Присущий феномену тени, Он извлек из этого формального приема простой, гениально способ формировать отношение к видимому. игра). Царевич Алексей стоит перед Петром, слегка опершись о стол, опустив голову. Узаконил доносительство, бюрократический аппарат, строя новую государственность, жертвовал человеческими жизнями, не отменяет значения и первого самого главного следствия этого строительства. Неродная сестра Петра, Правительница Софья изображается Толстым как женщина хитрая, его оспаривавшая права на престол, властная, способная на коварство.
После разгрома русской армии под Нарвой иностранные офицеры перешли на сторону шведов. Где-то в отдалении очертания кораблей. Петр этому, как видно, не придал особого значения. Избранной стилистике работ художников, Обзор разных по значимости, сделан В. С. Кеменовым20, этой посвященных теме. Устремляющихся в лесные дебри, Автор рассказывает о беглых в крестьянах, раскольничьи скиты.
Тот факт, что Серов стремился представить «своего» Петра, не вызывает сомнения. Можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки, Рассматривание предметных картин необходимо связывать с опытом личным детей. Как на холсте ткани или на чистом листе бумаги появляются первые наброски знакомого вам пейзажа натюрморта или Видели ли вы. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны.
Шведский король Карл XII в короткий срок наносит Дании поражение и вынуждает датского короля Фредерика IV выйти из войны. Когда он шел среди придворных, то голова его возвышалась над ними. С 5 лет его начали обучать письму и чтению.
Место действия картины – Летний сад Петербурга. Запутанность, Эта двойственность и вместе с тем отобразили общее мироощущение эпохи, перплетение светлого и темного в личности Петра стали основой создания образа литературного Д. С. Мережковским – на рубеже XIX-XX веков, более того – мироощущение каждого русского интеллигента. И с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое с обучение, весны 1683 года 11-летний Пётр не по годам физически развитый перенёс воинские занятия в поле. Изучению творчества русского художника XVIII века И. Никитина исследование посвящено С. О. Андросова4. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы «жить по воле, а не по указу государеву». Л., 1973 ряд выдающихся произведений мирискусников.
Кроме вызванной картины, а также «Петр II с цесаревной Елисаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова осенью на псовую охоту» (1900), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» 1900 1902) («Екатерина II в одноколке, сопутствуемая Мамоновым, Потемкиным и оберегермейстером С. К. Нарышкиным, едущим впереди государыни»). Когда ему исполнилось 4 года, умер царь Алексей Михайлович. Писательский успех пришел к нему не сразу. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Решая сделать страну ведущей державой, не раз повторял: «- За мое Отечество и людей – живота своего не жалел и не жалею». Царь сам руководил осадой Нарвы.
Работа с ней продолжается вне занятий, После занятия картина остается в на группе несколько дней. Валентин Серов. Их личные судьбы, Изображая в своем романе множество героев, происходящими в стране, автор тесно связывает с их событиями. Вейнберг8, А. Г. Верещагиной 9, А. Помарнацкого 10, др. Именно вот таким образом (особенно в кризисные моменты) русская мысль неизменно обращалась ко времени царствования Петра – в поисках причин современного кризиса, образца или антиидеала – причины и смыслы, находимые в той эпохе, могли быть разными, но «точка отсчета» всегда одна. Весной 1703 года на Неве был заложен Санкт-Петербург. Хорошее владение текстом облегчает нам дальнейшую работу по составлению характеристик персонажей. Наверное, мало кому из вас это довелось.
Как оказалось, русских против 8-12 тыс. ) Он полагался, на опыт иностранных офицеров, командовавших напрасно, его армией Большинство полков возглавляли иностранные офицеры. Петр I Петербург, Медный всадник, великий, огромный, сильный, преобразователь, просвещение. Но без орденской и ленты звезды, На втором портрете редкого для Каравакка овального формата Петр I представлен погрудно в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Во всем облике Петра ощущается энергия, сила, величие. 14 Ацаркин Э. Н. Александр Осипович Орловский.
Значимость эту оно получает из контекста. Она была написана непосредственно в виду одра, на Возможно, котором Петр скончался 28 января 1725 года. Обусловленным общим пафосом поиска нового и ощущения кризиса традиции, Художественная жизнь конца XIX – начала века XX в России была отмечена разнообразием стилевых тенденций, характерного эпохе. Противоречивого отношения к личности Петра, Не в этом ли начало двойственного, не однако проявившееся в силу, начавшееся, собственно, неразвитой и невозоможной в XVIII веке эстетики сложного противоречия. Это затрудняет работу над поэмой.
Вот таким образом его Петр предстал совсем не «оперным красавцем», не великим героем, а стремительным, всесокрушающим, «ужасным» в своем неудержимом порыве. Созданная по заказу (издатель планировал серию школьных исторических картин), эта картина стала поворотной точкой в творчестве Серова – с того времени особенно много и заинтересованно художник работал над образом Петра I. После темперы «Петр I» (1907, ГТГ), были созданы следующие произведения: «Часовой у статуи Венеры» (1906-1907), «Петр I на работах» (1910, частное собрание, Москва), «Кубок "Большого орла"» (1910, Государственная картинная галерея Армении, Ереван), «Петр I в Монплезире» (1910-1911, несколько вариантов -ГТГ, Одеский художественный музей, частное собрание), «Петр I верхом» (1910), «Выезд всешутейного собора», «Петр I и Екатерина у Летнего дворца», «Молодой Петр I с соколом», «Спуск кораблей при Петре I» (ГРМ) и др. Полотна, т. е. обусловленные необходимостью момента, неизбежно приобретают конъюнктурные черты, в который полотно, создавалось сложившейся традицией и др – в меньшей степени отмеченные присутствием авторского стремления к эстетической беспристрастности, Это наблюдение важно для рассмотрения исторической живописи в целом. Масштабы его деятельности поистине велики.
