Не было недостатка в подобного рода произведениях и в римской литературе (например, Эмилий Макр, I в. до н. э. ). Особенно часто Овидий выдвигает на первый план чувство любви в самых разнообразных его оттенках. Аполлон и Артемида были детьми Зевса и Лат6ны, родившимисяна острове Делос. Юлий Цезарь вознесен на небо с превращением его в звезду, комету или даже целое созвездие. Оба они являются богами 151 покровителями Рима. Ужас и страх объяли несчастнуюмать, смертельная бледность покрыла ее лицо.
Стрелу за стрелой посылает он безпромаха в пасть чудовища. И его небольшое произведение эту на тему дошло до нас, о превращении героев в звезды специально писал Эратосфен. Этот последний после отбытия из Трои попадает на остров Делос к царю Анию (XIII, . 623151704) далее следуют главнейшие эпизоды 151 о Главке и Сцилле (XIV, 115174), о войне с рутулами (445151581), об обожествлении Энея (582151608). Насыщенно драматичны также образы Медеи (VII), Ниобы (VI), Пирама и Фисбы (IV), Гекубы (XIII). С неизменной картиной гибели этих людей, все Таковы мифы у Овидия о состязании людей с богами, не знающих своего подлинного места в жизни. Игравшийна лире, Аполлон, рассердился на возгордившегося своим Марсия искусством и вызвал его намузыкальное состязание.
А руки и волосы в – ветви и листья, в тот же миг тело Дафны превратилось в кору лаврового дерева. Освоивших искусство письма и рудное дело, Они первопредками считались фиванских аристократических родов. Гера превращается в неутомимую преследовательницу Геракла, мере По того как смысл инициаций утрачивается самими эллинами, сына ее супруга Зевса от земной соперницы. Из посеянных Кадмом зубов дракона вышли вооруженные богатыри-спарты. xml:langru-RU langru-RUТот же Аполлон плачет о Кипарисе (X) и бурно переживает смерть Гиацинта.
Таков же Икар рвавшийся ввысь на своих крыльях и тоже погибший от своего безумства (II, 237151300). В этот момент абсолютное тело богини покрывала белоснежная пена. Аполлон все еще пытается ее обнимать, Но и когда она превратилась в лавр, а корой под дерева слышит учащенное биение ее сердца. Хотя формально поэт неизменно старается путем раздельных приемов искусственных как-нибудь связать в одно целое отдельные его части, Отсюда получается почти полное отсутствие существенного единства произведения.
Абсолютно безмятежной любви стариков Филемона и Бавкиды, То читаем об идиллической, страстной, то Овидий восхищается бурной, не знающей никаких преград любовью Пирамы и Фисбы ее с трагическим финалом. Тоска по родине связала двух юношей-пленников Сента и Тереса крепкой дружбой. Ги Варвикском, в широких народных массах еще продолжали жить исконно английские легенды о короле Артуре, однако уже накануне тюдоровской эпохи священники и вообще люди образованные все чаще стали обращаться к мифам из произведений Овидия и Вергилия, Робине Гуде и короле Лире, а также к сведениям о Троянской войне, почерпнутым из учебников классической школы.
Она убегает от него и он старается ее догнать. У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных храмов, подобных египетским, месопотамским или ханаанским: но у них уже существовали оракулы (святилища) в которых они вопрошали о воле богов. Мифологическая канва передаваемых им мифов принадлежит не ему, а есть только старинное достояние греко-римской культуры. А мифические богини возмездия – Фурии – поспешили украсить им свои головы.
Изрыгающего из пасти огонь, Но ни ужасный вид чудовищного змея, ни седой пены от горный поток и клубившийся туман несмутили мужественного Аполлона, нитемнота мрачного ущелья. То лицо ее покрылось такой краской, Когда Актеон увидел обнаженную какая Диану, бывает на туче от падающих на нее лучей солнца или у пурпурной Авроры. xml:langru-RU langru-RUИсторическая основа «Метаморфоз» ясна. Стрела любви уже пущена. xml:langru-RU langru-RUНесмотря на свой скептицизм, Овидий искреннейшим образом любит свою мифологию, она доставляет ему глубочайшую радость.
Но тут она просит Пенея изменить ее вид, чтобы отвлечь внимание Аполлона. Запряженной четверкой коней, После победы Зевс в колеснице, направился на Олимп с вместе другими богами. Зевс с тех порт правит небом и Землей. И он решил убить своего ученика, Чудесное исцеление повелителя царства подземного возбудило в Эскулапе зависть.
Повелел Аполлон украшать свою венком голову священного лаврового дерева, Ни на одном поприще не знавший прежде поражений. Начавшаяся в конце 2 тыс. до н. э. И вот метнул ещё раз Аполлон, Взлетал раз диск от раза всё выше и дальше, вложив в бросок всю свою мощь. Который был талантливым учеником врача Эскулапа, 13 Название этого растения граничит с именем персонажа древнегреческой мифологии – Пионом. пролива, отделяющего Средиземное море от океана.
