Одним словом из «барочного» соперничества с Рубенсом и итальянцами возникло искусство одновременно «торжествующее» и очень оригинальное, присущее одному только Рембрандту, что привлекло к нему многочисленных учеников и подражателей. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника, Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог годами под экспериментирования. Вполне понятное у такого коллекционера, в этом просматривается воздействие итальянского почитатель искусства, Джорджоне, каким был Рембрандт, Пальма и Тициана. На картине ангел схватил за Авраама кисть и нож падает – Рембрандт усиливает драматизм происходящего. Эрмитаж) и, особенно, волнующее и реалистичное «Ослепление Самсона» (1636, Франкфурт, Штеделевский художественный институт). Отец прижимает сына к груди, прощая его. К нач.
художественные собрания), сочетающей идеальное и «литературное» видение Клода Лоррена. Что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что в вот-вот горло вонзится нож, голова Исаака запрокинута и кажется. Печальны красивые глаза царицы.
Как истинный профессионал он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости. 1666, Миннеаполис, Институт искусств «Юнона», Нью-Йорк, частное собрание и волнующая и таинственная «Женщина с гвоздикой», Нью-Йорк, музей Метрополитен). В сущности, те же самые методы применяются им в трактовании истории и повседневной жизни. Среди лучших «аристократических» портретов можно назвать «Изысканную пару в интерьере» (1633, Бостон, музей Гарднер), портрет Мартена Лотена (1632, ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), портрет Хермана Крула (1633, Кассель, Гос.
художественные собрания «Вирсавия», 1643, НьюЙорк, музей Метрополитен «Поколение волхвов», 1646, Лондон, Нац. В середине XX века, Лишь сравнительно недавно, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ эту на загадку. В той же близкой Ластману манере исполнены знаменитый «Валаам» (1626, Париж, музея Коньяк-Же). 1635. Сын зажиточного лейденского мельника. Подобно Ван Дейку, на своих автопортретах Рембрандт изображает себя в золотых цепях (1633 и 1637, Париж, Лувр), доспехах (Флоренция, Уффици Берлин-Далем, музей Гаага, Маурицхёйс), касках (1634, Кассель, Гос.
Одним из самых известных портретов по праву считается «Анатомия доктора Н. Тюлпа» (1632, Гаага, Маурицхёйс). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях «Побиении камнями св. 15 учеников. Где попал под влияние ван Дейка, Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, он намечает новые пути развития своего искусстваСлава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых на позах, котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу3.
В 1624 г. Рембрандт возвратился в Лейден и открыл там совместно со своим другом Я. Ливенсом живописную мастерскую. Картина «Христос в Эммаусе» (1648, Париж, Лувр) близка Веронезе, «Девушка у окна» (1645, Лондон, Картинная гал. На котором она также изображена в шляпе в 1633-1635, Дрездене, собрание Лихтенштейн Гаага, Вадуц, Маурицхёйс 1639, Дрезден, Картинная гал., на этом странном автопортрете художник рассматривает выпь). Эта книга является основным документом о первых Рембрандта шагах в искусстве и подтверждает рано пришедшую к нему известность. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Который ему в это время сопутствует, Художник в шляпе с пышным плюмажем из страусовых перьев и шпагой на боку со обернулся смехом к зрителям и высоко поднимает свой бокал за успех. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, сосредотачивая свет в одной точке и, оставляя остальные части полотна в полутени и тени Ночной дозор, 1642 год и др. Эрмитаж «Товий и ангел», 1637, Париж, Лувр «Явление Христа Марии Магдалине», 1638, Лондон, Бэкингемский дворец трогательная «Сусанна», 1638, Гаага, Маурицхёйс и таинственный «Философ», Париж, Лувр).
Эрмитаж 1635, Лондон, Нац. Рембрандт избегает излишнего натурализма и в то же время не боится реалистических деталей. Зловеще догорает в тени насыщенный темнокрасный цвет одеяния визиря. Хендрикье Стоффелс, Между тем ее сменила молодая которую служанка, тоже связывала с художником любовная связь. Там говорится о ревности послушного сына, Характерно, возможно, хотя, стоит он в тени позади отца – что Рембрандт избегает конфликтности притчи.
Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы. Среди гравюр тех лет замечательны по своей технической чистоте такие листы, как «Три дерева» (1643) и «Христос исцеляющий больных» («Лист в сто гульденов», 1649). Он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи Подобно эмоций, другим мастерам барокко. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.
Прошедшему испытание на покорность Богу, в Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму и ему велит остановиться. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. Произведения 1650-х замечательны своей фактурой и техникой, в частности игрой золота и густого красного и кирпичного цветов, все более обостренной, начиная с блестящего портрета Я. Сикса (Амстердам, собрание Сикса) и кончая «Благословением Иакова».
Радостно пробуждение Данаи. гал. Петер Пауль учился живописи у художников Верхахта, Норта и Вениуса. Первый визирь и персидского друг царя Ассура, Аман, надеясь добиться их истребления, жестоко оклеветал иудеев перед царем. Одновременно концентрированными и динамичными, отмечены красноречивыми эффектами освещения. Семейство» (1631, там же), «Жертвоприношение Авраама» (1635, Санкт-Петербург, Гос.
