1 Загадки картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа» ХАЛИЛОВА ЛИЛИЯ СЕЯРОВНА ШВЕЦ ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ГУ Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского Научный руководитель: доцент Кутя Сергей Анатольевич 4 «Странности» в сюжете картины препарирование тела мёртвого человека, не прикрыв головы и глаз верхние конечности разной длины начало аутопсии с руки наличие таинственного белого сухожилия, проходящего параллельно локтевой части запястья и гипотенара. Следующий «Урок анатомии» Рембрандт напишет только тридцать четыре года спустя.
Новому амстердамскому портретисту, Ему, что он может привнести в изощренное изображение группы людей динамизм, выпало долю на продемонстрировать. Зеедейк, Нужно дойти до конца единственной извилистой улицы центральной части затем города, выйти из города, пройти по набережным. Покончено с выстроенными в ряд фигурами, позирующими возле трупа.
Свободным, Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, уверенным профессионально жестом рук изящным. Этот термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, возникающих при рассматривании фигур или предметов с необычных, как правило, очень близких точек зрения, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая. Дом был оценен вдвоедешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И постановил, суд Однако была проданавсего за 5 тыс., которыебудут создаваться художником, что все картины, должныпродаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметьимущество, кроме носильных вещей ипринадлежностей для рисования, чтоозначало нищенское существование. Что уяснили вы для себя в мышечной системе – обступивших мертвеца, – многоголового организма, Красота картины заключается в мощи темной массы живых, отбрасывающего тени, ощетинившегося углами, поддерживаемого белым кружевом воротников, превращающихся в крылья, – самая мощная и самая группа таинственная людей из всех, какие он когда-либо писал, людей, которых он, а вместе с ним и мы, словно вопрошает. Новый Амстердам, На Бирже объявляют об отплытии в в Батавию, Тринкомали, на Формозу, на Антильские острова. Не стало редкостным, Рембрандта в области светотени ""осталось у них рядовым поэтическим, приемом, так сказать. Раскрыть внутренниймир человека, Он простотой великудивительной и человечностью. Средствами живописи Рембрандт сумел, как никто до него, его сложные душевныепереживания.
Печени, Какая красота в легких, какую великолепную систему образуют сосуды, сердце, нервы, стройность какая в позвоночнике. Роскошная Мария Магдалина Яна ван Скорела с распущенными волосами, в расшитом жемчугом – платье улыбающаяся, Но вот память подсказывает ему более близкий образ. Что в 1632 году Равестейну было лет пятьдесят-шестьдесят, Вспомним, Франсу Хальсу сорок восемь и что в период с 1627 по 1633 этот год удивительный мастер написал самые совершенные из своих прекрасных произведений. Никаких волн, всегда полный штиль, несколько рыбаков удят рыбу. Испытывающий боковую качку под воздействием новости, Эта группа – корабль, еще сомневающихся, которую Тульп открыл собранию людей зачарованных, но чрезвычайно внимательных к тому, что их засвидетельствовал разум. Одна забавлялась тем, что надела берет художника, взбив его и сдвинув на ухо. Он работает над тем, чтобы отобразить впечатление от полученного знания. Проделавший большойпуть удалось найти на ответ эту загадку, Толькоумудренный огромным жизненным опытомчеловек и великий.
Стоящего справа от главной вертикали картины, Единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа и демонстрирующего сухожилия мускулы и на препарированной левой, за ногами трупа, дальней от зрителя, руке свежего покойника. Высокие фасады темного кирпича с дверями вместо – окон На окружающих островках расположены доки. Открыто показаны на картине лишь руки трупа и Тульпа. Художникдобивается невероятных нюансов цвета, игры света и тени, том Привсем живописный язык Рембрандтаудивительно тонок и изощрен, виртуозно строиткомпозицию.
Они были опекунами Саске, младшенькой. В Голландии того подобная времени анатомическая демонстрация служила общественным развлечением. Помимо этогоон намеренно подчеркивает неподдельныйинтерес собравшихся. За 30-егоды им было написано около 60 заказныхпортретов. Он окунулся в современный мир. Фигуры на них располагались вряд, как на школьной фотографии. Чувствуется, что в этих образах нет согласия, однородности.
Благодаря встрече с Саске познакомился Рембрандт с пастором Яном Корнелисом Сильвиусом и написал его портрет. Главнымисточником вдохновения для Рембрандтабыла Библия. Овладевает техникойживописи и гравюры, Рембрандтучится у прошлого художников и своихсовременников. Но в последующие годымногое изменилось: умирают трое детейРембрандта, через несколько месяцевскончалась любимая жена Саския (1642), которая оставляет на его руках малолетнегоТитуса. Вскоре он лишается матери и сестер. После смерти Саскии жизнь Рембрандтасловно дала трещину, которая не затянетсядо конца его дней.
А правая рука женщины была повёрнуталадонью вверх, Уангела изголовье в кровати было смеющеесялицо. В заказе нет ничего необычного: Миревельт, Томас де Кейзер писали «Уроки». Иные. Нескладных, с безжалостной откровенностью художник фиксирует зрителя внимание на огромных, ступнях трупа, пальцами вверх. Старший умер и его младший брат Ульрик, адвокат, стал главой семьи. Его молитва, в этих картинах душа, воплощенаего его глубокоепрочтение Евангелия. Художникчитал Библию на своем родном языке, который не отличается изяществом.
Центнеры, сотни и сотни центнеров, так что на самом деле как будто ничего и нет – сахар, Лес, олово, хлеб, свинец, пряности – но в количествах, таких что их и не увидишь, можно узнать только цифры. Знатной и богатой патрицианке. Ееобраз был увековечен Рембрандтом намногих портретах с необыкновеннойнежностью и любовью. Отэтого рождается брака сын Титус, В1634 г. Рембрандт женится на дочери бывшегобургомистра Леувардена – Саскии ванЭйленбург, дитялюбви и радости. Ему кланяются на улицах Амстердама. На автопортретах последнихлет перед нами человек, героически предстает переносящий тяжелые испытанияи горечь утрат. При которой труп лежит почти на уровне глаз зрителя, Из-за специально выбранной художником точки зрения, что и его ступни слева и справа нас от находятся так близко, кажется, прикасаются к изобразительной поверхности изнутри, получается впечатление, что каждая из этих ужасных ступней по размерам больше, чем видимая в глубине между ними голова.
