1490) кисти нидерландского художника Гертгена тот Синта Янса (ок. 1460-1465 до 1495), сообщает Христианский Мегапортал Среди других произведений Гертгена религиозной тематики – «Поклонение Царю» «Поклонение волхвов», «Мадонна с Младенцем» и др.
Несколько позже была написана небольшая замечательная картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне» (1485 г., Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея), в которой фигуры и пейзаж, образ человека и природа составляют единое, неразрывное целое. Картинам Гертгена присуще, Часто говорят о близости этих произведений искусству Гуго дер ван Гуса но в отличие от наполненных драматизмом работ ван дер Гуса, почти безмятежное размышление, скорее. до 1495), нидерландский художник.
Внутренняя часть сохранившейся створки изображает «Оплакивание Христа». «Мадонна с младенцем» (Берлин-Далем, музей) развивает в большем масштабе тему небольшого миланского алтарного образа, но лишается при этом ее наивности и свежести. Кривляющиеся палачи с отталкивающей внешностью олицетворяют зло, Уродливые, царящие земле, на жестокость и бесчеловечность. Несимметричное расположение фигур, построение пространства по диагоналям, уходящим вглубь, напоминают картины Гуго ван дер Гуса (около 1420/1425 – 1482 гг. ). В известном произведении «Поклонение Младенцу» (Лондон, Национальная галерея) ночная тьма озарена мерцающим светом.
На средней доске был изображён «Христос на кресте». Группы построены с большим мастерством. Обе картины отличаются смелой новизной в разработке композиции. Работал в Харлеме. В картине «Христос-мученик» (Утрехт, Музей архиепископа) «экспрессионистская» фигура Христа, покрытая кровоточащими ранами, словно выполнена из дерева, что подчеркивает важность темы.
Фигуры восхищенных маленьких слева, ангелов Иосиф, объявивший пастухам о рождении Богомладенца, а также сияющий в небе ангел. Своеобразно претворял принципы живописи нидерландского Раннего Возрождения. Изобразив в этой работе портреты заказчиков братьев-иоаннитов, Художник оказывается предтечей важных в новаций нидерландском искусстве. И Винтертур, музей, чем пражский триптих, собрание Оскара Рейнхарта) по своей живописи примитивное более и нерешительное.
Вторая работа – «Иоанн Креститель в пустыне» (Берлин-Далем, музей) крестьянская фигура святого, погруженного в свою молитву, предвещает «Меланхолию» Дюрера. Исследователи в сцене сожжения останков Иоанна Крестителя находят юмор и сатиру: их внимание привлекает изображённая слева на среднем плане группа людей, присутствующая при нахождении останков, – групповой портрет гарлемских иоаннитов, благородному облику которых противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами, бросающие в огонь кости святого. Гос.
В творчестве Г. т. С. -Я. 1475–1480), затем к ней добавляется тонкая пейзажная и бытовая наблюдательность (триптих с Поклонением волхвов, 1490–1495), яркость отдельных индивидуальных характеристик (Оплакивание Христа и Сожжение останков Иоанна Крестителя, первоначально составлявшие двустороннюю створку алтаря 1484) изображение членов ордена иоаннитов в последней композиции является одним из первых групповых портретов. Отсюда произошло и его прозвище, которое переводится как Маленький Герард от святого Иоанна.
Центральная сцена окружена пейзажем, ритмизованным деревьями с четким рисунком листьев. Беспрецедентен по своему пейзажно-человеческому лиризму образ маленький Иоанн Креститель в пустыне. На внутренней стороне изображено «Оплакивание Христа». Очень далека от стиля главных произведений художника «Апокалиптическая Мадонна» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена), окруженная музицирующими ангелами в эффектном мощном освещении. Для усиления рельефности фигур первого плана художник пользуется контрастами резкими света и тени.
