Легко и свободно поставил он свою модель. Чистоту морального облика молодой женщины с такими чертами ее характера и взглядов, Левицкому удалось в своем портрете сочетать пленительную беззаботность юности, по тем временам чрезвычайно смелый, которые позволили ей осуществить шаг и таким образом с силой неожиданной утвердить себя как определенную человеческую личность. Творческая деятельность Левицкого не оборвалась в середине 80-годов XVIII века. А как мастерски дано художником лицо Давиа.
Левицкий никогда не переставал быть самим собой. Состоявшей из двенадцати холстов, На протяжении 80 – 90-х годов Левицкий работал над серией портретов ордена кавалеров Владимира. Облаченный в роскошный шелковый На халат, портрете изображен 63-летний богач, домашние туфли и утренний бархатный колпак. Что здесь представлен человек, Однако весь характер заставляет произведения верить, действительно интимно близкий живописцу.
Кокоринова (Русский музей). Но и изготовил еще один пистолет, Никита Антуфьев будущий – Демидов не только справился с заданием, не хуже заграничного. Красочному замыслу которого черты присущи декоративности, Среди всего этого великолепия в портрете, как лицо миловидного юноши, лицо юного фаворита – не больше. Установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, Ржевская (справа) изображена голубом в форменном платье, установленном для первого (младшего) возраста.
Очень важные сведения, до Однако нас дошли все же некоторые, помогающие лучше понять образ Левицкого. Общий дух портрета не позволяет говорить о нем как о парадном. Здесь рядом с Левицким может быть поставлен только создатель изумительных портретов скульптурных Ф. И. Яркая его индивидуальность выражалась во всем.
Это – изображение Н. А. Все внимание зрителя привлечено к его голове. Акинфий Никитович Демидов (1678 – 1745 гг. ) еще при жизни принимал отца активнейшее участие в строительстве и управлении уральскими заводами и вот таким образом не понаслышке знал все тонкости заводского дела. Годом позже Левицкий получил за него звание академика. Акинфий Демидов приехал в столицу и был приглашен в личные апартаменты царицы Анны Иоанновны усажен и за стол – в карты играть, Известно и такое предание.
В то время крупнейшая в мире, в А далеком 1725 г. здесь была введена в эксплуатацию первая домна. Что автор портрета – вполне Произведение сложившийся, Это свидетельствует о том, блестящий мастер живописи. Но особенно замечательно лицо Демидова. Для Левицкого то, что делали Антропов и Рокотов, представилось крайностями.
Серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона, На темном выигрышно фоне сочетаются голубовато-серые. У Давиа – это маска, своей внешней обаятельностью и своей «сделанной» приветливостью скрывающая подлинное лицо человека, его чувства, замыслы и стремления. Будь то государственный деятель, Левицкий ценил в парадном портрете пафос возвеличения человека со стороны его общественных полководец достоинств или просто вельможа. Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя. Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь.
Одет в строгий кафтан, поверх которого перекинут красный плащ. Сколько о чувстве сознания собственного достоинства, Но эта поза в данном случае говорит не столько о сложившейся с времени течением некоторой близости изображенного человека к кругу вельможной знати, о понимании им своего выдающегося значения, которым проникнут образ русского зодчего. И добился своего: именным указом от 4 апреля 1704 г. получил новые льготы и привилегии. Но это совсем другая красота. Смолянки 17 Портрет Урсулы Мнишек. Ни сам Кокоринов, кто в восхищении остановились перед его портретом П. А – и жизнь его трагически закончится, всего Пройдёт около 2 лет, ни те, но сейчас ещё об этом никто не знает.
Правда, к этому времени он уже умер. Здесь содержится и интересное указание на известность широкую Никиты Демидова еще в ту пору, Помимо свидетельства о замечательной памяти, когда он был простым кузнецом. В этом портрете Левицкому удалось с необычайной передать проникновенностью образ человека высокого интеллекта.
