В XX веке из Репина пытались сделать народника и чуть ли не революционера. Так как Октябрьскую революцию он не принял и остался верен главному своей делу жизни– творчеству, Эмиграция Репина в Финляндию в 1918году вовсе не случайна. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». После кончины Репина осенью 1930года дети художника не очень уважительно отнеслись наследию к своего отца. Отсюда сотрудники сыска и сделали предположение о душевном нездоровье допрашиваемого.
Которыесобралисьза наспех сколоченнымдощатым столом, Напереднем чтобы планеРепинизобразилзапорожцев, дать отповедь заклятому врагу. После чего, Илья прошел хорошую школу в мастерской местного приехал иконописца, в Петербург, побуждаемый тягой к живописи. «Г-н Волошин стирает Репина в момент», когда «безумный Балашов» изуродовал ножом его картину находившийся – под особым надзором полиции, Один из них, подхватив демагогическое «возражение» Репина, студент коммерческого института Абрам Беркович Дерман (1880-1952), писал о упомянутой книжке. Этого не бывает при записях акварелью, с последующим покрытием лаком. Порча картины Репина произвела удручающее впечатление» Что он человек, На публику бывшую очевидицей такого дикого поступка Балашева, явствует из того, обладающий художественно верным чутьем, что он пред этим в стоял Суриковской комнате.
Картины художника по сей день не перестают быть предметом жарких споров. Одновременноскартиной «ИванГрозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». В письме к Суворину он взволнованно говорил: «Вот она, вещь, в уровень таланту. На которой построена вся европейская культура, – Иллюзия личной безопасности, что, настолько отучила нас от зрелища крови и смерти, с одной стороны, сделала их для нас в десять раз ужаснее, а с другой пробудила глубине в души тайное и стыдное любопытство.
Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого болезни от лица композитора, мягких спутавшихся волос просто поразительна, словно выцветших глаз. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха и еще есть Карамазов-отец. Три удара ножа. Хранители бросились наверх и увидели, что все бегут в репинский зал. Он был уверен тогда, что картина, одна из его лучших картин истреблена безнадежно он еще не знал, что есть возможность реставрировать ее и все же ни словом, ни жестом не выдал своего великого горя.
Бялыницкий-Бируля бросился к рабочим и увидел такое зрелище: рабочие вынули из ящика картину Репина «Иван Грозный», поставили ее к стеллажам и все, с молотками в руках, застыли в каком-то оцепенении, смотря на картину, в глубоком молчании переживая огромное волнение. О том, как относился к «Ивану Грозному» простой московский народ, говорил современник Репина и один из старейших советских художников В. К. Бялыницкий-Бируля. «, Обер-прокурор синода Победоносцев уловил правильно целенаправленность картины – с возмущением написав о ней Александру III. Quotиван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" – из одна выдающихся картин Репина. К обеду подъехал Ф. И. Шаляпин, только что спевший в Большом театре «Бориса Годунова». Непосредственный участник ее, Восхищался картиной и В. М. Гаршин имевший возможность наблюдать процесс весь создания картины. «Осенний букет» и др, лиризмом Проникновенным отличаются женские портреты художника «Отдых». Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
В это время среди прочих в посетителей художественную картинную Третьяковскую галерею пришел прилично одетый молодой человек. Странные, кровавые настроения витали тогда в обществе. Художник обличает в нем деспотизм и тиранию царей.
Разве возможно. Он знает, что такое человеческая кровь и ее ценность. Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др.
И к чему тут Иван Грозный. Замысел картины известно также под названием «Иван Грозный убивает своего сына», появился у художника, по его словам, после покушения на жизнь императора Александра II. А вот описание пострадавшего полотна: «На картине зияли три страшных пореза Края порезов резко белели». «независимо удручающего впечатления, представляется неудобством напечатание в недорогом, по мнению цензоров имеющем 170 000 подписчиков, журнале такого снимка в том что отношении, этим как бы увековечивается все зверство, на которое способен был русский царь, хотя бы и отдаленного времени – производимого на зрителя, Ответ был такой. На самом опасном месте – на голове царевича, я работал сам, остальное сделал Богословский. Репин немедленно пошел в Третьяковскую галерею и сам заново переписал голову Ивана Грозного, Приехав в 17 Москву января.
