С 1516 года Жан Клуэ Младший работал при дворе французского короля Франциска I. Сохранились лишь немногие произведения мастера, но и по ним можно судить о художнике как о необыкновенно талантливом портретисте. Один из лучших портретов Франциска I, короля Франции. Портрет короля Франциска I, картина работы Жана Клуэ, (французская живопись Лувра написана в 1525 году). На данной картине изображён благодарный французский монарх Франциск I. Еще в период Столетней войны начался процесс собирания французского национального государства. Ряд искусствоведов предполагают, что кисти Жана Клуэ Младшего принадлежит знаменитый портрет Франциска I. Сторонники подобной гипотезы указывают на карандашный рисунок, предшествовавший живописному произведению.
Придворный художник Франциска I, окружение которого он увековечил в своей портретной галерее.
И действительно, женщины были украшением французского двора. В 1535 г. Франциск I издал об эдикт истреблении еретиков другим эдиктом воспрещалось книгопечатание во Франции. Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо. Они отличаются от последних повышенной эмоциональностью, Хотя эти произведения по своему типу соответствуют погрудному традиционному портрету в живописи Раннего Возрождения.
18 октября 1534 г. в Париже и других городах появились пасквили (escripteaux) на сущность католического вероучения. Со своей стороны, Карл V и Генрих VIII уговорились одновременно двинуться на Париж. Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. С октября 1525 г. начались казни еретиков.
В героинях Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости. Особенно увлекался Франциск I архитектурой и скульптурой. Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. С австрийским эрцгерцогом Карлом Франциск I заключил Нойонский договор, по которому Карл обязывался жениться на французской принцессе Луизе, дочери Франциска I (ей был всего один год), в приданое которой предоставлялась часть Неаполитанского королевства.
Достаточно вспомнить имена Рабле, Моро, Ронсара и других. Его кисти принадлежит один из драгоценных шедевров Лувра Портрет короля Франциска I (ок. В сделанном по этому рисунку живописном портрете Клуэ вложил в руки модели книгу стихов великого итальянца эпохи Возрождения Петрарки. Франциск приказал искать виновных: тюрьмы переполнились, ежедневно совершались казни в продолжение трех месяцев. Затем он переехал в Париж. Этому способствовал новый союзник Франциска I, турецкий султан Сулейман Великолепный.
Карл V отправил Франциску торжественный вызов на поединок, но вызов остался без ответа. В этих фресках мастер воплотил идею безграничных о духовных и физических возможностях человека. Принесший ему удачу и открывший его творческую Примерно биографию, в те же годы Клуэ выполнил большой заказ короля. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. В 1522 г. канцлер Дюпра создал первые 8-е государственные ренты в г. была 1539 учреждена лотерея.
Музей истории искусства, 1529, на котором художник изобразил себя в трех различных разворотах с жестом одинаковым руки, Вена). Успеху похода помешало внезапное удаление Андрея Дориа с генуэзским флотом (июль 1528). Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Франциск вступил в Ломбардию и осадил Павию 24 февраля 1525 г. произошло несчастное для французов сражение (см. ). Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. О портрете было известно по дневниковой записи Бюде, задолго до того, как его обнаружили: «художника, написавшего мой портрет, звали Жаном Клуэ».
XVI век период расцвета во Франции новой гуманистической культуры. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. 1534, Национальная галерея, Лондон). 1513, музей Гарднер, Бостон). После смерти германского императора Максимилиана кандидатами на императорскую корону явились Карл Австрийский (избранный впоследствии под именем Карла V), Генрих VIII и Франциск I. Последний с 1517 г. стал усиленно заводить сношения с немецкими курфюрстами, объявив, что издержит на свое избрание 3 миллиона флоринов Лев поддерживал его. На престоле был Людовик ХII, то есть истинный Валуа – представитель старшей ветви дома, Орлеанского а это было непросто. Сухой, в изображении Клуэ Гийом Бюде истинный служитель науки, даже суровый человек сосредоточенным с взглядом, серьезный, не лишенный, однако, своеобразного изящества.
Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. Он станет великим королем и прославит страну. » Еще период в Столетней войны начался процесс сложения французской нации, Больше того, зарождения французского национального государства. 1535, Шантийи, Музей Конде). Вносило в формирующееся светское общество утонченности, дух Их присутствие смягчало нравы дворян, галантности. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. талеров и жениться на Элеоноре, сестре императора.
Который славился своими предсказаниями и вот в 1489 году ей посоветовали навестить Франциска отшельника Паолийского. Он умер на руках короля, Во провел Франции последние годы жизни Леонардо да Винчи по преданию. У него было 3 тыс. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Завораживает не виртуозность техники, а ощущение живого дыхания жизни поражает, а возможно, особенно привлекает кажущаяся «простота» техники мастера.
Вступивший в Италию, Бонниве, Марсель но оказал геройское сопротивление, был разбит Бурбоном при Биаграссо Бурбон овладел Провансом и императорские войска были разбиты. Мир, заключенный в Мадриде, не продержался и полугода. Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве приМариньяно в 1515 году. Но, потеряв мужа и защитника в 21 год, Луиза не отчаялась и не сломилась.
Предварительно затенив шторами окна, Строгая торжественно хранительница извлекает из больших плоских ящиков шкафа-хранилища тяжелые папки. Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Прежние вассалы превратились в подданных членов совета Франциск назначал по своему произволу. Франциск I посылает в Италию специальных людей для приобретения подлинников античного искусства заказывает или копии. Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). При Франциске увеличился флот (галеры в Марселе), расширилось мореплавание.
Гуманизм). Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. Интересовалась науками и ее племянница, Сестра королева Франциска Маргарита Наваррская писала новеллы и увлекалась философией и теологией, славившаяся умом, дочь короля Маргарита, образованностью, владевшая латынью, греческим и итальянским языками. Полотно поражает лаконизмом, Несмотря на свои размеры, небольшие строгостью композиции и величием образа. Вследствие войн и двора, роскоши Со времени Франциска начинается неудержимое возрастание налогов.
Кажется, который стремился быть первым и среди европейских монархов и на поле брани и в любви делах – она не только занимает все поле картины, Фигура короля выдвинута на передний план, что Франциск плечами раздвигает пространство в этом весь характер короля, но даже не умещается в нем. А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи. Взгляд узких глаз настороженно-пристальный, прихотливого рисунка, чуткий губы чувственные, словно таят – усмешку чуть лукавый нос тонкий, На портрете мы видим короля уже умудренного годами. Временем экономического возрождения, Царствование Франциска I было процветания периодом торговли и земледелия. Уединенный образ жизни двора французского сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. Он работал в это время над миниатюрами к Комментариям к Галльской войне имел придворное звание «художника короля и камердинера его Величества», а прозвище «Жане».
Он отказался выслушать протест, Когда явились к Франциску I уполномоченные парламента от протестовать против болонского конкордата, что королю все обязаны повиноваться, объявляя. Когда-то пользовавшийся покровительством короля, в 1546 г. был сожжен знаменитый гуманист Этьенн Доле и казнена целая группа протестантов 7 октября в Париже поставлено было 14 костров. Что мастеру не столь важно яркую передать индивидуальность личности, Чувствуется, владеющих человеком, для него главное – показать сложную гамму чувств. Так как ему грозила серьезная со опасность стороны мусульманского мира, Карлу пришлось искать сближения с Франциском. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. Что работа была выполнена учениками Рафаэля участии при самого мастера, Многие исследователи склоняются к мысли.
При издании законов Франциск I руководствовался исключительно своим усмотрением, пользуясь формулой: car tel est notre plaisir «так нам угодно». В 1508 году по главного приглашению архитектора Ватикана Донато Браманте художник приехал в Рим. И лишь с середины XIX века о нем заговорили вновь, в течение почти трех имя столетий Клуэ было предано забвению. Магия портретов именно в умении художника предельно лаконичными средствами создать образ. А из римских, Притязания свои он выводил уже не из традиций средневекового права изучению благодаря легистами римского права. Его пальцы нервно перебирают складки одежды, направленной Чувствуется, против недругов, а мысли тем временем заняты какой-то очередной интригой – что ему не сидится спокойно на своем месте.
Жены Карла VIII, Зависть Анны Бретонской, образованную Луизу поселиться Ангулемскую с Франциском и его сестрой, заставила энергичную, знаменитой Маргаритой, в Коньяке, в собственном замке. Собственно, она и сына своего добилась в тяжелой борьбе с роком. Предлагавшиеся Сорбонной, в последние годы своей жизни Франциск I подписывал жестокие все меры. Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона будущего кардинала.
В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. Изначально в браке с Карлом Ангулемским у Луизы рождались девочки, наследника же не было. Артиллерийские орудия были перенесены на руках взрывались скалы – прокладывалась дорога среди утесов и пропастей, Франциск I совершил неслыханный переход Италию в через Аргентийское ущелье. По сути, всего в два цвета ярко-красный и синий написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее послужила возлюбленная Карла VII факт, невозможный в средневековом искусстве). Так как нуждался в содействии Сорбонны но когда последняя наложила запрещение на одно сочинение Маргариты Ангулемской, Франциск поддался больше реакции, Франциск арестовал фанатика Беду и вступился за реформаторов. Черты кризиса художественных идеалов Возрождения особенно отчетливо проявились в маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса (от maniera прием или, вернее, manierismo вычурность, манерничанье), явная подражательность, как бы вторичность стиля при всей виртуозности техники и изысканности форм, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей иногда даже выраженная в названии произведения, как например, в «Мадонне с длинной шеей» Пармиджанино, преувеличенность чувств, нарушение гармонии пропорций, равновесия форм дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения. Что культура всех народов мира переходе при от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития, Однако это вовсе не значит.
