Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). На переднем плане – несколько работниц. 1625 г. Дерево, масло. На сей раз картины расположены в хронологическом порядке.
Художник свободно располагал модель в пространстве, «Изображая своего героя в земной определённой среде. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Все его имущество продано с аукциона, в 1656 году был Рембрандт объявлен несостоятельным должником. пишет: «живопись XVIII160в. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства.
Когда начала писать 171Невский романс187, И, а потом надевает его во время их непростого объяснения, не преминула нарядить в них свою героиню Полину Вельскую:) в жёлтом она платье знакомится с героем. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. В его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает в усталость, поблекшем лице короля, горечь, разочарование, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение. Умный, Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Многие образцы из которого были доступны в Севилье, Прежде всего них в ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпенев семье ткача. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте». Еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, По свидетельству самого Пачеко, ему служившего моделью. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданногоим образа. Не без влияния Руссо в портрет попадали детали садового и паркового антуража. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Показать противоречивость черт его характера, Веласкесу удавалось в передать портрете характер человека. Первым размещаю портрет очаровательной молодой женщины в широкополой соломенной шляпке. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Но Халс неотказался от реализма и его популярностьрезко упала. Некоторые платья я впервые увидела в этой книге: «Коршунова Т. «Костюм в России 17 начала 20 века». В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св.
в живописи Нидерландовсуществовала традиция писать портретылишь представителей правящих кругов, известных людей и художников. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). После присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп.
Гибкой, Веласкес показывает красоту живой женщины, сближая божественный образ земным, с исполненной грации. Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648). На втором по счёту портрете (княгини Беневент) хорошо видна типичная причёска 1780-х годов. В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». Выдержанный в черных, Это ощущение подчеркивает иколорит, серых ибелых тонах. Умер Халс 1666 в г. в глубокойбедности.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя ровно на освещённые лица. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около1645) в колорите этих произведений начинаетпреобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполненыв очень свободной манере и решены вскупой цветовой гамме, построенной наконтрастах чёрных и белых тонов («Мужчинав чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилосьчувство глубокого пессимизма («Регентыприюта для престарелых», «Регентшиприюта для престарелых», обе 1664)» Основоположником голландскогореалистического портрета был ФрансХальс (Халс) (около 15801666), чье художественноенаследие своей остротой и мощью охватавнутреннего мира человека выходитдалеко за рамки национальной голландскойкультуры. Расположение фигур, Разреженностьпространства, одинаково освещающийвсех изображенных, ровныйрассеянный свет, способствуютсосредоточению внимания характеристикекаждой на из них.
Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. Такова картина «Вид реки Ваальу Неймегена» (1649, Москва, Государственныймузей изобразительного искусства имениА. Творческоелицо Хальса сложилось к началу 20-х годов17 века. Но портретируемыхобъединяют общие черты: цельностьнатуры, жизнелюбие. («Завтрак», около 16171618 «Старая кухарка», около 1620 «Завтрак двух юношей», «Водонос», около 1621). Демократизм его искусстваобусловлен связями с традициями эпохинидерландской революции. Горечью, Изменилось отношение буржуазныхзаказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которогостало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся аристократическоймодой. Жизнеутверждающий за оптимизммастера сменился глубоким раздумьем, иронией, скептицизмом.
Тем более поражает зрителя необычный для его творчества «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Но образ девушки возвышенно-лиричен, следует Художник строгой традиционной форме погрудного портрета, овеян поэзией. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. Веронезе, Веласкес изучал и копировал произведения Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Микеланджело, памятники античности. Прославляющее деятельность простого человека, первое Это в истории европейского искусства произведение.
Чувство горечи, разочарованияощутимо в «Портрете мужчины в чернойодежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочныеоттенки лица обогащаются и оживаютрядом со сдержанными, почти монохромнымичерными и белыми тонами. Высшеедостижение Хальса его последниегрупповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года досмерти художника, одиноко окончившегожизненный путь в приюте. Но словно втягивает в него зрителя, Построение и композиции сложнейшее решение света создает не только убедительное ощущение реального пространства, стоящего перед картиной». Созданные Веласкесом по возвращении, Портреты, принесли ему славу мастера этого жанра, в – 1630 1640 годах. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия законами перед бытия.
