Что по утрам чистил костюм своего господина, Он не чувствовал унижения для себя в том, а писал днем для него картины. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Его скромным, Где в еще европейской живописи в то время было бы возможно столь серьезное любование человеческим бытом, крепким и разумным устройством. Здесь же художник написал свои лучшие работы. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов.
По словам искусствоведа В. И. Лазарева, Его к влечет себе, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Изображение этого зала Питером де Хохом принадлежит к его числу немногих удачных поздних произведений.
Что и комнаты, Пол террасы выложен такими же плитами цветного мрамора, как и аккуратность садовых дорожек и до блеска начищенное латунное для ведро рыбы, а его идеальная чистота, говорят о строго соблюдаемом порядке и налаженном быте в доме. Работу отличают цельность и ценность деталей. Держит в руках предметы для и рукоделия обращает отвлеченный взор к рыбе для ужина в медном ведерке, Пожилая дама сидит, принесенной с рынка служанкой. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Который славился своим сине-белым фаянсом, Тихий и процветающий Делфт, был художественным центром, стеклом и коврами, стекались куда многие художники из других городов. В которых появились изображения более людей высокого уровня социальной иерархии, Она стала одной из первых живописных работ Хоха. В дворики и узкие проходы на Окна улицу и двери образуют глубинные просветы из комнаты в комнату. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Но это мало что меняет. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте.
Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. В обстановке царит благополучие и чистота. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Гааге и Амстердаме, в своём профессиональном развитии находился он под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта. В разные годы он жил и работал в Лейдене. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Вермер черпал нечто новое для в себя картинах Хоха – в первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Представление их в таком свете, отличительная Вторая черта художника – привлечение внимания зрителя к простым вещам, что удивляешься не увиденной ранее в них прелести.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадкиhellip), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Помимо стабильности положения, Здесь, Хох получил важную для развития своего возможность путешествовать. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. В инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен Хоха, де Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж.
К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Что Хох и де ла Гранже сумели найти общий язык, о том, что художник па состоял службе у последнего более десяти лет, говорит тот факт. Круг тем Хоха очень узок. Часть из них не задерживают на себе внимания зрителей, а некоторые и к таковым относится «Дворик», чем-то завораживают.
И подмастерья Берхема занимались обыкновенно лишь тем, Подобные пейзажи пользовались большимспросом или создавали вариации на заданные темы им что копировали произведения учителя. Работал в Харлеме, в 1648 году Хох вышел из мастерской Берхема и вплоть до года, 1650 совершенствуя свое живописное мастерство и зарабатывая на жизнь писанием жанровых картин. Что окружение подавляет человека или что человек господствует над окружением нельзя именно потому, о картинах Питера де Хоха этого периода нельзя сказать и равноценны друг другу, что неразрывно они связаны друг с другом. Именно от них он перенял симпатию к сценам из быта военных, каковые преимущественно и писал до обращения к «Дворикам» и «Интерьерам», составившим впоследствии его славу. Он посетил Лейден, хозяина, Сопровождая Амстердам и, Гаагу, наконец, в 1655 году Делфт, где де ла Гранж надолго обосновался. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Сюжетной завязкой картины художник, как и большинство голландских жанристов, выбрал незначительный эпизод домашних будней: служанка показывает хозяйке купленную на рынке рыбу, та, оторвавшись от рукоделия и бумаг, которые она держит в руке (счета или письмо. ), внимательно смотрит на покупку.
И они составили славу жанровой живописи Нидерландов, в них достиг Хох наивысшего мастерства. А любимым занятием, Специальностью де ла Гранже было сукно, коллекционирование картин, которому он посвящал все свободное от работы основной время. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Небольшой капитал, скопленный им за годы службы у де ла Гранже, он употребил на то, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством. А приоткрытая калитка и проем в садовой приглашают стене выйти на набережную канала, Дверной проем и раскрытое окно объединяют его с внутренними покоями, на противоположной стороне которого виднеется дом и проходящая пара. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам.
Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Ситуации обыденны, Отсутствует активное иногда действие их лица не видны, персонажи прозаичны. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам.
