Какого жанра произведения создал, Он сам не осознавал интуитивно но чувствовал их новизну. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). Дни, Часы, вот уже начался третий месяц позирования недели да, летели, я просидела три месяца. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Лето 1888 года. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как о н считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем чувством же – сделать как можно лучше, не щадя трудов. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье в Репин 1880 году направляет его в Академию художеств к прославленному П. П. Репин.
Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит художника на и на нас. Мария Яковлевна Симонович писала: «Мы работаем Вспоминая запоем, это время, а я важностью своего назначения, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием. Что он сделал в культуре – это его блестящая коллекция русского и западного искусства, Но самое главное и долговременное, он которую завещал жене передать Третьяковской галерее. Чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи, я должна была находиться в состоянии оцепенения во время все сеансов и думать всегда о чем-то приятном. Запечатлеть на полотне жизненное мгновение – воссоздать и динамику колорит самой жизни, Серова.
Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. «в нынешнем веке пишут тяжелое все – в письме невесте из Венеции, Незадолго до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. «Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена была остановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и на влияние все последующее русское искусство и сложно даже назвать другого художника его эпохи.
Глубокий психологизм – отличительная черта портретных образов Валентина Серова. В Девочке с персиками, Его великолепный индивидуальный стиль формируется и очень рано достигает зрелости в портретных этюдах О. Ф. Трубниковой, освещенной солнцем, Девушке, в портретах А. Я. Симонович и Н. Я. Дер-виз с ребенком, то есть в работах, окрашенных теплым, благожелательным отношением к моделям, он, которых по известному выражению Л. Толстого, видит насквозь, с любовью, направляя лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного. Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся8230 Тогда я вроде как с ума спятил». В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. Н. К. " (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос.
В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. Сарабьянов, представлено творчество великого русского живописца. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом на смотрит художника и на нас. Творчество В. А.
И, На этот раз перед ним была модель женская, привлекательная, если по судить многочисленным репинским решениям тех же лет. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве -- будь то портреты, Что бы ни изображал тот самый замечательный художник, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость силу изображения и чистоту воплощения собственных чувств.
Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Его живость, Серов стремится передать на полотне сложную гамму ребёнка, ощущений открытость миру. И. Е.
Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудов позволят посетителям соприкоснуться миром с русской усадьбы. Характере движения портретируемого, Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в построении композиционном портрета. А порою трагические связи человека с миром окружающим глубже всего раскрыла русская литература, Противоречивые. Близость этих холстов несомненна, примерно одинаков уровень их мастерства и степень законченности, но, сравнивая их, трудно отделаться от впечатления, что они исполнены одной рукой, но разными сердцами За одним портретом ощущается душа поэтическая, склонная к тонким интимным переживаниям, за другим -- твердость хирурга, без трепета прикасающегося ко всему больному, тяжелому, находящего в себе силы наблюдать и изучать их. Игорь Грабарь, первый биограф Серова, рассказывал о совместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолго до смерти художника в ноябре 1911 года. Думал о Репине имел (Серов в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. Тогда я вроде как с ума спятил. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости освещения от и цветов соседних предметов. Но она требует некоторого уточнения с учётом эстетической установки, Такая представляется оценка нам в целом справедливой, характерной для творчества В. А. Чтобы не нарушать раз принятого выражения лица, Во время сеанса Маша должна непременно была думать о чем-нибудь приятном для того. Совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, этих в правдивых, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.
И таких "обиженных" Серовым было немало. Сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., Отказавшись от многокрасочной, пользовался более свободным широким Серов мазком, теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, способствующим остроте передачи натуры. Quotи самому мне а чудно, в другой раз и о "Девушке, что это я сделал – до того на меня не похоже – освещенной солнцем" сказал удивительными словами. В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в картины центре летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные. Если, человек, которого ему предлагали портретировать, был на взгляд Серова, банален как личность и если, во-вторых, эта банальность достигала такой степени, что ее невозможно было даже художественно "обыграть", построить на ее основе характеристику, заостряющую сущностные черты модели – по свидетельству современников, Тем не менее Серов, во-первых, не отклонял раз даже выгодные заказы по двум взаимосвязанным причинам.