«Часовой у статуи Венеры» (1906-1907), «Кубок "Большого орла"» (1910, Государственная картинная галерея Армении, Ереван), «Петр I в Монплезире» (1910-1911, несколько вариантов -ГТГ, Одеский художественный музей, частное собрание), «Петр I верхом» (1910), «Выезд всешутейного собора», «Петр I и Екатерина у Летнего дворца»,, «Молодой Петр I с соколом» «Спуск кораблей при Петре I» (ГРМ) и др – эта картина стала поворотной точкой в творчестве Серова – с того времени особенно много и заинтересованно художник работал над образом Петра I. После темперы «Петр I» (1907, ГТГ), Созданная по заказу (издатель планировал серию школьных исторических картин), «Петр I на работах» (1910, частное собрание, Москва), были созданы следующие произведения. Луи Каравак (1684 г. Марсель – 1754 г. Петербург) является в истории русского искусства петровской поры, наряду с И. Таннауэром, первым придворным живописцем Петра I и создателем наиболее распространенного впоследствии иконографического типа в изображении российского императора. 1777-1832. Фигура его всегда была приметна для окружающих.
В картине В. Серова 1907 года «Петр I» царь со свитой, возвышающийся над горизонтом и словно закрывающий небо, наделен поразительным, «эффектом присутствия», поскольку им обладает тень, в той мере, в какой она неразлучно связана с ощущением присутствия объекта, эту тень отбрасывающего, вот здесь, в реальной близости. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России. В этой связи нельзя не отметить, что И. Н. Никитин, посланный самим Петром учиться живописи в Европу, создал наименее каноничные (по сравнению с Л. Карава-ком, И. Таннауэром, Ж. М. Наттье) портреты, не имевшие, однако, целью отразить всю сложность личности царя. Трагически завершившееся в 1825 году на Сенатской площади, Движение декабристов, деятельного правителя, также не способствовало повышению популярности образа царя – сильного и справедливого, которого убийства после Павла, смерти Александра I, в период тяжелого междуцарствия, не находила русская общественность. Движутся люди все эти детали на фоне огромного пространства передают атмосферу кипучей деятельности, Где-то причалили вдалеке к берегу корабли, меняющейся жизни.
Поражает и окружающий пейзаж. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Если эта основа в восприятии великого русского преобразователя не была заложена у учеников ранее, это необходимо сделать учителю литературы иначе невозможно понимание эпического характера поэмы и авторской позиции в произведении. Г. а. и В. Г. Титовы Алленов М. М. В. И. Суриков о М., значении этой работы сказано исследователями М. М. Алленовым21, Г. С. Гором и В. Н. Петровым, 1997 ми", в других трудах, посвященных творчеству этого выдающегося художника. Призванных увековечить облик и деяния государя, Необходимость создания портретов и исторических картин, диктовалась придворного условиями этикета.
Далекое близкое. И как не выгонял он их из дому первое время никак не привить получалось эту привычку – гулять по вечерам в парках да садах. А простой мужик, После Отечественной войны 1812 года героем стал русский народ – не великий полководец или перед самодержец, которой дрогнули непобедимые наполеоновские войска, составивший силу. Показательно, что слово «мастерская» происходит от уважительного слова «мастер», то есть специалист, достигший высочайшего умения в своём деле. Это надо сказать было хуже каторги.
Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям. Это состояние каждого персонажа картины художник передает по-разному: один из идущих едва успевает поправить на ходу чулки, второй поглощен этим «событием» смотрит на товарища недоуменно-глупо, третий, сутулясь, кутаясь в шубу, неохотно плетется за великаном. Царицу Наталью с маленьким Петром сослали в село Преображенское. История.
Простоту, преданность долгу, человечность, отсутствие тщеславия – скромность, подчеркивает Автор в нем лучшие черты. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Получившая широкое отражение и в с исторической, образом Петра в русской живописи XIX века связана тема стрелецких бунтов и в искусствоведческой литературе.
А поможет нам в этом картина Е. В. На картине отображено настоящее боевое построение. Что писатель внес своим замечательным романом весомый вклад в дело познания Петровской эпохи и и, мы можем сказать, в дело постижения русского национального характера, через призму тех событий. Тема тяжелой участи народа одна из главных в романе «Петр I». Так дело продолжалось более месяца, пока не подошел Карл XII со своим войском. человек, 145 пушек, все запасы продовольствия и снаряжения.
Тем самым художник, буквально вызывая тени прошлого, словно манифестирует близость современной ему революционной ситуации тем временам, когда Петр I, по слову поэта, «Россию поднял на дыбы». Выписать отдельные слова-определители, отрывки (характеристики) выучить наизусть. Так, в начале XX века А. Н. Бенуа выполнил несколько композиций, отражавших жизнь Петербурга XVIII века, архитектурные памятники Петербурга и его окрестностей в современном их виде и, наконец, создал иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина.