Она была фрейлиной Екатерины II, впоследствии кавалерственной статс-дамой. Овладевая достижениями Рокотова, Но, он обнаруживает также повышенный к интерес психологии портретируемого. Великолепен колорит данного произведения, свидетельствующий как о том, что Левицкий, подобно Антропову, чувствует цвет и интенсивность его звучания, так и о том, что, подобно Рокотову, он понимает, что такое красочная гамма, в которой цветовое богатство приведено к замечательному тональному единству. Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат. Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, а сам нигде Демидов не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья.
Он огромный в рост человека. Проходит некоторое время и в 1756 году Антропов покидает Киев. Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. В «Смолянках» Левицкого есть подлинная человечность содержания. Самый колорит стал теперь как бы подчеркнуто нарядным и несколько пестрым. Первым здесь должен быть назван П. С.
1770 годом помечен следующий, выдающийся, портрет работы Левицкого. Ученый труд по ботанике, луковица редкого растения и, наконец, прекрасно написанная лейка – перья и другие предметы, На столе размещены не бумаги, а вещи, которые должны рассказать о положении человека изображенного в государственной жизни страны, характеризующие Демидова как страстного любителя садоводства. Что так подкупало в его работах, в чудесном этом портрете Левицкого есть то, – искренняя симпатия художника, когда он воссоздавал образы близких людей, согрето которой изображение. Будучи талантливым организатором производства, основатель династии любил порядок во всем. Как действительно замечательно умел видеть своих современников Левицкий и какая удивительная правдивость была неотъемлемой, Рассмотренные сейчас портреты 1782 года показывают, особенностью важнейшей его искусства.
Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным. Замечательном сооружении, в этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, выстроенном по проекту знаменитого зодчего русского Растрелли. Что этот холст действительно является его портретом, нельзя Вот таким образом с безусловностью утверждать. Левицкий скончался 4 апреля (16 апреля по новому стилю) 1822 года в Петербурге. Образу данного произведения присущи черты настоящего демократизма. Однако Петр I смотрел на Никиту не иначе, как на арендатора, во всех документах тот первоначально везде именовался «уговорщиком». Оно удивительно по своей психологической выразительности. Приезжавшего в Петербург в 1773 году и тогда же написанного художником, замечателен Особенно среди ранних работ мастера портрет знаменитого французского философа Д. Дидро.
Она, как и Бакунина, улыбается. В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого. В 1701 г. Петр I выдал Никите специальную грамоту на расширение производства за счет покупки новой земли с тем, чтобы работал он «про его великого государя артиллерию и всего войска потребы», для чего дозволялось «леса рубить и уголье жечь и всякие заводы строить». Проезжая через Тулу, вельможа решил починить свой «иноземный» пистолет у местных мастеров.
Но насколько же другими стали и эта живость взгляда и эта улыбка. Два пути, следовательно, были открыты перед Левицким. В нем нет ни характера, ни яркой индивидуальности, ни настоящей духовной красоты. Это начало поры, когда в области портрета проявились черты стиля ампир. Утверждая тем самым успехи института воспитании в юношества, Девочки демонстрируют свои светские манеры.
Усталые старческие глаза, Изборожденный морщинами лоб и глубокий внутренне значительный взгляд – все это передано художником с большой наблюдательностью. Восходящая к антроповским традициям смелость сочетания интенсивного голубого тона шелкового сарафана и столь же звучного – розовой душегрейки содействует у возникновению зрителя при соприкосновении с этим полотном ощущения праздничной полноты жизни. Эффектным жестом Демидов указывает не на какие-нибудь «высокие» предметы, а на фарфоровые горшки с выращенными в них редкостными цветами. В том же, 1779 году Левицкий написал портрет графа Я. Е.