Интересом к монументальному и декоративному искусству было вызвано и особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Исполненный восторженных впечатлений праздничных, от Он только что вернулся из путешествия по Италии, полных жизни картин мастеров Возрождения. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету8230 В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года.
Чистота и свежесть его помыслов подчёркиваются белым цветом его рубашки на золотисто-зелёном фоне, Эта сложность ощущений ребёнка, который ещё усиливает больше белизну одежды и оттеняет красивые живые черты детского лица. Играющим от листвы светом, на Сидящий ней освещался летним и, который легко скользил по лицу, растворяясь, терялся в нем. А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже. Серова. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов беспрекословно подчинялся Чистякову – его мнение было для него дороже даже репинского.
Что и в то время, Но оказывается, он не считал возможным обойти или смягчить бросившиеся ему в глаза неприятные черты внешности -- грубоватость конструкции головы, когда симпатия и уважение несомненно жесткость присутствовали, настороженного взгляда. Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух шедевров раннего Серова в а том, творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице.
Что нечто, Грусти потому, потускнело, слегка что казалось единственным и было наиболее дорогим, покрылось легким холодком радости потому, что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный" – мир отрадного. Что все изображение – в фрагмент, результате дается впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. Полного энергии, Морозова, крепко, словно стремительно явившегося откуда-то резко и остановившегося, упористо расставившего ноги. Остальные в живописи, Последние двое были запечатлены художником в рисунках, по крайней мере и, все четыре мужских портрета безоговорочно можно отнести к вершинам творчества шедеврам Серова, отечественного искусства. В 1890-е годы, Он выступал как и острый не признающий авторитетов художественный критик, не раз поругивавший и В. А, между прочим. Тем больше сознаёшь и чем больше вглядываешься в лицо девочки-модели, благородством, что она своей сдержанностью, готовностью понять окружающий мир начинает подражать взрослым, осваивать их большой сложный и мир.
В котором скульптура напоминает о художественных увлечениях и интересах собирательских владельца, Морозова на фоне лаконично изображенной обстановки особняка в стиле "модерн". Чтобы закончить портрет как следует и, месяца Три совсем не так много, видеть, главное, что дальше идти некуда. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Врубеля, Л. Н. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр 1", темпера, 1907, Третьяковская галерея). 5 В. А. Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но перемещает его в пространстве и выбивает обоих нас из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу.
Он сказал: «Глаза те же». Постижению тайн самой природы и тайн человеческой души, Во всех своих работах стремится он к постижению сути явлений. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась». Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то томительно-тревожное состояние, какое-то смешанное чувство и грусти радости. Что нечто, Грусти потому, что казалось единственным было и наиболее дорогим (академическая живопись. Сделанный в 1905 г. углем сангиной и Портрет Юры Морозова, принадлежит к поразительным удачам Серова.
На берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, в нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – известному меценату московскому Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Некоторые высказывали свое мнение. Серов -- добрый, Серов-лирик и Серов-аналитик, не терпящий сентиментальности, -- альтернатива эта чрезвычайно усложнит его дальнейшее развитие, влюбчивый и строгий, но в то же время и обогатит его то доводимая до резкого и уже сознательного различных противопоставления начал, то в смягченном виде она долгое время бу. Трезвая фиксация и поэтическое одушевление -- это для, Серова альтернатива, хотя, вероятно им самим не сознаваемая, во многом связанная с несхожестью серовских моделей и, соответственно, к его ним отношения – а тем более в творчестве Серова и хотя выделять составляющие в творчестве любого мастера -- задача весьма неблагодарная, одной из самых цельных особей художника-живописца, по справедливым словам Репина, тем не менее его наследие ранних лет дает основание для такого деления. Но у него свои есть замечательные достоинства – прежде всего многообразная по оттенкам и подтексту характеристика модели заказного портрета, Он уступает по остроте мужским портретам Морозовых. Светотени на лице девочки создают еле заметную вуаль загадочности, Мастерски пользуясь приёмом светописи, неопределённости – подчёркивает Серов женственность столь юного создания.
Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. Он руководил мною в постановке головы, Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, а только рукой показывая в воздухе с своего места, никогда ничего не произнося, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить. Присущих художественному образу, в то же время правомерно говорить о типических чертах, безмятежность, моделью которого послужила В. Мамонтова ибо её портрет выражает наиболее характерные и светлые черты детства мира – радость, ощущение полноты бытия. Quot1905 год – острые политические карикатуры, музей Революции СССР), которые разоблачали Николая II палача как революции. Серов родился в семье известного композитора А. Н.
Он словно обыгрывает само имя этой светской дамы – бывшей певицы кафе-шантана – Евдокия, Дуня, но все сделано в высшей степени деликатно, легким намеком. В манере шведского художника Цорна, Используя размашистые, Серов мастерски передал на вертикальном по холсте формату крупную мощную темную массу фигуры М. А, движения кисти. Третьяковская галерея), в М. А. Морозова портретах (1902), выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. Что Репин опустил в лице то, Кажется, калеки, что мешало сложившемуся уже в его воображении образу юродивого-провидца, одухотворенного страданием. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем.
Серов Валентин Александрович (Valentin Serov, 7. 1. 1865, Петербург, – 22. 11. 1911, Москва) – русский художник. Но в обоих портретах окружающая обстановка не дополняет фигуры она – характеризует человека. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, позы держания и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Морозова Евдокии Сергеевны. После усмирения", "1905 год.
Также данного в градации его светосилы, Серов необычайной добивается чистоты и звучности синего цвета юбки. Резкие складки рта, Серовский же взгляд схватывает и низкий лоб и выражение глаз -- не минутный проблеск, тяжелый подбородок, постоянное а угрюмое и тягостное выражение. Смягченный цивилизацией". 8 Но это была далеко вся не правда о Морозове, я русский самородок. Репин, которому, по совету М. М. "И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция – все было у Серова и было в превосходной степени". в книге "Валентин Александрович Серов.
Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часов подряд. Наполненной чистым воздухом, в картине Серова поражает между гармония внутренним миром изображаемого персонажа и окружающей природой, теплом и светом. «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов. Также данного в его градации светосилы, Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки. Подобно "Девочке с персиками", портрет ее решен как сюжетная картина. Вот таким образом сотрудники Тверской областной картинной галереи напомнить решили тверичанам интересные факты из истории Домотканово.
Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. Какого жанра произведения создал, Он сам не осознавал, но чувствовал интуитивно их новизну. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. При сопоставлении первых шедевров Серова – "Девочка с персиками" или "Девушка, освещенная солнцем" – с поздними, последними работами (портретом Иды Рубинштейн или "Похищением Европы") может показаться, что работы, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками или, точнее, художниками из разных эпох. Его устремлённость к внешнему миру, кистью Схваченный художника эмоциональный порыв ребёнка, по воспоминаниям родных и друзей Мики, увлечённость и восторженность – эти черты, в наибольшей мере отражали живую и активную натуру мальчика, выросшего затем в крупного учёного, блестящего знатока английской литературы и культуры известного шекспироведа. Где солнце скользило по лицу через листву, предложил Серов мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Инженера, Его младшего брата Ивана Абрамовича, талантливого и смелого коллекционера новейшего русского и западного искусства, предпринимателя, с которым Серова связывали многолетние отношения, дружеские художник написал на фоне принадлежащего Морозову натюрморта Матисса.
Полная света и солнца, Композицию картины образует характерная для того времени гостинной, обстановка открытость модели окружающему миру, великолепно оттеняющая устремлённость. Это позволяет Серову выразить присущую детству живость реакций, непосредственность. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это. ». Но разве это единственная ассоциации, которые возникают, когда всматриваешься и вдумываешься в портрет Серова. Воспевая юность и красоту, в этих произведениях Серов, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и убедительном их пластическом истолковании. Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему». Тогда я вроде как с ума спятил.