На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется умствовать. восхищался запорожцами Репин. Он проклял ведьм и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Настоящая трагедия разыгралась 16января 1913года. Например, что картина «Отказ от исповеди перед казнью» написана под влиянием романа Э. – Л. Войнич «Овод».
Егогероилюди особой богатырскойпороды, сродни образамэпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которойвдохновлялся Репин в процессе создания картины. При этом она уравновешена в основных компонентах своих многие персонажи в правой и левой части картины даны в соответствии друг с другом. Наконец, Когда же, то старец спокойно ответил, разгневался Иван Васильевич, что во время службы в церкви должен звучать голос один – его. В этом было общественное звучание картины. Одна пустая трата драгоценного времени и еще порча крови».
Наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского, Художник не следов скрыл тяжелого недуга. Ну, прощайте, помогай Вам бог. Причем от каждого удара полотно оказалось разрезанным на 8 вершков, нанесено Всего три удара.
Иконописец по профессии, Старообрядец Балашов, Абрам изрезал картину ножом, придя в Третьяковскую галерею. Е. Репин и судьба его картины» (газета «Речь»), «Преступление А. А. Балашова» (газета «Раннее утро»), «Отголоски безумного преступления» (газета «Московский листок»), «Порча репинской картины» (газета «Новое время»), «Психологическая экспертиза. Так как активно разрабатывал религиозные темы и писал портреты царей и членов правительства, Илья Ефимович не считался последовательным и демократом передвижником. – Чувства были перегружены ужасами Современности.
Илья Ефимович Репин– сын бедного военного поселенца Репина– Ефима родился в городе Чугуеве в 1844году. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». Что ответы злоумышленника были то здравыми и логичными, Также в документах следствия отмечалось, сбивались то в бессмысленную путаницу слов. Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. Если только операция производится над писателем, это Свойство естественное и довольно безопасное или произведением, действительно умершим, действительно уничтоженным.
Мы с Д. Ф. Богословским остановились. Хранители бросились наверх и увидели, что все бегут в репинский зал. После кончины Репина 1930 осенью года дети художника не очень уважительно отнеслись к наследию своего отца. Датированный Репиным 1882 годом и карандашный что эскиз, Репин работал над этой картиной в Москве, подтверждает, работал напряженно, трудно, страстно. Стоящие спиной к зрителю, Замыкающие с двух сторон казаки изображение увлеченных сочинением письма, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев. О художнике вообще рассказывали множество всяких небылиц. Как родниковая вода, Чистые, открытый лоб, печальные и все понимающие глаза лицо освещают Мусоргского приковывают внимание его высокий, по-детски нежные, доверчивые губы.
Замысел ее возник в 1881 году. Возвышают ее над всеми Они мелкими, очищают его душу, послужившими причиной его гибели, недостойными человека страстями. я работал завороженный». «я рад, когда живет Илья Ефимович Репин – что живу в то и время, заканчивает свое высказывание о репинской картине словами. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы».
Он был гораздо бледнее обычного, Чувствовалось, маленькие и его прекрасные, стариковские, необыкновенно изящные руки дрожали мельчайшей дрожью, но душевная его дисциплина была такова, что он даже говорить не захотел о происшедшем несчастье» – что к этому спокойствию он принуждает себя. Который способствовал впечатлению изображенных мощи людей, Но это был сознательный художественный прием. Сказал вполне ясно. Настоящая трагедия разыгралась 16 января 1913 года.
Многое бесследно исчезло, Вера Репина рисунки продавала отца финским коллекционерам за более чем скромную плату. Будто по телу ножом и только брезгливо поморщился – подливая в тарелку прованское масло, Он сидел и ел свой любимый картофель, Наталья когда Борисовна опять повторила свое. Но всё же поправимыми, Третьяковым вместе с административными другими лицами повреждения были признаны хотя и серьезными. Сегодня я увидел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Про меня опять скажут, что я самохвальством занимаюсь» Не в последнюю очередь редкой она стала благодаря ценителям творчества Репина.
