Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление художника о произошедшем. Художник принимается за работу над новым полотном Покорение Сибири Ермаком Картины свои Суриков писал годами. Копия картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
В Москве, прибыв из Красноярска в 1890 году, Суриков начал новую картину – Покорение Сибири Ермаком.
Через четыре года, в 1891-м, огромное полотно было, наконец, закончено. А молятся только в пляске согреваться любят, у них мороз долго стоит. Пусть подъясачные, Ну, а то татары его лучшие воины, темные люди не выдержали, что всегда дрались как львы. Греческую красоту можно и в остяке найти. Отряд Ермака клином врезается в войско хана Кучума. Но рисунок у меня был нестрогий – всегда подчинялся колоритным задачам.
Донские были балагуры, самоуверенные, лукавые и жестокие. Случайность приучился ценить. В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. С ее суровой природой, Сибирь, хранящим традиции древних обычаев, с ее смелым вольнолюбивым народом, – где место, родился и вырос Суриков, – была очень близкой ему. По Оби этюды делал. Читал я историю о донских казаках.
Финальная битва армии Ермака с многочисленной ордой татарского Кучума хана – сюжет картины. «впечатление от картины так неожиданно и могуче – писал Репин о «Покорении Сибири Ермаком». Идолам не кланяются, у них бог Нум, в небесах живет. И вдруг тетивы натянуть не хватило сил, в такое смятение повергли людей драконовы пасти.
Василий Иванович заговорил с ним. Мощным клином он врезается во вражеские ряды. Но вообще донские казаки сильно отличались от сибирских. А потом в том же году уехал в Сибирь. По всей Сибири ездил – материалы собирал. Георгием Победоносцем, На монументальном холсте ермаковская дружина в едином порыве сплачивается под знаменами и хоругвями со Спасом Нерукотворным, со и святителями защитниками земли русской. Собирая древние документы, Он колесил по всей Сибири, всячески помогал Минусинскому и Томскому музеям, открыл научной издательство литературы. Правда, татары частенько беспокоили русских, а все потому, что у вогулов и остяков, подданных Кучума, русские меняли «звериную рухлядь» на всякую утварь, да сукна, да полотна.
К полдню добрались до остяцкого села и остановились в юрте у зверолова. Хорош колорит картины: неяркий, но богатый. Всегда старался дать все в ракурсах. По тем временам он считался «самодуром» и «чудаком». Лично для себя написал. Я насильно, с трудом отнимал их и, проливая слезы, старался разобрать расплывшиеся тексты.
Страшная это сила пушки и пищали русских. Повеселел мой Василий Иванович, покоривший эту тему и начал сам говорить, как говорил бы Ермак, покоритель Сибири» Был приглашен несколько раз к вице-президенту Академии графу Толстому и на обеде там пили за мок» картину. Населявшие Сибирь, Неверно этот рассматривать факт как стремление Московского государства расширять свои владения и подчинить народы и племена. Он поднял над челнами волжских православные разбойников стяги с изображением икон, Но художник прекрасно показал напряжение боя, что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от разбойничьих набегов, говоря этим. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Противопоставила две стихии, Логика исторического развития столкнула, безусловно и предстоит одной, быть поверженной.
Отлогие берега, сплошь покрытые цветами невиданной яркости, сменялись крутыми отрогами, на которых были раскинуты селения. Была им продумана и решена до того, Недаром он утверждал, что композиция картины, то есть расстановка движущихся сил, как он ознакомился летописным с изложением события. Дым, увидал – как на пароходе едешь, теперь и ведь, значит, – вдруг всадник на обрыв выскочит. – а все сгорманировано, Работая натуры с над лицами хакасов и остяков, художник сделал удивительное открытие:Пусть нос курносый, пусть скулы. Всю дорогу Суриков не уходил с палубы. Село лежало в двух днях пути по Иртышу, при впадении его в Обь. Вот подрастет, на охоте или на рыбной ловле отличится или в бою победит, тогда и нарекут. Которые опираясь на них и проникали дальше все в глубь огромной страны, Городки и остроги ставили русские. Мы, сибирские казаки, происходим от них потом уральские и гребенские.
