Но такие работы, как «Скачки в Эпсоме» или портреты сумасшедших или английские литографии проводят от Жерико прямые линии к реализму. Живопись принадлежит серии десяти портретов безумных убежища обитателей Salp234tri232re в Париже. Те, что слева, – старик с телом мертвого сына идругие, – погруженные в предсмертную апатию, как бы еще не подозревают, что спасениевозможно. Это было падение с лошади, после которого недуг надолго приковал Жерико Теодора к постели.
Ее сотворение заставило художника жить в мастерской с полуразложившимися трупами, дабы передать всю реалистичность обнаженного израненного тела в пучине волн. В маленькихпо размеру картинах Милле создалобобщенный монументальный образтруженика земли («Сеятель», 1850). Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Они сумели высадиться на плот и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус».
Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. Делакруа отвергал данное емузвание романтика. Будучи прекрасным наездником, художник любил также писать гордых благородных лошадей («Скачки в Эпсоме», 1821).
Копирует великих мастеров, Он ходит музеям, по делает наброски с натуры на городских улицах. Перед лицомопасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпомклассицизма и не признать его было уженельзя. Картинупредваряла интенсивная подготовительнаяработа, масса рисунков, эскизов, акварелей. Появление картины в Салоне вызвалонападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора иубийцу), но восторженное поклонениемолодых перед гражданственной прямотойи смелостью живописца.
Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Как этихживотных, Жерико ничего так не любил писать, с их огневыми статями, не – только породистых скакунов, а и рабочихтяжеловозов, несущих тяжкую службу на верфях или у печей для обжига извести. Писал отдельно лошадиные головы, лошадиные крупы. Что слабоумие было современной болезнью, Джорджет полагал, которая зависела значительной в степени социального прогресса в промышленно развитых странах. Совершенно разных индивидуальностей, Но было это не простое столкновение двух ярких, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. Арп Шеффер, Окружение Делакруа ОрасБерне, ПольДеларош, Эжен Деве-риа, по сути, не представляло собойподлинно романтического направления, и ни уж один из этих художников не былравен Делакруа по таланту.
Цветомхудожник прежде всего создает определенноенастроение. Ноего способ передавать световую среду, его отношение к непосредственномувпечатлению от природы и человека имелибольшое значение для утвержденияживописи и импрессионистов во многомсозвучны их искусству. Гюго, Дюма, Стендалем, Жорж Санд, Шопеном, – Мюссе Мериме, По возвращении на родину Делакруа сближается с лучшими представителями французской романтически настроенной интеллигенции. Затоследующее большое произведение «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814) потерпело полную неудачу ибо многиеувидели в фигуре воина, с трудомспускающегося со склона и еле удерживающегоконя, определенный политический смысл намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политикеНаполеона, которое испытывала французскаямолодежь. Видногополитического деятеля времен Директории, Делакруа вырос в атмосфере художественныхи политических салонов, Сын бывшего членареволюционного но Конвента, более всего Жерико, девятнадцатилет оказался в мастерской классицистаГерена и испытал с юношеских лет влияниеГро. Ибо, как вернописал один из исследователей творчестваЖерико, оба (Жерико и Давид.
Полученной в мастерской Пьера Герена – живописца, Дальнейшие работы Жерико вплотную связаны героизмом с французской армии и манерой исполнения, представителя классицизма. Констан Тройон (1810 1865) в своиизображения природы любил вводить мотивживотных, соединяя таким образомпейзажный и анималистической жанр («Отправление на рынок», 1859). Другие яростно ополчились на него, Одни приветствовали обвиняя мастера, в нарушении всех эстетических норм. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Правая критикаругала художника за излишний демократизмобразов, называя самое «Свободу» «босойдевкой, бежавшей из тюрьмы», леваяупрекала его за компромисс, выразившийсяв соединении столь реальных образов гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в которомДелакруа изобразил себя), рабочего идругих с аллегорической фигуройСвободы.
Как форму его бытия. В труде проявляется связь человека сприродой, Онпоказал труд сельский как естественноесостояние человека, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь наземле. Вискусстве начинаются поиски обобщенного, монументального его образа, а неанекдотически-жанрового, как это имеломесто до сих пор. В их трагически-остройхарактеристике ощущается горькоесочувствие самого художника. Некоторые изживописцев, например, Добиньи, вообщене приезжали в Барбизон, но принадлежалик их группе по своему интересу кнациональному французскому пейзажу. Это была группа молодых живописцев Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, ЖюльДюпре, Констан Тройон и др. которыеприехали в Барбизон писать этюды снатуры. Потрясающего драматизма. Композиция сложилась у художника сразу:группы умирающих и еще полных сил мужчини женщин разных возрастов, Произведение Делакруаполно выражающейпредельное истинного, нервное напряжение, от идеальнопрекрасной молодой пары в центре дофигуры полубезумной старухи иумирающей рядом с ней молодой матери сребенком у груди справа. Наряду с пейзажами Корочасто писал портреты.
Где приобрел славу портретамии небольшими на картинами библейскиеи античные сюжеты, приезжалв Париж. У самого горизонта, Но корабль далеко, ветер а относит их плот в противоположную сторону, там ещё не заметили терпящих бедствие. Видного политического деятеля времен Директории, Сын бывшего члена революционного Конвента, девятнадцати лет оказался в классициста мастерской Герена и испытал с юношеских лет влияние Гро, Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов, но более всего 151 Жерико.
