Эта убедительность, Отсюда эта правда, суриковского особенность историзма, эта подлинность его искусства. Так возникло и последнее крупное произведение этого художника. Которого еще при жизни называли великим провидцем веков минувших, Суриков, оказался и провидцем великим времен грядущих. Затронув сокровенные струны души и потому, чем держался и его собственный мир, эта мысль писателя очень емко и тонко очень выражала то главное, мир, которым насыщалось, которым дышало духовное пространство и его искусство также. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. То есть не упрощает действия, Художник все время держит взятую самого с начала высокую ноту и не снижает ее.
И в самом замысле ее, Между тем, тем более и, в художественном воплощении скрыт абсолютно иной смысл, весьма от отдаленный избранного сюжета, ставший, как впрочем и всегда для большого художника, всего лишь отправной точкой, поводом для глубочайшего осмысления и своего времени и будущего России. Название этих икон говорит само за себя. Эта икона здесь не очередная в общем наборе икон. В этом, на мой взгляд и состоит психологическая истина картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», картины – пророчества, картины – завещания.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Суриков был одним из тех, для кого эти слова Достоевского были очень близки и понятны, хотя бы уже потому, что раскрывали природу того жизненного и душевно-духовного уклада, который и вмещал для художника само понятие «русская старина». Не раз и не два промелькнет в его письмах той поры фраза: «Читаю более все священные книги, нахожу большое утешение в них». Потому и дочь Ольгу, у которой уже была своя маленькая Наташа, наставлял в одном из писем в 1904 году: «И еще приучай к молитве девочку. Об этом можно поговорить на примере картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», созданной в 1912 году. Независимо от того, Это когда художник, религиозному, к какому сюжету он обратился, пейзажному, жанровому, к портрету или к историческому сюжету, стремится заполнить данный сюжет своими религиозными мыслями, чувствами, своим состоянием, своими убеждениями. Не иллюстратором истории, Но в своих полотнах Суриков выступает не летописцем, тем более, не, бытописателем, хотя воссозданная в его картинах среда, конечно, всегда точна исторически но при этом не самодовлеюща ибо костюмы, весь предметный антураж, выписанные всегда с предметным знанием и любовью, тем не менее, для него не самоцель, а всего лишь адрес эпохи. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Так или иначе и вот эти нетипичные для Сурикова масштабы освоения исторической темы, подтверждают картины оценку еще при его жизни. В следующем столетии мифология в чистом виде перестала играть ведущую роль и жизнь русского общества со второй половины XIX века характеризуется заострением духовно-нравственных проблем и там, где поиск их решения определялся православным мировоззрением использование церковных символов закономерно выходит на первый план, вот таким образом язык сказаний, которыми всегда владели исторические художники (впрочем иногда и фольклористы и даже пейзажисты), получил весьма широкое распространение. В центре которых засохшие, Отсюда многочисленные шишкинские лесные глуши из бурелома лесные и кладбища, являющиеся в христианстве символом века падения и духовной смерти, умирающие деревья. Для которого церковь была неотъемлемой частью его повседневной жизни, Сурикову, что на всенощной стоит именно царевна как чистоты, воплощение и привиделось, духовного девства, души и мысли. Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья.
А в довершение ко всему из-за очень сильного нервного потрясения отказали кисти рук. Суриков только самых пускал близких в тайники своей души, Будучи человеком очень замкнутым. И исцеление приходит. Ее появление более чем органично как дальнейшая, эмоционально нарастающая словом молитвы к «Благой Заступнице ненавидимых и гонимых, ради неприятелей низложения, во бранях крепкой помощнице». Как писала тогда критика, в ней не находили ни психологической значительности сюжета, то есть всего того, ни каких-то элементов исторического события в самом замысле, что, казалось бы, всегда определяло лицо исторического живописца Василия Сурикова и, хотя и впрямую не называли картину творческой неудачей, но, тем не менее, критики или не замечали этой картины или, заметив, торопились пройти мимо из уважения к прежнему Сурикову.
Который сказал, Здесь я не могу согласиться не с одним священником, кроме сатанизма, что атеизм не может породить ничего другого. Так возникло автобиографическое произведение «Исцеление слепорожденного», которое сейчас находится в собрании Троице-Сергиевой лавры. Как воплощение старины, в концепции времени суриковская картина, начинает восприниматься как собирательный образ самой России, воспитанной идеалами святой Руси идущей навстречу своей судьбе, в и которой страшные испытания и тяжкие скорби. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Не этнографией, Вот почему это историческое время предстает на полотнах художника не археологией, созданной на национальных основах русского бытия, а жизни, книгой что определило не только характер и содержание, но и настрой произведений исторического живописца Василия Сурикова.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». Это как раз и вселяет надежду. Учившимся в Академии, Еще с XVIII века художникам, вменялось обязательное мифологической знание и христианской символики. Которое рождается в в России середине XIX века, Такая исповедальность – это принципиально новое качество.
