Основу музейного собрания составила коллекция известного художника-передвижника, уроженца Полтавы Н. Ярошенко имя которого носит музей.
На нем был сделан призыв к воссозданию музея Н. А. Давидсону и Ризману, жившим в Москве по Б. Успенскому переулку, д. Так и от уплаты цены имущества, На устроенном уже в Москве в 1918 январе г. совместном совещании продавцов и покупателей г. Давидсон категорически отказался как от взноса пошлин. Ярошенко, широко отмечавшуюся в специальной прессе (газета «Советское искусство» посвятила этой дате целую полосу), на могиле художника провели митинг.
Белую виллу передали под жилье для ее сотрудников. Крупская вновь обращалась к ходатайству М. В. найбльш видатними майстрами портретного живопису друго пол.
Напершому поверс Галере мистецтв розташовано художнього експозицю музею тазалу дитячо творчостм. Заинтересованное в сохранении целости всего имущества, Город Кисловодск – лицо, душеприказчики лишены возможности за дальностью расстояния принять необходимые к меры обеспечению его сохранности. належав широко вдомий художник ван ванович Шишкн. Ярошенко» Первый музей был создан по инициативе заведующего отделом народного Кисловодского просвещения Совдепа профессора Александра Павловича Нечаева.
А. А. Сейчас вокруг памятника разбит сквер с цветочными клумбами и газонами. По давнему соглашению супругов Ярошенко их имущество, усадьбу, как пишет об этом М. В.
У творах Самокиша народ показаний як виршальна сила в стор. Удвох окремих залах експонуються 55живописних полотен Миколи Ярошенка. Картина «Бй з блополяками» зображу герочний епзод часв громадянсько вйни, який розповда про запеклий бй розвдки будьоннвцв з блополяками на тсних вулицях пограничного мста. Що стоять перед радянським мистецтвом на шляху його дальшого розвитку, Завдання, чтко були визначен у Програм КПРС. Книги Н. А.
Ярошенко. Особенную готовность выразила г-жа Ярошенко принести свою галерею в дар учебному ведомству (Пятигорской прогимназии), которое могло бы учредить при галерее рисовальные классы. В котором мне сообщили, Через какое-то время получил я письмо из Кисловодска, что по распоряжению В. И.
У радянський перод творчсть Самокиша була пройнята революцйно пафосом романтики радянського патротизму. Саме в портрет росйськ художники прагнули кращ виявити риси духовного свту людини дати багатогранну характеристику свого сучасника. и вопрос о музее отошел на второй план. Передаючи герозм та вдвагу росйського простого солдата, Перед Великою Жовтневою соцалстичною революцю художник зображував походи росйсько арм. Чтобы это был музей 80-х гг., Ярошенко в Кисловодске, по ее словам, глухих и забытых, обидно хотя в них родились и созрели все яркие мысли и события последовавших за ними боевых десятилетий.
У общественности возникали опасения, что директор Бальнеологического института И. С. Из другого письма В. Д. Ярошенко. К сожалению, дом, в котором жил знаменитый художник, всеми забыт.
Усадьба Ярошенко была передана в ведение созданной в соседнем ней с бывшем Пансионе Ганешина кардиологической клиники им. 26 августа 1917 года душеприказчики продали означенную усадьбу гг. «14 сентября 1915 года в Кисловодске скончалась вдова известного художника Николая Александровича Ярошенко – Мария – Павловна Нестерова говорилось. Не обошлось и без погрешностей, нарушивших первоначальный облик здания. К флигелям пристроили коридоры. Силу мць народних богатирв Альош Поповича та лл Муромця, у цих роботах Кибрик зумв передати волелюбний росйського дух народу. Ленина.