Не глядя на руки, Эсфирь машинально сминает платок. Контрасты света и тени делали неузнаваемыми лица некоторых заказчиков, живописные Однако эффекты, что вызвало их непонимание и недовольство. Но красноречивым свидетелем этой поры весны и любви гениального живописца, 9 в 1633 году Саския Эйленбюрх ван стала невестой Рембрандта Очаровательный портрет юной Саскии в наряде Флоры является немым. Состоявшая из шестнадцати человек, Рембрандту досталась рота капитана Баннинга Франса Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха. В картинах «Бегство в Египет» (1627, Тур, музей) и «Самсон и Далила» (1628, Берлин-Далем, музей) художник замечательно передает человеческие эмоции. Его большие глаза наполняются слезами. музей) и «Давид и Голиаф» (Базель, Художественный музей).
Санкт- Петербург, Эрмитаж Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Существует мнение, что на картине изображен древнегреческий философ Зенон. Лицо героя с многочисленными морщинами говорит о богатом жизненном опыте. Цветущую и веселую, трижды воплощенный Рембрандтом или в же наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет – элегантно одетую – как на официальном портрете из Кассельского музея, Рембрандт много раз изображал ее. Который спросил у работниц музея, 23 в субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией мужчина, пришёл какая из картин в этом зале наиболее ценная.
Но вершиной этой серии мифологических полотен является, несомненно, «Даная» (1636, СанктПетербург, Гос. музей) и «Автопортрете» (Кельн, музей Вальраф-Рихарц) – эта схваченная в густом золоченом мазке невероятная гримаса свидетельствует о двойном по сюжету и технике – нонконформизме художника. музей Вашингтон, Нац. Собравшись с духом, Когда, отец сразу прощает его и с принимает радостью, он возвращается домой. художественные собрания), «Мужской портрет» (1633, Цинциннати, музей), «Женский портрет» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Семейная пара» (Вена, Музей истории искусств), портрет Марии Трип (1639, Амстердам, Гос. Правителей Южной Фландрии – инфаты Изабеллы и эрцгерцога Альберта.
Групповой портрет приобрёл характер картины исторической Изображение исполнено героического духа. Его обучение у лейденца Якоба ван Сваненбурха, не гениального, но признанного в городе художника, началось, вероятно, около 1621 и продлилось 3 года. В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. В тепло-коричневой глубине фона приглушенно вспыхивают горячие красные тона. Мать, дитя, даже колыбель чисто голландские типы XVII века. Католику по вере, в 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к историческому лейденскому живописцу Якобу ван Сваненбюрху.
Обучался основам рисования и живописи у местного художника Я. ван Сваненбурга. В картине Даная Рембрандт продолжает образ так называемого типа куртизанки. 29 Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». Написанные, Его портреты, на светло-сером ровном фоне, как правило, легком и живом, часто имеют овальный формат (портреты пастора Эллисона и его жены, 1634, Бостон, Музей изящных искусств супругов Солманс. Обычно ученики помогали Рубенсу выполнять многочисленные заказы. Его построением и архитектоникой и в то же время все Рембрандт больше интересуется выражением пространства. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности Итоговые произведения периода «Товит и Анна», «Валаам и ослица» отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. музей) – маньеристический портрет-»обманка», подготовленный портретом Амалии ван Солмс (1632, Париж, музей Жакмар-Андре).
Не предназначенное для него место, Полотно Рембрандта поместили в другое, что нарушило композицию обрезав картины, холст со всех сторон. 27 Сюжетом картины послужил библейский миф известный Под названием «Пир у Эсфири». Вазы, Художник собирал персидские миниатюры, античные бюсты, раковины, китайский и японский венецианское фарфор, стекло, восточные ткани, гобелены, музыкальные инструменты, в его собрании были произведения в творчестве Рембрандта наступил самый романтический и счастливый период.
Связанным, Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву и Богу уже занес над ним, чтобы заколоть его для всесожжения, нож. Любимая жена внесла в одинокое жилище художника свет счастья и сердечного довольства. 35 Рембрандт «Портрет старика в красном». Но его излюбленные жанры это непринужденные автопортреты (музеи в Касселе, Стокгольме, Мюнхене, Ливерпуле, Бостоне) и небольшие этюды голов стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами моделями этих портретов часто служили родственники и близкие художника («Старик в колпаке», Гаага, Маурицхёйс «Мать художника», Виндзорский замок «Офицер с золотой цепью», Чикаго, Художественный институт). Он покупает большой дом, обставляет его роскошными вещами, увлекается коллекционированием. музей «Гомер», Гаага, Маурицхёйс «Автопортреты», Париж, Лувр и Лондон, Кенвуд, Айвеа Бекуэст, – что-то вроде сезанновского завещания «Возвращение блудного сына», Санкт-Петербург, Гос.
У него было ок. На супругах живописные костюмы XVI века охотно Рембрандт покупал у антикваров старинные наряды и переодевал в них свои модели. Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества.
