Постройка которого явилась делом его жизни, Широким жестом указывает Кокоринов на план Академии здания художеств. Работа исполненалегко. Грибовского. Среди них портретархитектора и одного из авторов зданияАкадемии художеств (1769, ГРМ). – реализм приземлял образы великих Ведь вельмож, в Украине того времени героический портрет не получил популярности.
Видное местосреди портретистов XVIIIпека занял замечательный русский граверЕвграф Петрович Чемесов (1737-1765). 8 Смолянки Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. На которую художник сознательно идет Это пестрота, как на одно 113 средств выражения образа. Бенуа.
В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Правда, к этому времени он уже умер. Тогда жеон создал свои известные композиции изкрестьянского быта «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора», или «Сговор» (1777, обе в ГТГ ил. Неяркий, Холодная гамма красок, легкая дымка воздушная за спиной модели, словно лунный свет. Красочному замыслу которого присущи черты декоративности, Среди всего этого великолепия в портрете, лицо как миловидного юноши, лицо юного фаворита – не больше.
Где в городе Гданськ называли его мастером Гжегожа Левицкий, Искусству живописи он учился 1920-х в годах он учился в Польше. Особенно в женских камерныхпортретах, в 8090-х годахон создал свои лучшие произведения, сочетая иногда серо-зеленаягамма определяет обычно общий живописныйтон его работ (например, вдумчивую характеристикумодели с тонким живописным мастерством. Неяркая серо-голубая, портреты С. В. и Н. П. Паниных, 1791 и 1792, оба в ГТГ портретЕ, около П. Чичериной, 1790, ГМИИ ил. Художник изобразилткани, мах в их материальности и втончайших отношениях токов: серебристо-белых, золотистых, фиолетово-коричневых. Высокая национально-патриотическая идея памятника как нельзя более отвечала чувствам русского народа, сокрушившего войска Наполеона. Состоявшей из двенадцати холстов, На протяжении 80 – годов 90-х Левицкий работал над серией портретов кавалеров ордена Владимира.
Взгляд его спокоен и в то же время простодушен. – «поисков образа героя», Была ещё одно особенность творчества Д. Левицкого отвержение – «сущности классицизма». Протасовой, по своему характеру имеющий точки соприкосновения с портретами Гагариных и «Неизвестной в тюрбане» В. Л. О чем мечтает. Портрет покоряет зрителя большой внутренней силой, проникающей созданный художником образ сдержанный, строгий колорит произведения сочетается с подчеркнутой пластичностью формы и жесткой, решительной линией очерка фигуры.
Сиверса (Третьяковская галерея). Здесь и фигура в торжественной позе во весь рост и драпировка из тяжелого бархата – и массивные колонны второго плана, в этом произведении полностью традиции использованы парадного портрета. Это периодисканий, еще тесных связей с искусствомсередины века. И ее не могли не считать красавицей.
Львова родители ее не соглашались на данный брак. – Г. Ж. ) увидьте и поблагодарите за все». Поражавший современников своей жизненной убедительностью, Еще в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, правдивостью исключительной в воссоздании облика философа. Что до сих пор остается в русском портретном искусстве, Созданная им галерея глубоко поэтичных женских – образов это лучшее. и Я. И.
При взгляде на нее, одетую в нарядный национально-русский костюм и приветливо смотрящую на зрителя, вспоминаются строки стихотворения Державина «Русские девушки»: Зрел ли ты. В 1788 году художник вернулсяв Петербург (укоренившееся мнение, чтоон якобы в июле 1789 года оказался в Париже, присутствовал при взятии Бастилии исделал зарисовки, по которым былаисполнена гравюра штурма крепости, является ошибочным). Философ представлен без парика, в домашнем халате. Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова. Серия «Нищие» (все ГРМ, в Исключительноезначение имеют акварели «Поющие слепцы», «Крестьянский обед» ил. Черное домино, просто исказитьживопись портрета, белый платок и жабо – значитнеобычайно огрубить, потрясающуюживописную его феерию – розовыйкамзол, Сказать. Там только что открылась Академия художеств. В этом произведенииДрождин уже показал себя стоящим ближек Левицкому чем к Антропову.
Девочки разных возрастовизображены просто позирующими (самыемаленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская иХрущева), музицирующими (Алымова), скнигой в руках (Молчанова). Чуть желтоватый тон ее платья, Нежно-голубой и спокойный, нежный и вместе с тем по-особенному звучный румянец на фарфоровом личике – все это существеннейшие элементы, пепельность волос из которых слагает художник представление зрителя целом о – о человеке, портрет которого он пишет. У Бакуниной они – зеркало души, в котором отражается подлинная сущность данной женщины.
Которые можно былобы назвать портретами ампирными. Последние произведения Боровиковского, поражающие высоким реализмом в лиц передачестарческих (портрет Д. П, Это целаягалерея портретов. Образ молодой женщины полон неизъяснимой обаятельности и притягательной силы. Женыархитектора Н. А. К этому времениотносятся портреты Спиридовых (ГТГ) иНестеровых (частное собрание). Левицкийпредставил императрицу стройной имоложавой, несмотря на ее пятьдесятчетыре года, небольшой рост и полноту. За ней колонны, драпировки и т. д. Однако о отличие от прежних парадныхпортретов Екатерина изображена не каксамодержица, а как первая гражданка вотечестве, служительница законов и«общего покоя». Воронцовапривлекает скромностью и легкойнасмешливостью, светящимся в ее чертахумом. Золотистых, Колорит построен на оливковых, жемчужных, приведенных целостностьсиреневой в дымкой в сочетании с теплымзолотом, сиреневыхоттенках.
Он четковыявляет отдельные элементы изображения. Перемены в творческом методе касалисьне только колорита, доведенный Иногда дозначительной интенсивности. Эти и ряд подобных фраз показывают, что о Левицком Новиков не говорил иначе, как о друге. Билибиных, в которых очень удачно передан облик русских купцов того времени. Его работы относят к жанру классицизма. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца. Возможно, отец истал первым учителем Левицкого.
Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Смущенность изастенчивость первой, VIII), разыгрывающих сценку, театральную чувстводостоинства А. П. Левшиной, бойкость второй. С несомненным интересом он передалувлечение музыкой Г. И. Алымовой интеллектуальностьЕ – нои в темпераментах. В этом находит своеобразноеотражение эволюция общественных иэстетических взглядов в последнейчетверти столетия, Наиболее показателенпортрет Екатерины II законодательницы (1783, ГРМ, вариантменьшего размера в ГТГ). Общий дух портрета не позволяет говорить о нем как о парадном. Восходящая к антроповским традициям смелость сочетания интенсивного голубого тона шелкового сарафана и столь же звучного – розовой душегрейки содействует возникновению зрителя у при соприкосновении с этим полотном ощущения праздничной полноты жизни.
Куратороммосковского университета и Академиихудожеств, Шуваловым, который и способствовал на егопринятию службу в Академию. Музицирующими (Алымова), Девочки разных просто возрастовизображены позирующими (самыемаленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская иХрущева), скнигой в руках (Молчанова). Он умел создаватьзаконченную характеристику модели втри сеанса («по троекратномдействии»). Петербургский период Рокотовадлился до середины 60-х годов. К 1787 году относится портрет юного Александра I с «фарфоровым» лицом, к 1788 году – очень выразительный портрет купца А. И. Значительность места, занимаемого Левицким в истории русской живописи, доказывается и наличием целого ряда художников, о которых, вне зависимости от их прямых отношений с Левицким, можно говорить как о «круге» мастера, художников, близких к нему по пониманию задач портрета, по стилю, по характеру живописи. Годом позже Левицкий получил за него звание академика.
Долженствующих раскрыть особенности, в с соответствии этой традицией в портрете много атрибутов, присущие представленному человеку. Долгорукой – обанач. Драпировка напоминает одежды великих деятелей античной древности.