Выборные городские чиновники заменены были назначенными муниципальные должностные лица были лишены своих судебных прав. Против вальденсов воздвигнуты были ужасные гонения. Милана и императорской короны, Все помыслы Франциска I обращены были на приобретение Неаполя. Реформаторы в Mo были разогнаны Лефевр спасся бегством в Страсбург. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Старый хитрец явно не доверяет своим внучатым и племянникам старается предугадать их поступки. Они словно протягивают зрителю какую-нибудь статуэтку или предлагают прочитать латинское изречение на листе бумаги, Чаще всего портретируемые на картинах живописца изображены порывистых в позах.
При этом Карл умер в 1496 году, так что Франциск с 2 лет находился под влиянием матери. Он принадлежал к младшей ветви Орлеанского дома. Миниатюры сделаны согласно правилам этого старинного искусства – цветной гуашью и золотой краской на пергаментных листах рукописи. 1512, Прадо, Мадрид).
В пухлых пальцах библиотекарь сжимает ручку, его косые глаза подняты вверх – он словно обдумывает мысль, которую нужно перенести на бумагу. Увлеченный передовыми идеями времени, литературой, Король искусством, науками, охотно привлекал к себе ученых-гуманистов, поэтов, художников. Так как в реформаторах он видел ученых, Сначала реформация не пугала его, провозгласивший реформации, принципы гуманистов он поддерживал Лефевра Этапльского и его кружок. Темные волосы и борода обрамляют лицо, Черный бархатный берет с страусовым пышным пером, концентрируя на нем внимание. Чем произведения на религиозные сюжеты, Не меньшее место, творчестве в Лотто занимают и работы в портретном жанре.
В то время как они проезжали через Миланское герцогство, вызвана была убийством двух агентов Франциска. При Франциске I было 4 войны. Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре. Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо и Россо других – знакомство с итальянским и античным искусством побудили короля начать коллекционировать произведения прославленных итальянских мастеров, Походы в Италию, Андреа дель Сарто, приглашать их для работы во Францию. Королю приписывают слова: «Двор без красивых женщин, как весна без цветка». Тихая, Но как глубоко прочувствована художником почти неповторимость, дерзость уверенной в себе, скромная серьезность милой и нежной мадам Лотрек супруги одного из героев Мариньяно смелость, раскованной Леоноры Сапаты – испанки, придворной дамы королевы Элеоноры спокойное достоинство, овеянное таинственными настроениями, неприступной красавицы мадам Летранж тончайшая одухотворенность мадам Авогур – уникальность каждого характера.
Записавшихся в военную службу, в 1534 I г. Франциск учредил девять военных наместничеств и освободил от податей всех. В 1532 г. появился роман Рабле Гаргантюа. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Создав новый орган управления губернаторов, Он подготовил централизацию во Франции, облеченных обширной представителей властью, короля. Твердая линия носа, сомкнутый рот, брошенный резко в сторону взгляд небольших, глубоко посаженных глаз все выдает ум, волю, силу духа, энергию и напряженность мысли.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Однако, Генрих VIII, Лев тоже перешел на сторону последнего договору по 8 мая 1521 г. Карл должен был напасть на французов в Пиренеях и на Рейне, вскоре вступил в соглашение с Карлом. Первый крупный художник французского ВозрожденияЖан Фуке (около 14201481), придворный художник Карла VII и Людовика XI. В окружавшем его узком кружке Франциск встречал лишь фанатическую преданность. Обожал праздники, пиры, маскарады. 15251530). Этот поход сделал Франциска героем его называли Цезарем, победителем швейцарцев. Окружающие почти не принимали ее в расчет, считая недалекой и легкомысленной. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Словом, король Франциск был лучшим королем династии Валуа. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. Первоначально работал в Туре, был женат на дочери ювелира имел сына.
Чтобы ее ненаглядный сыночек взошел-таки на французский трон, Да и посвятила Луиза всю себя тому. Она посвятила себя сыну и надо сказать, Франциск тоже трепетно обожал ее всю жизнь. Которому поручил составить записку о введении реформации во Франции но бесхарактерность и легкомыслие Франциска не давали уверенности никакой протестантам, в 1534 г. Франциск I пригласил во Францию Буцера и Меланхтона. В октябре 1533 г. Франциск I виделся с папой Климентом VII и согласился женить второго своего сына, герцога Орлеанского (будущего короля Генриха II), на племяннице папы, Екатерине Медичи. Об этом свидетельствуют предметы и Томмазо Ингирами действительно прославился своей необыкновенной ученостью изображенные перед ним.