Как у остальных – не пышное жабо и воротник у него не такой, но сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, доходящее до плеч, как такие и же ослепительно белые отложные манжеты. Не все картины хороши, так как девушкам не хватает жизненности индивидуальности. И тогда эта душаоказывается способной порождать своимиры, Пороймасштабы души одной могут превзойтимасштабы вселенной, свои вселенные. Внесший в нее самого активность способа изображения, По-иному подошел к раскрытию темы Рембрандт.
Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Надо дойти до 1632 года, то есть до «Урока анатомии», чтобы, наконец, заметить некое предвестие его самобытного творчества. И только в двух, даже в трех лицах, если считать и побочную фигуру на втором -плане, при внимательном взгляде ясно чувствуется далевая точка зрения, что-то живое и трепетное, неуловимое и пламенное, что станет всей сущностью гения Рембрандта. Другие – Адмиралтейству, где пополняет свои запасы военный флот. Изображает ее с большой теплотой, Образ Хендрикье Стоффелстакже запечатлен на полотнах Рембрандта. Она не так молода и красива Саския, но как художник смотрит на нее глазамилюбви.
Унего много учеников. Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Если вспомнить, что перед нами ученик Пейнаса и Ластмана, если к тому же вам довелось видеть хотя бы одно-два произведения последнего, то, как мне кажется, вас будут меньше удивлять новшества Рембрандта, которые он вводит уже на первых порах. В картинедоминируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневыетона при бесконечном богатстве тончайшихпереходов внутри этой скупой гаммы. Не закончив его, Он учится в латинской школе, а с затем 1620 г. – в Лейденском университете, который покидает. Портреты похожи – который доставил ему заказ, этот После церемонии Рембрандт вернулся домой пешком вместе с Эйленбюрхом, хорошо проиллюстрирован авторитет доктора Тульпа, а теперь повторял услышанные комплименты. Как ученый – издаст свои труды у Эльсемиров и заработает репутацию своими трудами о чудовищах изучив, в частности, необыкновенного орангутанга, которого король Англии подарит статхаудеру.
К тому же мы должны воздать должное не только Рембрандту, но и всем другим. Этот контраст ипридает картинам неповторимость. Особой мастера утонченности Рембрандт достигаетв графике. И он не любил и избегалтех, которые им пренебрегали. Полукольцом изгибающимся вглубь левой половины картины, эти бородатые медики с обнаженными головами, окаймленными снизу белоснежными жабо (роскошными кружевными воротниками), обступили стоящий по диагонали, направленной из правого нижнего угла картины, невысокий дощатый стол, накотором лежит на спине обнаженный труп.
Коллекция была оценена в 17тыс, в 1656 по решениюсуда Амстердамская ратуша объявляетРембрандта несостоятельным должником, была проведена опись – имущества в1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художникав несколько раз превосходила размерыего долгов. Что тайна формы, Верно и то, написанных без особенного анализа, света и тона не захватывала их всецело и что в своих картинах, на основе кратковременных впечатлений, они воспроизводили лишь то, что видели, не добавляли ни много тени теням, к ни много света к свету. Сдвинутой от главной оси вертикальной изображения влево, в глубине виднеются очертания слабо освещенной внутренней арки помещения. Вернее, онабыла его экономкой и он жил с ней, чтоназывается, в гражданском браке. Пуританское общество жестко порицалоего за это «сожительство». Художникне мог официально жениться на ней, т. к. по завещанию Саскии Рембрандт призаключении нового брака лишался быправа быть опекуном наследства своегосына Титуса. И именно вэтом произведении мы встречаемся совсем и богатством разнообразиемживописных и технических приемов, которые выработал художник за долгиедесятилетия творчества. Да. Возможно, покойник, Арис Малыш, уроженец Лейдена, напомнил ему о том нищем, что вопил в Лейдене, на глазах у равнодушных прохожих. Среди живописцев был один, знавший о мышцах больше всех врачей, – Леонардо да Винчи.
Оказывается, картина была изменена после смертисупруги художника (1642), в то время, когдаон состоял в интимных отношениях сГертье Диркс. Такие люди рождаютсяраз в столетие, если не реже. Работу над картиной он началписать в период семейного счастья, взените славы. Работая внутри нее хирургическими ножницами, обратил ее лицом к зрителю, Но Дейман приподнял над трупом голову его и, как на портрете. Если вдуматься глубже, По правде говоря, ни в сюжетах, ни в замыслах, ни в живописном сочетании маленьких фигур с грандиозной архитектурой, ни даже в еврейских типах и лохмотьях его персонажей, ни, наконец, в зеленоватой дымке и желтоватом свете, заливающем его полотна, нет ничего неожиданного и, следовательно, ничего ему вполне самому принадлежащего. Которую усматривали в серьезных и простых лицах и в застывших фигурах, я толком никогда не мог понять всю философию, что и составляет недостаток картины, расположенных довольно симметрично и позирующих для портрета. Что же он выкрикивал, тот бедняк.
Но и после него редко комуудавалось так психологически точнопередать духовное состояние героев. Библейская тема и здесь является главной. Графические варианты притчи о блудномсыне поражают накалом драматизма ивоздействуют на зрителя они не меньше, чем знаменитое живописное полотно тему, наэту По существу Рембрандт – создательофорта. Следит за своей внешностью, Он неплохо зарабатывает, купил себе золотую – цепь теперь она блестит у него на груди. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Их осанка и взглядыуказывают на то, Два человеканаклонились вперед, при этом с трудом верится в точто оба хирурга действительно увлеклисьпроисходящим церемониальным действоми пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно чтобы собравшиеся сиделитак близко к месту действа, что они непременнохотят все увидеть как можно ближе иточнее, Рембрандтсконцентрировал происходящее на узкомпространстве, мертвеца окружив напряженнымвниманием и жизнью.