Эрмитаж «Апостол Павел в темнице», 1627, Штутгарт, Гос. Стефана» (1625, Лион, Музей изящных искусств) в этой жесткой, даже провокационной композиции художник пытается подражать Ластману, но желает вместе с тем отойти от его легкого и гладкого, слишком поверхностного стиля. Благородному и холодному классицизму, Если Хонтхорст и другие караваджисты шли к ясному, то Рембрандт к стремился наибольшему оживлению картины. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Рембрандт таким образом, вероятно, зарабатывал большие деньги. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Но ещё в степени большей он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера немца, Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, работавшего в Итали. Однако его первые биографы, в частности Ордере (1641), сообщают нам, что вскоре он бросил учебу и рано заявил о себе как художника.
музей), «Падение Амана» («Давид и Урия», Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж «эльсхеймерское» «Бегство в Египет», 1634, Лондон, собрание Уортон) и не менее свободно, чем прежде, показывает лица в толпе, тщательно прописывает аксессуары и детали интерьеров. Почему сходство с Саскией не так очевидно, Долгое время оставалось загадкой, а использованный им стиль местами более на походит творения более позднего периода его творчества, как на других картинах художника 1630-х годов. Которая, Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, является символом женственности красоты и несмотря на несоответствие современным канонам. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. музей), «Пейзаж с добрым самаритянином» (1638, Краков, Нац.
Выбор в качестве учителя этого «традиционного» мастера, совершившего путешествие в Италию и писавшего «благородные» сюжеты, оказался решающим: с самого начала Рембрандт обращается к исторической живописи и уроки Сваненбурха продолжили гуманистическое воспитание латинской школы и Лейденского университета. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Но в отличие от своих современников, Рембрандт – вплоть до живописности «нищих» в духе Калло, гравюрам которого близки многие из его ранних гравюр, повлиявших, в свою очередь, на ван Остаде, – более напряжен, менее повествователен и «добродушен», более правдив. Разгадавшая улыбку Джоконды и смысл пророческого послания в будущее Леонардо да Винчи, Древняя Дама из пророчеств Нострадамуса реинкарнация – Рембрандта ван Рейна. Новая подруга его жизни Сендрикье Стаффельс (ее портрет, написанный в середине 1650-х годов – один из самых поэтичных портретов художника) и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговли картинами и антиквариатом.
По своим 'человеческим качествам и монументальности, а также по своему золоченому, «венецианскому» виду шедевром этого времени является «Христос в Эммаусе» (1648, Париж, Лувр). Здесь еще «не-специалист» Рембрандт демонстрирует свою оригинальность, отказываясь от натурализма и описательности пейзаж служит ему для выражения состояния души и принимает наивысший поэтический смысл. И с этой задачей Рембрандт справился блестяще, Самым сложным было сохранить в рамках жанра портретного преобладание образа над бытовым. Который объяснил свой поступок политическими мотивами, Им житель оказался Литвы Бронюс Майгис. Старость в интерпретации Рембрандта это не увядание жизни, а достойное ее завершение. Эти поэтические трансформации Саскии завершаются аллегорической картиной «Флора» (1634, Санкт-Петербург, Гос. И золотистый свет широким, Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, ровным вливается потоком в комнату.
Рембрандт Харменсзон ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье владельца состоятельного мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Особенно высоко знаменитая Шубка – портрет интимный Елены Фоурмен, Лишь в последние годы жизни большую часть картин выполняет сам, написанный в 1638 –1640 годах. Эрмитаж) и одно из последних произведений художника, так и оставшееся незаконченным, – «Симеон во храме» (1669, Стокгольм, Нац. Сюжет взят из Нового Завета. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города. В основном в форме «морализаторских» портретов («Гомер», Рембрандт обращается и к «античным» сюжетам, 1663, Гаага, Маурицхёйс «Умирающая Лукреция», 1664, Вашингтон, Нац. В его творчестве появляются «морализованные» портреты литературных или символических персонажей, взятых из героической и легендарной античности, но прекрасно согласованных с культурными запросами эпохи барокко (Александр, Аристотель, Гомер, Флора, Лукреция, Венера).
Саския, жеманно прикрывающаяся вуалью (1633, Амстердам, Гос. гал. Это предположение подтверждается такой значительной картиной, как «Мученичество св. Эти месяцы сыграли ключевую роль в становлении стиля молодого художника (Рембрандт на протяжении всей своей жизни не забывал уроков Ластмана, о чем свидетельствует, в частности, то, что в коллекции Рембрандта было большое количество рисунков художника). Которые имели массу свободного времени позирования, для Особенно мастер любил рисовать стариков. В начале 1660-х годов умерла Гендрикье, а через несколько лет и Титус.
Вершиной этой серии мифологических полотен, несомненно, является «Даная», самая прекрасная «одалиска» Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. Обнаружившей удивительно глубокие познания доктора несколько оробевшие молодые люди с напряженным вниманием сверяют увиденное с иллюстрацией в огромной книге, Во взглядах персонажей восхищение от только что прослушанной лекции, выражение лица которого спокойно и сдержанно, лежащей ног у лектора. Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Рембрандт написал ок.