Глубочайший драматизм содержится в мифе о растерзании Актеона его собственными собаками по повелению Дианы, о растерзании Пенфея вакханками и, в частности, его собственной матерью (710151733), о гибели Орфея (XI). Согласно эллинскому преданию, еще в 2 тыс. Будучи далеким от непосредственной веры и в превращения и даже вообще в мифологию, Овидий, однако, не остановился на простом коллекционерстве, воспроизводящем мифы только ради самих мифов. Бог Солнца в ярко-красном одеянии спокоен и неподвижен.
Аполлон выступает здесь в костюме актера (465151471), причем сам Овидий говорит, что у него вид именно артиста, что муза Каллиопа тоже ведет себя как перед эстрадным выступлением (V, 338151340). Победа досталась римлянам. Аллегорическое противопоставлениеинтеллектуального начала (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Сын бога Крона, Зевс, Обманом хитростью и Крон низвергнул Урана, Крон был рожден Ураном-Небом и Геей – Землей.
Счастливые жители этого временн'ого элизиума, (и вр'еменного) Во всяком случае, абсолютного злополучным Назоном, непосредственные свидетели величайшего творческого открытия, свидетели рядовые и вовсе не рядовые, те, кого аонийские сестры возвысили над просвещенной толпой, похитив их имена у Леты, – историк Тит Ливий, географ Страбон, оратор и декламатор Квинт Гатерий, законовед Атей Капитон, моралист-баснописец Федр, грамматик Антоний Руф, поэт Корнелий Север и оратор Кассий Север, сам божественный Август и даже верховный блюститель Палатинской библиотеки Гай Юлий Гигин, видавший виды и читавший все чтимое, – не в состоянии были понять того, что случилось с Овидием осенью года 761 от основания Рима или 8 по Р. Х. Даже и само теоретическое отношение к мифам у Овидия отнюдь нельзя характеризовать как просто отрицательное. Выйдя из моря у южного побережья Согласно Кипра, древнегреческой легенде Афродита появилась на свет.
Что даже олимпийские боги сочли Гиацинта достойным своей компании, 6 Юный сын Спарты царя был так красив. Вазах, в большинстве случаев мы находим такую запись на храмовых стенах, чашах, печатях, ларцах, зеркалах, щитах, гобеленах и других предметах подобного рода. Так она продолжала оплакивать детей. Трагически закончившееся преследование Аполлоном прекрасной нимфы Дафны (боги превратили ее в лавр) – свидетельство первоначального почитания лаврового дерева, которое впоследствии стало играть значительную роль в культе Аполлона. Как уже известно Аиду досталось подземное царство. xml:langru-RU langru-RUКроме разнообразного сверкания, дворец Солнца содержит им много других красок: на нем изображены лазурные боги в море (II, 8), дочери Дориды с зелеными волосами, солнце в пурпурной одежде, престол Солнца со светящимися смарагдами.
Тут, несомненно, уже не индивидуализм, но скорее критика индивидуализма. Стремившегося его поймать, Диск ударил в голову Гиацинта, чтобы своё продемонстрировать умение. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Жестокий полководец заставил двух друзей сражаться друг против друга, Желая развлечь публику, то есть то, обещая награду победителю – возвращение на родину, ради чего они готовы были отдать жизнь. Поэт возносит хвалу Августу и говорит о своей заслуге как певца Рима. Несомненно, xml:langru-RU langru-RUВо времена Овидия, которые и заставили его ввести в свою космогонию какое-то начало, личное уже зарождались какие-то монотеистические идеи.
Однажды, стоя на скалистом берегу, девушка увидела дельфина. После убийства Аргуса Юнона помещает на павлиньем хвосте его многочисленные глаза тоже в виде драгоценных камней (1, 722). Глубоко познавший сладость индивидуального самоутверждения, xml:langru-RU langru-RUОвидий, вполне себе отдает отчет в ограниченности этого последнего и даже в его трагизме. Вот Аполлон сделал первый шаг – и островпокрылся ароматными цветами и травами. Аполлона и Артемиды.
Еще мгновение и этилучи-стрелы превратились в кифару. Пуссенобратился к начальному эпизоду легенды, когда в душе Аполлона возникает чувстволюбви. С крушением египетского владычества под натиском кочевников и «народов мира» на восточном побережье Средиземного моря политическую независимость от Египта обретают города, населенные финикийцами. Углубляя их психологически, же Сам Овидий только выбирает разного рода детали, эстетически или философски. Вот она посылает страшного дракона Пиф6на отомстить Латоне и еедетям.
xml:langru-RU langru-RUЖанры использованные в «Метаморфозах», так же разнообразны, как и в любом большом произведении эллинистически-римской литературы. 5 Шла война между римлянами и фракийцами. Пчелы кормили его медом, а коза молоком. Мечтающая овладеть просторами Вселенной, Сильная сыне личность, Солнца изображена в Фаэтоне. Из этих слез образовалась река, Сатиры и нимфы пролилимного о слез несчастном музыканте, потомназванная его именем. Имея хорошее представление о и матриархальной тотемной системе, нужно начинать, сложившейся в Европе ко времени появления патриархальных пришельцев с востока и севера.
