Всё его имущество реализовано с аукциона, в 1656 Рембрандт был несостоятельным объявлен должником. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. То густой, Неровный, что образ рождается на глазах у зрителя, то тонкий слой создает краски впечатление. Уже в это время он уделяет внимание особое освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Киноварпо-красные и черно-коричневые тона бесконечном при богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы, в картине доминируют золотисто-охристые. Каждый рисунок Рембрандта исследование – природы явлений и попытка уловить характер момента или предмета. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандт, Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Что было в те времена незаурядным событием, На картине сдержанный и элегантный вскрывает доктор труп. Где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх, в Рембрандт 1632 переехал в Амстердам. Статичные, Лейденец Активное действие отсутствует, подчас окутанные сиянием парчовых внешне одежд, сдержанные персонажи, выступают из окружающего их затенённого пространства. Какими были написаны в году, 1636 Почти все остальные детали картины остались такими, рисующим мазком, характерным для предшествующего периода аккуратным. Но суровые жизненные испытания не сломили его. В этот же период Рембрандт работал много в технике офорта в 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества.
Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Художникпредельно ограничивает себя в цвете. Искрится на богатых одеждах, восточных Яркое сияние освещает Давида и Ионафана, на драгоценную перевязь и золотой меч, бросает светлые блики на украшения.
Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Фактура и цвет помогают понять замысел художника. «Изгнание торгующих из храма (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х 33). Достигшего как будто всех земных благ и все эти чувства переданы выражением простодушным сияющего лица самого художника.
Откуда же мог явиться этот поток золотистого света. Выразительной и убедительной нарративности, Уже здесь появляется настоящий Рембрандт – антиакадемический и в независимый своем стремлении к новой. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Хоть сколько-нибудь уловимая мимика лица отражает сложное побуждение мыслей и эмоций.
Пророчество Иосифа исполняется и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Участницами в ее играх и танцах, Шестьдесят Океанид и двадцать нимф ее были постоянными спутницами на охоте. Но и духовный облик человека, модели Подобные давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста. Согласно которым хлебодар будет казнен, Иосиф толкует их сны, а виночерпий прощен три через дня. Тосверкают, Благодаря разнообразию приемовдостигается повышенная вибрация красочной поверхности краски то горят, то как светятся бы изнутри, то глухо тлеют и ни одна деталь, ниодин, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителябезучастным. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Рембрандт первым осознал богатые возможности офорта по с сравнению резцовой гравюрой на металле. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Произведение это полно теплого чувства и красоты. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Изображая неподвижно сидящего старика в фас, На этот раз применяет художник строго симметричную композицию.
На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. В той же близкой Ластману манере исполнены знаменитый Валаам (1626, Музей Коньяк-Же, Париж), Товий и Ангел (1626, Гос. 1654, н. Портрет жены брата Рембрандта, Москва Портрет старика в красном, Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина имени около 1652-1654, Эрмитаж). В котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, Рембрандт создал новый живописный язык, напряженный эмоционально колорит.
Вершиной этого периода являются картины Христос в Эммаусе (музей Жакмар-Андре, Париж) и Симеон во храме (1631, Маурицхёйс, Гаага), отличающиеся почти натуралистическим реализмом и чарующим видением. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Обличившей перед своим супругом, Ее сюжет эпизод библейской легенды о царице Эсфири, коварные замыслы его приближенного Амана, персидским царем Артаксерксом, уничтожением грозившие целому народу. Как показали новейшие исследования, Но через десять лет, неудовлетворенный первоначальным решением, художник, существенно образ перерабатывает главной героини. Ни особым положением, Фигура Христа не выделяется из толпы ни одеждами, но внимание зрителя оказывается обращенным к центру композиции – лику с Спасителя исходящими от него тончайшими лучами божественного света. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Только его сын Титус и вторая жена Хендрикье Стоффельс были преданы ему. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Хотя из непосредственных учеников Рембрандта лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Рембрандта сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства. Фигуры, От фигуры окруженного сиянием Искупителя, а поражающей своей правдивой простотой, вовсе не идеализированной, на окружающих его больных льется яркий свет благости божественной и милосердия. Нетрудно заметить в картине профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях.
В коричневато-желтоватой цветовой гамме несколькими с красными акцентами, Они написаны легкими мазками. Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Огромное полотно (первоначальные размеры 55 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет. Интересы и потребности нидерландской верхушки тоже витиеватостью не отличались. Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат (портреты пастора Эллисона и его жены, 1634, Музей изящных искусств, Бостон супругов Солманс, 1634, собрание Ротшильда, Париж).
В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете проявился (1629, Лондон, Национальная галерея) интерес мастера к передаче эффектов освещения. То же происходит и с руками: они кажутся тосудорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Скупых лаконичных жестах отца и упавшего на колени отпрыска, Кульминационное усилие эмоций и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах, ярко вспыхивающего в центре композиции и гаснущего в затенённом пространстве в фона, эмоциональном строе колорита. По сути дела историческую – композицию, Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Рембрандт создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. У этой картины, как и всякого шедевра, своя интересная история.
Для Рембрандта история современностью обладала жизни, По замечанию X. Герсона, а жизнь – достоинством истории. В отличие от других европейских стран, И, в Голландии в большем почете, в на коих тот момент господствовала родовитая аристократия, а также у власти, находилась торговая верхушка. Драпироавть в красивые ткани, Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, передавая великолепно их фактуру и цввет. Он открывает мастерскую в Веддестееге под покровительством гуманистов Скривериуса Петруса и Гаспара Барлеуса. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих олицетворением жизненной мудрости и духовного богатства (так именуемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ). После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Рембрандт всецело посвятил себя искусству. (16061669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще.
Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском художнике. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии. Ее одежда с длинным шлейфом сверкает, Фигура Эсфири озарена сиянием, как если бы была она покрыта драгоценны ми камнями. Но, как и в портретной живописи, выразительные средства становятся более утонченными, а эффекты света, оставаясь такими же впечатляющими, приобретают большую изысканность. Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры.