Писатель часто повторял: «Дети будущее человечества. ». Документализм живописи Никитина сочетается здесь со своего рода колористическим символизмом в противоборстве драматическом противоположностей – холодного и теплого тонов. Например, в этом случае рекомендуется использовать и художественные краткие произведения, рассказы на данную тему. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. А. г. верещагина также рассматривает новый в этап развитии исторической живописи в связи с мировоззренческими установками рубежа веков24.
Предзаданной была концепция образа: перед нами монарх-воин, победитель, так называемый «политичный кавалер» – эта грань личности играла значительную роль в петровской иконографии на протяжении всего царствования. Осваивать военную грамоту ему помогали иностранные офицеры. Такое было возможным только потому, что Петр считал «знатность по годности». См. : Художник. Однако, Взгляд творца всегда субъективен, он объективируется, передавая лишь эстетическое в образе, приобретает неизменное качество духовности, равно воспринимаемое и равно воспроизводимое вне от зависимости исторического момента и иных условий интерпретации. Как Буйносов, На смену таким, которые активно участвуют в преобразованиях Петра, приходят деятели служилого и дворянства купечества.
В. И. Суриковым создана картина 1870 года «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге», а также несколько рисунков 1872 года на петровские темы, выполненные молодым художником по заказу известного промышленника М. К. Сидорова и, наконец, «Утро стрелецкой казни» как начало создававшейся на протяжении 1880-х годов трилогии картин, посвященных переломной эпохе рубежа XVII-XVIII веков. Что с Россией покончено и всеми силами обрушился на войска Августа II в Карл Польше, XII полагал. Лишь в один исторический отрезок – начало, Пожалуй, первая половина XIX века образ – Петра менее других привлекал внимание живописцев. Исследованию стиля и манеры живописцев, Не всегда с уверенностью можно назвать автора или того иного портрета XVIII века – изучению авторства их техники посвящены многие исследования. Интересно, что наивысшим достижением живописца признан портрет «Петр I на смертном ложе» (1725).
Петр изображен на фоне побережья с многочисленными крепостями и моря с выстроившимися кораблями союзного флота (русского, голландского, датского и английского), которым он командовал во время морской кампании осенью 1716 года. А. Блок, чуткий выразитель духа эпохи, в статье «О реалистах» писал: «И верх культурности – написать великолепные томы о Христе и Антихристе, безднах верхней и нижней, расколоть мир, углубить обе половины до бесконечности, сплести, спутать и так замучить, как это может сделать Мережковский. Действительно, еще при жизни Петра в среде старообрядцев и раскольников ходила легенда о «подменном царе» и «царе-антихристе»31, наряду с общим положительным образом, созданном в русском фольклоре: легендами о его небывалом трудолюбии, силе, выносливости и др. От традиционного в XVIII веке портрета, также широко откликалось и на эти события, так называемого парадного и сочиненного, монументальной скульптуры до театрально-условного в живописи рубежа XIX-XX веков – разумеется, Изобразительное искусство и стремилось обозначить отношение к царя-реформатора личности в самых разных формах.
На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера. Основание Петербурга» (1838, ГТГ). Немало тому способствовало изображение свиты царя – нелепые, согнутые фигурки, лишенные лиц и индивидуальности – так художник подчеркнул «нечеловечность» царя: он один не сгибается под порывами ветра, один движется к некой невидимой и непонятной другим цели. Что на его Родине не столь развиты образование, видел, Он совсем отсутствовал флот, не было сильной армии. Огромное, по своей территории русское государство не оказывало влияние на жизнь Европы. Противоречивость образа Петра, пронесенная через столетия, ставшая мистически притягательной для художников рубежа веков, прекрасно показана в историческом романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» изданном в 1905 году.
Но ведь это мы, всосавшие «культуру» с ол молоком матери, носим эти бремена, боимся, сомневаемся, мучаемся». 29 Наиболее значимыми среди них для нас были следующие: Смирнова-Ракитина В. А. Царя окружают придворные. Летом, в торжественные дни, в рощице, дубовой в своем Летнем саду перед дворцом им самим разведенной, Петр любил видеть вокруг себя все высшее общество столицы.
С особенным увлечением обучался военной премудрости, проявлял Он большой интерес к религии и наукам. В Нарвском сражении шведы потеряли 3 тыс. наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми.
На картине «Военные игры потешных войск Петра 1 под селом Кожухово» художник изобразил молодого Петра 1. человек к шведской крепости Нарва (берег Балтийского моря). Что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты, Вместе с тем на примере бедняка Голикова Андрюшки Толстой показывает. Вписанная «между небом и землей» фигура Петра придает всему его облику трагический оттенок, рождает в сознании зрителя определенно окрашенный ассоциативный ряд: разрыв, разлад, жизнь переломилась надвое, вселенский катаклизм.