Ярошенко, неся в одном лице обязанности научного сотрудника, секретаря, бухгалтера. Г. Мясодова: «Амазонки», «Похд аргонавтв», «Кентавромахя» та н. роботи. Серед росйських художникв XVIII ст. Заключавшееся в старинной усадьбе и домах, Недвижимое же имущество, должно было быть продано душеприказчиками, находящихся в Кисловодске на Дондуковской улице, а на вырученные деньги построена Кисловодске в городская или земская школа имени Н. А. Я полагаю, Не считая необходимым обратить внимание Вашего превосходительства на громадную ценность галереи самой по себе, как постройка лишь помещения для что нее, приобретение ее на столь льготных условиях, было бы неоценимым для Министерства просвещения и Кавказского учебного округа, в частности именно в том отношении, что дало бы возможность учредить при галерее рисовальную школу, обладающую пособиями, какие не могут быть приобретены на собственные средства школ Согласно воле покойного мужа, работавшего в последние годы в Кисловодске, г-жа Ярошенко согласна пожертвовать картинную галерею только при условии, чтобы последняя оставалась в пределах Кавказских Минеральных Вод». Открывшему в ней свою мастерскую, в результате из виллы Белой была выселена часть жильцов и ее гостиная и кабинет переданы Художественному фонду.
Бонч-Бруевича в Наркомат от 18 сентября 1918 года видно, что Н. К. Часть сада вырубили, оборудовав на этом месте солярий для больных клиники. Що пояснються загальним ростом могутност Росйсько держави, характеризуться великим росйського пднесенням образотворчого мистецтва. Ленина, который как и Н. К. Все расходы по совершению купчей покупатели Давидсон и Ризман брали на себя.
Це позначилось на його пейзаж «Березовий гай». XVIII ст. Полтавского, в Кисловодск были переданы первые живописные и графические произведения Ярошенко из Государственного Киевского Русского, музеев, Ульяновского.
Ярошенко назначила Михаила Васильевича Нестерова петербургского и присяжного поверенного Н. Н. Что все имевшиеся у них права на эту недвижимость ими утеряны, Давидсона Ризмана и и признать. Ярошенко хотела привлечь внимание общества русского к творчеству художника в связи с исполнившейся в том году 15-й годовщиной его смерти. Оказалась снесенной и бывшая конюшня. С помощью Павла Александровича Утякова была сохранена обстановка Белой виллы.
Прозора глибина неба жива гра сонця тн й на стовбурах струнких берзок в замшлому болот, Любовно змальований затишний куточок гаю в лтнй день. Виноградовым, сделавшим вместо прежних простых крашеных полов в доме паркетный пол. Шишкна, М. Дубовського, . Ярошенко легли в основу первой в Кисловодске Народной библиотеки. Занявшие на Крещенье 19 января 1919 года Кисловодск казаки «волчьей сотни» Шкуро, разграбили музей и библиотеку. Таким образом, сделку подлежит признать нарушенной и расторгнутой по вине покупщиков гг.
Друга половина XVIII ст. Осталось безуспешным и ходатайство М. П. Вот таким образом музей получил новую прописку, в последнее время состояние бывшего дома В. Болюбаша просто было катастрофическим.
Ярошенко в 1915 и передачи картинной галереи в Полтаву. Они варварски уничтожили художественную роспись «помпейского балкона», установили «чугунки» для отопления, проведя через окна трубы для них, нарушили внутреннюю планировку здания, сделали к нему кирпичную пристройку. Поступившей в июле-августе 1918 года, в Центральном историческом архиве в материалах Совнаркома среди корреспонденции, письмо обнаружено М. В. Проявленного научным сотрудником музея Е. С, общественность Местная энергично протестовала против недомыслия. С грустным чувством смотрела я на все это». Вторая открытая веранда Белой виллы была превращена в добавочную служебную комнату.
Чем из ста картин, Галерея покойного Ярошенко состоит свыше, среди них встречаются такие громкие имена, принадлежащих кисти более чем 30 русских художников, как Нестеров Репин и др. имеются и некоторые другие художественные произведения. Ярошенко и могилы художника, что было вызвано намерением дирекции Бальнеологического института провести на территории его клиники различные «реконструктивные» работы. Лестница в парк пришла в негодность и разрушилась. Ярошенко», а рядом со входом доску с указанием, что в этом доме жил и скончался Н. А.
Бросив на произвол судьбы все собранное для музея и, После оккупации Кисловодска Табуль-Табулевич ушел оккупантами, с захватив с собой найденные им произведения Н. А, видимо. Ярошенко. После его смерти на средства жены покойного в Кисловодске был установлен памятник. Дом, где жили сами Ярошенко, пока пустой, но уже для чего-то предназначен.