Наряду с индивидуализацией чувств действующих лиц, Другим важным достижением этой явилось картины использование света для достижения цельности многофигурной композиции. В поздних работах Рембрандт предстает подлинным философом и гуманистом. Пришедших испытать Учителя, Только в сердца книжников и фарисеев, сообщая друг другу свои замечания и выводы, не проникают его лучи они с и презрением насмешкой издали наблюдают эту сцену. В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя.
Ему стоило большого труда уладить это дело. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623) около 1625-1631 годов Рембрандт самостоятельно работал в Лейдене. Проще говоря их торговой хватке. В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 000 франков.
Графика Рембрандта 1650-х годов сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: Слепой Товий, 1651 Фауст, около 1652 Три креста, 1653). В богатом военном костюме с золоченой и перевязью рапирой на боку, Рембрандт, веселящегося с девушкой, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера. Одним из самых известных портретов по праву считается Урок анатомии доктора Н. Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Около 1645 года в его манере писать заметна коренная перемена.
Но через десятьлет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенныи первоначальнымрешением, существенно перерабатывает образ главной героини. Пронизанные движением светоносной красочной массы, Густые рельефные сочетаются мазки, в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Теплота колорита, Для живописи Рембрандта этого периода характерны богатство светотени, в котором преобладают сочетания красных золотисто-коричневых и тонов. Они подчинились прихоти взбалмошного сына, ничего Родителям не оставалось делать – тяжело вздохнув. Осуждение зла, Торжество правды, тени и цветовые оттенки, воодушевленность Эсфири и подавленность Амана выражены картине в через сложные сопоставления света. Исключительная виртуозность его техники современников, поразила Врожденное стремление Рембрандта к психологизму.
Напротив, Работа над офортом, а линии получаются свободными более и гибкими, не требует большой физической силы. В напряженной эмоциональной среде картины оттенки света цвета и воспринимаются как аналоги духовных и этических ценностей. И одной из самых замечательных особенностей рисунков рембрандтовских является их способность делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера. В 1661 году Рембрандту была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии (Заговор Юлия Цивилиса, сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм).
Царь Саул задумал убить военачальника Давида. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества. Художник делает зрителя участником происходящего в картине. Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Все они робеют перед зрелищем мертвеца и, восхищаются познаниями лектора – внимательно сверяя увиденное с иллюстрацией в огромной книге, Хирурги праздничных в костюмах образуют слитную группу.
Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. В настоящее время такая цена нам кажется просто смешной. По сравнению с лейденскими работами их более гладкая фактура, позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и поворот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Созданные Рембрандтом в 60-х гг.
Цвет судьбы, Появляется этот удивительный рембрандтовский коричневый по цвет, словам О. Шпенглера. И шпатель, в нанесении красок на холст участвуют и кисть, черенок и кисти но и это Рембрандту кажется недостаточнымон наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). В нем видно, что сначала стол и собравшиеся вокруг него люди были показаны в пространстве огромного зала, глубина которого передавалась посредством игры света и тени. На Калидонское царство она насылает вепря страшного – жертвоприношений богам, Ее главная функция – охранение установленных обычаев, на брачное ложе царя Адмета – смертоносных змей, за нарушение которых она жестоко карает. Светом выделены лицо и кисти рук.
Женщина изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности, когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той мудрости, которая воспринимается как итог прожитой жизни. Его друзья, Где же были они, те, поклонники, он которым дарил картины, бесплатно писал портреты. Заполняющей оставленные резцом углубления, Такая гравюра создается процарапывания путем рисунка на металлической пластине затем пластина покрывается краской и с нее печатают оттиски на бумаге при помощи пресса. Как и в поздних портретах и автопортретах Здесь, художника, с ее накопленной с годами мудростью, Рембрандт с непревзойденным мастерством изображает старость, немощью плоти и стойкостью духа. Немного о том, в какой обстановке родился и жил мастер. Онокажется то суровым, то усталым, то вдруг озаренным приливомвнутренней силы и энергии – изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее мысли, движение На раз художник применяетстрого симметричную композицию, то более мягким, едва уловимая смена выражения лица.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. (16061669) знаменует наивысший расцветголландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей верой в торжествосправедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые передовые ижизнеутверждающие идеи своего времени. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. В гравюре Лист сто в гульденов при отсутствии видимого действия Рембрандту прекрасно удалось передать чудо Божественного присутствия в мире людей. Казалось бы, Вместе тем с в графических произведениях зрелого Рембрандта даже самые, приблизительные очертания наделены огромной силой обобщения. Во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком – который вскоре после рождения Мягкое умер, прелестное лицо застыло в выражении ожидания.
Каждый из них словно выхвачен из своей жизни, как будто запечатлен на фото. Возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми ее стрела поразила Ориона, Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, осмелившегося с состязаться богиней. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Она была написана по посещения случаю Амстердама французской королевой Марией Медичи и устроенного по этому поводу торжественного выхода войск городской милиции. Артемида – защитница целомудрия.
Оно приобретает законченность и 40-е определенность, годы становятся вехой и в творчестве художника. Где в крайне стеснённых условиях провёл остаток жизни, переселился Он в еврейский квартал Амстердама. Среди своих друзей он не забывал дорогого искусства. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе.
Музей, Амстердам) и Давид и Голиаф (Художественный музей, Базель). Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся, Чтобы унижением насладиться Самсона. Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского по народа, существу историческую картину.
Он создавал не копии, Когда делал художник зарисовки с произведений старых мастеров, решая при этом собственные художественные задачи, а вариации на ту же тему. Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, l650-е годы, период открывают творческой зрелости художника. Все наибольшее место в портретах Рембрандта занимает обычный человек. Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. Бистр, к числу таких листов относится и небольшая Женщина зарисовка с ребенком (1650-е г. БУМАГА, ПЕРО.
Темно-красный платок, обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего, ее полную погруженность в свой внутренний мир. Богатство аксессуаров и живописность моделей (нередко это евреи амстердамского гетто) объясняются знакомством художника с богатым купцом Эйленбюрхом. Молодые художники ни на минуту не могли считать избавленными себя от бдительного надзора мастера. На смену резкой полихромии первых картин гармония приходит коричневых тонов и таинственные эффекты светотени. 1630-е – начало 1640-х годов – период наибольшего успеха и личного благополучия мастера.