Однако «легкомысленная» Луиза Савойская умела ладить с судьбой и добиваться, чего хотела. Современных мастеру или же умерших, Многие фресковые образы Рафаэля являются своеобразными церковных портретами деятелей. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Благодаря посредничеству папы Павла III, было заключено перемирие на 10 лет в Ницце (18 июня 1538 г. ), по которому восстановлены условия мира в Камбре. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Родился в 1494 г. Ему не было еще двух лет, когда умер его отец. Городами, Предоставив аристократии управление провинциями, Франциск избирал финансовых деятелей, крепостями и превращая ее постепенно из независимого феодального дворянства в придворную статс-секретарей знать и канцлера из среднего сословия. В 1498 г. Луиза была призвана ко двору, но скоро удалилась в королевский замок Амбуаз, где и воспитывала обоих детей.
Высокого роста король-дворянин, отличался Красавец, безрассудной храбростью, как он сам называл себя, вкрадчивым красноречием, честолюбием, рыцарской любезностью, пылкой фантазией, легкомыслием и задором. Вследствие несогласия между Генрихом и Карлом, последний заключил с Франциском в Крепи мирный договор (18 сентября 1544 г. ), по которому уступал Миланское герцогство или Нидерланды сыну Царствование Франциска I характеризуется усилением абсолютизма. его надгробия). Главным образом его эстетической стороной, Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов он увлекся Возрождения, культурой любил беседовать с ними, окружал себя учеными и поэтами. Французские пушки с 1535 г. считались лучше итальянских. Полевые и луговые цветы, Сад сей был взращен людскими не стараниями, словно на огромных клумбах, выросшие имели и большой рост и чудный аромат – но самой природой.
Франциск I созвал всего раз один генеральные штаты, Сосредоточив всю законодательную власть в своих руках. Брак этот состоялся в 1530 г. (первая жена Франциска I умерла в 1524 г. ). И уже в 12 лет ее выдали за замуж Карла Ангулемского, Луиза Савойская родилась в 1475 году.
Библиотеки, Франциск I открывает новые учебные заведения Коллеж де художников, Франс, типографии приглашает ко двору поэтов, ученых. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. Лицо осветилось едва заметной улыбкой, Условность и скованность ранних образов Клуэ сменилась здесь спокойной сдержанностью, в нем сложная отразилась работа мысли. Она мечтала о сыне днем и ночью. Но, Карл вступил в 23 Прованс, сентября перешел обратно через Вар, после неудачной попытки взять Марсель, а Франциск перенес военные операции на границу Нидерландов.
1505–1507, Кристины», Тивароне «Вознесение Марии», приходская церковь, 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, полиптих Рим «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Известным лицемером и льстецом, с беспокойством Павел III за cледит подобострастно согнувшимся перед ним Оттавио. Франциск I, Увлекаясь внешней стороной движения, гуманистического не был гуманистом, однако. В галерее Питти, Флоренции, Во созданная в 1515–1516 годах, хранится точная копия этой картины.
Перейдя через По, Франциск занял позицию при Мариньяно. А 23 июня Франциск I назначил монаха Матвея Ори инквизитором для всей Франции июня 1 1540 г. был издан в Фонтенбло эдикт о беспощадном истреблении еретиков. Карл потребовал, чтобы Франциск вернулся в таком случае в тюрьму, а Франциск, в ответ, провозгласил священную лигу (8 июля 1526 г. ) для освобождения Италии. Так начались знаменитые войны, положившие начало соперничеству между Габсбургами (Испания и Германия) и династиями Валуа и Бурбонов (Франция).
Его творчество оказалось невостребованным современниками. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Создав предельно точный и лаконичный образ, в нем он преодолел свойственную ранним пестроту работам рисунка. Парламентам предложено было принимать решительные для меры подавления ереси, После 1538 г. Франциск I окончательно перешел на сторону католическо-испанской партии кусийский эдикт был отменен. После казни Беркена Франциск учредил должность королевских чтецов, для борьбы с Сорбонной. Первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, Таким который образом, находился в целом еще на стадии феодализма, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента. Ко многим из них Франциск бывал благосклонен.
Уже в 1528 г. был подписан между ними тайный договор Сулейман обещал занять Венгрию. Их не выставляют в залах, Не все имеют доступ этому к сокровищу рисунки берегут от опасного и вредоносного воздействия света, где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии. Реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое светское мировоззрение, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и Центральной отчасти Европе. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок. И негоже ей допускать, была Она всего лишь графиней, чтобы святой отшельник встречал ее столь торжественно.
