Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Примером может служить серия портретов короля Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
130 портретов придворных, которые могут быть ему приписаны с большой вероятностью. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, Жаном Клуэ, чему способствовало прозвище «Жане», которое они оба имели. Как вера человеку приходилось, Политика вторгалась в такую интимную сферу духовной скрывать жизни, свои убеждения, порой, чтобы спасти от смерти себя и семью. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).
И сын во многом манеру воспринял письма отца, Жан сам учил своего сына их работы отличаются друг от друга, но всё же. В 1516 стал одним из придворных художников Франциска Он I, приехал во Францию во времена правления Людовика XII, а впоследствии был назначен главным живописцем короля. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. При дворе которого служил его отец, Во время похорон 1547 в г. Франциска I, Франсуа снимает с него посмертную маску. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же).
Семья Клуэ происходит из Нидерландов, Жан Клуэ Младший и его сын Франсуа являются мастерами крупнейшими французской школы придворного портрета 16 в. Возможно, где это имя было распространено в конце 15 в. Жан Клуэ Младший – сын художника Жана Клуэ Старшего (ум. Франсуа Клуэ писал не только придворных и монархов, но и людей, духовно близких ему. В сделанном по этому рисунку живописном портрете Клуэ в вложил руки модели книгу стихов великого итальянца эпохи Возрождения Петрарки. Отличные от ярких красок пышных парадных портретов, Приглушенные как тона, нельзя лучше соответствуют общему настрою портрета. Париж) сын и ученик К., Жана 22. 9. 1572, с 1540 придворный художник Франциска I и его преемников.
1540, Национальная библиотека, Париж), принцессы Маргариты Французской (ок. Возле нее стоит кормилица с младенцем на руках, рядом – ребенок постарше. 22. 9. 1572, Париж) сын и ученик Жана К., с 1540 придворный художник Франциска I и его преемников. Уже у девятилетнего мальчика с пухлыми щеками, округлым овалом мы замечаем особый, «следящий» взгляд (1559, Париж, Национальная библиотека). Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе. И называют Жана сыном Франсуа, Также в интернете иногда перемешивают их а родство, не наоборот. А также ряд живописных портретов, Его наследие включает большое число подготовительных (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), рисунков аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же), в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена).
Жан К. Младший (около 1475, Нидерланды, около 1540/41, Париж) автор живописных портретов, отличающихся точностью характеристик, единообразием торжественно застывших поз, яркими чистыми тонами, миниатюрной тщательностью исполнения. В изображении Клуэ Гийом Бюде истинный служитель науки, сухой, серьезный, даже суровый человек с сосредоточенным взглядом, не лишенный, однако, своеобразного изящества. Сохранилось несколько изображений Карла IX разного возраста. Их не выставляют в залах, Не имеют все доступ к этому сокровищу рисунки берегут от опасного и вредоносного воздействия света, где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии.
библиотека). Эрмитаж), Клуэ приписывается и живописный портрет Карла IX (Вена, Музей истории искусств), а также серия рисунков (Шантийи, музей Конде и Париж, Нац. Национальная галерея искусства, 1571, нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск и Вашингтон др. ). Подписанных им произведений не сохранилось, однако в музее Конде в Шантийи находится ок. Чем живопись его это отца искусство сочетало в себе различные влияния – итальянское, Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, нидерландское и немецкое. в Вашингтоне.
Лицо осветилось едва заметной улыбкой, Условность и скованность ранних образов Клуэ здесь сменилась спокойной сдержанностью, в нем отразилась сложная работа мысли. Жан Клуэ работал в Туре и Париже. Взирающей на зрителя с легкой улыбкой придворной дамы, Этому способствуют необычное композиционное решение и явная парадность в трактовке молодой образа женщины, привыкшей восхищать окружающих своей холодной красотой. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Клуэ (Clouet) или Жане (Janet), семья французских живописцев эпохи Возрождения.