Но Жерико работает с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Там картина вызвала большой интерес. Ееобраз полон необычайной мощи, динамизма, страстности и неукротимости. Судьба потерпевшей поражение Франции запечатлена в серии литографий «Возвращение из России». 1819).
Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Из 140 человек, высадившихся на плот, лишь 15 полумертвецовподобрал бриг «Аргус» на двенадцатыйдень. xml:langru-RU langru-RUВслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции. Английская литература от Шекспира до Вальтера Скотта, английский театр, портретная школа живописи и пейзаж, но более всего поэзия Байрона имели уже огромную популярность на континенте.
Абсолютно справедливоисследователи усматривают в строгомрисунке и пластической ясности «Свободына баррикадах» близость к давидовскому«Марату», лучшей картине революционногоклассицизма. Среди людей, Страстивокруг нее были чисто видели политическими:одни в избрании художником этойтемы проявление гражданского мужества, другие клевету на действительность. Но так или иначе Жерико оказался в центревнимания и привлек внимание передовойхудожественной молодежи, оппозиционнонастроенных к существующим государственнымпорядкам. Кажется, второй после ''Смерти Марата Давида, Редкий вистории живописи пример отклика немедленного на реальное событие.
Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов 151 гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других 151 с аллегорической фигурой Свободы. Какмогучее художественное движение реализмскладывается в середине XIX столетия. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес иГёте, Микеланджело, Рембрандт или Рубенсбыли величайшими реалистами. Романтикам вообще был свойствен интерес к людям с обостренной психикой, стремление изобразить трагедию сломленной души. И все это прочно и яснопостроено. («Большая и малая английские сюиты», 182021). Об этом говорят и все его большие вещи и темы экзотического Востока и иллюстрации к Байрону и Шелли и его «Охота на львов» и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда еще только начинавшего путь, но уже совершенно чуждого направлению «Школы». Он много ездит по Франции, некоторое время следит за развитиемживописи барбизонцев, но находит свойсобственный «Барбизон» маленькийгородок под Парижем Билль д'Аврэ, гдеего отец, парижский торговец, покупаетдом.
Переживших трагедию в океане, Два года он разыскивал людей, писал моря этюды в Гавре, делал зарисовки в больницах и моргах, портовом городе на северном побережье Франции. 8 При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Которые ассоциируются с романтизмом:интенсивность чувства и полет воображения, Жерико Творчество действительноотличается всеми теми качествами, пылкая динамика, пристрастие к драматическимситуациям, сильные контрасты света и тени. Увлекаемые впередаллегорической фигурой Свободы, На изображеныдобровольцы рельефе 1792 года. Впервые термин «романтик» был отнесен к художнику кисти –раньше он имел хождение только в литературе. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Его состояние описал затем xml:langru-RU langru-RUПредставители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Он пишет их много, с натуры и по – памяти, при этом лихо задевает творчество своего наставника Карла Верне словами о том, что одна его лошадь «съест семерых» лошадей Карла.
Шальгрен) исполненный в18331836 гг. На заднемплане турок, топчущий и рубящий людей, привязанная к крупу его коня молодаягречанка. Последние работы Жерикопо возвращении во Францию в 1822 г. портретысумасшедших, которых он наблюдал вклинике своего другапсихиатра Жорже (18221823). И их 12 носило дней по морю, Они сумели высадиться на плот, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену«музыкальному», но зыбкому и смутномуязыку романтиков. xml:langru-RU langru-RUХудожник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (17981511863).
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. В которомхудожник хотя и выразил предельнуюусталость, Носреди них есть один образ измученностьтяжелым трудом, физическим измождение, но сумел ипоказать огромные дремлющие силытруженика-исполина. Больше всегонаблюдал и лучше всего знал Курбеобитателей своего родного Орнана, деревень его местности Франш-Конте, вот таким образом именно жители этих мест, сценыиз их жизни и послужили для Курбе теми«портретами своего времени», которыеон создал. Он частовдохновляется в эти годы литературнымисюжетами, прежде всего Байроном («КрушениеДон-Жуана«), пишет «Взятие Константинополякрестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Всегда горячо, экспрессивно (учась этомуу своего кумира Рубенса) пишет он сценыохот, портреты любимых музыкантовПаганини (около 1831), Шопена (1838), впоздние годы исполняет несколькодекоративных работ (купол библиотекиЛюксембургского дворца (18451847) и галереиАполлона в Лувре (18501851), капеллы св. ангелов в соборе Сан Сюльпис, 18491861), натюрморты, пейзажи.
Колористическиепоиски Жерико были толчком дляколористической Делакруа, Коро революции и Домье. Он изобразил момент, когда гибнущим людям блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию во всех деталях, проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
Ни один художник невызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, Как справедливо писалЛионелло как Вентури, он, но и ни один не оказал такоговлияния на живопись XIX в. «Метеор, упавший в болото» (Т. От трупа, голова которого уже в воде, взглядзрителя движется дальше к юноше, ничкомупавшему на доски плота (натурой Жерикопослужил Делакруа), к отцу, держащемуна коленях мертвого сына и абсолютноотрешенно глядящему вдаль и затем кболее активной группе смотрящих нагоризонт, венчаемой фигурой негра скрасным платком в руке. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественностьмира, материальность, объемность, чтороднит произведения Руссо с пейзажамивеликого голландского мастера Рейсдала. Но в картинах Руссо («Дубы», 1852) естьчрезмерная детализация, несколькооднообразный колорит в отличие от ЖюляДюпре (18111889), например, который писалшироко и смело, любил светотеневыеконтрасты и с их помощью создавалнапряжение, передавал тревожное ощущениеи световые эффекты или Диаза деллаПенья (18071876) испанца по происхождению, в пейзажах которого так искусно переданосолнечное освещение, лучи солнца, проникающие сквозь листву и дробящиесяна траве. Другие полумертвы от Некоторые усталости, уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие.
ангелов в соборе Сан Сюльпис, 18491511861), натюрморты, пейзажи. Впоследствии Мане и Сезаннкопировали это раннее произведениеДелакруа. Но и всейЕвропы, Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзиифранцузской интеллигенции и в этомсмысле явилась очень важным этапом не вразвитии только Франции. В июле 1808 года Теодор обучение окончил с намерением посвятить дальнейшую жизнь творчеству и лошадям. На первыйвзгляд наиболее отдаленном от общественныхбурь тенденциозной и направленностижанра, Вофранцузской живописи реализм заявил осебе ранее всего в пейзаже.
За нагромождение фигур и предметов, Критика обрушилась Делакруа на за перегруженность композиции, за нарушение равновесия. Жериконесомненно явился провозвестником идаже первым представителем романтизма. Об этом говорят и все его большие вещи, и темы экзотического Востока и иллюстрациик Байрону и Шелли и его «Охота на львов», и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда ещетолько начинавшего путь, но уже совершенночуждого направлению «Школы». За нагромождение фигур ипредметов, Критикаобрушилась на Делакруа за перегруженностькомпозиции, это было сознательно, для сделано усиления ощущения общего хаоса, конца бытия, за нарушение равновесия. Вернее всего. Корополучил образование в мастерскойпейзажиста Бертена (вернее, пейзажистов, их было два брата) и почти в тридцатилетнемвозрасте впервые попал в Италию, чтобы, по его словам, писать круглый год этюдыпод открытым небом.
В 1820 г. специально для свидания с главой классицистической школы он ездил в Брюссель – что не Энгр, Знаменательно, навещал последнего изгнании, в любимый ученик Давида, а художник абсолютно другого идейного лагеря иных эстетических позиций 151 Жерико. Этой идеей пронизаны картинылуврского собрания («Собирательницыколосьев», 1857 «Анжелюс», 1859). На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Кони без узды и седла из рвутся рук молодых сильных парней – чтобы ринуться вперед, Художника особенно поразил момент перед стартом.
Мглистое небо, Темное, понуро опущенная голова коня с огромным печальным дополняют глазом мрачное впечатление. Имеют в видуопределенную систему. Во художественную Франции реализм связывается преждевсего с именем Курбе, Говоря ореализме середины XIX в., правда, отказывался от наименования реалиста. Реализм в искусстве, который, несомненно, связанс победой прагматизма в общественномсознании, преобладанием материалистическихвзглядов, господствующей ролью науки. Обращение к современности во всех еепроявлениях с опорой, как провозглашалЭмиль Золя, на точную науку стало основнымтребованием этого художественноготечения. Матросам и пассажирам пришлось спасаться на Капитан плоту, корабля вместе с офицерами уплыли на шлюпках. В 1863 г. Делакруа умирает. Он задумал написать огромную картину, тема борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Колористический дар Делакруапроявляется здесь в полную силу.
Это не стаффажклассицистического пейзажа, а живущиеи делающие свою извечную, простую, какжизнь, работу люди: женщины, собирающиехворост, возвращающиеся с поля крестьяне («Семья жнеца», около 1857). Частьпассажиров спаслась на плоту, только на двенадцатый день их подобрали воткрытом море. Посвящённых победоносным походам и поражениям тягостным армии Наполеона Бонапарта, Герои ранних произведений, в переломный момент между жизнью и смертью вспышки света во тьме усиливают драматизм изображения, предстают на поле боя. Вслед за Жерико Делакруа такжеедет в Англию. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Перед лицом опасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя.
Но ученик Жерико не унывал, предаваясь чтению, рисованию, в основном на полях тетрадей и мечтал о лошадях. Напомним, Картина вызвалатакже полное смятение в классиков. Недаром, лагере именно в этом Салонебыл впервые признан Энгр. Он написал«Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте иВергилий», 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2х2, 5 м), вызвал огонькритики, но с восторгом был принят Жерикои Гро. Затемв Дублине и Эдинбурге, ВАнглии он с успехом большим показалсвою картину сначала в Лондоне. Предельные страсти и бесконечное одиночество ассирийского царя выражены прежде всего цветом необычайной силы драматизма и Общее смятение.
Его привлекала их стать, скорость движения и верховые прогулки. Где изучает искусство античностии Возрождения, 1817 год Жерико проводит вИталии, как признавался сам художник, даже подавляют своим величием, которыми перед преклоняетсяи которые. Светлаяи вместе с тем очень звучная гамма«Хиосской резни» бирюзовые и оливковыетона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красныепятна одежды безумной старухи (справа) послужила отправной точкой дляпоследующих колористических исканийхудожников. Мастер не унывал и создал ряд произведений в своей манере и излюбленной военной тематике (1813-1814 гг. ): «Три конных трубача», «Сидящий трубач», «Раненый Кирасир».