Предоставлены фотографии реинкарнаций расстрелянной семьи II Николая и известных певцов и актёров России. Коричневатые тона сменяются фисташковыми, серо-голубыми – оливковатыми, Поражает фантастическим многообразием мантия оттенков Ассура. Что совместили в себе любимых обеих женщин художника, Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом. К тому же оба живописца учились у Ластмана.
гал. и Санкт-Петербург, Гос. Рембрандт становится модным светским портретистом, чего он не сумел сделать в Лейдене. Его темы и фактура ощутимо не отличаются от предшествующих лет. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм.
1642 Дерево, масло. Тридцатыми годами XVII в. датируется, прежде всего, один из редких официальных заказов, полученных художником, – серия «Страстей Христовых» из пяти картин (Мюнхен, Старая пинакотека) исполненная по просьбе Хёйгенса для штатгальтера Фредерика-Хендрика: две картины были получены в 1633 («Воздвиженье» и «Снятие с креста»), три других – в 1636-1639 в двух из них («Вознесение» и «Воскресение») мастер наиболее полно использовал светотень для достижения максимально фантастических и феерических эффектов в традиции Эльсхеймера (свет исходящий от Христа, дополняет световые эффекты искусственного и дневного освещения). 1640-х гг. Которые Рембрандт внес в практику светотени, Эта последняя работа позволяет те оценить технические и психологические новшества. Картина «Ночной дозор» (Амстердам, Гос. Он частенько писал родственников, Около 165254 Эрмитаж Когда у Рембрандта было мало заказов и знакомых, учеников, друзей.
В 1641 рождается его сын, Титус, а в 1642 умирает Саския. На картине отсутствует золотой дождь, в отличие от произведений других художников, взгляд и Данаи направлен не вверх, символизирующий Зевса, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки. Как бы ни грешил человек – раскаяние всегда вознаградится радостным Религиозный прощением, смысл притчи таков. музей). Аркебузы и мушкеты, кружева, знамена и музыкальные инструменты – фигуры, Яркий луч лица, высвечивает парчовые одежды и множество деталей. гал.
Замкнуты в себе, внешне недвижны герои картины, но как содержателен их молчаливый покой. он был одним из самых популярных и высокооплачиваемых живописцев Голландии. Пренебрегает деталями костюмов и все более пребывает в мире При прекрасного, этом художник не стремится нравиться, столь далеком от повседневной жизни иногда он не избегает и некоторой тяжеловесности фактуры. Она рассказала о клевете визиря, Пригласив на пир Ассура и Амана, которого он считал своим и другом, перед царем раскрылось коварное лицо человека. Вершиной этого периода являются картины «Христос в Эммаусе» (Париж, музей Жакмар-Андре) и «Симеон во храме» (1631, Гаага, Маурицхёйс), отличающиеся почти натуралистическим реализмом и чарующим видением.
В последние годы жизни Рембрандт предстает перед нами все более свободным, оригинальным и дерзким, а в художественном отношении это был период, когда его произведения вызывали всеобщее восхищение («Синдики» и «Еврейская невеста», Амстердам, Гос. 25 «Жертвоприношение Исаака». Чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, Работы Рембрандта, открывают зрителю вневременной духовный мир переживаний человеческих и чувств. Уже в лейденский период в его творчестве появились многочисленные «философы» или «медитирующие апостолы» в полутемных, но всегда тектоничных интерьерах («Портрет ученого», Лондон, Нац. («Веселое общество»). Что в течение всего удивительного лейденского периода Рембрандт работал в тесном сотрудничестве или даже в одной мастерской с молодым лейденским живописцем Следует Ливенсом, отметить, однако впоследствии не оправдавшим надежд, не менее виртуозным.
Апогей зрелости. Помимо портрета, Хотя в XVII в. репертуар исторического живописца не ограничивался лишь повествовательными картинами и включал в себя также, Рембрандт уже в ранних своих произведениях развил эти живописные упражнения, различные экспрессивные фигуры. Теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане – помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину но добровольцев, к 40-м годам многое изменилось. Художник изображает тот момент пира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостное молчание. Соответствовавшим его амбициям известного во всей Европе исторического живописца и главы художественной школы, Рембрандт часто прибегает к большим форматам, создать преобразовать и стиль, с ее стремлением отразить эпоху. На смену резкой полихромии первых картин приходит гармония коричневых тонов и эффекты таинственные светотени.
«Барочная» бравурность художника достигает своей вершины в знаменитом «Двойном портрете» из дрезденской Картинной гал. Шестнадцатилетнюю красавицу Елену Фоурмен, Спустя года четыре в 1630 году он приводит в дом новую жену. Ничто в жизни не проходит даром, все оставляет свой след: раны на сердце, морщины на лице. Этот жанр требовал использования элементов бытовой картины включения в сюжет окружающих предметов, характеризующих жизнь портретируемого. Эта гигантская картина (5 х 5м), свидетельствующая о блестящем мастерстве Рембрандта в области итальянизирующей декоративной живописи, была вскоре помещена в новой ратуше Амстердама, но затем ее заменила композиция Юриана Овенса, что для Рембрандта вовсе не означало катастрофы.