1475 или 1485/1486 – 1540 или 1541), французский художник и рисовальщик. Озаренных ласковым солнцем Иль-де-Франса, в тридцати километрах от Парижа среди холмов и просторных лугов, зеленых отражаясь в ясных водах, в окружении веселых кудрявых рощ стоит, старинный замок Шантильи. Наивен взгляд светлых глаз из-под приподнятых бровей, в тонких губах притаилась неуверенная улыбка – сложна жизнь лица в рисунке и как что-то естественна, простоватое угадывается в широком скуластом лице, как ощутим в нем характер. Чувствуется, что ему близки гуманистические идеалы Возрождения. Франсуа К. (р. Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне». И мы имеем неповторимую возможность проследить как Франсуа изображает своих королей, у него это не просто портрет монарха, каждого он рисует особенно, ведь каждый из них индивидуален как личность. Художник прожил достаточно долгую жизнь.
Реалистическое искусство Возрождения открывает собой, Более первый того, этап в истории искусства нового времени, по существу. Как свидетельствуют многочисленные документы и картина «Купающаяся женщина», Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом. Строгая хранительница, предварительно затенив шторами окна, торжественно извлекает из больших плоских ящиков шкафа-хранилища тяжелые папки. В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской). Несмотря на такое обилие жанровых деталей, полотно Но, не производит впечатления традиционной бытовой сцены.
Самостоятельное значение имели его сдержанно-изящные, тонкие и нежные по моделировке карандашные портреты (Карла IX, 1566, госпожи д'Андело, оба Эрмитаж, Ленинград). Так что такие ошибки можно назвать и грубым упущением, к же тому науке известны даты их жизни. Национальная галерея искусства, 1571, нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск и Вашингтон др. ). Большие по размеру, с фигурами, подчас в натуральную величину подобные картины выполняли представительные функции, демонстрируя мощь монархии и всевластие короля: Портрет короля Генриха II (1559, Флоренция, Уффици), Портрет короля Карла IX (1566, Вена, Альбертина). Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
На основе портретного рисунка Карла IX, на котором стоит дата – 1566 (Санкт-Петербург, Гос. На первый взгляд, произведения Франсуа Клуэ близки работам отца, но, вглядываясь в лица людей на его портретах, мы замечаем, что они принадлежат уже иной эпохе. На заднем плане еще одно действующее лицо – служанка, нагревающая воду для своей хозяйки. Ее большие темные глаза серьезно и чуть настороженно смотрят на зрителя. Интересовалась науками и ее племянница, Сестра Франциска королева Маргарита Наваррская писала новеллы и увлекалась философией и славившаяся теологией, умом, дочь короля Маргарита, образованностью, владевшая латынью, греческим и итальянским языками.
Первый художник Франциска I (с 1523). Франсуа К. (р. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля.
«Двор без дам все равно, что весна без цветов» любил повторять король Франциск. Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Он писал портреты и миниатюры, композиции на мифологические сюжеты. Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве приМариньяно в 1515 году. Из которого выступает нежное, Принцесса заключена в тяжелое платье шитый и жемчугом чепец, чуть печальное детское личико.
Часто их работы путали. Самостоятельное значение имели его сдержанно-изящные, тонкие и нежные по моделировке карандашные портреты (Карла IX, 1566, госпожи д'Андело, оба Эрмитаж, Ленинград). На рисунке 1572 года ему двадцать два (Париж, Национальная библиотека). А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи. Что культура всех народов мира переходе при от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития, Однако это вовсе не значит.
Огромное значение имело искусство Возрождения для дальнейшего всего развития зодчества и ваяния. И здесь обнаруживается его незаурядная зоркость, в натурном наброске художник чувствует себя свободным от условности парадного портрета, умение найти главное и на зафиксировать рисунке, наблюдательность. В его мифологических женских образах, Напротив, где портретность (Купающаяся завуалирована женщина, аллегориях и жанровых сюжетах, ок. Перед нами личность, независимый, свободно мыслящий человек.
Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Гуманиста, в связи с этим интересен портрет известного филолога, древних знатока языков Гийома Бюде хранителя королевской библиотеки в замке Фонтенбло. Тщательным по лепке характеров, Всем этим работам, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная художественного ясность строя. Франциска II и Карла IX, 1522–1572) унаследовал должность при отца французском дворе и пользовался большой известностью во времена царствования Генриха II.