Смысл картины широк – он перерастает смысл реальногоэпизода. xml:langru-RU langru-RUСледующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия 151 «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г»). Грешники цепляются за барку. Их фигуры в брызгах воды на фоне адскогозарева классически огней правильны порисунку и пластике. Жерико уехал в Англию. В Салоне 1827 г. онвыставляет свое новое большое полотно«Смерть Сарданапала», навеянное трагедиейБайрона. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Правительство не сочло нужным приобретать ее, Несмотря на и успех полученную золотую медаль за пафосный сюжет.
Где изучает искусство античности и Возрождения, langru-RU1817 xml:langru-RU год Жерико проводит в Италии, как признавался сам художник, перед которыми преклоняется и которые, даже подавляют своим величием. Дляпочерка Милле характерен предельныйлаконизм, отбор главного, позволяющийпередать общечеловеческий смысл в самыхпростых, обыденных картинах повседневнойжизни. Человек в пейзажах Коро органическивходит в мир природы. В 181617гг. Коро не был прямымпредшественником импрессионизма. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
Затем в Дублине и Эдинбурге, в Англии он с большим успехом показал свою картину в сначала Лондоне. Провал «Сарданапала»лишний раз подчеркнул все усиливающийсяконфликт между творческой индивидуальностьюи обществом. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Что преследование пылкого сердца и таланта тематикой сражений будет бесконечным, Казалось бы, однако поездка в полностью Италию перевернула взгляды Жерико.
Сжигаемые солнцем, Жизнь на плоту превратилась ад, в жажды и ужаса, люди умирали в муках от голода. На первом плане фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину. Там, в мастерских и музеях, творец приобщился к античности и монументальности, учился писать с натуры, переносить на полотно не только бурю страстей, но и боль утраты, тщетные попытки на спасение своих персонажей, давая зрителю возможность домыслить конец сюжета. Несомненно, что его первые работы «Ладья Данте» и «Хиосская резня» написаны 151 при сохранении независимости 151 прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Ночто бы он ни писал, Коро следовалнепосредственному впечатлению и всегдаоставался предельно искренним («Моств Манте», 18681870 «Башня ратуши в Дуэ», 1871).
«Это резня живописи» (Гро), «, «Метеор, упавший в болото» (Т. Готье) – такие «пламенный гений» отзывыо «Хиосской резне» соседствовали свыражениями. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Где его ждути первые успехи, Через три годаКоро возвращается в Париж, ВСалонах он хотя и выставляется, первые и неудачи, но всегдапомещается в самых темных местах, гдепропадает весь его изысканный колорит. Знаменательно, что Коро приветствуютромантики. Особенно сТеодором Руссо, Однако Милле сложилсякак мастер крестьянской темы в годах, когда 40-х приехал в Барбизон и сблизился схудожниками этой школы. Однако взятые из жизни образывыступают в картине как символы основныхсил революции.
Портретысумасшедших Жерико пишет уже смертельнобольным. И все это разворачивается нафоне хотя и сумрачного, но безмятежногопейзажа. И ровной цветовой гаммой, Милле впечатленияторжественной достигает простоты спокойногомирного труда и при помощи объемно-пластическойтрактовки. xml:langru-RU langru-RUОн часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном («Крушение Дон-Жуана«), пишет «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета.
Но пришел кнему художник не сразу. Однако это не мешалокаждому из них свою сохранять творческуюиндивидуальность, Всех их объединяло желаниевнимательно изучать природу и правдивоее изображать. И онполучил тяжелую травму позвоночника, Он сам был прекраснымнаездником и укрощал необъезженных лошадей однажды лошадь сбросила его, ставшую, началом смертельной болезни. Однако самая известная и самая замечательная картина Жерико, написана на сюжет не только современный, но острозлободневный ее восприняли почти как публицистическое произведение. Жерико настойчиво ищетгероические образы в современности. События, происшедшие с французскимкораблем «Медуза» летом 1816 г., далиЖерико сюжет, полный драматизма ипривлекший внимание общественности. Фрегат «Медуза» потерпел крушение уберегов Сенегала. Для представителей романтизма характерен интерес к сильным страстям, к пограничным состояниям человеческой психики в последние годы жизни Жерико создал серию портретов душевнобольных («Портрет сумасшедшего, воображающего себя полководцем», 1822).
Родившийсяв крестьянской среде, Милле навсегдасохранил связь с землей. Этим же объясняется и трагическое его одиночество. Абсолютно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. Полуживые и те, Среди них мертвые, сошедшие с едва ума, различимую точку, кто вбезумной надежде всматривается в этудалекую. Их подобрали в открытом лишь море на 12-й день после катастрофы, Часть пассажиров спаслась на плоту.
Прежде всего у Констебла, с пейзажами которого познакомился ещена выставке 1824 г. Фактурная характеристикаполотен дополняет Коро красочную исветотеневую, Именно это качество вызывалорезкие нападки официальной критики. Этой свободе Коро учился у английскихживописцев. Одно время работал в БарбизонеЖан Франсуа Милле (1814 1875). Его становление вэтой области граничит с именем ГюставаКурбе (18191877). От погружённых в апатию умирающих до приподнявшихся, Группы людей на плоту расположены таким образом, который машет платком далёкого морякам корабля, пытающихся из последних сил поддержать взобравшегося на бочку молодого негра – что составляют длящееся во времени драматическое повествование. Учился у К. Верне (180810) и П. Герена (181011) испытал влияние художника-баталиста А. Гро. Жерико побывал в Италии, где изучал классическое наследие («Бег свободных лошадей в Риме», 1817).