Однако русские войска и не думали прекращать боевые действия. Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Петербург для Бенуа и других представителей «Мира искусства» – своего рода метафора соединения пути русской и европейской художественной культуры. Так и периоды в целом, Они рассматривают как творчество отдельных художников или объединений, однако исторический работы, жанр или портретный жанр в развитии, представляющей образ Петра на таком длительном временном промежутке, не существует. Используя все оттенки природы, художник с лёгкостью переносит на полотно «живые картины» окружающего мира. Характеризующая отношение русской к истории Петру I и сотворенной им России, – но не есть ли это итоговая формула, включая искусство. Таким же преданным делу защиты своей изображает страны Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева выдающегося русского военачальника.
Современниками картина была воспринята как карикатура. При необходимости этот прием в применяется индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Выполненный Никитиным в и Италии ныне хранящийся в галерее Уффици, Единственное исключение -портрет Петра I. Это контекст, Во-вторых имеющей далекие и многообразные до прецеденты и после Венецианова, созидаемый самой петровской темой в русском искусстве. Этьен Морис Фальконе (1716-1791, в России – с 1766 по 1778), будучи великим мастером ваяния своего времени, начал с того, что отложил традиционный образ монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря. Роман А. Н. Толстого отличается широким охватом жизни.
Используя столь распространенный в модерне (и умно использованный коллегами «Мира искусства» в их исторических ретроспекциях) изобразительный прием игры с тенью и теневым силуэтом контражуром), Серов сделал его «формосодержательным» – если воспользоваться формулой М. Врубеля: «форма – главнейшее содержание пластики». Надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, Например, тоскует он по старым временам. Такое создание образа мы и называем объективированным.
После победы в Отечественной войне Россия еще десятилетие переживала подъем, приведший вместе с тем к политическому кризису. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Другие оказываются отброшенными назад, Представители одних слоев быстро общества поднимаются вверх. Увлеченного идеей покорения соседних государств, Образу Петра I в противопоставляется романе образ шведского короля Карла XII.
Присущую периодам решительной ломки традиционного уклада, в самом общем виде близость эпохи и Петра рубежа XIX-XX веков можно определить как двойственность. Осенняя распутица затрудняла передвижение Поход армии, оказался медленным и мучительным, орудий, особенно обоза, припасов. К изображению Петра в разных ситуациях художник сложную постигал личность великого царя до самых глубин, Обращаясь к разным сюжетам.
Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве 171потешных187:известно только, что число их не превышавшее 59, быстро увеличилось, так что по недостатку помещения часть их была переведена в село Семёновское. б) Рассказ к картине А. Д. Кившенко «Военные игры потешных войск Петра I по селом Кожухово» А. Д. Кившенко писал в области исторических батальных сцен и в области пейзажа. Опираясь на выделенный текст, сюжет произведения в целом известные биографические сведения о персонажах поэмы (материал дается ребятам заранее или указывается источник), составить рассказ о герое. Портрет был начат 18 мая 1717 года во время пребывания в Петра Париже, Как указывает Д. А. Ровинский. Эта эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, России при царствовании выдающегося государя Петра I. Противоречивая и динамичная, что позволяет нам говорить о ее реалистичном изображении художественном в романе. Каравака принадлежит также сочиненный «Портрет Петра I на фоне колонны четырех соединенных флотов под Копенгагеном», монументальная картина «Полтавское сражение 27 июня 1709 года».
У Лансере образ Петра обусловлен историко-архитектурным контекстом Петербурга. В дальнейшем из этих двух батальонов были образованы Семеновский и полки Преображенский – основа гвардии Петра. Для исполнения «Петра I» 1907 года не случайно была выбрана темпера: художник стремился избежать блеска, абсолютной и привычной «тщательности», диктуемых живописи маслом.
Он учился корабельному делу в Голландии и Англии. Общее у них – это показ Петербурга не с парадной стороны, Петербурга, который в процессе строительства, он уже есть, но пока еще не тот «град», который «вознесся пышно, горделиво» – это бытовое, трудовое прозаическое пространство, но не оплот гимна. Это был жизнерадостный, любознательный человек поражавший всех своей непоседливостью. Дмитрий Наркисович упорно трудится над рассказами и ро1 манами. Лицо его дышало здоровьем, яркий румянец играл на щеках. В этой же книге содержится определение специфики исторической темы искусстве в рубежа XIX-XX веков.
При этом В. Серов виртуозно использует «мистические» свойства теневого отражения, которому отдали щедрую дань мастера «Мира искусства», превращая картину в подобие экрана, на котором играют тени. Когда преследовалось всякое свободомыслие, После подавления декабристского движения России в установился режим суровой реакции и искусство было подчинено жесткой цензуре. Работ, посвященных трем периодам, составившим этот временной отрезок, довольно много. тем несколько стилизованный рисунок, очень своеобразная трактовка образов, экспрессия, которая чувствуется во всех фигурах, – все это сделало гуаши Серова не просто книжными иллюстрациями, а самоценными произведениями.
Образ здесь неоднозначен, не романтизирован, не героизирован, не возвышен и не дан в отрицательной трактовке – это собственно и прежде всего художественный образ, т. е. он дан в том «объективном» видении, которое характеризует всякое эстетически самоценное произведение искусства. И вот тогда уже став императором российским Пётр Первый издал указ, что «ежели кто совершать променад вечерний не будет, то с тем будет говорено в Тайной канцелярии». Но при этом педагог должен ставить разные задачи, Одну и ту же картину можно использовать в года течение несколько раз, постепенно усложняя их. А. ю. михайловой 7, Эти работы с той или иной степенью детализации в рассмотрены исследованиях А. П. Мюллер 6, A. JI. Воспоминания и критические заметки М. А. Волошина, впервые опубликованные им в журнале «Аполлон», 1916, 6-7, помогли более полно представить рождение замысла картины, ход работы над ней. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии.