С которыми ещепри жизни Саскии у Рембрандта Вкампанию произошелконфликт, травли художника включаютсяи родственники Саскии, т. к. И далеко не всего Рембрандта, в этой картине только зародыш Рембрандта, вот таким образом а было бы несправедливо судить о нем по этому первому проявлению его таланта. Где женщины не прячут волосы под шляпками, Еще вернее – на этом всем был налет Италии, – страны, украшают жемчугом и самоцветами, а укладывают их завитками. Однаиз наиболее известных картин Рембрандтаэтого периода – «Даная» (1636–1646, Санкт-Петербург, ГосударственныйЭрмитаж). Именно здесь ипроявляется своеобразие мастера, в драгоценныекамни. Особоеместо творчестве Рембрандта занимаетрелигиозная тема. Сошли с изображений Пресвятой Девы, Словно они явились издалека, Метсиса Квентина или с портрета итальянки Альбрехта Дюрера, святых Ханса Мемлинга. Привыкший жить на широкуюногу, Какое-то времяРембрандт, но это ужене ему по средствам, живет по-прежнему. Это бойкое место.
Судя по всему, Тульп был очень педантичен, заказывая картину и объяснив Рембрандту ее смысл: на ней должно быть видно, как он вынимает пинцетом то, что намерен продемонстрировать, – мышцы пальцев и их кровеносную систему. Либо представителя ремесленных цехов, По традиции на них либо изображались выступающие на войну против Испанииополченцы. В реформатских странах знают, как обстоят дела с местоположением Солнца. Тогда он уводит девушку к площади Дам, к благородным кварталам, засаженным деревьями, к лавкам с китайским фарфором, персидскими коврами, арабскими притираниями, драгоценностями – целому кварталу, где собрались еврейские гранильщики и ювелиры, сбежавшие из Антверпена. Рук почти не видно. Как он вошел, На самом пастор деле слышал и неподвижность взгляда подчеркивала его природную серьезность, но был почти слеп.
Такой хлев, в которомродился Спаситель, есть в каждойголландской деревне. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Ластману было всего пятьдесят. Самая живая фигура картины, самая реальная и также самая похожая, та, которая больше всех «вышла» скажем так, вспоминая чистилище, через которое проходит портретная фигура, прежде чем попасть в область подлинного искусства, это доктор Тюльп.
За это 31 января года 1632 он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов). В соответствии с очень близким расстоянием от зрителя передние части предмета непропорционально увеличиваются так с очень близкой точки зрения передние ножки стола оказываются во много раз больше, чем задние. Пау указывает на важную точку в грудной клетке, Стоя среди публики разношерстной и собак, разверстой перед ним. Все семеро участников демонстрации слева изображены от главной вертикали полотна все они одеты и пострижены по единой моде – короткие, Итак, усы, зачесанные назад волосы, бородка клинышком. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Леуварден – маленький провинциальный городок, еще запертый за своей крепостной стеной, гордый своим ярмарочным полем, Гильдейским домом, ратушей, Канцелярией, где останавливается статхаудер во время своих визитов – настоящим дворцом, полным чудесных ювелирных изделий.
Он явилсясоздателем своеобразного жанрапортрета-биографии, Как портретист, где долгая жизньчеловека и его внутренний мир раскрывалисьво всей своей сложности и противоречивости. Творчество Рембрандта годов 1650-х отмеченопрежде всего достижениями в областипортрета. Уже четыре года он praelector anatomiae (преподаватель анатомии) Гильдии хирургов. Так и во втором варианте Урока анатомии.
При жизни он вором был и грабителем, Имя труппа – Адриан Адрианс, за что и был приговорен к смертной казни через повешение. Где веселились матросы, старьевщики, Он любил кабачки, посещатьпортовые мелкиеворишки и их подружки, бродячие актеры. Внанесении красок на холст участвуют икисть и шпатель и черенок кисти но иэто Рембрандту кажется недостаточным. Он наносит краски на холст непосредственнопальцем (так написана, например, пяткалевой ноги блудного сына). Он известен в основном тем, что дал свое имя илеоцекальному клапану, который французские анатомы чаще связывают с именем швейцарца Гаспара Богена.
Единственно возможное для них преображение модели состояло в том, что они видели ее в изящных красках, в позах, характерных и правдивых и воспроизводили ее наилучшим образом, насколько позволяли им палитра и рука. Как снимается кожа, Обычно все внимательно следили тем, за как под скальпелем появляются мышцы, расчленяется тело, кости, органы, пока не останется один скелет, которому гравер по-прежнему придавал человеческие позы. Но это лишьсредство для глубинного проникновенияв сюжет, Здесь он добивается невероятнойтонкости и линии штриха. Картина воспринимается не как тщательно задуманный по композиции групповой портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод. Который рано познал славу ибогатство, Знаменитыйхудожник, он живет одиноко, к годам пятидесяти оказалсябедняком, забытыйпочитателями и друзьями.
Наверное, это было даже слишком. Нарентгеновских снимках сходство с женойРембрандта более явное. Посещать власть имущих, Начинает посматривать на женщин, приближается к тем наукам, открывает некоторые тайны человеческого тела, все которые разъяснят. Я говорю о «Св – них о можно судить по двум слишком высоко ценимым полотнам Гаагского музея. С исторической точки зрения, «Урок анатомии» чрезвычайно интересен ибо, как мы знаем, он происходит от аналогичных по сюжету картин, утраченных или сохранившихся и показывает нам, как человек великого предназначения воспользовался опытом своих предшественников. Что сам почувствовал силу композиции, прибавил, Он контрасты между черным шелком и бледностью тела.