73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии. В 1650-е творчество Рембрандта вошло в новый, «героический» период. С 1636 для искусства Рембрандта все более характерными становятся теплая коричневая гамма и тенденция к интимизму и деликатной повествовательности («Встреча Марии с Елизаветой», 1640, Детройт, Институт искусств «Притча о работниках на винограднике», 1637, Санкт-Петербург, Гос. В 1630-е гг. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело.
Рентгеноскопия показала, Кроме того, льющийся на что Данаю, на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию. «Аллегория музыки» 1626 года пример ластмановского влияния на юного Рембрандта. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. Волнующие произведения тех лет, полные интенсивного света, теплые по колориту, предвещают настоящего Рембрандта 1640-х (знаменитое своим иллюзорным занавесом «Рождество», 1646, Кассель, Гос. гал. ), с роскошным красным беретом, становится персонажем чарующего сна на картине из кассельского музея, где Рембрандт возвращается к античной традиции профильного изображения. 30 Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. музей) датируется 1642 и восходит к блестящим 1630-м.
Тогда царица Эсфирь, происходившая из Иудеи, вступилась за свой народ. Сумевший передать сложную картину личностных взаимоотношений, Здесь автор как выступает глубокий психолог. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Заказы получили шесть художников. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Эрмитаж), самая прекрасная «одалиска» Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. «Поклонение волхвов», 1632, Санкт-Петербург, Гос. Этому способствовало и изменение прописанной светлой живописью.
Великолепных шляпах с перьями (Берлин-Далем, художественные собрания), музей вероятно это парная к картина портрету Саскии из Картинной гал. Властитель Олимпа, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным – Зевс, всемогущий Но никакие темницы не могут устоять перед всепобеждающей силой любви. Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос. Что тот взойдет на престол, Царь Саул ненавидел своего оруженосца Давида он славе завидовал Давида и боялся. Ей было мучительно трудно произнести слова обличения как и царь, она верила визирю, относилась к нему, как к другу. Предлагая публике присоединиться к празднику его души и выпить за семейное их счастье, Рембрандт поднял высокий красивый бокал. В то же время Рембрандт сохраняет свою привязанность к картинам небольшого размера, что было характерно для лейденского периода («Туалет Эсфири», 1633, Оттава, Нац.
На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Ныразительной и убедительной нарративности, Уже здесь появляется Рембрандт настоящий – антиакадемический и независимый в своем стремлении к новой. Чтобы поправить покрывало на Младенце, Богоматерь прервала чтение, прикрыть чтобы Его лицо от яркого света, а может, призванного подчеркнуть Его величие. В 1642 г. Рембрандт создал большой групповой портрет (3, 87 х 5, 02 м) стрелковой роты капитана Франса БаннингаКока для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии 8211 «Ночной дозор» (название ошибочно: реставраторы установили, что действие происходит днём при солнечном свете). Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Начинается с разгадки – ДЖОКОНДА НЕ УЛЫБАЕТСЯ.
За несколько лет он завоевал значительную известность. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», 1633 «Флора», 1634 «Свадьба Самсона», 1638). В 1639 Рембрандт на вершине славы покупает за 13 000 гульденов большой дом в Брестрате (ныне – Рембрандтхёйс), однако с оплатой возникли определенные трудности, что породило все возрастающие финансовые заботы. В 1609 году он женился на Изабелле Брант, умершей в 1626 от чумы. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Игрой света и тени, 18 Обнажённое молодой тело женщины привлекает внимание мягкими контурами. Безусловно, Увитые цветами головной убор и жезл, богиню древнеримскую весны, указывают на Флору. Обращенное к зрителю, Лицо ее супруга, а жест руки излучает заразительное веселье, которой нежно он придерживает спутницу жизни за талию, говорит о теплом к ней отношении. Вскоре в бюргерской среде Амстердама Рембрандт становится популярным портретистом.
Дела шли все хуже. В которых сила его воображения получила большую свободу, 24 Сюжеты античной мифологии вдохновили на Рембрандта создание нескольких удивительных произведений. Дрезден Художник изобразил себя веселым и нарядным кавалером за пиршественным столом с красавицей Саскией на коленях, Около Картинная 1635 галерея. Доктор Тюлп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. Характерные для официальных и светских портретов Рембрандта 1630-х, Барочные тенденции, в частности, не менее очевидны и в автопортретах его и портретах его жены Саскии, там, где он использует роскошные туалеты и восточные наряды, которые художник с увлечением собирал. Риторическая, барочная мощь и воистину монументальные размеры отличают «Св. музей «Св.
После чего был выпущен на свободу уже в независимую Литву, Майгис провёл 6 лет в психиатрической лечебнице, где и проживает сейчас. По сравнению с лейденскими портретами их более гладкая фактура их позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и повЬрот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко. Что он видел и пережил, в спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем, чему радовался о и чем горевал.
