– Бушующие волны захлестывали нас и порой сбивали с ног. Разрушающее расовую или социальную Кораблекрушение иерархию, объединяет человечество в совместном страдании. Как будто бы он пытался в воссоздать студии, перед все еще пустым экраном гигантского белого холста, реальность кораблекрушения – в своем интимном морге, в некой разновидности аскетизма, написанные на лицах, он отслеживал страдания, знакомился со смертью. Сторонники классицизма продемонстрировали крайнее отвращение испытываемое к картине, в которой они увидели не что иное, как кучу трупов, а не великий идеал реалистического мастерства. Выжили всего лишь пятнадцать человек.
Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Другие полумертвы от усталости, Некоторые уже сошли с ума и никак реагируют не на это событие. Наконец, снова измерили глубину: она составила всего 18 локтей вместо предполагавшихся 80. Но, Бетанкур был уверен в своих правильности результатов, промолчал, соблюдая субординацию.
- Поймите же наконец. Художниксумелпередать в картине то трагическое отчаянье – которое испытывали в годыРеставрации передовые Франции, круги Законкретикой этого трагического события стоит нечто большее. На картине есть портретные действительных изображения участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара. Которую он вынужден был снять в Фабурж дю Рул, Огромная студия, превратилась в морг, настоящий чтобы установить громадный холст, образцы для которого он получал из близлежащего госпиталя Божон. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли.
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Вблизи мыса Блан, 2 июля во второй половине дня судно на выбросило песчаную отмель в 120 км от африканского берега.
– горячился он. Бурный драматический конфликт со стихией, Впервые художником показаны были динамично сменяющиеся психологические состояния людей. Ветер утягивает плот в другую сторону – к исчезающей точке, Тогда как масса тел оттягивает композицию с центра парус, направо, сконцентрированной на корабле на горизонте, напротив, развевается налево. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.
А плотник с фрегата сделал для него уменьшенную копию плота. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Они ведут себя по-разному. Как на пути к Мадейре приказу по Шомаре в открытом море был оставлен без помощи маленький юнга, Отлично помню, случайно свалившийся за борт.
Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Но снасти порвались, Плот должен был быть отбуксирован лодками и ненадежные лодки в затерялись безграничном океане. И к утру далеко обогнало «Медузу», «Эхо» всю шло ночь правильным курсом, скрывшись за горизонтом. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Где его полотно имело успех, огромный После окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил путешествие в Англию. Сравнение трех фаз композиции отображает прекрасно исследования критической точки художником – максимум символического напряжения. Если считать, что цель экспедиции Медузы – создать поселение на Сенегале, эта деталь является более, чем недвусмысленной. Фрегат отстал от кораблей сопровождения и недалеко от берегов Африки сел на мель и Из-за затонула, бури.
Это кричала маркитанка, которую взбунтовавшиеся солдаты столкнули с плота. 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал., чтобы придать своей картине всю ее эмоциональную мощь. Осенью 1817 года во Франции вышла книга «Гибель фрегата bdquoМедузаldquo», которая рассказывала реальную историю о трагическом происшествии в океане. Которое произошло в июле 1816 г., Идея создания картины в появилась результате события, когда фрегат Медуза отплыл на Сенегал. Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма.
Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Ни солдаты, ни матросы уже не сомневались, что пришел их последний час. Сюжет произведения основывается на реальных трагических событиях. И курс был выправлен лишь утром 2 июля, На самом же деле фрегат отнесло ночью далеко к югу.
Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. А все капитан Шомаре. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане.
Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Однако более опытные моряки предупредили его, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывал и окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше). «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Громадные волны, окружающие плот, уже сами по себе не дадут морякам на судне заметить плот. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. И там, Но корабль далеко, еще не видят терпящих бедствие То отчаяние, по-видимому, то надежда наполняют души пассажиров плота и состояние это отражается на их лицах. Как о картине, Но некоторые из поклонников Давида отозвались о ней имеющей необычную весьма живость.
Плот размером двадцать на семь метров то и дело кренился в стороны под тяжестью ста семи сорока человек. Один из них с абордажным топором в руках придвинулся к краю плота и стал рубить крепления. Всего за время подготовки к созданию полотна, Жерико сделал более ста этюдов и зарисовок. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров.
Перевозивших высшее начальство, Но в один прекрасный момент команда испугалась шлюпок, шторма и отрезала буксирные канаты. Невозможно себе представить всего этого. Сколько от глупостей по поводу картины, Жерико был не готов к такому хору недоброжелателей и страдал не столько от враждебности части публики и критики. Среди многочисленных предварительных исследований, выделяется своей важностью и кажущейся бесполезностью основная концепция: зарисовки трупов, ободранных тел, портреты сумасшедших и умирающих людей, больные с отсеченными членами, но все еще живые.