Сочинение по картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление художника о произошедшем. Загорелом лице глазами, Не мигая светлыми на темном, смотрел настороженно-насмешливо на него сам Ермак. А чаще все они сидели в музейной библиотеке. Да. Какой славный, чтобы написать картину» такую в Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения истинно русский человек должен быть – чистый, я все стоял перед картиной и думал о Сурикове.
Стучусь в дощатую дверь. «Слухи о том, что пишет Суриков, ходили давно, года два-три. Прямым наследником которых по праву рождения всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения храбрецов, горсткой было разбито огромное войско хана Кучума. Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака» И вот завтра я увижу его Наступило и это «завтра». Как изображенных на заднем плане картины, Конечно в Сибири не было таких многолюдных городов, которые Ермак с товарищами защищает, это скорее города. Они любили выгоду, умело хозяйничали и шли на любое дело «за веру, царя и отечество».
И все они в Газеты восторге, некоторые тоже из партийности мне подгаживают но меня это уже не интересует Были при мне уральские казаки, Атаманского полка и прочие уж без меня, а потом придут донские, а я всем им объяснял картину, а в Москве я ее показывал донцам. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Чем дальше цель – тем вонзается глубже Первое композиционное решение было уже найдено, Стрела разлет любит.
Писал акварелью, Василий Иванович делал зарисовки, старался все схватить самое характерное и яркое. А душа так и радуется, Читаю, пишет художник в письме к что брату, мы с тобой роду хорошего. Пленяло воображение темное дерево старинных долбленых татарских челнов. Это то, где черты лица сгармонированы. Это потому, оно производит и впечатление – когда Ермака увидел, к 95-му году кончил и выставил Толстой, что Вы поверили, – говорит. Первый том собранного я уже выпустил в свет. Василий Иванович рассматривал экспонаты со смешанным чувством не упустить бы и основного не запутаться в лишних подробностях.
В Академии классов не пропускал. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Отсюда все и. началось А далеко внизу по Енисею живут еще и самоеды.
Я ведь со страшной жадностью к знаниям приехал в Петербург, Работая с натуры над созданием хакасов образов и остяков. Ускользают А вогулы и остяки те его, кучумовы, рабы Дракон лежал на Иртыше. Страшно я ракурсы любил. На одном из них изображение иконы. По мнению художника, Воюют они со знаменами, они воюют не только числом. Войска же Кучума спустились с крутою берега навстречу русским людям, воодушевленные идеей расширения границ России и распространения что христианства, маловероятно в действительности. Столицу Искер русские называли Искер Сибирью отняли у него казаки Не зря слово «казак» означает по-татарски вольный человек. Он затевал перевозку рыбы на лошадях за десятки верст и потом вел над научные ними наблюдения, Изготовив специальные баки.
Кучум ведь на горе стоял. Опустошал сибирские земли, Кучум установил в Сибири нестерпимый гнет, наводил ужас на сибиряков совершал и набеги на пермские владения русских. Чем больше я смотрел на Ермака, тем значительней он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему. Степи и могучие реки выковывали характеры, Сибирские леса, от здешних, же так отличавшиеся, донских, как Енисей от Дона.
И какие же это оказались редчайшие документы. Но есть и завистники. Казачья шапка с алым верхом, Рыжеватая густая бородка его аккуратно была подстрижена, открывала прямой лоб, слегка сдвинутая набок, перерезанный белыми морщинками. Было ясно одно зритель должен видеть татарскую рать и вместе с Ермаком смотреть в врагу лицо. Но художник изобразил своё видение истории.
И вы чувствуете, что он здесь главный, всем руководит и все его слушаются потому, что он одно слово «атаман». Каждый из четырех пушек, Но памятник Ермаку и по соседству два обелиска, далеко создавали не молитвенное настроение, устремленных жерлами к небу. Но после переворота, Хотя четверть за века до того сибирский царь Едигер заявил о своей готовности перейти в подданство московскому царю Ивану Грозному, дело пошло по-старому, абсолютного ханом Кучумом. Пишу Ермака. А на улицах всегда группировку людей наблюдал. А между тем деятельность его была подлинным стремлением к научным исследованиям. Не выставлял. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания Прославляя черты, мужество русских, отмечает самобытную красоту инородцев.