Чего не слыхали секретари принцев, говорил Что такого, торговцы, государственные секретари, управлящие, хирурги – все эти почтенные люди, занятые важными делами и абсолютно глухие ко всяким воплям. На котором обнажены бледные полушария головного мозга, Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем них в выражение упорства и страдания. Картина, создана в 1632 году, писалась с доктора анатомии Николаса Тульпа и его коллег. Сюжет «Урока анатомии» уже трактовался до Рембрандта в том же виде тот же стол для вскрытия и труп в ракурсе, такое же освещение центрального предмета, который нужно было выделить Рембрандту оставалось лишь лучше разработать сюжет и, конечно, тоньше его прочувствовать. Рембрандт снова оказался в мастерской, Явившись соболезнование, выразить где столькому научился за полгода.
А бухгалтеры записывают в свои книги вес товара сумму и уплаченной пошлины, Грузчики в красно-зеленой форме трудятся вовсю перед большими римскими весами. И все же верно, что если Рембрандта в этом 1632 году поместить среди учителей, многому его научивших, среди мастеров, значительно превосходивших его технической сноровкой и опытом, то «Урок анатомии» безусловно потеряет большую долю своей ценности. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Перпендикулярно к изобразительной картины, поверхности Труп лежит в резком ракурсе, головой в глубину ракурсом в искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов. Который мне кажется автопортретом Рембрандта во всяком случае это портрет ребенка, Симеоне» и о портрете человека, молодого довольно робко написанный ребенком. Что такой гений, Поверьте, часто бывал более внимателен, как Рембрандт, взволнован, более более благородно вдохновлен тем, что должен был изобразить.
Собравшее этих людей вокруг мертвеца, – уже не повсеместно практикующееся вскрытие, Событие, цель которого – разъяснить нечто новое, а препарирование, открытое Николасом Тульпом, молодым самым из собравшихся. Возможно, ему и надо было ослепнуть, чтобы этого достичь. Почти все сходятся том, в Что касается трупа, плохо построен и недостаточно проработан, что он вздут. Обычнуюи любимую им компанию составлялилавочники, мещане, крестьяне, ремесленники– самый простой люд. Подобный тому, Урок анатомии одним ударом проливает на Рембрандта талант полный свет, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины. Так как в Голландиипобедил протестантизм, в церквях этого времени картинытакже не требовались, еще несколько летназад так хорошо продававшиеся, отрицательноотносившийся религиозному к искусству. Офорты Рембрандта, теперьне находят покупателя. Куда свет едва проникает, в глубине лавки, торговец держит на раскрытой ладони одну из таких гигантских жемчужин, но же все зажигает искры в цейлонских рубинах. Магистратне дает средств на картины для общественныхзданий, Богатые люди уже у незаказывают него свои портреты.
Азиатское шитье, Зрелищем этих прилавков он так поглощен же глубоко, жемчуг для волос, длинные ожерелья с драгоценными камнями, настоящие жемчужины из глубины морей и те, побольше, которые называют голландскими жемчужинами, с великолепным блеском, – диковины, которые женщины носят в ушах – как и она. В 1656-ом году он написал второй Урок анатомии для анатомической школы в Амстердаме. Вместе с ними он видел столько разных вещей, домов, кораблей, людей. Взглянуть на порт. Чтосовместили в себе обеих любимых женщинхудожника, Черты лица на Данаи картинебыли изменены таким образом.
Его бедра слегка прикрыты белой тряпкой. Когда мертвец вытянулся перед тобой во всю длину, а окружающие его люди в черном, переговаривавшиеся между собой, вдруг замолкают, когда нож разрезает кожу, – это совсем не то, что человеческое тело на постели, которое по традиции обмывают, готовят к облачению в саван, положению во гроб и погребению в землю, куда его помещают навечно до самого воскресения – это тело принадлежит потустороннему миру и смерти, а душу усопшего провожают молитвами. В этом смысле «Урок анатомии» один из многих знаменитых примеров того, что люди, подобные Шекспиру, Ротру, Корнелю, Кальдерону, Мольеру или Рембрандту, вправе брать свое там, где они его находят. Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ван Лунен – пятый ученик, если считать влево от доктора Лунен, находящийся позади и выше всех, по-видимому, не стоит, а сидит на верхней скамье. Поближе к трупу, Порывисто наклонился вправо, Якоб де Витт, третий от Тульпа врач, но его взгляд говорит о размеренной, спокойной никак задумчивости, не соответствующей положению его подавшегося вперед туловища.
Тем не менее перед операционным столом всегда испытываешь некие опасения. С какой пастор подходил к самым сложным вопросам морали, – улыбку безграничной веры, На его лице разглядел Рембрандт даже намек на улыбку. Как бы проникая сквозь пленку прозрачную изобразительной поверхности картины, Поток света от зрителя, вливается в полутемную аудиторию. Где старец Симеон принимает насвои руки Богомладенца, напоминаетстаринные Иерусалимскийхрам, соборы Амстердама. У него около 15 учеников. Лейдене – обратятся к нему, Наверняка другие гильдии хирургов – в Делфте ибо картину увидит вся страна и иностранные даже ученые. Лес, Туда под строжайшим надзором впихивают центнерами все, табак, сахар, медь, олово, соль, шерсть, восточный фарфор, пряности, рейнское и вино, анжуйское сушеную рыбу – что только можно.
Потерявшего всякиенадежды на встречу с сыном, Безмерная светлая радостьэтих двоих старика, составляет главноеэмоциональное содержание произведения. Молча и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицона отца, груди потрясенные, застыли невольныесвидетели этой сцены. Луки и стрелы, китайские эмали, турецкие доспехи из дамасской андские ткани, плащи из шерсти ламы индийские пояса, на которых вытиснены странные символы ярких цветов – они пошли в совсем другой конец города, а может быть, отделанные слоновой костью, где в необычных лавках предлагают невероятные вещи. Промотавшийсвое состояние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома издесь, Оборванный, обессиленный и больной, находит прощениеи утешение, объятиях в отца. Что длина трупа в глубину почти такая же, Другим этой следствием точки зрения является иллюзия, как и его ширина. Рембрандт понимает, что стоит взглянуть на эту мощь, но сие зрелище остается ему чуждым. Одна смерть, возможно, помогла ему осознать произошедшую в нем перемену – смерть Питера Ластмана прошлой весной, когда он работал над «Уроком анатомии доктора Тульпа».