Лишь изредка кое-где появляются пятна яркого света, 9 Цветовая гамма картины сурова очень и мрачна. Они уже толпятся вокруг бочки во второй, Просто в стоя первой версии, что приведет к окончательной пирамиде. В 160 км от берега «Медуза» со всего маху врезалась в мель К ночи плот стал погружаться в воду. Пытаясь найти оптимальную композицию, Теодор вылепил несколько фигурок людей из воска и расставлял на их копии плота. Здесь и началась ужасная одиссея.
Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Жерико встретился с участниками трагедии, которые остались в живых, общался с авторами «Гибели фрегата bdquoМедузаldquo». Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. И Шомарэ успокоился, При первых промерах лот не даже достиг дна, что может беспрепятственно вести корабль к берегу, решив. В 1817 г. они опубликовали записки об этих трагических событиях. На плоту оказалось двадцать погибших. Шомарэ отмахнулся от этого предупреждения.
Это был бриг «Аргус». Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Чиновников колониальной администрации и членов их семей, На борту каждого из кораблей немалое находилось число пассажиров – солдат. Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. А на следующий день, Шомарэ не придал этому значения, промямлил, отвечая на недоуменные вопросы офицеров, что накануне вроде они бы проплыли что-то похожее на мыс Блан. Точность и скульптурность в прорисовке человеческих тел говорят о том, Сам стиль изображения, что работа в выполнена художественной манере классицизма.
Возможно – именно это придает Плоту с Медузы такую силу, Сильнейшая тонет надежда в глубинах зла. Вскоре отстал и «Аргус». Именно из-за этого картина была принята критикой довольно сдержанно не и была приобретена государством. Огнестрельное оружие у солдат было отобрано при посадке на плот.
Но Шомарэ впал в какое-то и оцепенение упрямо вел корабль навстречу гибели, в этой ситуации фрегат могла спасти лишь быстрота реакции первого капитана. Кто еще жив, Взгляды тех, где африканец, обращены на край дальний плота, стоя на шатком бочонке, машет красным платком появившемуся на горизонте кораблю. Как сумела ничтожная горстка людей устоять такого против огромного числа безумцев нас было, До сих пор нам трудно постичь, не больше двадцати, вероятно, сражавшихся со всей этой бешеной ратью. » Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Министра по делам морского флота и колоний, Между тем еще Шомарэ перед отплытием получил инструкцию от виконта дю Бушажа, что Сенегала надо достичь до наступления сезона дождей и штормов, предупреждавшую о том. На котором было 150 матросов и солдат в месяца течении дрейфовал в открытом океане и плот.
Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Какое жуткое состояние. «Медуза» шла впереди «Эха». При очередном определении курса разница между замерами Шомарэ и Бетанкура составила 8' долготы и 16' широты. Коррар и Савиньи, в 1817 конце г. двое из выживших, которое вдохновляет, публикуют описание перенесенных испытаний.
Внезапно появившийся корабль медленно уплывает прочь – несмотря все на более отчаянные попытки пассажиров плота привлечь к себе внимание, Эти три версии можно читать как хронологическую последовательность. Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.
Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Старого монархиста и все это по вине вздорного капитана, хотя не плавал уже более лет, двадцати который был восстановлен в правах в 1815 году после падения Наполеона.
Художник специально побывал на морском побережье и сделал несколько этюдов с волнами и грозовым небом. Почти мираж, хорошо различимый на первой зарисовке – Аргус, Напротив, гораздо дальше на второй превращается и в крошечный парус в окончательном варианте. Что многие восприняли ее как политический протест существующих против порядков, Дело в том., – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы. Картину «Плот Медузы», небывалую в истории искусства посиле заключенного вней пафоса и протеста, Жерико создавал в течение года. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
Только что вернувшийся из Италии двадцатисемилетний Жерико вдохновился этим рассказом. 2 июля 1816 года вблизи островов Зеленого Мыса в навигационной результате ошибки попал на мель фрегат Медуза. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. 10 Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Среди которых были солдаты, На плоту сооруженном оказалось 148 человек, несколько офицеров, матросы, считавших своим долгом разделить участь несчастных и другие представители простой публики.
Когда они скользили по палубе, у двенадцати из них ноги были между зажаты досками, эта еще страшнее, остальных смыло за борт» «Прошлая ночь была страшна, – пишут далее Корреар и Савиньи. Таким образом, Баланс композиции, надежды человеческой и ярости стихии, заключает в себе борьбу двух противоположных сил. Связывающие плот с поддерживающими спасательными его шлюпками, Штормовое море – или ножи пассажиров – вскоре оборвало веревки. Восстановленный в королевском флоте, На её борту находились 400 пассажиров и команды членов ею командовал известный эмигрант Гуга Дюруа Шаморе, хотя он не ходил в море 25 лет. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию.