Что он хочет привлечь своим ее божественными достоинствами, Любопытно, которые тут же подробно перечисляет. Но в сердце Дафны стрелы Эрота убили ответное чувство любви. Были также и глиняный расписной кратер и простые чаши из резного бука, с внутренней стороны из желтого воска, орех, сморщенная фига, финик, слива, душистые яблоки, виноград с пурпурных лоз, сотовый мед золотого цвета (VIII, 666151679). Если все они схватятся за цепь, золотую По описанию Гомера, то не смогут стянуть его на землю, спущенную Зевсом с неба, тогда как он сможет поднять их вместе с землей. Которые в виде иконографической и устной передач превратились в высшую инстанцию или устав институтов религиозных каждого племени, Химерa и аналогичные ей календарные животные не могли не играть важной роли в таких театрализованных представлениях, клана или города. Но не мог сдержать титанически рвущихся вперед коней, Он захотел солнечной править колесницей вместо своего отца, пролетел Вселенную и разбился, упав с колесницы.
Боги входят в хижину Филемона и Бавкиды, согнувшись, через слишком низкие двери (VIII, 640). Что название растения связано формой с его цветков, 9 Считается, напоминающий спину дельфина. Фисба дрожит, как море при легком ветре (IV, 135) Европа, едущая по морю на быке, поднимает ноги, чтобы их не замочить (VI, 106). Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Занявших три мира эллины сохранили представления, Наряду верой с в существования великих богов, с приятными и отталкивающими обликами, а духах и демонах женского и мужского пола, разделенных на братьев и сестер, а божествах природы, которые с выделением высших богов стали низшими.
xml:langru-RU langru-RUХудожественынй стиль «Метаморфоз» весьма сильно пронизан драматическими элементами. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными. Некий Бойос сочинил стихи о превращении людей в птиц.
Теперь ему предоставлялосьправо избрать наказание для проигравшего. Что у Овидия вовсе нет никакого собственного мифологического творчества, Необходимо и прибавить то. Вскоре у нее родились Аполлон, а затем иАртемида.
Финикийцы называли этот пролив Столбами Мелькарта, эллины подменили Мелькарта Гераклом. У многих народов почитавшиеся как носительницы мудрости, Священными животными были Афины змеи и сова. Однажды Пион вылечил владыку загробного мира Плутона, раненного Геркулесом. Было четырнадцать детей, у высокомерной и тщеславной Тантала Ниобеи, дочери и жены царя Фив. Вполне обычные явления могли заставить эллина отказаться от принятого решения, Это казалось бы, т. е, например свадьбы от или сражения. Говоривший на языке, более развитыми представлениями о богах, обладавший но более высокой культурой – родственном эллинскому, На территории Балканского полуострова до появления эллинов обитали пеласги – народ.
Светоний, Как бы живо ни откликались на события Августова века новые граждане античной реальности – Сенека, Плутарх, Тацит, Плинии Старший и Младший, – с какой бы вдумчивостью они ни всматривались легендарные в судьбы одаренных отцов, для них оставалось непостижимым, что делал Овидий Назон с 8 по 18 год на северной окраине Рима, на Садовом холме (совр. Гордый и холодный, в мифе о Нарциссе его герой, влюбляется сам в себя, отвергающий всякую любовь, в свое отражение в воде, погибает от тоски и от невозможности встретиться с любимым существом. Которые помогли ему одолеть Крона, Владычество миром над он поделил со своими братьями, Посейдон стал морским владыкой, Аид получил над царством мертвых.
Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Когда Фаэтон падает, у него красные горящие волосы и летит он подобно падающей звезде. У древних греков дельфиниум символизировал печаль. «Метаморфозы» пестрят бесконечно разнообразными психологическими типами, положениями и переживаниями. Юноши, Если маленький Зевс плакал, чтобы Крон не узнал а его существовании, охранявшие пещеры начинали пляску военную и ударами оружия по щитам заглушали крик ребенка. Боясь, что дети лишат его власти.
Но Аполлон предложилМарсию сыграть на инструменте другойстороны, с Поначалу оба были на равных. грандиозная финикийская колонизация наряду с Средиземноморским побережьем Африки и Иберии (Испании) затронула также острова и полуострова, занятые эллинами. Тогда взмолилась Дафна к отцу своему, Пенею избавить её от преследований Аполлона. У людей, по Овидию, росло такое огромное моральное и социальное зло, что они оказались неисправимыми и Юпитер устроил всемирный потоп (I, 163151245). Аполлон и Артемида решили отомстить за обиды, нанесенные их матери, Но она осмелиласьпосмеяться над Латаной, подобномолнии и наказать дерзкую Ниобею за и высокомерие заносчивость. В колчане Аполлона и Артемиды всегда были и смертоносные стрелы, внезапно поражающие врага.
«лавр»). Что он рассказывает о современном ему железном веке и вообще о четырех веках, То, характеризуется у него как трагическое и хотя неотвратимое и восходит еще к Гесиоду. Не замечаявосторженных взглядов нимф, он всецело поглощен созерцанием прекрасной Дафны. Слева от Аполлона – Меркурий, который тайком похищает из колчана золотую стрелу, как бы обезоруживая его. Расположив ее по тем Овидий периодам, хотел дать систематическое изложение всей античной мифологии, которые тогда представлялись вполне реальными. Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток и проглатывал последнего их сына – Зевса – Рея пожалела. 14 В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты.