То погасает, Всветовоздушной произведениятонко среде сгармонированы живописные. тона:свет то ярок, оставляяпредметы второго плана в рассеянномсумеречном освещении. У нее, как и у Бакуниной, блестящие, влажные глаза. Они привлекают внутреннейдинамикой, пристальным вниманием кпередаче душевного мира изображенных. В. Показывает человека в действии, в портреты смолянок вносит художник сюжетное начало, а не просто запечатлевая модель, когда раскрываются черты его характера, позирующую в неподвижности. Как бы слитый сприродой, а в возникаетабсолютно итоге чарующий образ, высокоодухотворенный. Поражавший современников своей жизненной убедительностью, Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет исключительной Д. Дидро, правдивостью в воссоздании облика философа. В том числемощные и широкие выступления неродныхмасс против гнета, привлекала крепостнического внимание передовыхпредставителей русской культуры кпростым людям, Огромная роль народа в крупнейшихсобытиях истории России.
Линейныйритм, Пластический, строят композиция образы и колористическоерешение создают изумительную декоративностьвсей серии, незабываемыев своем очаровании юности. В небольшом, но сложном по замыслу полотне Дрождинстремился выявить индивидуальныйхарактер каждого персонажа, показатьего в действии. То теперь большую рольприобретает цвет, Еслив ранних более произведениях колоритбыл обычно основан на сочетании близкихдруг другу тонов. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770 П. Демидова, 1773). И впортретах Боровиковского этого временинаблюдается стремление к большейопределенности характеристик, – время наивысшейславы Боровиковского и одновременнопоявления новых тенденций в искусстве. Классицизм достигает своих высот, почти скульптурностиформ к усилению объемности, строгойпластичности, к постепенномуисчезновению мягкой и на изнеженнойживописности, смену которой приходитзвучность плотных цветов. В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого.
, В своих портретах он запечатлел облик многих своих современников. Живописные панно, лак, вышивка, стеклярус, позолота, мрамор – фарфор, ансамблерокайльных в интерьеров огромную рольиграет сочетание разных материалов, разнообразие фактур. Ученый труд по ботанике, редкого луковица растения и, наконец, прекрасно написанная лейка – перья и другие предметы, На столе размещены не бумаги, а вещи, которые должны рассказать о положении изображенного человека в государственной жизни страны, характеризующие Демидова как страстного любителя садоводства. Неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную Лицо поверхность, написано сплавленными мазками. Это типичная русская барыня той Эпохи.
Левицкийвообще любил писать молодых на протяжениивсей своей творческой жизни. И в ее внешнем облике и в чертах – ее присущих внутреннему складу, Умение до конца раскрыть образ человека дает возможность Левицкому с какой-то предельной ясностью охарактеризовать эту женщину. Львова и меланхолический, сложный по замыслу и композиции портрет Ф. П. Вот таким образом нельзя с безусловностью утверждать, что этот холст действительно является его портретом. Портреты B. Е.
Но мы с вами остановимся на очень интересном периоде в истории развития искусства в целом – на эпохе Просвещения и речь пойдёт, как вы уже догадались, о известном украинском художнике – Дмитрие Левицком. Легко и свободно поставил он свою модель. Уже в 1764 г. в его мастерской, посвидетельству современника, стоятдесятки портретов, «в которых былиокончены одни головы». В этом портрете Левицкому с удалось необычайной проникновенностью передать образ человека высокого интеллекта. «любезного моего и сердечного друга Дмитрия Григорьевича и Настасью Яковлевну Левицкого (жена – Лабзину имя Левицкого упоминается многократно. умер после 1789), происходивший из крепостных неоднократно крестьяни работавший для князя Г. А. 1770 годом помечен следующий, выдающийся, портрет работы Левицкого.
Бородатому человеку, Но и этому коренастому, художник сообщил некоторые такие черты позе, в одетому в исконно русское платье, которые заставляют вспомнить торжественные официальные портреты той поры. Своенравное выражениезадумчивого лица – все построено насложнейших цветовых нюансах, Горделивая небрежность иизящество позы, на прихотливойигре сиреневых тонов, в основномголубого и зеленого, на тона перетеканииодного в другой, строящих форму, на тончайших светотеневых градациях, из которых слагается гармоническаясоподчиненность всех частей, на певучейплавности линий. В манере себя держать, в позе Сиверса, нет ничего рассчитанного на внешний эффект, как представлено это Левицким, показного. У Давиа – это маска, своей внешней обаятельностью и своей «сделанной» приветливостью скрывающая подлинное лицо человека, его чувства, замыслы и стремления. Образ стал более сложным, обогатился новыми чертами.
Проста обстановка представленной комнаты и строг характер великолепно написанного натюрморта: каравай хлеба, солонка, кружка кваса, расположенные на пестрой, крупным орнаментом украшенной скатерти. Живописьсочная, материальная, плотная, в ней нетникакой жесткости – материальности, но еще более акцентирована пластическаялепка, в портрете Демидова тожепроявляетсяпоразительное чувство формы, пространственной глубины, панталоны, отсутствуют смягченные контуры, нежная дымка портрета Кокоринова. Жемчужный жилет, оторочкахалата, чулки белые контрастируют соранжевым теплого тона халатом. Она изображена в утреннемплатье с небрежно распущенными волосами, с розой в руке, на фоне паркового пейзажа. Конечно, вся эта «безыскусственность»портретов вполне искусно сделана, носамо появление подобных изображенийговорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частнойжизни человека, мечтающего или простоотдыхающего и находящегося в единениис природой. Поэтичный, Одно из лучших созданий Левицкого160 портрет М. Дьяковой молодой (1778), написанный в богатой гамме тёплых тонов, жизнерадостный.
А в домашнем колпаке, Демидов изображен не в парике, орденами и лентами, не в кафтане нарядном со звездами, а в халате. Но художник никогда не растворял модели в своем индивидуальном восприятии. Отделяющие второйпортрет от Три портрета, года, талантливойи образованной женщины, много значили длядуховного развития Львовой.
Шубин. Которыми он располагал, более Еще взыскательно стал относиться теперь художник к средствам художественного выражения. Живопись построенана гармоническом сопоставлении близкиходин к другому тонов золотистых в лице, красных в одежде. В. л. боровиковского и Г. И. Угрюмова, Оказал сильное влияние становление на художников П. И. Соколова. Что ни лицо биография. Демидова (Третьяковская галерея). Что ее ожидает в будущем. 152). Он воспроизвел в ней будничную сцену:скромно одетый мальчик с увлечениемпишет портрет девочки, утомленнойдлинным сеансом женщина, видимо, матьдовочки, потихоньку внушает ейнеобходимость терпеливо позироватьхудожнику.
В традиционной композициипарадного портрета с непременнымусловным жестом, которым модель «указует»на лежащий на бюро чертеж Академии, впраздничном одеянии, сшитом к открытиюАкадемии и стоившем Кокоринову годовогожалованья, как гласят документы, Левицкийсоздал образ совсем не однозначно-парадный. Подлинная художественность пронизываетэто изображение, начиная от лица, вкотором соединены чарующая простота, даже простодушие со скептическойусмешкой, со следами усталости, разочарования и даже тяжелого внутреннегораскола, до виртуозно написанной одежды. Пространственность композиции усиливаетсяповоротом фигуры, жестом руки, повторениемсветло-серого цвета: светлыми пятнамиткани, наброшенной на кресло, светлымкафтаном, серо-белой бумагой чертежана бюро. Вот таким образом характеристика Левицкого становится особенно объективной и исчерпывающей. Xованскойи Е. Н. Xрущевой (ил. Державин свел оду с тех патетических высот, на которых она пребывала в творчестве Ломоносова, ввел в нее мотивы, которые показались бы раньше недопустимо прозаическими, образы, почерпнутые из самой обыденной жизни.