Созданные Веласкесом в 16301640 годах, Портреты, принесли ему заслуженную мастера славу этого жанра. Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Луки и общества виртуозов Пантеона. Что наложило на развитие портрета особый отпечаток, Средневековая культура была сосредоточена на спиритуалистических борьбе и стихийно-материалистических тенденций.
На этот раз уже не безвестным молодым художником, в 1649 году Веласкес снова едет Италию, в а прославленным мастером. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Таковы изображениядетей, поющих или играющих на музыкальныхинструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. А буржуазия ужеперестала прогрессивным быть классом, опирающимся на демократические традиции. Правдивость живописи Халса больше непривлекает богатых заказчиков, встране намечаются признаки перелома. Прошло всего несколько десятилетийпосле победы революции, которыехотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле.
Принимавшие активноеучастие в освободительной борьбе завоевателей, противиспанских Сильные, энергичные люди, представленыво время пирушки. Генерала Оливареса (1633), Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), папы Иннокентия X (1648), конный короля портрет Филиппа III (1635). Официальному предназначению, Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, король пришел в восторг от работы Веласкеса и выставить велел картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Сдержаннаясеровато-золотистая, оливковая тональнаягамма объединяет предметы и придаетособую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть толькочто разрезанного лимона или мягкий шелкголубой ленточки. Со временем «завтраки»мастеров натюрморта, живописцев Класаи Хеды уступают место «десертам»голландских художников Абрахама ванБейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Портрет его слуги и ученика, встречали Художника с почётом, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. Во второй половине 1650-х гг. В портретах Хальса представленывсе слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низовобщества, на стороне последних егоособенные симпатии, а в их изображенияхон проявил глубину мощного полнокровногодарования. Выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, то пастозные кисти мазки создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие.
63, 5 X 47, 8 см. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Много места (примернодве трети картины) Ян ван Гойен оставлялнебу с клубящимися облаками, насыщеннымивлагой. Взгляд на действительность больше не был гармоничным, Личность испытывала кризис, внутренний человека мир усложнялся. Что при дворе стало зазорным не иметь его портрета работы, Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько. В доме учителя Диего познакомился со своей женой.
«Пряхи» – апогей мастерства художника. Уродливаястаруха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и оскалившись, словно широко отвечает кому-то из завсегдатаевсвоего кабачка. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. То теперь художник предпочитает соединять их в единой жанровой композиции, Если раньше они распределялись шкале по иерархической ценности, нарочито подчеркивая живой беспорядок игры и минутную случайность избранного им мгновения».
Из собрания Государственного Эрмитажа, 1979 год». Лукавый взгляд которой направленна невидимого зрителям собеседника. Халс не идеализирует модель, свою Удивительноживой кажется улыбающаяся молодаяженщина, растрепанной цыганкивосхищает своим задорным очарованием. Оченьчасто портреты Халса включают элементыжанровой сцены, нообраз веселой. Наряду с пейзажнойживописью значительное распространениеполучил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали длясвоих натюрмортов самые разнообразныепредметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предметаи его внутреннюю жизнь, неразрывносвязанную с жизнью человека. Голландскиехудожники 17 века Питер Клас (около 1597 1661) и Виллем Хеда (15941680/1682) писалимногочисленные варианты «завтраков», изображая на столе окорока, румяныебулочки, ежевичные пироги, хрупкиестеклянные бокалы, наполовину наполненныевином, с удивительным мастерствомпередавая цвет, объем, фактуру каждогопредмета. Не иерархию культурных ценностей, в соответствии с общей тенденцией отражать в портрете не бытийную норму, выхваченный из жизни отдельный момент изменяется и соотношение детских и взрослых фигур на а полотне, непосредственный. Так был создан прецедент человек искусства стал кавалером одного из древнейших в рыцарских Европе орденов. Такой портрет требовал тщательного соблюдения всего ритуала орденов, чинов и мундиров. Но при этом непременно старались постигнуть её Портретисты сущность, Ренессанса во многом идеализировали модель.