И край-то какой у нас. На третий день пребывания в Тобольске Василий Иванович простился с дочерьми, поручив их одной знакомой и с утра отправился на пристань, откуда шел пароход до Самарова. Особое внимание Суриков уделяет проработке образов. Своими словами я попадал туда, куда нужно.
Нельзя было их близко подпускать. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, – вижу, совсем, как у меня. А затем и на громадном полотне многочисленные сибирские племена, Изображая в подготовительных этюдах, неповторимой самобытностью Суриков лиц, с неподдельной искренностью восхищается красотой их национальной культуры, особой пластикой фигур. На бусины из сердолика и малахита, Иногда в музей заглядывали его девочки и долго смотрели на остатки браслетов с бирюзой, на щипчики крохотные для выдергивания волос.
Суриков побывал на Дону, Собирая материал для картины, Тобольске, в Красноярске, в на Туре, берегах Оби. Это произведение не может служить пособием для исторического исследования действительной картины завоевания Сибири, Западной Конечно. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, Две стихии встречаются – эти слова встают Сурикова в памяти. На переднем плане изображены русские воины, они хорошо вооружены, действуют сообща. Приплывшие на Иртыш бог знает из какой дали, Эти люди на стругах, надвигаются с середины реки и, претерпевшие тысячу бедствий, только выдержав жестокое побоище, причалят берегу, к чтобы овладеть столицей Искером Сибирью, которая тем правдоподобнее и реальнее, чем прозрачнее и фантастичнее будут ее очертания в осеннем' мглистом мареве. «Вот такие же, видно, мечети украшали столицу Искер», думал Суриков, торопясь зарисовать в дорожный альбом легкую многоярусную ступенчатую башенку.
Всегда хотелось Кучуму подчинить их своему владычеству, но не удавалось. Искусно выточенные Найдены в на раскопках Искере, Татарские железные наконечники для стрел хорошо сохранившиеся смертоносные жала а вот остяцкие костяные. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. Но у дракона было сто голов и каждая изрыгала пламя и дым. Цветовыми и линейными повторами, Для создания впечатления тесной сплоченности и целенаправленности людей массы художник пользуется определенными ритмами, сходными психологическими характеристиками. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.
Там у меня скачущие. Казаки Ермака Тимофеевича, Ведь его предки герои художника, а действие происходит на родине художника в Сибири. К югу тайга, Сибирь западная – плоская, глинистые – розово-красные, а к северу холмы – а за у Енисеем нас уже горы начинаются. Вхожу и вижу что-то длинное, узкое Меня направляет Василий Иванович в угол и когда место найдено, мне разрешается смотреть.
На котором рваным силуэтом вырисовывается скачущая в смятении конница, Замыкающая это войско отвесная стена берега, пространство ограничивает и создает впечатление безысходности положения. А когда все точка в точку – противно даже. Любопытство. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется в и то же время она не отделима от казаков. По преданию, это знамя могло быть также и на Куликовом поле в битве Дмитрия Донского с темником Мамаем.
Сам старик с женами и два его женатых с сына ребятишками – что вертелись тут же абсолютно голые, Жили большой семьей. Проклятье аллаха было это. А что похуже Кучуму в ясак нести, Вот и стали лучших вогулы соболей да бобров тащить русским. Спроси самоеда: «Чей ты сын. » ни за что не скажет. Видно, Кучум сильно прогневил его, что напустил всесильный на него такую злую кару. Полотно Покорение Сибири было, наверное, особенно дорого Сурикову.
Зажатого глинистым склоном и беспорядочно его вдоль растянувшемуся, в очень разном по составу войске хана Кучума, видны уже признаки начинающейся паники. Ознаменовавшемуся присоединением к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное Сурикова обращение к одному из судьбоносных моментов русской истории. Суриков остановился. С большой правдивостью, уважительно и гуманно охарактеризованы Суриковым воины вражеского лагеря инородцы, собранные Кучумом в подвластных ему племенах. Так достигается эмоциональный накал момента. Он оказался десятником казачьего полка, стоящего в Минусинском округе.