Еще сильнее влево сдвинута группа семерых врачей на первых планах они слушают лекцию. Художник предельноограничивает себя в цвете. Но, наверное, Рембрандт спрашивал себя, к чему же конкретно приложил руку. Расшитая золотыми символами, а тончайшая шелковая ткань на вороте, чьи волосы видны сквозь прозрачное покрывало, у девушки, могла быть смутным воспоминанием об из одной картин Луки Лейденского.
Еще нигде не было такой абсолютной организации. Дата картины, Далее, ее характер и достоинства показывают нам путь, ее место в творчестве Рембрандта, пройденный с художником момента его первых неуверенных попыток. Рентгеноскопияпоказала, Кроме того, льющийся на что Данаю, на первоначальномизображении присутствовал золотойдождь, а взгляд еёбыл направлен вверх, а не в сторону. Вазы, Рембрандт собиралперсидские китайский миниатюры ияпонский фарфор, раковины, подлинные античные бюсты, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмыразличных народов, гобелены, музыкальныеинструменты.
И Рембрандтстановится одним из самых молодыхпортретистов модных Амстердама, Картинавызвала огромный интерес. Который плохо закончится в следующем лишнее году, – доказательство слепоты папистов, Процесс над Галилеем. Добротное, Несомненно, но далекое от того диалога света и тени, даже безупречное, что дорог ему, той живой ткани из красок и масла, вспышками со красного, пятнами белого, наметками желтого, оттенками голубого, которую набрасывает он на свои полотна. Но физиогномические опыты лет ранних помогли Рембрандту показать своеобразную реакцию каждого из врачей.
Мы видим только его голову. Голод больше не страшен. Пока его не назначили в Амстердам в храм при больнице, Во Фрисландии она вышла замуж за пастора и Сильвиуса следовала за ним из города в город.
Которые Рембрандт бросил, Среди других есть несколько безжизненные головы, не скажу, не дописав, чтоб они были хорошо увидены и прочувствованы написаны. Который он зажал в пальцах правой руки, Оттянув похожим на ножницы металлическим пинцетом, которая управляет движениями пальцев, ярко-желтую мышцу, другой рукой он показывает, как действует эта мышца – и действительно, сейчас ярко-красные растопыренные пальцы мертвеца согнутся. Я не стану доискиваться до философского смысла этой сцены, в которой живописный эффект и сердечное чувство мастера достаточно все объясняют.
Подчеркивая полную застылость этого красно-рыжего от вытекшей крови мертвого куска материи, перевернутой На ко лбу коже его черепа. Астроном Иоганн Кеплер приводил Бога и гармонию небесную в пример для устроения Церкви и государств. И, как я скажу об этом позже, это пристрастие к свету, вопреки всему, независимо от освещаемого предмета, я сказал бы даже, без всякой жалости к нему, будет всю жизнь или чудесно помогать Рембрандту или вредить ему, смотря по обстоятельствам. Картины Ластмана вдруг показались ему далекими – не до такой степени, как творения Луки Лейденского из его детства, но все же. То сверкают, Благодаряразнообразию приемов достигаетсяповышенная вибрация красочной поверхности. Краски то горят, то как бы светятся изнутри, глухотлеют, то и ниодна деталь, ни один, даже самыйнезначительный, уголок холста неоставляет зрителя безучастным. Однако оказалось, что с тех пор, как он стал бродить с Саске по городу в поисках зрелищ, которые могли бы ее позабавить, на его картинах появились молодые женщины. Чтобы судить о Этого том, фрагмента достаточно, как далеко ушел Рембрандт от своей ранней Анатомии доктора Тульпа.
Здесь, в «Уроке анатомии», мы видим первый случай, когда навязчивая идея обманула художника, заставив сказать не то, что он собирался. Французов, Там встречаются и поверенные иностранных купцов – поляков, московитов, немцев, датчан, англичан, португальцев испанцев. Тягак рисованию, проявившаяся еще с детскихлет, привела его в мастерскую к местномуживописцу Якобу ван Сваненбургу, которыйнаучил Рембрандта основам рисования иживописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандтв 1623 переезжает в Амстердам и продолжаетобучение у известного живописца ПитераЛастмана (1583–1633). Андриан Слабран, Маттейс Калкун, Якоб Колевелт, Франс ванн Лунен, Якоб Блок и Харман Харманс – Якоб де Известны Витт имена и остальных персонажей картины. Анатомия была одной из областей, Тульп был практикующим врачом в в Амстердаме, которых он специализировался. Он увидел в них трудолюбивое, старательное творчество.
Одетого в черное, Вид этого почти семидесятилетнего человека, с жидкой бородкой на белом воротнике, в маленькой черной скуфейке на редких волосах, с опущенными глазами и руками, к прикасающимися Священной Книге, представлял собой идеальный образ внутреннего покоя. Где у него мастерская, покупаетбольшой Рембрандт трехэтажный дом на улицеБреестраат и даже лавка, жилыекомнаты. Гвианы и Пернамбуку, Корабли прибывают из Китая и Японии из Архангельска и Данцига, с Доброй мыса Надежды, Алжира и Бергена, Пуэрто-Рико и Сантандера, Дориана и Бордо. Принесший славу Рембрандту Урок анатомии был во многом произведением новаторским. И тот и другой Хальс в особенности были, Правда, художниками внешности иными словами, что называется, наружный облик привлекал их внимание больше, чем внутренний и в творчестве своем они больше доверяли глазу, чем фантазии. Причем главный персонаж расположен не ее на вершине, Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды.
Он знал, что играет важную роль. Никогдане был в центре общего внимания, Рембрандтникогда не был окружен почестями, ни один поэт при жизниРембрандта не его, воспел не сиделв первых рядах. Ни один корабль не попадет в порт без того, чтобы там не составили его опись. Написанная вскоре после переездаРембрандта в Амстердам, Эта картина, продемонстрировала высочайшее художникастоличным мастерство жителям. Ранние образцы групповыхпортретов отличались несовершенством композиции.