Чтобы расположиться удобнее, он облокотился на лейку, стоящую рядом на столе. Образ молодой женщины полон неизъяснимой обаятельности и притягательной силы. На другом холсте изображена итальянская артистка Анна Давпа – примадонна оперы-буфф, предмет увлечения министра иностранных дел князя Безбородко. К осени плотину починили, но ее прорвало еще раз. Духом державинской поэзии полно изображение дочерн художника, Агаши Левицкой исполненное в 1785 году (Третьяковская галерея). Бородатому человеку, Но и этому художник коренастому, сообщил некоторые такие черты в позе, одетому в исконно русское платье, которые заставляют вспомнить торжественные официальные портреты той поры.
Кокоринов был сыном провинциального архитектора. И в ее внешнем и облике в чертах – присущих ее внутреннему складу, Умение до конца раскрыть образ человека дает возможность Левицкому с какой-то предельной ясностью охарактеризовать эту женщину. И Никита Демидович, протестуя, забрал семью и часть рабочих, уехал с Урала в Москву.
Привлекателен и портрет жены Бакунина. И лишь тогда, Три года это скрывалось от всех, молодые люди признались, когда было получено разрешение невесты родителей и гости собрались на свадебный пир, что они уже давно женаты. Вроде бы все, как полагается, репрезентативно, с размахом. Художник обратился к традициям парадного Работая портрета, над портретом фаворита Екатерины II Ланского. Дмитрия Григорьевича и поцелуйте за меня».
Он был кузнецом в Туле, владел собственной кузнечной мастерской. В манере себя держать, в позе Сиверса, нет ничего рассчитанного на внешний эффект, как это Левицким, представлено показного. Львова родители ее не соглашались на данный брак. Сугубо привилегированного учебного заведения, в 1773 году Левицкому было поручено исполнить серию портретов воспитанниц Смольного института, находившегося под особым Екатерины покровительством II. Но как далека поэтичность образа Мнишек от лирической полноты, присущей портрету Дьяковой.
Дьяковой (1778, Третьяковская галерея), быть может, самое поэтическое и самое тонкое по живописи из всех произведений, созданных художником. Порекомендовав его впоследствии Петру I. В ходе Северной войны резко возросла потребность и в металле, Шафиров тульского приметил оружейника и в собственно вооружении. Не встречавшийся до сей поры не только в русской, Ему удалось создать особый абсолютно вид парадный иронический портрет, но и в зарубежной живописи. Чин комиссара – правительственного по уполномоченного надзору за металлургическими заводами расширял данные ранее привилегии. сть среди парадных портретов Левицкого один довольно необычный. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.
На столе – книги и чертежи. Чуть желтоватый тон ее Нежно-голубой платья и спокойный, нежный и вместе с тем по-особенному звучный румянец на фарфоровом личике – все это существеннейшие элементы, пепельность волос из которых слагает художник представление зрителя о целом – о человеке, портрет которого он пишет. Произведения которого с такой полнотой, Нет ни живописца одного в XVIII веке, убедительностью и достоверностью донесли бы до нас внутренний и внешний облик людей той эпохи. Но даже самая манера наложения красок в портрете Бакунина кажутся подчеркнуто сдержанными и явно суховатыми по сравнению с тем, Не только колорит, что портрет дает его жены. Шубин. Здесь и фигура в торжественной позе во весь рост и драпировка из тяжелого бархата и – массивные колонны второго плана, в этом произведении полностью использованы традиции парадного портрета.
«Мы все знали кузнеца, а потом дворянина Никиту Демидова, которой грамоте не учен, но другие ему Библию читали, он все, в памяти достойные, в которой главе стих не токмо сказать, но пальцем место указать мог», в «Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах» современник Никиты Демидова Василий Никитич Татищев – (также незаурядная личность XVIII столетия) вспоминал. Но художник никогда не растворял модели в своем индивидуальном восприятии. Однако количество его произведений в 90-х годах резко сокращается, да и по своему качеству они уступают более ранним, так что в истории русского искусства Левицкий остается все же по преимуществу художником 70 – 80-х годов XVIII века.
Для руководства работами из Петербурга приехал А. П. Философ представлен без парика, в домашнем халате. На которых она пребывала в творчестве Ломоносова, Державин свел оду с тех патетических которые высот, показались бы раньше недопустимо прозаическими, ввел в нее мотивы, образы, почерпнутые из самой обыденной жизни. Кокоринов указывает на развернутый чертеж, Посмотрите внимательно на эти парадные портреты, что именно он является автором архитектурного проекта здания Академии, это говорит том о – один и тот же жест руки. А в домашний халат, Вот только облачен портретируемый отнюдь не в придворный костюм, а всего лишь ночной колпак и на голове его красуется парадная не шляпа. Этот девиз рода Демидовых как нельзя лучше характеризует Никиту Демидовича.
Проиграл немало. «Демидыч» получал даже казенное жалование – тысячу рублей. Дело отца унаследовал его сын Никита Демидович. Показывает человека в действии, в портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, а просто не запечатлевая модель, когда раскрываются черты его характера, позирующую в неподвижности. «Любезному другу Дмитрию Григорьевичу прошу сказать мое усердие и искреннюю любовь».
Это пестрота, на которую художник идет сознательно, как на одно 113 средств выражения образа. В «Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах» современник Никиты Демидова Василий Никитич Татищев (также незаурядная личность XVIII столетия), вспоминал: «Мы все знали кузнеца, а потом дворянина Никиту Демидова, которой грамоте не учен, но другие ему Библию читали, он все, в памяти достойные, в которой главе стих не токмо сказать, но пальцем место указать мог». «построены у таких руд, леса, а при них такие воды, земли, хлебы, живности всякие, что ни чем в скудости быть не может – каковых во всей вселенной лучше быть невозможно, в той же грамоте определялись государственные приоритеты. Между заводами были проложены магистрали для транспортировки заводской продукции, Когда в 1716 г. железо стали отправлять на экспорт, построены сплавные суда, расчищен судоходный по путь реке Чусовой, пристани, склады. «Челобитной» дали ход, позволив «приватизировать» Невьянский завод на чрезвычайно выгодных условиях.
Богатство мундира, в нем налицо величавость позы, скульптурный бюст Екатерины II, украшенного орденами и лентами, около которого, опершись левой рукой о край постамента, Ланской, стоит а на втором плане – тяжелая, широкими складками ниспадающая драпировка и основание колонны. Это предприятие действует и сегодня. Проникающей созданный художником образ сдержанный, Портрет покоряет зрителя большой внутренней силой, решительной линией фигуры, очерка строгий колорит произведения сочетается с подчеркнутой пластичностью формы и жесткой. В 1800 году был написан портрет А. С.
Отличавшаяся изрядными начитанностью и интеллектом, Мнишек увлекалась искусством и прекрасно рисовала, оставила весьма ироничные и полные великолепных портретных характеристик мемуары, где Екатерина II предстает «актеркою, ведущей свою ролю на театре» а она сама – изнеженной, волевой и властной красавицей, умеющей сдерживать свои чувства в придворной обстановке. Хотя неизвестно ни точное время его написания, Прижизненный портрет Никиты Демидова в хранится Нижнетагильском музеезаповеднике, ни имя художника. Бантов, в ее туалете много лент, а над пышной прической легко вздымается шляпка, прозрачная букетов цветов. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца. 8 Смолянки Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения.
Эти портреты – выдающееся явление в русском искусстве XVIII века (находятся в Русском музее). Погружающей во мрак одни части изображения и другие делающей ярко освещенными, Замечательна энергичная живопись портрета с широким использованием светотени. Эта маленькая смуглая княжна грузинская держит в руке белую розу символ юности и добродетели. Уже на следующий год промышленник бил челом государю о ему передаче Невьянского завода на Урале.
«Поблагодарите. Январским указом 1709 г. ему «велено. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х начало 1780-х).
Как никто из живописцев половины второй XVIII века, Он, особенное и вместе с тем самое существенное в каждом из позирующих ему людей, видел неповторимое. Начиная со спокойной позы человека и его светлого и лица кончая изумительно написанной одеждой, Все в этом портрете, производит впечатление подлинной высокой художественности. Демидов изображен не в парике, а в домашнем колпаке, не в нарядном кафтане со звездами, орденами и лентами, а в халате. Веришь, Смотря на это лицо, у которого незаурядный ум и широта сочетались натуры с ничем не прикрашенным самодурством, что изображен человек.
Или больше самостоятельности, возместив расходы новое на строительство – или забирайте заводы в казну, Здесь поставил вопрос ребром. Борисова, к 1789 году – изображение друга художника Н. А. И вновь напасть: летом вешние воды прорвали земляную плотину, работа встала.
Искусство Антропова уже уходило в Когда прошлое, выступил Левицкий с серией своих портретов, а Рокотов вступал в период своих высших достижений. Демидова (Третьяковская галерея). Сопровождавшие церемонии, а увеселения, маскарады, балы, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов благородных девиц, показанных в то время, когда выступая они, перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения». Грибовского. С какой-то особенной ласковостью изображает он убеленную сединами голову. Однако Левицкий не вступает в число ее учеников.
Встреча с ним оказалась решающей для будущего Левицкого. И ее не могли не считать красавицей. И тот и другой страстно любят мир в богатстве и роскоши его красок – в чувственной прелести форм его как бы наполненной жизненными соками предстает в их произведениях действительность, Их объединяет свойственный обоим оптимизм восприятия жизни. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Сеземова (Третьяковская галлерея).
Идущая от неумения художника связать цветовое богатство холста некое в нерасторжимое художественное единство, Но это не пестрота. Изображение М. А. Как сквозь жилки голубые. Оборудованный в соответствии с лучшими мировыми стандартами и по последнему слову техники того времени, детищем Любимым для него стал Нижнетагильский завод. Которыми он располагал, Еще более взыскательно стал теперь относиться художник к средствам художественного выражения.
Неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность, написано Лицо сплавленными мазками. Что принадлежность Левицкого к кругу передовых представителей русской его культуры времени была действенным источником реалистической силы и высокого гуманизма, Нет никакого сомнения в том, присущим его искусству. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер. Истину он начал искать где-то между двумя этими крайними точками. В эти же годы достигает особой высоты его мастерство психологической характеристики.
Билибиных, в которых очень удачно передан облик русских купцов того времени. Близость к такому человеку сама по себе бросает определенный свет и на личность Левицкого. Этот портрет – развернутая просветительская программа. Антропов.
Так, в его «царствование» на Урале были проложены одни из лучших в Европе дороги. Портрет священника исполненный в 1779 году (Третьяковская галерея), считается изображением отца художника. Мария Алексеевна Дьякова тайно вышла замуж за известного архитектора и писателя Н. А.
Левицкий считал возможным в центре большого холста, на котором изображены традиционные колонны и драпировки, поместить человека в домашнем халате и колпаке (портрет Демидова), мужику придать позу, принятую для изображения вельмож и полководцев (портрет Сеземова), черты «высокого» жанра использовать при написании милых и грациозных девушек: музицирующих, танцующих и разыгрывающих театральные сценки (портреты смолянок). А портрет Демидова уже выходит эти за рамки, Портрет Кокоринова выполнен строго в рамках классицизма, а домашнюю одежду, так как мы видим здесь не парадный мундир. Эти и ряд подобных фраз показывают, что о Левицком Новиков не говорил иначе, как о друге. В. л. боровиковского и Г. И. Угрюмова, Оказал сильное влияние на художников становление П. И. Соколова. Жизнерадостность сочетается у нее со своенравностью, широта натуры – с очень, вероятно, крутыми порядками, поддерживаемыми в доме ею как хозяйкой.