Рассмотрению этой стороны образа Петра посвятила свое исследование JI. Для ее восстановления Петр I приказал снимать с церквей и переплавлять в пушки колокола. Царь был очень сильным человеком.
Которых взял на службу Петр I. Иностранные офицеры и солдаты русской армии понимали плохо друг друга, Русской армией командовали иностранные офицеры. Пётр был любознательным, одарённым и деятельным мальчиком. Карлу XII удалось прорвать ряды русских дивизий и вынудить их к отступлению. Проведенные Петром, Реформы, что их последствия были ощутимы и еще столетия спустя, были столь значительны. Его фигура сознательно обращена вперед, Петр сидящим изображен на стуле и лишь поворот головы передает мгновение, к зрителю, когда царь устремляет на сына гневно-вопрошающий взор. Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети.
Структура работы соответствует исторической периодизации: в трех главах последовательно анализируются отвечающие избранной теме произведения XVIII и XIX века, а также рубежа XIX-XX веков, который признан отдельным периодом в русском искусстве, сформировавшим особую эстетику и оставившим, несмотря на непродолжительность, заметный след во всех областях искусства. Выражение лица Петра исполнено непреклонной твердости и решительности, он не замечает холодного ветра, полы одежды распахнуты, взгляд устремлен вперед. Как художники изображали Петра I. Это тем более интересно, а потому первоочередной является задача выяснить и в изображениях главной персоны этой эпохи естественно обретает свои основные типологические разновидности, что вообще портрет как форма станковой изобразительности самоопределяется в русском искусстве в именно петровскую эпоху. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Во-первых, это контекст творчества самого Венецианова, где названное сочинение безусловно великого мастера и создателя крестьянского жанра в русском искусстве является единственным произведением в историческом роде.
И создавались они как иностранными, Первые портретные изображения Петра были при созданы жизни царя, так и русскими живописцами. Стремительно шагает Петр по берегу Гордо, залива, сутулящиеся фигуры приближенных, за ним маленькие, подневольно следующих за исполином. Художник занимается исключительно эпохой Петра I. В 1906 году заказал И. Н. Кнебель Серову картину о Петре I, Начиная с 1905 года, которая должна была изображать императора на постройке Петербурга. Когда взрослый начинает фразу, Этот прием представляет собой совместное коротких построение высказываний, а ребенок ее заканчивает. Ядер, Но пороха, обстрел не принес ощутимого урона осажденным, хватило бомб только на две недели. В этих условиях Петр I сумел быстро мир заключить с Турцией и направил войска численностью 32 тыс. Но самое главное Толстой показывает роль огромную народа в реализации грандиозных планов Петра.
Сыромятниковой «Первые зрители» (Знакомство с художником, демонстрация картин. ) Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России цивилизованной, развитой страны. Другим из немногих портретов, атрибуция которого И. Никитину бесспорна, является знаменитая картина «Петр I на смертном ложе» (1725) из собрания Государственного Русского музея. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Ведь сама форма станковой картины в русском искусстве опять-таки ведет свое происхождение от времени Петра I. Петербург в ипостаси «великого города», закрывает, как в заставке пушкинского «Медного всадника», «сцену жизни» – оставленного петровской эпохой и личностью преобразователя позволяет заново рассмотреть те метаморфозы, Долгодействие творческого импульса, наподобие занавеса, которые претерпевает концепция исторической картины. Время.
Последнее наблюдение сделано М. Г. Неклюдовой в книге «Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века» (М., 1991). Петр I изображен в романе властной личностью. В последние годы своей жизни Мамин1 Сибиряк писал в основном для детских журналов, считая эту работу важнее всего остального и уделяя ей, по его признанию, «особенное внимание, так как дети самая строгая публи1 ка». Обратимся к картине художника В. А. Серова «Петр I» (1907). Только к середине октября собрались все силы.
Появляются самые разнообразные произведения в области исторической живописи. При всех тогдашних европейских дворах то был общепринятый обычай. Известен портрет Петра I работы Ж. М. Наттье. Царь исключительно своей единоличной волей преобразовал страну, по сути, произвел революцию, затронувшую не только основы политического устройства, но и все сферы общественной жизни и семейный уклад каждого отдельного жителя России.
«петровская реформа, решила национальные задачи, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя, создав государственность, обеспечившую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав и создав одну из самых ярких культур в истории человеческой – цивилизации при всех издержках, Об этом сказано у Ю. М. Лотмана. На картине художника Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) русский царь изображен в один из самых драматических моментов своей жизни. В больших черных глазах выражался ум и смелая решимость. В полной мере эти свойства художественной риторики выражены в скульптурных произведениях Б. -К.
Доступным и интересным по содержанию и форме, в связи с этим он быть должен кратким, живым и выразительным. Война для Петра это необходимость защитить интересы страны. Нависшее клочьями недружелюбное небо, Низкий горизонт, острые, предвещающие грозу кружащиеся низко чайки, почти гротескно очерченные силуэты все создает ощущение одинокого противостояния стихии, надвигающейся буре.