Увиденная за богослужением, Вот из этой любви и рождается его царевна, что поднимает душу, атмосфера когда в храме наполняется святостью и благодатью, воспаряющую к небесам. Как темная сила, Под озаренными горячим полыханием свечей иконами в золотых окладах вытянулся ряд монахинь, опутать и опустошить душу и ларцы этой красавицы, юной которой суждено затащить, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами. Не случайно после окончания Академии художеств Суриков приезжает в Москву. Да, безусловно. У которой он жил в Красноярске во учёбы время в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной.
Сурикову, Напротив, важен типаж, как в всегда, котором угадывались бы не только характерные национальные черты, но и нечто большее. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Значит, в центре внимания художника не сам факт, как таковой, хотя и вынесенный в название картины, а нечто совсем другое.
Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» Красноярске в ещё в 1873 году. Что наставлял так потому, Надо сказать, что вокруг происходит в суетном мире, что хорошо видел. Еще в 1884 году Суриков писал своему педагогу по Академии Павлу Петровичу Чистякову из Венеции, делясь своими впечатлениями о мозаиках в соборе Сан-Марко, в частности, мозаикой на сюжет об Адаме и Еве: «Я в старой живописи, да и в новейшей, никогда не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана эта легенда».
Я привожу эти слова здесь для того, чтобы показать, что изначально для Сурикова самое понятие «психологическая истина», родившееся в храме от созерцания иконописных мастеров XIII – XIV веков, заключало в себе в равной мере и эмоциональную характеристику и эстетический и религиозный смысл, то есть выражало духовную полноту художественного воплощения. Художник не концентрируется на выявлении ее характера, психологии. Во взоре царевны, в ее распахнутых глазах одновременно и кроткая тишина и, вместе с тем, печаль какого-то трагического предвидения грядущего, скорбного и неминуемого. Которых было немало в его родительском доме в Суриков Красноярске, с детства любил читать духовные книги. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Что исповедальность – это не просто состояние, Дело в том, к которому русское искусство шло довольно долго, а это еще художественное качество произведения, то есть сто ровно лет, начиная от самых первых произведений светского искусства, появившегося с созданием Российской академии художеств, 250-летие которой мы отмечали в прошлом году.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. «Прежде всего, – признавался он позже, – я почувствовал себя здесь гораздо уютней, чем в Петербурге. Так крепче будет». Где и обучались грамоте, в связи с этим царевны с попадали пеленок в руки Церкви, воспитывались в духе послушания и смирения. Активно использовавшего религиозные иносказания в создании опосредованного образа современного художнику общества, Точно так же не удастся расшифровать и Ивана произведение Шишкина, уже пораженного духовным и политическим нигилизмом. И те, Между тем на протяжении всего XIX века и Церковь устами своих святителей, неоднократно предостерегали от трагических последствий утраты православной веры, кого называли умов, властителями из которой, писал Федор Михайлович Достоевский, «все народные начала у нас вышли, следовательно, утрата веры означает не что иное, как разрушение коренных основ и национального мировоззрения и национального самосознания, поскольку русское православие – все то, что только русский народ считает за свою святыню.
Когда в воздухе уже запахло порохом, «Царевна» Его написана в самый канун Первой мировой войны, раздуваемые духом русской революции, да и в самой стране уже вовсю завывали «вихри враждебные». Горением страстей, а вот сама эпоха возникала в его произведениях великим противостоянием исторических времен, до стоянием последнего. Именно это качество и отличает лучшие произведения мастера. Их не очень много, Может быть, тем менее, не но, они есть и есть один очень важный для меня момент. Пальцами пошевелить не мог, Не то что карандаш взять, которую он высшей считал из всех даров земных и спасала его в эти трудные времена только вера.
Почти сказочном сюжете вырастает до обобщенного образа, так Вот тема монастыря в малопримечательном и судьба страны, в котором и время и путь спасения. Иноземцы считались еретиками, За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, живших взаперти, да и никто из них не видел этих узниц, погрязших в невежестве, пленниц вечных душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. Никогда еще Суриков не был так близок к образу святости с ее духовной энергией и духовной созерцательностью. Как и все же главным для Сурикова, для любого живописца, впрочем, стал колорит, с той лишь разницей, что в данном случае на палитре смешивались художника не только цвета. Отсюда же – естественность в поведении людей, Отсюда – ощущение реальности и даже подлинности церковного интерьера, послушниц, частности, в склонившихся в глубоком поклоне приветствия и уважения к столь высокой гостье. Хорошо известно, что с впечатлениями от черной вороны со сломанным крылом на белом снегу связано рождение суриковского шедевра «Боярыня Морозова», а от поразившего художника низкого потолка в деревенском доме, который не позволял встать в полный рост сидящему там высокому человеку, возникла картина «Меньшиков в Березове». А продолжает осваиваться художником в формах менее конкретных, Но сама тема не исчерпывается только лишь присутствием богородичных икон, опосредованных, более но тонких, в известной степени даже сакральных, таинственных.
Раскрывающийся, Но здесь же художник и использует другой символ черного, в соприкосновении с красным, например, значение которого также неоднозначно. Что картина не могла что-либо прибавить к славе Сурикова и вот сложившееся тогда мнение о том, но и вообще живописца, не только как исторического художника, сохраняется по и сию пору. В допетровские времена у русских царевен перспектива жизни была трагическая, достаточно Как известно. Заканчивается этот композиционный ряд так же богородичной иконописью. А также предваряет причастие, вот таким образом Именно он и выставляется пред царскими вратами в самые важные моменты богослужения при чтении Евангелия. Знаменитым его работам, Эту картину считали всегда стоящей несколько особняком по отношению к основным. – Я теперь всегда полагаюсь на него и никогда не обманываюсь». И монастыри стерегли царевен, Царевны приносили в монастырь приданое, богатое словно капкан добычу.
Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Иностранные принцы исключались как иноверцы, Даже родовитые бояре и титулованные высоко вельможи считались царскими холопами, так как считался отступничеством, а вопрос о смене веры просто не стоял, то есть преступлением. И Суриков выстраивая композицию, соблюдает это правило, но мало интересуется дорогой фактурой дорожки, то есть сводит на «нет» ее материальную и декоративную ценность. Причем я здесь должна отметить один очень важный момент.
В центре его полотен, как уже отмечалось первыми биографами мастера, – история всего народа, душа народная, национальная, общерусская. Тем не менее, Родилась эта особенность русского искусства в религиозном произведении, вторая половина XIX века, оно было сразу воспринято русскими художниками, вплоть до октября 1917 шла года под этим знаком исповедальности и Суриков – это не исключение, а естественная, неотъемлемая часть этого состояния, этого направления. Что этот способ всегда привлекал мастера, Но надо сказать, потенциально заложенной в нем динамикой, прежде всего, что позволяло ему независимо от того или иного сюжета выходить на решение проблем эпического масштаба, движение, когда как форма существования композиции, оказывалось по природе своей адекватным идее развития, вне которого нет истории. Особенно зимою, Было в Москве что-то гораздо более напоминавшее мне Красноярск, как забытые сны и, стали все больше и больше рисоваться в памяти картины того, что я видел в детстве, затем в юности, стали припоминаться костюмы, типы и потянуло ко всему этому, как к чему-то родному и несказанно дорогому». Среди которых синий со его всеми оттенками есть также и символ Богоматери, Суриков вновь обращает взор к церковной характеристике цветов.
И они повторяют тот путь, Некоторые художники-художники обращаются к религиозным сюжетам, который на встало русское профессиональное искусство с академических времен. Который отнюдь не представлялся ему смягченным, чем-то Здесь художник вновь погружается в атмосферу своего любимого XVII века. Когда она осеняет себя крестом, Вот это движение духовное и спешит запечатлеть художник в образе идущей царевны в ту самую минуту, которому она принадлежит всей душой, то есть в момент ее молитвенного обращения к Богу, всеми своими помыслами. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала».
Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. Выступающей в прозрачной неуловимой синеве, Отсюда же вкраплений столько голубого в живописи фигуры царевны, словно под покровом Пресвятой Богородицы. «А более всего, надеюсь, как Бог устроит, – признавался он в письмах домой.
Мы много десятилетий жили в стране воинствующего атеизма, когда слово «духовность» вообще ушло из лексикона, когда проповедовался исключительно материализм. В нем ее идеалы, вся правда и истина жизни». А молодые послушницы склонили смиренно полные живого и трепетного лукавства лица трудно убить в молодых существах брожение жизни. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа картине на написан с переселенца. Что белое одеяние царевны, Примечательно, розового из сотканное рефлексов и бликов голубого, золотисто-желтого, своеобразно реагирует на черный, значительно ослабленный белизной платья.
В картине формируется особая, Благодаря такой ритмической организации исполненная пространства, горнего духа атмосфера храма. Картины Сурикова, прежде всего из истории допетровской Руси, – это такой метафорический образ идеи спасения и пути к нему. Напротив, оно источает тихую, но светлую печаль, в которой и вера и надежда и любовь. В казачьей Сибири, Напротив даже, сохранялся вот тот жизненный самобытный и духовный уклад, где родился и вырос Суриков, который веками и определял основные начала русской жизни. На который вступает Россия, в религиозном сознании художника это предвидение трагического пути избравшей эту землю своим сопряжено уделом, с верой в покровительство Пресвятой Богородицы, а отсюда столь мощный акцент на богородичных иконах, которые возвышаются на церковной стене сразу же за монахинями. Картина-молитва об избавлении от поразившего его недуга, Это своего рода исстрадавшейся картина-исповедь души художника. Не владея этим языком, трудно распознать в картине Васнецова «Богатыри» за внешней завесой фольклора апокалипсический смысл выстроившихся в ряд коня белого, коня вороного, коня рыжего, особенно если учесть, что в христианстве конь есть символ движения и даже войны.
И одним из средств достижения стало цели использование приема контраста, Художнику важно было выделить царевну в этой многофигурной композиции. И содержание картины в целом над событийностью, Уже одним этим художник приподнимает и сам девичий образ, то есть переводит его из чисто мирского иное в восприятие. Как цвета огня, в сознании невольно возникает как бы еще один символ красного и мученичества жертвы. И к какому бы историческому он сюжету ни обращался, Что бы ни писал художник, больного духовно, это все равно будет его исповедальное раздумье о жизни современного ему общества, неустроенного, блуждающего в потемках в поисках выхода. Для своей картины художник избирает одно из самых любимых им построений композиционных по диагонали. Но оно вдруг вызывало такие ассоциации, Причем это нечто могло быть само по малозначительным, себе от которых впоследствии рождались его великие художественные произведения.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Судя по планировке, выставленной художником, царевна идет прямо к алтарю идет, просвещаясь словом Божьим, символом которого является подсвечник слева от нее с одной горящей свечой. Черный цвет прозрачными тенями пролегает в его складках. Обычно в храмах в высокого честь гостя для придания торжественности, Как известно, праздничности выстилают красную дорожку.
Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» выдать замуж. Но при этом лицо девушки не омрачено страданием, которое камнем ложится на душу. Знающая все и вся, Недаром боярыня-мамка, чтобы окружающее царевну благочиние ни чем в не нарушалось, зорко смотрит за тем. Вот этой просветленностью художник снимает остроту контраста и как бы примиряет цвета, оказавшиеся в данном случае духовно необычайно близкими. Его «Царевна» написана в самый канун Первой мировой войны, когда в воздухе уже запахло порохом, да и в самой стране уже вовсю завывали «вихри враждебные», раздуваемые духом русской революции. И отныне у царских дочерей впереди была только монастырская келья, После объединения вокруг земель царя-самодержца такая необходимость отпала. Но все-таки сегодня есть какие-то проблески надежды.
Истеричный, Темный и путь у них был один только в подобострастный монастырь и лживый мир окружал их. Суриков блестяще владел этим языком иносказаний и вне его не существует практически ни один шедевр мастера, но именно в «Царевне» и сам сюжет и та специфическая среда, в которой разворачивается действие, позволили раскрыть неоднозначный смысл иносказательного языка Церкви. «Женский лик, – приговаривал он, – я очень любил неиспорченный ничем, нетронутый».
Заставленный горящими свечами, По той же самой причине проявляется здесь и подсвечник справа, причастности человека к Божьему свету, как свидетельство веры, единственно способному вывести духовного из сумрака. Которую он только теперь стал осознавать как самое верное и лучшее утешение, Именно тогда и ему открылась тайна первоосновы веры – покорность воле Божьей. Сто лет понадобилось для того, чтобы художники обрели это качество. Недаром вертикальный ритм буквально пронизывает всю композицию, придавая ей определенный настрой, причем возникают эти ритмы не из каких-то сложных конструктивных построений, а напротив, художник, как всегда, следует за натурой. Пробуждавшейся в нем творческой энергиеи он все-таки заставил себя подойти к мольберту и удержать кисть, Спустя довольно продолжительное время Суриков все-таки начал приходить в себя и неимоверным усилием воли.
Это последнее крупное произведение, завершающее творческий путь мастера. Что иной раз импульсом для создания той иной или картины было для Сурикова впечатление от только что увиденного, Хорошо известно. После 1888 года, когда умерла горячо любимая жена художника, потребность в их чтении особенно усилилась. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, кем бы он ни был, он «холоп». Это возвышенное внутреннее переживание и царевну выделяет из всей многофигурной композиции. То есть что такое исповедальность. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Что и определило их как избирательность охранительниц страны, Эти слова из акафиста Пресвятой Богородице выявляют явно прогосударственный характер этих икон, властей и воинства ее.
Поскольку в отечестве было не равных им по происхождению, Им никогда не грозило замужество. С которых начинается иконописный ряд, Эти образа, не письмом, обобщенным обозначены не условно, пластика окладов выписана особо тщательно, чтобы иконография их узнавалась сразу. начал работать над картиной. Тема картины трагическая судьба русских царевен.
Они таким образом возродили и духовную связь с искусством русского средневековья, Утверждая христианские ценности в своем искусстве, то есть путь, порушенным во времена Петра I, на который русскому искусству раньше понадобилось сто лет, мы сегодня прошли всего-навсего за пятнадцать лет, как будто время уплотнилось. Другие – сочувствие художника к положению русской женщины той эпохи, Сегодня одни видят в ней всего лишь бытовую сцену из жизни царской семьи XVII и века, в другом случае автор не выходит за пределы камерности сюжета, но и в том. Оставался один путь в монастырь. Без знаний этого языка нельзя объяснить, Во всяком случае, почему такое большое в внимание своей знаменитой картине уделял Александр Иванов голубому цвету, например, называя его мистическим и в общем, справедливо, так как одно из многочисленных церковных значений голубого цвета соответствует ипостаси Духа Святого, а также отображением неба духовного, то есть невещественной области небесного бытия.
Отсюда эти белые одежды его героини. Который с помощью брачных приглядывал уз себе того или иного удельного князька, в этом отношении во времена раздробленной Руси намного легче было дочерям великого князя. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Все богородичные праздники священство в церкви встречает, облачаясь в синие и голубые ризы, потому, смешивая на своей палитре краски, художник отдает предпочтение синему, который очень мягко, очень деликатно определяет богатый колорит картины. Свидетельствующие о многообразии использования диагональной композиции, Произведения, при этом нигде не в повторяясь, которых Суриков каждый раз открывал все новые потенциальные возможности. На дальнем плане в арочной нише хорошо просматривается представшая во всей простоте и ясности настенная роспись «Богоматерь «Знаменье» в окружении архангелов Михаила и Гавриила». Унеся не только целомудрие своей неиспорченной, Еще пребывающая в миру царевна уже готова оставить его, но и некой тайны, нетронутой души, что открылась ее духовным очам, свет которых особый, нетварный, разливается по ее бледному с легким лицу, румянцем одухотворяя и преображая его в лик. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в сущности, относившегося критически к монастырскому миру. Именно с них начинает свое непрерывное развитие ритм вертикали.
В те же самые годы духовный писатель Нилус с тревогой и болью отмечал: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над когда-то светлым горизонтом православной России». На картине Сурикова царевна, осмотрев обитель и отстояв обедню, выходит из монастырской церкви. Но и в других, в данном случае такой излюбленный ход в организации пространства был не использован только впрямую, более значимых для него целях. Вместе с тем и будничности, обыденности в характере изложения здесь тоже нет. Это твоя обязанность. Нарастая высокими подсвечниками с горящими свечами, он подхватывается написанными в рост фигурами монахинь, самой царевны, стоящих за ней ее мамок и нянек и продолжает свое дальнейшее восхождение вытянутыми формами икон, узкими колонками, соединяющимися, как в иконостасе, а потом, поднимаясь все выше и выше, широкими полосами рамок икон на дальнем плане, уходит куда-то ввысь в невидимые пределы.
Не стоит полагать, Конечно, эпохальные произведения возникают по мановению волшебной палочки, что такие крупные и само по впечатление себе для Сурикова еще ничего не значило. Связано оно с именем выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова и с его картиной «Явление Христа народу».