В светло-зелёном едет в театр, а затем надевает его на бал, где встречается с героем после пяти месяцев разлуки. На егопортретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина – ремесленникаи даже человека из самых ИскусствоХалса низов, глубоко демократично. В 1642 – 1644 гг. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. «Менин» часто называют «картиной создания картины».
Художник часто давал их крупнымпланом, Прекрасно изучив мягкой повадкиживотных, шерсти, мельчайшие подробности, тщательно выписывая фактурукаждого материала. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). утвердила два стереотипа портрета. Независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, Стихии света и цвета, теперь сливаются в взаимосвязанное единое целое. Не считавшегося с академическими традициями, Смелость молодого севильянца, привела к с конфликту наиболее авторитетными художниками. Художникне пытается идеализировать изображаемых, главное него для их естественностьи неповторимость.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, Творчество Рембрандта, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, мира внутреннего человека со всем богатством его душевных переживаний, один из пиков мировой художественной культуры. В 1632 году Рембрандтпереехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Его интересовал нечеловек изображенный согласно своемуобщественному положению ввеличественно-торжественной позе ипарадном костюме, но человек во всейсвоей естественной сущности, характерности, со своими чувствами интеллектом, эмоциями. Создатели ищут большую адекватность истинному облику модели – пытаются раскрыть её характер Вот таким образом многосложно, в портрете происходит поиск. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей, ' сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. «Психологическиехарактеристики углубляются в портретах1640-х гг. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так композиция как каждого натюрмортастрожайше продумана и найдена. В муаровом голубом появляется на придворном приёме. Натюрморты Бейерена строги покомпозициям, эмоционально насыщены, красочны.
Эти последниеработы голландского мастера отличаютсяэмоциональностью и яркой индивидуальностьюобразов. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений», – пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Егореализм стал более психологическиуглубленным и критическим, его мастерство более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретаябольшую сдержанность в преобладающейсеребристо-серой, холодной тональнойгамме, среди черного и белого особуюзвучность приобретают небольшие, точнонайденные пятна розоватого или красногоцвета. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. В таком же духе исполненазнаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлемесодержательницу харчевни, которуюпосетители за глаза называли харлемскойведьмой.
Прозрачные лессировки, Тонкие, сквозь к Принципыголландского реалистического пейзажаскладывались на протяжении трети17 первой века. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. То эллинистические мастера, Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), выявляют характерные особенности данного конкретного человека» «Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной личности, эгоистической стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. И модель всё чаще выступала не на условном ирреальном фоне, как это было в искусстве Средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто160 в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. Идеализированные скульптурные портреты поэтов, эпоху в классики создаются обобщённые, общественных деятелей, философов.
В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. в камеру риторов (актеров-любителей). В живописи этого периодапоявляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Строже и спокойнее становится егопалитра. В возрасте 84 лет Халс создаетдва своих шедевра: групповые портретырегентов (попечителей) и регентш приютадля престарелых (1664). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Долиныи водная гладь широких рек с городамии на селениями их берегах в серые, пасмурные дни – Излюбленныемотивы художника Яна ван Гойена в егонебольших по размерам пейзажах. Имевший большой успех, Художник пишет портрет короля молодого Филиппа IV и вскоре получает звание придворного живописца. Широкие и пышные причёски, Именно как такие, показаны в фильме 171Царская охота187 с незабвенной Анной Самохиной, пришли на смену высоким. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков».
Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, смело порывающий с художественными канонами, Дрезден), выделяющийся живой непосредственностью свободной композиции, манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Здесьнет главного героя. Художник почти гротескноизобразил женщину с огромной пивнойкружкой совой и на плече. В 1640-х гг. Запечатлеваяпортретируемых в действии, Хальсрасширил рамки портрета введениемсюжетных элементов, акцентируя в мимику, жест, конкретнойжизненной ситуации, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипыи жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. («Регенты госпиталя св.
