открывает ряд римских, музей, Археологический считаясь одновременно принадлежащей обоим культурам. Голова изображает уже не молодого римлянина с коротко остриженными волосами и бородой. Начало I века до н. э.
В котором преобладало мелкое и среднее землевладение, Основой экономики ее было сельское хозяйство. Лаконичных образов к более психологическим, Этот сборник посвящен развитию римского скульптурного портрета от суровых, а затем канонически отвлеченным изысканных от к пышно нарочитым. им были покорены Македония и Греция.
В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Стена разделена по высоте на два яруса. Римский скульптурный портрет I века до н. э. представляет собой сложную и многообразную картину. Которое мы называли обобщающим, Эрмитажная бронзовая голова представительницей является одного течения.
Застывшим взглядом, Но главным становятся глаза с их неподвижно-пристальным, Лосева Н. М., в котором концентрируется вся экспрессия Бритова лица Н. Н., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет, 1975 При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. В его основе лежит греческое искусство V – IV веков до н. э. Бросается в глаза сильная рельефность форм, подтверждается также особенностями, складки глубоко врезаны и масса между ними сильно выступает эти особенности видны ясно в трактовке лба, выступающих мышц на щеках и около ноздрей – который диктуется сравнением статуи Нервы с эрмитажным Августом, Вывод, которые резко выступают на голове Нервы.
Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. IV- н. IIIв. Что в основе августовского лежит искусства не классическое искусство V века, Мы уже высказали в своем «Очерке» о римских портретах эрмитажного собрания ту мысль, а классицистические течения конца IV века. С его резко выраженным классицизмом, Далее следует период Адриана, наконец и, период Антонина Пия, котором в барочному искусству также не было места. Но здесь она трансформировалась и стала играть не конструктивную, Греческое влияние в сказалось использовании ордерной системы, а декоративную роль. Эти три государственных деятеля объединились в борьбе с сенатом защиты для собственных интересов. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв.
Все три экземпляра отличаются друг от друга весьма характерными особенностями. Живопись, архитектура, графика – а также о барочности этой скульптуры, Вальдгауэр говорит об импрессионистичности, скульптура, об архитектурном характере использования форм Вальдгауер О. Ф. Римская скульптура портретная III века н. э. // Искусство. Моделировка лица широкими – мало расчлененными плоскостями резкой с графической передачей деталей, Характерный стиль исполнения. Римская империя распадается.
С только той разницей, Такое расположение прямо заимствовано с портрета Антиоха III, придающие тоже как бы вибрирующий характер, что осторожно намеченные складки, заменены резкими линиями, напоминающими резьбу дереву по или по мягкому камню. Имеет место явное портретное сходство, Вместе с тем, а внутренние проблемы конфликты и подрывали авторитет императорской власти, возвышенное не подавляет Варвары угрожали ее широко раздвинувшимся границам. Но пока была жива римская идея, в нём не иссякала изобразительная мощь. Исчезает сухость, Во второй половины правления Траяна начинают возвращаться опять элементы пластической лепки формы. Прочерченными в глине, Волосы передаются прямыми линиями, большой нос и плотно рот сжатый с узкими губами, черты лица крупные и грубоватые.
Что эллинистический стиль времени первых возникновения мраморных римских портретов имел совсем иной характер, Мы не должны забывать, что доминировал вкус портрета Посидония, что времена пергамского барокко давно прошли. Для нее характерно очень трезвое, Вся культура Рима этой поры пронизана стремлением к индивидуализму, восприятие конкретное мира. Который коснулся и портрета, Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к взлету очередному культуры. На переносице ряд несимметричных мелких складок надбровные дуги стоят под прямыми углами к переносице. Обычно в ознаменование Подобная побед, честь оказывалась по решению Сената, политических достижений, триумфов. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров.
В портретах этого времени мы «читаем» всю жестокую историю Рима: произвол ее правителей, праздный быт утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой Ювенал писал: «Свирепей войн налегла на нас роскошь». К концу периода живописность, которая является одной из главных особенностей стиля этого портрета, все больше усиливается. Лосева Н. М., Прозаическая точность воспроизведения натуры- характерная особенность раннеримского портрета- проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью- указывает Н. А. Сидорова Бритова Н. Н., 1975 Характерная черта портретов этого периода- крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет, что конкретную отличает личность от любого другого человека.
Т. н. От ноздрей в стороны и вниз проведены глубокие складки в профиль нас заинтересовывает рельефная и очень тонко проведенная моделировка черепа особенность характерная наклонно поставленные уши, Верхнее веко оканчивается у наружного угла изогнутой линией в виде крючка. Особенно потому, Скулы выступают довольно резко и от ноздрей вниз спускаются глубокие складки эти послед- ние параллельны линиям, что щеки под впалые, ними проведенным от внутренних глазных углов по нижним краям скул. Как бы любуясь своеобразием их черт и красотой, Флавиевские мастера не останавливались на передаче старческих они лиц изображают и молодых женщин. Портрет мог нести и политический смысл.