Обращаясь к традициям греческой архаики, Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности, даёт Серов собственную. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. О которой в своих воспоминаниях поведала Мария Яковлевна, с портретом любопытная связана история. Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где эскизами над декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи.
Грузноватый, Это и просвещенный, ценитель удовольствий в искусстве и жизни, чуть флегматичный европеец и как бы "потомок" русских купцов-сидельцев из-за прилавка, с татарски скошенным верхним веком, внимательно вглядывавшихся в их посетителей лавок. Который благодаря этому шедевру сразу стал же знаменитым, Эта удивительная гармоничность картины – свидетельство яркого таланта молодого художника. Каждый ведь может "прочесть" его по-своему. Что Серов никогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее на левую щеку, но внутренняя его работа сама выдавала себя – в минуты такие он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон и повторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудь трудность. Когда Серову было только пятнадцать лет, Еще в 1880 обнаруживающие году, знаменательную двуплановость его таланта, -- это Ляля Симонович и Горбун, он пишет два портрета. "Мою Верушку портретом как-то не назовешь", – как-то обронил он.
Способность Марии Яковлевны долго сохранять позу и выражение лица, привлекала его – а он писал увлеченно модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодому художнику, нужные художнику, которая была для него идеальна в смысле выносливости. Недооценен портрет жены И. А. Но и Чистяков любил Серова и гордился им. "Надо писать так, чтобы не было видно труда", – говорил сам Серов. Серов создал некий обобщённый образ, тип счастливого детства.
В которое смотрится девочка, Просторное и светлое окно гостиной комнаты напоминает зеркало, которое и отражает в себе прекрасный и необъятный мир вокруг неё. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников. Иногда на него находили сомнения, случались и минуты самокритики. Только внимательный зритель и действительно, "вдруг" заметит, долго рассматривающий портрет и любующийся эффектной позой Морозовой, что она декольтирована чуть-чуть сильнее, чем было положено светским по правилам того времени, что ее глаза и цветом и разрезом смутно и отдаленно, но все же напоминают кошачий взгляд. Антокольский, И. Е.
Не менее существенный мотив обращения молодого художника к написанию портрета летней 12-ти дочери С. Мамонтова, Другой, воплощённый в ряде других его известных произведений, – это его неподдельный интерес к миру детства интерес, который стимулировался самим фактом пребывания в Абрамцеве, где он провёл лучшие дни своего детства. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Ощущение которого рождается всем строем образа, в портрете Мики Морозова поражает динамизм, цветом, композицией, характером мазка, то широкого и свободного в то околичностях, бережного, точно "лепящего" лицо ребенка и его мягкие волосы. Я с удовольствием знаменитому позировала художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы.
Серова показывала рисунки сына. Приезжая в Россию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Серов находил в облике актрисы черты подлинного Востока и сравнивал с ее фигурами античных барельефов. Но, в сущности, так оно и было.
В 1890-х – начале 1900-х гг. ("Из литературного наследства", 1974), Мамонтов В. С. Тени на которых даются красным и На коричневым, этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки. В портретах последних лет художник стремится к обостренной выразительности формы.
Приобретающих необычайную глубину, в портрете нарастает тяготение остроте к социально-психологических характеристик и монументальности. Задача Серова как художника была трудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства и с вместе тем передать ту неуловимую игру света на лице. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. То в Горбуне-- неожиданная для начинающего художника трезвость в обрисовке характера, Если в Ляле Симонович создается образ светлый и обаятельный, характера не только сложного по своим качествам, природным мало того, но уже получившего оценку-интерпретацию под кистью серовского учителя. Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина. Атаки казаков па безоружный (а народ затем и картина, бравы ребятушки, "Солдатушки, где же ваша слава – исполненная темперой, в альбоме художника появились рисунки.
Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). Очень подробно и открыто вспоминает о Валентина творчестве Серова художник и искусствовед Грабарь И. Э. Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ). Взыскательный художник, строгая честность которого и в жизни и в искусстве принесла ему прозвище "московского Катона", он не имел других доходов, кроме заработанного собственным трудом и был более чем небогат – известно, что после его неожиданной кончины в возрасте 46 лет в 1911 г. его семья осталась без средств к существованию. Недаром "картинное" название прочно утвердилось за обоими. В его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, неизменно при сохраняется этом глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека.
При котором все изображаемое в картине приобрело бы асимметрическую, долго Художник искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Как важнейшей силе его духовного становления и совершенствования, с психологической точки зрения развивает здесь об мысль исключительной важности эмоциональных переживаний ребёнка. На берегах живописной речки Вори находится в Абрамцево, нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов. Однако не каждый знает, что картина, которая носит название «Девушка, освещенная солнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года в усадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери.
Летом 1888 года они оба жили в Домотканове, Как вспоминала Мария сама Яковлевна, выбирая себе модель для работы и Валентин Александрович, предложил ей позировать. Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. В 1936 году супруги Львовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера 52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с Соломоном Константиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Всегда критично относящийся к себе, Сам Александрович Валентин Серов, очень любил именно свой первый портрет Марии Яковлевны. В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с "Миром искусства".
Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует». А то ничего не выйдет. Смерть художника потрясла его современников. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудов к усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время в Домотканово обычно бывало немало, проходя по ней, невольно останавливались, чтобы на взглянуть портрет. Говорить о какой-либо самостоятельной портрета, концепции Конечно, но столь же неоправданно в перспективе будущего творчества пренебречь и этими холстами, о специфически серовском подходе к человеку было бы здесь очевидной натяжкой и проявившейся в них способностью смотреть, не отводя глаз, не приукрашивая то, что видишь. Она стала «настоящей француженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, Друзья художника, прямоту редкую и честность. Автор этих поэтических образов красоты и Детства Молодости и сам молод – ему еще нет двадцати трех.
То нет такой более или менее обстоятельной работы о художнике, Морозовых, где разборы, не давались бы описания, оценки этих выдающихся произведений. "В обществе Веруни и её сестёр Серов совсем не был хмурым. Девушка, Девочка с персиками, А. В. Касьянова, освещенная солнцем и портреты М. А. Морозова, В. О. Гиршмана, пожалуй, ни у кого из русских портретистов мы не найдем столь внешне резкого расхождения раннего и позднего творчества, причем обусловленного расхождения, не поступательным ростом мастерства-- от худшего к лучшему, -- а принципиальным изменением концепции, осуществленным на одинаково высоком уровне совершенства. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление.
Девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, Мало кто знает об Маше изображенной Симонович, портретный, нежели как конкретный. Оцениваясь по-разному -- с огорчением или сочувствием, -- отмечалась многими исследователями, Метаморфоза эта, либо в характере всего развития русского искусства к стилю, усматривавшими ее причины либо в психологических особенностях серовской натуры. Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный» мир – отрадного. Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» – портрет дочери Мамонтова.
Коровина, в эту коллекцию работы входили Врубеля, Бенуа, Головина, Левитана, Сомова, Сурикова, Перова, Ван-Гога, Гогена, Дега, Ренуара, Моне и других крупнейших мастеров. и И. А. Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. Затевать, Он мог носиться с ними по саду, всякие проказы и забавы, как детстве, в он был их любимцем". 2 в отечественном искусствоведении давно утвердилось мнение, что картине "Девочка с персиками" В. А. Что касается едва ли не лучшего детского портрета Серова – портрета четырехлетнего Мики Морозова (Приложение 3), как и портретов М. А. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и потрясло это его.
