Подчеркивая положения и действия персонажей при помощи пространственных интервалов, дела Пьеро Франческа строит большие композиции, световых и цветовых акцентов. «Пьеро из Борго, живопись которого относится к 1458 году, лет шестидесяти ослеп от простуды и так дожил до восемьдесят шестого года своей жизни. Пьеро никогда не придворным был живописцем в буквальном смысле этого слова, Часто создавая произведения для того или иного княжеского двора. Который в основных чертах сохранился и в произведениях, в период с 1446 по 1454 года Пьеро создал стиль, относящихся уже к его периоду творческой зрелости. Именно это одно из важнейших качеств его искусства делает творения художника непроницаемыми для обычных чувств человеческих и ощущений. Луки. Он всегда сохранял независимость человека имеющего собственные взгляды.
«Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», - пишет Вазари. (8) Фрески в Ареццо – главная работа Пьеро делла Франческа (до него там работал не Лоренцо ди Биччи, а его сын Биччи ди Лоренцо). Которою он видел в Риме, На формирование стиля Пьеро делла Франческа периода зрелого оказала влияние классическая скульптура.
В 1469 Пьеро закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства Св. Пьеро был старшим из 8-ых детей Бенедетто деи Франчески и Романы ди Перино. Написанных в Борго Сан Сеполькро, (7) Из работ, а также образ из ("Успение Богоматери") монастыря августинцев (теперь в городской пинакотеке), сохранились "Воскресение Христово" в палаццо Коммунале (бывший дворец Консерваторов). Как он изобразил ночь и ангела в ракурсе, «Однако превыше всякого иного достижения по изобразительности и мастерству стоит то, чтобы передать знак победы Константину, который опускается головою вниз, спящему в палатке под охраной слуги и нескольких вооруженных, во скрытых мраке ночи.
В его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений, Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов Пьеро у дела Франческа. Что он уже имеет за годы плечами практики, Несмотря на то, художественная жизнь тосканской столицы поражает его широтой размаха. Надпись на раме («convenerunt in unum») также говорит в пользу этой теории. Что совсем не соответствует её драматической направленности идейной Работа наполнена яркими цветами, предпочтение холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего, оригинальные колористические решения, сцена бичевания отнесена на задний план, а значит является лишь символом того, что тема разговора вынесенных на передний план людей- это тема религии. Всё подчинено неторопливомуритму.
Но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано, Федериго да Монтефельтро и его Баттиста жена Сфорца изображены в профиль. По величайшей тщательности письма приближающийся к живописной нидерландской технике, На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских. В пределе в сюжетах с мелкими фигурами есть святой Антоний, воскрешающий младенца, святая Елизавета, спасающая упавшего в колодец мальчика и святой Франциск, получающий стигматы. Свойственным самокритичным и целеустремлённым натурам, в течение нескольких месяцев делла Франческа с упорством, где может научиться работать так же ищет мастерскую, как эти мастера, может а, быть, взяв на вооружение их опыт, сделать собственные открытия в живописи.
Его не могли не заинтересовать теории Альберти и Брунеллески. Придающий картине приглушенные пастельные тона, в Тебе исполнение Моей доброй воли. » Отличительной чертой этого полотна является сверху льющийся необычный свет. Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года из чего следует1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро). «после меня придет тот – кто несравненно больше меня я не достоин даже развязать ремни Его сандалий, в своей он проповеди говорил. Герцога Урбинского, Большинство книг Пьеро находится библиотеке в Федериго Второго, что по заслугам стяжали ему имя лучшего геометра своего времени», - заканчивает свой рассказ Вазари и таковы. Сюжет фресок- история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Иоанн окрестил многих людей со словами: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472 году. Художников Мазаччо (1401-1428), Нетрудно представить, скульптора Донателло (1386-1466) и архитектора Брунеллески фра (1377-1446), Анджелико (ок. 1387/1400-1455) и Уччелло (1397-1475) – насколько смелыми и необычными показались провинциальному живописцу работы признанных мастеров того времени. Тонко нюансированный прозрачный цвет, Светоносный, вот то главное, освобожденный от диктата формы пластической и создающий особую пространственную атмосферу, что воспринял Пьеро у Венециано и в чем сумел впоследствии превзойти своего учителя. В коллекции Леонелло были картины крупнейшего представителя раннего нидерландского Возрождения Рогира ван дер Вейдена (1400-1464), которые, несомненно, вызвали у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, к способам передачи света и трактовке золотых вышивок и кружев, столь виртуозно изображавшихся художниками XV века на богатых одеждах персонажей их картин. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик В Нью-Йорке и св.