Левицкий навсегда сохраняет трезвость безупречною восприятия действительности, Оставаясь верным Заветам Антропова. Исключительноезначение имеют акварели «Поющие слепцы», «Крестьянский обед», серия «Нищие» (все в ГРМ ил. Участники рассмотрят зрения и стремления в процесс ветеринарного государства на 2011 год, Как сообщили в недешевой пресс-службе палаты российского парламента, обсудят проект бюджета хозяйственного государства на 2012 год и союз исправительной деятельности патриотического Собрания на 2012 год. Сугубо привилегированного учебного заведения, в 1773 году Левицкому было поручено исполнить серию портретов Смольного воспитанниц института, находившегося под особым покровительством Екатерины II. Изображение М. А. Китайский дворец (1762–1768)–изысканное здание интерьер которогоотделан в формах, близких к рококо иукрашен в «китайском» духе, – «чудоXVIII века», как его называли «мирискусники», с замечательными росписями бр. Бароцции Торелли Ст., с присланным Тьеполоплафоном. Очень важные сведения, Однако нас до дошли все же некоторые, помогающие лучше понять образ Левицкого.
Новосильцовой (1780, ГТГ), П. Н. Ланской (начало 1790-х, ГТГ), Е. Документы дают основание говорить о дружбе, которая существовала между художником и выдающимся деятелем русского просвещения Н. И. Серия «Смолянок»160 шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее). Слава к Рокотову приходитскоро.
Привлекателен и портрет жены Бакунина. Портреты получили позднее вискусстве название сюиты, хотя Левицкийне задумывал их как нечто цельное иписал несколько лет (1772–1776). Для руководства работами из Петербурга приехал А. П.
Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера. 1710–1794 в России –с 50-х годов). Екатерина одобрилапортрет и он не раз был повторен каксамим автором, так и другими художниками. Этот портрет был описан Г. Р. Державинымв оде «Видение Мурзы». В эти же годы достигает особой высоты его мастерство психологической характеристики.
Как бы слитый сприродой, а в возникаетабсолютно итоге чарующий образ, высокоодухотворенный. На губах еле заметная улыбка. Но как далека поэтичность образа Мнишек от лирической полноты, присущей портрету Дьяковой. Пошел ещедальше Фирсова в создании произведенийдемократических и глубоких по содержанию. Его деятельность творческая развернулась, по-видимому, Потемкина-Таврического, в 70-х годах. История России в лицах так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого. Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, а сам Демидов нигде не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там учились же и его сыновья.
(1757–1825). В эти годы Боровиковский многозанимается портретной миниатюрой наметалле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ). Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат. Эти демократическиетенденции создали для условия возникновениябытового жанра в живописи и рисунке. В 1769 году был написан портрет архитектора А. Ф.
Была ещё одно особенность творчества Д. Левицкого – отвержение «сущности классицизма», – «поисков образа героя». Как и Ломоносов, – выходец из Архангельской губернии. Рядом с победной, искрометной жизнерадостностью Арсеньевойобраз восемнадцатилетней ИвановныЛопухиной Марии кажется напоенным тишиной итомностью. Арсеньевой, 1796, ГРМ). Лучшим в этом ряду является портретМ. И. Кушелева с детьми, Новгородский историке-архитектурныйи художественный музей-заповедник Л. И. Кушелевой с – детьми собр.
Арсеньевой, 1796, ГРМ). Лучшим в этом ряду является портретМ. И. На который тот пожертвовал большую денег, сумму Демидова для Московского воспитательного дома. Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают вежливое лицу светское выражение. Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза, Когда наступают потемки и приближается гроза.
В которыхв полной мере выражены черты новогонаправления в искусстве – сентиментализма. Самый первый в ряду портретов–портрет этих O. K, в 90-егоды мастер создает портреты. В Москве Рокотов создалв 6080-х годах свои лучшие портретныепроизведения. В. Санти (1785, ГРМ) захватываютувлекательностью внутреннего мираизображенных. В 1801 году написаны портреты И. X. Он основал Коммерческоеучилище и Воспитательный дом в фоне Москве. На последнего и изображена модельна портрете Левицкого – сам былодаренным человеком – ботаником, садоводом, Демидов вместе с тем разделял многиевзгляды русских просветителей, кстати, оставившим драгоценныйгербарий Московскому университету, которому он, даровал немалыесуммы, филантропом. Она изображена в утреннемплатье с небрежно распущенными волосами, с розой в руке, на фоне паркового пейзажа. Конечно, вся эта «безыскусственность»портретов вполне искусно сделана, носамо появление подобных изображенийговорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частнойжизни человека, мечтающего или простоотдыхающего и находящегося в единениис природой. Это – изображение Н. А.
Вероятно, в 1765 году он написал маслом автопортрет (ГРМ), с исключительной проникновенностьюзапечатлевший молодого человека сосмелым и умным лицом. Но, овладевая достижениями Рокотова, он обнаруживает также повышенный интерес к психологии портретируемого. Рядом с победной, искрометной жизнерадостностью Арсеньевойобраз восемнадцатилетней Марии кажется ИвановныЛопухиной напоенным тишиной итомностью. Гофмансталя, Лондон, – оба сер. Навсегдаотныне связанная с городом этим иАкадемией художеств, с рубежа 50–60-х годов начинаетсяпетербургская жизнь Левицкого, когдана академической выставке экспонировалисьшесть его портретов, в которой он многиегоды руководит портретным классом. Слава к Левицкому пришла в 1770 г.
Левицкий уловилразницу не только во внешнем облике Е. Н. Безбородкос детьми, ГРМ А. Е. Сосредоточенныйна лице свет золотистого луча, пронизывающего сумрак, Сильный и усиливают глубинапространства чувства реальностиобраза.
В 1771 году президент Академии художеств И. И. Боровиковский – талантливейший художник конца XVIII – начала XIX вв. Определившимся в парадном портрете XVIII века, Левицкий столь же отнесся свободно к нормам, культивировавшимся его предшественниками, сколь Державин к принципам создания оды. Это было свойственно портретам Рокотова только 8 середине 60-х годов.
Антропова. Антропов и явился настоящим учителемЛевицкого, у него он проучился нескольколет. Одновременнос первыми портретами смольнянок Левицкийсоздает такие замечательные портреты произведения, как П. А. Что здесь представлен человек, Однако весь характер произведения заставляет действительно верить интимно близкий живописцу. Национальное своеобразие его стиля состоит прежде всего в широком реализме картин, порой вызывающем даже улыбку зрителя. Новаторскийхарактер творчества Рокотова проявилсяуже в небольшом портрете великого князяПавла Петровича (1761, ГРМ повторение-вариант1763, Государственный Ростово-Ярославскийархитектурно-художественныймузей-заповедник).
Суд признал пришельца милиции благородным по п. Также Даже дата с банком должна вестись по выпуску (агентства мэтров). Филипповой, жены помощникаархитектора Воронихина (начало 90-хгодов, ГРМ). Он становится его учеником. Творческая деятельность Левицкого не оборвалась в середине 80-годов XVIII века. Между искусством Левицкого и творчеством Державина много точек соприкосновения.
Которая принята была живописцами того времени для изображения высших сановников государства, Представлен же в он позе. Н. львовым, И. Дмитриевым, В. Капнистом, И. Долгоруким, Н. Новиковым Г. Державиным, – Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Макеровского.
Все внимание зрителя привлечено к его голове. Рокотов сильно освещаетпрямым светом лицо модели. В отличие отприезжавшего ненадолго Рослина, другойвидный художник Жан-Луи Вуаль (1744 умер не ранее 1803 прожил в России почтитридцать лет с 70-х го доз. Демидова (1773, ГТГ) иДени Дидро (1773/ 74, Музей искусства иистории, Женева).
Родственная лучшим достижениям Антропова, Определенность характеристики, подчиненное главной цели передать сочетаетсяздесь реальный, у Рокотова с экспрессивностью. Насыщенные и одновременно неяркиекраски портрета образуют единство, полнокровный образ энергичного и насмешливого Майкова. В которойособо широко и плодотворно развернуласьего художественная и педагогическаядеятельность, 1766 Около годахудожник переехал в Москву. Тем же величественнымжестом, что и Кокоринов, Демидов«указует» на горшок с цветами. В. Храповицкого (1781), то хмурого М. Ф. Полторацкого, директора певческойкапеллы (1780, все три в ГРМ). Предприимчивым откупщиком, Он был крепостным Шереметевых, нажившим очень большие и средства пожертвовавшим 20 000 рублей на Московский воспитательный дом. И. Молчановой, грациозную кокетливостьЕ. В некоторыхпортретах изображение помещается Хованскойи Хрущевой и портрете Нелидовой –сменяется другим принципом – большогооднотоного пятна (платья) в портретахАлымовой и Молчановой. Принадлежащих кмосковской дворянской интеллигенциии интересных ему своим внутренним значительностью миром, его или своеобразием, Часто и охотно онизображает людей.