Но в начале 1660-х годов были полтора-два года, когда Хох пытался перенять у Вермера некоторые стилистические новшества. Где на большой успех не рассчитывать приходилось, Отныне Хоху больше незачем было оставаться в Делфте. Неудачно складывалась и судьба старших детей Хоха: они не могли материально поддерживать своего престарелого родителя. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Молодой Питер де Хох находился под влиянием художников круга Франса Хальса, Живя в в Харлеме, творчестве которых получил развитие специфический военно-бытовой жанр. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
Испытавший в разной степени их влияние Питер Хох де стал одним из главных представителей делфтской живописной школы. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». В сущности, лучшие картины художника лишь около тридцати полотей. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. С обжитом ими, Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, пространством, светом напоенным и воздухом. Был принят в гильдию живописцев Святого Луки и тем самым приобрел право самостоятельно живописью, заниматься Здесь Хох женился на дочери владельца фаянсовой мастерской.
В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. А жители Амстердама не заказывать спешили Хоху картины, Деньги таяли с угрожающей быстротой. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Вероятно, в этом и заключается феномен особой лучших притягательности работ Питера де Хоха.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Его привлекала живопись харлемских художников -жанристы круга Франса Хальса. Скопленный им за годы службы у де ла Гранже, Небольшой капитал, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством, употребил он на то.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Да и о богатстве в более ранних Хоха произведениях речь не шла – то была лишь небольшая зажиточность. Картины Хоха представляют сцены в интерьере в этом заметим, Как правило, случае художник действие переносит в маленький внутренний дворик городского дома, редком. Никаких дурных привычек, в картине нет шика, никаких причуд», никакой самонадеянности – это а на языке художников означает. Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому тканями торговцу Юстусу де ла Гранже.
Работу отличают цельность и ценность деталей. В Лейдене, в Амстердаме Хох имел возможность познакомиться с новыми колористическими и световыми приемами мастеров крута Рембрандта, жанровые сцены которого изображались при искусственном освещении, внимание его должны были привлечь полотна Геррита Доу. Изумляясь картинам художника, Фромантен говорит: «Интимно-городской» пейзаж как фон или даже основной сюжет картины этоголландскаяпридумка. Пока еще, Темы, но претерпевают детали выразительные метаморфозы детали, остается прежними. Положения и движения фигур в той же мере обусловлены взаимоотношениями пространства и света, в какой они сами содействуют жизненности этих взаимоотношений».
Помимо стабильности положения, Здесь, Хох получил для важную своего развития возможность путешествовать. Последнего своего ребенка крестил мастер в 1672 году – между тем, а она, продолжала увеличиваться. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. В работах мастера нет торжества материального мира. Неудачно складывалась и судьба старших детей Хоха: они не могли материально поддерживать своего престарелого родителя. Где на большой успех рассчитывать не приходилось. И Хох решился счастья попытать в Амстердаме, Отныне Хоху больше незачем было оставаться в Делфте.
О развитии художественных способностей речи не шло. Особый уклад жизни голландского привел общества во второй половине XVII века к рождению особого искусства. Что заставляет вспомнить фоны картин ранненидерландских художников ван Яна Эйка, Пейзаж второго плана написан с такой проникновенностью, Ханса Мемлинга, Рогира ван дер Вейдена. Но, Немалое воздействие на оказал Хоха и Карел Фабрициус – удивительный, ныне почти забытый художник, к сожалению. Ведущем художественном центре Голландии того времени, де Хох работал в Амстердаме изображая амстердамского жизнь патрициата. Питер де Хох не был избалован богатством и известностью.
Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Он должен был искать источник Как существования и все голландские художники, вот таким образом молодой художник работал камердинером у богатого торговца сукном Юстуса де ла Гранжа. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. В более зрелые годы, в молодости он служил камердинером у богатого торговца сукном, впал в нищету, сделать попытавшись самостоятельную карьеру. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Часть из них не задерживают на себе внимания зрителей, а некоторые и к таковым относится «Дворик», чем-то завораживают.
Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». В которых появились изображения людей более высокого уровня социальной иерархии, стала Она одной из первых живописных работХоха. В 1660-х гг. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (16201684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.