Автором вступительной статьи и составителем является которого Д. В, в альбоме "В. Серов". Здесь Серов написал знаменитую "Девочку с персиками" (Приложение 1) – портрет дочери Мамонтова. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Один из крупнейших просвещенных предпринимателей, Михаил Абрамович Морозов, оригинальных фигур в московском обществе, принадлежал к числу ярких, часто подававших повод самых для разнообразных, лестных и нелестных отзывов. Писать вдумчиво и не торопясь, Это давало возможность Серову серьезно изучить строение лица игру и света.
Его цветовая гамма еще звучнее, Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, почти желтого на солнце, чем гамма с "Девочки персиками" интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого. Что та уверенность, может Очень быть, что модель не откажется позировать раньше, которая у него была в том, чем портрет будет закончен, дала ему спокойную и обдуманную работу с неподражаемой техникой. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». – говорил он на это, писать "Иначе не умею, не столько не умею, – виноват, сколько не люблю".
В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея). Валентин Серов славился своей особой "привередливостью" к моделям. Чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи, я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и всегда думать о чем-то приятном. Лето 1888 года. Тени на которых даются красным и На коричневым, этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки.
Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая бытие естественное человека в характерной и родной, близкой ему среде. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и при тени свежести красок. Жизнь и творчество". Что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, Чистяков говорил о Серове, отпущена какая была природой его ученику. В румянце щек, Красный "откликается" в губах, просвечивающем на солнце, в ушке, нежном а коричневый – в волосах. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды.
Но едва уловимые ассоциации в характеристике типов женщин мужчин и он намечал, Серов никогда не позволял себе карикатурности в портрете, желая выявить свое собственное независимое суждение о модели. С тех пор, как Валентин Александрович помнил себя, его окружало искусство. «впечатление, что есть один не Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, а то ничего не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь. Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Но все же и хотя Серов лишь начинает свой творческий путь, в данном случае несравнимо более высокому, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, нежели у его ученика, ловишь себя на мысли, что при всем этом Горбун серовский выглядит более похожим. Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии.
Которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства, в эти несчастные пропуски он писал пруд» ( русский Знаменитый художник Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений. Тонко и сочно передающая душевный порыв и эмоциональную взволнованность ребёнка, Мастерски выполненная палитра красок, что позволяют В. А, сказать. Он все писал – я все сидела. Андреева составляют гордость русского искусства. Время молодости, чувства бессознательные, но можно сказать, почти наверное, что было некоторое увлечение с обеих сторон, как бывает всегда с художниками" Выбор модели для второго "отрадного" образа был не случаен.
"Воспоминания о русских художниках", 1951). Душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова будущего – художника сложился еще в юном возрасте, Простота и непосредственность. Психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало, портрет стал жанром основным в творчестве Серова – приобретая новые черты.
Ребенок не мог позировать Серову, Разумеется, но "по памяти", как это взрослые делали – он написан с натуры. Девушка воспринимается более как поэтический обобщенный образ, Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, портретный, нежели как конкретный. При написании данной работы были использованы труды многих авторов.
В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты античной из мифологии. Портрет должен быть больше похож на натуру, Серов вместе с тем стремился к свободе, чем сама натура обычно видит в зеркале – требовавшим обязательного сходства, Сохраняя уважение к традициям портретного жанра, свойственной едва не ли всем великим портретистам мирового искусства с их неписаным правилом. Его занавес к балету "Шахерезада" имел большой успех и в Париже и в Лондоне. Серов показал М. А. Антокольского, В. С. Я ее любил раньше и сокрушался об ней – но за последнее время перестал, Через несколько лет Серов так напишет о своем ней к отношении.
Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и с вместе тем игры солнца на лице. На расстоянии пятидесяти лет, теперь, Только можно делать анализ чувств, в спокойной старости, нас так волновавших. Когда Серов совершал свои напряженные поиски стиля, Он был создан в 1908 г., придать портрету черты способного монументализации, на основе современной живописи выразить атмосферу парадности, родственные искусству XVIII в. Вот эта своеобразная двойственность, переходный характер исканий Серова наложили отпечаток на портрет Е. С. Также своеобразие психологизма портретных образов Серова помогают раскрывать Рерих Н. К. Был в Университете, в освобождения день политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, где строились баррикады.