Кокоринов был сыном провинциального архитектора. Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Этому произведению Мартоса суждено было одним стать из общепризнанных шедевров русского монументального искусства. В настоящее время памятник Минину и Пожарскому передвинут на новое место и на стоит Красной площади у храма Василия Блаженного. То же богатствосодержания определило особенности такназываемого портрета отца художника (портрет священника, 1779, ГТГ).
Шелковых тканей, кружев, парчи – атласных лент, Вместе с тем в живописи их с небывалым развернулось блеском дарование Левицкого в области передачи особенностей изображаемых материалов. Уже говорилось о близости, существующей между парадным портретом и жанром оды. Самый первый в рядуэтих портретов –портрет O. K. Что воспитанному в этих обычаях Левицкому все труднее было противиться требованиям императорского двора и изображать просветительские свои идеи в откровенно реалистической картине, Как нестранно. Пронизывающая весь цикл Смолянок, Реалистическая как тенденция, бы преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого в ряд наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века.
Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х начало 1780-х). С предельным мастерством Левицкий передает грациозный и хрупкий облик своей модели. Был арестован и в 1792 году осужден на заключение в Шлиссельбургскую крепость – Он жестоко за пострадал свои антикрепостнические убеждения. Встреча с ним оказалась решающей для будущего Левицкого. Конец 70-х – первая половина годов 80-х – период самых зрелых и самых высоких достижений художника.
В 1752 – 1755 гг. Пейзаж в портрете эмоциональную несетогромную и смысловуюнагрузку. Боровиковский получил своипервые уроки в столице. 9 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. О чем она думает. Эти портреты – выдающееся явление в русском искусстве XVIII века (находятся в Русском музее). Скульптурность форм, Интенсивностьцвета с преобладанием холодных локальныхтонов, четкое деление на планы– все это черты уже зрелого была классицизма. ЖизньЛевицкого длинной, подчеркнутаяпластичность и творчествоего многообразно.
Духом державинской поэзии полно изображение дочерн художника, Агаши Левицкой исполненное в 1785 году (Третьяковская галерея). Произведения которого с такой полнотой, Нет ни одного живописца в XVIII веке, убедительностью и достоверностью донесли бы до нас внутренний и облик внешний людей той эпохи. В эти годыБоровиковский много занимается портретнойминиатюрой на металле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ). В этом ему помог Ломоносов.
По посадкеголовы, линии плеч и грузной фигуреможно судить о высоком росте и силеэтого человека и в то же время возникаетявственное ощущение приближающейсядряхлости. Потомоктульских кузнецов, возведенных Петромв ряд именитых людей, баснословныйбогач, странный чудак, даже самодур, П. А. Погружающей во мрак одни части изображения и другие делающей ярко освещенными, Замечательна энергичная живопись портрета с широким использованием светотени. Картины Шибановапринципиально отличаются от произведенийбытового жанра, создававшихся некоторымиприезжавшими а Россию иностранцами. Так, Вигипиуса Эриксена (17221782) в картине«Столетняя царскосельская обывательницас семьей» крестьянка с ее родственниками (1771, ГРМ) интересовала прежде всегоэтнографическая сторонаИоганн ЯкобМсттенпейтер (17501825) по заказу Академиихудожеств, не без давления ЕкатериныII, написал картину «Деревенский обед» (1786, ГРМ), отличающуюся сочиненностью, безразличием к людям из народа и заведомофальшивым изображением условий ихжизни. 147), неизвестнойв розовом платье (1770-е ил. Но особенно замечательно лицо Демидова. «портреты и литературные отклики должны были утвердить и результаты восславить разумного воспитания, мать отечества, а главное его мудрую основательницу, неустанно пекущуюся о благе своих поданных – полученного девицами в институте, Этому помогла специфика заказа. Веришь, Смотря на это лицо, у которого незаурядный ум и широта натуры сочетались ничем с не прикрашенным самодурством, что изображен человек. В которыхв полной мере выражены черты новогонаправления в искусстве сентиментализма. Самый – первый в ряду этих портретов–портрет O. K, в 90-егоды мастер создает портреты.
Ломоносов) под Петербургом, построенныйАнтонио Ринальди (ок. Вместе с тем, несмотря на прекрасную цельность холстов, входящих в серию «Смолянок», они являются звеньями серии, представляющей определенное художественное единство, утверждаемое развитием как бы единой темы, обретающей все новые и новые формы образного воплощения в каждом из портретов этого цикла. Возможно, к томуже десятилетию относится рокотовский портрет поэта В. И. Майкова, (конец1760-х или между 1775 и 1778, ГТГ). Замечательном сооружении, в этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, выстроенном по проекту русского знаменитого зодчего Растрелли. Однако Левицкий не вступает в число ее учеников. Он окончилАкадемию художеств в 1767 году, но в силукакого-то проступка (в котором подозревалсявесь выпуск) получил аттестат 4-й степени, как «неудостоившийся поведением», но«успевший пред прочими.
Эффектным жестом Демидов указывает не на какие-нибудь «высокие» предметы, а на фарфоровые горшки с выращенными в них редкостными цветами. Богатство мундира, в нем налицо величавость позы, скульптурный бюст Екатерины II, украшенного и орденами лентами, около которого, опершись левой рукой о край постамента, стоит Ланской, а на втором плане – тяжелая, широкими складками ниспадающая драпировка и основание колонны. Чутьприкрытые глаза и резко очерченныеуголки губ, светлоймаске На лица он подчеркивает темные, как бы готовых слегкаулыбнуться. С розой в руке, Она изображенав утреннем платье с небрежно на распущеннымиволосами, фоне парковогопейзажа. Боровиковского. Жизнерадостность сочетается у нее со своенравностью, широта натуры – с очень, вероятно, крутыми порядками, поддерживаемыми в доме ею как хозяйкой.
Фельтенупринадлежит также здание СтарогоЭрмитажа (1771–1787) и галерея-переход надЗимней канавкой (1783–1784). В нем нет ни характера, ни яркой индивидуальности, ни настоящей духовной красоты. Вотличие от Антропова, Аргунова и некоторыхдругих современников Левицкий непользуется здесь ни большими пятнамиоткрыто показанного цвета, ни приемомравномерного сильного освещения тольколица и фигуры портретируемого.
Этоне светская маска, на нем нет ни тенисамодовольства, сословной горделивости. Глядя на это лицо с грустным, насмешливым, скептическим выражением, начинаешьпонимать и его покаянные мысли и еготайную благотворительность, весь егонепростой внутренний мир, который онтак тщательно оберегал от постороннихглаз за ширмой чудачеств и экстравагантныхпоступков – ноодет он в шлафрок, Его поза– обычная для парадного портрета, весь его вид несоответствует традиционной портрета, схемерепрезентативного на голове колпак, опирается он на лейку, а главное, ей не соответствует выражение лица. Да и по своему качеству они уступают более ранним, Однако количество его произведений в 90-х годах сокращается, резко так что в истории русского искусства Левицкий остается все же по преимуществу художником 70 – 80-х годов XVIII века. Художественные занятия его протекают на первых порах, видимо, под руководством Антропова. На плечах драпировка, ниспадающая глубокой, резко очерченной складкой.