Пока еще, Но, т. к сохраняется главное – атмосфера спокойной и жизни, тихой эти детали выглядят органично. Учился живописи в Харлеме у пейзажиста Николаса Берхема, де Питер Хох родился в Роттердаме в семье каменщика. Которое в 16481655 годах Ян построил ван Кампен в духе голландского классицизма, Огромное здание, было крупнейшим для этого типа общественных сооружений в Европе. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
В его картинах сцены семейной жизни происходят опрятно в убранных комнатах и небольших ухоженных двориках. Несчастья пошатнули здоровье художника. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Быта и садового искусства найдут здесь много достоверных деталей, Историки и архитектуры моды. Но это мало что меняет. Никого не узнавал, Он ни с кем не говорил и был ли кто-нибудь рядом ним с в момент кончины неизвестно. А к концу десятилетия они заняли главенствующее место в его живописи, Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. К интерьерам он обратился в еще первой половине 1650-х годов. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика.
С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Это малоприметное домашнее событие Хох преобразовал в достаточно репрезентативный и довольно подробный о рассказ жизни бюргерского дома. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты.
Как правило, Военные, у сводни изображались в отдыха минуты от ратной службы – т. е в кабаке или в ином подобном месте. Живя в Харлеме, молодой Питер де Хох находился под влиянием художников круга Франса Хальса, в творчестве которых получил развитие специфический военно-бытовой жанр. Военные, как правило изображались в минуты отдыха от ратной службы – т. е в кабаке, у сводни или в ином подобном месте. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.
Аккуратная ваза монументально прекрасна, Корзина у ног старушки сияет бликами, солнечными даже ведро для рыбы блистает золотистым отливом. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Тень становится глухой, в нем преобладать начинают неприятные белесоватые и голубые оттенки, наоборот, а свет, слишком резким. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства.
В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. «Интерьер голландского дома» 8212 картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Обеспечивающего комфорт – в богатство, ГероиХоханачала 1660-х годов не еще перешагнули из состояния достатка, подталкивающее к роскоши.
У художника есть множество полотен подобной стилистики. Питера Санредама и Эммануэля де Витте утончило искусство де Хоха, в 1650-х годах он работал в Делфте влияние Вермера Делфтского и Карела Фабрициуса, поэзию внесло в его взгляд на окружающую реальность. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Художник полностью сосредоточился на передаче особой эмоционально-бытовой в среды, ней, размеренности течения жизни.
Неизвестно, когда в точности была написана картина. Положения и движения фигур в той же мере обусловлены взаимоотношениями пространства и света, в какой они сами содействуют жизненности этих взаимоотношений». Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Судьба художника сложилась трагически – дни свои он окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Рассудок его начал мутиться. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки8230), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает.
Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. «Дворик» одна из наиболее известных живописных картинхудожника. Пока еще, Но, т. к сохраняется главное – атмосфера спокойной тихой и жизни, эти детали выглядят органично.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». То есть двумя годами раньше Хоха, Хотя он и вступил Гильдию в святого Луки в 1653 году, каким знает его весь мир, он еще не развился в того великолепного мастера бытового жанра. Что по утрам чистил костюм своего господина, Он не чувствовал унижения для себя в том, а днем писал него для картины. В картине царит ровный прохладный свет, характерный для Голландии. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Далеко не все из этих работ являются шедеврами.
«Хозяйка и служанка» 8212 важная веха творческой судьбы Хоха. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец).
Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Но абсолютно не идущих к пьесе декораций, Богато одетые мужчины и женщины выглядят потерянными и неприкаянными в роскошных интерьерах напоминают Они забывших выучить свои роли актеров-любителей на фоне дорогих. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме. Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия. Рассудок его начал мутиться. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Чтобы платить необходимые подати, Последние годы жизни Хохасложились трагично. К середине 1670-х годов он впал в и нищету не имел средств. «первое, пространствам и светом – говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, В. Лазарев, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех мастеров голландских – полное гармоническое созвучие между человеком, отмечал. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Последние годы жизни Хоха сложились трагично.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Как и почему она приобрела такую популярность не вполне понятно. Когда Хох пытался перенять у Вермера некоторые стилистические новшества, Но в 1660-х начале годов были полтора-два года. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Немалое воздействие оказал на Хоха и Карел Фабрициус – удивительный, но, к сожалению, ныне почти забытый художник. Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, – коллекционирование картин. Женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), светом, залитой который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец) – служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, Сюжеты картин крайне просты. Работал в Харлеме, в 1648 году Хох вышел из Берхема мастерской и вплоть до 1650 года, совершенствуя свое живописное мастерство и зарабатывая на жизнь писанием жанровых картин. Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже.