Греческую красоту можно и в остяке найти После смерти жены я слепорожденного Исцеление написал. А я ведь летописи и не читал. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Радовало глаз богатство узоров бисерных вышивок на меховой одежде. Поражали Сурикова громадные изящно выгнутые луки и колчаны для стрел, красиво изукрашенные цветной кожей.
Даже смеялись товарищи надо мной. Суть-то исторической картины – угадывание. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты.
Совсем похоже. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. И Дон показался Сурикову после Енисея мелковатым и мутноватым.
Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. Войска находятся в смятении, Они изображены на заднем плане, на ней отражена художника, позиция войска Ермака явно побеждают. Картина пропитана энергией боя. Был он по-русски красив и мужествен. Темой для картины стало взятие в октябре года 1582 казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Сибирские были суровы, независимы, неразговорчивы, очень патриархальны. Иначе решена правая часть картины.
Подстерегать, Давно надо было громить, сонных, душить по ночам, пока враг еще не засыпать успел пороху в свою шайтанову глотку. И, Для казаков Ермака ханство Кучума было последним олицетворением татарского ига, волею своей исторической интуиции художник как бы освящает этим знаменем многовековую борьбу русского таким народа, образом. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. В Покорении Сибири Суриков впервые изобразил батальную сцену. Решительный жест Ермака поддержан и акцентирован ритмически вторящими ему горизонталями ружейных стволов в руках или казаков почти одинаковыми поворотами фигур и голов, Например, слитностью силуэтов и жестов.
Суриков это видел и спросил: «Ну, что, как. » Я обернулся на него, увидел бледное, взволнованное, вопрошающее лицо его. Тут все главное, необходимое. Они очень большую красоту композиции придают. Приду домой и сейчас зарисую, как они комбинируются в натуре. Они воспитывались в борьбе с суровой таежной природой. Дружина Ермака притиснет врага к берегу. По стенам стояли широкие лавки, на которых сидели, спали, ели хозяева.
Ведь этого никогда не выдумаешь. Василий Иванович вспомнил лицо старой казачки, нацедившей ему вина из бочонка. Он тогда заслал к Строгановым своего племяша Маметкула, чтобы им пригрозил хорошенько. Те на оленях и собаках ездят. Воображение его потрясено. ».
Сочинение по картине В. Сурикова В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»Картина «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление художника о произошедшем. Их стрелы тучами летели на врага, неба за ними видать не было. Дом этот был казаков Шуваевых, они выращивали виноград и вино они давили сами. Где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных, я пошел в Исторический музей, себя отгородив дощатой дверью, неоконченных зал, которая замыкалась им на большой висячий замок.
Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все чувства. Ни племени не назовет и где живет, Ни роду, не скажет Да у них-то и имен не мальчишкам дают сразу. Все, что попадалось в поле зрения, было заманчиво и важно. Иннокентий Петрович, получивший блестящее образование, стал археологом и литератором. В оленьи шкуры одеваются ими и чумы кроют.
В 1891 году начал я Покорение Сибири писать. «Войдите». Слюдяные окошечки никогда не открывались, перед дверью был разложен костер от гнуса. Если бы над куполом его возвышалась главка крестом, с Здание это можно было бы принять за церковь. Как на других полотнах художника, в картине ценно не многообразие характеров героев, общей обусловленная целью разгромить врага, а их монолитность. Немного потускневшей от времени, Не случайно кто-то критиков из сравнил его со старой парчой, но полной неувядаемой красоты.
Знаете, что значит симпатичное лицо. Через полчаса в альбоме Сурикова появился набросок головы Ермака. Смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента, чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть именуемой «Покорение Сибири» Впечатление растет, охватывает меня, как сама жизнь, но без ее ненужных случайностей, фотографических подробностей. И Красноярск – отсюда имя про нас говорят: Краснояры сердцем яры. Но представить, как это происходило в реальности, по ней трудно. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать. Старый татарский хан Кучум, бывший сибирский царь, скитался по Вагайской степи. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной.