Все газеты опубликовали информации о покушении на картину. Так как Октябрьскую революцию он не принял и остался верен главному делу своей жизни творчеству, – Эмиграция Репина в Финляндию в 1918 году вовсе не случайна. 29 лет, Это московский был домовладелец Абрам Абрамов Балашев, по Кладбищенскому проезду, проживающий в своем доме, по профессии – иконописец. И к чему тут Иван Грозный.
Но история для художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии лицо старческое царя с застывшими. Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука.
Способностью художника в непосредственном, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, случайном состоянии человека проявление увидеть существенных сторон его натуры, казалось бы, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Или взять утверждение о том, что картина «Садко в подводном царстве»– следствие давнего замысла художника отразить на холсте знаменитую былину. Во время обучения в Академии художеств он проявлял интерес самым к разным темам в изобразительном искусстве. Он знает о человеческой крови не только из газет. Освидетельствован врачами, Балашев был задержан, признан сумасшедшим и в помещен центральный приемный покой для душевнобольных.
Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Обложили соломой и подожгли, с городов-крепостей свезли старух-переметчиц Москву в на площадь. Следуетподчеркнуть, Анализируякартину, егопафособличениянаправлены не против бесчеловечностигрозного царя-зверя, чтогнев художника, апротив техусловий, которыесделалиеготаковым, против самодержавной власти, убивающей и калечащей человеке в все истинно человеческое. Детство было очень трудным, но все несчастья скрашивала тяга к рисованию.
Полотно писалось Репиным сильным под впечатлением от симфонической музыки Римского-Корсакова. Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива». Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Но никаких данных о том, что Репин читал «Овода», не существует.
Но вполне определенная, в Европе за последние четверть века создалась жажда известная, ужасного. Но этим дело с картиной «Иван Грозный» еще не кончилось. Что и произвели течение в недели, Богословским остановились вот таким образом именно на восстановлении при посредстве акварельных красок. Охудожнике вообще рассказывали множество всяких небылиц. Великое счастье, что на них вовсе не пострадали глаза и рот. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства.
В 1964 году в СССР приезжал чешский художник Вацлав Фиала, который объявил, что платье царевны Софьи, созданное по заказу Репина для одноименной картины, находится в Праге, в семье Фиалы. Фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна, Представленные больше натуральной и величины написанные с предельной рельефностью. Демократизм идеалов художника, глубокое понимание им психологии народа, любовь ко всему яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно. Обыграть выразительность их типов и характеров, дает Это ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев. Тогда посыпались тысячи сочувственных писем. В1964году в СССР приезжал чешский художник Вацлав Фиала, который объявил, что платье царевны Софьи, созданное по заказу Репина для одноименной картины, находится в Праге, в семье Фиалы.
И так странно было видеть его в эти часы не мастерской, в «Репин сидел в столовой, не с кистями в руках. Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). После чего, Илья прошел школу хорошую в мастерской местного иконописца, приехал в Петербург, побуждаемый тягой к живописи. Где в то же время содержалась его Вандала сестра, довольно быстро признали сумасшедшим и перенаправили на лечение, а ранее и брат. Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Вечером в ресторане «Прага» те же друзья и почитатели художника устроили ему банкет».
В 12 часу дня, Газеты сообщали: «16 января, по Лаврушинскому в переулку, Третьяковской галерее имел место следующий небывалый случай: была изрезана известная картина Репина – Убийство Иоанном Грозным своего сына. Что же поучительного такая картина может дать юному читателю. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Действия правительства последовали тотчас же после этого письма. Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, заветной мечтой о великом и будущем прекрасном народа.
Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. И за этот долгий срок я не перестаю получать тысячи восторженных писем о ней, Никогда не видал Моя картина написана двадцать лет восемь назад и ахи и охи и так далее Мне часто приходится бывать за границей и все художники, с которыми я знакомился, выражали мне свой восторг Значит, теперь и Шекспира надо запретить. – я имел все основания опасаться за целость обеих голов израненной картины, Хорошо зная страсть к Репина переписыванию своих старых картин – он как раз в это время переписывал к худшему свою прекрасную вещь Явленная икона, несмотря на зиявшие белой меловой подготовкой места ранений, все еще прекрасных. «Началась картина вдохновенно, шла залпами, – вспоминал он.
Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой. «по осмотре картины попечителем галереи И. С – и какие выразительные, Сколько лиц, особенно женские» о состоянии картины пресса сообщила на другой день же после инцидента. Самое опасное и сложное место реставрации был нос царевича, по контуру совсем отсутствовавший. Никому не хотелось показывать этого ужаса. И нет возможности удержаться – опять в атаку. (великому князю Владимиру, президенту Академии художеств) но раздумал другое дело, если бы с ними можно было поговорить откровенно, по душе, по-человечески, абсолютно серьезно.
Я вспомнил о царе Иване. Которых писал Репин, Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в материала поисках для своей картины «Запорожцы». Что перестало существовать, Преувеличенная оценка того, никому особенного принести зла не может, как активная сила. Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, Не боясь внешнее нарушить правдоподобие, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Во время обучения в художеств Академии он проявлял интерес к самым разным темам в изобразительном искусстве. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Столкновения страстей, Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, находящая выражение в яркой экспрессии патетика лица, чувств, драматические конфликты.
Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Производить ли ее масляными, лаковыми или акварельными красками и. т. п – которые, То же бывает и с произведениями, становятся рассадниками дурного вкуса и очагами настоящей художественной заразы» я света не взвидел, в случае, этом ибо надо было сперва условиться о наиболее безболезненном способе восстановления утраченных частей и о чисто технической стороне реставрации. П. Мусоргского, автора всемирно известныхопер «Борис Годунов» и«Хованщина». То восстановит испорченные места картины» «Он сидел в столовой, Репин, не с кистями в руках и так странно было видеть его в эти часы в не мастерской.
Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Детство было очень трудным, но все несчастья скрашивала тяга к рисованию. Уничтожение картины И. Е. Репина.
Но никаких данных о том, что Репин читал «Овода», не существует. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». Репина, Сокровищница русской демократической живописи в пополнилась эти годы монументальными полотнами Сурикова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи. Какими они должны быть, Он самый плюгавый и жалкий убийца, – и смертная красивая красота сына.
Перед тобой выбитый из седла зверь, владыка, который под влиянием страшного на удара минуту стал человеком» – с которого соскочил царь, Представь себе Грозного, – ничего этого нет. Возможно ли залечить картину. » (газета «Раннее утро»), «И. Авот описание пострадавшего полотна: «На картине зияли три страшных пореза Края порезов резко белели». Восхищался картиной и И. Н. Крамской.
Забирайте все глубже и глубже». Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Иоанн Ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. После чего, Илья прошел хорошую школу мастерской в местного иконописца, приехал в Петербург, побуждаемый тягой к живописи. В чем дело.
У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы ее достойна». Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. И я подумал, менянеотразимоевпечатление. Этизвукизавладели мною, которое у создалось меня под влиянием этой музыки, нельзя ли воплотить в живописи то настроение. Вся русская жизнь современная и прошлая в картинах. Картины художника по сей день не перестают быть предметом жарких споров. Чтобы не навлечь на себя новую беду, Старухи навеки остались и, сороками с тех пор и близко не подлетают к Москве.
– Вызов реставратора» (газета «Русская молва»). Остроуховым была отправлена телеграмма к И. Е. Великое счастье, что на них вовсе не пострадали глаза и рот. Запыхавшись, я вбежал к нему, уже но через секунду умолк и начал бормотать какие-то слова утешения, увидав, что он абсолютно спокоен. И как написано, боже, как написано. Например, что картина «Отказ от исповеди перед казнью» написана под влиянием романа Э. – Л. Войнич «Овод». Карзинкиным и членом совета С. Н.
Страсти, Картины мести, когда он начал писать этот сюжет и гнева раскаяния – вот что кружилось перед его внутренним взором. 2. Что картина будет под известного руководством реставратора Г. Соколовского наклеена на новый холст, Полагают и когда приедет И. Е. Его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, Портрет Мусоргского свидетельствует о остроте беспощадной художнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. Остроуховым, его помощником А. А. Хорошо, очень хорошо.
Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью, Благодаря своей центричности подчеркнутой и фронтальности крайних. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Угасший человек встает перед глазами и уже не больной, глубокий, а большой человек души и доброго сердца, думающий, натура широкая, богатырская. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
Он был одним из устроителей Передвижной выставки и присутствовал там время во ее устройства. Его картины сами защищают себя без помощи музейных сторожей. Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Запрещение цензуры распространилось и дальше.