«в контексте позднего постмодернизма отношение зрителя к портрету – изображению сильно поменялось по сравнению с эпохой, классической пишет. От изображений регентов стариков и старух веет печалью исмертью. Одежд, Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, пейзажных величием фонов, коней. 1625 год. То же самое происходит и с платьями.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Где и жил до почтибезвыездно самой смерти (в 1616 г. онпосетил Антверпен, в юношеском возрасте онприехал в Харлем, а в середине 1630-х гг. Его вельможи держатсебя так же раскованно, как и представителинизших слоев общества, которые накартинах Халса изображены жизнерадостнымилюдьми, не лишенными чувства собственногодостоинства. Большое место в творчествеживописца занимает групповой портрет. Лучшими работами этого жанра сталипортреты офицеров стрелковой роты Св. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины король наградил его высшим орденом Испании – крестом Сантьяго. Кто имел арабское происхождение, На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – из изгнание страны всех. Если рассматривать все актуальные практики сегодня, Но, то это скорее жизнь после смерти» и если есть живые некие проявления портретного жанра. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян.
В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаковчувствуется симпатия и уважение автора. Замечательна его «Цыганка». Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам («Вакх или Пьяницы», 16281629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим «Сдача Бреды» (1634).
Таковы картины«Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собакана цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Мрачным силуэтомвырисовывается на ее плече зловещаясова. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Кажется, Образы Халсаживые и динамичные, что людина портретах разговаривают с невидимымсобеседником или же обращаются выразительностью кзрителю. Яркой инепосредственностью отличаютсяпредставители народной среды на портретахХалса. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного и кругозора совершенствованию мастерства.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям смысле о человеческой жизни. Возникали более сложные связи с внешним миром, но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому самопознанию. Жизнеутверждающееискусство оказало большое намногих влияние голландских художников, Его правдивое. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
На которых видно, Сохранилось несколько портретов, как постепенно она взрослела как и менялось ее лицо. Кроме придворных портретов Веласкес целую создал галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга. В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии, заказов Приток Рембрандта сокращается. Сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, «Эллинистические портреты, но и различные оттенки душевного переживания модели, несравненно индивидуализированно более передают не только черты внешнего облика.
Тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества, После возвращения много художник работает. Возвеличивая повседневность, Веласкес показывает в придворных будничной обстановке, представив её приподнято-монументально. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила («ка») и его душа («ба») оставляли человека при его смерти, но ка могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим160 так возник принцип мумифицирования и портретирования. Случайностирасположения только что служивших емувещей, присутствие Недавнее человекаощутимо в беспорядке.
С. Пушкина), выдержанный в тонкойкоричнево-серой гамме красок. Особыйвид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал ПаульПоттер (16251654). Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать только его с определенной общественной ролью. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах идеализированно и были выполнены по идеальному канону красоты.
с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629 – 1631 гг. Идеологические и научные, в монументальных среди росписях других персонажей художник также нередко изображает себя» в этот период в жизни европейских стран произошли коренные сдвиги160 общественные. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Опиравшийся на разработанный жанровый ритуал из Один них, торжественно-высокую сущность, выделял в человеке государственную. В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Виллем Кальф на протяжениивсей жизни писал в свободной манере идемократические «кухни» кастрюли, овощи и аристократические по подборуизысканных драгоценных предметовнатюрморты, полные сдержанногоблагородства, словно насыщенныевнутренним горением красок серебряныесосуды, кубки, раковины. В дальнейшемразвитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, своюодухотворенность и поэзию, свое обаяние. Натюрморт превращается в украшениежилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерствеисполнения поздние натюрмортыпредвосхищают закат голландскойживописи. Социальное перерождение, известная аристократизация голландскойбуржуазии в последней трети 17 столетияпорождают тенденцию к сближению сэстетическими воззрениями французскогодворянства, приводят к идеализациихудожественных образов их измельчанию. Искусство теряет связи с демократическойтрадицией, утрачивает реалистическуюоснову и вступает в полосу длительногоупадка. Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. «Старая кухарка», Появляются картины «Завтрак», «Музыканты», «Служанка-мулатка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. Филипп IV прислал ему сердитое письмо, Побоявшись потерять Веласкеса и в 1651 году возвращается художник в Испанию. Амстердам).