(3) Пьеро работал в Урбино главным образом для герцога Федериго да Монтефельтро (Гвидобальдо родился в 1472 году, т. е. Константинизображён в профиль, на белом коне впереди войска. В исполненной в 14501462гг. Покоящееся на знании и изучении природы, Его творчество, после Мазаччо, явилось, важным новым этапом в развитии реализма. Столь спокойные и неподвижные, Богоматерь сопровождают святые, поднимающихся за их спинами их что фигуры кажутся частью величественных стен. Что он родился внебольшом городе Борго-Сан-Сеполькро в Умбрии, Известно, семье в ремесленника, недалеко отАреццо. (12) Из работ Лорентино в Ареццо сохранились один из эпизодов жития св. Доната (недавно обнаруженный на стене сеновала монастыря Санта Мария делле Грацие), фрески и полиптих в Сан Франческо, фрески в палаццо Коммунале и фрагмент фрески (Мадонна) в церкви Сан Себастьяно, обнаруженный за образом работы Вазари. Считающийся ранним в его творчестве, Уже в период, этот который в основных чертах сохранился и в произведениях более поздних, окончательно сформировался стиль Пьеро делла Франческа, созданных в то период, который принято называть творческой зрелостью.
Он видел перед собой раскрывшиеся небеса и Духа, Когда Иисус выходил из воды, сходящего Него на в виде голубя. Уччелло, Учился он в мастерской Венециано Доменико во Флоренции, где проявил глубокий интерес к искусству Мазаччо, Брунеллески иАльберти. Образующий подобие шатра, Распахнув огромный плащ, преклонивших колени у ее ног, величественная и суровая Мадонна оберегает словно с его помощью торжественно-спокойных граждан. Переизбыточность художественного творчества, Поражает щедрость, как хлынувшего из рога изобилия. лишен почестей тот, кто заслужил их своими трудами. В зрелый период творчества Пьеро делла Франческа выступает мастером эпической монументальной живописи, что прежде всего обращает на себя внимание в знаменитом цикле фресок на тему истории Животворящего креста (церковь Сан-Франческо в Ареццо, 1452-1466 г. г. ).
Что знаменательное событие произошло около 1415 года, До недавнего времени учёные считали, однако сегодня всё они больше склоняются к периоду между 1411 и 1420 годами. Ему же приписывается Мадонна в Дублинской галерее. (1) Вазари обвиняет в плагиате знаменитого математика изобретателя тройной итальянской бухгалтерии Луку Пачоли. Над ними распростер свои крылья белый голубь – Святой Дух. Оно шло впереди науки, выполняя функцию универсального – познания философии и поэзии, Искусство играло в ее жизни слишком важную роль.
Флоренция является первым и наиболее важным этапом в развитии художника Пьеро делла Франческа. О его появлении на свет и жизни повествует Евангелие от св. Ангелов, Образы Христа, не отличаются красотой, Иоанна Крестителя, полны но величавого спокойствия и внутренней силы. Полные перспективы, Это показывают его произведения, так нарисованный в квадратах с разных сторон и в частности сосуд, что дно и горлышко видны спереди, сзади и с боков это поистине изумительная вещь, в которой он тончайшим образом нарисовал каждую мелочь и с большим изяществом произвел сокращение перспективное всех окружностей». Которые он сам для себя построил и которые отчасти сгорели и были разрушены в 1536 Он году, оставил в Борго значительное состояние и несколько домов. Дата его рождения до сих пор остаётся под вопросом.
Писал Муратов, Эпическая стихия и чтобы подняться к уровню его воззрений, нечто надчеловеческое владело искусством Пьеро, мы должны были бы обладать той душевной способностью, которой располагало античное мыслившее сознание, где-то между миром богов и людей мир полубогов и героев. Последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану фигуры первого плана определяют размер также колон изображенных построек, что Пьеро использовал композиционный принцип – можно доказать, Напротив, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов. (4) Из теоретических работ Пьеро сохранились рукописи трактата о перспективе. А с 1474 года герцога Урбино, с Примерно середины 1460-х годов Пьеро дела Франческа работал при дворе Федериго да Монтефильтро – графа. Тогда принадлежавшей ордену камальдульцев, Он был достойно похоронен своими гражданами в главной церкви, же теперь ставшей епископской.
Св – Алтарь был разделен на части в XVII веке и до настоящего сохранились времени только четыре доски с изображениями святых. За городом в верхней части монастыря, в церкви Санта Мария делле Грацие, в нарисованном перспективе, он нарисовал святого Доната в папском облачении в кресле, с несколькими ангелочками для монахов Монте Оливето в церкви Бернардо в высокой стенной нише он написал святого Викентия, который весьма ценился художниками. Одно из ранних произведений Пьеро делла Франческа – алтарный образ Крещение Христа (ок.