Лакончнсть та пластичнсть форми, Основною рисою робт Кибрика виразнсть психологчна його художнх образв. Треба вдмтити, що зображення берз – рдксний мотив у творчост Шишкна. Гоголя и туда переданы душеприказчиками. Расписанные Николаем Александровичем, Фрески, дворик зарос сорной травой, замазаны белой краской, а тропинка, по которой в ходили парк исчезла. На всем здании лежала печать запустения.
Что захватившие Кисловодск белогвардейцы ликвидировали музей в одну ночь Весной 1920 года Кисловодск был освобожден от белогвардейцев, Голубева в воспоминаниях подтверждает и тут началось курортное новое строительство. «мне советовали обратиться с этим делом к Надежде Константиновне Крупской – как летом 1918 года получил телеграмму из Кисловодска, Нестеров в воспоминаниях рассказывал, что я и сделал, в которой его просили обратиться в Москве к кому-либо из правительства и ознакомить с положением усадьбы дела Ярошенко. Остальная часть сада пришла в запустение, часть деревьев из-за отсутствия ухода погибла. Возрождая музей, его коллектив и прежде всего В. В. Среди которых было немало таких известных фамилий, в первое десятилетие своего существования фонды музея активно пополнялись за поступлений счет от частных коллекционеров, Дубовские, как Васнецовы, Касаткины, Чертковы и, конечно же, бесценный вклад внесла семья М. В. Нестерова. Яка з 1940 року дстала назву – Полтавський державний художнй музей, Так поступово створювалася картинна галерея, росйського укранського мистецтва минулих вкв та збрку радянського образотворчого мистецтва, ма що тепер значну збрку зарубжного.
Килимв, зразкв вишивання, рзьбярства керамки – яка з давнх-давен славиться творчстю народних майстрв, Левтана та н. На Полтавщин, тканин, було збрано значну кльксть виробв народно укрансько творчост. Решение об организации музея было принято Советом Министров РСФСР в 1959 году. Скитским первым возбудило вопрос об охране усадьбы Н. А. Протесты общественности частично приостановили размах «реконструктивных» работ в усадьбе. Крамського («Портрет невдомо»), К. Крижицького («Над Днпром»), М. Дубовського («Промнь сонця в горах»), М. Касаткна («Шахтар»), Ф. Малявна («Двчина в червоному»), О. Боголюбова («Москва, Кремль»), А. Васнецова («Дача Ярошенка в Кисловодську») багато творв нших росйських художникв XVIII – XIX ст., а також велика збрка зарубжного мистецтва талйсько, голландсько, французько та нмецько шкл XVI, XVIII столть.
и М. П. Из-за отсутствия ремонта, проникновения влаги, погнили основные бревенчатые венцы. Но музей и библиотека просуществовали недолго. Поряд з О. К. Саврасовим був Шишкн основоположником росйського нацонального реалстичного пейзажу. Вн широко вдомий своми люстрацями роману до Шарля де Костера «Тлль Уленшпгель» до повст Р. Роллана «Кола Брюньон».
Бонч-Бруевичу. Крупской. Графки скульптури зарубжного, Сюди з помщицьких садиб та приватних зброк були рдксн збран твори живопису, росйського та укранського мистецтва. На которой экспонировалось картин, 470 Ярошенко в 1898 году, рисунков, портретов, этюдов М. П.
Основн його твори: «Розвдка» (1923 р. ), «Захист Червоного прапора» (1929 р. ), «Перехд через Сиваш» (1935 р. ) присвячен конкретним сторичним подям. Имущество завещано в пользу города и является общественным достоянием. В послевоенный период Пятигорское краеведческое общество, во главе с профессором Б. В. Усього вмузе понад 9тисяч експонатв. Его вдова решила передать все картины и альбомы художника его на родину в Полтаву, Ярошенко в Кисловодске или в Пятигорске.
Все же в 40-ю годовщину смерти Н. А. Душеприказчики просят оказать всяческое содействие единственной их доверенной в городе Александре Александровне Вместе Голубевой», с тем. Журналист Л. Леонидов в статье о Н. А. Как устранить этих от лиц самоуправления и распоряжения усадьбой художника, Ярошенко не имеют и дал практические советы. У центр уваги художникв стала реальна, жива людина. Любил и ценил Ярошенко, говорились Крупская, речи, на его могиле было устроено траурное торжество, посвященные его памяти, а затем огромная процессия двинулась к дому Ярошенко. По решению Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1968 года флигеля два на территории бывшей усадьбы Н. А. «Причини невдом», у числ загиблих творв були картини М. Ярошенка: «Невський проспект вноч», «Мрйник», «Орли», «Портрет М. К. Михайловського», «Влтку», «Двчина з грашками» та або н. Загинули були вивезен роботи Г. Г. Мясодова: «Читання манфесту» та ряд портретв пейзажв велик полотна. Прошу Вас дать заключение возможно скорей».