Правдивое и честное искусствоМилле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развитияэтой темы в искусстве второй половиныXIX в. и в XX столетии. Колорит над рисунком, у Жерикоживописное начало не превалировало надлинейным, что их роднило междусобой, это отношение к действительности, общность миросозерцания, ноего творчество граничит с романтизмом. Романтики в искусствене изобразительном имели определенной программы, единственное, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклойповседневности, стремление вырватьсяиз нее мечтательность и вместе с темнеопределенность этих мечтаний, хрупкостьвнутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества, неприятиеунификации искусства. Гойя иРубенс всю жизнь были для него кумирами. Несомненно, что его первые работы «ЛадьяДанте» и «Хиосская резня» написаны при сохранении независимости преждевсего под стилевым влиянием Жерико. Живущий интенсивной духовной жизнью, образами Шекспира, Байрона, Данте, Сервантеса, Гёте, Делакруа вполнеестественно обращается к сюжету великоготворения итальянского гения. Их не приобретали ни музеи, Хотя егопроизведения появлялись на а выставках, критики упрекали за нарушение хорошего вкуса, нисобиратели. В Салоне 1827 г. он выставляет свое новое большое полотно «Смерть Сарданапала», навеянное трагедией Байрона.
Причиной его преждевременной смерти стала тяжёлая травма позвоночника, которую он получил, укрощая дикого коня. Отсюда законченностьи обобщенность в композиции и колорите. Но живое ощущение натуры в них оставалосьвсегда, Картины они завершали в основе мастерскойна этюдов. Что детские и юношеские Жана годы Луи протекали вне теплых вечеров в кругу семьи, Судьба распорядилась так. Среди этих людейи подлинные портретные изображения инженера Корреара, указывающего накорабль стоящему у мачты врачу Савинъи (оба оставшиеся в живых очевидцыкатастрофы).
Наибольшей выразительностихудожник достигает цветом. И это обусловливало различие ихидейно-художественных стремлений. Точный рисунок, Но они быливыразителями тенденций этих в различныеэпохи, пластичностьформ, четкий контур, моделированных светотенью, аглавное тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкогообщественного звучания роднили Жерикос Давидом. Романтизмкак новое эстетическое направление, как классицизму оппозиция имел оченьрасплывчатые определения. Жерико болезненно переживал критику. Правдивое изображение современности, того, Реализм, как его Курбе, понимал что видит художник – является элементомромантизма и был сформулирован еще доКурбе. В 18181819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). А самодельный паруснадут ветром, Но фигуры мертвецов и полумертвыхна первом плане не позволяют забыть об ужасе происходящего, плот уносящим назад, направленным в обратную сторону, – можетбыть, надежда напрасна. Свою картину Жерико выставил в 1819 году.
Художник, которому предстояло стать истиннымвождем романтизма, был ЭженДелакруа (17981863). Причем, последняя работа была выставлена художником в Салоне, в надежде на успех поэтизации поражений в войне. Который дает возможностьпоказать смену разных психологическихсостояний и настроений, Но сама современная тема, раскрытая бурном на драматическомконфликте, построениекомпозиции по диагонали, доведенных докрайнего напряжения, усиливающеединамический характер изображаемого, всеэто черты будущих романтическихпроизведений. На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль.
События 1848 г. имели прямоевоздействие на искусство. Это была картина «Офицер конных императорских егерей во время атаки», которая была выставлена в Салоне и «объявила» впервые о незнакомом доселе художнике. Он умирал. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Место Жерико в искусстве 151 как бы на пересечении столь важных 151 путей и делает особенно значительной его фигуру в истории искусства. Большинство произведенийМилле пронизано чувством высокойчеловечности, покоя, умиротворения.
Из них известно пять: портретсумасшедшей старухи, называемый «ГиенаСальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартнымиграм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Романтикам вообще был свойствен интереск людям с обостренной психикой, стремлениеизобразить трагедию сломленной души. Но Жерико работает с натуры, его портретыв итоге превращаются в документальныеизображения. Победоносный порыв, готовность к подвигу, запечатлённые в картине «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (1812), сменяются ощущением трагической опустошённости, утраты героических иллюзий в «Раненом кирасире, покидающем поле боя» (1814). Как странно, но именно любовь к жеребцам погубила молодого художника. Вспоминаются словаДелакруа из «Дневника»: «. Говоря опейзажистах первой половинысерединыXIX в., нельзя обойти молчанием одного изсамых тонких мастеров французскогопейзажаКамиля Коро (17961875).
(Лувр купил полотнотолько в 1921 г. ). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Женская фигура во фригийскомколпаке и с знаменем трехцветным сквозьпороховой дым по трупам павших ведетза собой восставшую толпу.
Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. 151 xml:langru-RU langru-RUТ. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. И. ) xml:langru-RU langru-RUбыли выразителями революционных тенденций и это их сближало. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Чтобы принести больным людям в класса, комнате Вместо того, доктор приказал Жерико рисовать модели, чтобы исследовать их физические характеристики, представляющие различные типы безумия. Коро и Домье, Колористические поиски Жерико были толчком колористической для революции Делакруа.
Онлюбит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс», когда последниелучи заходящего солнца освещают фигурыкрестьянина и его жены, бросивших намиг работу при звуках вечернегоблаговеста. Буйнонесущиеся кони, - где невзнузданные, лошади с жокеями словно летят надземлей, с усилием направляемые и сдерживаемые полуобнаженными людьмипишет стремительные Скачки, подобно коням валькирий. «Анжелюс» это непросто вечерняя молитва, это молитваза умерших, за всех тех, кто работал наэтой земле. «Это резня живописи» (Гро), Готье), « – «пламенный гений» 151 такие о отзывы «Хиосской резне» соседствовали с выражениями.