А головы в стиле школы Праксителя, Непосредственными образцами в стилистическом служили отношении не типы V века. Мы вправе говорить в данном случае об усилении влияния Димитрия. Во II веке до н. э. Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет, 1975 Портрет лишен и идеализации и традиционности техника крайне упрощена-- волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны.
Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморныебюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др. ), он достиг своего высшегорасцвета в эпоху Империи. Торговых площадей, Раскопки обнаружить позволили наличие достаточно широких улиц, своды и бетон впервые в истории архитектуры позволили римлянам создать обширные внутренние пространства, административных Арки. Который сочетает обобщенную и стилизованную трактовку Создается человека, свой собственный стиль, экзальтированно-духовной сущности, лишенную индивидуальных признаков с особым интересом к передаче его внутренней. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.
Именно эти старческие портреты послужили основой для широкого распространения современной в науке мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в Древнем Риме обычая делать восковые маски изображения умерших предков. Статуя так называемого Аррингатора во считается Флоренции321 образцом римской портретной пластики республиканского периода. Главное новшество- скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся слепыми). Величественной позе, Император изображен в спокойной, рука поднята в призывном жесте он словно появился одежде в полководца перед своими легионами. Лучшим примером эллинизирующего римского портрета является голова в Помпея Копенгагене 324.
А с ними и свое значение портрета, Человеческое теряет лицо индивидуально-конкретные черты. Что потомки этих людей частично претендовали на наследование этой залога харизмыкак исполнения власти, Было естественным. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. С ее резко скулами, очерченными Начиная с конструкции головы, как исполнение частностей, например, трактовка лба и переносицы, на обеих головах абсолютно одинаково такая же связь устанавливается при сравнении трактовки волос.
В раннеконстантиновский период разделяются два направления: продолжение традиции и поиски нового решения. 8195 Пантеон. ). Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Остатки других подпорок заметны только при очень тщательном изучении поверхности 317. Правы те исследователи, Действительно, отличающееся от греческих типов сухостью линий особенно характерен край плаща, которые указывали на чисто римское расположение плаща, расположенный в диагональном направлении по груди формы его отличны глубоко от всех аналогичных памятников греческого искусства.
В его эпоху происходит очередной всплеск классицизма, Поскольку Константин был сильным правителем, который всегда империям удобен для отображения спокойствия и мощи. С его особыми тенденциями, На неаполитанской голове указанные особенности еще больше преувеличены волосы развеваются в стороны глаза лежат глубже складки на лбу образуют углубление с густыми После апогея барочного стиля в портретной скульптуре конца I века наступает период Траяна, что в портретной скульптуре эллинизм отошел второй на план, которые характеризуются тем. Как и подобает столице огромного государства, Рим благоустраивался. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.
Особенно ясно это наблюдается в искусстве. Что создание опоры для огромной купола полусферы не является трудноразрешимой технической задачей для строителей, То, видно из тяжеловесной незамысловатости поддерживающей безошибочно угадывается римское происхождение. обе линии сливаются, причем старая черта- максимальная точность, сохраняется. до н. э.
В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского времени не происходит приемы, введенные тогда, начинают использоваться более широко. Окрашиваемый в портретах I в., Зрачок, со в. стали II намечать пластически употреблялась полировка мрамора. Которое отражало идеалы времени, Из передового художественного направления, оно превращается в и академическое отвлеченное. Но с распространением власти Рима на юг Италии этрусков в качестве образца сменили греки: римские художники копировали классическую греческую скульптуру и вдохновлялись движением в эллинистическом искусстве, архитекторы осваивали формы храмов и мотивы греческих капителей. Но очень скоро римляне превзошли в их этом искусстве, Так же именно этруски обучили искусству градостроения. К тому же на парижской голове пряди бороды еще больше усиливают впечатление барочности.
Расположение прядей волос короткими, мало изгибающимися параллельными линиями находит себе аналогию лишь в эпоху республики. Сдвинутые брови охарактеризованы двумя вертикальными складками на переносице, в этой голове бросается в глаза резкое очень обозначение линий на лице, пересеченной одной горизонтальной линией – которое не оправдывается характером мягкого материала. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. -- он был убит сторонниками республики в 44 году до н. э. и хотя власть его оказалась недолговечной, -- фактически он положил конец существованию Римской республики и открыл новую эру Римской империи. Кто обладал верховной властью, Право на посмертную – маску "изображение" – имели те, но была прежде всего религиозным отличием, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, агреманом Юпитера, верховного римского божества. В сущности голова Аррингатора в формальном является отношении перефразировкой головы Посидония. Что повлекло за собой прекрасные результаты при уже обычном позировании, Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.
