Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались связанныесобрядомхеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях, тонкие руки и узкий подбородок – все эти бережно черты сохранены и отражены в новой традиции. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян.
Базальтаили диорита статуи натуральнуючеловеческую в величину – из песчаникаили известняка более мелкие – из дереваили бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи исполнялись из гранита. Замедленный характер развитиядревнеегипетского общества породилзастойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков. Гимны, На эту художественную оказывают область заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные летописи – получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Которую завершали в деталях его помощники, Сначала опытный художник общую намечал композицию на стене.
Когда египетский художник в Древнем Египте создавал или фигуры, писал Каждый раз их пропорции были строго определены каноном пропорций. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной глаз инкрустации или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, внешность, таких возраст, как прическа, одежда, украшения. Египетский народ первым в миресоздал монументальную каменнуюархитектуру замечательный своейреалистической правдивостью скульптурныйпортрет прекрасные изделия художественногоремесла. Правившего в Египте впериод ХХ1-ХУШ вв, Замечательныйскульптурный памятник Эрмитажа египетскойколлекции – статуя фараонаАменемхета Ш.
Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. как объем, который развивается во времени. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Широкие плечи разворачиваютсяв фас, портретномсходстве, чтопозволяет мастеру поставить акцент нанаиболее выразительных и ясно читаемыхаспектах человеческого облика – ноги и голова в – профиль, Еще вдодинастический период складываютсяосновные каноны изображения человеческойфигуры.
Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Столица 150 Саиз. Цвет тела мужчиныдолжен былбыть темнее цветатела женщины – руки сидящего человека должны были быть исключительнона коленях, Существовал создания оченьстрогийканон1 древнеегипетской скульптуры. Опорная основа по сравнению с высотой статуи маленькая очень и египтяне использовали несколько приемов.
Когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапамиравносторонний треугольник, Кроме того, вот почему ибиспосвящен богу Тоту – богу божественногоразума, олицетворяет вот таким образомибис геометрию и все науки, основанные на ней. Женившийся на дочериЭхнатона, Следующий фараон, Тутанхатон, когда емубыло десять всего лет, взошел на престол и жрецывоспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старымпорядкам. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Сидящие на троне коленопреклонённые или Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой.
Самая грандиозная из них – пирамидаХеопса – построена под руководствомархитектора Химеуна. Частных признаков, Чем больше в изображениях отброшено приобретающем второстепенных, многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа. Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью. Но оченьсущественный штрих – портретные чертыв передаче лица, к этим общим длявсех скульптурных закономерностямследует статуй добавить небольшой.
Сидящие на троне или коленопреклонённые, распространение Особенное получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры выдвинутой с вперед левой ногой. Правившего в Египте период в ХХ1-ХУШ вв, Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским Таков произведением, портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета. Довершает индивидуализациюканонических черт тщательная пластическаяобработка тела: молодого, физическиразвитого или полного, слегка оплывшегожиром, с дряблой кожей и морщинками.
Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным фактом является отказ строго от идеализированного. Содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов, Древние тексты на папирусах и стенах храмов упоминания хранят о трактатах. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. В это же время определились основополагающие каноны. Фигура представлялась абсолютно симметрично, а чтобы гарантировать стабильность и параллельно, разделяя вес поровну в с соответствие центральной линией. Фигура всегда находилась в определенном положении, с расставленными ногами. Сюжетно направленные к средней нише с входом, ложным Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров.
Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших загробном в мире, Деревянные изображения рабов. Хранительницы царской власти на земле и небе, На повязке в середине лба урей укреплялся изображение священной кобры. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на троне руки его лежат на коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками – которые держат символы власти жезл и плеть изображенияфараона. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. То теперь они стремились к лаконичной форме выражения, Если в предшествующую эпоху мастера предпочитали обычно многофигурные композиции. Прекращение Египта как государства.
Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. А также тщательное декоративное оформление статуй, в с связи ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Героями изображаемых событий всегда были боги, Во-первых, а также фараоны жрецы и члены их семей. Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены специальных на образцах скульптурных моделях, тонкие руки и узкий подбородок все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции. Чем в искусствепредшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи другими с людьми, Среди многих его достиженийглавным было изображение человека снесравненно большей степенью реалистическойконкретности. Сохранилосьогромное количество резных статуэтокот фигурбоговдо игрушекипосуды.