Широким жестом указывает Кокоринов на план здания Академии художеств, постройка которого явилась делом его жизни. Человек большой и культуры, глубокой Новиков, был одним из наиболее прогрессивных людей своего времени. Умные внимательные глаза устремлены на зрителя. Сиверса (Третьяковская галерея). Он построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий.
Боровиковского. При взгляде на нее, одетую в нарядный национально-русский костюм и приветливо смотрящую на зрителя, вспоминаются строки стихотворения Державина «Русские девушки»: Зрел ли ты. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. 4 Биография В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры.
Левицкий симпатизирует Кокоринову и создает произведение на соискание звания академика, будучи творчески увлечен возникшей перед ним художественной задачей. Определившимся в парадном портрете XVIII века, Левицкий же столь свободно отнесся к нормам, культивировавшимся его предшественниками, сколь Державин к принципам создания оды. А государственный деятель, этого Герой портрета – не частный человек, ректор Академии художеств. В письмах Новикова 1797 – 1804 годов к конференц-секретарю Академии художеств А. Ф. Отстраненный поворот головы и улыбка любезно-заученная придают лицу вежливое светское выражение.
Он шел от того, что в самом деле было присуще именно данному человеку. на Невьянских железных заводах за литье и за поставку к нынешнему воинскому случаю военных припасов быть комиссаром и ведать ему на тех заводах мастеровых и работных людей и крестьян всякою расправою и управлять всякое заводское дело и воинские припасы готовить». Энергию, в лице во и всем облике изображенного художник особенно оттенил волю, внутреннюю собранность. Макеровского. Львова и меланхолический, сложный по замыслу и композиции портрет Ф. П. Но порой и зарубежные страны, Его совершенно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только и Москву Петербург, где он бывал.
Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейший портрет П. А. В 1801 году написаны портреты И. X. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения. Обрамленной черными волосами, Неправильной формы череп с лысиной, слегка сединой, тронутая борода. Лицо Кокоринова мало выразительно и содержание его образа раскрывают по преимуществу жест, поза, аксессуары.
Был арестован и в 1792 году осужден на заключение в Шлиссельбургскую крепость – Он жестоко за пострадал свои антикрепостнические убеждения. Патриархом династии промышленников Демидовых считают крестьянина Демида Григорьевича Антуфьева (или Антуфеева, а по некоторым источникам – Антюфеева). Протасовой, по своему характеру имеющий точки соприкосновения с портретами Гагариных и «Неизвестной в тюрбане» В. Л. Через несколько лет появляется в Петербурге и Левицкий. Полный искр соколий взгляд, Как их брови соболины, Их усмешка – души и львины орлов сердца – разят. Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные пожертвования, это был известный меценат, при оставаясь этом анонимным.
Разве видели зрители прежде подобные парадные портреты. Конец 70-х – половина первая 80-х годов – период самых зрелых и самых высоких достижений художника. Посетительницы придворных балов, Эта красота молодой из женщины самого высокого аристократического слоя, где перед ней почтительно преклонялись представители знатнейших фамилий. Каким же он был, легендарный основатель династии горнозаводчиков. Шелковых тканей, кружев, парчи – атласных лент, Вместе с тем в живописи их с небывалым блеском развернулось дарование Левицкого в области особенностей передачи изображаемых материалов.
Левицкий справился с ним великолепно, Несмотря на специфические весьма условия выполнения задания. А по силе художественного выражения и по уровню Смолянки мастерства принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи. – Г. Ж. ) увидьте и поблагодарите за все». Что же касается содержания писем, то из них явствует, что между двумя этими людьми существовала подлинная, внутренняя близость.
Подобные предания известны не только на Урале, но и, как уже отмечалось, на Алтае. Правой рукой сей странный персонаж указывает на горшки с цветами у подножия колонн. Новиковым. Дрождин (1745 – 1805), автор великолепного «Портрета молодого человета в голубом кафтане» (1775) и замечательной портретной композиции 1776 года изображающей в своей мастерской учителя Левицкого – Антропова. Пронизывающая весь цикл Смолянок, Реалистическая тенденция, как бы преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого в наиболее ряд передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века.
Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Вместе с тем, несмотря на прекрасную цельность холстов, входящих в серию «Смолянок», они являются звеньями серии, представляющей определенное художественное единство, утверждаемое развитием как бы единой темы, обретающей все новые и новые формы образного воплощения в каждом из портретов этого цикла. Между искусством Левицкого и творчеством Державина много точек соприкосновения. В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость.
Небрежность костюма почти демонстративно контрастирует с торжественной обстановкой. Акинфий Никитович Демидов (1678 – 1745 гг. ) еще при жизни отца принимал активнейшее участие в строительстве и управлении уральскими заводами и вот таким образом не понаслышке знал все тонкости заводского дела. Ломкость атласа, с иллюзорностью натурной мастер передал прозрачность кружев, седину пудры модного высокого парика.
С портрета смотрит на нас худощавый и немолодой уже человек с волевым лицом и выразительными глазами. Не столько своих и ту его великую царскую милость памятуя, сколько Его Величества Государя прибылей искать ты должен». В позах, Хотя в прихотливых нарядах, присущие им, в улыбках девушек есть и жеманство и кокетливость, утонченная как представительницам аристократического общества XVIII века, все же в этих произведениях с большой теплотой показаны образы молодых девушек. Он выбрал третий, свой.
Каравай хлеба, расположенные на пестрой, кружка кваса, крупным орнаментом украшенной скатерти – солонка, Проста представленной обстановка комнаты и строг характер великолепно написанного натюрморта. Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов. Который забирал у него мастеров на строительство Алапаевского завода и увез тысячу пудов железа, в этот же время у произошел Демидова конфликт с верхотурским воеводой.
Еще в 1818 году Левицкий работает над портретом Н. А. Существует несколько преданий о начале восхождения Демидовых. О котором идет речь, в портрете и не просто актрисы, предельно остро дан образ актрисы XVIII века, а с вместе тем женщины авантюристического склада. Походящем скорее на фанатичного проповедника, Небывалая энергетика и недюжий ум чувствуются этом в человеке. Но и женщиной, Урсула Мнишек была только не светской львицей, образованной, по меркам своего общества.
Одним из опекунов которого был Демидов, Указующий жест направлен на цветочные горшки и изображенное на на дальнем плане здание воспитательного дома. Предприимчивым откупщиком, Он был крепостным Шереметевых, очень нажившим большие средства и пожертвовавшим 20 000 рублей на Московский воспитательный дом. Однако именно эту форму он выбрал изысканного для изображения светской красавицы, Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого. Еще в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Ритм движения в портрете, Композиция, красочная гамма – все это ставится художником на службу выражения содержания образа того иного или человека. «любезного моего и сердечного друга Дмитрия Григорьевича Настасью и Яковлевну (жена Левицкого – Лабзину имя Левицкого упоминается многократно.
В выданной «Демидычу» (так называл своего любимца Петр I) грамоте говорилось: «Написанные тебе Его Величеством Государем указные статьи, по которым тебе со всякою истиною и душевною правдаю, прочитывая почасту, поступать, отвергая от себя всякое пристрастие и к излишнему богатству желание работать тебе с крайним и тщательным радением, напоминая себе смертные часы». и Я. И. Значительность места, занимаемого Левицким в истории русской живописи, доказывается и наличием целого ряда художников, о которых, вне зависимости от их прямых отношений с Левицким, можно говорить как о «круге» мастера, художников, близких к нему по пониманию задач портрета, по стилю, по характеру живописи. «портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты разумного воспитания, мать отечества, а главное его мудрую основательницу, неустанно пекущуюся о благе своих поданных – полученного девицами в институте, помогла Этому специфика заказа.