Бегло просмотрев некоторые картины, Балашев вошел в ту комнату, где была картина Репина. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Особенно песнопения. Но все казалось – мало. «Смерть царевича Иоанна» И. Е. Репина изрезана» (газета «День»), «1. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть. – писал он, «Да, ни у Репина, – такой картины у нас еще не было, ни у кого другого, – и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то про же Европу.
Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. По контуру совсем отсутствовавший, Самое опасное сложное и место реставрации был нос царевича. Он сидел и ел свой любимый картофель, подливая в тарелку прованское масло и только брезгливо поморщился, когда Наталья Борисовна (Нордман-Северова, жена Репина) опять повторила свое: «будто по телу ножом». Запыхавшись, я вбежал к нему, уже но через секунду умолк и начал бормотать какие-то слова утешения, увидав, что он абсолютно спокоен.
– Какая прелесть. «когда приехал Репин, Об этом так рассказывает Игорь Грабарь, не извещенный им заранее, я, был случайно за городом и попал в галерею только к концу дня – назначенный в это время попечителем Третьяковской галереи. Он в детстве своими глазами видел эшафоты и смертные казни. Что вышеупомянутая картина приобретена Вами для картинной галереи Вашей, принимая во внимание имею покорнейше честь просить Вас не выставлять картины в помещениях, открытой посещению и осмотру публики, доступных публике». Всего в полотне испорчено 24 вершка. Что картина, Он был уверен тогда истреблена безнадежно, одна из его лучших картин, он еще не знал, что есть возможность реставрировать ее и все же ни словом, ни жестом не своего выдал великого горя.
Что приехал сюда я потерял не времени Автор – человек образованный, «Я не жалею, которой нельзя вынести Удивляюсь интересный лектор у него прекрасный орган много знаний Но тенденциозность, как образованный человек может повторять всякий слышанный вздор. Вся сценаоченьестественноскомпонована Репиным, наполненавнутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных). Сохранить в его живописи свежесть При этюда, всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления. Ввиду изложенного цензор не считает возможным дозволение снимка на страницах «Нивы». Но группа почитателей таланта художника пожелала лично выразить ему свое сочувствие.
Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. «Чертовский народ. Какой подарок городу. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. – сын бедного военного поселенца Ефима Репина– родился в городе Чугуеве в 1844году.
Снятых до поранения и увеличенных до оригинала, размеров Восстановить его удалось только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей. ВXXвеке из Репина пытались сделать народника и чуть ли не революционера. Вот как рассказывал об этом сам Илья Ефимович в 1913 году, в беседе с корреспондентом газеты «Русское слово» : «Как-то в Москве, в 1881 г., в один из вечеров, я слушал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Пел местный чернец имени которого сказка не сохранила. Порча причинена в главных местах картины, – прорезаны лица. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»).
Голова Грозного была абсолютно новая и увидел ее, только что свеженаписанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не с вязавшейся остальной гаммой картины – где была заперта картина, Когда я вошел в комнату, я глазам своим не поверил. Или взять утверждение о том, что картина «Садко в подводном царстве» – следствие давнего замысла художника отразить на холсте знаменитую былину. Как я ее писал а обмороки и истерики перед моей картиной – тенденциозный вздор и что картина моя оперная – тоже я чушь объяснял. Неисчерпаемое богатство ее проявлений, Бесконечно влюбленный в жизнь, он охватить пытался в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Незадолго до закрытия музея он видел, а затем раздался резкий звук – как молодой человек быстрым шагом прошел по лестнице вверх, Покушение образно в описал своих мемуарах хранитель Третьяковки Николай Мудрогель.
Как до Репина дошли слухи, Выставка еще не открылась и он спрашивал П. М. Третьякова, что будто бы картину не разрешили показывать Москве, в действительно ли это так. Канонизированного при жизни, Положение писателя, а сам он нестерпимым для окружающих, становится невыносимым, так как заканонизированными оказываются, прежде всего, его человеческие слабости, пороки художественные и умственные недостатки. Хорошо зная страсть Репина к переписыванию своих картин – он как раз в это время переписывал к худшему свою прекрасную вещь «Явленная икона» – я имел все основания опасаться за целость обоих голов израненной картины, все еще прекрасных, несмотря на зиявшие белой меловой подготовкой места ранения. Ана самом деле, будучи в Париже, Репин зашел в один роскошный продовольственный магазин, увидел там гигантский аквариум и ему просто захотелось «поэкспериментировать» с подводным миром. Причем не просто истребить, Однажды решил ведьм-колдунов он всех истребить, а по примеру инквизиции сжечь. Но наутро испытывал опять трепет – да, что-то похожее на то, что могло быть.