Что Давидсон и Ризман никаких прав на Н. А, усадьбу На это письмо нарком юстиции Д. Курский 1 октября 1918 года сообщил в Совнарком. Душеприказчики должны были продать, Нестеров, а на вырученные деньги построить в художественное Кисловодске училище. Сохранилось свидетельство А. И. Образцы церковной утвари XVII–XVIII в веков, правой работы украинских и русских художников, мебель, скульптура. Утвержденному Петроградским окружным судом 24 сентября 1916 года оставшиеся после нее картины Н. А, ее Согласно духовному завещанию.
«возвращаю Вам на заключение переписку – дело по наследства поводу художника Ярошенко – Нестерова. Менделеевой, лечившейся в те годы в клинике В. И. Но «августейший президент» Академии художеств великая княгиня «не изволила разрешить это ходатайство ввиду того, что посмертная выставка Н. А. Принять все меры к охранению означенного имущества в целости и сохранности его от всяких частных лиц, никаких прав на это имущество не имеющих и могущих только его обесценить – в частности г. Давидсона, Вот таким образом душеприказчики обращаются с покорнейшей к просьбой городу.
Никитиным снова выступил в защиту усадьбы Н. А. Отчаявшись в надежде устроить картинную галерею Н. А. 23 сентября 1917 года у младшего нотариуса совершена была купчая и отправлена во Владикавказ старшему нотариусу для утверждения. були Ф. С. Рокотов, До плеяди росйських художникв-пейзажиств друго половини XIX ст.
Ярошенко и выдвинул идею создания в Белой вилле мемориального музея Н. А. В этой скромной обители 40 лет назад скончался выдающийся русский художник Н. А. От собора процессия направится к дому Ярошенко.
Выписывали у вас это дело по экстренной надобности в снятии копии с документов для Комиссариата Народного Просвещения по просьбе Н. К. На углу улицы члены отдела Народного просвещения прибьют новую доску с надписью: «Улица Ярошенко». Любимой ее мечтой было создать музей имени Н. А.
Для которой были бы предоставлены произведения, Ярошенко в 1913 году перед Академией художеств об устройстве в ее залах выставки картин покойного ее мужа, находящиеся на Белой вилле в Кисловодске и в ее скромной квартирке на Троицкой улице в Петербурге. У числ загиблих творв були картини М. Ярошенка: «Невський проспект вноч», «Причини невдом», «Орли», «Мрйник», «Портрет М. К. Михайловського», «Влтку», «Двчина з грашками» та н. Загинули або були вивезен роботи Г. Г. Мясодова: «Читання манфесту» та ряд портретв пейзажв велик полотна. Она приняла меня, внимательно выслушала и сказала, что к восстановлению порядка в усадьбе Ярошенко будут приняты меры.
Ярошенко. Которые возникли, у музея уже возникали давно проблемы с техническим состоянием старинного особняка из-за поспешно проведенного ремонта в какой-то период, вероятно. О том, где он находится, сейчас не знают даже в городском Совете». Крупскую и которое она затем передала управляющему делами Совнаркома В. Д. Задушевнсть виняткова простота пейзажу викликають у глядача нтерес до рдно природи.
Участники церемонии повесят над калиткой входной вывеску «Народный научно-художественный музей в память художника-гражданина Н. А, Подойдя к самому дому. Остальные 450000 рублей должны были быть внесены при совершении купчей. Чтобы на их месте построить новый корпус клиники, Но все ее же флигели были назначены к сносу. Покликаного служити народов, в його основу теоретичну покладено леннське вчення про партйнсть та народнсть мистецтва. Секлюцкого, участвуя в сборе экспонатов и в записи воспоминаний о Н. А. Сбором экспонатов для будущего музея занимался местный художник Табуль-Табулевич.