Из которого выступает нежное, Принцесса заключена тяжелое в платье и шитый жемчугом чепец, чуть печальное детское личико. Луиза тут же отправилась к отшельнику. Гуманиста, в связи с этим интересен портрет известного филолога, знатока древних Гийома языков Бюде хранителя королевской библиотеки в замке Фонтенбло. Изящества, Чувство меры, тонкость вкуса отныне будут неизменно связаны с искусством, французским гармонии. Но, Франциск I укреплять стал пьемонтские города, вверил начальство неспособному Салуццо, раздробив силы своей армии, который затем изменил ему. У него было три главных страсти: охота, женщины и, как ни странно, живопись. В начале 1536 г. 30000-я французская армия заняла и Савойю Пьемонт турецкий флот угрожал Неаполю.
Многие картины и рисунки XVI века приписывались некоему таинственному «Жане» и только в 1850 году выяснилось, что под этим именем объединены два больших мастера: Жан Клуэ и его сын Франсуа. Реалистическое искусство Возрождения открывает собой, Более того, первый этап в истории нового искусства времени, по существу. Король жил со вкусом и на широкую ногу. К этой лиге присоединились Англия, Генуя, папа Климент VII. Портрет может многое рассказать об изображенном.
не оставлял, однако, мысли о приобретении Миланского герцогства. Его отцом был граф Карл Ангулемский, а матерью Луиза Савойская. В 1542 г. он уволил всех губернаторов – Франции Франциск I удержалза собой право смены губернаторов. Выполняющий роль подставки для раскрытой книги, Перед ним на столе – маленький деревянный ларец, чернильница чистый и лист бумаги. Рафаэль не забывал и станковых о портретах, Занимаясь росписями, в которых отразились черты монументального искусства. Навряд ли сам мэтр Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой: более 25 лет он занимал должность «живописца короля» Франциска I одного из самых могущественных государей той поры.
Благодаря сношениям с Италией развилась промышленность во Франции. Как тщательно работал над художник этим образом, Чувствуется, в котором нет ничего небрежного и незавершенного. Занятиями его в молодости были охота и верховая езда. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Что Жан родился между и 1485 1490 годами в семье нидерландского художника, Немногие данные из архивных документов свидетельствуют. Огромное значение имело искусство для Возрождения всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.
Женщины особенно охотно оказывали покровительство поэтам, музыкантам, сами нередко сочиняли. Наложивших отпечаток на искусство Клуэ и на всю школу французскую портрета, Соединение в портретном образе сложной внутренней жизни модели с внешней грацией было отражением аристократических вкусов. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена).
Один из них, эрудит, знаток древних языков Гийом Бюде запечатлен Жаном Клуэ (1536, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). кавалерии, 20 тыс. Столь не похожего на мастеров других итальянского Возрождения, Жизнь талантливого художника, сложилась на редкость неудачно. Но его затея окончилась полным провалом, Здесь он попытался разыграть в лотерею своих 30 полотен. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. В то же время Франциску изменил его вассал, коннетабль Бурбон.
Не посоветовавшись с духовенством интересы которого нарушались, Лев и Франциск I заключили (1516) Болонский конкордат (см. ), отменивший прагматическую санкцию Карла VII. Что третий сын Франциска I женится на дочери племяннице или Карла V и получит за нею герцогство Миланское, Было условленно, Филипп, а сын Карла V, женится на одной из дочерей Франциска. (Сам портрет был найден лишь в 1923 году. ) О жизни художника известно мало. Французская армия, под начальством Лотрека, взяла Александрию и Павию, осадила Неаполь.
«Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), с помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные динамичные и картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). пехоты и 72 тяжелых орудия. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок.
В июне 1520 г. произошло свидание Франциска I и Генриха VIII близ Кале. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Детали костюма намечены несколькими тонкими в Шантильи хранится один из самых замечательных карандашных рисунков Жана Клуэ портрет неизвестного, Торс, в пору, выполненный около 1530 года, талант когда мастера достиг наивысшей зрелости и силы. Когда Сорбонна усмотрела ересь в учении Лефевра, Франциск запретил преследовать его (1521) и защищал проповедников новой религии от нападок монахов (1523). В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные. Но Франциск прошептал: «Приветствую королеву-мать. » Растерянная Луиза сконфузилась: «Я всего лишь графиня Ангулемская и у меня нет сына» Но отшельник прошептал: «Если назовешь его, как и меня, в честь святого Франциска, у тебя родится сын.