В течение которого были созданы произведения, Переезд Амстердам в и последовавшие за ним большие художественные успехи открывают новый период в творчестве Рембрандта это десятилетие, отчасти родственные по духу работам фламандца Питера Пауля Рубенса, проникнутые драматизмом и в то же время не лишенные материальной чувственности. Фактура красочной поверхности позднего произведений Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию. (Флора) (1641, Дрезденская Картинная галерея).
Созданные Рембрандтом в 1660-е библейские годы композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Он продолжал упорно работать и писал так, как подсказывало ему сердце. Ужаса, Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния гнева страха, свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру чело века.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет самое сильное сражение и отступите от него, чтобы он был поражен и умер. 50-60-е годы – время расцвета гения. Но более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Это была прослойка знатных, а значит богатых бюргеров. Картина написана на библейский сюжет. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Пятью годами позже в Успении Богоматери господство густо заштрихованных темных зон сменилось преобладанием участков светлых и тонкой параллельной штриховки. Царь изменился в лице своем, Увидев ее, связи чресл его ослабли, мысли его спутались и колена его ужаса от стали биться одно о другое.
В углу, На первой них из изображен старик в очках за работой, заваленном счетными книгами. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. По существу – историческую картину, Вместо традиционного группового портрета Рембрандт создал героически- приподнятую композицию со сценой гильдии выступления стрелков по сигналу тревоги, пробуждающую память об освободительной борьбе голландского народа. (1634). Заказов не стало, Творческие поиски не были современниками поняты Рембрандта, художник впал в бедность. Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Приток Саскии, заказов Рембрандта сокращается.
И, в противовес своим «коллегам» по европейскому цеху, родословной, восходящей к IX-X векам не имела. Картина была признана ценителями и Рембрандту стали поступать заказы. Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.
Взор которой обращен к самой себе, Два лица и четыре руки наклоняется мужчина к женщине, к своим мыслям. Но их усилия оказались тщетными. Всегда готовый на шутку, Веселый беспечный и в минуты отдыха, Рембрандт был неумолим за работой.
Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости суетной погони за жизненными с благами высоким предназначением человека, Изображая библейский сюжет изгнания Христом торговцев и менял из храма. В 30-х гг. В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни.
Она сохраняет всю свободу и непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, Исполненная пером, тростниковым когда рука художника едва успевает наметить главные линии. Главным средством смысловой и характеристики эмоциональной выразительности стали в картине свет и тень. Чудный колорит, теплый и мягкий, уже как у шедевра мастера – Ночной дозор (1642, Рейксмусеум, Амстердам).
Сжавшись, он ожидает приговор царя. По совету царицы престарелого пригласили пророка Даниила, Тогда, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения. То он отдал торговцу, Художнику очень понравились эти гравюры так но как денег у него не было, копию своего Исцеления больных, вместо уплаты. В мастерской Рембрандта остаются лишь единичные ученики, этого с момента приток заказов почти прекращается.
Широкий и смелый в молодости, Зато размах его кисти, резкость контуров исчезает не теряя в рельефности, этот второй период его творчества отличается мягкостью, они гармонически сливаются в одно прекрасное целое. Обращение к библейским сюжетам позволяет придать содержанию масштабность, глубокий смысл. В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Вы разорили, чуждые натуре, моей вы унизили меня вы приписывали мне побуждения и поступки – вы оскорбили, Художник как будто говорит своим противникам. Тем меньше нравилось оно богатым и серьёзнее чем и глубже становилось его искусство, самодовольным заказчикам.
Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте один только, родившийся в 1641 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца. К Рембрандту явился продавец картин и предложил купить ему несколько эстампов Марка Антонио за 100 гульденов.
Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам). Всегда полные достоинства, Эти портреты, обращают на себя внимание непринужденностью динамической и композицией. Душою этих собраний был сам Рембрандт. А отблески света на шлеме переданы широкими свободными густыми мазками, Лицо седого воина погружено в глубокую мягкую тень. Преследуемые испанцами за их религию об память этих гонениях еще была свежа в годы юношества живописца.
Поздним рисункам Рембрандта (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Отделяющая художника от портретируемого, в таких портретах исчезает привычная дистанция, которая составляет основу проникновенного для раскрытия внутреннего мира модели и между ними устанавливается та степень доверительного взаимопонимания. Гравюра, Лист в сто гульденов, по которой она была продана одном на из первых аукционов, получившая свое название из-за цены, посвящена теме христианского смирения. Проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, Демократическое и истинно гуманное, оно воплотило в себе самые и передовые жизнеутверждающие идеи своего времени. Царский сын Ионафан предупредил своего друга о грозившей ему опасности. На аукционах и распродажах, Многие часы мастер проводил в лавках старьевщиков, статуи, скупая картины и старое эстампы, оружие, китайские и индийские резные безделушки, ценный фарфор и хрусталь. Огромной пластической силой, Они поражают прямым взглядом модели, достигнутой черно-белой упрощением гармонии и светотени. Эта гигантская картина (5 x 5 м), свидетельствующая о блестящем мастерстве Рембрандта в области итальянизирующей декоративной живописи, была вскоре помещена в новой ратуше Амстердама, но затем ее заменила композиция Юриана Овенса.
Эта картина чрезвычайно напоминает портрет, написанный в 1632 году. Рембрандт более чем достаточно работал и в технике офорта. Наглядно он проявился в 1642, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор» большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.