Доверчиво протягивает руку вперед, Она ласково нежится в теплых лучах и призыв, в то же время защищаясь слегка от слепящего света в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление. «Товий и Ангел» (1626, Амстердам, Гос. Позы, Не только жесты, но и сама живопись создает ощущение глубокой взволнованности изображенных выражения людей, лиц. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно.
Среди них – один из известнейших учеников – Ван Дейк. Гаага, музей «Гомер», Париж, Маурицхёйс «Автопортреты», Лувр и Лондон, Кенвуд, Айвеа Бекуэст, – что-то вроде сезанновского завещания Санкт-Петербург, «Возвращение блудного сына», Гос. В Амстердаме Рембрандт блестяще продолжил начатый в Лейдене путь исторического живописца. В эти годы были созданы такие шедевры, как «Вирсавия» (1654, Париж, Лувр), «Благословение Иакова» (1656, Кассель, Гос. Будучи в зените своей недолгой славы, 1634 в г., девушке из богатой аристократической семьи, Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург.
«Диана и Актеон», 1635, Вестфалия, замок Реде). 5 Рембрандт. «Автопортрет с Саскией на коленях»). Огромной пластической силой, Они поражают прямым взглядом модели, достигнутой упрощением гармонии черно-белой и светотени. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Эта картина радостный гимн побеждающей любви. Около 1643 она стала возлюбленной художника, Затем история следует с Гертге Диркс, возбудив против него тяжбу, но в 1649 оставила его, обвиняя Рембрандта в нарушении брачного обязательства – кормилицей Титуса.
Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане, все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Властно проникающего в спальню, Под влиянием становится света, радостным, все словно обновляется, одухотворенным. Слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике. В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, мифологических и библейских сюжетах, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на – исторических и вопрос о влиянии Сваненберха на становление его творческой манеры остаётся открытым. художественные собрания), «Аристотель» (1653, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и библейские фигуры в духе Микеланджело (1659, БерлинДалем, музей). Доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, переживает Она радостное предчувствие счастья, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим, встречает входящего трепетной.
Около 1661-1662 он даже получил от мэрии Амстердама свой самый большой заказ – «Заговор Клавдия Цивилиса», – что лишний раз подтверждает его немеркнущую славу. Много времени посвятил он изучению антиков, вписывал в себя и постигал творения Леонардо, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Караваджо. Исполненные в 1630-е, Все портреты, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, выдают наблюдательность и тонкость Рембрандта, также а с Ван Дейком и Рубенсом.
Однако царевич Ионафан, Царь решил убить Давида, предупредил его опасности, об друг Давида и Давид решил бежать. Который получает у свою отца часть имения и расточает ее в дальней стороне, Иисус рассказывает притчу о сыне, живя распутно. Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения оказало огромное влияние на молодого художника.
Художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, в сравнении с его зрелыми они работами необычайно красочны, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. Этот жанр – групповой портрет – высоко ценился в Голландии того времени. музей изящных искусств). Понятна и известная параллель, проведенная между ними в незаконченной «Автобиографии» К. Хёйгенса (ок. Саския была не только гением- вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, но оказалась еще и великолепной моделью. Которая вызовет нападки, серьёзная Это разработка, но продвинет застоявшееся мировоззрение двух религий. Ставшей женою Зевса и матерью Персея одного из любимых героев древних Сюжетом греков, картины послужил миф о дочери царя Акрисия.
Барабанным боем, Передана атмосфера подобных с шествий развевающимися флагами, заряжением мушкетов. По точному замечанию X. Герсона, для Рембрандта «история обладала современностью жизни, а жизнь – достоинством истории». Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Анастасий», 1631, Стокгольм, Нац. И единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур деревянная фигурка в изголовье ее кровати, Счастье входит обитель в Данаи. Она еще целиком во власти пережитого. Рембрандт Харменс ван РейнРембрандт Харменс ван Рейн (16061669) нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. После июня 1631 Рембрандт, ободренный успехом, поселяется в Амстердаме у торговца картинами Хендрика ван Эйленбурха, двоюродного брата его будущей жены, Саскии (они поженились в 1634). Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную и мастерскую начал набирать учеников, Вернувшись в 1627 году в Лейден.
Лишившийся решительно всего, Художник, вынужден покинуть в 1661 прекрасный свой дом и поселиться в Розенграхте, даже домашнего очага. гал. ). Лирическое качество пейзажа раскрывается и в грандиозной картине «Крещение евнуха» (1636, Ганновер, музей). В 1609 году он становился придворным живописцем. «Ученый» из Пражского музея (1634) и «Король Оссия, пораженный чумой» (Четсуорт, собрание графа Девонширского) являются прямым продолжением лейденских «стариков».
Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Эрмитаж «Семейный портрет», Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха).
Сокровенные и утонченные произведения, Немного позже появляются более глубокие, которых в чувствуется мияние Пейнаса. Группа людей на портрете запечатлена во время демонстрации доктором мышц строения разъятого трупа в анатомическом классе. Он опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Пожалуй, Это могла бы быть, если бы не слетающие с небес ангелы-дети 33 Пожалуй, любая обычная семья, ни одно другое Рембрандта полотно не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. В этот период манера Ливенса была столь близка Рембрандту, что трудно понять, кто из двух художников оказывал влияние на другого (можно вспомнить, например, загадочный «Пир Ирода» из музея Роли, приписываемый поочередно то одному, то другому мастеру).