Внимание к явлениям жизни повседневной и вдумчивая, Для живописной манеры Гертгена характерны тонкая эмоциональность в трактовке религиозных сюжетов, поэтически-одухотворённая проработка деталей. Большое место в его произведениях уделяется пейзажу. (Geertgen tot Sint Jans) (p. Получившего большое распространение в XVI–XVII вв, Тем самым заложены были основы жанра группового портрета. Акцентированная угловатыми формами словно одеревенелых Статика фигур, композиции, придает картине образ суровой торжественности. Которые возникли в Северных Нидерландах в XVI в. И хотя их создатели сделали большой шаг вперёд, От портретов Гертгена прямой путь ведёт к первым светским портретам такого же типа, приёмы трактовки человеческой личности и коллектива мало чем отличались от приёмов Гертгена, преодолеть сумев рамки церковного искусства. Другие произведения Гертгена были исполнены для Братства иоаннитов.
«Поклонения волхов» (Амстердам, Гос. Намного меньше, Прожив совсем недолго, тем не менее, чем кто-либо из старонидерландского корифеев искусства – от Я. ван Эйка до И. Босха – Гертген тот Синт Янс, прочно вписался в их избранный ряд. Фоном для изображений нередко служит поэтически-одухотворённый ландшафт (Иоанн Креститель в пустыне, Картинная галерея, Берлин-Далем). Или во время осады Гарлема, Средняя доска и одна из створок погибли или время во религиозных смут. Работал в Харлеме. Мрак ночи озаряется светом, Символическое содержание художник выражает реалистическими средствами, Богоматери и маленьких ангелочков исходящим от божественного Младенца, собравшихся у его – изголовья наполняющими образ наивной поэзией.
Изначально свойственная его вещам, Задушевность, ок, сперва несколько предстает наивной (Святая родня. предназначенный зля капеллы давшего ему приют монастыря. Был знаком с творчеством художников Гента и Брюгге. Умер Гертген тот Синт Янс в Гарлеме в 1495. Лейден (. ), Гертген тот Синт-Янс (Geertgen tot Sint Jans) p. между 146065, Харлем умер (. ), до 1495, нидерландский художник.
Гертген тот Синт-Янс (Geertgen tot Sint Jans) p. между 146065, Лейден (. ), умер до 1495, Харлем (. ), нидерландский художник. Это – первая ночная сцена в западноевропейской живописи. воинами (повторение фигуры св. Работал в Харлеме. между 1460 и 1465 – ум. Всё это получит развитие в реалистической голландской живописи последующих столетий. Оригинально претворяяхарактерные черты нидерландского искусства эпохиВозрождения, Гертген тот Синт-Янс создавал полные наивнойпоэзии произведения, отмеченные отдельными архаическимичертами (ldquoПоклонение волхвовrdquo, Национальнаягалерея, Прага ldquoПоклонение младенцуrdquo / «The Nativity at Night», Национальная галерея, Лондон).
Фоном для изображений нередко служит поэтически-одухотворённый ландшафт (Иоанн Креститель в пустыне, Картинная галерея, Берлин-Далем). Количество его сохранившихся произведений невелико – это исключительно алтарные образы. Предающегося меланхолическому размышлению, Вместо изображения традиционного аскета в пустыне Гертген создал образ простого человека. Эрмитаж). Такое же противопоставление имеет место в сцене «Сожжение останков св. Оригинально и разнообразно развивал принципы нидерландской живописи Возрождения, наделяя религиозные композиции конкретными жанровыми чертами, вводя в них пейзаж, групповой портрет, ночные контрасты света и тени ("Поклонение волхвов", Национальная галерея, Прага "Иоанн Креститель в пустыне", Картинная галерея, Берлин-Далем "Поклонение младенцу", Национальная галерея, Лондон). Его главной картиной был большой триптих.
Освещена и фигура наклонившейся вперед Богородицы, чьи руки сложены в молитве. На картине изображены справа св. К сожалению плохо сохранившийся, гал. ), менее безупречен по и живописи навеян еще юношеским вдохновением. Наконец, «Рождество Христово» (Лондон. Бавона Санкт-Петербург. Положивший начало целой замечательных серии произведений, Это первый групповой портрет в нидерландской живописи. Его простодушные, полные наивной поэзии станковые произведения, отмеченные отдельными архаическими чертами, в которых персонажам часто бывают приданы простонародные черты (Поклонение волхвов, Национальная галерея, Прага Поклонение младенцу, Национальная галерея, Лондон), отличаются стремлением к эмоциональному истолкованию религиозных сюжетов, раскрытию интимных человеческих переживаний.
Johnthe Baptist in the Wilderness», Картинная галерея, Берлин-Далем). Только одна створка избежала разрушения во время религиозных войн XVI в. (Вена, Музей истории искусств). Нац. В то время как крестами под на Голгофе царит беспокойное оживление, Фигуры близких Христа охвачены тихой скорбью. Представляя это произведение искусствоведы обратили внимание посетителей на «одну из ранних и привлекательных трактовок Рождества», когда «в глубокой ночи божественно-яркий свет на переднем плане исходит от лежащего в яслях Младенца-Христа».
Небольшой переносной алтарь с изображением «Мадонны с младенцем» (Милан, пинакотека Амброзиана) по своей композиции близка работам Боутса. Ренессансная лирика эмоций контрастно сочетается с архаическим золотым фоном Христе в страждущем. Проникновенно воспроизводящей эффекты ночного освещения, Написанное несколько позднее Рождество Христово принято считать едва ли первой не достаточно натуральной картиной-ноктюрном.
Створки также были большого размера и расписаны с обеих сторон. Он стремился при этом к эмоциональному истолкованиютрадиционных сюжетов, раскрытию интимных человеческихпереживаний. предвосхищены многие последующие искания нидерландских живописцев. В Харлеме в качестве подмастерья живописца жил при ордене иоаннитов отсюда и прозвище «из монастыря Святого Иоанна» (tot Sint Jans). На обороте – сцена «Сожжения останков Иоанна Крестителя»: позади могилы – несомненно портретные изображения монахов, основателей ордена. Иоанна Крестителя» – второй части триптиха.
В произведениях художника фоном для изображениянередко служит пейзаж (ldquoИоанн поэтически-одухотворенный Креститель в пустынеrdquo / «St. К лучшим произведениям художника можно причислить также четыре небольшие картины. Искусствоведы обратили внимание посетителей на «одну из ранних и привлекательных трактовок Рождества», Представляя произведение, это когда «в глубокой ночи божественно-яркий свет на переднем плане исходит от лежащего в яслях Младенца-Христа». Нидерландскийхудожник.
На отдаленном холме появляется еще один источник света исходящий от костра пастухов. Первым написав ночную сцену, Гертген обогатил пейзажа, трактовку в которой источником света является младенец Христос. В передаче пейзажа полностью преодолено деление на отдельные планы, разделённые кулисами. На дальнем плане изображена свита волхвов среди городского пейзажа. Источником света здесь является сам младенец – в лежащий колыбели, гал. ) – одно из первых ночных изображений этой темы. Первая из них «Пояснение волхвов» (Кливленд, музей) – повторяет тему пражского триптиха, но усиливает драматизм: все внимание обращено здесь к жестким лицам персонажей, выразительно передающим их чувства. Написанный в традиции Эйка, ван Вокруг Иоанна расстилается пейзаж, большое пространство зелени прерывается поверхностью воды, с четким изображением травы и деревьев изображенной в виде драгоценных зеркал.
Работавший в Харлеме, Этот рано умерший художник, обучался в Харлеме в мастерской Алберта ван Ауватера, является из одной самых значительных фигур северо-нидерландской живописи конца XV в. Возможно. На створках представлены донаторы со св. Триптих «Поклонение волхвов» (Прага, Нац. Этой картине наиболее близка работа «Воскрешение Лазаря» (Париж, Лувр), некоторые детали которой заимствованы из одноименного произведения Оуватера (Берлин-Далем, музей), но помешены в обширном пейзаже, с деревьями и водой на дальнем плане.