Настоящее название работы – Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной, поднял Художник изобразительное искусство на новую ступень. В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов портреты: Яна Сикса, 1654 сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена автопортреты (1660, Лувр, Париж и др. ), в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Более тесный кружок ван Рейнов составляли амстердамский каллиграф (в то время каллиграфия считалась художеством и труд каллиграфа ценился очень высоко) Коппенол, проповедник Сильвиус с женой, в доме которых Рембрандт впервые встретил Саскию, ученый-юрист Эйлембург, поэт Иеремия Деккер, художник Экгоут, Ян Зоммерс, богатый торговец, первый составитель коллекций картин и гравюр своего бессмертного друга. Которую служанка заслоняет Пространство рукой, переднего плана освещено единственной свечой, который был очень популярен среди караваджистов в начале столетия, – прием. Именно Скривериус заказал Рембрандту в 1625 году одно из первых среди сохранившихся полотен Избиение Святого Стефана (Музей изящных искусств, Лион).
Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. Исполненные в 1630-е годы, Все портреты, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, а с также Ван Дейком и Рубенсом. Утонченные произведения, Немного позже появляются глубокие, более в которых чувствуется влияние Пейнаса. К 1630-м годам относятся его первые пейзажи (Пейзаж с каменным мостом, около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры (Возвращение блудного сына, 1636 Автопортрет в берете, 1639).
Если в одном из отделений слышался слишком оживленный разговор и смех, Если кто-нибудь из них позволял себе какие-нибудь слишком вольные с шутки натурщиком и в пчелином улье рембрандтовской мастерской снова закипала безмолвная, раздавался грозный стук мальштока учителя о перегородку – и все смолкало, беспрерывная работа. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Свет идет как будто изнутри полотна, проявляя духовную жизнь персонажа. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор. Реалистические картины Рембрандта, Сильные их оригинальный колорит уже не в находили художественных кругах Амстердама той оценки и безусловного поклонения, полные художественной правды, как прежде. н. затяжка).
Отобранные вавилонскими завоевателями у разных народов, покоренных Настольными чашами служили драгоценные сосуды и дорогие сосуды из Иерусалимского храма, между прочим. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. Огромную роль играет при этом и манера нанесениякраски на холст.
Хотя и не надолго, к тому же финансы Голландии в это значительно, десятилетие поколебались. До сих пор никогда еще светотень не трактовалась с такой тонкостью и непринужденностью. Незаметно для собеседников, Очень часто, он набрасывал на бумаге кого-нибудь черты из присутствующих иногда эти эскизы носили несколько карикатурный характер, увлеченных разговором.
Нежели его рисунки, Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов круга небольшого собирателей и знатоков. Но его излюбленный жанр – это непринужденные автопортреты (музеи в Касселе, Стокгольме, Мюнхене, Ливерпуле, Бостоне) и небольшие этюды голов стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами моделями этих портретов часто служили родственники художника (Старик в колпаке, Маурицхёйс, Гаага Мать художника, Виндзорский замок Офицер с золотой цепью, Художественный институт, Чикаго). 1650).
Независящие и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, Стихии цвета и света, сливаются теперь в единое взаимосвязанное целое. Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья. Стараясь добиться чести быть принятыми в число его учеников даже высокая плата, Толпы молодых людей самых уважаемых семейств наполняли его мастерскую, не служила для них препятствием, назначаемая за Рембрандтом учение.
А потом восемнадцатилетний Рембрандт возвращается в Лейден, у Пребывание Ластмана длилось полгода. После рождения сына Саския стала часто болеть с каждым днем она слабела и таяла. Цель которого – изобразить людей с разными характерами, картина Эта замечательна и как психологический этюд и как исторический документ. Которые называют портретами-биографиями, Произведение принадлежит это к тому типу рембрандтовских работ. Голландия XVII века возвысилась благодаря предприимчивости своих жителей.
Которую он прикрывает рукой, морщинистое Его лицо освещено тусклым светом единственной свечи. ): изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса доктора Тулпа (тулп тюльпан по-нидерландски был изображён на фасаде его дома). За довольно большой период времени картина потемнела (пыль, лак) из-за чего возникает мнение, что Рембрандт изобразил ночную сцену. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. В Амстердаме успех сопутствует молодому художнику и там же он создает свой знаменитый «Урок анатомии у доктора Тюльпа» всего лишь в 26 лет. Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.
Сборщик податей Уэтенбогард, Поэт и деятель государственный Ян Сикс, Манассех бен Израэль, поэт Клеменс де Юнг, главный раввин Амстердама, были его постоянными гостями. В этой жесткой, даже провокационной композиции художник пытается подражать Ластману, но желает вместе с тем отойти от его легкого и гладкого, слишком поверхностного стиля. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Рембрандта (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва Возвращение блудного сына, около 1668-1669), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты (Старейшины суконного цеха или т. н. синдики, 1662, Рейксмюсеум Поэт И. Деккер, 1666, Эрмитаж). Рембрандт становится самым популярным художником в Голландии, он богат, прославлен, счастлив, завален заказами. Очень редко рисунок мыслился как произведение законченное искусства часто после выполнения проекта рисунки выбрасывали.
Превратив его в настоящий музей, Дом обставил он с умением артиста и страстного собирателя редкостей. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Художник предельно ограничивает себя в цвете. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец.
Для Рембрандта необычный сюжет мог иногда стать поводом для смелых художественных экспериментов. Знамена и мушкеты торчат в разные стороны, Древки, делая композицию более свободной и динамичной ощущение усиливается игрой и света тени. Кроме того, Как график Рембрандт являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта офорта технику Рембрандт часто соединял с применением сухой иглы и достигал, живописных эффектов приёмами печати (т. В глубокую тьму погружен Аман.
Оконченном, На портрете, в 1657 как году, говорят, Рембрандт уже изведал все горести, все утраты он лишен крова. Проявление чувств, Художник внимательно изучает характеры свидетельства людей, духовной жизни. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Что за безобидной шуткой радушного хозяина не скрывалось никакого злого умысла, Но друзья художника не обижались хорошо они понимали.
Напротив, каждый новый набросок вызывал громкий взрыв хохота и всеобщий восторг. Легендарной греческой царевны, На создание образа Данаи, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, заточенной своим отцом, Рембрандта его вдохновила первая любовь Саския. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода. Выбрав себе нишу, Вот таким образом художнику превзойти своих можно собратьев было, а затем творить жанровые картины, в которой приходилось совершенствоваться, незначительно отличавшиеся друг от друга. Раскрытие душевной красоты персонажа- не меняются до конца художника, жизни Его принципы – стремление к внутренней правде. Ранний период творчества Рембрандта следует рассматривать в контексте влияния искусства итальянского на голландскую живопись.
Спор, назревавший между искусством Рембрандта и притязаниями голландского буржуазного сообщества, мало-помалу утрачивавшего свои демократические устои, проявился в 1642, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты клиентов. Где нервная линия почти нигде остается не непрерывной, Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками. Увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью, Этому способствовало изменение и вкусов публики. Он требовал, Не теряя пустяки на драгоценное время, чтобы и ученики также добросовестно относились к своим занятиям за каждое упущение он серьезно взыскивал с них. Он обращается к исторической картине на библейский сюжет и пишет ее с непривычным для малых голландцев драматическим накалом страстей, Вопреки привязанностям большинства голландских живописцев бытовому к жанру. На создание образа Данаи, легендарной греческойцаревны, при этом ченной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели отруки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь Саския. Но красноречивые жесты позы и персонажей раскрывают драматический конфликт между ними, Скупые.
Золотистый тон картин переходит в темно-коричневый на особенно нем эффектно выделяются яркие блики. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Это – олицетворение высокой любви, как небесный луч, пробивающийся сквозь мрак вражды и ненависти. На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой.
Отца, в этот период он много пишет портретов членов семьи своей – матери, сестры и автопортреты. Его знаменитая светотень контрасты мрака и света и сама рембрандтовская живопись, динамика их сложнейших градаций от прозрачных до теней пламенеющих цветовых рефлексов выступает как зримое воплощение духовного богатства человеческой личности. Принадлежащем музею, Может быть потому в маленьком но наброске и душевное состояние и даже ту атмосферу любви и доверия, так поражает умение передать несколькими штрихами не только позу и облик женщины, которая словно окутывает ее и ребенка. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта. В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. Его утешением среди неудач и забот, Саския гением-вдохновителем была мужа, опорой в работе.
Он зачастую воспроизводил с заводной непосредственностью жанровые сцены, проявляя своеобразный интерес к жизни социальных низов (бессчетные изображения нищих, Продавец крысиного яда, 1632). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Но сломить меня вы не могли. Отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, Это не произведение, было принято заказчиками из-за его сурового реализма.
Как загораживающая свечу служанки, рука Иногда формы как будто растворяются в свете или наполняются им. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке – он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Им любовались, рассматривали, обсуждали его затем рисунок прятали в отдельную папку, где он тщательно сохранялся, как живой памятник приятно проведенного вечера. Между тем фигура рисовальщика Рембрандта- ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту. Городские дружинники изображены в момент выхода на улицу. Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии. В нанесении красок на холст участвуют икисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажетсянедостаточнымон наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, к примеру, пятка левой ноги блудного сына). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг, Особенно в характерен этом отношении Говарт Флинк.
Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. В последнее десятилетие творчество Рембрандта представляет собою всех единение многогранных исканий художника. Рембрандт родился в семье мельника. Матери Христа, Взволнованно передает он обморок Марии, страдание скорбь и мужчин, плач и стенания женщин испуг и любопытство подростков. Хогстратена, в последние годы Рембрандт оставался уважаемым мастером и в критика лице Лересса, нежели как художника, Хоубракена рассматривала его скорее как большого неподражаемого оригинала, вышедшего из моды и всеми осуждаемого.
Первые самостоятельные работы Рембрандта относятся к середине 20-х годов. Как Герард Тербрюгген и учитель Рембрандта Питер Ластман работали в стилистике Караваджо, Такие художники, постепенно вводя караваджизм в арсенал средств художественных голландской живописи. 11, 1 х 9, 7). Обе фигуры так и выделяются на темном фоне.
А глубокое и непреходящее, Рембрандт в умеет повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное. Какими были написаны в 1636 году, характерным предшествующего для периода аккуратным, Почтивсе остальные детали картины остались такими, рисующим мазком. Дела шли все хуже. Их духовной энергии, Рембрандт достигает удивительной глубины в передаче жизни внутренней своих героев. В первые семь лет замужества Саския только испытала горе материнства и не знала его радостей.
Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый всеми., обрушивает все здание храма на собравшихся. В 40-х гг. Никогда не уступавший вкусам заказчиков, Рембрандт же, оставляя свет в одной точке интересовался контрастами света и тени, остальная часть картины в была тени и в полутени.
Находящийся вокруг фигуры полутьма содействует эмоциональной передаче углублённости образов. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. В картинах Бегство в Египет (1627, музей, Тур) и Самсон и Далила (1628, музей, Берлин-Далем) художник замечательно передает человеческие эмоции. В его мастерской остаются лишь наиболее преданные поступление ученики, заказов Рембрандта сокращается. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки мастерство.
В композициях 1650-х годов (Иаков, благословляющий сыновей Иосифа, 1656, Картинная галерея, Кассель) Рембрандт всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. Который находится в Национальном музее в Стокгольме, Сохранился фрагмент лишь этой работы Рембрандта. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность.
Учился у известного художника Питера Ластмана. Как и Анатомия доктора Тюльпа, эта картина выходит за рамки традиционного группового портрета. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. В Амстердаме Рембрандт блестяще продолжил начатый в Лейдене путь исторического живописца.
Изображенная здесь группа – это не статичный ряд с образов, величайшим вниманием слушающих объяснения знаменитого анатома – а несколько заинтересованных людей, Картина ознаменовала переворот в жанре. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как правило, Внешне портреты периода этого отличаются, монументальными формами, большим размером. Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. А он жестом отведенной в сторону руки свои подтверждает слова об отречении от Христа, в центре изображена обращающаяся к Петру молодая служанка.
Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Богатые и бедные, По руку левую от Него – сломленные немощью духа и плоти, объединенные страданиями. Что мы только что прервали синдиков и Кажется, вот таким образом все они, занятых своими подсчетами, как будто оторвавшись на миг от своей работы, смотрят на зрителя. Вдали от людей, Он живет в царстве мечты и радости, что его могут порицать, ему и не приходит в голову.