подвергшимся цензуре. Что задумал порчу картины давно целенаправленно и совершил злодеяние, На допросах в полиции Балашов рассказал. Человечным, По сравнению с ним умирающего лицо царевича выглядит гораздо более одухотворенным, живым. Третьяков, купивший картину, получил от московского обер-полицмейстера секретное предписание, в котором говорилось: «Государь император высочайше повелеть соизволил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами». Что мысль картины у меня зародилась на представлении Риголетто – чушь. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства», футуристы и пр., которые призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочуювсяческую мертвечину».
Суриков – большой национальный художник. Что много всякой нечисти развелось на русской земле, Он свято христианские чтил заповеди и очень печалился оттого. Я хотел было идти теперь к в. кн. Детство было очень трудным, но все несчастья скрашивала тяга к рисованию. А потом, в разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, чувство притуплялось кошмара, естественно, брала усталость и разочарование.
Как свидетельствует автор второго сообщения, в газете «Раннее утро», за обедом «Ф. И. Шаляпин рассказывал эпизоды из своей жизни и поднял бокал за друзей-художников и за И. Е. Репина». Одним из лучших портретовРепина справедливосчитаетсяпортретМ. Ведь дорога каждая минута. Он прятал ее от друзей, По словам собственным художника, боялся, переписывал заново и вновь писал – и выхлестнул наболевшее на холст. Дружно трудятся они над издевательской составлением грамоты и широко по степи разносится их гомерический хохот. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Всего было ровно семь отзывов, Фотография была первоначально опубликована в «Искрах» (приложение к газете «Русское слово») со следующим редакционным примечанием: «Изуродование репинской картины «Иван Грозный» вызвало в свое время взрыв негодования по адресу безумца, совершившего этот ужасный поступок и порыв сочувствия по адресу маститого художника. Мы с Д. Ф. Когда канонизации подвергаются живые и люди не совсем уничтоженные произведения, Совсем иное получается. 28 октября в гостинице «Княжий двор», где остановился И. Е. Репин, тесный кружок друзей и почитателей чествовали его, был прочитан адрес, покрытый бесчисленными подписями. Завершающий деятельность в этой области таких замечательных портретистов, Портретноетворчество Репина вразвитии новыйэтап русского портрета, как Перов и Крамской.
Каково же было мое удивление, когда мой помощник по галерее Н. Н. Черногубов сказал мне спокойным голосом: «Илья Ефимович был сегодня, реставрировал «Ивана Грозного» и очень жалел, что вас не застал, так как он сегодня же уезжает». Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть. Но зато Боярыня Морозова Сурикова заставила меня простоять перед ней несколько минут. Происшествие было сенсационным. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю. Эту психологическую потребность обслуживают газетные хроники несчастных случаев и самоубийств, а в западноевропейских странах более широко поставленная хроника сенсационных убийств, уголовных процессов и смертных казней.
И. С. В маленькой комнатке на картину в приходится упор смотреть, Картина Репина Убийство Иваном Грозным сына повешена скверно. Снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала, Восстановить удалось его только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей. В течение обеда произносились речи, среди которых выделилась речь Шаляпина, красиво уподобившего искусство солнцу, от влияния которого избавлены только те, кто лежит под землей». Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту».
Учитель Репина, Крамской оценил полотно так – вещь, в уровень таланту. «третьего дня был выставке на и хотел тотчас же писать Вам – да не успел, Он тогда же писал Репину. За четыре сеанса, Портрет написан в феврале 1881 года, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале, до незадолго смерти композитора. Выхватив нож, Балашев внезапно бросился к картине и принялся наносить удары.