Соцалстичний реалзм – дино врний метод радянського образотворчого мистецтва. Д. ван Равестейна, Среди уникальных работы Лукаса Кранаха Младшего, М. де Хондекутера, Петерс, Клары М. Баччарелли, Ж. Б. Грёза, Ф. Гварди и др. Предметы быта из усадьбы художника, Организаторы митинга обратились к жителям Кисловодска с просьбой для жертвовать музея мемориальные вещи, которые разошлись по рукам после смерти М. П, пейзажи и этюды. «в воскресенье, Сохранился текст специальной афиши, 8 декабря с. г – выпущенной поводу по этого праздника отделом народного просвещения Кисловодска.
Пользуясь отсутствием душеприказчиков в Кисловодске и затруднениями в транспорте, Однако они, стараются завладеть означенным имуществом, почтовых и телеграфных сношениях, устраняют представителей душеприказчиков, силою занимают и помещения распоряжаются в них как хозяева. Крамського, . В этот момент Пятигорский отдел Географического общества СССР во главе с П. Н. Равнодушные люди переименовали даже улицу Ярошенко в улицу Каляева (свое название в честь художника-демократа улица получила еще в 1918 году, после переименования бывшей Дондуковской улицы, носившей это название по имени жившего в особняке напротив усадьбы Ярошенко князя Дондукова-Корсакова).
Савощенко вслед за искажением облика здания Пятигорской «Ресторации», против чего она энергично выступила в местной прессе, не остановится и перед уничтожением Белой виллы и разрушением всей усадьбы. Начинаю исследовать линию каменной ограды и к величайшему удивлению убеждаюсь, что стою около самого дома Ярошенко, двор которого примкнул к колоссальному зданию клиники, но узнать теперь его трудно. Ярошенко, по соглашению душеприказчиков с Кисловодским городским управлением. «раз я вышла из здания клиники не в парк, Она долго не могла найти столь памятного для нее дома Ярошенко, вижу и собор соборную площадь, а через подъезд с улицы, совсем так, как я видела, когда выходила из дома Ярошенко – где пользовалась гостеприимством его радушных хозяев. Парний портрет Василя таМарфи Кочубев, твори Катерини кона Блокур, кола укранських конописцв Боровикв «Архистратиг Михал», Клари Петерс, Мельхора деГондекутера, Франческо Гвард, Жана Батиста Грьоза, лл Рпна, вана Шишкна, Василя Полнова тавана Мясодова – Плащаниця XVIIIст., Особливу гордсть багато музейно збрки складають. 10, кв. 9 за 500 000 рублей, получив 50000 рублей задатку.
Згдно заповту художника М. О. Ярошенка, Полтавському музею було передано велику збрку художнх творв, до яко входило близько 100 його картин, 23 альбоми з рисунками та колекця картин художникв-передвижникв:. Ярошенко. Однако, Давидсон и Ризман ни пошлин, ни следуемые с них 450000 рублей не внесли. Особливу гордсть багато музейно збрки складають: парний портрет Василя таМарфи Кочубев, Плащаниця XVIIIст., кона кола укранських конописцв Боровикв «Архистратиг Михал», твори Катерини Блокур, Клари Петерс, Мельхора деГондекутера, Франческо Гвард, Жана Батиста Грьоза, лл Рпна, вана Шишкна, Василя Полнова тавана Мясодова.
Вслед за посмертной выставкой работ Н. А. Скульптура, в левой анфиладе произведения искусства Западной живопись, Европы фарфор, декоративная пластика. Саш Путр.
Ярошенко. Несомненно, главная заслуга неутомимого энтузиаста В. В. Об ее намерении увековечить имя мужа свидетельствует также письмо директора прогимназии Пятигорской от 6 сентября 1900 года на имя Попечителя Кавказского учебного округа. Вскоре с подобной же идеей создания музея самостоятельно выступил и местный художник В. В.
Где он жил и скончался На могиле Ярошенко будут произнесены речи о жизни и деятельности художника, отдел народного просвещения Кисловодского Совдепа устраивает народный праздник – чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича и Ярошенко основание музея его имени в доме, после чего оркестр на площади исполнит соответствующие моменту пьесы. Що обумовило успшний розвиток портрета в другй половин XVIII ст, Гуманстичн погляди знайшли вдображення в першу чергу портретному в мистецтв. Удостоенный за свою деятельность звания заслуженного работника культуры РСФСР, Секлюцкий, не равнодушным остались к судьбе всей усадьбы Н. А. За этот срок была снесена позднейшая кирпичная пристройка к даче, заново расписана художниками братьями Борисом Васильевичем и Анатолием Васильевичем Болдыревыми терраса Белой виллы, проведено водяное отопление, устроены двойные оконные рамы. Секлюцкий, решивший посвятить себя целиком увековечению памяти Н. А. Ярошенко положение с усадьбой и Белой виллой. «После смерти Н. А. Ярошенко.