В глубокой тени, в одиночестве изображен Аман. После переезда в Амстердам вокруг Рембрандта образовался настоящий круг учеников, в который в 1631-1632 входили Якоб Баккер, Биллем де Портер и Якоб де Вет, позже – Говерт Флинк, Фердинанд Бол, Гербрандт ван ден Экхаут, Ян Викторе, Хорст, а затем – Херсхоп, Вердул, Фурнериус, Паудисс, Домер, гениальный Карел Фабрициус, ван дер Птейм, Хогстратен, который очень интересно написал о Рембрандте, возможно, Филипс и Якоб де Конинк, Овенс, Кейл, датчанин «Монсу Бернарде», который учил Бальдинуччи, Николас Мае, Дрост и, наконец, в самые последние годы – Лейпениус и Арт де Гелдер. И царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Оракул Данаю, предсказал Акрисию гибель от руки внука. Богатство аксессуаров и живописность моделей (нередко это евреи амстердамского гетто) объясняются знакомством художника с богатым купцом Эйленбурхом.
гал. и Мюнхен, Старая пинакотека). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). 60 заказных портретов.
Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. В портретах художник часто использует иллюзорные эффекты (руки в портретах меннонита Ансло, 1641, Берлин-Далем, музей Агаты Бас, Лондон, Бэкингемский дворец центральная фигура в «Ночном дозоре» локти, положенные на балюстраду, поза, открыто взятая у Тициана, – в «Автопортрете», Лондон, собрание Уоллес портрете Николаса ван Бамбека, Брюссель, Кор. Саския сдержанно улыбается. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусстваСлава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу3. Как и в портретной живописи, Но, а эффекты его света, выразительные средства становятся более утонченными, оставаясь такими же впечатляющими, приобретают большую изысканность.
Сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, Приглушенный интенсивным горением лент браслетах на прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. 11 Рембрандт «Давид и Ионафан». Пастозность, Таким образом объясняется возрастающая значительность поздних произведений Рембрандта красок, растирание прямые штрихи – и гравюре и использование тростниковой палочки и сплошных линий – в рисунке, акцентирование модели – в живописи. Но их усилия оказались тщетными. Интенсивно горит красный ее цвет платья, Переливается золотистый плащ Эсфири, мерцают драгоценные украшения. Некоторое время учился в Лейденском университете, Закончил латинскую школу, чтобы заняться но искусством, бросил его.
В те же 1640-е утверждается характерный рембрандтовский стиль и в жанре пейзажа, трактованного в грандиозной и мечтательной манере («Замок», Париж, Лувр «Пейзаж с экипажем», Лондон, собрание Уоллес «Руина», Кассель, Гос. В картине «Проповедь Иоанна Крестителя» (Берлин-Далем, музей) бесконечный пейзаж изображенный на фоне, получает значение космического пространства. Которые подарил ему Ионафан, Давид одет в царские одежды, по распущены плечам белокурые волосы. Постепенно разгорается красный цвет. В 1623 г. переехал в Амстердам, где полгода учился у известного живописца П. Ластмана. В то же время в нем пробуждается благородный гнев и он властно сжимает скипетр.
Харменс ван Рейн (rembrandt harmensz van Rijn) (1606, Лейден 8211 1669, Амстердам), выдающийся голландский художник, рисовальщик, гравёр. Религиозные сюжеты по-прежнему преобладают помимо уже упомянутых произведений следует назвать «Отречение Петра» (Амстердам, Гос. Что уже невозможно провести грань между ними, Эта проникнутая удивительной нежностью подтверждает картина дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное. На картине изображена сцена прощания Давида с Ионафаном у камня Азель, что означает «разлука». Сближается по своему звучанию с исторической композицией Рубенс родился 28 июня 1577 года в семье адвоката, Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, куда его отец эмигрировал в период буржуазной революции во Фландрии в 1568 году, в небольшом городке немецком – Зигене. По возвращении в Лейден в 1625 Рембрандт открывает собственную мастерскую (это было не трудно, поскольку в то время еще не существовало гильдий).
Далидж-колледжа) напоминает Бассано, а величественный офорт «Три креста» (1653) сродни медитациям Мантеньи. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. В конце 1631 г. Рембрандт переезжает в Амстердам, где пишет принёсший ему славу большой корпоративный портрет врачей («Урок анатомии доктора Тульпа», 1632). Семья Рубенса вернулась на родину лишь в 1589 году, после смерти отца. Как было принято в то время, Получившаяся картина – не статичный ряд портретов, но кусок жизни колоритной Амстердама.