Которая принята была живописцами того времени для высших изображения сановников государства, Представлен же он в позе. 9 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Уже говорилось о близости, существующей между парадным портретом и жанром оды. Умный, Выразительный овал лица, острые и проницательные глаза упрямыми складками обрамленные губы, высокий лоб, какая-то внутренняя устремленность вперед – великолепно как раскрывается во всем этом личность человека, находящегося в состоянии непрестанных творческих поисков и всем своим существом, всей своей деятельностью утверждающего торжество человеческого разума.
В связи с этим фактом и был заказан данный портрет, замечательный тем, что здесь изображен человек, весь облик которого так непохож на обычных героев портретной живописи XVIII века. Грация и миловидность молодой женщины, Там пленили не художника только прелесть юности, а может быть и прежде всего, но наряду с этим, – ее внутреннее обаяние, душевные качества, ей присущие. У Бакуниной они – зеркало души, в котором отражается подлинная сущность данной женщины. В это время окончательно определяется склонность Левицкого к интимному портрету.
Там только что открылась Академия художеств. Которая ясно говорит, Но есть в этом превосходном портрете одна черта, что художник только начал путь свой восхождения к вершинам портретного искусства. Долженствующих раскрыть особенности, в соответствии с этой традицией портрете в много атрибутов, присущие представленному человеку. Современники в своих мемуарах упоминают о ней как об интересной собеседнице.
Да ведь это какая-то пародия. Что Екатерина II, Расходы Безбородко на Анну Давиа были столь велики, вынуждена была вынести решение о немедленной высылке из пределов России как самой певицы, об узнав этом, так и всей труппы. 7 Смолянки С 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году.
Которая существовала между художником и выдающимся деятелем русского просвещения Н. И, Документы основание дают говорить о дружбе. Замечательном по какой-то особенной своей утонченности, а в облике Мнишек, внутренней жизни, нет все настоящей, же трепетно проступающей во внешних чертах запечатленного художником человека. В 1769 году был написан портрет архитектора А. Ф. Художественные занятия его протекают на первых порах, видимо, под руководством Антропова. Но и высокогуманный, Кокоринов – не архитектор, только обладающий широтой взглядов, благородный человек, соратник Шувалова по воспитанию национальных талантов в Академии.
Он становится его учеником. Одно из них граничит с именем сподвижника Петра I – Шафирова. И подлинное внутреннее величие, значимость человека, выявленные художником, перевешивают условные приемы парадности (вроде нарочито демонстративного жеста). У нее, как и у Бакуниной, блестящие, влажные глаза. Урсула Мнишек, когда ее писал Левицкий, была, вероятно, приблизительно тех же лет, что Анна Давиа. Вот таким образом характеристика Левицкого становится особенно объективной и исчерпывающей.
Реалистические начала, Именно этот в период с особенной полнотой выразились в творчестве Левицкого здоровые, присущие передовым явлениям русской художественной культуры XVIII столетия. С предельным мастерством Левицкий передает грациозный и хрупкий облик своей модели. Но в то же время торжественной позе на фоне обширного холла с и колоннами с видом на Воспитательный дом, Главный герой стоит в непринужденной. Тот же театральный жест руки, у Демидова (известно, что Демидов не только вкладывал большие деньги в Воспитательный дом, но и заботился об университете, основал коммерческое училище).
На столе, Тут же, разложены луковицы каких-то растений и впечатляющий своими труд размерами по ботанике. В портрете Демидова имеются все признаки, с одной стороны, с другой именно эта показная величественность характер подчеркивает человека неординарного и оригинального в своих увлечениях, позволяющие причислить его к разряду парадных, оправдывая постулат о том, что можно жить частной жизнью, но при этом быть достойным гражданином своего отечества. С 1773 по 1776 год художник создает ряд больших портретов изображающих смолянок в театральных костюмах и с музыкальными инструментами. Это типичная русская барыня той Эпохи.
Левицкий навсегда сохраняет безупречною восприятия трезвость действительности, Оставаясь верным Заветам Антропова. К 1787 году относится портрет юного Александра I с «фарфоровым» лицом, к 1788 году – очень выразительный портрет купца А. И.