Один из современников отмечал, что у Карла в эти годы был уже вид старика. Художественная культура Возрождения представляет человечества для неповторимую и непреходящую ценность. Создав предельно точный и образ, лаконичный в нем он преодолел свойственную ранним работам пестроту рисунка. Чем живопись его отца это искусство сочетало себе в различные влияния – итальянское, Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, нидерландское и немецкое. Притягивая внимание к открытому, Поток света фигуру, заливает интенсивно высвечивает фон, благородному лицу, создавая вокруг изображенного воздушное пространство, атмосферу ясности, духовности. Произведения Жана Клуэ заложили основу французской ренессансной портретной традиции живописи.
Раздражительность, Очень точно Клуэ подметил нерешительность, эгоизм и упрямство безграничное своей модели, слабоволие. Их технику, манеру письма часто сравнивают искусствоведы. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица («Портрет Маргариты Французской в детстве», Шантийи, музей Конде).
Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с «маскарадами, турнирами и другими забавами». Чаще всего исследователи и только редкие получают счастливцы, возможность посмотреть оригиналы. Сомкнутый рот, Твердая линия носа, глубоко посаженных глаз все выдает ум, брошенный резко в сторону взгляд небольших, силу волю, духа, энергию и напряженность мысли. Франсуа Клуэ, сын художника Жана Клуэ (предполагают, что он помогал отцу в работе над портретом Франциска I), унаследовал от него звание «художника короля». Жан К. Старший (умер около 1500) отождествляется с так называемым Муленским мастером.
Наложивших отпечаток на искусство Клуэ и на всю французскую школу портрета, Соединение портретном в образе сложной внутренней жизни модели с внешней грацией было отражением аристократических вкусов. В высокой полутемной в зале, его библиотеке, хранятся рисунки старых французских мастеров, заставленной шкафами с книгами. И каждого он изображает со своими качествами.
Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Музыкантам, Женщины особенно оказывали охотно покровительство поэтам, сами нередко сочиняли. Миниатюры сделаны согласно правилам этого старинного искусства – цветной гуашью и золотой краской пергаментных на листах рукописи. Изображающий в полный рост Карла, в году 1566 был создан живописный портрет, облаченного в парадные одежды. Что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели самостоятельность, политическую Именно тот факт, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. Которая исходила от многих придворных портретов мастера, Здесь и нет следа той нервной настороженности. Рабочий стол, лежащий нем на – гербарий, Характеристику Кюта дополняет обстановка его кабинета. Реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое светское мировоззрение, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и Центральной отчасти Европе.
Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре. гал. ). Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, оба носили прозвище Жане. Увлеченный передовыми идеями Король, времени, литературой искусством, науками, охотно привлекал к себе ученых-гуманистов, поэтов, художников. Картина изображает человека абсолютно новой эпохи, в Выполненная интимной манере, высокообразованного и благородного.
Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. («Портрет Елизаветы Австрийской», Париж, Лувр). Его творчество – одна из вершин французского Возрождения. И на свет появляются один за другим листы плотного, Медленно открывается верхняя крышка, а на них портреты мужчин и в дам костюмах французской знати XVI века, чуть пожелтевшего от времени картона. гал. КЛУЭ, ЖАН МЛАДШИЙ или Жане (Clouet, Jean) (ок. Тихая, Но как глубоко прочувствована художником неповторимость, почти дерзость уверенной в себе, скромная серьезность милой и нежной мадам Лотрек супруги одного из героев Мариньяно смелость, раскованной Леоноры Сапаты – испанки, придворной дамы королевы спокойное Элеоноры достоинство, овеянное таинственными настроениями, неприступной красавицы мадам Летранж тончайшая одухотворенность мадам Авогур – уникальность каждого характера. В числе наиболее значительных живописных творений мастера – «Портрет принцессы Елизаветы Австрийской» (ок.
Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона будущего кардинала. Но это ошибка. Что Жан родился между 1485 и 1490 в годами семье нидерландского художника, Немногие данные из архивных документов свидетельствуют. Сравнительно свободным по живописным композиции портретам Франсуа К. (Генриха II, 1559, Галерея Уффици, Флоренция аптекаря Пьера Кюта, 1562, Елизаветы Австрийской, около 1571, оба Лувр, Париж) присущи яркость характеристик, Насыщенным по цвету, сочетающаяся с репрезентативностью (величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов). И, Их в Шантильи более 350, среди них около 130 рисунков Жана Клуэ почти все дошедшее до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, главное, создателя французского школы карандашного портрета. Первая антифеодальная в человечества истории культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, Таким образом, который находился в целом еще на стадии феодализма, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента. Тонкие и нежные по моделировке карандашные портреты Самостоятельное (Карла IX, 1566, госпожи д'Андело, оба Эрмитаж, Ленинград), значение имели его сдержанно-изящные.
Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают «Конный портрет Франциска 1» (Париж, Лувр) и «Конный портрет Генриха II» (Флоренция, Уффици) однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ. Портрет прост и «классичен» по композиции, поза исполнена сознания спокойного достоинства естественность придает облику человека особое изящество и аристократизм. Портретное творчество Клуэ одна из вершин французскго Возрождения. 1571, Лувр, Париж). Значительное место в творческом наследии Франсуа Клуэ занимают графические портреты.
Значительное место в композиции отведено жанровым элементам. Франсуа был сыном Жана. А теперь в нем находится музей, Несколько столетий он служил жилищем и именитому славному роду герцогов Монморанси-Конде.
Очень реалистично и убедительно мастер передает характерные особенности (не только внешние, но и внутренние) в карандашных портретах матери Генриха IV Жанны дАльбре (конец 1540-х, музей Конде, Шантийи), королевы Екатерины Медичи (ок. За обновление церкви породила раздоры, яростные Борьба за религиозную реформу, которые вылились в кровавые гражданские войны. Вероятно, он исполнил и «Купание Дианы» (Руан, Музей изящных искусств), чью важность подтверждают многочисленные реплики. Своей холодной замкнутостью, отчужденностью образы, воплощенные здесь, далеки от того ощущения полноты жизни, праздничного великолепия, которым искрился и сверкал портрет Франциска I Жана Клуэ.
В прекрасном живописном портрете, где Карлу одиннадцать лет (1561, Вена, Музей истории искусства), черты стали тоньше, определеннее, взгляд карих глаз не по-детски проницателен. ок. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля.
Первый художник Франциска I (с 1523). Сын Жана Клуэ – Франсуа (между 1505 и 1510 или ок. Клуэ создал также несколько жанровых сцен – «Сцена из комедии» («Мнимый больной») и «Дети, жалующиеся Амуру», гравированные (под именем Жане) и изданные Леблоном. 1500) иногда отождествляемого с Муленским мастером. Насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам Франсуа К. (Генриха II, 1559, Галерея Уффици, Флоренция аптекаря Пьера Кюта, 1562, Елизаветы Австрийской, около 1571, оба Лувр, Париж) присущи яркость характеристик, сочетающаяся с репрезентативностью (величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов). Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи.
Известен также строгими по своей графической манере, объективно точно трактующими модель подготовительными (для живописных портретов) рисунками итальянским карандашом и сангиной (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи). (28. 13 Кб) Был, в первую очередь, замечательным портретистом. Им близки и некоторые картины (портрет Генриха II в рост, Флоренция, Уффици) и блестящие реплики исполненные его помощниками. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам.
Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. Портретное творчество Клуэ одна из вершин французскго Возрождения. Принесший ему удачу и открывший его творческую биографию, Примерно в те же Клуэ годы выполнил большой заказ короля. Их духовный мир более сложен и противоречив, нервная организация тоньше. Как и с Генриха II, умершего в 1559 г. За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Зритель видит купающуюся в ванне женщину.
То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Так возник «Портрет неизвестного с томиком Петрарки». На маленькую деревянную доску, Он в написан традициях старых мастеров XV века, нанесен черно-коричневой эмалью рисунок, покрытую гипсовым грунтом, а по нему прозрачными слоями положены краски – первооткрывателей техники масляной живописи. Тщательным по лепке характеров, Всем этим работам, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная ясность духовная художественного строя.
А умер 22 декабря 1572 г. При Франсуа престол сменили четверо королей Франциск Он I, родился в 1515 г. в Туре, Франциск II, Генрих II, Карл IX. В героинях Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости. Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику.
Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). Особенно в области портрета и жанровых сцен, Влияние живописи Клуэ Франции во и за границей было огромным. Вносило в формирующееся светское общество дух утонченности, Их присутствие нравы смягчало дворян, галантности.
На одном из портретов он показал своего хорошего друга, фармацевта Пьера Кюта (1562, Лувр, Париж). Художник создает искренние и полные жизни образы своих современников, виртуозно используя разнообразную изобразительную технику (итальянский карандаш, сангину, цветные карандаши, акварель). Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Отмечают, что Франсуа Клуэ испытал и влияние Ганса Гольбейна Младшего.
24 августа 1572 года, в праздник Святого Варфоломея, среди ночи во всех парижских церквях ударили в набат и началось кровавое избиение спящих мирным сном детей, женщин, стариков, всех, кого называли гугенотами (еретиками), Варфоломеевская ночь и король Карл IX был ее участником. Сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, Основные принципы реализма, особенности в в его живописи. Навряд ли сам мэтр Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой: более 25 лет он занимал должность «живописца короля» Франциска I одного из самых могущественных государей той поры. между 1505 и 1510, Тур, ум. Подозрительности в нем что-то появилось недоброе, Кроме обычной настороженности, таящее угрозу. Франсуа Клуэ был, в первую очередь, замечательным портретистом. 1560, музей Конде, Шантийи), Карла IX (1566, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
И Франсуа Клуэ один из лучших в мастеров этой области, XVI столетие время широкого распространения в Европе парадного портрета. Покрытое болезненной бледностью, Тщедушная фигура и лицо, не главных скрывают особенностей характера короля. Франсуа Клуэ руководил большой мастерской, где изготовлялись копии созданных им портретов. И действительно, женщины были украшением французского двора. Детали костюма намечены несколькими тонкими в Шантильи хранится один из самых замечательных карандашных рисунков Жана Клуэ портрет неизвестного, Торс, в пору, выполненный около 1530 когда года, талант мастера достиг наивысшей зрелости и силы. В частности, Искусство Клуэ было воспето поэтами, который описал утраченное произведение с изоб- ражением обнаженной возлюбленной художника благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые в картины Нац, Ронсаром. Нам известно только две подписных картины Клуэ: портрет его друга и соседа аптекаря Пьера К. юта (1562, Париж, Лувр) и «Купающаяся женщина» (Вашингтон, Нац.
К этой группе принадлежит и композиция «Красавица» известная по многочисленным повторениям (Франция, частное собрание Лугано, коллекция Тиссен-Борнемиса). Одетая в великолепное платье, Юная принцесса, себя чувствует неуверенно, украшенное жемчугом. Эти лица хранят отсвет трагедии, которую переживала страна.
Как принято его называть, Музей Конде известен, однако невелик, пожалуй, не меньше, чем Лувр. между 1505 и 1510, Тур, ум. Насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам Франсуа К. (Генриха II, 1559, Галерея Уффици, Флоренция аптекаря Пьера Кюта, 1562, Елизаветы Австрийской, около 1571, оба Лувр, Париж) присущи яркость характеристик, сочетающаяся с репрезентативностью (величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов). В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные.
В его мифологических женских образах, где Напротив, портретность завуалирована (Купающаяся женщина, аллегориях и жанровых сюжетах, ок. Влияние Клуэ заметно и в нескольких произведениях неизвестных мастеров («Сабина Поппеа», Женева, музей Рат и «Купающиеся женщины», Париж, Лувр).