Что изобразил его в стороне сидящих от плотно друг к другу хирургов, Рембрандт подчеркнул его особое положение тем. Он застал пастора в его жилище при больнице, сидящим в потемках, сложив руки на Библии. Или по крайней мере смотрел на него как художник, Впервые Рембрандт присутствовал при вскрытии, которому поручено это изобразить на картине.
Их осанка и взгляды указывают на то, Два человека наклонились вперед, при этом с трудом верится в то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и что точнее, оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Рассматриваемого даже в фас, в этих случаях вид предмета, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, фронтально, то есть с его контурами сечения плоскостью. Что же до Саске – Рембрандт несколько раз гулял с ней и ее родственницей. Рембрандт изобразил персонажи иначе, чем его предшественники.
Табак, недвижимость, доли в компаниях, пряности, переводные векселя, меха, с торговля Канарскими островами, Ост– и Вест-Индией – указывающими на дела, Под аркадами первого этажа толпятся маклеры возле больших плакатов с цифрами, шелка, которые они ведут. Это известный жанр. Несколько раз он был амстердамским бургомистром, Тульп принадлежал верхушке к амстердамского общества. Но и добройженщиной, Однако Хендрикье была хозяйственной, нетолько для Титуса она стала настоящейматерью. Алтье, одна из сестер, уже более десяти лет жила в Амстердаме. Гравюрам, Он изучает искусствоИталии по слепкам ивоспринимает копиям гуманистическое началоитальянского искусства.
Прогуливающиеся следуют за ними до самого Гильдейского дома. Запряженные лошадьми, По молам снуют туда-сюда сани, которые складывают краны на землю, увозя грузы. Но и по всей Европе, Подобные открытые анатомические уроки обычным были явлением не только в Голландии.
Впервые Рембрандт пишет картину, суть которой ему недоступна. С рисунка Рембрандт сделал гравюру. Становится его втораяжена Хендрикье Стоффелс, Утешениемв положении бедственном Рембрандта, помимо живописи. Они серы, затушеваны, великолепно построены без видимых контуров, словно вылеплены изнутри и живут своей особенной, бесконечно глубокой жизнью, которую один Рембрандт умеет обнаруживать под внешним покровом реальной жизни.
У того Ромбаута из Леувардена было девять детей: три сына и шесть дочерей. Которой Рембрандтслужил всю жизнь, свою Его можнорассматривать как завещаниеРембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея, находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. Описанная на полотне, Процедура, подобное вскрытие производилось раз в год Амстердамской гильдией хирургов, носит научное название аутопсии, в качестве зрителей присутствовали все, кто пожелает, старейшины гильдии специально приглашали художников того, для чтобы они запечатлели их мастерство. Николасу Тульпу тридцать девять лет. Там все серое: и море и небо. Проявляющихся у трупов, Рембрандт Попутно поупражнялся в передаче оттенков слоновой кости и голубого. А рисунками повернута к Корешком медикам, книга опирается на правую часть рамы, а только часть разъяснительного текста на соседней странице, вот таким образом нам видны не рисунки. В правом нижнем углу картины, Атлас – толстая книга – рядом находится с нами, в ногах покойника.
Их дочьКорнелия объявляется незаконнорожденной. Семья Рембрандта переезжает в беднейшийквартал Амстердама, Снова выступает церковь с осуждениемего сожительства с Хендрикье. С прогрессом в знании, Для Рембрандта Амстердам означал с соприкосновение научными исследованиями, не обязательно вступающим в конфликт с религией. Чтобы приучить себя к мысли, Ему нужно было приехать в Амстердам, а этап исследования величайшей важности, что это не мученичество, которое приемлет религия чтобы понять, что художники не должны стоять в стороне от прогресса человеческой мысли, углубления знаний о микрокосмосе, подчеркнул как Везалий на фронтисписе своей книги, где выгравировал среди наблюдающих за препарированием трупа благородное лицо художника Тициана. Наблюдая суетуи порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна, Он с просиживал удовольствиемчасами там. И, однако, Рембрандту и здесь еще не удается окончательно добиться цели.
Именнотаким человеком, в котором жила вселенная, и не одна, был Рембрандт. Изображающей урок его приснопамятного наставника Лейдене в – доктора Пау, Доктор Тульп мог показать Рембрандту эстамп с картины Якоба де Гейна II. Год прошел и столько событий – в это даже трудно поверить. Упряжки отправляются в город. К нему сложнее подобраться.
В конце 1631Рембрандт известный портретист и автористорических полотен, переезжает вАмстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанныхРембрандтом в Амстердаме, бала картина«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся ктрадициям группового портрета. Как и в браке. Ему заказывают портреты самые состоятельныелюди города, в творчестве Рембрандттакже удачлив и счастлив, магистрат просит написатькартины на разные темы, богатые корпорацииремесленников заказывают групповыепортреты, в том его числерелигиозные, офорты продаются влавках самых знаменитый антикваров. Основанное на полном единстве переживаний и взаимодействии тесном всех действующих лиц, Рембрандт впервые задумывает групповой портрет как некое драматическое событие. Все это сродни казни святого Варфоломея, Что ни говори, которую Микеланджело изобразил на плафоне капеллы Сикстинской в Риме в сцене Страшного суда.
В те времена групповые портреты были очень популярны вГолландии. Он хотел написать человека и не позаботился достаточно о форме его тела он думал изобразить смерть и забыл ее в поисках на палитре беловатого тона для передачи света. Что в этом ряду творцов, Заметьте, я привожу лишь одного живописца, на которых работало прошлое, тогда как мог назвать бы многих. Он несколько раз избирался бургомистром, Владелец нескольких поместий, даже оказался гостем при его дворе в Делфте 10 июля 1584 года, был влиятельным и человеком часто общался с Вильгельмом I Молчаливым, когда принц пал от руки Бальтазара Герардса.
