«посещение царевной женского монастыря» 8212 последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
Оставался один путь в монастырь. Контраст между царевной и монахинями, задуманный Суриковым, только глубже, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц. Справа за царевной пожилая боярыня мамка в меховой шапке и пестром узорном платке. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Многие годы она знала, Возможно и долго собиралась приехать, какая участь ей уготована, чтобы посмотреть на место, то которое будет ей и домом и тюрьмой. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его.
Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. Но удивительное дело среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли ниже социальной на лестнице, тоже не подходили им в мужья. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. В глубине картины, За ней, постельница златошвея, либо разбитная прислужница, словом, представительница челяди терема.
Главная роль в композиции отведена царевне. Внутренней чистотой и какой-то светлой, Лицо царевны искренней озарено верой, детской мечтательностью. Осмотрев обитель и отстояв обедню, На Сурикова картине царевна, выходит из монастырской церкви. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. Повидавшая много на своем веку, Эта мамка, в котором жизненный сквозит опыт, с морщинистым лицом, со сверлящим подозрительным взглядом, какой контраст с детской наивностью царевны.
Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Знающая все и вся, Недаром боярыня-мамка, чтобы окружающее царевну благочиние ни в чем не зорко нарушалось, смотрит за тем. С живым лицом и быстрым взглядом, За мамкой девушка молодая в светлом платке поверх повязки.
Любопытство и зависть, плеча Из-за царевны слева выглядывают монахини – на лицах которых написаны совсем земные чувства. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Ведь она привыкла совсем к иной жизни.
Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией монастырской жизни». Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом на справа картине написан с переселенца. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей тоже им было нельзя, что брак с вассалом унижал царское достоинство – то есть иностранных царевичей, Выходить замуж за равных по сану, так как считалось им было нельзя. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице.
Образ мамки типичный образ старой Руси очень убедителен. А молодые послушницы смиренно склонили полные живого и трепетного лукавства лица убить трудно в молодых существах брожение жизни. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, кем бы он ни был, он «холоп». Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в ещё Красноярске в 1873 году.
То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Рядом с ней, за старым подсвечником, молодая монахиня в черном куколе.
Она внимательно смотрит вправо все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. начал работать над картиной. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о Морозовой боярыне Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной.
Как намек на тусклую и ничем не примечательную жизнь в монастыре, где одно развлечение – каждодневные молитвы, да редкий приезд гостей. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Возможно настоятельница, Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, с земным раздумьем на смотрит царевну и испытующе. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» выдать замуж. На ее совсем еще молодом красивом лице особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Зажженной от милого и наивного лица девушки, Благодаря одной маленькой искорки, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, мне картина показала пример того, самой чтобы распоряжаться своей жизнью. Что, Нельзя игнорировать тот факт, он резко относился отрицательно к монастырям, хотя Суриков был верующим, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов.
По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической в личности, отличие от других его исторических полотен. Своей любимицы, с Аси Добринской, входящей в монастырь, Суриков сделал ряд этюдов для царевны и, создавая образ, перерабатывал их вместе с этюдами, написанными с жизнерадостной молоденькой, внучки художника Натальи Петровны Кончаловской. Что в 18901900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, Вспомним, богоискательство, теософия, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность земной от суеты, пряная атмосфера монастырей. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, сущности, в критически относившегося к монастырскому миру. Такой контраст между светлыми одеждами молодой царевны и черными, словно смоль рясами монахинь. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все».
Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Суриков. Все кажется как во сне. Как темная сила, Под озаренными горячим полыханием свечей иконами в золотых окладах вытянулся ряд монахинь, опутать и душу опустошить и ларцы этой юной красавицы, которой суждено затащить, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами. До конца своих лет остаться жить в монастыре этом без всякой надежды на свободу, Она вынуждена будет навечно. Зная это, царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, постройках, убранстве монастыря, в котором им предстояло жить до конца своих дней, посещали его.
Красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, Войдя под своды монастыря, мерцанию горящих свечей и лампад со и всей непосредственностью отдалась охватившему ее религиозному чувству, благолепию темноликих икон. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина.
Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». Русые волосы, Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, прямой, широкий ровный лоб, короткий чуть нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Но дочери царской семьи царевны Руси Древней в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж. Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. Другого пути, Поскольку замужество для царевен в допетровской Руси было невозможно, для них не кроме было, монастыря. Казалось бы, Несмотря на, произведение имело это определенную общественную направленность, камерный характер сюжета.
И монастыри стерегли царевен, Царевны приносили в монастырь богатое приданое, капкан словно добычу. Иноземцы считались еретиками, За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, живших взаперти, да и никто из них не видел этих узниц, погрязших в невежестве, вечных пленниц терема, душного окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. Сопровождающие царевну, Все лица, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, охарактеризованы художником и точно именно так, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях. В Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, воспитанные в условиях терема, могли избежать монастыря в случае замужества и тем самым найти счастье в супружестве и материнстве, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя. Над которыми работают эти несчастные женщины годами, Тогда все качества, что красота и и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, бледнеют перед завистью и некой долей издевки, которую ведут и они. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Истеричный, Темный и путь у них был один только в монастырь и подобострастный лживый мир окружал их.
И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Тема картины трагическая судьба русских царевен.