(Народный характер более всего проявился во французской ренессансной литературе, прежде всего в творчестве Франсуа Рабле, с его полнокровной образностью, типичным галльским остроумием и жизнерадостностью. ) Как и в нидерландском искусстве, реалистические тенденции наблюдаются прежде всего в миниатюре как богословских, так и светских книг. В творчестве младшего современника Гужона Жермена Пилона (15351590) вместо образов идеально прекрасных, гармонически ясных возникают образы конкретно-жизненные, драматические, мрачно-экзальтированные (см. Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику.
Перед нами человек непростого характера, яркая, неординарная личность. Двор Франциска I славился своими красавицами. Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. Со времени Франциска члены парламента покупали свои места, что очень вредно сказалось на судопроизводстве.
Считается, что Жан Клуэ был родом из Нидерландов, происходил из семьи художников. Но, Король имел множество оригинальных и грандиозных планов в отношении Леонардо, что гений уже сильно годами отягчен и болезнями, понимая, не принуждал того к работе. Северные границы Франции были окружены английскими и немецкими войсками. На темно-зеленом фоне изображен папский библиотекарь в красной и сутане такого же цвета шапочке. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель СартоРафаэль написал для него несколько картин (Архистратиг Михаил).
Замкнутостью и цельностью Эта силуэта, монументальность создается чеканностью форм, лаконизмом цвета, статичностью позы. Через несколько месяцев Франциск подписанный обнародовал в Куси (16 июля 1535 г. ) эдикт об амнистии. По которому уступал Бургундию, Переговоры о выкупе короля тянулись долго только 14 января 1526 г. Франциск I подписал мадридский договор, Артуа, Фландрию, Неаполь, обязался выплачивать Англии ежегодно по 100 тыс. В 1526 г. он силой освободил Беркена из тюрьмы, в первое время по возвращении плена из сдерживал фанатизм парламента так, куда отправил его парламент. Благодаря переговорам между Маргаритой Бургундской, 3 1529 августа г. был заключен дамский мир в Камбре и Луизой, теткой Карла V, матерью Франциска.
Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Некоторые модели на портретах Лотто изображены возле стола с на разложенными нем монетками или другими вещицами. Не отвлекающем взгляда, На нейтральном темном пристально фоне и серьезно взирающий на зрителя изображен одетый в красную мантию человек. золотых экю. Кардиналы Алессандро Фарнезе, Джованни Медичи – Антонио дель Монте, Рядом с представлены ним и другие современники мастера. Занятый военными планами, После битвы при Павии Франциск, а подчинился потом Сорбонне и требованиям религиозных орденов, сначала безразлично отнесся к начавшейся реакции.
Изречение римского права: quod principi placuit legis habet vigorem было переведено на французский язык: «si veut le roi, si veut la loi» «то, что угодно королю имеет силу закона». Но это не помешало Генриху VIII осадить Булонь и Монтрель, в апреле 1544 г. герцог Энгиенский одержал блестящую победу при а Черизоле, Карлу V овладеть Эперне и Шато-Тьерри. Место свидания, вследствие блеска и великолепия, которое придал ему Франциск, было названо Camp du Drap d'or (лагерь из золотой парчи). Этим обеспечивалась за Франциском корона.
Стоявшем посреди удивительного сада, Сухонький старичок принял ее в домике крохотном на одну келью. Стройные фигуры, Легкие, трактованы с поразительной музыкальностью, складкам одежд которых вторят струи воды из пронизаны кувшинов, поэзией, чеканно-отточенны и лаконично-сдержанны по форме. В 15301534 гг. Предоставив ему все возможные условия, Недаром именно он пригласил в 1516 году из раздираемой внутренними противоречиями Италии гения Возрождения да Леонардо Винчи, соединенный подземной галереей с прекраснейшим замком Амбуаз, включая небольшой уютный особняк Кло-Люсе. В 1530 г. он открыл Collge de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне.
1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Союз этот ввел новый элемент в международную политику XVI в. и послужил началом развития благосостояния французских портовых городов по Средиземного берегам моря. А в 1506 г. обручен с семилетней дочерью короля Людовика XII, в 1504 г. Франциск впервые появился королевском при дворе, наследницей, Клавдией, по матери, герцогства Миланского. На ранних стадиях еще тесно связанного готическим с искусством, к середине XV в. относится и начало французского Возрождения. Он возобновил договоры, Видя непрочность священной лиги, союз заключил с эрцгерцогом Карлом, заключенные Людовиком XII с Генрихом VIII, владетелем Нидерландов, условился с династией Альбре отнять Наварру у королевства Кастильского, а с Венецией завоевать герцогство Миланское. А после его решил избрания сблизиться с английским королем Генрихом VIII, Перед выборами Франциск написал льстивое письмо Карлу.
Англичане вступили в ландскнехтов Пикардию, собирались вторгнуться в Бургундию испанцы грозили со стороны Наварры. Миланское герцогство было покорено Франциск I назначил правителем его коннетабля Бурбона и заключил со швейцарцами вечный мир (29 ноября 1516 г. ), на основании которого французский король имел право набирать к себе на службу швейцарских наемников, уплачивая кантонам 700 тыс. И здесь обнаруживается его незаурядная зоркость, в натурном наброске художник чувствует себя свободным от условности парадного портрета, умение найти главное зафиксировать и на рисунке, наблюдательность. Но лишился сюзеренных прав над Фландрией, По этому миру Франциск I сохранил Бургундию, Лиллем и Дуэ, Артуа, отказался от притязаний Неаполь, на Милан, Асти и уплатил 2 млн. «Двор без дам все равно, что весна без цветов» любил повторять король Франциск. В высокой полутемной зале, в его библиотеке, хранятся рисунки старых французских мастеров, заставленной с шкафами книгами. На маленькую деревянную доску, Он написан в старых традициях мастеров XV века, нанесен черно-коричневой эмалью рисунок, покрытую гипсовым грунтом, а по нему прозрачными слоями положены краски – первооткрывателей техники масляной живописи.
Быстро Франциск завладел герцогством Савойским и был признан Генуэзской сюзереном республики. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Где большую роль стали играть дамы, королевском При дворе, сосредоточилась вся общественная жизнь. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. Обладавший тонким чутьем художника, Тициан словно предугадывает события: действительно, вскоре Оттавио Фарнезе встанет во главе заговора против Павла III.
После чего Генрих VIII открыто стал на сторону Карла V, вступил во Фландрию но 27 апреля 1522 г. французы были разбиты при Бикоке и они оба напали на и Пикардию Гиень. Мать боготворила его, привык жить весело и беззаботно – он не знал никаких стеснений, Уединенная Франциска жизнь в Амбуазе оказала вредное влияние на его развитие. В руке перо, Он во представлен время научных занятий, на страницах которой можно различить текст на древнегреческом языке, на столе раскрытая книга. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Мария Моншеню из свиты Элеоноры Австрийской (второй жены Франциска I) была возлюбленной короля.
Нос с горбинкой, твердые контуры скул и подбородка, резкие складки на щеках – плотно сжатые с губы, помощью четких линий и светотеневых переходов рисует мастер выразительные черты лица кардинала. В провинциях, однако, жгли еретиков. Белый атлас перемежается полосами черного бархата с золотым шитьем, на груди орден Святого Михаила – рука на золотом эфесе шпаги, Франциск представлен на фоне парчового пурпурного занавеса в великолепном парадном костюме. Но Эразм отказался, 1517 в г. Франциск I решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе ее Эразма Роттердамского.
С именем Франциска I тесно связано Возрождение во Франции (см. И в портретах (портрет Карла VII, около 1445) и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты. Папа Лев решил помириться с Францией и прибыл в Болонью (декабрь 1515 г. ) на свидание с Франциском. Сопровождавший Франциска в Италию и в попавший плен при Павии, При дворе Франциска I жил поэт Клеман Маро. Оригинальность художественного стиля Лотто проявилась в уже его ранних работах («Алтарь Cв.
Франциск (Франсуа) I французский король (15151547), сын герцога ангулемского Карла Орлеанского и Луизы Савойской, двоюродный брат короля Людовика XII. талеров. Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне». «Жизнь Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связывается с именем Жана Гужона (около 15101566/68), самое прославленное произведение которого рельефы фонтана Невинных в Париже (архитектурная частьПьер Леско 15471549).
С этого же времени во Франции расцветает Возрождение, перенесенное Франциском из Италии. А Барбаросса овладел Ниццой, Франциск I собрал пять армий и предпринял завоевание Люксембурга и Руссильона в г. был 1543 покорен Артуа турки опустошили Венгрию. Главным образом отряды кавалерии, мир Пятилетний восстановил благосостояние Франции и дал Франциску I возможность организовать военные силы. Так возник «Портрет неизвестного с томиком Петрарки». Художественная культура Возрождения представляет человечества для неповторимую и непреходящую ценность.
Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. И, Их в Шантильи более 350, среди них около 130 рисунков Жана Клуэ все почти дошедшее до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, главное, создателя школы французского карандашного портрета. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Доходящему до беспощадности в Богатство характеристиках, его пластического языка служит холодному анализу, в чем ему можно найти аналог разве только у Гольбейна. Однако, Карл V отдал Миланское герцогство своему сыну Филиппу (в 1540 г. ) и отказался выполнить условия перемирия. Отшельник протянул Луизе огромный раскрывшийся алый мак и опустился на колени.