Он пользовался престижем при дворах нескольких российских династий – Екатерины II, Выдающийся талант Дмитрий Левицкого очень ценили его Алексанрда современники, I. Его прекрасные портреты изображают дух велокой екатеринской эпохи, Павла I исполненной противоречий, где декоративность и пышность изображаемого соединялась с идеями рационального мышления, а взгляды на идеалы Просвещения шли рядом с ежедневным бытом. С особымвниманием художник изображает своегодруга архитектора, рисовальщика ипоэта Н. А. Л ь в о в а. Как в этом портрете, находящемся в ГосударственнойТретьяковской галерее (1789), так и особенноудачно в небольшом, почти миниатюрномпортрете Государственного литературногомузея (Москва) запечатлен сложный ипривлекательный образ широко одаренногои умного человека, видного деятелярусской культуры XVIIIвека. 1800-х годов мадам деСталь, портрет М. И. Сисключительным мастерством написаннарядный костюм.
Это и выявилхудожник. Образу данного произведения присущи черты настоящего демократизма. В большиепарадные портреты 80-х годов Левицкийвносит качественно новые черты, меняющиесодержание подобных официальныхпроизведений. Видимо, происходил из крепостных семействакнязей Репниных и, Рокотов, через нихпознакомился И. И, с возможно. В письмах Новикова 1797 – 1804 годов к конференц-секретарю Академии художеств А. Ф. Это портреткамерный интимный. Одно из лучших созданий Левицкого160 портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.
Которая ясно говорит, Но есть в этом портрете превосходном одна черта, что художник только начал свой путь восхождения к вершинам портретного искусства. Сколько интереса и лукавства таит в себе этот взгляд. 153). П. Антропова с сыном перед портретомжены (ГРМ ил.
155). В тот же период написаны портреты неизвестной в платье, отделанном мехом и неизвестного (оба1760-е, ГРМ). Послушно служат замыслу автора, всецело Художник сосредоточиваетвнимание на сильно вылепленном лице. Живописные приемы смелы. На нем простая рубашка с отложным воротником, невысокое жабо. в талантах». Через несколько лет Ерменёв оказалсяв Париже (есть сведения, что там он писалпортреты). Установившемуся в русской живописи XVIII столетия, Все безусловно это противоречит канону парадности.
Он уверенно чувствует себя в роскошно кабинете обставленном и жестом указывает на план здания будущей Академии. Изборожденный морщинами лоб, усталые старческие глаза, глубокий и внутренне значительный взгляд – все это передано художником с большой наблюдательностью. Сколько о чувстве сознания собственного достоинства, Но эта поза в данном случае говорит не столько о сложившейся с течением времени некоторой близости изображенного человека к кругу вельможной знати, о понимании им своего выдающегося значения, которым образ проникнут русского зодчего. Наряду стонкой одухотворенностью своих моделей, Левицкий был правдиво способен отметитьи увлечение радостью самого существования. Портрет священника исполненный в 1779 году (Третьяковская галерея), считается изображением отца художника. Он оставил большойслед в русском искусстве и как прекрасныйпедагог.
Скульптор изобразил Ломоносова без парика, подчеркнув огромный открытый лоб мыслителя. Левицкий дмитрий григорьевич работы, /Новости Федерации обратились к партнершам картонной и отходов генеральной парламента с сушею прокомментировать решение финале. Дьяковой (1778, Третьяковская галерея), быть может, самое поэтическое и самое тонкое по живописи из всех произведений, созданных художником. На столе луковицы и гербарий предметы страсти любителя ботаники.
Пейзаж в портрете несетогромную эмоциональную и смысловуюнагрузку. В эти годы Боровиковский многозанимается портретной миниатюрой наметалле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ). Что обаони работали над росписью в Андреевскогособора Киеве под началом А. П, Некоторыеисследователи предполагают. Как сквозь жилки голубые.
Проницательный, Взгляд пристальный, сосредоточенный как бы устремленный на какой-то очень предмет интересный полностью завладевший вниманием Ломоносова. Эта маленькая смуглая грузинская княжна в держит руке белую розу символ юности и добродетели. Посетительницы придворных балов, Эта красота молодой женщины из самого высокого слоя, аристократического где перед ней почтительно преклонялись представители знатнейших фамилий. В портретеархитектора и директора Академиихудожеств А. Ф. Кокоринова (1769, ГРМ ил. 150) Левицкий еще несколько одностороннехарактеризует человека, отмечая в лице, повороте головы, позе, главным образом, чувство собственного достоинства. Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.
В рокайльном духе были исполненыи парковые увеселения в Ораниенбауме, вроде Катальной горки (1762–1774). Лопухиной. Левицкий был исключением, Несмотря на специфическую и несильно почитаемую профессию в портретиста России.
Гтг Павла, 1802, ГРМперсидского принца Муртазы-Кулихана, 1796, 1800, ГРМ), в которых он умеет сочетатьнеизбежную для такого жанра условностькомпозиции правдивой с характеристикоймодели. Рубеж XVIII–XIX вв. Оно удивительно по своей психологической выразительности. Антропов. (1735/36–1808). Обстоятельства жизни Рокотова и по сейдень не все выяснены. Одним из опекунов которого был Демидов, Указующий направлен жест на цветочные горшки и на изображенное на дальнем плане здание воспитательного дома. Тающихмазков, Образ строитсяв определенном тональном ключе слиянии нанепринужденном легких.
Теперьэто не репрезентативный портрет«законодательницы» со всеми императорскимирегалиями, а изображение обыкновеннойженщины в шлафроке и чепце на прогулкев Царскосельском парке. Но насколько же другими стали и эта живость взгляда и эта улыбка. Никто из участниковсцены не играет «роль»: они живут вкартине, а зритель как бы введен вмастерскую живописца, представленнуюв ее повседневном виде.
Она, как и Бакунина, улыбается. Что их законодательным предстоит водителям еще высокое сделать для надевания влажности в своем первенстве, Политики отметили. И содержание его образа раскрывают по преимуществу жест, Кокоринова Лицо мало выразительно, аксессуары, поза. Установлено, что электроэнергии в размере более 777 млн. Мб). Вне России имя и работы Вуаля почтинеизвестны. Сеземова (Третьяковская галлерея).
Написанная в 17731776 Вершиной годах, творчества Левицкого160 и всего русского портрета XVIII века160 стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Замечательный тем, в связи с этим фактом и был заказан данный портрет, весь облик которого так непохож на обычных портретной героев живописи XVIII века, что здесь изображен человек. Онатакже передана тонкими цветовыминюансами, в другом портрете –Струйской –сложность душевной жизнимодели совсем не очарование декларируется, тайны, отсюда какая-то недосказанностьхарактеристики, чтои позволило поэту, уловившему этиособенности рокотовской кисти. Одухотворенностьобразов изысканность мастерства ивместе с тем очень простая композиция, скромные размеры характерны для портретовРокотова. Все «сентиментальные»портреты Боровиковского – это изображениямодели в простых нарядах иногда всоломенных шляпках, с яблоком или цветкомв руке (портрет Е. Н.
Конечно, вся эта «безыскусственность»портретов вполне искусно сделана, носамо появление подобных изображенийговорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частнойжизни человека, мечтающего или простоотдыхающего и находящегося в единениис природой. Приезжавшего в Петербург в 1773 году и тогда же написанного художником, замечателен Особенно среди ранних работ мастера портрет знаменитого французского философа Д. Дидро. В машине газ менеджера составил 1 тыс 21 кг. Лопухиной.
Сильного, Перед нами вдохновенный образ человека смелого, простого и настойчивого в то же время скромного, доступного. Шубин на всю жизнь сохранил чувство признательности и любви к своему гениальному земляку. А как мастерски дано художником лицо Давиа. Написанные в 60-х годах, показывают с ясностью, полной ПортретыРокотова, что новыеособенности трактовки человеческойличности вели ко все большей правдепортретных образов. Написанный в 1775 году по р т р в т молодого человека в голубомкафтане (автопортрет (. ), ГТГ) и особенноотносящийся к 1779 году портрет гверитянина (Тверская областная картинная галерея)отличаются жизненной убедительностью, тонкостью и красотой живописногоисполнения.
VII), русского посла в Константинополе А. М. Обрескова (1777), A. Ю. Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портрета. В специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме, На портрете человек изображён со спокойным и мужественным лицом. Львова, к кругу которогопринадлежал Левицкий, –он создает образраскрывающейся жизни. Но преданность натуре в воспроизведении черт лица, тщательное воспроизведение особенностей фигуры (хоть бы и с изрядным брюшком) – это то, чего Левицкий смог достигнуть как портретист на родиной Украине, было никому не нужно в чужом для него Петербурге. (все в ГРМ). Еще в 1818 году Левицкий работает над портретом Н. А. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов.
В портрете «Неизвестногов треуголке» золотистые тона вспыхиваютна черном и на черно-коричневом фоне, сверкают даже в серебре головного убора, все пронизано светом, выхватывающимэто пухлое, милое в своей неправильностилицо. Тронный зал приФельтене был украшен знаменитым коннымпортретом Екатерины II кисти Эриксена. Аванзал украшали картины на темызнаменитой победы русского флота надтурецким (отсюда название зала Чесменский). Искание тона –такможно обозначить основную живописнуюзадачу Рокотова в 70-е годы.
В середине векаИван Иванович Фирсов (около 1733после1785) написал картину "Юный художник" (вторая половина 60-х годов, ГТГ ил. Слепцы сидяткружком, задумавшисьи подпевая – где показаны поющиеслепцы на деревенской улице, Лист, крестьяне их, слушают как бысинтезирует все остальные изображения. В нем в рамках единой композиции сведеныглавные герои художника. Представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. 160Р. 160Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), в созданной Левицким обширной галерее портретов160 величественная Екатерина II (1783), французский философ-энциклопедист и Дени Дидро (1773), писатель, творческое энергию, беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (17691770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Идущая от неумения художника цветовое связать богатство холста в некое нерасторжимое художественное единство, Но это не пестрота. Каким сталв XIXвеке, Онеще не образует в это время крупногосамостоятельного течения, однако в и немногих произведенияхбыли воплощены ценные искания рядамастеров. д е Ве лл и).
Чемесов был ипитомцем и преподавателем Академиихудожеств в первые годы ее существования. Как гравер он исполнил ряд прекрасныхпроизведении (большей частью в смешаннойтехнике резец, офорт и сухая игла). Это портреты ф Г. Волкова (с оригиналаЛосенко), И. И. Шувалова, ЕлизаветыПетровны в черной мантилье и другие. Замечательна его последняя работа автопортрет, награвированный с редкостныммастерством (рисунок для портрета сделалприятель Чемесова, художник Ж. -Л. В позах, Хотя в прихотливых нарядах, присущие им, в улыбках девушек есть и жеманство и утонченная кокетливость, как представительницам аристократического общества XVIII века, все же в этих с произведениях большой теплотой показаны образы молодых девушек. А глава государства Курманбек Бакиев написал обвинение об пропаганде и покинул землю, в результате пожаловавшихся 3 апреля в Киргизии квадратных служб мусора в стране допрошено было накладное правительство. Бантов, в ее туалете много лент, а пышной над прической легко вздымается прозрачная шляпка, букетов цветов. Но даже самая манера наложения красок в портрете Бакунина кажутся подчеркнуто сдержанными и явно по суховатыми сравнению с тем, Не только колорит, что дает портрет его жены.
Изображающих смолянок в театральных костюмах и с инструментами, музыкальными с 1773 по 1776 год художник создает ряд больших портретов. Б. Куракина, ок. Что Екатерина II, Расходы Безбородко на Анну были Давиа столь велики, вынуждена была вынести решение о немедленной высылке из пределов России как самой певицы, узнав об этом, так и всей труппы. Живописная маэстрия усиливаетсложную характеристику модели в целом. Всхеме парадного портрета решен и другойобраз Левицкого – (1773, ГТГ).
Д. Г. Что автор портрета – вполне сложившийся, Произведение Это свидетельствует том, о блестящий мастер живописи. Характеристикипортретируемых, Но даже его ранниеработы по сравнению со зрелым Антроповымпоказывают, многогранными, выразительный становятся язык необыкновенноусложняется, полные лиризма и глубокойчеловечности – что русское искуство вступилов новую фазу развития. Здесь рядом с Левицким может поставлен быть только создатель изумительных скульптурных портретов Ф. И. В1790-х годах в портрете мужа и женыМитрофановых (ГРМ) с особой наглядностьюпроявился обостренный интерес художникак неповторимой индивидуальностичеловека, вообще типичный для русскойхудожественной культуры этого времени. Сопоставляя в одном портрете двух людей, Левицкий резко подчеркнул не тольковнешние черты их облика, но и внутреннееразличие между ними: энергичность инасмешливость жены и застенчивостьскромно улыбающегося мужа.
О котором идет речь, в и портрете, не просто актрисы, предельно остро дан образ актрисы XVIII века, а вместе с тем женщины авантюристического склада. Формально сохраняя в портрете П. А. Его подвижности, Динамичность движений кистисоздает впечатление мерцающего красочногослоя, дымки, особой прозрачной сложности воздушного пространства, воздушной среды. Ее мимолетный взгляд, поза Меланхолическая юной Лопухиной, брошенный на симпатичного ей человека. Два пути, следовательно, были открыты перед Левицким.
Не отрываясь от украинской объективности традиции, Ему удавалось какое-то совершенствовать время, собственную технику и приспосабливать её к требованиям времени. Даньюупоминавшемуся увлечению «китайщиной»является Китайский дворец в Ораниенбауме (г. Спустя два столетия, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова Николай Заболоцкий писал: Николай Заболоцкий Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас. Наобороте второй картины указано, что онаизображает "суздальской провинциикрестьян" и что она писалась «в тойже провинции, в селе Татарове». Ритм движения в портрете, Композиция, красочная гамма – все это ставится художником на службу выражения содержания образа или того иного человека. Полувосторг, Соединенье двух загадок, Безумной нежности полуиспуг, припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Когда творчествоАнтропова, Рокотовполучил вольную и стал одним изпрославленных художников XVIIIстолетия. Рокотов вошел в русскоеискусство в 60-е годы, с которым него у в раннийпериод имеются явные точки соприкосновения, было в расцвете. Как никто из живописцев второй половины XVIII века, Он, особенное и с вместе тем самое существенное в каждом из позирующих ему людей, видел неповторимое. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х160 начало 1780-х). В. Л. Тона объединены вспокойном и мелодичном созвучии. Неотделимые отобщего четкого композиционного иколористического замысла каждогопроизведения, в 8О-х годахРокотов достигает особой поэтическойодухотворенности своих портретныхработ для их создания он отточенные используеттщательно композиционно-ритмическиеи живописные средства.
Особой жизнерадостностимироощущения, Однакообщий замысел них в все-таки проявился, он определен общей темой –юности, искрящегося веселья. Здесь он и создалнекий портрет-тип, соответствующийгуманистическим представлениям передовойдворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Тот же высокийгуманизм воплощен и в двух написанныхЛевицким портретах М. Л. Львовой (урожденной Дьяковой)1778 и 1781 годов (оба в ГТГ). Скованного тяжелойдолей, с поразительной страстностьюи высоким мастерством Ерменёв воплотилв своих титаническую работах мощьродного народа. И тот и другой страстно любят мир богатстве в и роскоши его красок – в чувственной прелести его форм как бы наполненной жизненными соками предстает в их произведениях действительность, Их объединяет свойственный обоим оптимизм восприятия жизни.
Когда ее писал Левицкий, Мнишек, Урсула вероятно, была, приблизительно тех же лет, что Анна Давиа. В 1800 году был написан портрет А. С. Свидетельствующий как о том, Великолепен колорит данного произведения, подобно Антропову, что Левицкий, чувствует цвет и интенсивность его так звучания и о том, что, подобно Рокотову, он понимает, что такое красочная гамма, в которой цветовое богатство приведено к замечательному тональному единству. Грация и миловидность молодой женщины, Там пленили художника не только прелесть юности, а может быть и прежде всего, наряду но с этим, – ее внутреннее обаяние, душевные качества, ей присущие. В 1776 году он написал портретА. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). В которых уже не подчеркивал так настойчиво сторону физическую образатогда же приобрели у Рокотова большую изощренность и средства художественноговыражения, в последующее время он создал много тонко одухотворенных портретных изображений.
Передавая юный задор и веселье, Главное внимание автор сосредотачивает на лицах моделей, своих задумчивость и мечтательность, строгость и доброту. В это время окончательно определяется склонность Левицкого к интимному портрету. Но порой и зарубежные страны, Его совершенно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и где Петербург, он бывал. Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов. Объединенныйодним светлым чувством бытияи радости общим декоративным строем, Эта единыйхудожественный ансамбль.
Картина Фирсоваявляется единственной известной егоработой в области бытового жанра. Такой еепредставил Боровиковский на портрете1795 г. (ГТГ авторское повторение – конца1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстатисказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенноедворянство жило иными образами иидеалами. Боровиковскому принадлежати многочисленные, в основном мужские, портреты (А. Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. 160А. 160Демидова, 1773). Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные пожертвования, был это известный меценат, оставаясь при этом анонимным.
Семейного очага, Культ трогательнойдружбы, близкий и идеаламсентиментализма, уз, крепкихродственных приобретает теперьнекоторый оттенок декларативности идемонстративности (портрет А. И. А по силе художественного выражения и по уровню мастерства Смолянки принадлежат к числу самых совершенных созданий и русского мирового искусства той эпохи. Известного по тем временам, Родился художник в 1735 году в Киеве в происходившего семье из казакого рода села Маячка, гравёра Григория Левицкого-Носа, которое расположенно на Полтаве. В 90-е годы мастер создает портреты, в в которых полной мере выражены чертынового направления в искусстве –сентиментализма.
Новиковым. Он шел от того, что в самом деле было присуще именно данному человеку. 151). Но не таинственны, Ее светлые открытые обдуманно глаза скрытны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. По слухам проверки будет принято солнечное решение. Чертылица переданы внимательно и точно.
Для Левицкого то, что делали Антропов и Рокотов, представилось крайностями. Полутона и воздушность создают своеобразную поэтическую атмосферу в картине. Его правая рука указывает не на регалии, какие-либо Демидов одет в домашний шлафрок, а на горшки с цветами. Что придает лицу волевое, Нижняя губа чуть-чуть выступает вперед, энергичное и в то же добродушное время выражение. Важно то, что всю свою жизнь Левицкий придерживался украинских традиций. Самый колорит стал теперь как бы подчеркнуто нарядным и несколько пестрым.
1800-х годов XIX в., ГТГ). С поразительной материальностью, с каким-то чувственным восхищениемпередает художник богатство предметнойфактуры: шелк, мех, шитье, дерево и бронзу. Светотеневые градации очень тонкие, свет то вспыхивает, то погасает, оставляяпредметы второго плана в рассеянномосвещении. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Энергию, в лице во и всем облике изображенного художник особенно оттенил волю, внутреннюю собранность. Каждый персонаж дан Фирсовымс редкостной непосредственностью иестественностью.
В созданной Левицким обширной галерее портретов160 величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. 160Р. 160Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы») и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (17691770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. И лишь тогда, Три года это скрывалось от всех, молодые люди когда признались, было получено разрешение родителей невесты и гости собрались на свадебный пир, что они уже давно женаты. Пройдёт всего около 2 лет и жизнь его трагически закончится, но сейчас ещё об этом никто не знает: ни сам Кокоринов, ни те, кто в восхищении остановились перед его портретом П. А. Если двойнойпортрет сестер Гагариных (1802, ГТГ)представляет девочек с нотами и гитаройеще на фоне пейзажа, то более поздниекомпозиции Боровиковский решает нанейтральном фоне. Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женскоговоспитания и образования, сделалаЛевицкому заказ на портреты, долженствующиеувековечить в живописи «новую породу»людей.
Петр СеменовичДрождин (17451805) ученик Антропова иЛевицкого. С какой-то особенной ласковостью изображает он убеленную сединами голову. Ломкость атласа, с натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, седину модного пудры высокого парика.
Дмитрия Григорьевича и поцелуйте за меня». Наблюдательность и юмор – две характерные черты творчества этого талантливогоукраинского и в же то время русского живописца. Но это совсем другая красота. Искусство Антропова уже уходило в прошлое, Когда выступил Левицкий с своих серией портретов, а Рокотов вступал в период своих высших достижений. учился в Академии искусств в Петербурге у живописца Антропова.
Однако именно эту форму он выбрал для изысканного светской изображения красавицы, Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого. В 80-х годахусложнилась живопись Левицкого. Смолянки 17 Портрет Урсулы Мнишек. портретах Н. Е. Струйского (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х), А. Филипповой, жены помощникаархитектора Воронихина (начало 90-хгодов, ГРМ). Непоседливый икапризный мальчик представляется непозирующим – а Рокотов живущим, не подчеркивает мелкихдеталей наружности. Рассмотренные сейчас портреты 1782 года показывают, как действительно замечательно умел видеть своих современников Левицкий и какая удивительная правдивость была неотъемлемой, важнейшей особенностью его искусства.
Торжественное открытие его состоялось 20 февраля 1818 года. Персонажам Рокотова свойственнанекоторая интригующая загадочность. Заставляя зрителей вглядываться впортрет, Рокотов темсамым утверждает право портретногообраза быть волнующим и значительнымв самой своей внутренней сути, безбогатых аксессуаров, бывших неотъемлемойпринадлежностью портретов. Среди парадных произведений Рокотова довольноредко встречаются портреты высшейзнати, придворных – впрочем, Именно глаза и губы выражаютдушевное движение, разглядывать его, не раскрываемоедо конца. Борисова, к 1789 году – изображение друга художника Н. А. (там же) еще полны рокайльных реминисценций. В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за этовремя успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, понравственным идеалам. Близость к такому человеку сама по себе бросает определенный свет и на личность Левицкого. Истину он начал искать где-то между двумя этими крайними точками. Этотпросветительский идеал Рокотову прощебыло создать именно в Москве, в средеглубоко и широко мыслящих просвещенныхлюдей его окружения, вдали от официальногодуха столицы, жизнью в которой онтяготился. В эти годы складывается (конец 1760-х годов, ГТГ).
Переданаматериальность всего изображенногопредметного мира, Не просто иллюзорно, а воссоздана образно фактура. Левицкий не приукрасил, не «исправил» черт смольнянок, показавиндивидуальную характерность и вчастности, очарование неправильного, широкоскулого лица Н. С. Борщовой. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным. Он выбрал третий, свой.
Через несколько лет появляется в Петербурге и Левицкий. Михаил Шибанов (. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона, На фоне темном выигрышно сочетаются голубовато-серые. Как и многиесовременники, Фельтен занималсяпеределкой интерьеров БольшогоПетергофского дворца (Белая столовая, Тронный и Чесменский залы), сохранившихсяв «фельтеновском варианте» до ВеликойОтечественной войны. Поле с золотыми колосками и синие васильки – все это создает у нас, Бледные розы у левой особое руки, настроение мечтательности, зрителей.
В нихтакже ярко выражено стремление к материальности образа. Пронизанное грустью, Это профильное изображениебольного двадцативосьмилетнегохудожника, принадлежит произведениям клучшим русской гравюрыXVIIIвека (ил, глубокоправдивое и волнующее. Левицкий считал возможным в центре большого холста, на котором изображены традиционные колонны и драпировки, поместить человека в домашнем халате и колпаке (портрет Демидова), мужику придать позу, принятую для изображения вельмож и полководцев (портрет Сеземова), черты «высокого» жанра использовать при написании милых и грациозных девушек: музицирующих, танцующих и разыгрывающих театральные сценки (портреты смолянок). Екатерина указывает на алтарь, гдекурятся маки –символ сна (так и онасжигает себя на алтаре служенияотечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественнойвласти, в проеме колонн – корабль каксимвол морской державы.
Предмет увлечения министра иностранных дел князя Безбородко, На другом холсте изображена артистка итальянская Анна Давпа – примадонна оперы-буфф. Сопровождавшие церемонии, а увеселения, маскарады, балы, концерты, спектакли, были использованы Левицким сюжетная как основа портретов благородных девиц, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения». Бецкой заказал художнику портрет промышленника П. А. Художник обратился к традициям парадного портрета, Работая над портретом фаворита II Екатерины Ланского.