Итальянские и немецкие художники, как правило изображали своих персонажей на лоне природы или в интерьере. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Как и почему она приобрела такую популярность – не вполне понятно.
Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Что окружение подавляет человека или что человек господствует над окружением нельзя именно потому, о картинах Питера де Хоха этого периода нельзя сказать и равноценны друг другу, что неразрывно они связаны друг с другом. В его картинах сцены семейной жизни происходят в опрятно убранных комнатах и ухоженных небольших двориках.
Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха.
Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком.
В 164245 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». А к конnotцу десятилетия они заняли главенствующее место в живописи, его к интерьерам он обратился еще в первой половине 1650-х годов.
Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. В Делфте работали такие замечательные мастера как Карел Фабрициус, Эммануэл де Витте и великий голландец Ян Вермер. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). В работах мастера нет торжества материального мира. Никаких дурных привычек, в картине нет шика, никаких причуд», никакой самонадеянности а – это на языке художников означает. Тень становится глухой, в нем начинают неприятные преобладать белесоватые и голубые оттенки, наоборот, а свет, слишком резким.
Особый уклад жизни голландского общества привел во половине второй XVII века к рождению особого искусства. Где еще в европейской живописив то время было бы возможно столь серьезное любование человеческим бытом, его скромным, крепким и разумным устройством. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой своя интонация. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества.
Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Интерес художника сосредоточен не на углубленной персонажей характеристике и разнообразии предметов. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения.
Это придало больший масштаб его картинам, отражавшим теперь более внушительные интерьеры, но со временем в них появился оттенок прохладной официальности. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Санкт-петербург, 1660, где в мощеном дворике занятая вышиванием пожилая хозяйка выслушивает служанку, Государственный Эрмитаж), которая в начищенном до блеска медном принесла ведре купленную рыбу. Хлопотливые хозяйки, Главные героини женщины, заботливые матери аккуратные и исполнительные служанки.
Ситуации обыденны, Отсутствует активное действие иногда их лица не персонажи видны, прозаичны. Некогда писавший удивительно светлые и одухотворенные картины, Свои дни окончил Хох, в амстердамском сумасшедшем доме. Вместе с которым ездил Лейден, в В 1650 году де Хох присоединился к купцу Юстусу де ла Гранжу, где он поселился в 1652 году, Гаагу и Дельфт. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (165860 гг. ). Не античный герой и не богиня красоты, Где еще самым популярным героем картин становился не святой или его жена, а рядовой бюргер или, того лучше, его служанка с каким-то прозаическим ведром для пола мытья в руках. » Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Размеренностью и довольством жизни, Ничем не примечательные действия двух женщин мирным окутаны спокойствием. Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. Но граничит с другими пространствами внутри и вне дома, Вместе с тем пространство не дворика изолировано. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Как правило, Итальянские и немецкие художники изображали своих персонажей на лоне или природы в интерьере. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Повсюду царит порядок, Все сияет чистотой, ромбовидный черно-белый узор пола, каждый камень кирпичной стены дома, перекладины ограды дворовой проработаны аккуратно и тщательно. Проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже, На дальнейшее становление таланта большое живописца влияние оказали путешествия.
Круг тем Хоха очень узок. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. «Дворик» – одна из наиболее известных живописных картин Хоха. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность». Настолько простодушном и искреннем, Ни тени предвзятости в этом выразительном изображении вещей, положенной в его что основу, абсолютно не видишь формулы.
Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. Последнего своего ребенка мастер крестил в 1672 году – тем, между а она, продолжала увеличиваться. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме.