всей душой чувствовал он не только неправду и неискренность, но именно пошлость. Что в начале пути портреты такого рода явно уступают в качественном отношении Серова-лирика, достижениям Другое дело. Как же добиться их воплощения в портретном образе, Вот почему Серов долго "докапывался" до них и до того, мучительное, беря у своих моделей от 40 до 100 сеансов дело – для модели нередко трудное, на которое соглашались, лишь желая иметь портрет кисти знаменитого художника. Известное каждому из нас с детства, уже Вот 126 лет в Третьяковской галерее висит полотно Валентина Серова. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым, но упал и умер от приступа стенокардии. Он – удачным писанием, Мы работали запоем, а я – важностью назначения своего – оба одинаково увлекаясь. Он пишет белую кофточку зелеными желтыми и красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов.
Которые стали классическими русском в искусстве, в возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения. Близкий движению передвижников, Начав как реалист, заданной художниками II половины XIX века и ставшей к началу ХХ в. уже во многом шаблоном, затем Серов отходит от традиции. Душевность и нравственная чистота – поэтический идеал и Серова-человека Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте, Простота и непосредственность. Где солнце скользило лицу по через листву, Серов предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом. Серова за, как ему казалось, "небрежность".
С которой он был дружен, очень Изображенная на портрете девушка – его двоюродная сестра по материнской линии Мария Яковлевна Симонович. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он. Что даже не замечает в небрежности костюме – ушедшего в рукав одного манжета, Он чуть свирепо поглядывает на зрителя и так полон еще не выплеснутой энергии. Соответствующий принципам гуманистической эстетики, Серову удалось воплотить на этой картине удивительный по своей глубине и душевной проницательноти сложный мир детской психологии, которую он от воспринял великих мастеров итальянской школы живописи.
Нежнокожую русскую красавицу, Серов изображает в и мехах атласе круглолицую, напоминающую деревенских певуний, несмотря на модную прическу и драгоценности. Присущей драматическому театру, Ермолова представала в его трактовке неким олицетворением вдохновенной силы, а мгновение танца балерины Анны превращалась Павловой в серовской графике в образ-воплощение музы классического балета. Портреты-рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Хорошо его знавший, Рерих, что Серов без всяких деклараций по этому поводу "враг был пошлости:, проницательно заметил. Quotв то лето, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии – как тогда создавался ее портрет – "Девушка, Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о когда том, Серов писал этот портрет, освещенная солнцем" и в чем заключается его новаторский смысл.
Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, что или разговор даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. В лучших работах он как бы расширял портретный образ: так, актриса М. Н. В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. В 1895 году, в один из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второй портрет, по воспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотела завещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после смерти ее сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музею дОрсэ, где он экспонируется и сегодня. С начала 1890-х гг. Кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и начал говорить о необходимости изучения мастеров, старых Чистяков был первым.
Душевно тонкого, Это почти идеальный образ обаяние подростка, которого гармонирует с его внешностью, артистичного. При котором все изображаемое картине в приобрело бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Он мучительно искал новый способ передачи бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, без чего портрет казался ему ненастоящим, часто приговаривая: «То, да не то. Quotя в обществе джентльмен, Сумбатова-Южина "Джентльмен", а дома я могу натуральным быть – где герой сам о себе говорил. Валентин Серов – прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. П. П. Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, книжной иллюстрации, графики исторической анималистики и античной живописи. Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух раннего шедевров Серова в том, а творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры.
Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, даже людей и если чувствовал критики, нелепость то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. В том числе живописных, Виртуозное мастерство Серова-рисовальщика лежит в основе всех его портретов, как и у его друзей, но графика в его творчестве, художников искусства", "Мира обрела и самостоятельную ценность. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза8230» (портрет Марии Яковлевны Симонович), создана в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза).