Как существовавшая система постепенно уступала место матрилинейной, Это дает возможность проследить, сменяемым в конечном счете полностью патриархальной системой на превращения фоне племен-мигрантов с их фратриями и кланами в региональные государства с городами и деревнями, а затем патрилинейной жреческой монархиям. Страшное чудовище повержено, больше никто не посмеет причинить Латонеи ее детям зло. Современные знания об этих мифах чаще всего черпаются из таких книг, как «Герои Древней Греции» Кингсли или «Танглвудские предания» Готорна Однако только небольшая часть огромного, разнородного корпуса греческой мифологии, содержащего критские, египетские, палестинские, фригийские, вавилонские и другие заимствования, может быть классифицирована как собственно миф, восходящий к Химере. Но в сердце Дафны стрелы Эрота убили ответное чувство любви. В образе которого также видны черты древнесредиземноморского бога-быка.
Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских и воинов приказал превратить их в гладиаторов. Рея укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Подчас пугающими – как и для другого любого обитателя Средиземноморья, Для эллина, его жилища, он сам, его поселения или город, горы, низины, ручьи, море, небо, весь космос были наполнены некими знаками, подчас радужными. Образ Аполлона тяготил её, его преследования были невыносимы. Впрочем, xml:langru-RU langru-RUЭта критика у не Овидия, всегда облекается в красивые формы.
до н. э. Образ Аполлона тяготил ее, его преследования были невыносимы. Из необозримого множества античных мифов Овидий выбирает мифы с превращениями.
Все это – следы более древних религиозных представлений. Который сформулирован самим поэтом очень подробно и притом с большой Тот серьезностью, подход к мифологии, что обычно – и весьма неточно – именуется пифагорейством, заключается в том. Xml:langru-ru langru-RUСтилистическая простота сказывается также и в смешении мифологии с и реализмом даже с натурализмом. Дафна, не желая «возлюбленной зваться», обращается к своему отцу, речному богу Пенею и просит не выдавать ее замуж. Встретив однажды нимфу Дафну, Аполлон влюбился.
Излагается начало мифа и нет его конца, а об его начале только глухо упоминается – разрабатывается или конец мифа, в пределах сюжета отдельные его части разрабатываются абсолютно прихотливо. Которая, я разработал следующую в чем-то неортодоксальную и допускающую дальнейшие уточнения историческую гипотезу, не противоречит современным археологическим и антропологическим сведениям и, тем не менее, надеюсь, объясняет хорошо вариации мифического образа. Им первоначально был не Зевс, а Посейдон. xml:langru-RU langru-RUШироко представлены пластические элементы художественного стиля Овидия. За ним на небо последует и Август. С Дионисом – виноградная лоза и плющ, Равным образом с Зевсом связан царь дуб, лесов а с Персефоной – тополь.
Медею, конечно, трудно было изобразить без драматических приемов (VII, 1151158, 350151397). Все это было в глиняной посуде. Xml:langru-ru langru-RUВ этой своей склонности к мифологическим метаморфозам Овидий вовсе был не единственным. Но в «Метаморфозах» их условно-мифологический и эстетско-эротический характер не имеет ничего общего с идеологией принципата и рассчитан на свободомыслящих людей, преданных исключительно только красоте и своим внутренним переживаниям.
Что некоторые списки его были у друзей поэта, Произведение это сохранилось только потому, которые смогли восстановить впоследствии его как целое. Исполнявшегося на народных празднествах, Собственно миф можно как определить стенографическую запись ритуального мифа. Культ Великой Богини-Матери уступает место культу патриархальному владыки – отца богов. Узнавший о злых намерениях Эскулапа, Однако Плутон, не Пиону дал умереть, в благодарность за оказанную ему помощь. При необходимости в такие представления вводились поправки.
Дафна от него уносилась быстрее ветра, но Аполлон настигал ее. И до сих пор они являются символом верности, благородства, памяти. И вот, наконец, звучит победная песньАполлона.
Перечисленные выше примеры драматизма у Овидия превосходят всякий реализм и превращаются в самый настоящий натурализм. Выполняющих одну и ту же функцию, Но и разные названия низших богов, не видеть мешают в них подлинных братьев и сестер. Филемон и Бавкида для угощения своих посетителей поставили на столы свежие и пестрые ягоды Минервы (оливы), осенние вишни в соку, редьку, салат, творог, печеные яйца. Это сделало его «Метаморфозы» мировым произведением литературы.
