У самой девочки на поясе прикреплены пистолет и курица (хотя раньше эмблемой стрелков были лапки хищных птиц, например, ястребов или соколов – еще одна загадка. ). Почти параллельные диагонали, Несколько раз повторяющиеся, древком знамени и стволом которые мушкета, слева образованы пикой, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. Что время действия не более 14 часов, тени Положение от левой руки капитана Кока показывает. Картина содержит много загадок, над которыми исследователи ломают голову до сих пор. Как к лаборатории творчества, Отношение Рембрандта к заказным работам, у вызывало заказчиков недоверие и отпугивало их.
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Но Хельст отказался. Характерно, что на таких портретах отсутствовала перспектива. Когда при внимательном осмотре выясняется, Вопрос возникает лишь тогда, что перчатка в руке правая На всех людей полотно разное производит впечатление. А не изысканное и сложное произведение искусства, Но заказчику нужен был простой групповой портрет. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока».
Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Вдохновенно воспевших сумрачную ночной красоту сцены, к немалому смущению искусствоведов, что действие происходит при солнечном свете, оказалось. В такой боевой готовности отряд движется либо на стрельбища, либо поднят по тревоге. Зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому ведомых не личностей, Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан.
Который хотел повесить полотно в парадном зале общества, Стрелкового Рембрандту ее заказал отряд гражданского ополчения Нидерландов. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Особенно характерен в этомотношении ГовертФлинк, в совершенстве освоившийвнешнюю бравурность динамичныхрембрандтовских полотен1630-хгг. ЛейденецГерардДоу один из первых учениковРембрандта всю жизнь оставалсяпод влиянием ластмановской эстетикиполотен вроде «Аллегории музыки» 1626года Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами их 16. Ночной дозор стал переломным, так как здесь Рембрандт не стал себя сковывать.
Но загадки остаются. Но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, с ней соперничает по освещенности фигура только лейтенанта в светло-желтом костюме, девочка словно сама излучает свет. Рембрандт – художник и вот таким образом постоянно находился в творческом поиске. Что каждая гильдия желала увековечить своих членов во время парада или Объяснялось собрания, это тем.
На таких несложных работах в то время зарабатывали многие голландские мастера. Что считалось моветоном и всячески порицалось, Большинство не ополченцев видны за спинами собратьев. Подчиняет художественные средства раскрытию человеческого красоты понимания, с поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, сострадания и прощения. На картине присутствует ещё один очень любопытный персонаж девочка – или карлица в драгоценном платье и золотистыми сияющими волосами.
Подобные рамки сковывали художников, Безусловно, но ранее Рембрандту преодолевать удавалось жуткую статичность композиции. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать.
Сумма гонорара была поделена между ними. В чертах её лица некоторые угадывают Саскию (жену автора). Они первые появляются из-под неосвещенных массивной сводов арки и ступают на мост, Следуя во главе отряда, переброшенный через один из множества амстердамских каналов.
Написана картина была в 1642 году. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией дискуссионный вопрос). Из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, Оно сказалось на творчестве не его только непосредственных учеников, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Другие видят лишь причудливый гения, каприз Одни исследователи склонны угадывать в этом часть тайны «Ночного дозора». Похоже, стрелки подняты по тревоге и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамяhellip разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. И полотно в очень скверном состоянии было передано в В Рийксмузеум, начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины. Её покрывал толстый слой старого лака и копоти, который появился после того, как картина провисела в различных залах Стрелкового общества. Что смысловая нагрузка не картины пришлась по душе заказчикам, Известно, а когда оплатили, поначалу они даже отказывались оплачивать заказ, варварски обрезали полотно, чтобы разместить его в зале для пиров и собраний.
На лицах капитана и заметно лейтенанта волнение, Нам не известно чему оно приурочено, барабанщик отбивает дробь, заряжается мушкет – мы можем лишь предполагать. Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотнуhellip Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. В левой руке она держит рог для вина. Ценители искусства, желающие увидеть картину в первозданном виде, могут посетить Лондонскую Национальную галерею, где хранится копия полотна, сделанная Герритом Люнденсом в семнадцатом веке.
Как уже было сказано, в центре внимания находятся фигуры капитана и лейтенанта стрелкового отряда. Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд.
Скупых жестах, Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен скульптурно в выразительных позах, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона, в эмоциональном строе колорита. Что она является отряда, талисманом Многие исследователи предполагают, так как ее фигура окружена многочисленными признаками мушкетеров. Залитую солнцем, Из темного дворика солдаты роты стрелковой капитана Франса Баннинга Кока должны были выходить под развевающимися флагами на площадь. Может быть они подняты по тревоге. Именно потому заказчики остались так недовольны.
Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. Капитан Баннинг Кок заявил автору что не узнает себя на картине и обратился к живописцу ванн дер Хельсту просьбой с исправить ситуацию. Запечатлевшеевнезапное выступление в поход стрелковойроты, Иконография этойпрославленной работы восходит кморалистическим изображениям библейской развратаблудногосынаиз притчи Монументальноесоздание Рембрандта, пронизаннаядвижением толпы конкретных и безымянныхперсонажей и построенная на мерцающемконтрасте ярко освещенных цветовыхпятен и затенённых зон, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья.
Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Наносили более десяти ударов Из ножом, нее вырезали кусок хоста и даже обливали серной кислотой. Но так было не всегда – в XVIII веке часть полотна было обрезана. Ритмические соответствия линий, беспорядочном распределении света и тени, казалось бы – закономерности в, Им интереснейшие открываются вещи. У мушкетера, который находится с ней рядом, на шлеме присутствуют дубовые листья. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. К числунаиболее значительных портретов техлет принадлежат изображения Саскиииногда в домашней обстановке, лежащейв постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованныхобличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титусещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годыбрака с Саскией с наибольшей бравурностьювыражен в картине «Блудныйсын в таверне» (1635). Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой).
Композиционное равновесие картины сразу нарушается, Представим себе, сцена утрачивает монументальность, без контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки мужские крупные фигуры теряют масштаб, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна – все словно гаснет и становится обыденным – что девочки нет на холсте. Данная композиция построена тоже на контрастах. Затем провисела в различных залах 200 почти лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту, Так как в нидерландском языке слово Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Она бежит сквозь строй стрелков как фантасмагорическое видение, к поясу её зачем-то привязан петух. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Результатомперемены во вкусах стало угасание егославы и постепенное обнищание, Создающаявпечатление разнобоя и напряжённостислучайность запечатленной на полотнеситуации вместе тем с проникнутаторжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию систорической композицией Каковы бы нибыли причины охлаждения амстердамскойпублики к Рембрандту.
Блики отраженного света играют вспышками на одеждах и оружии. Что сцена, После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, на самом деле днём, происходит представленная Рембрандтом. Художнику долго не хотели отдавать положенные деньги, По причине, этой в конце концов, но, ему было уплачено 1600 флоринов. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Рембрандт изобразил лишних 16 человек, но кто некоторые из них остается загадкой. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Так что теперь полотно известно двумя под именами, Но данная работа Рембрандта уже вошла в искусство под новым названием. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Символы, Появление и предназначение других персонажей, породили десятки вопросов у связанные исследователей, с ними, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
Проведённой в 1947 году и при только реставрации, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, обнаружилось исказившим её колорит. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Повернется ли язык назвать портретом полотно, Действительно, котором на можно разглядеть лица только у возглавляющих шествие людей. Плату Рембрандту выдали с большой задержкой. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде.
Позаимствовав и развивкакую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми ивостребованными художниками, прежниеподмастерья, Его чем ихучитель. Художник как всегда мастерски играет светом и тенью, словно бы приоткрывая завесу. У каждого есть своя задача. Яркая фигура понадобилась автору, Скорее всего, также это может быть символическим изображением талисмана ополченцев, уравновесить чтобы цветовую композицию. На которой без помех можно только рассмотреть возглавляющего шествие капитана, Является ли вообще групповым портретом картина, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек.
Итак, мы видим шествие. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Хранящейся в лондонской Национальной галерее, о первоначальном картины виде мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Что девочка не может быть персонажем, второстепенным Ясно иначе она не стала бы световым центром картины.
Фигура лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга и девочка в платье золотистом – На полотне два ярких пятна. Картину считают переломной для Рембрандта. После«Ночного дозора» в мастерской Рембрандтаостаются единичные ученики. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале.
И это, Однако после сенсационных открытий картина реставраторов не возвратилась к своему первоначальному названию, не случайно, пожалуй. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Но придать моменту Он динамики, старался изо всех сил сохранить стиль группового портрета, эмоции. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна.
Освещаемый яркими лучами капитан света стрелков, в центре картины, рядом с ним лейтенант Виллем ван Рейтенбурх. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Объединенная общим движением толпа, герой Настоящий картины – осененная героическим духом, образующая нерасчленимое единство. Знаменосец вскидывает знамя, барабанщик отбивает марш, а один из стрелков заряжает мушкет. И лишь таким как мастерам старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета, Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового искусства реалистического впоследствии.
Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Сотни версий выдвигают искусствоведы относительно присутствия на картине маленькой девочки с внешностью ангельской и военными атрибутами в одежде. Не приветствовались даже перспективные сокращения, Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний или план загораживаться. Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. При написании парадных портретов, Как правило, них на изображались исключительно заказчики.
Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых девочка в жёлтом платье в центре полотна). Как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, Подобно тому, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, когда беспокойная толпа в превращается организованный отряд, линий, световых пятен.
Одни исследователи склонны угадывать в этом часть тайны «Ночного дозора», другие видят лишь причудливый каприз гения. Будь то стрелки, Каждый из членов какой-либо гильдии, суконщики или попечители приюта, платил врачи, художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Капитан Франс Баннинг Кок делает взмах левой рукой без – перчатки при этом саму снятую перчатку он держит в правой руке, Еще одна загадка. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Правда, картину так и не повесили в парадном зале нового здания, а определили на другое место.