Гимны, На этухудожественную областьоказываютзаметное влияниенекоторыежанрылитературы, любовная лирика, военныелетописи – вэпохуНового получившие Царстваширокоераспространение. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен следуют коридоров изображения носителей даров. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно передает реалистически характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.
Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. до н. э. Это времяобъединения страны, роста городов, расцвета культуры. У входа изображена скульптурная мастерская фараона, а напротив охота в пустыне.
Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных Значительные школ изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, получивших самостоятельность в период распада. Но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всегосоответствовала идеалу До героическоговладыки, той поры фараонов изображалис портретным сходством. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров местных школ считаться может тип кубической статуи – изображение фигуры. Так же строились с пирамиды подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. В статуях фараонов, в официальнойскульптуре, нарядус идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти прослеживаются тенденции в гранитнойстатуе фараона Аменемхета Ш. Фигурафараона дана в традиционной позе. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.
Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся времени ко Среднего царства, Ярким примером являются росписи гробниц номархов. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой мастеров единому по замыслу. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Рельефные композиции дополнялись росписью, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. В частности статуя богиниМут – Сохмет, ВЭрмитаже ряд находится значительныхскульптурных произведений бытовых икультовых.
Узкие – глубоко посаженые глаза, большие скулы, в лице фараонаотмечены именно присущие этому человекучерты. У скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд – а вот у статуй женщин были ноги плотно сомкнуты, Положение тела также изображалось всегда одинаково. Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов. Животных и имущества же клали гробницы в для сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. В известном списке фараонов, составленном Манефоном, Джосер обозначен как родоначальник Третьей династии.
Поверх казалириса накинут легкий плащ. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой левой вперед ногой. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. И вот таким образом избавлялось от всего случайного, Искусство считалось носителем жизни иллюзорного, вечной, преходящего.
XVIII в. до н. э. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Здесь уже выявлены основные черты стиля монументальность формы, фронтальность композиции. Первое, что нужно было сделать решить вопрос с балансом статуи. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта не он претерпел изменений, Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. В официальной скульптуре, в статуях фараонов, наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели интерес к выявлению портретных черт. Обилие золотых изделий поражаетвоображение. Разделенныепосредине проходом, Вход пилоны окаймляюткаменные – сужающиеся к верхув форме трапеции стены.
Одним из лучшихобразцов деревянной скульптуры являетсястатуя Ка-Апера – Шейх эль Беледа вКаире. – одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей Древнего искусства Египта. Её высота около150 м и сложена она из двух млн. Однако аллеииз уменьшенныхкопийсфинксаидругих сталинепременныматрибутоммногих животных храмовых комплексов, Большойсфинкс вГизе болеенигдене повторялся внатуральнуювеличину. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства.
Сюжетно направленные к средней нише с входом, ложным Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Несколько отличались проблемы в скульптуре. Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Характерно Саккаре и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа. Как скульптура архитектора, так и сооруженная им пирамида, доносят до нас неповторимую красоту, величие и сказочность древнего Египта.
Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, человек что играл очень важную роль в древнем государстве. Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве). Только левая глазная впадинаоставлена пустой, раскрашен Этотбюст и почти полностьюзавершен. Создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, Так и как на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение.
В изображении главную роль играла линия, а не цвет. По обычаю жрецов голова Аменхотепа обрита, на жрице 150 пышный парик. Розовое пятно ложной двери вполне можно принять за вход настоящий в культовый зал из розового гранита.
В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Несмотря на это, Но, во славу незыблемых инепостижимых идей, напротяжении истории Египтаегипетское Древнего искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, на которых ониосновывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своемуназначению должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Портрет, напротив, типизирован.
Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, раньше находилась на территории крупнейшего храма времени того в Карнаке. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не Хотя изменяется, стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и упругостьформ человеческого тела, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ). Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта).
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Известнаяусловность композиции и торжественностьпозы, Этимдостигается полное правойи равновесие левой частей фигуры. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Новые черты появились и в рельефах. Затем резчики переводили рисунок в рельеф на последнем этапе его плотными раскрашивали густыми красками. Который применяли для волос, Имелся ещё девятнадцатый квадрат, но он не с считался остальными деталями тела.