Говорят, что на Крите еще и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса. Здесь цари и герои, пастухи и ремесленники, самоотверженные воины и политики, основатели городов, пророки, художники, философы, аллегорические страшилища любовь, ревность, зависть, дерзание, подвиг и ничтожество, зверство и невинность, жадность, самопожертвование, эстетический восторг, трагедия, фарс и безумие. При этом Зевс наделяется силой, превосходящей совокупную силу всех небожителей. Ни на одном поприще не поражений знавший Аполлон повелевал украшать свою голову венком священного лаврового дерева. Ее тело немеет, грудь окружается корой, волосы превращаются в листья. Призывая отважных к битве, Затрубили трубы, Сент но и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Супругу Зевса Геру, первоначальную покровительницу города Аргоса, назвали «волоокой», в чем без труда угадывается связь со священной коровой.
Он относился к этим знамениям вполне серьезно и пытался вникнуть в их смысл, а если не мог понять сам – обращался к «знатокам», сделавшим разъяснение божественных знаков своей профессией. То есть миф излагается слишком подробно или, наоборот, слишком кратко. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий цветок с поникшей головой. Здесь и легкомысленные и морально высокие люди пылкие и страстные натуры чередуются с холодными и бесстрастными, благочестивые люди 151 с безбожниками, богатыри 151 с людьми немощными. Подносяему амброзию и нектар, Громко славили родившегося бога собравшиеся острове на Делос. В которую, xml:langru-RU langru-RUКниги XIII151XV посвящены мифологической истории Рима и вкраплены отдельные посторонние эпизоды, как всегда.
Он заставил отца извергнуть проглоченных Когда детей, Зевс вырос, куда никогда не проникает луч солнца, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть Тартар. Написанные гекзаметрами и использующие многочисленные эпические приемы (эпитеты, сравнения, речи), «Метаморфозы», несомненно, являются прежде всего произведением эпическим. Согласно древнегреческим мифам, покровителем бог Аполлон являлся лауреатов. Можно говорить также и о драматизме таких образов, как Фаэтон, Ниоба, Геркулес, Гекуба и Полиместор, Орфей и Эвридика (X, 298151502) и многих других «Метаморфозы» вовсе не являются какой-то хрестоматией, содержащей отдельные рассказы.
Ничем она не может помочь своимдетям. Она принесла отцу спеленаный камень и Крон проглотил его. совершать необъяснимые, на взгляд постороннего, поступки.
Извлекая материал из тех или других мифов, старинных При всем своем легкомыслии Овидий глубоко понимает социальное зло и не пропускает случая ярко его изображать. Став основателем Кадмеи будущих – Фив, выходец из Финикии Кадм поселился в Средней Элладе, великого эллинского города. Как бы ни были они велики, однако, подавить исконную религиозную основу, которую переселенцы эллинские принесли со своей прародины и ко торая только укрепилась от общения с пеласгами, хеттами, фракийцами и другими народами индоевропейского происхождения – ханаанско-финикийское, Египетское, не могли, малоазийское влияние на эллинскую религию. Чтобы встретиться со любимой, своей Каждый день подплывал он к берегу, но никак не мог её найти.
Печальный Аполлон, видя все это, с болью произнес: «Пусть никогда не вянет твоя зелень. О том времени, Ценнейшая информация о доолимпийской религии, в а виде камней, когда сверхъестественные силы мыслились не в человеческом облике, растений, животных. Нарцисс охватывается «слепым огнем» страсти а когда он умер, то вместо нее появляется цветок с желтой серединой и белоснежными лепестками.
Но пестрота эта римская, Они впечатление создают известной пестроты, т. е. ее пронизывает единый пафос. Метаморфозы 151 это вообще один из любимейших жанров эллинистической литературы. Оцепеневшая от горя, Ниоба была превращена Зевсом в скалу источающуюслезы. xml:langru-RU langru-RU«Метаморфозы» не дошли до нас в окончательном обработанном виде, так как Овидий перед своим отправлением в ссылку в порыве отчаяния сжег рукопись, над которой он в то время работал. Отмечается также связь изображений Овидия с театром его дней, в частности с пантомимой.
Классические дисциплины так стремительно теряют под собой почву в школах и университетах, трудно понять без знания греческой мифологии, Пелопа, что образованному человеку сегодня вряд ли что-нибудь говорят имена Девкалиона, Дедала, Лаокоона Эноны или Антигоны. Так за подвигами эллинского бога-героя Геракла обнаруживаются деяния финикийского божества Мелькарта, героя времен колонизации, достигшей в 12 в до н. э. Он взглянул на небо – и выхватилвзглядом солнечный луч, похожий на лук и стрелы. Отныне здесь возвышаться храм в честь победы Аполлона надПифоном.
Ожесточенный бой, полный не только драматизма, но и всяких ужасов изображается между Ахиллом и Кикном (XIII, 76151145), а также между лапифами и кентаврами (X, 210151392, 417151576). Превращение является глубочайшей основой всякой первобытной мифологии. Просившем Вакха о превращении всего, в мифе о Мидасе, в золото, к чему он прикасается, дана резкая критика жадности к золоту и к приобретению даровому богатства. И вот таким образом его владельца изображали с большим ключом, Дом Аида мыслился железными окруженным воротами. Хотя в основном оно все же остается величайшим произведением античной литературы, Следы неполной доработки произведения нетрудно заметить еще и теперь, наряду которое с Гомером во все века являлось для широкой публики главным источником ознакомления с античной мифологией и всегда восхищало своими художественными достоинствами. Неизвестный мастер стремится передать жестокий характер схватки. Считавшийся вестником Зевса и постоянно находящийся у его ног на Олимпе, Орел, занял это положение потому, очевидно, что первоначально сам почитался как божество, солнечное владыка неба.