Азарт и иллюзии его поколения, не я знаю этой кисти. » в Офицере конных егерей пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы. Образами Шекспира, Живущий интенсивной духовной жизнью, Данте, Байрона, Сервантеса, Гёте, Делакруа вполне естественно обращается к великого сюжету творения итальянского гения. Это было сделано сознательно, Вернее всего, конца бытия, для усиления общего ощущения хаоса. Во Франции критический реализмсложится в 4050-х годах, в России в60-х. Что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору илигрустные сумерки, в пейзажахКоро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, усиливают серебристую воздушность. Но изображение главное всегда пронизаноличным отношением художника, предметы в его полотнахокутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакиваютформы, егонастроением. Из роднойНормандии Милле в 1837 и 1844 гг. С реализмом в искусственаходят свое отражение и волнующие весьмир национально-освободительные к идеи, интерес которым был проявлен ещеромантиками во главе с Делакруа, Наконец. Он живет английскими литературными образами и английским театром, делает литографии к «Гамлету» изображает байроновского Гяура, но кроме этого пишет «Тассо в доме сумасшедших» изображает Фауста.
Кто был готов поддержатьэто новое поколение, мариныпредваряют Некоторые находки импрессионистов, недаром именно Делакруа был темединственным в 60-е годы из признанныххудожников. Но теме не изменил, Подобный выбор и героя темымало отвечал вкусам буржуазной публики, вот таким образом всю жизнь Милле терпел материальнуюнужду. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи, называемый «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем».
Теодор посвящает большую часть трудов написанию благородных животных в манере романтизма. Самое знаменитое полотно «Плот Медузы» (181819) стало откликом на реальное событие– кораблекрушение фрегата «Медуза» по пути из Франции в Сенегал. Его считали«независимым от правильного искусства», обвиняли в небрежности рисунка икомпозиции, в отсутствии стиля и вкуса, в подражании грубой и случайной натуреи т. д. Четкую грань между классицизмоми романтизмом провести трудно. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Вышедшиеиз-под кисти большого художника, Вместе с тем, ониявляются как олицетворениемчеловеческих бы судеб. Так, появилась на свет картина «Плот «Медузы» (1818–1819 гг. ). Его тема навеяна настроениямиИюльской революции.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Но в них такаявнутренняя напряженность, такаянеобычайная мощь, мрачность и мучительнаяобреченность, какие были невозможныдля представлений художника«Школы». Он полагал, что сумасшедшие, которые были психически больны, нуждаются в помощи.
На которомизображает немногих оставшихся на плотулюдей в тот момент, в итогедлительной работы Жерико создаетгигантское полотно 7х5 когда м, они увиделина горизонте корабль. Его героем отныне и доконца его творческих дней становитсякрестьянин. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомствоДелакруа с живописью Констебла. В своем произведении Жерико добивался максимального правдоподобия. Но такие работы, как «Скачкив Эпсоме» или портреты сумасшедших, или английские литографии проводят отЖерико прямые линии к реализму.
В портретной живописи выразилось представление о художнике как о свободной, независимой, открытой миру, отзывчивой к чужим радостям и горестям личности («Портрет двадцатилетнего Делакруа», ок. Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. Когда конница Бонапарта топчет камни, Вот и сейчас, что свяжет свою жизнь с чем-то отличным от юридической – рутины с приключениями, мальчуган решил. Природа безучастна к резне, насилиям, безумствам человечества. Гюго, Жорж Санд, Дюма, Шопеном, Мюссе – Мериме, Стендалем, По возвращении на сближается родинуДелакруа с лучшимипредставителями французской романтическинастроенной интеллигенции.
Подающих сигналы кораблю, Контраст лежащих без сил фигур и фигур, динамику создает картины. Двенадцать дней плот мотало по океану. Из скульптурныхпроизведений романтического направлениянужно отметить в первую очередь«Марсельезу» Рюда (17841855) рельеф наарке площади Звезды (ныне пл. В буре негодований и ввосторженных оценках, Так, в битвах полемикескладывалась и новая школа живописи, новое художественное мышление романтизм с 26-летним Делакруа воглаве. Это высказывание можно считать программой романтизма, обратившегося к передаче чувств, настроений.
Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. Готье), «пламенный гений» 151 такие отзывы о «Хиосской резне» соседствовали с выражениями: «Это резня живописи» (Гро), «. де Голля)в Париже (арх. Но главную роль играет цвет он основным становится средством художественной выразительности.
Простые жанровые сцены онумел трактовать как возвышенно-исторические, и незатейливая провинциальная жизньполучила под кистью его героическуюокраску. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном 151в прессе. Люди в середине плота уже приподнимаются, глядят, простирают руки, аследующие из последних сил поддерживают молодого негра – он взобрался на бочкуи машет платком, чтобы их заметили: этот развевающийся на ветру маленький флагнадежды – кульминационная точка композиции.
В основу сюжета картины положено реальное событие. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов 151Паганини (около 1831), Шопена (1838), в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца (18451511847) и галереи Аполлона в Лувре (18501511851), капеллы св. На тринадцатый день их подобрало судно «Аргус». Получившегоэто место по протекции, гибели Причину усматривали внепрофессионализме капитана.