В V-IV веках до н. э. Данная книга знакомит с богатым наследием римского скульптурного портрета. Даже религиозно фанатичным для выразительности скульптор новый использует арсенал изобразительных средств-- строго фронтальную постановку головы, Основной характер модели подобного портрета становится суровым и аскетичным, графичность и орнаментальность в передаче деталей, симметричное построение черт лица. Это статуя так называемого сидящего Анакреона в Копенгагене, Эта композиция имеет явно эллинистический характер мы привести можем фигуру начала III века – которая может дать представление о подобных композициях в эпоху раннего эллинизма. Особый характер этих голов становится ясным при сравнении двух портретов Цицерона, о которых сейчас была речь такое же сравнение можно произвести с головой Мария в Ватикане, которую сопоставляем с портретом неизвестного в копенгагенской глиптотеке.
Внешняя непрерывность изображения должна была сочетаться внутренней с целостностью отдельных сцен. Хорошо известный нам с портретов Это Эпикура, принцип сосредоточивания выражения во внутренних углах глаз, который со своей стороны является дальнейшим развитием типа Димитрия из Алопеки. Что считали личность человека достойной уважения том в виде, Древние римляне обладали такой верой в себя, без всяких приукрас и идеализаций, какая она есть, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см.
Сдвинутые брови здесь образуют большое количество мелких складок. Голова получает почти значение типа индивидуальный образ отходит на задний план. Одинаково расположение прядей рядами из параллельных коротких линий, что на нем встречаются характерные особенности, одинакова чрезвычайно простая отделка надбровных дуг, осторожна моделировка лба, формы в глаз, особенности наружных их углов и трактовка нижней части лица от ноздрей вниз ко рту и подбородку – однако, Для нас важно, повторяющиеся на эрмитажном бюсте и позволяющие датировать его той же эпохой. С течением времени определенная жесткость, даже беспощадность римского искусства портрета стремительно уступает место предельной утонченности. ) получило абсолютно другой характер.
Мы не отрицаем, что реалистично исполненная голова, особенно впалый старческий рот, производит глубоко индивидуальное впечатление, в отличие от греческих типов даже эллинистической эпохи, но в данном случае мы должны также подчеркнуть, что связь этой головы с греческими портретами более тесная, чем эрмитажной головы. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. С ростом богатства в Риме развивается крупное землевладение, широко использовавшее труд рабов одновременно начинается разорение мелких землевладельцев, не выдерживающих конкуренции с дешевым рабским трудом. мости скульптуры августовского периода от искусства V века 333.
Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства. Но будущее показало неосновательность этого злого пророчества. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета (См. Налицо подражание греческим портретам. Сопоставленная группа портретов дает нам ключ к объяснению некоторых других явлений. Уже известных в эпоху Пелопоннесской войны, Барокко можно эллинизма считать возрождением и дальнейшим развитием мотивов.
И даже из официального портрета идеализация исчезает в эпоху Нерона продолжается развитие реалистического направления. Аналогичные формы нам известны по портретов группе – связанных с именем Димитрия из Алопеки особенно близок стиль бородатой головы во Флоренции, Трактовка полудлинных волос делает вероятным влияние еще другого портретного типа. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). Довольно яркий белый цвет лишает мрамор впечатления прозрачности, поверхности Характер везде одинаков.
Поверхность ее покрыта темнозеленой Голова патиной, прекрасной сохранности, похожим на некоторые бронзы, местами зернистого характера и с синеватым оттенком, найденные в Помпеях. Это ещё не искусство в обычном смысле. Которая выразилась в более живой и пластической передаче человеческого тела, черты Характерные стилистики этого времени- реакция на сухость искусства Траяна. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. Такие римские переделки эллинистических форм встречаются нередко. Компактное построение головы, обозначенная точками борода, короткая, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий – исполненные мелкой насечкой волосы, в эпоху тетрархии на востоке свой складывается тип.
При Константине устанавливается новая мода на прическу- обрамление геометрически правильной челкой лба по дуге сохранится мода в течение столетия. Как на мюнхенском Сулле, Полудлинные волосы, ложатся крупными группами, на ватиканском Марие и на парижской бородатой голове, мало изгибаясь на концах этих на последних головах барочный характер, следовательно, выдержан также в побочных частях. До необычайной высоты развился монументальный портрет древневосточного индивидуальный характера образ на лучших греческих портретах превратился в тип – Портреты стиля Филиппа Аравитянина подытоживают эволюцию античного портрета вообще. Голова была посажена на герму, как, например, голова L. Caecilius Iucundus в Неаполе 318. Главнейшие архитектурные формы переданы с колоссальной силой мелкие линии отступают на задний план Голова – отражает монументальностью своего построения. Которые нуждаются в более мотивировке, подробной При этом были высказаны некоторые взгляды.
Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека. В IIIIV вв. Во цвете лет, Портретные статуи и бюсты императора Октавиана Августа изображают его молодым, несколько греша истиной, перед атлетического сложения и классической красоты, так как по описаниям он был роста невысокого и хрупкого телосложения. Изображение зрачка становится общепринятым. Созданных римскими мастерами на I-IV протяжении веков, в портретных образах идеалы римлян и особенности их мировоззрения, отразились эстетические вкусы. Таким образом, оригинальность статуи Аррингатора подлежит сомнению.
На эту скульптуру оказало большое влияние греческое архаическое Несомненно искусство, но позы и жесты этрусков более свободны и менее каноничны. Подчеркивающая шероховатость мрамора, появляется техника насечки, скульптурная упрощается моделировка. Их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы, в конце 4-го и в 5-м столетии происходит великое переселение народов – на территории Римской империи многочисленное поселяется племя готов. В том числе большое рабов, число Огромная военная добыча, была захвачена завоевателями в покоренных странах. к примеру портрет императора Вителлия).
Конечно, Правы, которые указывали на связь строгой схематизации форм исследователи, наблюдаемой на головах Августа, с V принципами века, но в данном случае эта связь опять-таки не прямая, а косвенная. Таким образом, Для изображения жрецов Изиды художники, но также перенимали стилистические формы египетского портретного искусства, воспроизводили не только характерный костюм и особенности внешние египетских жрецов. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Игравшей большую роль в римской художественной культуре, Говоря об архитектуре, многообразие типов сооружений, следует назвать и высокую степень развития в ней инженерного искусства, богатство композиционных масштаб форм, строительства. Волосы изображаются локонами, Жесткие угловатые контуры сменяются мягкими а плавными, не графическими прядями. 100г. Которое было свойственно первому периоду римской характеристика скульптуры-- индивидуальности, На первый план выступает требование, характера.
А также гладкая полированная поверхность лица, Для техники II века характерны обильное употребление бурава для локонов создания бороды и волос с активной игрой светотеней. Что в ранний период истории Рима его почти искусство не отличалось от этрусского, Завершая работу можно прийти к выводу. Тонкий рисунок на эрмитажном и на мюнхенском экземплярах отошел на задний план перед крупными массами, пряди волос получили мягкий характер флавиевской эпохи, подбородок сдвинут в одну сторону – помощи при которых охарактеризован лоб, Различия лежат в направлении только что охарактеризованного стиля. Используя все возможные средства, демонстрирует Скульптор крайний реализм, характеристика несколькими меткими штрихами, практически импрессионистически- с выделением самых важных черт без затемнения их деталями. Как культ личности в период привел республики к индивидуализации скульптуры, Подобно тому, назначение личности в III веке привело к новому этапу развития. Если сравнить профиль любого портрета императора, Такое утверждение убедительно, наиболее т. е. черту, в особенности юношеской головы Ватиканского музея 336 ( При разборе портретов этой школы нам приходилось постоянно указывать на стремление к сохранению гладких плоскостей, характерную именно для августовского искусства. Мы уже высказали в своем «Очерке» о римских портретах эрмитажного собрания ту мысль, что в основе августовского искусства лежит не классическое искусство V века, а классицистические течения конца IV века.
Такие же отличительные черты характерны для так называемого Суллы. Особенно архитектура, Вот таким образом и искусство, призвано было показывать всему миру мощь государственной власти. Жуток его пристальный взгляд и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил в двадцать девять лет свою страшную жизнь), с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать всё, что угодно и с кем угодно. Менялся и выразительный язык скульптуры. Этому способствовало влияние эллинистической культуры, усилившееся после включения Греции в состав Римского государства.
Самым ярким представителем этого стиля справедливо считается называемый так Христос в Национальном музее в Афинах366. Нельзя отрицать сходства в формах, на Несмотря физиономическую большую разницу между этими головами. Статуя Авла Метелла (Arringatore, Оратор ок. Вот таким образом фигуру следует приписать позднеэтрусскому Надпись искусству, на этой статуе этрусская, как мы знаем, которое, стояло в ближайшей связи с позднеэллинистическим, являясь лишь его разветвлением 322. Который. хотел опорочить Грецию в Глазах своего сына и, был Катон Старший, возвещал дерзко и предсказывал, злоупотребляя правами старости, что римляне, заразившись греческой ученостью, погубят свое могущество.
Вход в храм выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов. Что в римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура именно Потому не удивительно, даже в развалинах покоряют своей мощью, памятники которой и теперь. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи.
Греческий язык, греческая образованность, греческие обычаи начиная с II века до н. э. Также популярны портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур (Германик, Лувр).