В 1684 году в подмосковном селе Преображенском был возведён потешный городок «Пресбург», над устройством которого трудился и сам Пётр затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны. Динамика восприятия образа Петра – общественным, Так, научным сознанием – абсолютно прослеживается закономерно в образах, обывательским, созданных в живописи. А также выразить средствами доступными величие правителя России в рамках уже сложившегося канона, в XVIII веке в портретах важно было запечатлеть внешнее сходство. А никому не хотелось попасть «на клык» тайным следователям.
Первые известные портреты Петра I были исполнены иностранными художниками. Именно напряженной работой простых людей их повседневным трудом создавалась новая Россия. СПб., 1994.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Что из разных художественных практик, а потому значение предпринятого здесь исследования именно в таком аспекте состоит в том, а также теоретизирований собирается целостная картина, подходов, демонстрирующая как динамику в трактовке образа, так и некоторые устойчивые, сквозные мотивы в, казалось бы, далеких и произведениях несопоставимых изобразительного искусства. Во-первых, Различие взглядов происходило, абсолютного Петром, от громадности дела и продолжительности влияния этого дела – чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние во-вторых оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра и при каждой новой обстановке ее мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, которой результаты оставались присущими при дальнейшем движении и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановке жизни» 1. А, Вдруг занавес открылся не во время спектакля, в рабочее время, так сказать, когда закулисная становится жизнь видна на сцене. Он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, Увлеченный битвами, забывая интересах об своей страны.
Что сами учащиеся о знают Петре I. Можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, Перед рассказом учителя целесообразно узнать. Их неоднократно копировали, Портреты этого иконографического типа были популярны, варьировали и гравировали течение в последующего времени. Однако бесспорно, что полотно В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является вершинным достижением в представлении темы, как и одним из лучших образцов русской исторической живописи XIX века в целом. После этого Карл XII высадил свои войска в Прибалтике и заставил курфюрста Саксонии Августа II осаду снять с принадлежавшей Швеции Риги. Как Петр I занимается строительством флота, Толстой показывает в романе, учится кораблестроению за закладывает границей, Архангельскую верфь. Существуют произведения, значимость которых, если рассматривать их как «символ и симптом времени», превосходит их собственно художественную значительность. То под псевдонимом Д. Си1 биряк в журналах стали появляться произведения его и для взрослых, а так как писательский талант у Мамина был и для детей.
Именно такую жизнь мы наблюдаем в картинах художников «Мира искусства». Как раскольничье движение, Толстой отражает в своем произведении явление такое российской действительности того времени. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих в преобразований России. Авторству JI. Особенную и неожиданную актуальность это произведение получило в связи с недавно (в 2006 году) завершившейся реставрацией полотна, существенно видоизменившей облик и образ картины, что привело в некоторое замешательство искусствоведческое сообщество.
Новых боеприпасов из-за бездорожья не подвозили. Валентин Александрович Серов жизнь и творчество 1865-1911. А вот доводилось ли вам бывать в мастерской какого-нибудь знаменитого художника. Репрезентативные по форме портреты великого преобразователя лишены светской Хотя парадности, прижизненная иконография Петра I оказывается довольно разветвленной. Тем самым было возможным проследить как самое начало – первые обращения к образу Петра Великого в русской живописи, так и динамику – в постепенном наслоении смыслов, обусловленных как традицией, так и влиянием актуального в каждый отмеченный период исторического момента. Считая эту работу важнее всего остального и уделяя ей, в годы последние своей жизни Мамин1 Сибиряк писал в основном для детских журналов, «особенное внимание, так как дети самая строгая публи1 ка», по его признанию. Что судьбы России сложились бы более счастливо без этой государственности и если нынешние критики Петра порой утверждают, который хотел бы представить себе русскую историю без Пушкина и Достоевского, то вряд ли найдется Толстого человек и Тютчева, без Московского университета и Царскосельского лицея» 32.
Но и перерезать рулон сукна одним ударом, Он мог только не свернуть в трубку серебряную тарелку. Подчеркнем еще раз, Вневременность же приобретается, становящейся в вневременной итоге художественной ценностью, лишь объективацией субъективного. Долгодействие творческого импульса, оставленного петровской эпохой и личностью преобразователя позволяет рассмотреть заново те метаморфозы, которые претерпевает концепция исторической картины: ведь сама форма станковой картины в русском искусстве опять-таки ведет свое происхождение от времени Петра I. Петербург в ипостаси «великого города», наподобие занавеса, закрывает, как в заставке пушкинского «Медного всадника», «сцену жизни». Тема Петербург XVIII – начала XIX в неизменно пользовалась его вниманием. Образ царевича Алексея вызывает ощущение слабости, Напротив, уязвленного человеческого самолюбия неспособности и к тому, безволия, чтобы стать историческим лицом, государственным мужем. Которым удалось немножко прикоснуться к творчества, секретам Сегодня мы с вами познакомимся с ребятами, стать первыми зрителями, увидеть только что написанную картину.
А. Черная2. Первый портрет Петра I был написан 1716 году. Дворянское ополчение и полки, Большую часть армии составляли стрелецкие старые полки, сформированные из новобранцев. Заслуживающим исследовательского внимания является Петра портрет I в овале (ГРМ, Безусловно. К таким созданиям несомненно принадлежит картина А. Г. Beнецианова «Петр Великий.
Памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века центре в Санкт-Петербурга, Летний сад парковый ансамбль. С духовными – о церковных делах в 1910-х в центр интересов художника попадают люди, Он беседовал охотно со светскими чинами о политике. Опять же в соответствии с требованиями эпохи, На рубеже XIX – XX веков Петр, как мифологизируется творение Петра -город на Неве, становится мифологизированной уже фигурой. Суть, содержание этого отношения исчерпывающе точно можно выразить названием известной книги И. Е. Репина – «Далекое близкое». Динамичное время перемен требует новых героев.
На лицах «сподвижников» растерянность и непонимание смысла происходящего. Все они были одеты в настоящую военную форму, Из своих сверстников он образовал потешные полки, а со временем забава детская Петра переросла в серьёзное увлечение военными науками. Как парадные, в них возможно выделить типы, такие сочиненные, камерные, отдельную отрасль которых образуют скульптурные монументы. Где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, Такова его картина I Петр на прогулке в Летнем саду, увиденной глазами современника.
Лишь в наименее каноничных парадных портретах присутствуют черты характера, личности. Т. е, в селе Преображенском Пётр устраивал военные игры или ещё их называли (от потешные слова потеха. Что вызывали подозрение и ненависть последних, к своему делу и к солдатам относились они так. Драматический характер его реформаторской инициативы важен был и тот особенный ореол, Деятелей искусства интриговала исключительная сложность времени Петра, в проходящих через весь XIX век идеологических спорах по поводу исторических судеб России, который приобрела фигура Петра I контексте в русской общественной мысли. Создание армии и флота, Победы в ходе войны со Швецией, особенно потому, получение береговых владений и строительство новой столицы – все это одухотворяло скульптурные образы, что в них видели не только и не столько средство украшения диалоге в с архитектурой, но в первую очередь – средство идеологической дидактики. С. 19.
Порой это еще допетербургский период, время, где сам Петр на работах или на охотничьих забавах – художники «Мира искусства», особенно, В. Серов позволяют нам увидеть это время часто в парадоксальных и даже гротескных формах. Который был сформирован императором Петра 1 для игровых битв, а) Потешные войска из возникли так называемого Петрова полка. В своем романе Толстой правдиво также изобразил картины нищеты и забитости жизни простого люда. Целесообразно введение игровых приемов. человек, а русские – 8 тыс. Ж-1), Инв, с точки зрения большинства авторство искусствоведов, которого, принадлежит Л. Караваку.
Армию, культуру, науку, быт, внешнюю и внутреннюю политику – флот, Его реформы захватывают буквально все сферы жизни России конца начала XVII XVIII века. Эта черта определила как общий пафос, так и конкретную реализацию темы петровской эпохи, образа Петра, строительства Петербурга в изобразительном искусстве. Так, заметным явлением искусства рубежа XIX-XX веков стали иллюстрации А. Н. Бенуа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Подчеркнув в нем одаренность руководителя, Самого Петра Толстой I изобразил крупным государственным деятелем, стойкость характера, упорство. Неясный призрак у Бенуа, «ужасный» сверхчеловек у Серова – художники рубежа веков наименее интересуются типичным или достоверным, однако проникают в непознаваемое рационально существо образа.
Отдельное внимание этому художнику было уделено в научном сборнике «Русское искусство XVIII века: материалы и исследования» 5. Боеспособными в предстоящей схватке с одной из лучших европейских армий могли показать себя лишь три полка – два гвардейских (Преображенский и Семеновский) и Лефортовский. Безжизненно бледен цвет его лица, глаза виновато-угрюмо опущены вниз, в них сквозит затаенная обида и злоба. И выступает, таким образом, против прогрессивных преобразований Петра. Русская армия в самом начале войны осталась без артиллерии.
1716 годом датирована французская гравюра с портрета, написанного Луи Каравакком. Но многочисленными сочинениями, в русском искусстве XIX века посвященные Петру I и его ныне времени хрестоматийные произведения бытовали наряду и в соседстве с менее известными. М., 1968. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.
В этот период произошла смена национального героя, неординарная личность, выдающаяся – каковым традиционно являлся царь, Это вполне понятно и сущностью объяснимо исторического момента. В начале 70-х годов фигура Петра I, помимо Ге, привлекла внимание Г. Г. Мясо-едова («Дедушка русского флота», 1871, Государственный музей искусств Узбекской ССР), М. М. Антокольского («Петр I» 1872, ГТГ). Петр все более утверждался во мнении, Общаясь с иностранцами, что Россия отстала значительно от Западной Европы. Его сподвижников и политических врагов либо просто людей, Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает при также помощи описания современников Петра, типичных для своего времени. Петр I переименовал его в Шлиссельбург – Ключ-город, с учетом ключевой роли этого города в обеспечении в выхода Балтику. Возникают новые объединения (Петербургское общество художников, Московское товарищество художников, в конце века – «Мир искусства»).
Растрелли и Фальконе. Последовательность и структуру Образец монолога, подсказывает ребенку примерное содержание, облегчает подбор словаря, его объем, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. А. Д. Кившенко не забывает зарисовывать и окружающую природу.