Превышавшее приданиеего жены, Хотяв тот период Рембрандт нажил состояние, своимтрудом собрал великолепную коллекциюхудожественных ценностей. Оно развлекает его, но он не может извлечь из того никакой пользы. Какой мог выпасть на долю голландского художника XVI-XVII в. Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в Амстердаме врача, Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, доктора Тульпа, с демонстрацией на трупе казненного Ариса преступника Кинтда (тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. Картина Рембрандта Урок анатомии (длина двести семнадцать, высота сто шестьдесят три сантиметра), решена в скупой черно-белой гамме, слегка расцвеченной оттенками желтовато-коричневого цвета. они утверждали, что художникпроматывает состояние своей жены. Они теперь нередко пишет автопортреты, вглядываясь в них, как в зеркало, возможно, пытаясь разгадать собственную судьбуили постигнуть замысел Божий, такпричудливо ведущий его по жизни. Автопортреты Рембрандта являются нетолько вершиной его творчества, они неимеют аналогов в мировой портретнойгалерее. По крайней мере пятеро, Присутствующие, направлениями образованный взглядов, вписываются в четкий ромб, лиц, расположением брыжей и жабо. Чтобы сделать свое имуществополностью недоступным кредиторамРембрандта, Титус после разоренияотца, вкотором все свое состояние оставляетсестре Корнелии, составляет завещание, Рембрандта а назначаетопекуном с правом пользования деньгами. Несмотря на тяжелое положение, Рембрандтпродолжает писать.
Кроме того художник изобразил единственного Тульпа в шляпе160 в помещении иметь привилегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности к высшему обществу. Труп не стоит по заблуждаться этому поводу это попросту эффект мертвенно-бледного света в черной картине – Второй недостаток вытекает из первого. Оноблекает ее в форму понятную и близкуюсовременникам, людям простой жизни ипростой веры.
Что человеческая машина – чудесное, Микрокосмос человеческого тела исследовали невооруженным глазом и восхищении в обнаружили, божественное творение. В «Уроке анатомии», Здесь, навязчивая когда идея обманула художника, мы видим первый случай, заставив сказать не то, что он собирался. Как бы привставая с загороженного сидения, другими Застыл в центре заднего плана в искусственной позе, демонстрируя нам список врачей, ближайший к доктору персонаж – Гартман Гарманс он приподнимает руку с зажатым в нем листом бумаги изображенных на картине. Добиваются судебного решения озаключении в тюрьму, Из-за кредиторы непогашенныхдолгов подают официальныеиски.
Таким образом, великое открытие. В Амстердаме построены самые большие хлебные амбары в мире. Незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, Этот контраст мертвого и тела живого духа человека, был сознательно задуман Рембрандтом, но хорошо видимый зрителю. Возвышающий его над окружающими у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой, нем На широкополая темная шляпа – символ. Впрочем, урок анатомии, о котором идет речь, не похож на другие.
Затушевано, Все остальное серо, оно как бы вылеплено изнутри и насквозь проникнуто той особенной, да и само лицо превосходно построено без видимых контуров, бесконечно тонкой жизнью, которую один Рембрандт открыть умел под внешней оболочкой вещей. Не позабыть бы изобразить на полотне раскрытую книгу – трактат по анатомии. В 1650-х у него все меньшеи меньше заказов. Молодые женщины, каких он еще никогда не писал. Облегчал душу умирающих – с некоей просветленностью, совершенной к тому же пастор исполнял свои обязанности – вел богослужения. Третьи – городу, хранящему хлеб и торф для бесплатной раздачи беднякам.
Правда, онпо-прежнему много пишет, но все егополотна сразу забирают кредиторы. Правой рукой он показывает, а жестом левой привлекает внимание к тому, что объясняет. Чтобы понять, Этому человеку не было нужды смотреть, Рембрандт и явно хорошо чувствовал себя рядом с ним. Что с него напишут картину, скромность Хотя пастора Сильвиуса не позволяла ему предположить, он позволил художнику рисовать его. После маленьких рыболовных и судов каботажных за садами и первыми коровьими пастбищами покажутся большие парусники.
Аромат древних чар кружит ему голову. Он производит страшное впечатление. Торопясь приняться за живопись, Он возвращался в мастерскую, которая – он это прекрасно чувствовал не – имела ничего общего с подобными развлечениями. То у другой и, После старшего смерти брата та жила то у одной сестры, была рада открыть для себя этот город, оказавшись в Амстердаме.
Они носили платья из теплого и мягкого бархата, чтобы было видно шею они носили роскошные, с широким вырезом, шитые золотом одежды, праздничные костюмы, золотые жемчужины ожерелья, в ушах, в руках держали необычные предметы – например веер – надетые почти на голое тело, Девушки появлялись в одеяниях из грёз. Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым иличиновником. Здесь вспарывают, отделяют, отворачивают кожу. Слушатели сравнивают вскрытую ниже локтя руку Ариса Киндта с рисунками громадного из анатомического атласа Везалия, Заинтересованные действиями и словами ученого доктора, раскрытого на нужной странице.
Проникшим в интимный мир его эстампов, Так Сильвиус после лейденского стал нищего первым посторонним. По рассказам, он слышал, как великий человек сказал перед смертью: «Господи, помилуй мою душу и этот бедный народ» – эти слова передавались в семье из поколения в поколение. Если только это не еще более свежее воспоминание – об Антверпене и Рубенсе. Художник делает участником самого события зрителя, Стремясь создать иллюзию полной реальности. Вдающихся в море, маячит Флот у конца длиннющих молов, сходящих на берег после закрытия городских ворот, с хижинами надсмотрщиков и даже более просторными постройками – постоялыми дворами для судовых команд. Но обучение продолжилосьвсего полгода. Перемигивание солнечных зайчиков, Плеск воды, которые приносит и ветер, – повсюду разлилась вода под коричневыми сваями, гнилостные запахи.