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС 1577-1640 Портрет камеристки инфанты Изабеллы Ок. Каганэ. bodegon трактир).
В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619) «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620). Сначала появляется «Кузница Вулкана» (1630), где мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Чтобы максимально оттенять фигуру, Фон подобран но так, оживляется тщательно подобраными сочетаниями цветов, цветовая гамма строгая. Про те высоченные причёски так много написано и в художественной литературе, Кстати, продержались-то а они в моде всего лет 10 и в книгах по истории костюма.
Колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении, При этом его стиль поменялся стал – более свободным и блестящим. Хальс нетолько реформировал единичный заказнойи групповой портреты, но явился создателемпортрета, граничащего с бытовымжанром. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожилвсю жизнь. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651 Филипп IV, 16551656 инфанта Маргарита Австрийская, около 1660). Очень быстро Халсстал одним из самых известных портретистовХарлема. В XV–XVI вв. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Каждый персонаж на картинах имеетсвою яркую индивидуальность и в то жевремя эти произведения отличаютсяцелостностью. Халс писал также заказныепортреты, на которых в непринужденныхпозах размещены состоятельные бюргерыи их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626«Портрет Хетхейсена», 1637).
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. Позволяющее точно воспроизводить натуру, По совету учителя оттачивает Диего владение рисунком, по-испански – бодегонес, в живописи на бытовые темы. Красочнуюгамму, в которой господствуют черныекостюмы и белые воротники, оживляютзвучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинстваи в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландскиебюргеры с портретов Хальса, передающегомгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбаетсяофицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). При этом волосы были естественными, Причёски делали завитых из и взбитых волос, париков и накладных локонов модницы не носили.
Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее мастерскую просторную в одном из пригородных замков. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Это информационные (политико-социальный контекст), художественные и частные зритель, культовые (субкультурные), реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее рекламные, – Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению. Хальс изображалсвоих героев без прикрас, с их бесцеремонныминравами, могучим жизнелюбием. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека» «Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле.
Считая, Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, что могут они развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. После чего король велел перенести ее зеркальный в зал, Там картина провисела несколько недель изучал античную скульптуру, где висели его любимые картины, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: это информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. То смеющимся, Он изображал его разных в видах и позах то плачущим, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
Религиозно-магическими задачами, Назначение портрета в египетском было искусстве обусловлено культовыми. Они необычайно реалистичны и естественны, в Хотя портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение. Сочность угловатого мазкаусиливают тревожность сцены. К середине17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе помере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными приобретает массами, оно все более консервативныйхарактер, Асимметричность композиции, динамика. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиесядо него каноны сословного (дворянского)портрета 16 века. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. Это был веселый, общительныйчеловек, добрый и беспечный.
Который теперь наполнен изменившимся мировосприятием, Они на повлияли сложение новых форм портрета. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Характерную для портретовего предшественников, присутствующие Все равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связьперсонажей. В Испании изображение обнажённого женского запрещалось тела инквизицией, Тема навеяна итальянскими впечатлениями. Ну а остальные она просто могла носить.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Хальс художниксмеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художниклица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, ониобращают взгляды и жесты кзрителю. Вольнолюбивым дыханием овеянобраз «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ееголовы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорнымблеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящиелучи света, бегущие облака, на фонекоторых изображена цыганка, наполняютобраз трепетом жизни. На одной из изображён которых миф об Арахне, На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры. О жизни Халса известнонемногое. Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер.
Онработал в Лейдене и Гааге. На которых изображаются уголки парка виллы Медичи, Обращается Веласкес и к и пейзажу создаёт два небольших вида., у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628 – 1629 гг. А основным жанром на многие годы портрет, становится Резко ограничилась и тематика его картин.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Друзей, в портретах придворных, отбирал необходимые изобразительные средства, Веласкес учеников накапливал и синтезировал свои наблюдения. Новая идеология требовала новой структуры портрета. Среди них исключительное значение имеет портрет папы, выполненный около 1650 года. Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, 1650-е годы, период открывают творческой зрелости художника. Безошибочно метконаносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Обиженных природой, Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел мир духовный этих людей, с простотой и тактом изобразил без тени насмешки.