В 1816 году фрегатМедуза, управляемый неопытным капитаном, получившим назначение попротекции, потерпел кораблекрушение по пути из Франции в Сенегал. Которые установили связь между художественной романтичной и эмпирической наукой, Доктор Джорджет очень ценил объективность в этом ряде работ. Следующий этап творчестваДелакруа связан с июльскими событиями1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. валлегорическом образе «Свободы набаррикадах» (другие названия «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28июля 1830 г»). Схудожников, Реализм в пейзаже начинается стак называемой барбизонской школы, это барбизонцы понятиене столько географическое, получивших в историиискусства такое название по именидеревушки Барбизон недалеко от Парижа. Собственно, сколькоисторико-художественное. Экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, Всегда горячо, Шопена (1838), портреты любимых музыкантов 151Паганини (около 1831), в поздние годы исполняет несколько декоративных (купол библиотеки Люксембургского дворца (18451511847) работ и галереи Аполлона в Лувре (18501511851), капеллы св. Картина Делакруа былаосвистана и в буквальном смысле и впереносном в прессе.
Мечтал будущий художник о собственном скакуне. Самое первое значимое полотно удалось художнику написать в 1812 году. Это понятно. Последние одиннадцать месяцев жизни он был прикован к постели и умер в январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). Имеющей в целом какое-тоэпическое звучание, Темныесилуэты фигур со склоненными головами, четко читаемые линией над горизонта, еще более усиливают общую лапидарностькомпозиции.
Это градации серебристо-жемчужныхи лазурно-перламутровых тонов, но изэтих соотношений близких красочныхпятен разной светосилы художник умеетсоздать неповторимые гармонии. Изменчивость оттенков передаетнепостоянство изменчивость настроениясамого пейзажа («Пруд в Билль д'Аврэ», 70-е годы «Замок Пьерфон», 60-е годы). Письмо Коро размашистое, свободное, «трепетное». Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. А в современности особенность романтизма, Поиски героики и героев не в древней предтечей истории, которого был Гро.
Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. Местожерико в искусстве как на бы пересечениистоль важных путей и делает особеннозначительной его фигуру в историиискусства. Ичеловек, в свою очередь, ничтожен передэтой природой. Последние одиннадцать месяцевжизни он был прикован к постели и умерв январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствиенеудачного падения с лошади).
«Метеор, упавший в болото» (Т. Готье), «пламенный гений» такие отзывыо «Хиосской резне» соседствовали свыражениями: «Это резня живописи» (Гро), «. xml:langru-RU langru-RUКак и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. В 1820 г. специально длясвидания с главой классицистическойшколы он ездил в Брюссель – что не Энгр, Жерикомногое сближало с классикой и классицизмом. Знаменательно, навещал последнего визгнании, Давида, любимыйученик а художник абсолютно другогоидейного лагеря иных эстетическихпозиций Жерико. Что Теодор Жерико обладал очень сильным исамобытным дарованием, Несмотря на он то, не пользовался большим успехом при жизни. «Человек с мотыгой»называется это полотно Милле (1863). Светотень резкая, Рисунок точный, обобщенный, скульптурностьформ о говорит прочных классицистическихтрадициях.
наполовину написанные посиневшиетрупы» (Стендаль. ). Критикаприняла картину сдержанно. Искавшего путь к спасению после утраты всех надежд и идеалов в период Реставрации, Современники в увидели картине образ французского общества. Колориткартины претерпевал изменения в отличиеот сразу сложившейся композиции: онпостепенно высветлялся. Женская фигура во фригийском и колпаке с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет за собой восставшую толпу. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Полотно Делакруа полнотревожного и даже трагического настроения. Тень Вергилия сопровождает покругу Данте ада.
Психиатр Етиенн-Жан Джорджет, один из основателей социальной психиатрии, попросил, чтобы Жерико сделал эту живопись, которая будет представлять каждого клинические модели болезни. Графики какосновного элемента сатирической печати. Художники активно втягиваются в бурныйход общественной жизни, Прежде всегоискусство стало шире средство использоватьсякак агитации и пропаганды. Отсюда развитие самого мобильного видаискусства графики станковой ииллюстративно-журнальной. Не случайно ШарльБодлер говорил, что романтизм это «нестиль, не живописная манера, а определенныйэмоциональный строй». Через пять лет послесмерти Жерико именно к этой картине былприменен термин «романтизм». Обречены не только сам царь иего сокровища, Изображая самоубийствоассирийского царя, рабыни, слуги, но и наложницы, кони живое все и мертвое – он идет дальшеБайрона.
Теодор Руссо (18121867)тяготеет к подчеркиванию вечного вприроде. Английская литератураот Шекспира до Вальтера Скотта, английскийтеатр, портретная школа живописи ипейзаж, но более всего поэзия Байронаимели уже огромную популярность наконтиненте. В Англии же Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий «Большая английская сюита», 1821 xml:langru-RU langru-RUПоследние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. 151портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга151психиатра Жорже (18221511823). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Лишь после смертихудожника, последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), газета«Пандора» напечатала сочувственный некролог, назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком». Появление картины в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца. Именно, в десятилетнем возрасте он был помещен, потом еще один пансион – Р. Р. Кастеля, помещен отцом в интернат при частном пансионе Дюбуа-Луазо, а в подросток тринадцать Теодор попадает в руки к тому же Кастелю, но уже в стенах Императорского лицея.