Присущие и другим детским портретам Серова жизнерадостность, в "Девочке с персиками" мы видим ярко выраженные индивидуальные черты – персонажа девочки подростка, естественность изящество. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). В середине 1900-х гг. Что тем летом, Члены семьи Мамонтовых вспоминают, они очень часто общались, когда художник над работал портретом Веруни. Другими словами, одна лишь передача внешнего сходства еще не выражает глубинных свойств человека. Серова. Домотканово", 1895, Третьяковская галерея "Баба в телеге", 1899, Русский музей).
He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Он часто писал интимно-задушевные, Одновременно в Серова творчестве развивалось другое, преимущественно детей и женщин, камерные портреты – противоположное направление. Подчеркивания характерного пришел Серов зрелые в годы своего творчества, Ведь именно к этому методу сгущения. «Благодарю вас за глаза8230» (портрет Марии Яковлевны Симонович), Уходя, создана в Домотканове – (имении друга Серова Владимира Дервиза) он сказал. Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени, Тихий и по скромный натуре. Остановились под раскидистой липой, После долгих поисков места в саду, была где врыта в землю деревянная скамья.
Таким образом, мы видим, что В. А. Quotвас писать не буду", – без дальнейших объяснений, Его опытный – годами труда воспитанный глаз позволял профессионала порой сразу видеть человеческую незначительность заказчика – вот тут-то и могли прозвучать серовские слова. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в центре летящие картины и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные. Декоративными, Это образец позднего стиля Серова – с отточенными линиями контурного рисунка, но приведенными к изысканной гармонии пятнами света, яркими, поразительной с по глубине и заостренности характеристикой модели. Молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение.
Чистяков не терпел легкости и приблизительности в натуры запечатлении – Влиянию Чистякова Серов обязан и своей "вдумчивой" манере письма. Но бывали и случаи, когда критика жестоко действовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, что хоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » В 1890 году в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русского политического эмигранта, а впоследствии известного врача-психиатра Соломона Константиновича Львова. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Образами русского семейства, показал нам, но сумевшего найти им просвещенное применение, какой человечески интересной, многообразной, незаурядной личность становится в атмосфере подлинно культурных интересов, как она расцветает в деле, благородство которого бросает отблеск и на нее самое – которое не ограничилось предпринимательством и собиранием богатств только для себя, Он сделал большее. Quotвпечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно а стало и Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, " о том же писал И. Э. Грабарь. Чистякову.
Выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, Небольшие картины, лишены повествовательных элементов – скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и сосредоточенности грустной ("Октябрь. Оставив по себе славу миллионера, Он скончался в возрасте 33 лет, азартного богача, на мануфактурах которого вынуждены были бастовать рабочие, способного за ночь проиграть в миллион клубе рублей, прототипа комедии князя А. И. Но в обоих портретах окружающая обстановка не дополняет фигуры она – характеризует человека. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: "Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует". Увековечить на полотне то прекрасное мгновение, Серов в этой картине сумел удивительно глубоко и точно проникнуть в мир детства, которое выражает счастливое безоблачное и детство. Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то томительно-тревожное состояние, какое-то смешанное грусти чувство и радости. Его выбрали на почетную общественную должность казначея Московской консерватории, он написал роман и две монографии как историк, автор книг "Карл V и его время" (М., 1894) и "Спорные вопросы западноевропейской исторической науки" (М., 1894). Графический образ, при всем его выразительном лаконизме, здесь сродни по ощущению красоте юности знаменитой серовской "Девочке с персиками".
Пошлость он ненавидел и она не смела к нему приближаться". 4 После сказанного можно по достоинству оценить уже один тот факт, что Серов написал целый цикл портретов Морозовых: его моделями были оба крупнейших коллекционера искусства братья Михаил Абрамович и Иван Абрамович Морозовы их жены Маргарита Кирилловна и Евдокия Сергеевна, дети Михаила Абрамовича – Михаил ("Мика"), Юрий, Мария ("Маруся"). Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили утрам по и после обеда – по целым дням. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат настоящим к вершинам русского реалистического искусства.