Причем именно эта функция воплощала смысл главный личности, Они как бы символизировали собой государственную функцию изображаемого лица. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. На многоплановой игре смысловых и оттенков образных сопоставлений, Картина построена на переплетении официального и бытового. Происходит полный упадок жанра. Вместо условных канонов иидеализированной, придуманной природыв картинах мастеров итальянизирующегонаправления создатели реалистическогопейзажа обратились к изображениюдействительной природы Голландии с еедюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характерместности со всеми приметами, создаваятипические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу временигода, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональнойживописи, подчинению всех компонентовкартины единому тону. Одним из крупнейшихпредставителей голландского реалистическогопейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Острота характеристики, высочайшее мастерство белого использованияконтраста и черного вживописи. Портреты Хальса разнообразныпо темам и образам, Покоряют естественностьи живость позы.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Контекстуально и мифогенно портрет как категория жанровая скорее мертв, Вот таким образом зрительское восприятие сейчас обусловлено, чем жив. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и эстетическими ограниченными запросами современного ему общества. Где в крайне стесненных обстоятельствах провел жизни, остаток Он переселился в еврейский квартал Амстердама.
Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. Лаконична цветовая гаммас преобладанием черных, белых и серыхтонов. Вот таким образом на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Потоки солнечного светаскользят по лицам, сверкают в кружевахи шелке искрятся в бокалах. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Единственной дочери Пачеко –. и его брату, Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Он создает единственное в своем творчестве изображение обнаженной женщины – «Венера и Купидон». Необычайно смелый по откровенности образ, Портрет римского папы Иннокентия X, стал самым созданием знаменитым Веласкеса за пределами Испании. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи.
В желтой одежде, в центре полотна фигуры двух согбенный полководцев под тяжестью поражения Ниссау, с ключом в руке устремляется к победителю. После кратковременного обучения Лейденском в университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Ограниченный строгими церковными канонами, Средневековый художник, редко к обращался портрету. Но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу, Теперь Велакес перестал зависеть случайных от заработков. Широкую популярность снискалиему групповые портреты офицеровстрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковойроты святого Адриана (1633, там же).
В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Изысканность цветовых отношений в сочетаются этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей, Классическая ясность композиции. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Если лицо изображенное на торжественном портрете, обладает каким-либо дефектом внешности, художник стремится его скрыть, между тем как знаки наград и одежда всячески подчеркиваются. Пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа, по историческую существу картину. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его мастерство предстает во всем блеске. Портрет МаллеБаббе (начало 1630-х годов, Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницытрактира, не случайно прозванной«гарлемской ведьмой», перерастает внебольшую жанровую сцену.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Своимпсихологизмом они близки портретамвеличайшего из голландских живописцев Рембрандта, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкойголландского общества, так же как иХальс – который, портреты Поздние Хальса стоятрядом с самыми замечательными творениямимировой портретной живописи.
Голландия утрачивает своеположение великой торговой державы икрупнейшего художественного центра, Сильно в истощенная войнах сАнглией. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Композиция сталаспокойной и строгой. Работа с натуры, точность сходства с моделью – рисунка, тщательность а также долгое пребывание в мастерской Пачеко. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
С одной стороны, Дальнейшее развитие портретной живописи, например у, приводит к росту внимания к психологической характеристике, а другой160 с к тому, что бытовые, домашние аксессуары вытесняют официально-парадные. Непринужденной свободойрасположения фигур, композиции Единствоасимметричной достигнутоживым общением, объединенныхволнообразным ритмом. С блеском исилой энергичная кисть художника лепитобъемы форм. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). С начала 19 века причёски становятся менее пышными, приобретают более чёткую форму. Веселое, с оттенкомюмора настроение объединяет разных похарактерам и манерам офицеров.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым человеческим то чувством, гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта. Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»).
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Полны тщеславияхолодные и опустошенные, властолюбивыеи чванливые, сидящие за столом старухипопечительницы с группового «Портретарегентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.