Одним из самых ранних произведений Пьеро явился его полиптих с Мадонной делла Мизерикордия (1450-62, Пинакотека, Сан-Сеполькро). Целеустремлённым человеком, Отец семейства был трудолюбивым, владельца суконных нескольких лавок и ткацких мануфактур, прошедшим путь от бедного портного до богатого купца, почётного гражданина Борго. 1450 г. ). До подлинного ренессансного «открытия личности» тут еще не доходит. Конечно, в то время были художники более талантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима.
Фигуры объединены классическим параметром и пейзажным фоном. Сцена крещения изображена на фоне тщательно выписанного пейзажа. Квантроченто- этап Раннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. И здесь и в Крещении пейзаж образует широкую панораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты, как у Мазаччо и Мазалино и показаны с учетом воздушной перспективы, знание которой он почерпнул из живописи фламандцев. А также лет с пятнадцати получал наставления в живописи, в юности своей Пьеро занимался математикой, однако оставляя не математики, никогда, производя удивительные плоды как в ней, так и в живописи». Но женские образы имеют удлиненные, Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия изогнутые слегка шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты. Справа Иоанн Креститель, одетый в рубище, крестит Спасителя водой из Иордана. Люди шли к нему из Иерусалима и со всех сторон Иудеи.
В Перудже он сделал много вещей, Кроме того, в церкви монахинь святого Антонио он Падуанского темперой нарисовал образ Богоматери с сыном на лоне, которые можно видеть в этом городе так, святых Франциска, Елизавету, Иоанна Крестителя и Антония Падуанского и выше – прекраснейшее Благовещение а ангелом, который кажется действительно сходящим с неба кроме того, там есть перспектива уменьшающихся колонн, абсолютно прекрасная. Но Пачоли в своём трактате "О божественной пропорции" с большим почтением отзывался о своём учителе Пьеро делла Франческа и обещал составить список его сочинений о перспективе вот таким образом в сходстве сочинений того и другого естественно усмотреть вместо злостного заимствования дружественное сотрудничество и живописца математика. В середине XV столетия живопись ЦентральнойИталии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служитьтворчество Пьеро делла Франческа (около 14201492), крупнейшего художника итеоретика Возрождения. Прежде всего в архитектурных фонах, Под влиянием увлечения этого античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы. Которые в традиционных трактовках этого Типичные сюжета, для художника геометрические пропорции и светонасыщенные тона проявляются в монументальных фигурах трех наблюдающих ангелов, держат одежды Христа в момент, как правило, когда он вступает в реку Иордан. Которое зовется отцом истины, Хотя время, но все-таки случается, рано или поздно обнаруживает правду, на что некоторое время бывает. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
Много портретов с натуры, в этой работе одежды женщин царица Савской исполнены в и новой нежной манере, что изображают людей древности. Определенное влияние оказала Пьеро на делла Франческа современная живопись нидерландских мастеров. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей). Ей указывают место и она чудесным образом узнает, на которых были казнены Христос и два разбойника, на каком из трех крестов был распят Христос – где закопаны кресты, втором Во ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой.
Всех, кто исповедовал свои грехи, Иоанн крестил в водах Иордана. И батальные сцены, чудесного сна и пытки, повседневного труда, все отдельные фигуры и группы многочисленных персонажей, все конкретные детали пейзажа подчинено общему пространственному и пропорциональному закону, который является как бы идеальным предначертанием единого человеческого и природного бытия – и сцены придворного Все церемониала изображенное художником. Розовых, Алтарь из-за сочетания почти приглушённых не тенями красок голубых, жёлтых и вишнёво-красных кажетсязалитым светом, светло- и тёмно-зелёных. Алтарь имеет готическое обрамление, однако, размещение четырех святых вокруг Мадонны на троне более свободное, сем в других композициях этого типа. А также в Ферраре, 1442 с работал преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино, Риме, Римини, Ареццо. Обладавший колоссальным влиянием на современников, мастер Крупнейший Кватроченто, для которых оставался монархом в живописи. Скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, Архитектура, свою утверждающего индивидуальность в искусстве, художника-артиста. Одним из первых произведений Пьеро делла Франческа было «Крещение Христа», выполненное им в 1445 году для церкви Иоанна Крестителя в его родном городе Борго Сан-Сеполькро.
Расположенных на противоположных стенах, Пластические формы и пустоты противопоставлены искусно во фресках. Тоже на фоне пейзажа, в аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов восседающим представлен на триумфальной колеснице. В которых отражаются люди на берегу, - явное подражание фламандским мастерам, Христос изображен в стоящим синих водах реки. Ученик математика Пачолли, друг Брунеллески и Леона Баттисты Альберти, Пьеро делла Франческа с увлечением отдавался теоретическим проблемам, написав известный трактат «О живописной перспективе», предваряющий знаменитые работы Леонардо. Если в этой работе художнику еще приходилось считаться с консервативными вкусами заказчиков, требовавших изображения фигур на золотом символическом фоне, то в Крещении Христа (1450-55, Национальная галерея, Лондон) Пьеро уже вводит в композицию пейзаж, который служит естественной средой существования человека.
И малочисленность сохранившихся произведений мастера, находившихся вдали от крупных культурных центров, что они оказались в провинциальных городах – и то, в сыграли этом свою роль разные обстоятельства. Непроницаемым остается мастер, о писал художнике П. П. Муратов – строго замкнувшийся в своем объективном творчестве, Обычной критической нескромности живопись его ставит предел. Ареццо, урбино, Затем работал в городах Римини, Риме. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило итальянского развитие искусства в целом, Ферраре. Над могилой которого вырастает дерево, святое в люнете правой стены представлена смерть Адама. На заднем плане раздевается, готовясь к крещению какой-то человек. Господствующей над окружающей природой, Низкий усиливает горизонт монументальность его фигуры.
Развив свое природное чувство цвета, овладев научной перспективой, освоив учение о пропорциях, художнику удалось воплотить в своем творчестве оригинальный перспективный синтез формы и краски (Р. Лонги). На фоне спокойных ясных ландшафтов, Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции плоскости параллельно стены, гармоничной целостности картины мироздания, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности. В Крещении немало от жанрового понимания сюжета, благодаря чему в евангельской сцене появляются простонародные типы.
Работа Бичевание Христа (кон. Справа, на переднем плане, полукругом стоят три фигуры, личности которых не установлены. (10) Из названных работ в Перудже (в городской пинакотеке) сохранился триптих "Благовещение", который достоверной работой Пьеро делла Франческа не признаётся. Заженщинами тянутся шлейфы, Они облачены широкие в одежды с ниспадающими складками, расширяющихся кверху раструбами, на головах у мужчин фантастические уборы в видевысоких цилиндров. Необычайной объемностью и геометрической четкостью пропорций, Художник их трактует с большой жизненной убедительностью. (7) Из работ, написанных в Борго Сан Сеполькро, сохранились "Воскресение Христово" в палаццо Коммунале (бывший дворец Консерваторов), а также образ ("Успение Богоматери") из монастыря августинцев (теперь в городской пинакотеке). В воде отражается прозрачное небо, в свободной живописной показано манере неширокое изгибающееся русло Тибра с едватронутыми зеленью голыми деревьями по берегам.
Который создает особую, Далекое и объединяется близкое здесь с помощью равномерно льющегося света, словно серебрящуюся воздушную атмосферу. (9) Фреска "Мария Магдалена" сохранилась (в соборе города Ареццо). Отражающееся в неподвижной воде реки безоблачное небо придает всей гармоничное сцене настроение. Заимствование некоторых приёмов фламандской техники, а также близкая к пленэрной трактовка освещённых предметов заметны уже в портрете Сиджизмондо Малатесты, правителя Римини, по заказу которого делла Франческа в 1451 году исполнит несколько фресок для фамильной часовни Малатеста. Старой трактовки форм, эти Иногда традиции просто проникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии.
Своей четкостью, Художественный мир Пьеро это всегда мир геометрического порядка, определенностью и ясностью отношений противостоящий эмпирическому и хаосу случайности. Впрочем это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким. Использованию воздушной перспективы и панорамных видов, в нем заметны возникшие во флорентийской живописи под влиянием северного искусства тенденции к большому реализму в построении и композиции передаче деталей. Можно подумать, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века. В которых он был не хуже любого в своё время и даже, Там сохранились тем не менее некоторые из его рукописей по и геометрии перспективе, тех, может быть, кто вообще когда-либо существовал.
До 16 века не в попавшего сферу культурного влияния Флоренции, Художник из маленького городка, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. Где находится монастырь францисканцев-башмачников, в за Сарджано Ареццо, молящегося ночью в саду, он написал в одной капелле прекрасного Христа. И се глас с Небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Фрески и полиптих в Сан Франческо, (12) Из работ Лорентино в Ареццо сохранились один из эпизодов жития св. Доната (недавно обнаруженный на стене сеновала монастыря Санта Мария делле Грацие), обнаруженный за образом работы Вазари, фрески в палаццо Коммунале и фрески фрагмент (Мадонна) в церкви Сан Себастьяно. Брамантино (собственно Бартоломео Суарди) – ломбардский художник, работавший также в Риме ученик Браманте (отсюда и прозвище). Филиппо Брунеллески, в 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции испытал Мазаччо, влияние мастеров нидерландской живописи. В монастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ и эту вещь весьма хвалили фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе или как они себя называют, братстве а во дворце консерваторов – воскресение Христа, которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще из всех его работ», - пишет Вазари.
Но там искусство было плодом коллективного гения, Он был высок и в средние века, а рассталось Возрождение со средневековой массовидностью и безымянностью. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). Кардинала Пиетрамала, Его рукам принадлежат такие произведения как картина где Сикст папа IV между кардиналом мантуанским и кардиналом Пикколомини дарует прощение городу Ареццо в зале дворца приоров он написал с натуры портреты Галиотто, мессера Анджело Альберготти- доктора прав и много других произведений, епископа Гульельмино дельи Убертини, которыми бы мог гордиться его учитель. На задней стене изображены два пророка. Когда Иоанн стал взрослым, он стал проповедовать.
Дажездания на фресках располагаются не под углом, а в фас. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Около 1469 года Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Что творчество Пьеро выходит за рамки основных раннего школ Ренессанса, Существенно также и то имея в какой-то степени синтетический характер. (2) Бенедетто, отец Пьеро, умер в 60-х годах XV в. Пьеро называл себя по имени матери (делла Франческа), по названию своего рода (деи Франчески) или по имени отца и города, откуда был родом (Пьеро ди Бенедетто да Борго Сан Сеполькро). В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент).
Конной атаки Константина и рукопашной схватки войск Ираклия и Хосрова – Контраст рода иного достигается в результате сопоставления двух битв. Автор знаменитых Жизнеописаний, Этими словами Вазари, предваряет рассказ свой о Пьеро делла Франческа одном из самых выдающихся мастеров раннего Возрождения. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). И вот, как говорилось ранее из произведения Вазари, в 1453 или 1454 году Пьеро дела Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо.
На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года. По тонкости замысла и красоте колорита это – из одно наиболее удачных произведений художника. О жизни и личностимастера сохранилось мало достоверных сведений. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны.
«Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Августин в Лиссабонском Национальном музее св. Герцогом Урбино, «Пьеро делла Франческа был призван старшим Гвидубальдо Фельтро, так как это государство много раз терпело войн, для которого сделал много красивейших картин с маленькими изображениями большая их часть сильно пострадала.
Которые несомненно возбудили у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, в коллекции Леонелло были картины Рогира ван дер Вейдена, столь виртуозно изображавшихся художниками XV века на богатых одеждах персонажей их картин, к способам передачи света трактовке импрессионистической золотых вышивок и кружев. Он познакомился с величественным искусством Джотто, в этом городе одном из основных очагов раннеренессансной культуры, проникся ясным композиционным мышлением и осязательностью пластической формы и Мазаччо выразительной пластики Донателло. От которой отражается свет, Обращает на себя внимание украшенный орнаментом потолок бронзовая и скульптура. Плавным переходом в резким противоположность и темным теням, в моделировке карнации Пьеро дела Франческа отдает предпочтение мягким тонам, к которым прибегал в своих работах Мазаччо.
В конце 1439 года его поиски увенчались успехом : Пьеро поступает в мастерскую известного художника Доменико Венециано (ок. 1410-1461) и становится его учеником и помощником. Немного говорят о жизни и личности Пьеро скупые факты его биографии. Светлые серебристые краски замечательно передают воздушную атмосферу и дневной солнечный свет, позволяя видеть в Пьеро делла Франческа «первого мастера пленера» в истории западноевропейской живописи и одного из лучших колористов эпохи Кваттроченто. Которые сейчас понять довольно затруднительно, Полотно содержит тонкие аллюзии на политическую тогдашнюю ситуацию.
Действительно, Пьеро, прослывший при жизни царем живописи, на долгое время был если и не забыт, то как бы заслонен такими известными кватрочентистами, как, например, флорентиец Боттичелли или венецианец Джованни Беллини. В отличие от женских, Мужские лица, хотя в большинстве случае Пьеро делла Франческа предпочитает эпическую обобщенность трактованы образов, вполне индивидуально. Мадонна Милосердия – одно из произведений, в котором ренессансная трактовка фигуры и движения парадоксально соединена с такими выразительными приемами, популярными у готических мастеров, как сплошной золотой фон вместо пейзажа или интерьера и символическая разномасштабность изображений (Мадонна укрывает праведников сенью своего распахнутого плаща). В момент крещения «отверзлись Ему (Иоанну) небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как Голубь и ниспускался на него.
О перспективе в живописи, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии, Книжица и о пяти правильных телах – в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы, Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата. Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан в возрасте примерно 30 лет – КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМА ФИГУРА и КРЕЩЕНИЕ. Император держит в руке лёгкий белый крест священную реликвию. В центре композиции представлен Иисус Христос. Вот таким образом казалось, в его работах сочетание цветов достигало поразительной гармонии, о котором мечтал Альберти, что именно него у воплощено то содружество красок.
На фресках предстаютсамые разные персонажи, легендарные и исторические типы людей. незадолго до смерти художника). Но всё же видно, Правая часть фрески сильно повреждена, всадник как Максенций тонет вреке. Подмастерьем у которого он работал в 1439 в году, преодолении рационализма флорентийской живописи Пьеро помогли художественные поиски Доменико Венециано.
Его искусство сыграло значительную роль в стиля развитии Джованни Беллини и Антонелло де Мессина. Был учеником Доменико Венециано, одного из ярчайших колористов своего времени. Это самое знаменитое произведение мастера. Что жители Борго, Известно, не раз избирали его на городские почетные должности испытывая уважение к личным достоинствам Пьеро. Белые кони перемежаются с тёмными, развеваютсяплюмажи на причудливых шлемах, жёлто-оранжевое реетимператорское знамя с вышитым на нём чёрным орлом, поблёскивают серебристо-серые латы – квесеннему голубому небу поднимаются копья и разноцветные древки знамён, в сияющем свете дня конница императораКонстантина замерла на берегу Тибра. Мир, Пронизанный прозрачной светоносной энергией, созданный антропоморфен, Пьеро, но при этом имперсонален.
Которого Пьеро изобразил в церкви делле Мадонны Грацие, Недалеко от святого Доната и во многих других местах этого города, Лорентино сделал фреской несколько сюжетов из жития этого святого, а также в округе- множество вещей, отчасти потому, что он никогда не уставал, отчасти, чтобы поддержать свою семью, которая в те времена была очень бедна. В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии. Пьеро деи Франчески (известный как делла Франческа) появился на свет в городе Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы). Которых обычно изображали держащими одежду Христа в тот момент, Такими предстают на фреске ангелы слева, когда он окунается в реки воды Иордан.
Оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ, Творчество делла Пьетро Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии. Который, Учеником Пьеро был аретинец Лорентино дАнджело, мног писал в Ареццои довел до конца то, его подражая манере, что Пьеро оставил неоконченным из-за смерти. В центре композиции изображены Иисус Христос и Иоанн Креститель. Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта характерная для фламандской живописи). Нетрудно представить, насколько смелыми и необычными показались провинциальному живописцу работы признанных мастеров того времени : художников Мазаччо (1401-1428), фра Анджелико (ок. 1387/1400-1455) и Уччелло (1397-1475), скульптора Донателло (1386-1466) и архитектора Брунеллески (1377-1446). Михаил в Лондонской Национальной галерее св.
Изображенных на заднем плане за фигурой еще одного персонажа, с фигурами ангелов контрастируют темные силуэты иудейских священников, снимающего свое одеяние принятием перед крещения. На формирование которого, у Доменико Венециано, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, в свою очередь оказал влияние стиль интернациональной готики, Пьеро дела Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени этот прием лег в основу мощного поэтического его реализма произведений. Что один из центральных персонажей облачен картины в греческое одеяние, Это предположение опирается в том числе на тот факт. Они посвящены истории креста, на котором был распятХристос, рассказанной в популярной в товремя «Золотой легенде» Якопо де Вораджине итальянского монаха XIII в. В узкой готической капелле с высоким окномхудожнику пришлось расположить фрески в три яруса. (11) Фреска не сохранилась. 1450-х годов) явно перекликается с трагедийно-гротескным стилем нидерландцев.
Но важнейшим этапом для формирования его художественного было языка пребывание Пьеро во Флоренции в 1439 году. А для братства Благовещения хоругвь сделал для ношения при процессах, «Сделал он еще фреской в резиденции епископа города Ареццо святую Марию Магдалину рядом с дверью сакристии. Там в верхних комнатах дворца конкурируя с Браманте из Милана он исполнил два сюжета, После этого его призвал в Рим папа Николай V, так как Рафаэль из Урбино там должен был написать заключение святого Петра темницу в и чудо с причастием в Больсене, которые тоже по сведениям Вазари были разрушены папой Юлием II.
Господствуют голубые и синие тона даже вороные лошадинаписаны тёмно-синим, а не чёрным. Воспринимая и усваивая разнообразные стороны флорентийского искусства, в котором разум доминировал над чувством, рисунок над краской, фигура над пейзажем (В. Н. Лазарев), Пьеро, однако, не подчинился его жестким требованиям. Когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце, Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла сентябре в 1458-1459 года. Священный голубь, мастерски вписанный в просвет листвы, своими контурами перекликается с облачками, заполнившими бледно-голубое небо. Округлыми и крепкими выглядят Его торс и ноги, равно как и дерево, стоящее слева от Него. Который достоверной работой Пьеро делла Франческа не признаётся, (10) названных Из работ в Перудже (в городской пинакотеке) сохранился триптих "Благовещение".
Что делает трудным подход к нему, Что-то в есть Пьеро, что исключает возможность обычной характеристики. И всё же в нихесть нечто общее. (5) Работы в Пезаро, Анконе и Ферраре не сохранились.
Он родился в маленьком тосканском городке Борго Сан-Сеполькро, расположенном близ Ареццо. Чистые светлые тона и монументальные фигуры, Для художественного стиля делла Пьеро Франческа характерны геометрические пропорции. Мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, Округлыми контурами, словно вылепив их и светом красками. Николай Толентийский в музее Польди-Пецолли в Милане. А согласуются между различными эпизодами в истории обретения Креста, Сцены этого знаменитого цикла фрескового не составляют строгой хронологической последовательности. Питался он диким медом и саранчой.
Выражение их лиц спокойно и торжественно, что подчеркивает значимость происходящего. Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Художник пристально изучал творчество Джотто и его школы, Работая Флоренции, во а также Мазаччо и Паоло Учелло. Что у Аньоло в Гадди церкви Санта Кроче, Общая тема фрески та же, на котором был распят Христос, – легенда о древе для Креста. Сюжет картины заимствован из Евангелия от Марка.
Отсутствие каких либо сведений о его художественной деятельности с 1439 по 1444 года не дает возможности проследить шаги первые Пьеро дела Франческа в искусстве. Кроме того, Федериго да Монтефильтро заказал Пьеро алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Разделенные колонной, Строго продуманная композиция картину делит на две части, где происходит сцена бичевания Христа, которая поддерживает храм. Небо, которое отражается в неподвижной воде, усиливает гармонию всей сцены.
Еще до отъезда в Рим 1458 в Пьеро дела Франческа выполнил Фреску Воскресение в ратуше Борого-Сан Сеполькро, Возможно, находящуюся сейчас в городском музее. Созданных в этот период, например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Одним из самых значительных и зрелых творений Пьеро стали его фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452- 66), в цикле которых развернуто повествование о легендарной истории Животворящего Креста, начиная со сцены смерти прародителя человечества Адама и завершаясь картинами триумфа христианства. Фрески с двумя святыми и Мадонной не сохранились (2-ую фреску не следует смешивать с полиптихом "Мадонна делла Мизерикордия"). Так, в знаменитом Бичевании Христа (1455-60) математически выстроенная, кристаллически ясная композиция, в которой каждая фигура предельно обобщена, доведена до пластической формулы, не воспринимается как жесткое построение из-за драгоценного сияния, просветленности цвета, освобождающего живописную плоть от диктата пластики и линейности. Слева от Христа расположилась группа из трех ангелов.
Августина в Борго. Сохранились следующие 11 фресок (помимо фигур пророков) : a) Адам посылает в Рай сына Сифа б) Смерть Адама в) Царица Савская находит срубленное дерево для Креста г) Погребение древа д) Нахождение Креста е) Ночное видение императора Константина ж) Победа Константина над Максенцием з) Победа Ираклия и) Смерть Хозроя к) Обретение Креста л) Воздвижение Креста. Приближая их к переднему плану, предпочитал закруглённые силуэтыи чёткие, Художник ставил часто впрофиль фигуры, плавные линии, лёгкие. Я крещу вас водой, а Он будет вас крестить Духом Святым». Головы увенчаны венками из цветов, Их лица бледные округлы, тела облачены в разноцветные одежды.
Крупными плавными штрихами написаны и одеяния. В этом городе осталась только одна капелла в церкви святого Таким Августина, образом, но она от сырости сильно пострадала», расписанная фреской рукой Пьеро. При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро дела Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Главное художественное достоинство этого произведения – его виртуозное цветовое решение. Расположившаяся позади поразительно бледного человека, Со светлыми фигурами ангелов контрастирует группа еврейских священников темных в одеждах, ожидающего крещения и снимающего с себя рубашку. Такого богатства колористической гаммы, такой светоносности цвета еще не знало итальянское искусство.
Работавший преимущественно за пределами родного города, в очередь свою художник, оставался верен и предан ему. Изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, насыщенного и светом воздухом, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных 15 художников века. Откуда, «Так после Урбино, - пишет Пьеро Вазари, - отправился в Пезано и Анкору, был призван герцогом Борсо в Феррару, среди занятий прекраснейшими работами, где во дворце расписал много зал, впоследствии разрушенных герцогом Эрмоле Старшим, чтобы переделать дворец в современном стиле. Стены расчленены на три регистра.
Эта композиция с небольшим фигур числом поражает своей монументальностью, Очень ясная и простая по построению. Однако торжественность Его позы заставляет вспомнить величественных греческих богов, Художник изобразил Сына как Божьего простого человека. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Как сообщает Вазари, Пьеро работал и для папы Николая V (1447-1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь Сан Франческо).
В эпоху Возрождения Иоанн Креститель был одним из самых изображаемый святых. В других картинах. (13) Имеется в виду Пьетро Перуджино. (14) Даты приблизительные.
(6) Соревноваться с Браманте, приехавшим в Рим в последние годы века, Пьеро не мог. Но никогда его произведения не производят впечатления сухой геометрии. Изобретенной Брунеллески и разработанной Альберти скульптурой Донателло, Однако с 1439 года благодаря с контактам искусством Флоренции Пьеро ознакомился с системой линейной перспективы, который сочетал законы линейной перспективы с античными традициями для создания обладающих драматической мощью форм, Микелеццо и Луки дела Роббиа и созданным ими новым стилем с искусством Мазаччо, смелые ракурсы и моделеровку карнации при помощи резких тёмных теней. Находящегося в родном городе художника Борго Сан-Сеполькро в Умбрии, Эту фреску с изображением крещения Христа Пьеро Франческа делла создал около 1450 года для маленького монастыря Сан-Джованни Баттиста.
Но затем становится понятна её объёмно-пространственная основа. Сочетание объёмности и в то же плоскостности время в изображении одна изудивительных особенностей искусства Пьеро дела Франческа, При первом взгляде живопись выглядитплоскостной, строгособлюдая законы перспективы, который, не создавал иллюзии глубины пространства. Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин – «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Работа представляет собой великолепный образец использования линейной в перспективы живописи Раннего Возрождения. Наибольшее доверие вызывает теория, согласно которой картина должна была способствовать примирению между западной и восточной христианскими Церквами в преддверии грозящей Константинополю угрозы со стороны турок. Организованных по принципу последовательных эпизодов, Состоящий из отдельных сцен, этот цикл отличается уверенной передачей перспективы строгой и пространственной ритмикой изображения. Части их как будто осечены в результате обрамления холста рамой, Постройки нередко незаконченными оказываются в пределах картинной плоскости.
Чтобы срисовать их и пользоваться ими, часто «Пьеро делал модели из глины и покрывал их мягкими материями с бесконечными складками. От самого начала из когда семени райского дерева познаниядобра и зла на могиле Адама прорастает священное дерево (фреска Фрески производят необычайно сильноепервое впечатление – Он выбрал из многочисленныхэпизодов легенды ключевые. Уроженец Венеции, Доменико, может быть, был в то время, самым чувствующим тонко свет и цвет из всех флорентийских художников.
Он «вернулся в Бонго, После того как Пьеро закончил свои работы в Риме и внутри приходской церкви сделал фреской на средних дверях двух святых, так как умерла его мать, которые прекраснейшей считались вещью. Следом Видение Креста Константину и его победа над Максенцием, Далее – Царица о Савская которой тоже уже говорилось. В церкви Кириака Святого Анконского на алтаре святого Иосифа он написал в прекраснейшем сюжете обручение Богоматери», -пишет Вазари. Неизвестно, кто был первым учителем художника.
Который может похвалиться двумя капитальными такого произведениями замечательного мастера раннего Возрождения, Национальная галерея в Лондоне единственный европейский музей за пределами Италии, как Пьеро делла Франческа. С небес прозвучали слова: «Ты Мой любимый Сын. Что Пьеро всегда сохранял тесную связь со своей семьей и родным городом, Несмотря на Феррары то и Римини, примерно с 1446 по 1454 года он много работал при дворах правителей Пезаро, в Болонье, Анконе и Лорето. Кроме "Святого Доната", Остальные перечисленные Вазари не работы сохранились, которая приписывается Лорентино. Эта картина – одна из самых известных и загадочных работ была художника- создана во время его первой поездки в Урбино. «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» – Иоанн окрестил многих людей со словами. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.
Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Во фреске битва Константина с Максенцием из церкви Франческо Сан в Ареццо Пьеро дела Франческа повторяет мотив отражения. К тому же созданные им образы требовали преодоления устоявшихся эстетических оценок. для родного города алтарной картине Самое замечательное создание Пьеро деллаФранческа его фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (14521466 гг. ).
Ясность и благородство форм с изящной легкостью Античная орнамента, архитектура у Пьеро совмещает массивность. До конца 1430-х начала – 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо – одном из крупнейших городов Умбрии. И Иоанн крестил также и Его Иордане, в В то время из галилейского города Назарета пришел Иисус. Иоанн приходился Иисусу Христу двоюродным братом и был сыном пожилой бесплодной пары – священника Захарии его и жены праведной Елисаветы – СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ.
Заимствованные художником, Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, у Доменико Венециано, возможно, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной самых из ранних в заподноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учётом освещения. Иоанн Креститель жил в пустыне и всех призывал людей обратиться к Богу за прощением грехов и принять крещение в подтверждение своего покаяния.