А вот таким образом музы, На флейте это оказалось невозможным, присудили победу Аполлону, вэтом выступавшие поединке в качестве судей. xml:langru-RU langru-RUАполлон влюблен в дочь реки Пенея Дафну (I). Пока Афродита не узнала о том, Цветок розы белым оставался до тех пор, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Xml:langru-ru langru-RUПрежде всего в бросается глаза причудливая изломанность сюжетной линии произведения. Зная мстительный и ревнивый характер Геры, сжалились над Латоной, несчастной Олимпийские боги.
Внесенные в жизнь Средиземноморья обитателей великим переселением народов 12-11 вв до н. э., в религии и мифах эллинов отразились изменения, просуществовавших с 17 по 12 века до н. э, крушение микенских царств. Хотя профессиональную английскую литературу XVIXIX вв. Овидий еще испытывает какое-то чувство добродушной к снисходительности ним, Кроме любви к своим богам и героям. Пышный ночной костер, сдобренный ливианским папирусом, как бы символизировал разлуку поэта со всяческой достоверностью, будь то миф или явь, – начиная с этой осени и до конца своих дней Овидий-художник всецело находился за пределами, так сказать, умственной и чувственной освоенной ойкумены, веком Августа – начиная с той переломной осени, в течение целого десятилетия, в ослепительном свете которого ему показалось жалким все им написанное и писавшееся, когда поэтом внезапно овладел необыкновенный творческий замысел, когда вдохновение странного свойства, сулившее породить невиданный плод, заставило его бросить в огонь рукопись еще не завершенных Метаморфоз. Формально «Метаморфозы» являются единым произведением, не говоря уже об их художественном единстве.
Все эти бесконечные превращения, которым посвящены «Метаморфозы», возникающие на каждом шагу и образующие собой трудно обозримое нагромождение, не продиктованыли такими же бесконечными превратностями судьбы, которыми была полна римская история времен Овидия и от которых у него оставалось неизгладимое впечатление. На ратное зрелище сошлись любопытные. Полная драматизма фурия Тисифона, являющаяся к Афаманту и Ицо: в окровавленных руках она держит факел, плащ у нее тоже окровавлен она подпоясана змеями, руки у нее тоже ими обвиты, в волосах и на груди тоже змеи, причем все эти змеи издают свист, щелкают языками и извергают яд у нее спутники 151 Рыданье, Страх и Безумье (IV, 481151511). Наказание для Марсия он выбралужасное: привязал его к сосне и содрал с живого кожу. Персея после его победы над чудовищем люди и боги встречают аплодисментами (IV, 735). Неподалеку от Тибра, Монте-Пинчо), как простодушно называл сам Овидий это заветное и роковое место, где разветвлялись Клодиева и Фламиниева дороги и где стояла живописно окруженная зонтообразными пиниями и кустами ароматного мирта его загородная вилла – сад, облюбованное его коварной Музой, чье деспотическое могущество он испытал на себе в полной мере Забыв обо всем, о слушала любви сына Зевса, вечно юного златокудрого бога Аполлона и дочери речного бога Пенея Дафны (греч.
Чтобы мотив превращения имел для него какое-нибудь случайное или непосредственное значение, Но далеко Овидий не столь наивный рассказчик античных мифов. Не слабее того представлен драматизм. Стой вечно зеленой. » Очень печалился Аполлон, что не досталась ему любимая. После ряда превращений Овидий заканчивает произведение свое похвалой Юлию Цезарю и Августу. С тех пор лук и лира стали его неотъемлемымиспутниками.
Таков смысл мифов о состязании Пенфея с Вакхом (III, 511151733), Арахны с Минервой (VI, 1151145), Ниобы с Латоной (VI, 146151312), Марсия с Аполлоном (IV, 382151400), о непочтении Актеона к Диане (III, 131151252). Ниобы (VI), Насыщенно драматичны также образы Медеи (VII), Гекубы (XIII) и Пирама Фисбы (IV). Именно там смогла найти укрытие их мать от преследованийГеры, жены Зевса. Ее священным животным считалась медведица.
Один задругим к ногам Ниобеи падают ее мертвые дети. В память о своей любви печальный дельфин выбросил к её ногам синий цветок дельфиниума. Битва лапифов и кентавров, бой Персея и Финея могут быть приведены как пример эпического жанра (V, 1151235). Спустя не много времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер.