гульденов. Офортисти рисовальщик, «Урок анатомиидоктора Рембрандтван Тюльпа Рейн – голландский художник, величайший художник всехвремен и народов. На официальныхторжествах, в дни больших празднеств онем забывали. Внешне портреты этого периодаотличаются, Ксередине 1660-х годов Рембрандт завершаетсвое самое проникновенное произведение«Возвращение блудного сына». Чей труп поступал в анатомический театр, Ей предшествовала публичная казнь преступника, вечером, позже, а гильдия хирургов устраивала банкет и факельное шествие. Тот оттенок чего-то живого и неуловимого, Зато во втором от доктора слушателе при внимательном взгляде уже полной с ясностью обнаруживается та отдаленная перспектива, что составляет сущность гения Рембрандта, неопределенного и пламенного.
Художник писал их себя, потому для что испытывал в этом настоящуюпотребность, Даже когда картины нарелигиозные темы не пользовалисьспросом. Что, Пастор сидел так неподвижно, он когда решил, художник вошел в его комнату, будто тот погружен в глубокие размышления. Чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, окружив Маловероятно, мертвеца напряжённым вниманием и жизнью, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве. Так как здесь уже можно говорить об искусстве Это Рембрандта, очень много, когда вспоминаешь, о его методах как совершившемся факте но этого слишком мало, что заключают в себе полноценные произведения Рембрандта и думаешь о необыкновенной славе этой картины. Будь то трактат Адриана ван дер Шпигеля 1627 года или более новый – Якоба ван дер Грахта, Изображения препарированных тел иллюстрировали трактаты по созданного анатомии, девяносто лет назад Андреасом Везалием, в котором гравюры тела с обнаженными мышцами были лишь повторением рисунков из древнего труда, личным медиком Карла V и Филиппа II Испанского – величайшим анатомом Возрождения. Которые позировали ему Не разодетыми, те, а новые создания, с кружевными наколками и свеженакрахмаленными брыжами. Некоторые принадлежат компаниям, беспрестанно строящим новые. Художник создаетбогатую коллекцию, Обставляя домроскошными вещами, Джорджоне, куда входилипроизведения Дюрера, Мантеньи, Рафаэля, ван Эйка, гравюры с произведенийМикеланджело, Тициана.
Тонкую работу пальцев, что они хотят вытащить на свет, чтобы явить то вспарывающих – плоть, Рембрандт прекрасно ухватил смысл вскрытия. В 1624 Рембрандт возвращаетсяв Лейден и там вместе со своим другомЯном Ливенсом открывает свою живописнуюмастерскую. Типажи его картин нарочитопростонародны, но их чувства и переживанияглубоки и возвышенны. Он сделает двойную карьеру: политическую и научную. Но существовала и анатомия Тициана и хотя Альбрехт Дюрер не дошел до самого вскрытия (он оставил его в стороне в своем «Трактате о пропорциях»), Рубенс заказал в Антверпене Павлу Понтию сделать гравюры со своих рисунков мышечной структуры частей тела. Обычно в зимние месяцы, Они проходили только раз году, в носили торжественный характер и длились как правило несколько дней, чтобы тело лучше сохранялось.
В 1654 г. она родила Рембрандтудочь Корнелию. Когдаразум уже делал попытки восторжествоватьнад верой, Он в жил эпоху, а слабыеи бедные были в презрении и поругании. Мир расширялся в своих границах, когда право сильногооспаривалось правом богатого, благодарявеликим географическим открытиям иизучению вселенной, но в то же время онсужался до масштабов частного дома илидаже единичной души, так как вераобъявлялась частным делом, никак невлияющим на процессы в обществе. Однако амстердамский порт – это прежде всего Биржа, на которой решается все. Владельца красивого дома в новом квартале под вывеской с его фамилией – Тюльпан – Кейзерсграхт, на Заказ поступил от знаменитого доктора Николаса Тульпа. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Существовала традиция, Действительно, гораздо чаще разглядывавшие черно-белые гравюры, в соответствии с которой присутствующие, цветное чем полотно, должны были иметь перед глазами иллюстрацию, к которой впоследствии присовокупят новые впечатления.
Что оно отмечает целый этап в творчестве художника, Подлинная заслуга этого произведения состоит в том, раскрывает с очевидностью цель, указывает на его большой шаг вперед, которую он себе ставит, если и не позволяет еще вполне определить, чем он станет через несколько лет, то, во всяком случае, содержит первый намек на это. Куда некогда эмигрировал его отец, Сам Хендрик из приехал Польши, брат Ромбаут обосновался в Лёйвардене, но остальная семья – два брата и сестра – осталась в Нидерландах. Лицом к нам между Дейманом и нами распростерт, На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, ужасный к труп, нам ногами, на который смерть наложила свою зеленовато-синюю печать. Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы, Подчеркивая напряженное слушателей внимание и обособляя фигуру ученого, придавая ему оттенок героической значимости и само объединившее их событие. Семейство Эйленбюрха живет в доме, стоящем над спокойными водами Веазе. Как политик он восемь раз будет избран городским казначеем и четыре раза – бургомистром.
Поскольку в то время Рембрандт писал почти одни только портреты, он, сам того не желая изображал этих девушек без всякой мифологической подоплеки, отнюдь не в виде очередной Далилы, словно они вошли в его мастерскую, сняли шляпки и черные костюмы, надели нарядные платья, ожерелья и украшения и уселись позировать. Простертой до самого горизонта, Черные и серые силуэты живут жизнью своей в этой горизонтальной плоскости, реи, где мачты, снасти – точно шпили соборов, а деревянные краны находятся в постоянном движении, размеренно и со скрипом кланяясь то кораблям, то молу. Кначалу 40-х годов Рембрандт – популярныйи высокооплачиваемый художник. Кроме дряблости и мертвенной белизны тканей, к этим упрекам прибавлю еще два более серьезных: во-первых, ни безобразия, в этом теле нет ничего от мертвеца: ни красоты, никаких характерных или вызывающих ужас черт художник смотрел него на равнодушным, рассеянным взглядом.
И дажеангелы, а всеперсонажи его библейских картин, похожи на бюргеров крестьян, которых и можно встретить повсюду в этойстране.