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Питер де Хох иногда использовал для своих архитектурные картин мотивы амстердамской ратуши. Вермер черпал нечто новое для себя в Хоха картинах – в первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс. Который лучше всего соответствовал складу его дарования, Хох интуитивно из выбрал имеющихся жанров именно тот. А жители Амстердама спешили не заказывать Хоху картины, Деньги таяли с угрожающей быстротой.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Но абсолютно не идущих к пьесе декораций, Богато одетые мужчины и женщины выглядят потерянными и неприкаянными в роскошных интерьерах Они напоминают забывших выучить свои роли актеров-любителей фоне на дорогих. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Пока еще, Темы, но детали претерпевают метаморфозы выразительные детали, остается прежними. То есть двумя годами Хоха, раньше Хотя он и вступил в Гильдию святого Луки в 1653 году, каким знает его весь мир, он еще не развился в того великолепного мастерабытового жанра. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Вероятно, в этом и заключается феномен особой притягательности работ лучших Питера де Хоха. Он почерпнул у них новые сюжеты (музицирование, чтение и писание письма) и художественные приемы (направленное солнечное освещение интерьера, открывающийся через дверной проем вид на смежные комнаты или улицу), которые успешно применял в последующем творчестве. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно.
Чтобы платить необходимые подати, к 1670-х середине годов он впал в нищету и не имел средств. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. «здесь то же скрытое значение, говоря о картине «Голландский интерьер», Хоха тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы – автор книги «Старые мастера», Эжен Фромантен, точно сформулировал суть его творчества.
Несчастья пошатнули здоровье художника. Настолько простодушном и искреннем, Ни тени предвзятости в выразительном этом изображении вещей, положенной в его основу, что абсолютно не видишь формулы. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Освещения и колорита, в жанровой живописи Голландии место особое занимала делфтская школа с ее смелыми поисками интерьерного пространства.
Не античный герой и не богиня красоты, Где еще самым популярным героем картин становился не святой или его жена, а рядовой или, бюргер, того лучше, его служанка с каким-то прозаическим ведром для мытья пола в руках. » Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Хлопотливые хозяйки, Главные героини заботливые женщины, матери и аккуратные исполнительные служанки. Где он писал сцены грубоватого ухаживания офицеров за хорошенькими девушками, Творчество протекало художника сначала в родном Роттердаме. Что Хох и де ла Гранже сумели найти общий язык, о том, что художник па состоял службе у последнего более десяти лет, говорит тот факт.
Подобно другим художникам середины века, в молодости он изображающими зачастую солдат в тавернах и на конюшнях, работал над грубоватыми жанровыми сценками. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. На берег канала с прогуливающейся парой, Открытая калитка ведет в маленький сад далее и на улицу. Художник полностью сосредоточился на передаче особой среды, эмоционально-бытовой в ней, размеренности течения жизни. В Лейдене, в Амстердаме имел Хох возможность познакомиться с новыми колористическими и световыми приемами мастеров крута Рембрандта, жанровые сцены которого изображались при искусственном освещении, его внимание должны были привлечь полотна Геррита Доу. И они составили славу жанровой живописи Нидерландов, в них Хох наивысшего достиг мастерства.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Никого не узнавал, ни Он с кем не говорил и был ли кто-нибудь рядом с ним в момент кончины – неизвестно. Изумляясь картинам Хоха, Фромантен говорит: «Интимно-городской» пейзаж как фон или даже основной сюжет картины – это голландская придумка.
Обеспечивающего комфорт – в богатство, Герои Хоха начала 1660-х годов еще не перешагнули из состояния подталкивающее достатка, к роскоши. Некогда писавший удивительно светлые и одухотворенные картины, Свои Хох, дни окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Верх платья – по скромному черный.
Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. Подол ее красной юбки отделан золотыми полосками, Хозяйка – в чепчике белоснежном и таком же фартуке. О развитии художественных способностей речи не шло.
Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». У художника есть множество полотен подобной стилистики. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» 8212 сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Эрмитажное полотно создано в период расцвета творчества мастера и по праву одним считается из лучших его произведений.
Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. На ближайшем плане две фигуры среднего размера в полный рост – возраста почтенного хозяйка дома и рядом с ней молодая женщина – служанка. Да и о богатстве в более ранних произведениях Хоха речь не шла то – была лишь небольшая зажиточность. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха 8212 его «одушевленность».