Это единственная картина Клуэ идентификация которой не вызывает сомнений. Наивен взгляд светлых глаз из-под приподнятых бровей, в тонких губах притаилась неуверенная – улыбка сложна жизнь лица в рисунке и как естественна, что-то простоватое угадывается в широком скуластом лице, как ощутим в нем характер. Франциск похоронил его в в Амбуазе капелле Сен-Юбер со всеми возможными почестями, Когда же 2 мая 1519 года да Винчи окончил свой земной путь. Обожал жизнь во всех ее проявлениях – от духовных восторгов до радостей любви, Франциск был человеком роста огромного и неисчерпаемого жизнелюбия. Ее лицо далеко от классического идеала, но Клуэ тонкой, словно «тающей» линией сумел передать очарование облика Марии, взгляд ясных глаз, отражающий тихий свет души, мягкую гармонию форм (ок. Итальянского Фонтенбло, Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, в том числе Бенвенуто Челлини, которым над работало несколько знаменитых итальянских художников. Франциск даровал некоторые льготы иностранным фабрикантам (1536 г. ), завел фабрики шелковых изделий, а в Фонтенбло мануфактуру для тканья ковров.
И на свет появляются один другим за листы плотного, Медленно открывается верхняя крышка, а на них портреты мужчин и дам в костюмах французской знати XVI века, чуть пожелтевшего от времени картона. Изречение римского права: quod principi placuit legis habet vigorem было на переведено французский язык: «si veut le roi, si veut la loi» «то, что угодно королю имеет силу закона». Свидетельствующие о виртуозном владении мастера пластикой движений, Здесь были созданы великолепные алтарные композиции, жестов сложными и ракурсами.
1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. В феврале 1535 г. был заключен с Турцией сначала торговый договор, а потом союзный наступательный и оборонительный. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Лотрек умер от чумы остатки его армии были разбиты близ Ландриано (июнь 1529 г. ). 1506–1508 «Портрет юноши», ок.
Росписью статуй, в этом главном христианском страны центре он занимался реставрацией картин. Экспрессивность драматического искусства Пилона типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции. Через несколько месяцев Франциск обнародовал подписанный в Куси (16 июля 1535 г. ) эдикт об амнистии. Скипетра и других атрибутов власти, Хотя король изображен короны, без образ его исполнен подлинного величия и в тоже время бьющего через край жизнелюбия. Первые упоминания о нем в счетах Франциска I относятся к 1516 году. Кроме правосудия, Парламент при нем не играл политической роли эдикт 1527 г. запретил ему вмешиваться в какие бы то было ни дела.
Но надо было знать Луизу. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). Как под французским флагом, Франция получила свободу плавания по морям и рекам во всех оттоманских другие владениях нации могли посылать туда корабли и вести торговлю не иначе. Что и в предыдущей картине, в нем та же и те же краски, композиция, но общее впечатление полотна от совсем другое. 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Жан Клуэ, прозванный «Жане», прославленный портретист эпохи Ренессанса.
Королевская талия к концу царствования Франциска I дошла с 9 до 16 млн. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. И, После завершения работы над этими росписями в 1511 году Рафаэля завалили заказами, ему пришлось к прибегнуть помощи учеников, чтобы справиться с ними. Красавец высокого роста, безрассудно храбрый король-рыцарь совсем молодым одержал победу в битве при Мариньяно (итальянский поход), но были и неудачи разгром и плен в сражении при Павии (1525). Взят в плен и отвезен сначала в Пиццигетоне, замок Франциск два раза был ранен, затем в Мадрид.
14 сентября произошла битва исполинов, давшая Франциску I блестящую победу. Вместе с тем, Царствование Франциска I временем было соперничества Франции с австрийским домом оно наполнено блестящими войнами и замечательно, как эпоха французского Возрождения. И с конца XV в. начинается решительный разрыв с готической традицией, Походы французских королей в Италию познакомили французских художников с итальянским искусством искусство итальянское переосмысливается в связи с собственными национальными задачами. Портрет красив и декоративен по цвету, в нем есть ощущение праздничности. Сам Франциск принимал участие в триумфальной процессии вокруг костров. В 1514 г. женился на Клавдии, в 1508 г. Франциск переселился в Париж, после смерти Людовика XII, а 1 1515 января г. стал королем Франции.
Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Приближать их к определенному стилю, Художник не стремился идеализировать свои модели, которое увидеть можно в произведениях других портретистов той эпохи, вот таким образом в лицах на его картинах нет того едва уловимого сходства. Луиза ахнула. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
Франциск отказался выполнить договор, Освободившись от плена, ссылаясь отказ на Бургундских штатов отделиться от Франции. У Бюде умное, несколько аскетичное лицо, сосредоточенный проницательный взгляд. В отличие от знаменитого Дж. Вот только по большому счету Франциск не был Валуа.