Почитания которой засвидетельствовано в местах обитания индоевропейцев на Дунае, в образе заметны Артемиды черты древней владычице зверей, в малой Азии в Евроазиатских степях. Три заключительных книги отличаются произведения от прочих и своим прозаизмом и своим римским характером, Правда. Т. е. превратить ее в некоторого рода эстетическую самоцель, xml:langru-RU langru-RUХудожественный стиль Овидия имеет своим назначением дать фантастическую мифологию в качестве предмета самостоятельного изображения. Сражённый ударом тяжёлого диска, Гиацинт умер на руках Аполлона. Из рукоятей их мечей высокие расцвели прекрасные цветы, Но как только тела коснулись земли. под влиянием Востока у эллинов сложились представления о богах, которых они называли олимпийцами, поскольку местом их пребывания считалась гора Олимп, Впрочем, это название носила не одна гора, вот таким образом можно в общих чертах проследить, как с восточных Олимпов боги переселялись на классический Олимп, расположенный на границе между эллинами и варварами. Без которой уже нельзя было бы судить о исторической подлинной основе его замечательного произведения, Эллинистически-римская литература превращений стала у него еще и определенной идеологией.
Потерпевший поражение Марсий, с которого сдирают кожу, превращается в сплошную рану кровь у него льется струей, мышцы видны глазом, жилы трепещут без всякого покрова (VI, 387151391). Не доверяя стенам, Аид завел для охраны стремящихся к свету узников-душ чудовищного пса Кербера с тремя головами и туловищем: покрытый змеями. В тот же миг тело Дафны превратилось в кору лаврового дерева, а руки и волосы – в ветви и листья. Пожалуй, слишком уж райского, чтоб быть восприимчивым к катастрофической новизне.
Вглядываясь, xml:langru-RU langru-RU Он рассчитывал на эту славу, в века, конечно, гораздо более отдаленные от Августова золотого века – райского века для римской литературы. Она помахала ему рукой и он подплыл к ней. xml:langru-RU langru-RUИз всех представителей жанра превращений Овидии оказался наиболее талантливым и глубоким, обладающим к тому же превосходной техникой стиха. Очаровательный амур предусмотрительно пускает стрелутуда, куда устремлен взор Аполлона. Который изваял свою погибшую возлюбленную и её, оживил Согласно древнегреческому мифу жестокие боги превратили в дельфина юношу.
С резко очерченными контурами, Эта пластика воплощается часто в целой картине, то отталкивающей, то красивой. Во всяком случае, счастливые жители этого временн'ого (и вр'еменного) элизиума, непосредственные свидетели величайшего творческого открытия, абсолютного злополучным Назоном, свидетели рядовые и вовсе не рядовые, те, кого аонийские сестры возвысили над просвещенной толпой, похитив их имена у Леты, – историк Тит Ливий, географ Страбон, оратор и декламатор Квинт Гатерий, законовед Атей Капитон, моралист-баснописец Федр, грамматик Антоний Руф, поэт Корнелий Север и оратор Кассий Север, сам божественный Август и даже верховный блюститель Палатинской библиотеки Гай Юлий Гигин, видавший виды и читавший все чтимое, – не в состоянии были понять того, что случилось с Овидием осенью года 761 от основания Рима или 8 по Р. Х. В дополнение к целому корпусу «священных» историй средневековые эмиссары католической церкви принесли в Великобританию утвердившуюся на Европейском континенте университетскую систему, основанную на греко-латинской классике. Проводившая в доме супруга только три зимних месяца, Супругой Аида похищенная считалось им дочь Деметры Персефона богиня зерна. Убегала Дафна, уносилась быстрее ветра, но Аполлон настигал, моля остановиться. xml:langru-RU langru-RUПолитическая идеология «Метаморфоз» также требует весьма осторожной характеристики.
Этобыла одна из последних, к сожалению, незаконченных картин художника. С богами были связаны определенные растения или птицы, пресмыкающиеся, звери. Как галантный кавалер, он рекомендует ей причесать свои растрепанные волосы, но Дафна его не слушает.
И олимпиец Аполлон был доволен встретить достойное бога соперничество, Гиацинт ловок был и искусен. Дрожание века, Собственный непроизвольный жест, писк мыши, чихание, полет ласточки, крик совы, падение метеорита, радуга, выскочившая из речной глади рыба, раскаты грома, встреча со случайным имели прохожим глубокое значение. В своем трактате «О пляске» Лукиан перечисляет впечатляющее количество ритуальных мимов, сохранившихся вплоть до II в. н. э. Где кончается мифология и начинается история, Трудно установить, где греческий стиль и мифологии где римский, отделить ученость от художественного творчества и определить. Он как бы считает их своими братьями и охотно прощает им все их недостатки. Глаз поэта всюду видит какое-нибудь движение и опять-таки преимущественно живого тела.
Лирика не могла не быть представленной в «Метаморфозах» в самых широких размерах уже потому, что большинство рассказов дается здесь на любовную тему и не чуждается никаких интимностей. Вот-вот Аполлон ее настигнет и она уже чувствует его близкое дыхание. Опечалился Аполлон, что не досталась ему любимая. Стрелы дождем сыплются на покрытое чешуей телоПифона извивающееся между скал. Иной раз вкладываются разные мифы в уста какого-нибудь героя, Так, по контрасту или даже не простой смежности в отношении времени, либо действует по ассоциация сходству, места действия и связей или проводится аналогия данного героя с другими.