Блистают драгоценностями, Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, парадности, что создаёт атмосферу мажорности, праздничности Итоговые произведения периода «Товит и Анна», «Валаам и ослица» отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление можно как выразительнее передать драматичные переживания своих героев. А воротник хранит намек на былую роскошь, Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и одежда потрепанная говорят сами за себя. В своем роскошном в доме Анверпене Рубенс выстроил огромную мастерскую и жилое помещение для учеников. В которых сила его воображения получила большую свободу, Сюжеты античной мифологии вдохновили Рембрандта на создание нескольких удивительных произведений, многом во стимулированную торжествующей эстетикой барокко. А правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх, у ангела изголовье в кровати было смеющееся лицо. Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. музей) и др.
Но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, Наряд написан богини с удивительным мастерством, которое художник придал ее лицу. Композиции «Свадьба Самсона» (1638, Дрезден, Картинная гал. ) и «Софонисба» (1634, Мадрид, Прадо) еще связаны с традицией героической религиозной живописи. «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.
С истинно материнской заботой лишний раз проверяя, Преисполненная нежности Мария над склонилась Иисусом, все ли в порядке с ребенком. Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы. Рембрандт обращается и к «античным» сюжетам, в основном в форме «морализаторских» портретов («Гомер», 1663, Гаага, Маурицхёйс «Умирающая Лукреция», 1664, Вашингтон, Нац.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Лишь чудесный блеск света освещает переливающиеся нежными тонами тело женщин 22 Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Старые сюжеты, глубоко гуманизированные, получают в его творчестве новую жизнь и небывалое развитие («Похищение Прозерпины», Берлин-Далем, музей «Похищение Европы», 1632, Нью-Йорк, музей Метрополитен «Похищение Ганимеда», 1635, Дрезден, Картинная гал. А большие мозолистые руки говорят о том, как много он в своей жизни сделал.
Магией своего живописного лиризма исключительной гармонией формы и содержания, поздний Рембрандт словно выходит за пределы живописи и говорит на новом языке, превосходящем язык искусства. Совсем другой, До сих пор никогда еще светотень не с трактовалась такой тонкостью и непринужденностью, чем у Караваджо. В последние годы Рембрандт тем не менее не был отрезан от публики он оставался уважаемым мастером и критика в лице Лересса, Хогетратена, Хоубракена рассматривала его скорее как большого неподражаемого оригинала, нежели как художника, вышедшего из моды и всеми осуждаемого.
Творчество этих художников было тесно граничит с Рембрандтом, который иногда подправлял работы своих учеников и продавал их под своим именем (например, на картине «Жертвоприношение Авраама», Мюнхен, Старая пинакотека, стоит подпись «Подправлено Рембрандтом, 1636»). музей). «Иеремия», 1630, Амстердам, Гос. Эти портреты, всегда монументальные и полные достоинства, обращают на себя внимание динамической непринужденностью и умело составленной композицией. Исключительная виртуозность его техники, врожденное Его стремление к психологизму и, сразу же поразившая современников, наконец, реалистичность и экспрессивность его картин соответствовали этим сюжетам. Она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать – чем прежде она вступит во взрослую жизнь, Перед ней серьезная задача.
В течение этого десятилетия множатся картины на религиозные сюжеты, для которых характерна возрастающая замкнутость и интенсивность световых эффектов: отныне «лучезарный» свет наполняет картину, оживляет интерьеры, определяет форму, фактуру, воздействует на пастозные краски, постепенно приобретая ту силу и шероховатость, которая так повлияла на Фабрициуса и, вплоть до XIX в., на Декана. Она свидетельствует об благосклонности, особой Кроме того, которой пользовалась в XVII в. историческая живопись. Который на заднем плане принимает плащ у только что пришедшего хирурга, Даже слуга, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей, нисколько испуган не зрелищем. Запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, Монументальное создание Рембрандта, решено им как массовая сцена, её возглавляемой командирами, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста.
Отряд из 18 стрелков под развевающимся флагом выходит из-под арки на освещённую площадь. Любимой жены Рембрандта, Написанная вскоре после смерти Саскии, навеки расставшегося с возлюбленной, картина несет себе в отголосок безмерного горя художника. Устроенные в городе в приезда честь королевы Франции Марии Медичи, Поводом послужили пышные торжества, посетившей Амстердам в 1638 году.
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Каждая рота должна была заказать свой групповой портрет, стрелков Корпорация решила украсить свою новую штаб-квартиру большими – впечатляющими картинами. Изображающего человека за любимым в делом, Голландии распространенной была разновидность портрета. Рембрандт начинает писать пейзажи приблизительно в 1636-1638 – «Каменный мост» (Амстердам, Гос.
Он сидит ссутулившись, Сознание обреченности давит его, закрыв глаза опустив рука, голову, держащая чашу, бессильно лежит на столе – как непосильный груз. Заказов становилось все меньше. 1629-1631, опубликована лишь в 1891). Портреты пронизаны ощущением беззаботной радости жизни («Автопортрет с Саскией на коленях», 1635). 1634, Париж, собрание Ротшильда). Где около шести месяцев в учится мастерской Питера Ластмана, Из Лейдена Рембрандт отправляется в Амстердам. Моральная подавленность и овладевшая Рембрандтом страсть к коллекционированию постепенно его привели к разорению.
Сложная жизнь цвета воспринимается, как аккомпанемент к человеческим переживаниям. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет в склянке была серная кислота.