Это была борьба прежде всего с Кучумом, который властвовал грабежами и разбоями и, собрав пеструю многоплеменную армию, уже дошел до Урала, угрожая Поволжью и другим исконным русским землям. Он набросал его на бумагу, еще поднимаясь пароходом по Каме. Любили париться в банях и были необычайно чистоплотны душой и телом.
И он с учениками своими при входе моем тоже Был аплодировали, также устроен вечер в мастерской» Репина. Молчаливый народ. Ведь Искер строили татары, Но все же это свои, что русские давно начали строить крепости за Уралом и они намерены были вечно владеть им больше Его тревожило,, а потом перешли и через Урал. Которые воспитала в нем Сибирь, Мужественные и сдержанные они были Сурикова для идеалами исторических типов. В разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями, со сверкающими из под насупленных бровей глазами. Стало войско гибнуть и разбегаться, Как начали эти драконовы пасти посылать смерть Кучумовых на людей. Поход Ермака был вызван действиями этого азиатского агресора и, образом, Таким носил оборонительный характер, по существу.
Множество русских людей угонялось в рабство, Эти частые причиняли набеги большие разрушения. Художник создал тип смелого – мужественного и решительного Лица героя, русских воинов похожи. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали.
Вольный, Встряхнулся Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез в Сибири народ другой, – смелый чем в России. Старуха чем-то напоминала ему маму Прасковью Федоровну, лицо у нее было характерным. Он вдруг решал, для размножения – что необходимо переместить рыб из одного водоема в другой Иногда безрыбный, деятельность его принимала фантастический характер. Он раскрыл их характер – правдиво и с предельной ясностью представил суть и значение исторического события, Но не Суриков только показал борьбу этих двух стихий. В основе которой лежит сложное движение, Самой композицией, художник бы как определил близкий исход боя. Как всегда, Художник, апогей битвы, выбрал решающий момент, что дало возможность автору с драматизмом максимальным и напряженностью показать исторический момент.
Турецкой крови, в них чувствовалась примесь, тогда как сибирском в казачестве к русской крови примешивалась татарская. Кучум, Правда, сам отнял Искер у двух братьев Едигера и Бекбулата, сын бухарского хана Муртазы, за что всю жизнь набеги терпел Бекбулатова сына, Сейдяка. Чем в образы дружины Ермака, в образы войска представителей Кучума художник вложил ничуть не меньше эстетического чувства и уважения. Юрта о четырех углах была крыта берестой, крыша конусом сходилась к отверстию над очагом. Которое осеняло русских воинов в походе Ивана Грозного на Казанское ханство, Для изображения огромного полотнища с знамени образом Спаса Суриков использовал подлинную историческую реликвию Оружейной палаты – войсковое знамя. Плотный, Смотритель музея, с бородой, окладистой краснолицый, расчесанной надвое, повел Сурикова по залам, где в витринах помещались предметы татарского и остяцкого древнего быта.
Какой язык, какие драгоценные сведения о быте сибирских поселенцев. Репин писал о «Покорении Сибири Ермаком» : «Впечатление от картины так неожиданно и могуче. Царство его распалось. Которое он писал в течение четырех лет,, связанных тематикой с картины, много путешествуя по местам. Но в сознании художника эта непреложность событий ни в коей мере не отягощена ненавистью или презрением к «покоряемым». Когда Василий Иванович вошел в юрту, ему показалось, что он не сможет оставаться там ни минуты, таким тошнотворным был воздух.
Был найден характер и дух его лица и тот облик, в котором воплотился Ермак на картине. Над одними возвышались колокольни, над другими деревянные мечети. Недавно отстроенном в городском саду рядом с памятником Ермаку, Тобольский музеи помещался странном в аляповатом здании. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Извиваясь, Огромный дракон, под которым несметные Кучумовы полчища десять тысяч человек изготовились оборонять Искер, медленно полз по воде крутому к берегу.