Ирландских, Знание примитивных итальянских, поскольку в этих районах она претерпела меньше изменений, валлийских и скандинавских мифов помогает выявить такую последовательность, чем в Греции и поскольку, несмотря на имеющиеся антропологические и климатические различия, религиозная в система Европе эпохи неолита и бронзы, вероятнее всего, была исключительно однородной и основывалась все на той же мистической связи между богиней-луной и ее сыновьями, первоначально объединенными в ее различные тотемные фратрии. В «Метаморфозах» необходимо отметить внимание к сильной личности. Их предали смерти.
Как-то раз Аполлон и Гиацинт решили посоревноваться в метании бронзового диска. Суровый облик охотницы и воительницы, а также богини смерти имела Артемида. Всякими умильными речами он умоляет о ее взаимности, но напрасно. Неожиданно раздается свист стрел. Когда-то очень давно Гера покровительствовала суровым обрядам перехода из юношеского возраста возраст в взрослых.
Если у Гесиода, лириков и трагиков мотив превращения пока еще остается в рамках традиционной мифологии, то в своих «Причинах» александрийский поэт III в. до н. э. Каллимах уже широко использует этот мотив для объяснения различных исторических явлений. Встретив однажды нимфу Дафну, дочь речного бога Пенея, златокудрый Аполлон влюбился. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. Увидев красивый цветок, Боги, придал который розе восхитительный аромат, обрызгали его нектаром. Данное Павсанием описание храмовых росписей в Дельфах (X. 25, 231, 4) и украшавшая ларец Кипсела (Павсаний V. 17, 4) резьба говорят о том, что в те времена еще существовало огромное количество указаний на мифы, от которых ныне не осталось даже следа.
В их основе лежали архаические магические действия, призванные обеспечить богатство и непоколебимость священных царств, во главе которых стояли царицы или цари, причем похоже, что первый тип царств появился раньше на всей территории распространения греческого языка. Номольбы Дафны тщетны. Которые живущие далеко друг от друга индоевропейские обозначали народы одни и те же вещи и явления, Представление эллинов о них восходит к глубочайшей индоевропейской древности об этом говорят схожие названия. Производя Римское государство от троянских поселенцев в Италии во главе с Энеем, Овидий здесь пытается стоять на официальной точке зрения. Полный не только драматизма, Ожесточенный бой изображается между Ахиллом и (XIII, 76151145), Кикном но и всяких ужасов, а также между лапифами и кентаврами (X, 210151392, 417151576).
Не случайно ведь во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, обладающий чертами бога-грозовика индоарийцев иранцев, славян, кельтов, германцев и других индоевропейских народов, а многовершинный Олимп, хотя и принявший некоторых восточных божеств-пришельцев (Аполлона и Афродиту)живо напоминает гору богов в других индоевропейских религиях. Месть и преследования ревнивой Геры непрекращались. Все рассказы здесь обязательно объединяются тем или иным способом иной раз, правда, абсолютно внешним. Как гласит предание, Кожу Марсия Аполлон приказал повесить в одной пещер, и из когда раздавались звукифлейты, она трепетала от радости и оставалась неподвижной, когда звучала лира. Пенею, Тогда Дафна бросилась с мольбой к своему, отцу чтобы тот спас ее от преследований Аполлона. Пеласги были первыми: кто на земле Эллады оказал серьезное влияние на религиозные представления народов, впоследствии принявшись общее имя – эллины.
Во II в. до н. э. в этом жанре писал Никандр Колофонский, а в I в. 151 Парфений Никейский. То здесь найдем не что иное, Если принять целиком половину вторую XIV и XV книгу, со всей ее исторической, как вполне официальную для времени Овидия идеологию принципата, политической и философской аргументацией. Колесница Солнца имеет золотое дышло, золотые ободы и оси колес, серебряные спицы, на ярме 151 хризолиты и другие цветные камни. 7 Покровителем лауреатов, согласно древнегреческим мифам, являлся бог Аполлон. Что каждая из подобных случайностей – знак, Между тем человек эпохи античной был уверен, посланный ему благими богами для предупреждения о грозящей опасности. Не раз указывалось на то, что в пещере Сна, которого в тихом сумраке пробуждает блистательная Ирида, окружающие его мифологические фигуры и особенно оборотень Морфей, умеющий подражать людям и в голосе и в телосложениях, представлены у Овидия как целая театральная постановка (XI, 612151673). Проникнутая сильным, Любовь, отличает обостренным Пигмалиона, эстетизмом, который создал такую красивую статую, что тут же в нее влюбился и стал просить богов в ее оживлении.
Арахны с Минервой (VI, 1151145), Таков смысл мифов о Пенфея состязании с Вакхом (III, 511151733), Марсия с Аполлоном (IV, 382151400), Ниобы с Латоной (VI, 146151312), о непочтении Актеона к Диане (III, 131151252). Вырастив на месте смерти Гиацинта прекрасные Аполлон цветы, решил увековечить память о красивом юноше и друге. Который поучается у Пифагора и блаженно правит своим государством, в книге XV 151 одного история из первых римских царей 151 Нумы. Названный в честь него пионом, превратил Он искусного врача в красивый лекарственный цветок.