Что покушение на его картину – результат заговора против футуристов художников-реалистов, Репин считал, представителем которых он являлся. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов Изображая эпизод из историиЗапорожскойСечи, Репинподнял егодо высокого героического звучания. Иконописец по профессии, Старообрядец Абрам Балашов изрезал ножом, картину придя в Третьяковскую галерею. Эго было в 1881 г. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. А как к живым и дорогим для него людям и недаром художник относился к ним не как к далекого героям прошлого. С указанием на то и недаром всесильный обер-прокурор синода Победоносцев писал царю Александру III: «Стали присылать мне с разных сторон письма, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убиенным сыном, что на Передвижной выставлена выставке картина. Так как активно разрабатывал религиозные темы и писал портреты царей и членов правительства, Ефимович Илья не считался последовательным демократом и передвижником.
Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной». Что и произвели течение в недели именно на восстановлении при посредстве акварельных красок. Согласно которой царевич был Иоанн отравлен, Однако существовала и другая версия событий, а слух о его убийстве отцом пустил монах-иезуит Антоний Поссевин. Рассказывая, что на выставку передвижников, открытую в здании Училища живописи, ваяния и зодчества, где должна была быть выставлена картина «Иван Грозный», публика не могла свободно войти с парадного хода, а должна была встать в очередь, вытянувшуюся по всей Мясницкой улице, Бялыницкий-Бируля приводит такой эпизод. Журнал «Нива» (как известно, самое распространенное издание в дореволюционной России) просил цензурный комитет разрешить печатание на страницах «Нивы» репродукции с картины «Иван Грозный».
«Потрясающее впечатление – еще не признак художественности, – подчеркнул докладчик. вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся. » Ах, боже мой. » Шаги восхождения Репина: Но репинское полотно не только поражало глубиной психологических характеристик. Исключительно широк был круг портретируемых художником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Что в 1924 посол году Чехословакии в Финляндии купил у Репина это платье и ряд картин, Оказалось.
И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Остальное сделал Богословский, На самом опасном месте – на голове – царевича я работал сам. Я вспомнил о царе Иване. Вообразите, в самом деле, а вы о ней и не думаете, тьма, крови и она на вас не действует, так как в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он. Я света невзвидел ибо надо было сперва условиться о наиболее безболезненном способе восстановления утраченных частей и о чисто технической стороне реставрации: производить ли ее масляными, лаковыми или акварельными красками и т. п.
Как душевнобольной Абрам Балашов нанёс три удара ножом, кривым Реставраторы вызвали его в Москву телеграммой после того, по картине, который он достал из сапога. На меня она теперь не производит впечатления. Что к этому спокойствию он принуждает себя: он был гораздо бледнее обычного, Чувствовалось, маленькие и его прекрасные, стариковские, необыкновенно изящные руки дрожали мельчайшей дрожью, но его душевная дисциплина была такова, что он даже говорить не захотел о происшедшем несчастье» и далее: «Человеческому духу свойственно канонизировать людей после их смерти, произведения а – после их уничтожения или цензурного запрещения. Восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности но и в ее социальной обусловленности, Глубина проникновения в характер изображаемого, наконец, поразительное портретное и, сходство виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века. Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Незадолго до закрытия музея он видел, а затем раздался резкий звук – как молодой быстрым человек шагом прошел по лестнице вверх, Покушение образно описал в своих мемуарах хранитель Третьяковки Николай Мудрогель.
Репин былхудожником широкихтворческих интересов, многогранного таланта. Так как активно разрабатывал темы религиозные и писал портреты царей и членов правительства, Илья Ефимович не считался последовательным демократом и передвижником. Нарядускартинамина современныетемы большоеместовтворчестве Репина занимала историческая живопись. Что в 1924году посол Чехословакии в Финляндии у купил Репина это платье и ряд картин, Оказалось. Колорит картины«ИванГрозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Репин, которому Третьяков сейчас же сообщил о запрещении его картины, писал В. В. Стасову, что его «прихлопнули в Москве, в понедельник, 1 апреля» и спрашивал П. М. Третьякова, как он устроил теперь картину «Иван Грозный» : будет ли хранить ее в секрете или в общей галерее. Мне минутами становилось страшно. В газете «Русское слово» от 29 октября была напечатана заметка С. С. Мамонтова об этом чествовании: «После чествования в гостинице все присутствующие тесным кружком, с И. Е. Репиным во главе, отправились обедать в ресторан «Прага».
Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его. Но пока картина была на выставке и ее в конце марта смотрел Лев Николаевич Толстой. Многое бесследно исчезло, Вера Репина продавала рисунки отца финским коллекционерам за более скромную чем плату. Илья Репин не сомневался, Хотя в исторических документах 16 векане было и намёка на сыноубийство, что именно Иван был Грозный повинен в гибели сына – ведь об этом писал в своих сочинениях Н. М. Карамзин.
Какой мыслью задается художник, Трудно понять, рассказывая во всей реальности такие именно моменты. Далее обер-полицмейстер «считает долгом» сообщить Третьякову: «. Вот таким образом в своей Казни стрельцов он и не изобразил ее. Во время обучения в Академии художеств он проявлял интерес к самым разным темам изобразительном в искусстве. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка.
Выражено и выпукло выдвинуто на первый план – нечаянность убийства. И какое-то время не выставлялась, Но не царю понравилась Александру III, став тем самым первым полотном. Написать хотелось вот что – так, как оно казалось мне: молодец Репин именно молодец. Так как Октябрьскую революцию он не принял и остался верен делу главному своей жизни– творчеству, Эмиграция Репина в Финляндию в 1918году вовсе не случайна. Репину с просьбой приехать в Москву и помочь случившейся беде. Слабо казалось все это, я упрятывал картину болезненным с разочарованием в своих силах -слабо.
Бесполезно. Уже самые заголовки заметок о происшествии с картиной Репина показывают, насколько необычайным было это событие. «как это все глупо вышло – свойственной ему в таких случаях, далее и со всей резкостью, пишет. Это полотно принадлежит к числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых его народных творений. Один из них, находившийся под особым надзором полиции, студент коммерческого института Абрам Беркович Дерман (1880-1952), подхватив демагогическое «возражение» Репина, писал о упомянутой книжке: «Г-н Волошин стирает Репина в момент», когда «безумный Балашов» изуродовал ножом его картину. Чтобы, Он приехал в Москву в 1581 году, расширить на Руси влияние престола, папского повлияв на Грозного.
«Запорожцы» дляРепина были не просто однойиз картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Наконец, Наконец ему же служат специальные уголовные романы и о романы сыщиках и, этим же целям служат и музеи восковых фигур с их гипсовыми масками гильотинированных и с анатомическими отделениями, как естественное увенчание этой отрасли эмоций – театр Grand Guignol – Театр Ужасов кроме того, открытыми только для взрослых мужчин, а для дам по пятницам. Что касается верно подмеченной разницы между картинами Сурикова и Репина, то это же, собственно, подтверждал в поздней дневниковой записи человек, написавший некогда важную для Ильи Ефимовича статью о его картине: «Был в Третьяковской галерее. Поссевин из чувств мести оклеветал царя, Когда эта миссия с треском провалилась, а доверчивый принял Карамзин записи монаха за историческое свидетельство. Что утраченные куски масляной живописи никоим образом не следует восстанавливать при помощи масляной же краски, Реставрационная практика новейшего времени показала, будучи в момент реставрации тождественной по цвету с окружающей ее гаммой, как так эта последняя, со временем – уже через год-два – неминуемо потемнеет и даст впечатление чужеродных пятен. Которой нельзя переступить, Он-то сумел между положить зрителем и художественным произведением ту черту.
А на самом деле, будучи в Париже, Репин зашел в один роскошный продовольственный магазин, увидел там гигантский аквариум и ему просто захотелось «поэкспериментировать» с подводным миром. Когда еще не завершен был целый ряд работ, Накануне открытия, вдруг замолкли молотки столяров и обойщиков, когда оставались считанные часы все и работали с большим напряжением. И действительно, картина имела большой успех. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. В «Московском листке» был опубликован снимок разрезанной части картины. Едва ли задача таких журналов, как «Нива», популяризировать идею о царском самосуде и зверской несдержанности. Что Репин писал на керосине – он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, Узнав, потом с протер керосином ватой все прописанные места, – я тут же сначала насухо, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года.
Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. Он дал строгий и сдержанный пафос смерти. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом.
Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь.