Откуда хотя ее скоро и убрали, Картина (Попы) была выставлена на Невском на постоянной выставке, но все-таки она подняла большой протест. На первый взгляд тут все только юмор, добродушный, милый, наивный, незлобивый, ни о чем особенно не задумывающийся юмор, простые картины русских нравов, да, но только от этого «наивного» юмора и от этих «простых» картин мурашки по телу бегают. Словно онемев от восхищения мощью железного коня, рядом Женщины с ними и мужичек позади рассматривают паровоз.
Все тут являлось либо слабым, либо неумелым. В дровнях, Мальчик и девочка здесь же и женщина сидит на его конце, гроб целиком занял дровни. «Находящийся за границею пенсионер Академии по живописи народных сцен (genre), Перов, просит о дозволении возвратиться в Россию, не ожидая окончания трехлетнего срока, назначенного по 132-му устава Академии 30 августа 1859 года для занятий за границей, объясняя, что в течение двухлетнего пребывания его в чужих краях он постоянным изучением успел уже разработать техническую сторону живописи, насколько ему силы позволили и теперь желал бы исключительно заняться сюжетами из городской и сельской жизни в России, как более ему знакомой. Везущие бочку с водой по заснеженной московской Тройка улице, – со времен Гоголя символ русской жизни – здесь несчастные дети – ученики мастера. А за столбами заставы – заснеженные поля. Тусклый рассвет подчеркивает беспросветность этой жизни.
Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Последний кабак у заставы» (1868). Никто еще не брал у нас до тех пор такой трагической ноты. Откинув голову назад, он любуется своим произведением, вероятно, каким-нибудь «ландшафтом» с мостиками, ручейками, беседками и т. п. Которые ломятся под тяжестью обильных яств и пития, Огромная зала светлая вся уставлена столами. На картине – настоящее сочувствие жертвам несчастья.
Средних лет, Второй товарищ, почесывает ухо, тоже опытный охотник с иронией слушает охотника, пожилого можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно. Это подлинно критический реализм в его обличительной форме. Затаившаяся внутри, Но моральная болезнь, быть может, стала успехи, делать отчасти под влиянием болезни физической, чахотки, вдруг начавшей в нем развиваться с большой силой. Во всяком случае все это ничуть не исторично. Натурщиками служили ему старуха, мать Егора Яковлевича, горничная и кухарка. Начальнический вид и жесты, Его поза, его неуклюжая медвежья фигура – какой это был и глубокий ужасный, его толстые брови веревками, по правде, тип из современной русской истории. Этот становой, может быть, пошел еще дальше «чиновника» Федотова, а уж и тот был какой молодчик.
Вторая картина Перова – «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» (1860) – была вторым могучим шагом в федотовском направлении. Впитавшего прозу Н. В, 3 Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в 1840 1850-х годах частью российского общества. Какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской окраины в ранние зимние сумерки с тревожной желтизной заката, Сколько содержания внутреннего в этой простой сцене. Как будто происходящей на где-то краю земли, Пронизывающий ветер усиливает чувство бесприютности этой сцены. Как Гоголь, Он столько же мало был способен, спокойно прославлять красоту и благополучие, условную рисовать смазливость людей и жизни. Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 (по другим данным – 4) января 1834 года.
На эту тему натолкнула Перова печальная участь художника Шмелькова, Вероятно, при всем таланте своем принужденного существовать исключительно уроками. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях, он был полон негодования на то, что видел, его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него, его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. У него является теперь целый ряд портретов в величину натуры между тем как все картины его до того времени были малых размеров (о портретах я буду говорить ниже). Каждый хотел воочию их Каждый увидеть, в России удивлялся достигнутым техническим возможностям. Пытаются понять, что говорит помещик, крестьяне.
Еще несколько раз в продолжение своих молодых годов Перов брал глубоко такие трагические ноты. Какое еще раз «темное царство» на разных ступенях русской общественной лестницы, какая коллекция людей, мертвых и бездушных ко всему в течение десятков лет жизни и зрячих только на какие-то пустяки и глупости. Вызванные закрепощенной деревней, Первые юношеские оставили впечатления, неизгладимый след на всем творчестве Перова. Перов такой неправды уже не хочет знать. Кто был здесь прав – решить нетрудно. Которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, более успешно, надеюсь, чем из жизни народа мне мало знакомого при желание этом сделать что-нибудь положительное и тем оправдать милостивое внимание ко мне Совета дает мне смелость надеяться на снисхождение к моей покорнейшей просьбе.
Тягостная тишина. Бесконечная тупость и самодурство разлиты во всей его фигуре «моему нраву не препятствуй» – чувствуется в этом ожирелом теле, в этих скотских, бессмысленно устремленных на приезжую глазах. Которым до этой темы не должно никакого быть дела, Особенно внимательно слушают священника дети. Он тяжко обрушивается с крыльца, успев ухватиться за перекладину. У них души переполнены, у них у всех глаза жадно устремлены, а если говорят, они молчат в священном ожидании великой минуты, то чтоб нагло хвастаться и врать про чудные подвиги, свои собственные и своих удочек собак и жердей – какой все это мир, еще не живший и уже давно сгнивший.
Страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных не или совсем приключениях на охоте, это конечно пожилой с виду охотник. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Еще более возрастает значение пейзажа игравшего такую большую роль в «Проводах покойника». Но насколько стала еще ужаснее и безотраднее эта жизнь, когда из четырех одного не стало, среди этих сугробов снега и далекой неведомой глуши.
Хочу попробовать писать на доске изучая Месонье, – не знаю, как пойдет. Сцена представляет монастырскую трапезную. С ребенком на одной руке, Сзади него, стоит его жена в утреннем костюме и не оторваться может от мазни своего благоверного. Но мы не видим самих крестьян.
Его «Утопленница» (1867) – это картина, где представлен городовой, топорный и грубый с калмыцким лицом изрытым оспой он сидит на бревне у воды, откуда вытащено тело бедной, утонувшей женщины он, покуривая трубочку, сторожит это тело с таким же апатичным равнодушием, с каким один зверь сидел бы подле мертвого тела другого зверя Еще одна картина: «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) – не трагедия покуда но настоящий пролог к трагедии. К несчастью, Перов не удержался на такой высоте. Главная его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. Железная упорность, Изуверство, вместе с постной изморенностью тела, темнота мысли и огненный энтузиазм духа, нарисовались ярко в этих двух великолепных головах и даже целых фигурах. На земле, Они лежат по целым часам на брюхе, тоже по целым часам, подкарауливая они стоят, уперши руки в колени и наклонившись над водой они сидят на травке, в отхожем поле, среди собак и они ружей качаются верхом на трубе поверх кровли. В течение сотен лет прославленные картины, За тысячи верст позади нее остаются многие населяющие саженные, музеи и все-таки полные лжи и выдумки.
Эти похороны еще безотраднее, еще печальнее «Похорон» у Некрасова там впереди гроба «убитая, скорбная пара, шли мать и отец впереди» и «за Дарьей – соседей, соседок плелась негустая толпа». Узнав в приспособлении для расчистки путей простую метлу, Двое мужиков на первом плане по-детски радуются увиденному, какая есть в деревенском каждом доме. Вертикаль прочерчена дорогой, столбами, еле видной стайкой птиц справа. Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма. Произошло это не случайно. Спустя еще два года, употребленные на поездки туда, где ему было нужно и хорошо, по России, после множества этюдов с натуры и нескольких мелких картинок на сюжеты незначительные («Дворник», «Гитарист-бобыль», «Мальчик-мастеровой») Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин – «Деревенские похороны». Как будто народные силы в бесплодном пьянстве растрачиваются по-пустому и замирает жизнь.
Его «Последний кабак у заставы», его «Сцена у железной дороги» (группа крестьян, столпившихся у шлагбаума, пока несется мимо поезд) – все это были сцены с меткими народными типами и выражениями. Как бы не решаясь в заглянуть лицо столь тяжелому горю, Перов очень деликатно изображает героиню со спины. Его сравнивали и с Островским и с Щедриным, находили, что Перов – продолжатель Федотова. Живя у отца в имении, он много работал самостоятельно.
За это последнее качество его многие прозвали живописцем «тенденциозным», но эта-то именно сторона его таланта и составляла венец его юного, порывистого творчества. Со стен трапезной на монахов пирующих сурово смотрят изможденные лики святых в глубине залы высится огромное распятие. Женщина в санях ждет их. Ваяния и зодчества, 18-летним юношей он в поступил Московское училище живописи и демократическая атмосфера этого учебного заведения окончательно сформировала художественные взгляды и общественную позицию молодого живописца. Что за ужасная была жизнь, пока все четверо в этой семье были живы.
При этом картина производит очень сильное впечатление. «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник», «Охотники на привале», «Голубятник» – во всех этих задачах нет ничего ни великого, ни ничего значительного, драматического, ни захватывающего воображение. Итак, с женой он уехал за границу. Вообще характеры всех действующих лиц в картине разработаны и выражены превосходно. И задор молодости сменился более спокойным и отношением объективным к окружающему, Жизнь понемногу делала свое дело. Все очень просто и обыденно в этой картине. В картине «Утопленница» (1867) скупыми живописными средствами и точно найденным композиционным решением придал художник заурядному эпизоду из «полицейской хроники» характер высокой человеческой трагедии. Гоголь с Островским, должно быть, тоже наивные юмористы и изобразители простых сцен были.
Ее ровный и неумолимый прямой силуэт контрастирует с живописной группой ребят, Серая стена Рождественского монастыря серость подчеркивает и беспросветность жизни детей. И подарила огромное количество сюжетов для полотен художников, Железная дорога прочно вошла жизнь в людей. Предпринятые им, в самые последние годы его, огромные исторические картины: «Никита Пустосвят» и «Пугачевский бунт» – ничуть не соответствовали ни свойствам его таланта, ни его опытности и привычкам. О народной России пореформенную в пору, в казалось бы пейзажном и жанровом полотне Перов отразил свои размышления о судьбах Родины.
И возникает ощущение ритма гаснущего движения. Более сообщить ничего не имею, а когда начну писать, то пришлю чертеж своего сюжета». Грустная и глубоко правдивая картина. Робкий, Хорош уж был в картине и волостной староста, сидящий у стола, но хитрый пьянчужка хорош был писарь, с зубной болью, подобострастный перед становым, молодой, но уже пройдоха, судя по глазам но выше всех являлся становой, сам старый выжига из военных, грубый и бездушный, возросший среди водки и побоев, безжалостный давитель и взяточник, смотрящий на крестьян, как на скот.
И туман, Серое утро только что наступило, весь заволакивает задний план, еще не успевший подняться. В этом загуле они топят горе своей жизни, тяжкой Там мужики пропивают с таким трудом заработанные деньги. Никого одна собачонка сбоку бежит по да сугробам ветер свистит между сосен, Здесь у Перова – никого. Место, где разворачивается действие, – Рождественский бульвар на кольце бульваров в Москве. Савраска тянет в гору дровни, на которых стоит простой гроб, прикрытый рогожей. Железная дорога.
Глубоко по лирическому чувству это трагическое полотно о похоронах в деревне. В позе, Во всей фигуре, что это будущий – гроза подчиненных и искатель у начальства, осанке вы чувствуете. На которую взбираются дети, Именно этом в месте высокий берег взятой в трубу Неглинной образует своеобразную гору. И притом такими, Надо было эти показать личности в самом деле людьми, особенно в глухих углах России, какими всякий их знавал и видел в действительной жизни. Юмор и трагедия, у него натура была одной породы с Гоголем – него у были тоже две главные ноты. Не было уже того задорного юношеского пыла, Направление осталось то же, что своими произведениями можно переменить общее мнение, когда хочется поучать других и кажется, когда хочется все накипевшее негодование вылить в ярких и сильных сопоставив образах, массу противоположностей, когда верится, что таким путем можно достичь намеченной цели – но отношение к жизни изменилось.
Видимо, его уже не удовлетворяло сатирическое направление и он перешел к более драматическим сюжетам, полным грусти и сожаления об «униженных и оскорбленных». Перов явился в 1858 году прямым наследником и продолжателем Федотова, когда выставил свою картину «Приезд станового на следствие». Тщедушный портной с ниток мотком и с мелом в руке и рядом с этой олимпийской фигурой – маленький. Из светящихся окон словно слышен пьяный гул и, кажется, что сейчас распахнутся двери кабака.
У него был талант, Быть может, в молодости мечтавший о великих творениях, но тяжелые условия жизни заставили его взяться за и преподавание вот, он в старости вынужден поправлять носы и губы, нарисованные каким-нибудь богатым учеником. Грамоте он учился у дьячка, потом в народном училище. Клячонка с голоду тяжело переступает с ноги на ногу ветер рвет ее косматую гриву и треплет из стороны в сторону хвост тяжело ей везти всю семью, взбираться на пригорок, откуда уже виднеется вдали утонувшая в сугробах убогая церковь Особенно характерна в этом отношении картина «Приезд гувернантки». И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Одним из первых среди русских художников Перов воспринял эстетику революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, выдвинувших перед искусством задачу общественного служения, обосновавших его право на вынесение «приговора жизни».
«Странник» и «Фомушка-сыч» – это были тоже портреты, да только еще более – этюды с характернейших народных русских типов. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А. В. Выражение его лица – смесь почтительности и иронии. Первой неудачей его была картина «Христос и Богоматерь у житейского моря» (1867), сюжет которой представился ему во сне. Его «Тройка» (1866) – это трое оборванных, голодных ребятишек- мастеровых измученных истомленных, принужденных таскать на салазках, по гололедице, громадный чан с водой, над которым они надрывают свои скудные силенки. Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.
Так это большей сочности письма и красок, Если ему чего и недоставало в то впрочем, время, чем он, страдал почти целую жизнь избавясь от этого недостатка только в конце своей деятельности. После Пушкина и его гениальной «Сцены в корчме», после Гоголя и его столько же гениальных сцен с дьячками, попами и монахами мудрено было новым художникам купаться все только в прежней лжи и притворстве. Он не владел красотой форм и красок и, но зато он был великий художник, никогда особенно не гнался за этим, поэт кисти и тонкий психолог кажется, – Перова никак нельзя назвать прекрасным живописцем. Но у Федотова все же чиновник симпатичнее, чем у Перова. Вся купеческая семья высыпала встречать новоприезжую барышню из столицы: впереди всех – разжиревший отец-самодур он стоит тумбой в своем плисовом халате и упер заплывшие глаза на оробевшую девушку, которая поспешно шарит рекомендательное письмо позади него – мужичка-жена, только прибежавшая с кухни и подозрительно глазеющая на гувернантку бесцветная дочь-девочка, уже огрубевшая, сын – будущий кутила трактиров, теперь покуда жадно глядящий на гувернантку, – целая семья из «темного царства». На первый раз все зловредное пронеслось мимо, не оставив, по-видимому, никакого следа.
Чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано полотнах, на Изобразительному искусству был необходим толчок. Какой-то персонаж уже лежит под крыльцом и баба льет на него воду из кувшина. Смотря на нее в ней Перов поднялся почти до высоты философского разрешения жизненных вопросов, Многое можно передумать и понять, обладай живопись более могучими средствами и, чем краски и кисти, эта картинка, быть может, бы произвела не меньшее впечатление, чем целый ряд проповедей о любви и сострадании к ближнему. На выставке эта картина, а также и «Сцена на могиле» (Перов отправил обе картины в Академию) обратили на него внимание всех. Полотно написано в 1865 г., в эпоху подъема демократического движения в России.
Это все праздные часовщики-аматеры из «Грозы» Островского. Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу, Когда был Перов еще мальчиком. Они притихли они понимают, что мамке тяжело и не до них.
В какой мере возросло уменье художника синтезировать свои Картина образы, показывает, от изобразительного рассказа переходить к эмоциональному показу явления, в частном находить общее. Сломанная веточка у дороги напоминает о несчастной, сломанной судьбе вдовы. На котором разложены бумаги и оригиналы, Сидя стола, у он грустно задумался о своей погубленной жизни.
Последняя тоже немало добавляет к его репутации может быть, Две первые эпохи вполне определяют его художественную физиономию, ему бы и удалось сделать больше в этой области, он проживи дольше. Идут поминки после похорон какого-то богатого купца. Ван Дейка, Креспи – Перов нарочно ездил в Петербург, Готовясь писать его, Веласкеса, чтобы скопировать в Эрмитаже портретов несколько старинных мастеров. Еще не попорченные школой и преданием, у кого есть будет глаза, потрясен этой картиной и ее беспредельной правдивостью. Работать же начну только с 15 апреля, я в нанял Париже мастерскую, так как ранее не освободится ни одной мастерской. Узкий лоб, крупные губы и развитые челюсти – все это такие признаки, при которых люди их имеющие, никак не могут называться симпатичными и внушать доверие эти люди, чуть только почувствуют почву под ногами и некоторую безнаказанность, становятся деспотами и притом самыми тупыми, бессмысленными, деспотами не по характеру и наклонностям, а прямо из желания быть ими.
Ступина. Мальчик спит, закутанный в отцовский большой тулуп девочка собирается зареветь, так как ей ужасно неловко и отцовский гроб теснит ее маленькое тельце – с опущенной головой – точь-в-точь ее савраска, Бедная эта вдова, – сидит на дровнях спиной к что гробу, так трудно шагает в снежном пустыре, где лежит ее муж около гроба натисканы в дровни дети. Вот поп с крестом – зажатым им в руке наподобие оружия убийства, нами Перед целый ряд чудовищных сцен. Она, Сидя на переднем конце гроба, забыла об окружающем ее мире, кажется, не чувствует ни ветра, что треплет концы ее платка, мороза, ни проникающего сквозь ее залатанный старый полушубок. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса.
Возвращаясь из города, Крестьяне, после которого продолжат свой в путь деревню, зашли в кабак. Венер и психей, Это предположение заставило его снова в вернуться гипсовые классы училища и наравне с прочими учениками штудировать всевозможных аполлонов. Он оканчивает уездное училище. Они рисуют уходящее вверх перспективное сокращение пространства, Мы глубокие видим борозды на снегу, но сани перегородили дорогу. Холодный лимонно-желтый свет заката подчеркивает холод на улице. Сцены на каждом шагу и занимательны по разнообразию я сделал несколько эскизов, какой сюжет буду исполнять – но на котором остановлюсь – не знаю и потому не могу написать, вам в отношении художественном Париж представляет много интересного. Так вкусно и аппетитно выглядящих, Одни еще не успели достаточно от вкусить плодов земных и вот таким образом ведут беседу о сладости плодов небесных другие же все свои помышления сосредоточили на соблазнительных яствах.
Сколько тупой чванливости на лице у виновника этих восторгов. Все тяжелее становится у нее на душе по а сторонам гроба в розвальнях лежат укутанные в рваную одежду ребята, а теперь. » и она все ниже и ниже склоняет свою голову. Вроде надгробной насыпи, Посредине было комнаты сооружено из всевозможного домашнего хлама возвышение. Тут в коллекции есть и дворовые люди, закаленные в праздности и помещики и крестьяне, совращенные от своего дела и барчата и дворяне и мещане и мальчишки и старики поседелые – в холопском хомуте, Смотрите. Начиная писать чей-нибудь портрет, он старался проникнуть в душу изображаемого, уловить характерные особенности этой души он не довольствовался, подобно другим портретистам, передачей только внешнего облика вот таким образом все его портреты настолько живы, что невольно с языка, при взгляде на них, срывается восклицание: «Как живой. » Все его картины точно так же носят следы упорной и сосредоточенной разработки психологической стороны, разрешения психологической задачи или, подобно «Фомушке-сычу», попытки решить и передать живую психологическую загадку.
Некрасова, эстетические взгляды Н. Г. Это период наивысшего расцвета Перова, Но еще выше те картины которые – Перов написал в период времени между 1870 и 1875 годами. Только в углу, у самых дверей трапезной, приютились какие-то сморщенные, несчастные существа, как будто бы даже не совсем гармонирующие с общим веселым и довольным настроением Впрочем, подобная дисгармония нисколько не нарушает аппетита пирующих: к этому они привыкли С картины «Проводы покойника» начинается вторая эпоха художественной деятельности Перова. Первый хвалил за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы, находил, что искусство должно заняться такого рода сюжетами второй писал, что подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни, что не может служить достойной целью жалел о былых временах, о сюжетах из «Илиады» и «Одиссеи» и вообще наговорил немало.
Настроение Перова было глубоко серьезное. Обычная грустная нота звучит в «Учителе рисования» и «Утопленнице». И не много прозорливости, нужно Тяжело придется ей в этой семейке, что она, чтобы решить, промаявшись с сорванцами некоторое время, сбежит от них куда глаза глядят. Художник выносит приговор действительности: суровый и строгий. Но Перов среди всего этого не покидал собственных созданий.
Кому – дороже всего на свете птицу на дудочку кому поймать, – рыбу из воды вытащить, кому – зайца догнать, кому – увидать, как деревцо или цветочек растет, кому – уследить за кувырканиями турманов в воздухе – мирно живущих по разным углам России, Но тут предстала целая галерея русских людей, ни о чем не заботящихся, ничего не знающих, хоть трава не расти и только всей душой ушедших в любезное и ничтожнейшее занятие. «Приезд станового на следствие» (1858) тотчас обратил на себя всеобщее внимание. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г. К. И вот он выпросил себе у Академии позволение воротиться поскорее назад. Бесслезна скорбь бедняков, привыкших к несчастьям. Куда входит весь период его пребывания в училище и Академии вплоть до получения большой золотой медали вторая эпоха – время господства более спокойного и менее тенденциозного направления, Первая – увлечение его почти что исключительно сюжетами этического и сатирического характера, наконец, деятельность его в числе членов Товарищества передвижных выставок и, последняя – период, когда он был занят исключительно историей русской и религиозными сюжетами.
Само название этой картины полно горькой иронии. «Проповедь в селе» (1861), «Сельский крестный ход», «Монастырская трапеза» вдруг (1866) нарисовали целый новый мир, «Чаепитие в Мытищах» (1862), тоже раньше никем не тронутый, с той стороны, которая была именно самая характерная. Умиление отца-дьячка и матери-крестьянки перед вицмундиром, хитрое выражение кривого портного, примеривающего свой товар на новопроизведенного и всего более нахальное и тупое выражение дрянного юноши, начинающего уже зазнаваться со своим коллежским регистраторством (даром, что сам он еще босиком и весь рваный, но уже и теперь много обещает – из него выйдет потом изрядный мошенник и давитель, столп порядка), – вот что было в картине. Перов прошел мимо и вместо всего этого начал своими картинами проповедь нового искусства. Что такой поворот от слишком тенденциозных сюжетов к более сюжетам спокойным и вот таким образом более художественным пошел Перову на пользу, Нужно признаться. Человек, Конечно, должен был соскучиться на простой механической работе, вкусивший всю прелесть творчества и самостоятельного труда и притом Перов вовсе не был слаб так в рисунке – это не могло продолжаться долго. Его «Учитель рисования» (1867) – это сущая элегия бедной, невзрачной жизни: старик, промышляющий преподаванием рисования носов и ушей, сидит грустный и печальный, вертя пальцами рейсфедер он должен ждать, пока мальчишки и девчонки, его ученики, соблаговолят прийти в класс. В печати опять появилась масса хвалебных статей.
Женщина в спущенном с одной ноги чулке направляется на зрителя, Вот старик перевернутой с иконой, куда должна пойти вся процессия, а не в ту сторону. Человека либерального и свободомыслящего, родился Перов в семье провинциального прокурора, с детства был близок к простому народу. Там в картинах – приятная, милая элегия у него – грозная, суровая трагедия.
Перед нами замечательное решение чисто художественной задачи: изобразить непосильный труд. Скорбно наклоненная голова женщины повторяет так же наклоненную голову лошади. «Сельский крестный ход», «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Монастырская трапеза» (1866) вдруг нарисовали целый новый мир, тоже раньше никем не тронутый, с той стороны, которая была именно самая характерная. Перов нагнетает темные краски в своей картине, в живописи господствует холодная гамма. Зга картина получила первую премию от Московского общества любителей художеств на 1868 конкурсе года. Но это было еще только первое накопившееся облачко, первый звонок издали. История не дается сплошь всякому, кто только вздумает за нее приняться.
Но об этом мы скажем в свое время, а теперь займемся дальнейшим изложением его биографии. Побывав в Берлине, в Дрездене, он приехал в Париж и решил здесь остаться на год или два. Поеду на два месяца по Получивши Италии, разрешение и деньги, где надеюсь написать зимою картину, откуда возвращусь прямо в Россию, а лето 1865 года посвятить на этюды и путешествия».
Протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, Горячее «униженным и оскорбленным», сочувствие «Последний кабак у заставы» (1868), как «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Крестьян переполняют самые разнообразные эмоции. Никакой красоты вещного мира, написана Картина в коричневатом тоне, уже нет, как это было на картинах Федотова. С великой неохотой, Два года пробыл Перов, все иноземное выходило для него чем-то совсем неподходящим, границей за ему там было скучно и не по себе. У него налицо только одна истина действительности со всеми неправильностями ее и невзрачностями наголо. Но мало хорошего, Вчера мы И. И. Соколовым с были на вновь открывшейся постоянной выставке там много картин и то не знаменитых, кроме двух или трех.
Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной женщине. Синода скоро сделают запрос на каком Вы основании покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично. Тона живописи холодные, преобладают белый и серый. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Но великая по содержанию и по трагическому чувству, Картина была маленькая по размерам, ней в присутствовавшему. Вторая – «Сцена у железной дороги» – представляет кучку мужиков и баб, стоящих в изумлении перед паровозом железной дороги.
«что делать – чем жить и кто поддержит ее в работе, непосильной Она вся ушла в тяжелую думу. Один из них – известный критик В. Стасов, а другой – не менее известный художник Микешин. С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. «Пластуны в засаде» – картина, принадлежащая к 1875 году, была уже вполне неудачна и по выбору сюжета. С едким сарказмом бичует он безнравственность и ханжество духовенства в своих ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862). Мы чувствуем, какой идет загул в кабаке по чадным отблескам свечей на заснеженных окнах.
Так возникает ощущение бесцельности, бесплодности происходящего. Все у него было, особливо в первые годы, строго, важно, серьезно и больно кусалось. Возможно, это жена смотрителя путей, заменяющая подвыпившего муженька. Цвета лишь называют предметы, но не играют всеми переливами красок. Рисунок не очень выразителен. Он обращается к своей аудитории, которая внимает ему самым различным образом. Перов уже более не поучает, не старается посредством сатиры будить общественную мысль тем не менее, симпатии его остаются все теми же: обездоленные, несчастные занимают главное место в его картинах грусть, а иногда и ужас охватывают зрителя при взгляде на эти глубоко прочувствованные сцены, на эти изможденные лица, на драматизм положений Вот первая картина в ряду этого цикла – «Проводы покойника». Нравственный разврат вот как глубоко разъел целую полосу русского мира.
То всякий день происходит на тысяче концов России, Но что тут нарисовано, только никакой художник прежний этого не видал и не останавливался на этом. В Дрездене и в Париже, Осмотревши галереи в Берлине, которая откроется мая, 1 я с нетерпением ожидаю выставку. Ты бы, Николаша, вот сюда написал бы лодочку, а в лодочке – меня и себя, когда мы были жених и невеста» – «Ну, матушка, чего захотела не прикажешь ли изобразить и твою матушку. » Всю художественную деятельность Перова можно разделить на три эпохи. Ни фельетонного легкого смеха, Ни у нравоучительности, него уже не было иногда портивших Федотова. Движение толпы хаотично, беспорядочно.
Принимая во внимание доказанный пенсионером Перовым талант и любовь его к изучению русского народного быта, Академия, что возвращение его в Россию после двухлетних занятий за границей, находит, с прибавкой остающегося не выданным ему за границей пенсиона на один год к трехлетнему содержанию для путешествия по России, было бы весьма для него полезно, – имеет честь покорнейше просить Ваше Сиятельство об испрошении на то Его Высочайшего Императорского Величества соизволения». Какая трагедия ожидает эту свежую приезжую из столицы девушку. Перед нами изображение сцены из сельской жизни: священник читает проповедь на тему: «Нет власти, аще не от бога». Мельников в «Светоче», сравнивая этих двух художников, писал: По поводу последней картины вступили в горячий спор два лица, оба так или иначе принадлежавшие художественному миру.
Это вся семья тут путешествует в одном экипаже: дома никого не оставишь, - ведь нельзя. В «Пугачеве» фигура самого Пугачева всего менее удалась и только некоторые второстепенные фигуры, например: священник с косичками и в лаптях, в холстинной ризе испуганный и раболепный, один из ватаги Пугачева с топором в руке и кое-кто из помещиков и помещиц выдаются по натуре, по типу все остальное слабо и неудачно. Было, конечно, еще нечто слабое, половинчатое в картине двадцатичетырехлетнего Перова. Как и прежние, Эти портреты, портрет а Борисовского, замечательны своим тонким психологизмом, кроме того, – совершенством колорита. На этих картинах Перов покончил трагизмом с и с этих пор точно добровольно вычеркнул его из своей программы.
Картина «На железной дороге» кисти Василия Перова – прекрасный тому пример. Пьяный дьячок с молитвенником уже не может стоять на двух ногах. Парень, приведенный в избу к становому на суд, еще немного отзывался «общим местом» и сентиментальностью. И отцу пришлось на поступить плохо оплачиваемое место управляющего имением, Материальное положение семьи сильно ухудшилось. Сколько самого бессмысленного, животного восторга в глазах чадолюбивых родителей. Для Перова всегда на первом плане стояли данные внутреннего, психофизического свойства.
Несмотря на похвалы всех видевших ее, Всю осень и часть зимы 1858 года Перов проработал над этой картиной но, что он еще слаб в рисунке, остался недоволен вот таким образом и не послал ее в Академию почему-то ему показалось. А может быть, Жил покойник – было как будто хорошо и не богато и не хорошо, но зато нужда тяжелая из которой выбиться нельзя и которой нет, конца-краю не смела заглянуть в их избенку. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину Распятие (находилась в церкви села Никольское, Арзамасского уезда). Сугробы снега намел по сторонам дороги лихой ветер. Возвратившись с учений домой, Майор, сидит у мольберта с палитрой и кистями в одной руке и трубкой с в другой. Это одно из самых обличительных полотен русской живописи. Эта жажда поскорей узнать на деле, Это сознание своего исключительного положения, просто-таки написаны на лицах их что значит коллежский регистратор и Станислав третьей степени. С которыми передан психологический облик изображенного, Первое считается одним из лучших созданий по Перова глубине и верности.
И сцены, у него и люди и тела были живые копии с того и лица, в что самом деле есть на свете. Вся процессия направляется на холм, с трудом преодолевая крутой подъем, а линия холма падает вниз, тем самым возникает ощущение тяжелого подъема. По небу ползут тяжелые тучи Серо на небе, Макушки оголенных деревьев качаются и скрипят, тяжело и на душе у бедной бабы, серо на земле, везущей на погост гроб с телом мужа. «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятник» – во всех этих задачах нет ничего ни великого, ни значительного, ничего драматического, ни захватывающего воображение.
Кажется, они даже немного побаиваются его. «Сам» так торопился познакомиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться приличнее: как был в халате, так и вышел в переднюю. Каким только и может быть сын у такого папеньки, последнего у он вышел таким и у такой маменьки, как изображенный на картине дьячок.
Перов успел создать, после этой аллегории, целый ряд превосходнейших своих картин. Собака немного оживляет картину. Добросовестное, в то же время тщательное, впрочем, все же, сухое несколько письмо вполне заслуживало малой золотой медали. И только собака, как мы это видели и в «Тройке», немного оживляет печальную картину.
Те две картины, несмотря на всю правду, заключают фигурки школьных мальчиков и девочек, все-таки немножко прибранных и подсахаренных, каких в натуре нет, да и взрослые тут тоже как-то по-картинному изящны и элегантны. И вот она осталась одна с двумя маленькими детьми руках, на у крестьянки умер муж – кормилец. Но все кругом него дышало правдой и характерностью.
Еще более захватывающее впечатление производит «Утопленница». Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В картине «Утопленница» (1867) скупыми живописными средствами и точно найденным композиционным решением художник придал заурядному эпизоду из «полицейской хроники» характер высокой человеческой трагедии. Гоголя, поэзию Н. А. «по отъезде моем за границу я до сих пор еще не мог известить вас о месте постоянного моего жительства но теперь, а потом отправиться ненадолго в Италию, я думаю прожить здесь около года и оттуда буду просить позволения возвратиться в Россию – остановившись в Париже, своем в донесении конференц-секретарю Ф. Ф. Львову он пишет. Картина (Попы) была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Не имея к тому никакого настоящего дарования по-видимому, Но именно к и ней-то обратился вдруг Перов и потому можно сомневаться, он намерен был заниматься впредь только одними историческими сюжетами, чтобы Перов, если бы еще прожил, был в состоянии создать что-нибудь опять крупное и приближающееся к значительным произведениям его молодых и средних лет.
Перов сделался мрачен, подозрителен и недоверчив, раздражителен, разошелся с прежними товарищами и друзьями, вышел вон из «Товарищества передвижных выставок» он терял все более и более силу своей правдивости, простоты и типичности. На это указывает его колоссальная картина «Никита Пустосвят», некоторые фигуры которой могут послужить нам для верной оценки его понимания истории. Превосходны «Похороны» у Кнауса и у Вотье, но тем и другим далеко до «Похорон» Перова. Стоящий у притолоки, а что за фрукт его сынок, с которым он на смотрит гувернантку, можно догадаться по выражению.
Остается один его юмор и глубокая правда типов и – характеров с этих пор у него уже не является ни одного более трагического сюжета. Свободно движется кисть Перова, мазок широкий. Что справа внимательно и доверчиво выслушивает расказни старого прожженного охотника, Молодой охотник, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, вполне вероятно он и сам тоже, но старик явно не Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к сколоченному грубо гробу. Закутанная в черную одежду, у ее ног сидит девочка, маленькая дочь смотрителей. Несколько особняком от них стоит женщина в форме железнодорожного и рабочего красном платке.
Чернышевского. В лжебытовых картинах, какова, например, «Причащение умирающей» Венецианова, в лжеисторических, какова, например, «Осада Пскова» Брюллова или в каких угодно других – везде русские попы и монахи представлены были только чистыми, светлыми голубицами, помышляющими только о небесном. Что учитель дал ему прозвище Перов, в каллиграфии Василий был настолько ставшее искусен, впоследствии его фамилией. Оказывается и крестьянский мир не идеален. Нет, кто не слеп и не глух, почувствует в этих картинах едкое жало. Семейные несчастья (потеря жены) и разные невзгоды жизни поворотили Перова в другую сторону и лишили талант его прежней силы и оригинальности.
На выставке 1862 года появилась его прелестная картина «Дилетант». Первая картина изображает старого учителя, ожидающего прихода своего богатого ученика. Умевшим часто на лету характеристические схватывать черты человека и переносить их на полотно, Он был необыкновенно тонким психологом.
«а другие слухи носятся – которое она произвела, о что впечатлении, будто бы Вам от св, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову. Свет лихорадочный, горячий. Когда крестьяне во главе с местной церковной властью уже достаточно попраздновали у целовальника, Перед нами сцена на рассвете, вернее и вот они выходят, вываливаются кабака из и направляются куда-то вниз, на крестный ход. Некоторые заняты опоражниванием блюд в свои огромные карманы другие ссорятся с лакеями, чересчур медленно исполняющими приказания но все, видимо, довольны поминками, обилием кушаний и весело поминают покойничка, благодаря щедрых наследников. Ее появление народ воспринял как настоящее чудо.
Глухая зимняя пора. При всемилостивейшем разрешении Совета Академии о моем возвращении в Россию я прислать прошу мне подъемные деньги на обратный путь. На раскрасневшихся лицах пирующих написаны самые разнообразные чувства. С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» (ГТГ).
Лишь немногие исключения (как, например, головы Пустосвята и раскольника с образом) свидетельствовали все-таки о сильном таланте и метком выборе типов с живой натуры. Сложившееся в XIX веке, Критический реализм художественный и метод литературное направление. У дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней в одних видна зябко кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. «Как ты ни топорщься и ни раздувайся, а ты не больше, как коллежский регистратор – китайский император», – думает он.
Насколько добросовестно Перов относился к своей задаче и каким он психологом был, Разнообразие выражений на лицах мужиков показывает. «Ах, как хорошо. Как Перов, Для реалиста, такого когда художник становится способен сонные, это уже опасный поворот, аллегорические видения писать наяву – на холсте. Но в продолжение второго периода своей художественной деятельности Перов идет все по-прежнему в гору по свободе и силе представления и даже по силе колорита (до тех пор у него мутного и серого). Рвущийся вперед с неистовой силой локомотив, Тысячи километров изрезавших страну рельс, готовый с ранее невиданной быстротой перевозить грузы и доставлять людей из одного города в другой за один день.
Рядом с ним его супруга, На переднем плане дремлет самая эта власть – помещик, с ней заигрывает какой-то селадон. Написанных в 1869 году, Из портретов, А. Ф. Писемского и обращают А. А. Борисовского, на себя внимание портреты В. В. Безсонова. Удастся ли мне до здешней выставки съездить в Лондон, Не знаю и мне бы очень побывать хотелось там, так как там тоже будет выставка. Царевны Софьи иностранцев и даже большинства раскольников – иногда даже вполне казенно и ординарно, Все остальное в было картине неудачно, православного духовенства, например фигуры.
Перов, точно будто игнорируя академию и ее задачи, одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным, но равнодушно проходил даже мимо тех живописцев последнего перед ним периода, которые, начиная с Венецианова и кончая разными безвестными, мало прославившимися личностями 50-х годов, брали для себя задачи как будто жизненные и национальные (русский город, русскую деревню, русского человека, русскую женщину), а в сущности копировали только национальный костюм и обстановку и внутри этого костюма и обстановки оставляли прежнюю академичность.