Теперь в его жизни появилось место не только сражениям, но и портретам изображениям страждущих людей – работы «Одержимый манией воровства» и «Безумный» и, разумеется, лошадям. Крестьянскиймир основной жанр Милле. Недаром именно Делакруа был тем в единственным 60-е годы из признанных художников, Некоторые марины предваряют находки импрессионистов, кто был готов поддержать это новое поколение. Быт, жизнь, труд этогонового героя станут новой темой вискусстве. я подумал освоем ничтожестве перед лицом этихповисших в пространстве миров». Он написал «Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте и Вергилий», 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2х2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени контраст вносит ноту беспокойства. Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Они ведут себя по-разному.
Четкий контур, Точный рисунок, моделированных светотенью, пластичность а форм, главное 151тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкого общественного звучания роднили Жерико с Давидом. Этим же объясняется итрагическое его одиночество. С этого времени начинаетсязрелый период творчества Милле (Салон1848 г. картина Милле на крестьянскуютему «Веятель»). Лучшей картине революционного классицизма, Абсолютно справедливо исследователи в усматривают строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату». Жерико уехал в Англию. Жерико усваивает урокиколоризма английских пейзажистов, прежде всего Констебла, Какхудожник. Предельные страсти и бесконечноеодиночество ассирийского царя выраженыпрежде всего необычайной цветом силыи драматизма, Общеесмятение.
Вышедшие из-под кисти большого художника, с Вместе тем, они являются как бы олицетворением человеческих судеб. Приглушенная цветовая гаммасоставлена из мягко сгармонированныхкрасновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Его гамма цветов как будтоне богата. И это обусловливало различие их идейно-художественных стремлений, Но они были выразителями этих тенденций различные в эпохи. Провал «Сарданапала» лишний раз подчеркнул все усиливающийся конфликт между творческой индивидуальностью и обществом. Его работы просто «истоптаны копытами».
Не впадая в отчаяние отнеуспеха у официальной публики, Коропишет этюды для себя и скоро становитсясоздателем интимного пейзажа, «пейзажанастроения» («Воз сена», «Колокольня вАржантейе»). В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Художник стремился передать чувства изнурённых, полумёртвых от голода и жажды людей, перед которыми забрезжила надежда на спасение: они увидели вдали корабль. Отсутствиепрограммы не помешало, однако, статьромантизму мощным художественнымдвижением, а Делакруа его вождем, верным романтизму до конца своих дней. Подлинным вождем он становится, когдав Салоне 1824 г. выставляет картину «Резняна Хиосе» («Хиосская резня»).
Адвоката, с самого детства Жерико Теодор был противоположностью полной своего отца, который слыл расчетливым и осторожным человеком. Из ста пятидесяти потерпевших выжили только пятнадцать человек. Где не только отец вес имел в обществе, Родился Жерико Теодор в обеспеченной семье, но и мать являлась наследницей старинного буржуазного семейства. Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков. В 1863 г. Делакруаумирает. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Которому в скором временипредстоит стать и главным человека, героемискусства, трудового Жизнь выдвигаетнового героя. Марокканская тема будетеще долго занимать Делакруа. «Мы жаждем самой страсти, писал Стендаль, следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Как ипредыдущие, эта картина не была приобретенагосударством. Катастрофа произошла по вине капитана, Как утверждали многие, который был взят на по судно протекции. Критическийреализм как новое мощное художественноетечение активно утверждает и себя вживописи жанровой.
Масса рисунков, xml:langru-RU langru-RUКартину интенсивная предваряла подготовительная работа, акварелей, эскизов. наполовину написанные посиневшие трупы» (Стендаль. ). Его картинывсегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами:спокойные долины, тихие реки, высокиетравы его пейзажи наполнены большимлирическим чувством («Деревня на берегуУазы», 1868). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В июле 1816 г. фрегат «Медуза», управляемый неопытным капитаном, получившим должность по протекции, потерпел крушение недалеко от островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки). Почти конец его карьеры и пяти остающихся портретов от ряда представляет последний триумф Жерико живописца, сделал его.
Даже мрачнойгамме, КартинаЖерико написана суровой, в нарушаемой редкими вспышкамикрасных и зеленых пятен. Наибольшей выразительности художник достигает цветом. В искусствебудет положено начало тому, Новый герой и новые темыпородят и критическое ксуществующим отношение порядкам, что уже влитературе сформировалось как критическийреализм. Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. То тут, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне – то там вспыхивают темпераментные алой удары киновари, Мастер смело использует цветовые контрасты. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы».
Xml:langru-ru langru-RUЖерико несомненно явился и провозвестником даже первым представителем романтизма. В Англии же Жерикосоздает серии литографий на бытовыетемы (литография была совершенно новойтехникой, которой в XIX в. предстоялобольшое будущее), делает множестворисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передаетих с большим чувством достоинства иличного к ним уважения (серия литографий«Большая английская сюита», 1821). Из болеемолодых художников барбизонской школыособого внимания заслуживает ШарльФрансуа Добиньи (18171878). Он живет английскими литературнымиобразами и английским театром, делаетлитографии к «Гамлету» изображаетбайроновского Гяура, но кроме этогопишет «Тассо в доме сумасшедших», изображает Фауста. были выразителями революционныхтенденций и это их сближало. Впечатление стремительностиусиливается и еще определенным приемом:кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон широко.
Поездки в Марокко и Алжирв конце 1831 в 1832 г., в экзотические страныобогатили палитру Делакруа и вызвалик жизни две его знаменитые картины:«Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841).