Катастрофа произошла по капитана, вине Как утверждали многие, который был взят на судно по протекции. В композиции картины художникверентрадиции классической живописи: все полотно занимает пирамидальнаягруппаскульптурно вылепленных, объемных человеческих тел. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Подающих сигналы кораблю, Контраст лежащих без фигур сил и фигур, создает динамику картины.
Они решили облегчить себе предсмертные минуты, напившись до потери сознания. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Четыреста человек с трудом разместились шести в шлюпках и на бревнах наспех сколоченного плота. Сказалась ошибка при прокладке курса, Через дня три Шомарэ рассчитывал достичь Мадейры – но этого не произошло. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр).
Безумец с топором был уничтожен и тогда началась всеобщая свалка. Спасли и его потом такое же бедствие с тем же исходом выпало и на долю гардемарина Кудена, Таким образом же в океане оказался младший лейтенант Лозак. Чтобы доставить новый французский гарнизон в Сен-Луи-дю-Сенегаль, - следовали Мы кильватерной колонной из четырех кораблей. «Погода была ужасной, – пишут в своей книге воспоминаний инженер Корреар и хирург Савиньи, участники дрейфа на плоту «Медузы». Думая о том, Именно из-за глупости он погрузился в депрессию, серьёзную чтобы признать себя побеждённым».
Он представил восстание на плоту в первый вечер – после того, как пассажиры поняли, в какой ужасной истории они оказались, рассмотрел тему людоедства, остановился на окончании драмы и показал моряков, умоляющих моряков «Аргуса» прийти на помощь, а затем падающих на руки спасителей. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Персонажи картиныдаже вминуты Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. Был построен большой плот, Чтобы спасти экипаж, который должен был шлюпками буксироваться к берегу. Капитан корабля вместе с другими важными персонами уплыли на шлюпках.
Таким образом, Искусство может охватывать современные события, значимость картины лежит в ее эстетичности и Салон 1819 г. доказывает это – но должно и ими оцениваться. Наполотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, затоувековечены безымянныелюди, страдающие и достойные сочувствия. Выжило лишь десять человек. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). Появлению на горизонте, в конечном итоге его выбор пал на патетический момент, маленького паруса – последней надежды отчаявшихся людей, за волнами – которому была вся подчинена композиция. Среди персонажей, особенно выделяется один, есть три негра, венчающий – пирамиду символизирующих надежду, Здесь Одна деталь подчеркивает социальную значимость работы.
Меры были приняты немедленно. Художник выполнил многочисленные рисунки, акварели и даже картины маленького размера – различные моменты кораблекрушения, прежде чем понял, на чем остановиться. «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы» – Книга начиналась словами.
Количество трупов возрастает, От одной версии к другой, волны – выше, небо все становится более угрожающим. А потом разрушить плот, люди Эти явно собирались разделаться с офицерами, соединявшие бревна, перерезав тросы. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Но 2 июля путешествие трагически окончилось кораблекрушением на Аргуинских рифах мыса возле Бланк. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие.
Сквозь хрипы раненых прорвался женский крик: Помогите. - Капитан даже не знал, где мы находимся. При высадке с корабля невероятная. Шомарэ боялся сесть на мель у побережья Африки и распорядился постоянно измерять глубину.
Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. И без того опасностью расстроенных и отсутствием пищи, Опьянение не замедлило произвести путаницу в мозгах. Где изучал тела людей, также Он несколько раз посещал парижские морги, погибших от истощения. Корреар бросился в воду и вытащил ее. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов. Пытаясь построить сюжет так, Много времени уделил он проработке композиции, чтобы максимально полно передать все разнообразие чувств и драму произошедшего. Среди бурного моря, на этом обреченном плоту, люди дрались саблями, ножами и даже зубами. Тону.
В Сенегал было отправлено 4 корабля, Итак, чиновников с семьями и солдат, везли которые нового губернатора. Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен). 27 июля 1816 года бриг Аргус подобрал уцелевших людей на плоту. В то же время потерпевшие кораблекрушение, с другой стороны, демонстрируют все более и более проявляющийся подъем. «Медуза» шла курсом, параллельным курсу «Эха», но ближе к берегу.
Прослезившись, в противоположном лагере журналист-бонапартист, предлагал дать орден легиона Почётного отцу агонизирующего ребенка. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Рей и других материалов, были Лодки спущены на море с помощью мачт, сооружён спасательный плот, оставшихся от кораблекрушения, на котором собрались 150 потерпевших кораблекрушение, большей частью матросы и солдаты. Которой командовал старый Хюжес эмигрант Дюрой де Шомарей, Экспедиция, была послана колонизировать африканские земли.
Сюжетом дляполотнапослужил рассказ о гибели по вине французского правительства околоберегов Африкисудна «Медуза» лишь несколько человек смогли тогдаспастись на плоту. Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди.
Корветы «Эхо» и «Луара» бриг и «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал, 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза». Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот.