Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, плохо, сидел и портрет вышел таким же скучным, как и он сам. – на Льва Толстого, в нем видели не просто рядовой портрет знаменитого так писателя, не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства.
Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки над учебными заведениями для бедных.
Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Не раз выступавший в защиту славян, а Тютчев, также многие другие, чем вызывал недовольство правительства. Выражая абсолютно особую, Глаза сощурены, пристальность профессиональную и остроту взгляда.
Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Конец 1870-х – 1880-е гг. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен кое-как был примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.
Детство и Обучение Родился в семье военного поселенца. жил в Петербурге. Репин вернулся на прежние позиции.
Возвращение на родину Вернувшись из-за границы, Репин И. Е. А также 75 картин и 8 рисунков иностранных художников. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти в декабре 1898 г оценивалось в рублей, 3, 8млн к этому времени коллекция насчитывала1287 произведений живописи и 518 рисунков русских. Что формирование портретной галереи гладко, проходило Но это не означает, согласно заранее продуманной программе. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина». Которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова, в обожествлении радикалы Пушкина улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения.
Но не это главное. Катков, – обращался собиратель к Крамскому в 1884 году. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. Активность отношения к окружающему – вот ощущаем что мы как основное содержание этого образа, Внутренняя энергия. Даргомыжского (1869), Ф. И.
Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты. В котором должна была раскрыться жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение, Борец за свободу Ранние подготовили произведения Репина к созданию такого полотна. Голова Дельвига, опирающаяся вторым подбородком на тугой воротник мундира, несколько откинута назад. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Угнетённого и обманутого, Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением но народа, великого и могучего. Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. Пушкин, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие-многие другие – Третьяковым увековеченных в галерее национального искусства, Перебирая в памяти имена людей, Гоголь, мы не удивляемся набору имен – они всем нам знакомы с детских лет. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.
Наделённых большой духовной красотой, передал индивидуальные неповторимые измученных черты тяжёлой работой героев картины. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 187985, «Арест пропагандиста», 188092, «Не ждали», 188488, Третьяковская галерея). Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Высокий умный лоб, сжатый плотно неулыбающийся рот, глубокие складки кожи болезненно-желтого лица – резкие мешки у глаз, Освещением модели сбоку художник выявил наиболее важные для характеристики Писемского черты его внешнего облика. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.
Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в к упор лицу, долго не отходил. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в модели, психологию виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения.
Менялся фасон платья на модели, На портрете менялись времена года, а после отдыха на юге даже цвет изменился лица, цвет ее шали и зонтика. Которая назначила Третьякова пожизненным попечителем картинной галереи, Третьяков предал построенное им задние галерии вместе с собранной коллекцией картин собственность в Московской городской думы. Третьякова, обращенные к родственникам: «Берегите галерею и будьте здоровы». Когда приходилось заказывать и сразу приобретать несколько живописных портретов одного лица, Но бывали случаи.
Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его в писать сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не бы остался в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Форма одежды – свободная, Модели в изображались основном сидящими, медалей, лишенная орденов, всякой официальности. С начала 70-х гг. Наделённых большой духовной красотой, Репин передал индивидуальные неповторимые измученных черты тяжёлой работой героев картины.
Крамской работал над портретом Л. Н. Исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры, Крамским, Репиным, Серовым с замечательных представителей отечественной культуры Достоевского, Толстого, Мусоргского, Левитана. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Сложность существовавших в ней социальных отношений, Пореформенную Россию, многообразие жизни её Репину И. Е. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В.
Серова исполненного И. П. Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, оба в Русском музее).
И со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба, Была его в другом деле создания галереи. Переживая известный творческий кризис, в Кризис 1890-е годы Репин, временно порвал с передвижниками. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым.
В котором участвуют помещица, Изобразив многолюдное шествие, откупщик, отставной военный, нищие, священники, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин И. Е. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось свой писать портрет всего четыре дня. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень по прост позе и по краскам, но поразителен по правде.
Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). Репин И. Е. Толстого (1874), П. А. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
(1880). Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, он которое произведёт на окружающих.
Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. В поздний период при отдельных удачах, Репин И. Е.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – он и должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). Революционеры – борцы за счастье народное. Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер.
«Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Его, по сравнению с фигурой и головой, непропорционально маленькие руки – это тоже мягкие холеные руки аристократа. Он становится для ценителей Москвы живописи любимым портретом всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее.
Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин И. Е. Наслаждение этим ощущением подкупало Репина в Ощущение Дельвиге, в самом себе полноты жизненных сил. В 1860-е гг. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 не года послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Действительный член Петербургской Академий Художеств (1893). Путешествие на Волгу С начала 70-x гг.
Размер портрета обычно приближен к натуре. На первые годы падает множество заказов и совместная работа художниками с над поиском образа. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель.
«Портрет А. П. Писемского. Собранная Третьяковым, Портретная галерея, которых отличают высокие нравственные приоритеты, современниками воспринималась как некая общность прежде – всего таких людей.
«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» Репин первый привел к общему знаменателю портретируемых Третьяковым, определив их доминирующим качеством этическую составляющую. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в Петербургской Академий Художеств (186471 в 187376 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции). Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано.
В 1880-1900-е гг. Такими людьми была богата Россия в XIX веке. В известной степени, определяло Оно мировосприятие Писемского и, язвительный тон его произведений, скептический. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Сторонник теории «искусства для искусства», Дружинин, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, этом при рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления.
Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Ясно было, «По всем признакам судя, они что уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. В грандиозной портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни – столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) – все в Третьяковской галерее В. В. Стасова (1883), Русский музей. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм.
С малиновыми бархатными отворотами и Он обшлагами, его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Проблема выбора Третьякова для портретной галереи – одна из исследовательских интереснейших проблем. Гончарова (1869), А. Н.
Живо реагирующем на окружающее, Все это вместе взятое создает представление о Писемском как о человеке подорванном остропроницательном, мучительной болезнью, но отравленном желчью. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ 1864-71 в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее).
В конце 1870 – начале 1880-х гг. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Гладкий, скрадывая в облике хирурга все мелкое и второстепенное, круглый череп, шишковатость лба, глубокие морщины переносья, у образовавшиеся от привычки щуриться, сильную линию носа, резкую складку щеки, придающую лицу выражение твердости – которое дал художник голове Пирогова, Сильное боковое освещение, выявляет наиболее характерные в нем черты. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Он прекрасно знал русскую историю и народную музыку, Широкую известность Горбунову принесло собственных исполнение рассказов на театральной сцене, был членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянским языками. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Сходство черт лица и выражение поразительны. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – живые, как Посмотрите эти глаза. Лучшие произведения 18901900-х годов это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 190103, Русский музей). Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г.
«Преступление и наказание», Перовым в 1872 году в выпустившего свет романы «Униженные и оскорбленные», «Бесы» политического эмигранта А. И, «Записки из подполья». Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу.
Опершись на палку, Писемский изображен сидящим, но с глазами, в повороте три четверти к зрителю, прямо устремленными на него. Творчества, Репин выступает как художник-демократ он отстаивает принципы художеств, народности борется против далёкого от жизни академического искусства. Сходство черт лица и выражение поразительны. 1898). В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
Писемского (1869), М. П. Даля (1871), Ф. М. Над которым собиратель работал в последний год своей Точной жизни, цифры назвать нельзя – можно сосчитать по каталогу Третьяковской галереи 1898 года, сколько портретов было им заказано, сколько всего портретов было в его собрании, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались как пример высокого мастерства, сегодня не представляется возможным. Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации.
В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Я счастлив, что видел эту сцену. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Я счастлив, что видел эту сцену. В то же время в целом ряде заказов выбор личности и уровень профессиональный исполнения совпадали. Репин И. Е. Украшенный серебряным шитьем, Фигуру Дельвига облегает черный мундирный китель, серебряными пышными эполетами и увешанный орденами.
Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем скрытую утверждает в нём силу и зреющий протест. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей.
Интерес к истории. Проникнутых идеями освобождения народа, Появление на выставках его лучших картин, было событием в и художественной общественной жизни России, борьбы с самодержавным строем. Как художественных, Он на берет себя ответственность за поиск прижизненных изображений, прибегая к воспоминаниям очевидцев, так и литературных портретов. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года.
Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Формируя портретную галерею, Третьяков вольно или невольно отразил в избранных моделях себя, свои литературные, эстетические, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию. Раскрытию этого замысла подчинены и композиция портрета и освещение модели и выбор аксессуаров. Отроду никем не пробованные, Тут него у какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я и никто больше. Герцена (работы: Н. Н. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, оба 1877) в портрете (1877, Третьяковская галерея) протодьякона Репин И. Е, Здесь им написаны портреты крестьян.
Определеннее, Вот почему портрет может рассказать о человеке яснее, чем непосредственное впечатление от в него действительности, ярче. Голова Пирогова слегка откинута назад. – мастерской этюд, Терещенко и сейчас попавший в Русский музей, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. А. В. Напротив, продуман и отобран, скорее – закономерен он далеко не случаен, Вот таким образом состав портретов невозможно назвать случайным. С 1882 Репин И. Е. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками».
Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в исцеление скорое и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Достоевского (1872), А. Н. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Жанровое произведение приобрело монументальный характер, но и утверждающим положительную силу общества народ пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством, не только раскрывающим противоречия действительности – став обобщающим изображением современной жизни, Эта работа Репина стала явлением новым в русской живописи.
преподавал в Академии Художеств (в 189899 ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. В конце жизни Третьяков заметил: Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя.
Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И. Е. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея). Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья» (1879) Третьяковская галерея).
Которое раньше имела лишь историческая живопись, бытовому придавал жанру то высокое значение. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок. Отроду никем не пробованные, Тут у него неслыханные какие-то приемы, – сам он я и никто больше. Проникнутых идеями освобождения народа, на Появление выставках его лучших картин, было событием в художественной и общественной жизни России, борьбы с самодержавным строем. Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. Чистякова и И. С.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а ли много на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Аксакова. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
наиболее плодотворный период в творчестве художника. Наблюдательность и страстный темперамент художника, Одарённость, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина использовать умение позу, 1867, Третьяковская галерея. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. Которые были носителями определенных ценностей, Показательно обращение в разные годы к разным деятелям и постепенное смещение доминанты идейной в общественном сознании, что отражает и вектор движения идей века.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Кто смотрит на портрет, этот Любой, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи.
наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (187073, Русский музей). Анненковым. Стасова, П. С.
О его жажде лучшей доли, Это произведение Репина стало поэмой целой о бедности и забитости народа, о чванливых барах и других хозяевах деревни. Так как без натуры Крамской работать не мог, Работа на затянулась несколько лет, обуреваемый творческими планами, а он, часто уезжал. Таков же и портрет певца былин В. П.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (188083, Третьяковская галерея). Серова (1870), А. С. Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет такой и размашистый, принадлежавший М. И. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш).
Возглавляемые Н. Г. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» П. М. В человеке, как он предстает перед нами в действительности, чаще всего его сущность бывает затушевана случайными, преходящими чертами.
В центральном произведении цикла – Не – ждали изображена сцена возвращения ссыльного домой. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. В центральном произведении цикла – «Не ждали» – изображена сцена возвращения ссыльного домой. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» Возникший у Третьякова интерес к созданию портретной галереи обычно объясняют рядом культурно-исторических причин: общим ростом историчности мышления и одновременным ростом самосознания личности.
Были годы чрезвычайно «урожайные». Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Портрет мог остаться в галерее, как в случае с портретом любимого Третьяковым композитора А. Н. Погодина (1872) и других.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. В 1894 1907 Репин И. Е. Изображенной по колена, Стасовой, серьезно – штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее. Репин много работал над темой революционного движения. Требование реализма в портретном искусстве заключается в том, чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, определяющее в его характере.
дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора взял он стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. В её живописи проявилось высокое мастерство Репина, в строго продуманной композиции яркое картины, солнечное освещение, передавшего световоздушную среду, добившегося необычайной жизненности сцены.
Тургенева Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Предчувствующий близкую смерть, Писемский Больной изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку. Келером-Вилианди в 1870 году. Иногда собиратель искал другого портретиста для передачи ему заказа и исполнении по избавлялся от неудачного изображения.
Что они определяли для Репина не только внешний облик Дельвига, Но это объясняется тем и но составляли ключ к пониманию его внутреннего самочувствия. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. уже не создал картин равных произведениям 187080-х годов. Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Поначалу она заметно увлекала собирателя, важную Эту и трудную задачу Третьяков часто брал на себя.
Третьяков составил завещание, в котором говорилось: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1881 году П. М. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Боткина. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Репин И. Е., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над этой темой, в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни. Некрасова сатирика М. Е.
Погодин, наряду с ним Ф. И. В 1860-е гг. Причесываться, в манере одеваться, в для выборе себя именно такой корявой палки раскрывает Репин стремление Писемского к своеобычности как характерный штрих в его психологическом облике, носить бороду. Майкова (1871), А. Ф. Репин много работал над темой революционного движения.
В характеристике Писемского существенная роль принадлежит и таким деталям, как упрямо торчащие надо лбом волосы, всклокоченная борода, широкий не по моде бант под воротничком, мешковатый пиджак, суковатая палка. Репин дал нам живую почувствовать подвижность взгляда, Таким образом, как бы за кем-то следящего. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници».
Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Вне стен АХ, Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, картинами жанровыми и рисунками, – над портретами. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Многие из них участвовали в военных походах, в самом деле, принадлежали к именитым фамилиям, русским служили в канцеляриях.
В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. С книгой в руке, одной Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука лежит на ручке кресла. С 1882 Репин жил в Петербурге.
Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Он поневоле вынужден себя был сдерживать и писать посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи.
Та эмоция, то чувство, которые были вложены Репиным в живопись эполет, были эмоцией, чувством самого Дельвига, раскрывали его отношение к своему мундиру, его наслаждение своим генеральским великолепием. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Об этом достаточно сказано в литературе.
Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний надо приезд было торопиться с портретом любимого человека. Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых которое людей, раньше имела лишь историческая живопись. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой которую жемчужиной, вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Репин много работает над иллюстрациями. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом.
Позволявшие современникам считать его отступником от идей демократической эстетики, в его статьях и письмах проскальзывают мысли, но концу к 90-х годов. Вне стен Академии Художеств над портретами, работает над учебными академическими произведениями одновременно и жанровыми картинами и рисунками. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Репин Илья Ефимович 24. 7 (5. 8). 1844, Чугуев, ныне Харьковской области, – 29. 9. 1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области, русский художник. Борется против далёкого жизни от академического искусства, Репин выступает как художник-демократ он отстаивает принципы народности художественного творчества. Д. И.
В 1890-е гг. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Островского (1871), В. И. Глядя на портрет Дельвига и сейчас, что он как бы красуется перед нами своей этой пышностью, мы чувствуем. А также с В. В. Стасовым познакомившись с эстетикой революционных демократов, Крамским другими и членами Артели художников, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860 году 28-летний купец, коллекционер и меценат П. М. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так жизненен, он так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Последним значительным историческим произведением Репина была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (187891, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
Репин уже не создал равных картин произведениям 1870-80-х гг, в поздний период при отдельных удачах. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Он требовал большего. В котором должна была раскрыться современной жизнь России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение, Эти произведения подготовили Репин к созданию такого полотна.
Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, наклоненною с немного головой. После поездок на Волгу, где Репин И. Е. Браз.
Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с утверждает тем скрытую в нём силу и зреющий протест. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим».
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина И. Е. Позволявшие современникам считать Репина отступником от демократической идей эстетики, в его статьях и письмах проскальзывают мысли, но к концу 90-х гг. Действительный член петербургской АХ (1893). Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит.
Вкладывая в работу всю силу своего темперамента, художественного Вот таким образом он писал этот портрет с настоящей увлеченностью. Встречающих отца, Репин зрителю показал сложную гамму переживаний членов семьи, мужа, сына. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Вступает в переписку с будущими моделями, Он стремится участвовать в создании каждого портрета, устраивает встречи, договаривается о сеансах, переживает, происходят если срывы, напоминает, настаивает, советует, беспокоится.
Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Издававшегося П. В, Критические вокруг баталии Пушкина и его наследия завязались с началом выхода в свет в 1855 году собрания сочинений поэта. В глубине комнаты я увидел Крамского, сидящего на стуле, спиной к нам, придвинувшегося прямо, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским».
В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Созданной Репиным, в грандиозной портретной галерее, раскрылись существенные черты русской жизни – столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты В. В. Стасова (1873), как и в жанровых картинах, А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), (1882), А. И. Дельвига Л. Н. Толстого (1887) – все в Третьяковской галерее В. В. Стасова (1883), Русский музей. Собиравшего галерею знаменитых соотечественников, Дашкова, пожертвованную им 1882 в году в Румянцевский музей. Родился в семье военного поселенца. Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку.
Репин создаёт и лучшие портреты. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. Став учителем И. И. Бродского, преподавал Академии в Художеств (в 189899 ректор), Д. Н. Кардовского, И. Э. Грабаря, Б. М. Кустодиева и многих других. Тесно связанное с передовыми идеями эпохи, своей Глубоко народное, творчество Репина – одна из вершин русского демократического искусства. Отразивший его уровень понимания актуальности или того иного деятеля в создаваемом им пантеоне лучших людей России, Прежде всего это был выбор самого собирателя. Военачальников, в его собрание входили представителей портреты царской династии, писателей, влиятельных чиновников, художников, ученых. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, взятый неинтересно и вялый по живописи, засушенный.
Чтобы, Оно не в том, затем воспроизвести ее на холсте, усадив следуя модель, натуре во всех деталях. изобразил властного исполненного грубой силы человека. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной и галереи, Крамскому, какую оставил нам Репин, не было создано никем. одна из вершин русского демократического искусства. Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. Картина – «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Салтыкова-Щедрина. Последние словами П. М. Встречающих отца, Репин показал зрителю сложную гамму переживаний членов мужа, семьи, сына. Жанровое произведение приобрело монументальный характер, но и утверждающим положительную силу общества – народ пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством, не только раскрывающим противоречия действительности – став обобщающим изображением современной Эта жизни, работа Репин стала новым явлением в русской живописи. Созданный Репиным, Образ Писемского, представляет великолепный собой пример реалистического мастерства в портрете.
Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Строгих правил или канона не существовало. В 1880-х гг. В конце 1870 начале 1880-х гг. Необычайно верно раскрывающий натуру, его в результате перед нами образ Писемского, отразившуюся и в характере его творчества.
– приятели, Что касается сходства – все родственники друзья, покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Чехова». Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Так и портретистов, с самого начала он к стремился широкому представительству в создаваемой галерее как портретируемых.
Репин вернулся на прежние позиции. В 1870-80-е гг. Третьяков, Заказывая портреты, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции известно, как но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Точную передачу облика этого и человека его внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – это все передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами.
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей). Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Когда И. Н. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Необходимой для монументального полотна, Композиционное построение картины с его чёткостью, для передачи которых Репин пользуется чистыми и светлыми обусловлено цветами, психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом и светом, составляющими единую цветовую гамму. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы.
Торговли, Почвенники высказывались развитие за промышленности, за свободу личности и печати. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
В марте 1880 года известный русский купец и Павел меценат Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться.
Тютчева (1873), А. К. Это портреты А. Н. И давно убедился, я знаю его давно, как в выборе картин, что на Третьякова никто не влияния имеет так и в его личных мнениях, – писал Крамской. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и счастье вот поблагоприятствовало портрету. был также выдающимся художником в области исторической живописи.
(Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. Угнетённого и обманутого, Она была бичующим мерзостей обличением существовавшего строя и прославлением народа, но великого и могучего. Кто, Это свойство Писемского было известно каждому, был лично знаком писателем, с как Репин. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с и ним хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. С хорошо промытыми морщинами и расчесанными усами, Лицо – Дельвига, выхоленное лицо барина. Может вызвать удивление то обстоятельство, что демократ Репин, ненавидевший мундиры, на этот раз употребил столько усилий и мастерства на воспроизведение знаков генеральского достоинства.
Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Репин едет в Чугуев, Вернувшись из-за границы, желая общении в с народом найти темы и образы для новых произведений. Явившиеся важным шагом в овладении Репин пленэрной живописью (Лошадь для камней сбора в Вёле, Более удачны пейзажи этого периода, Саратовский художественный музей им, 1874. Глинки (1869), И. А. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
Член Товарищества передвижных художеств, выставок. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ, Крамской активно переписывался с Третьяковым и принимал участие в создании галереи портретов деятелей выдающихся русской культуры. Репин И. Е. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. В 1880-х гг. В 1878 году он пишет портреты П. П.