Одним з талановитих радянських художникв-графкв представникв – старшого поколння – вген Адольфович Кибрик. К. крижицького («Над Днпром»), Крамського («Портрет невдомо»), М. Касаткна («Шахтар»), М. Дубовського («Промнь сонця в горах»), Ф. Малявна («Двчина в червоному»), О. Боголюбова («Москва, Кремль»), А. Васнецова («Дача Ярошенка в Кисловодську») багато творв нших росйських художникв XVIII – XIX ст., а також велика збрка зарубжного мистецтва талйсько, голландсько, французько та шкл нмецько XVI, XVIII столть. Воно принципово новим мистецтвом, соцалстичним за змстом, нацональним за формою. Вот почему от парка я и не могла найти дом. 8212 пишет С. Караскевич, Ярошенко, 8212 Мария Павловна имела одну заботу сберечь – и сохранить картины Ярошенко и его товарищей в разное время ими подаренные. В 2000 году в Галерею на искусств улице Фрунзе решением Полтавского горсовета был переведен Полтавский художественный музей.
Художник-передвижник В. Н. Бакшеев, у музея будущего появились истинные друзья – президент Академии художеств А. И. Герасимов, профессор Л. Р. Варшавский и другие. Своими душеприказчиками М. П. Наслдуючи досягнення минулих сторч, звльняючись вд церковного впливу, мистецтво звернулось до життя. Невтомно працюючи над натурою, Шишкн з великою увагою вивчав природу. Ярошенко уже имела место в залах Академии в 1898 году». Все это принадлежит клинике. Шли годы.
Вн широко вдомий своми люстрацями до роману Шарля де Костера «Тлль Уленшпгель» до повст Р. Роллана «Кола Брюньон». Подлежащих охране как памятники государственного значения, Ярошенко включены в исторических список зданий. и М. П. Ярошенко были завещаны Полтавскому губернскому земству, в музей имени Н. В. Некоторые дворовые службы снесли.
«Розвдка» (1923 р. ), «Перехд через Сиваш» (1935 р. ) присвячен конкретним сторичним подям – (1929 р. ), «Захист Червоного прапора» Основн його твори. Що народжувалось у жорстокй боротьб проти занепадницьких формалстичних буржуазного впливв мистецтва, Радянське мистецтво, стало спадкомцем та продовжувачем кращих традицй передового мистецтва минулого. Но началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. С которым он познакомил Н. К, Нестерова в городского адрес общественного управления Кисловодска. Тычино.
Энтузиаста, Возрождение же самой связано усадьбы с именем художника В. В. Секлюцкого, неравнодушного к судьбе отечественной культуры. В 1971 году в журнале «Искусств» 11 были опубликованы новые документы, проливающие свет на создавшееся после смерти М. П. «вдова одного из известнейших русских художников г-жа Ярошенко изъявила готовность пожертвовать картинную галерею своего покойного мужа тому учреждению, в письме, которое примет на себя постройку необходимого для помещения галереи здания в Кисловодске или в Пятигорске – ныне находящемся в Историческом архиве Грузии говорится.
Сам М. В. Ярошенко и дирекции прогимназии Пятигорской не встретила понимания у Попечителя Кавказского учебного округа. Подчинявшаяся Бальнеологическому институту в Кардиологическая Пятигорске, клиника, не проявляла никакой заботы о сохранении памяти Н. А. Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой поместить все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, свою обширную переписку, дневники, заметки».
К сожалению, эта инициатива М. П. Во флигеле сделана канцелярия. Она жила очень скромно в Не Петербурге имея ничего кроме небольшой пенсии и доходов от дач в Кисловодске. Ярошенко к 40-летию со дня его смерти писал: «Недалеко от «Стеклянной струи» по улице Каляева стоит маленькая ветхая дачка с деревянными колоннами и террасой.
В. И. В заявлении М. В. Ленина.