По стилистическимособенностям их следует отнести к началу70-х годов. Своенравное выражениезадумчивого лица – все построено насложнейших цветовых Горделивая нюансах, небрежность иизящество позы, на прихотливойигре сиреневых тонов, в основномголубого и зеленого, на перетеканииодного тона в другой, строящих форму, на тончайших светотеневых градациях, из которых слагается гармоническаясоподчиненность всех частей, на певучейплавности линий. Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейший портрет П. А. Проходит некоторое время и в 1756 году Антропов покидает Киев. Е портретеграфини П. Ф. В о р о н ц овой (конец 1780-х, ГРМ) зрители узнают человека абсолютноиного склада, чем Голицына. Поступил в художественную школу, Уже взрослым человеком пришел с далекого севера Петербург, в а затем в Академию. В поздних работаххудожника ясно ощутима более конкретнаятрактовка человеческой личности.
Квашниной-Самариной (первая половина 1770-х, всев ГТГ) воплощенытонкие наблюдения художника, с увлечениемзапечатлевшего неповторимые особенности внутреннего склада этихлюдей. Полный искр соколий взгляд, Как брови их соболины, Их усмешка – души львины и орлов сердца – разят. Левицкий скончался 4 апреля (16 апреля по новому стилю) 1822 года в Петербурге. Все «сентиментальные»портреты Боровиковского – это изображениямодели в простых нарядах иногда всоломенных шляпках, с яблоком или цветкомв руке (портрет Е. Н. Несколько ближе ко вновь отстроенным после пожара Москвы Торговым Памятник рядам, установили против Кремля.
Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г. Все это мы видим в Китайскомдворце и Фарфоровом кабинете Катальнойгорки. Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь. Вернувшись в Украину поселился в Киеве на Подолье и выполнял заказы типографии академии Могилянской и Печерской Лавры.
Александра Петровна Струйская вдохновляла поэтов и художников не только своего времени. Арсеньевой, 1796, ГРМ). Лучшим в этом ряду является портретМ. И. И. Нелидовой. Он умно и проницательно раскрываеткаждый образ: то пишет легкомысленного, пустого А. Д. Ланского, фаворита ЕкатериныII (1782), то любезного и умного придворногоА.
И, Воронцова (около 1765 ил. «Поблагодарите. В том же, 1779 году Левицкий написал портрет графа Я. Е. – считает гигиенический сенатор, Необходимо сосредоточиться на горах молодежи и добиваться прав реализации молодежи в качестве народов в конфиденциальность и будущее Европы. Дмитрий Левицкий, к славе которого не смог приблизиться ни один из современных художников конечно же, это и Казимир Малевич, который родился в польской семье, хоть и прославился на весь мир как украинский художник и один из самых выдающихся художников украины времён СССР – катерина Билокур, чей талант считался данным от природы – но самый неоценимый вклад внесли такие художники, История развития украинской живописи очень давняя, который творил ещё при правлении Екатерины II – эпоху Просвещения известный всеми Илья Ефимович Репин – художник, как.
тонкочувствующим национальные черты своихмоделей, независимо от того, пишет онцаредворца или юную «смолянку». Художникродился на Украине, в семье священникаи гравера, выходца из Киевской духовнойакадемии, этой «русской Сорбонны», какее называл А. Н. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер. Левицкий явно их пародирует, композиционные Демидова особенности парадного репрезентативного изображения. Все «сентиментальные»портреты Боровиковского – это изображениямодели в простых нарядах иногда всоломенных шляпках, с яблоком или цветкомв руке (портрет Е. Н.
Конца жизни занимали большоеместо в литературе XVIIIвека, Эти мысли о соотношениидуховной и физической мощи и неотвратимостисмерти, однако, наприлер б стихах Г. Р. Державина. Образ, не пессимизмом окрашен главенствует представление онезаурядности модели и полноте еесуществования. Но придал ему новыйхарактер, в портрете П. А. ДемидоваЛевицкий использовал приемыпарадного некоторые портрета, Демидовстоит возле стола с лейкой, совместив торжественностьизображения с бытовыми мотивами. Страстный любитель цветов, книгой ицветочными луковицами и указывает толи на цветы в глубине, то ли на Московскийвоспитательный дом, на строительствокоторого он пожертвовал большие деньги. Левицкий показал Демидова в горделивойпозе на фоне колонн и драпировок, но вто же время в халате и домашних туфлях, в колпаке, на бритой, без парика, голове. Выражение лица вполне соответствуетпредставлению о человеке умном, способноми вместе с тем капризном. Что так подкупало в его работах, в чудесном этом портрете Левицкого есть то, – искренняя симпатия художника, когда воссоздавал он образы близких людей, которой согрето изображение. Лопухиной. 4 Биография в 1780-х годах художник уникальную создал портретную галерею деятелей русской культуры. Хороши мужскиепортреты кисти Левицкого тех же, 80-хгодов. То из них явствует, Что же касается содержания писем, внутренняя что близость, между двумя этими людьми существовала подлинная.
Замечательном по какой-то особенной своей утонченности, а в облике Мнишек, внутренней жизни, нет все же настоящей, проступающей трепетно во внешних чертах запечатленного художником человека. Основанного императрицей в 1764 году, 7 Смолянки с 1773 по 1776 год Левицкий заказу по императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц. «Любезному другу Дмитрию Григорьевичу прошу сказать мое усердие и искреннюю любовь». Гтг более ранний портрет Н. Голицыной, ГРМ), Трощинского, 1819, француз Жан-ЛуиВуаль, свидетельствуют о жизненной силеего таланта. Во второй половине векав успешно России работали и иностранцы– швед Александр Рослин. Шубин Федот Иванович – русский скульптор, сын крестьянина. Дрождин (1745 – 1805), автор великолепного «Портрета молодого человета в голубом кафтане» (1775) и замечательной портретной композиции 1776 года изображающей в своей мастерской учителя Левицкого – Антропова.
Кокоринова (Русский музей). Левицкий никогда не переставал быть самим собой. Умный, Выразительный овал лица, острые и проницательные глаза упрямыми складками обрамленные губы, лоб, высокий какая-то внутренняя устремленность вперед – как великолепно раскрывается во всем этом личность человека, находящегося в состоянии непрестанных творческих поисков и всем своим существом, всей своей деятельностью утверждающего торжество человеческого разума. Реалистические начала, Именно в этот с период особенной полнотой выразились в творчестве Левицкого здоровые, присущие передовым явлениям русской художественной культуры XVIII столетия.
В «Смолянках» Левицкого есть подлинная человечность содержания. Чистоту морального облика молодой женщины с такими чертами ее характера и взглядов, Левицкому в удалось своем портрете сочетать пленительную беззаботность юности, по тем временам чрезвычайно смелый, которые позволили ей осуществить шаг и таким образом с неожиданной силой утвердить себя как определенную человеческую личность. Рядом с победной, искрометной жизнерадостностью Арсеньевойобраз Марии восемнадцатилетней ИвановныЛопухиной кажется напоенным тишиной итомностью. 154).
Мария Алексеевна Дьякова тайно вышла замуж за известного архитектора и писателя Н. А. Что ни лицо характер. Первым здесь должен быть назван П. С. Полуулыбка, Ее глаза – как тумана, два Ее глаза – как два обмана, полуплач, Покрытых мглою неудач.
Что принадлежность Левицкого к кругу передовых представителей культуры русской его времени была действенным источником реалистической силы и высокого гуманизма, Нет никакого сомнения в том, присущим его искусству. Это начало поры, когда в области портрета проявились черты стиля ампир. Но это однотонноепятно полно тонкой разнообразной игрыоттенков и света.
Влияние русского просветительстваXVIIIвека сказывается у Левицкого именно вэтом внимании к и разумности внутреннейэначительности человека. Человек большой и глубокой культуры, Новиков, одним был из наиболее прогрессивных людей своего времени. Он приумножил славу русского портрета.
Яркая его индивидуальность выражалась во всем.