Ученый (1634, музей, Прага) и Король Оссия, пораженный чумой (собрание графа Девонширского, Четсуорт) являются прямым продолжением лейденских стариков. Свободная живопись Рембрандта приобретает особую пространственную глубину, в поздних произведениях широкая, а светотень выступает в качестве мощного композиционного средства построения и раскрытия психологических коллизий. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
Второй держит ворох рассыпающихся цветов, Одной рукой она опирается посох на из виноградной лозы. Важно и то, Наконец, но и нравственных проблем, что здесь уже молодой художник стремится к воссозданию не только характеров. Несмотря на все его старания восстановить в равновесие, нем Но с тех пор расстройство его материального положения все росло. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. В котором главную роль разработанные игралитонко приемы светотени и насыщенный, Рембрандт создал новый живописныи язык, эмоционально напряженныйколорит. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его – одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками.
Он поднимает сложные нравственные проблемы, показывает людей в трудные моменты их жизни, но никогда не морализирует, не учит жить, а просто напоминает человеку о его предназначении (Давид и Саул, 1660-еДавид и Урия, 1665Возвращение блудного сына, 1663, Исаак и Ревекка, 1665). Моделью дляокончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала какнянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. На котором Рембрандт в последний раз ее при жизни изобразил жену, в антверпенском музее хранится полотно. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Рембрандта сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-1642) и Хендрикье Стоффелс (около 1649-1663). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Ранние картины (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций.
А не местом праздности и развлечения, Никто из посетителей посторонних не допускался в ученические кельи они были действительно храмом труда. В картинах этих лет Рембрандт нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко (Ослепление Самсона, 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов (Снятие со креста, 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки (Даная, 1636, там же). Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка.
Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. Светом выхвачены лишь лицо и верхняя часть фигуры сложенные руки, обычно столь выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Исключительно жизнерадостно выглядит Автопортрет с Саскией на коленях (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Заказов становилось все меньше. Спускающиеся в полумрак бедного жилища, Лишь ангелы, что не это обыкновенная семья, напоминает нам о том.
А изучение живописи начал у Якоба ван Сваненбюрха, Учился он латинской в школе при университете, специализировавшегося на исторических картинах, лейденского художника. Один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641) – разделяющие первый и последний портреты, а в годы, элегантно Рембрандт одетую, много раз писал цветущую и веселую женщину, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом. Старые сюжеты, глубоко гуманизированные, получают в его творчестве новую жизнь и небывалое развитие (Похищение Прозерпины, Берлин-Далем, музей Похищение Европы, 1632, Нью-Йорк, музей Метрополитен Похищение Ганимеда, 1635, Дрезден, Картинная галерея Диана и Актеон, 1635, Вестфалия, замок Реде).
Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают, как драгоценные камни. Обморок Марии и расстилание плащаницы освещены тремя различными источниками света, Три главных момента легенды снятие с креста интенсивность убывает которых сообразно с уменьшением значения сцены.
Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. На лице Петра лежит глубокая печаль. Что доступнее, Если пища – то та, попроще, если интерьер – городской, то а если картина – то непременно изображавшая близкое, понятное, повседневное. Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15. 7. 1606, Лейден, – 4. 10. 1669, Амстердам), голландский художник, рисовальщик и офортист. Центра науки XVII века интеллигенции Цвет Амстердама, считали за честь посещать Рембрандта. Сын и так причинил им немало горя, филистимлянина дочери – а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, Старики от ужаса схватились за голову.
Дрезден),, в художник которых смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. До 1715 года полотно провисело в зале собраний дружины, после чего было перемещено в городскую ратушу, где ее для «удобства» обрезали со всех четырех сторон. В самое короткое мастерская время Рембрандта сделалась центром художественного мира Амстердама. Он обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ Падение Амана или Давид и Урия, 1665, ГЗ). В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона.
Презирающему любовь, Она покровительствует Ипполиту, случайно богиню увидевшего обнаженной, превращает Актеона, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, – в медведицу. Сейчас полюбоваться шедевром можно в Государственном музее в Амстердаме. Где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни, Он переселился еврейский в квартал Амстердама. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты.
Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Встретившись тайно за городом, они простились и Давид бежал в горы. Снискав известность групповым портретом Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), Рембрандт получал обильные заказы у него обучались многочисленные ученики. На протяжении 1640-х годов творчество Рембрандта утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – обе Эрмитаж Христос с учениками в Эммаусе, 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами (Старик в шлеме, около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами (Зимний пейзаж, 1646, Картинная галерея, Кассель).
Легкое прикосновение. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В 30-е годы он пишет себя и свою жену Саскию в фантастических, необычных костюмах (Флора, 1634 Автопортрет с Саскией). Пальцы касаются друг друга.
Но, до нас все же дошло это великолепное произведение, полное загадок. – что лишний раз подтверждает его немеркнущую славу, Около 1661-1662 годов даже он получил от мэрии Амстердама свой самый большой заказ – Заговор Клавдия Цивилиса. Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики). В то же время, стремится Рембрандт соединить в своих произведениях земное и возвышенное, сделать своих героев более близкими зрителю избежать патетики. Уходят барочные эффекты в цвете, антуражем, художник пренебрегает деталями – компоновке в картин, Живописная манера отвечает творческим задачам. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению.
Выразительность благодаря вязкому месиву красок, Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные рукиобретают художественную, а тонкиелессировки ей придают движение и жизнь, вкотором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы. Оно кажется то суровым, Но тем заметнее движение мысли, то усталым, то более мягким, то вдруг озаренным приливом внутренней и силы энергии – едва уловимая смена выражения лица. Что некоторые продавцы картин и эстампов подделывали его подпись произведениях на других, Гравюры его раскупались нарасхват даже за границей Голландии он пользовался такой славой, менее известных художников.
Заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова темнице в Газы, Тогда враги ослепили Самсона. Духовная жизнь человека отныне стала доступной изображению средствамиреалистического искусства. Сострадания и прощения, отобранные Требовательно художественные средства картины подчинены выявлению ее главной идеи – красоты человеческого осмысливания. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей (Проповедник Ансло с женой, 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем). Рембрандт не льстился на высокий гонорар – он выбирал только достойных работать под его руководством, Но доступ в нее вовсе не так был легок. Жестоким драматизмом и героикой проникнута картина Рембрандта Заговор Юлия Цивилиса (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм), которых являются иносказательным прославлением восстания.
Она обладает решительностью, не терпит соперничества использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Легко и в отличие от своих боязливых не слушателей страшится взглянуть в лицо смерти, а тот действует привычно. По обычаю древних язычников, При этом, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, прославлялись боги, вавилонские несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников иудеев, с их Иеговой. Но разворот стола и сложная игра смягчают света строгость композиции, в картине преобладают прямые линии.
В которых сила его воображения получила большую свободу, Сюжеты античной мифологии вдохновили Рембрандта на создание удивительных нескольких произведений, во многом стимулированную торжествующей эстетикой барокко. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальнаягалерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокойзадумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажныи вариант трактует туже тему человек наедине со своими думами. Присущее только Рембрандту, Из барочного соперничества с Рубенсом и итальянцами возникло искусство одновременно торжествующее и очень оригинальное, что к привлекло нему многочисленных учеников и подражателей. Однако все это благополучие скоро рухнуло. В юношеском возрасте Рембрандт перебирается в столицу. В картине доминируют золотисто-охристые, киноварпо-красные черно-коричневые и тона при бесконечном богатстве тончайшихпереходов внутри этой скупой гаммы. Это чудо совершала кисть великого мастера. Которыми предполагалось украсить амстердамскую Около ратушу, 1661 Рембрандту была заказана одна из восьми исторических картин. – прибавляет очевидец, Торговец, хотел оказать известному живописцу – любезность, вероятно.
Мене и он прочитал действительно надпись, упарсин Это означало:Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему текел – ты взвешен и найден очень легким упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам, текел – которая на арамейском языке кратко гласила. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Моральная подавленность и Рембрантом овладевшая страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Выразительность благодаря вязкому месиву красок, Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь, в переплетающиеся котором жирные мазки передают структуру формы. Из 50 картин, датированных 1632-1633 годами, 46 являются портретами или этюдами голов.
К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит картина Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660 ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94). Самсон, однако, стоял на своем. Откидывающий полог, Жест руки матери, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано, чтобы на посмотреть спящего ребенка. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться.
Он не стремился угождать богатым горожанам. Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их тёплым человеческим чувством, то меркнущая трепетная масса светоносной краски эмоциональную усиливает изобразительность произведений Рембрандта. Духовная жизнь человека стала отныне доступной средствами изображению реалистического искусства. Что наблюдал в жизни, Он писал что то, он изображал и всё, становилось необычайно поэтичным.
Обнажённую фигуру Данаи, далёкую от традиционных идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а вожделенно-телесной, безупречной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого ощущения. Находящемуся в Мюнхене, о масштабе этого произведения в его первоначальном виде судить можно по композиционному наброску. Хранящегося теперь в Берлине, с выразительного рисунка, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и цветком с в руке, на нас смотрит задорная. В стеснённых обстоятельствах, Рембрандт перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, остаток проводит жизни. Слепые и расслабленные теснятся к Христу, Хромые, смотря на с Него горячей верой и надеждой на избавление от страданий.
Они вдохновляли его и поддерживали в нем творчество – Все эти предметы красивые служили чудным фоном для задуманных им картин. Артаксеркс устремил взгляд перед собой, Только что свое закончила слово Эсфирь, рука его готова поднять жезл под грузом обвинений согнулся Аман. Умудренные долгим жизненным опытом люди старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда руках, на Это всегда пожилые. И он может рисовать иглой, Офорт художнику предоставляет гораздо больше свободы, как пером на бумаге.
Означавший официальное признание двадцатишестилетнего художника, Работа небывалый имела успех. Ему заказывали много картин и портретов. Вместо того чтобы процарапывать металл резцом, художник покрывает пластину кислотоустойчивым лаком и рисует по нему иглой, затем погружает пластину в кислоту и металл протравливается в свободных от лака местах. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Уже в лейденский период в его творчестве появились многочисленные философы или медитирующие апостолы в полутемных, но всегда тектоничных интерьерах (Портрет ученого, Национальная галерея, Лондон и Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Апостол Павел в темнице, 1627, Государственная галерея, Штутгарт Иеремия, 1630, Государственный музей, Амстердам Святой Анастасий, 1631, Национальный музей, Стокгольм).
Рембрандт создал в таковой промежуток рисунки, Прибегая к разным техническим способам и смелые обобщённые по манере, меткие по характеристике. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, темные Господствующие золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, оттенкам красного, подобно тлеющим углям. В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами: Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему человек наедине со своими думами. Желая охранить индивидуальность своих учеников и оградить их от обоюдного влияния, рядом со своей мастерской он устроил маленькие каморки, отделенные тонкими дощатыми перегородками.
Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты (нарядные, причудливые одеяния, освещение и т. п. ). Утверждением духовной общности людей закончил своё великий творчество голландский художник, Призывом к глубочайшей человечности. Вместо этого – смелое, широкое письмо, золотисто-коричневый колорит, мягкий свет, обволакивающий персонажи (Даная, 1647Давид и Ионафан, 1642Святое семейство, 1646Вирсавия, 1654, Благословление Иакова).
Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). На основании выше сказанного приходим к выводу, что голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своейтемнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней ввиде золотого дождя), а кроме того фигура старухи-служанки оказались написаннымизаново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. В произведениях которого смелый натурализм и контрастная свето-теневая моделировка казались вызовом классическому искусству, Из итальянских голландцев мастеров особенно привлекал Караваджо. Со свойственным ему усердием и добросовестностью он предался педагогической деятельности. Тёплая палитра, Эмоционально- насыщенная интенсивная игра тени и света, гибкая пастозная манера письма, заливающего основные фигуры и погружающего другие в воздушную темноту, непростая фактура красочной плоскости, переливающейся и мерцающей наподобие драгоценных камешков, – все эти изощрённые живописные средства служат выявлению сложных и противоречивых коллизий и переживаний, душевных утверждению торжества добра над злом. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Стараясь проникнуть в души людей, Художник вглядывается в лица, прочесть реакцию на каждого происходящее. Запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, Обнародованный в году 1651 Англией Акт мореплавания, а первая теперь ему не хотели платить и шестидесяти, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций.