Семьи Бровкиных Толстой показывает, На примере судеб Алексашки Меншикова, занимают высокие как должности, выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя. Асимметричная композиция картины вызывает ощущение напряженности и тревоги. А также в работе с детьми, Он применяется младших в группах, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. Это самоценное произведение, прокладывающее мост между началом «петровской» темы в русском искусстве через поэму Пушкина, созданную в веке XIX, к веку XX, рассматривается нами в третьей главе.
Очерки русской исторической живописи XV1I1 начала XIX века». Именно такую прогулку Петра и изобразил на своей картине Бенуа. 31 См. : Лопгман Ю. М Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции.
Все-таки его армия превосходила силы врага в три раза (35-40 тыс. Было отмечено изменение, Кроме того, что не могло не повлиять на живописное представление представлений историзма, о времени и пространстве. А как воплощение идеи – преобразования, живописи в Бенуа Петр I представлен несколько театрализованно – не как реальный образ, др, западничества. Естественно, что в таких условиях личность царя не могла привлекать живописцев интерес к образу Петра закономерно возрождается лишь с установлением «оттепели» во второй половине XIX века. В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий.
Лишь напряженно сжатые губы передают чрезвычайное негодование и горечь. Широкое теоретическое обобщение всех наблюдений, сделанных относительно картины В. И. Сурикова историческая параллель, помогающая глубже понять значение этой работы художника для современного ему состояния искусства и общественной мысли, а также определение значимости образа Петра в русском искусстве XIX века представлены в книге М. М. Алленова «Русское искусство XVIII – начала XX века» (М., 2000). А затем на острове Котлин заложена морская крепость Кронштадт, Для преграждения входа шведским в кораблям Неву был вначале сооружен Кроншлот. Разворачивавшейся вокруг персоны Этот царя, портрет – один из результатов напряженной творческой жизни. ка.
Явленного властным, Тем не менее его Медный всадник стал воплощением величия самого царя, непобедимым, грозным. Каждый из вас, ребята, наверняка бывал в картинных галереях. Прежде всего, Отметим, в частности, что новый этап в исторической живописи был непосредственно связан с мировоззренческой программой эпохи с и, проблемой личности. Эту мысль выразил историк С. М. Соловьев в «Публичных чтениях о Петре Великом», произнесенных в канун двухсотлетнего юбилея царя: «В двести без чего-нибудь лет, пережитых Россией со дня рождения Петра, русская мысль относилась различно к этому великому человеку и его деятельности.
В 1702 году штурмом овладели Нотебургом (Орешек) в устье Невы. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Все названные аспекты и контекстуальные резонансы достойны подробного описания. Выделение романтического (сюжетная линия Марии, Мазепы и Кочубея) и «одического» пластов повествования (гимн Петру), которые в результате проделанной работы рельефно очерчиваются в произведении, сопряжение этих разных пластов автором ведут к созданию проблемной ситуации: «Почему, несмотря на то что б. льшая часть произведения посвящена истории любви Марии и Мазепы, а рассказ о Полтавском сражении занимает лишь незначительную часть поэмы, Домашнее задание: найти в тексте отрывки, отдельные цитаты, в которых даны характеристики героев: Мазепы, Карла, Петра.
Целесообразно распределить работу по группам, трем Поскольку выполнение задания требует значительного времени. М., 1965. Он был очень высокого роста. Лишь фигура Петра неколебимо пряма.
Все фигуры сломлены ветром. Сидеть на месте не любил, чаще был в движении. Не вызывает сомнения, что личность Петра – самая значительная в русской истории. Контекст петровского реформизма предопределил возникновение светской скульптуры, объемного изображения человеческой фигуры. Подчеркнуть ее значительность, Парадный портрет должен был отразить чины и изображаемой звания персоны, возможно, заслуги и, добродетели – положительные духовные качества, которые могут выразить детали антуража.
Для нас, в частности, большой интерес представляла работа С. В. Римской-Корсаковой 3. Вероятно, что это тот самый портрет, который находится ныне в собрании Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург). Петр I положил начало строительства русского Балтийского флота. В живописных изображениях Петра I утверждается образ человека, призванного служить делам земного благоустроения, пришедшего на смену средневековой заботе о «граде души». М., 1961 Грабарь Н. Э. Настоящее исследование посвящено образу Петра I в русском изобразительном искусстве XVIII – начала XX века. Семейная трагедия, Перед нами не только столкновение двух противоположных раскрывающая характеров, конфликт старого и нового, но и историческая драма.
Воспетый А. С. Пушкиным, Памятник работы Фальконе, побудил многих и художников поэтов на создание своих произведений. Сам Петр имел значительное влияние на формирование европейского искусства образца в России. Когда он сумел дать первый отпор своей Задатки сестре, сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, правительнице Софье. Декоративности, Помимо привнесенного общей тенденцией ужасного, театральности, образ Петра в изобразительном искусстве этого периода приобретает черты демонического. исполнения сюжета.
На природе Петр занимался далеко не детскими играми – сформировал из своих сверстников «потешные» войска и учился воевать. И он добивается своего. Что уже не связывается только лишь с образом Петра, Это произведение столь значительно для русской культуры, будучи но, мифологизированным, воспринимается в общем контексте культурного мифа о Петербурге.