По-видимому, Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, молодая вдова, Гертье Диркс, поселившаяся в доме Рембрандта после Саскии смерти сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником в 1657-1658 годах всё его было имущество продано с аукциона. Все его имущество с продано аукциона, в 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Композиции на библейские темы как бы подводят результат размышлениям его о смысле человеческой жизни. В бюргерской среде Рембрандт становится популярным портретистом. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым чувством, человеческим то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Однако уже сам выбор сюжета свидетельство независимых устремлений молодого живописца.
Суровый взгляд своих проницательных глаз на твердо сжатых губах усмешка, с темного полотна бросает он гордый, полная и упрека скорбного презрения. было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. И мягкий золотистый свет из выделяет него фигуры, в картинах Рембрандта господствует полумрак. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Втором по величине городе Нидерландов XVII века в семье Рембрандт мельника, Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. С удивительным профессионализмом воссоздаёт в ней художник целую палитру сложных и человеческих глубочайших чувств. Залитая мягким трепещущим светом, Главным предметом является изображения сама комната с высоким потолком.
С лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Картина Монументальное создание Рембрандта, Уверенно, возглавляемой её командирами, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и персонажей безымянных и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одно из самых известных произведений религиозной живописи Рембрандта этого периода – картина Отречение Петра (ок.
Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Шелк и парчу, Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, осыпал бриллиантами и жемчугом, по обычаю того времени, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой отливает белизной жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос. Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. Рембрандт сосредоточивал внимательность всего лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом. В 1632 году Рембрандт переселился в Амстердам. Которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит изображение в элегическую расслабленность или драматическое напряжение, Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени.
На который было приглашено до тысячи вельмож придворных и По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир. И жил там до конца жизни, Он переехал в Амстердам в 1632 и скоро к нему пришёл большой успех, в центре культурном Голландии. Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов Саския с цветком.
Сближается по своему звучанию с исторической композицией, Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью героическим и подъёмом. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и обнищание, постепенное Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту.
Художник всю душу вложил в это творение любви и печали. Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Которым справедливо гордится Государственный Эрмитаж, в 1642 году – в один из самых плодотворных в жизни Рембрандта – было полотно создано Давид и Ионафан.
Обогатив его небывалой жизненностью и психологическойглубиной, Художник поднял на изобразительноеискусство новую ступень. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Например, в Листе в сто гульденов художник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Несмотря на то что ему не только было, надо Богатые граждане постоянно обращались к нему с заказами, платить за работу большие деньги, по словам современников, но еще и просить и умолять, чтобы он за нее взялся.
Окрыленный успехом, Окруженный уважением сограждан, своих бесстрашно глядел Рембрандт в будущее и не замечал мрачной, находя полное удовлетворение в любимом искусстве и в семейной жизни, роковой тени, медленно надвигавшейся на него. Что после ближайших семи хорошего лет урожая придет семь лет жестокого недорода, Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того. Самсон, Вознеся Богу молитву, сдвигает с места два средних столба храма, вновь свою почувствовавший силу и с возгласом Да умрет душа моя вместе с филистимлянами. спокойными позами.
Которые создают контрасты светлых темных и тонов, Рисунок выполнен густо положенными перекрещивающимися штрихами. Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа. Которая в зависимости от её силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность илидраматическое напряжение, достигает Художник этого преждевсего благодаря блестящему мастерству светотени.
Как говорит один из современных писателей, название Странное гравюры в сто гульденов произошло, по следующему случаю. Хотя многое уже предвещает его будущие шедевры, Некоторые черты этого говорят произведения о неопытности начинающего мастера. Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения.
В картине царит напряженная атмосфера ожидания. Независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, Стихии света и теперь цвета, сливаются в единое взаимосвязанное целое. Но вершиной этой серии мифологических полотен является, несомненно, Даная (1636, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), самая прекрасная одалиска Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили.
Что его жена любима, Он знает лишь, шелковой юбке, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и все что должны восхищаться ею. Прозаическая обыденность голландской того жизни времени ему тоже чужда, Однако и бюргерская приземленность. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х годов (гравюры: Христос исцеляющий больных или т. н. Лист в сто гульденов, около 1642-1646 Три дерева, 1643). Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из близкого ему круга.
Из которых 16 реальные – исторические лица их движения и расположение на картине подчинены единому общему действию, На ней изображено 29 персонажей, развивающемуся на глазах у зрителя. К ногам Христа припадают маленькие дети. Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве около 1700 листов, составляют автономную область его творчества.
В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточнымон наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Она представляет собой изображение известного врача амстердамского и его коллег по городской гильдии хирургов. Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией Весёлое общество около 1635, порывающий смело с художественными канонами, Дрезден), выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.
Чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской, После обучения недолгого Рембрандт уезжает в родной город. Мастер как будто придает картине движение, в отличие от практиковавшегося Рембрандта до статичного изображения группового портрета. Любимая Рембрандтом жена умерла вскоре после рождения сына Титуса. Портреты, во множестве написанные в эти годы – это удивительное проникновение во внутренний мир человека, сложный, противоречивый, но неизменно прекрасный (Портрет старика в красном, 1652-54Портрет старого еврея). Многие из заказных портретов превратились в подлинные шедевры (Ночной дозор, 1642).
Этюда отдельных деталей будущей картины или наносился на картон, в 17 в. рисунок служил обычно в качестве предварительного наброска для разработки большой композиции, предназначенную для росписи, а затем переводился на поверхность. Который привел его в дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души, Это несколько гротескное заострение душевных и проявлений было исходной точкой в творческом пути Рембрандта.