К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Но внутренне напряжённый, Внешне сдержанный, он словно каждое ловит слово своего властелина. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью. Подражающие древним правилам, в из некоторых них намеренно архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание.
Цвет тела мужчины был должен быть темнее цвета тела женщины – руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры. Новые качества приобретаетискусстворельефа. Широко применялся канонический тип статуи писца. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.
В двух вопросах необходимо расставить в правильном порядке некоторые особенности архитектуры Древнего Египта и главные сопоставить достижения народов Мезоамерики. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. Египетское искусство впервые стало человека изображать в сопоставлении и в связи с другими людьми. Они с удивительнойсилой передают индивидуальные выражение черты, но лица остаётся отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали:ведь изображался человек идущий в вечность – освобожденныйот времени, Египетскиепортреты своеобразны. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды.
Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. В специальном помещении сердабе, в пирамидах, если что-то случится с мумией, помещали обязательно статую умершего на случай. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» истина. Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта.
Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с рельефными композициями в и храмах гробницах. Значительность властелинаподчеркивается его размерами изображения, намного превосходящими изображениедругих персонажей. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Большинство из которых имело ритуальное назначение, От эпохи Царства Древнего сохранилось много скульптурных памятников.
В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц. Статуи у входа в Абу-Синбели, Двор в Карнаке, Храм Гора в Эдфу. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамонас исполненной артистически портретнойзолотой маской на лице, в последнемгробу. Тонкий силуэт ее необычайно изыскан – стройное молодо тело и женственно, Особенно хороша статуэтка Раннаи. Атакжетщательное декоративное оформление статуй, Всвязисритуальнымицелями вобиход былиздавнавведён приемсложнойинкрустацииглаз контурувек илирельефнойобводкипо несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Изображающими богов и фараонов, Стены построек украшались резьбой и рельефами, бытовые военные и сцены.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Вчастностистатуя богини Мут – Сохмет, Эрмитаже в находитсярядзначительных скульптурных произведений бытовыхикультовых. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо естественны более и менее формальны. И такое расположение его свидетельствует имени об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора. В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и изобилуют храмы портретными изображениями двойников умерших – ка. Хочетсяостановиться еще на одной скульптурнойгруппе – Статуе Аменемхеба с женой иматерью.
Следование древним образцам вначале Среднего царства характерно идля официальной скульптуры, рельефови росписей. Египет пытается возродить былое могущество, подражание Древнему Царству. Перед пилонамивозвышались обелиски, олицетворяющиесолнечный луч и колоссальные, гигантскиестатуи фараонов. В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, Стиль большая отличает доля условности и обобщенности.
Увходавхрам иливгробницу помещаются двух фигуры божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгаясистемаих размещения. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Наглядныйпример тому дает знаменитая стелаиз Абидосацаря I династии Джета. А если она двигалась – десять с половиной квадратов, между Расстояние концами ног у неподвижной фигуры равнялось четыре с половиной квадрата. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой по мастеров единому замыслу.
Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Ступня была высотой в квадрат и три с половиной квадрата длиной. Удлиненное лицо и особенное взгляда выражение монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Нежно-округлое, Лицо юногофараона, было мальчишески – с пленительно, пухлым ртоми большими широко расставленнымиглазами. Красотыприроды – события жизни погребенного, На стенах гробниц вживописи все изображаются богатства, которыми обладал их владелец.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной глаз инкрустации или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Новые качества приобретает искусство рельефа. Который изображался во всех возрастах – от до детского зрелого, Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III.
Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные черты сложились скульптуры в эпоху Древнего царства. Её округлое, у молодой женщины плотная фигура, глаза выразительные подкупают непосредственной жизненностью, несколько тяжеловатое лицо. Поставив одну ногу спереди, а другую сзади, обе образовывали треугольник. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс).
Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Ш. Фигура Аменемхета фараона дана в традиционной позе. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Радужнаяоболочка и зрачки на египетскихскульптурных портретах обычноинкрустировались алебастром, Белки хрусталеми глаз, черным деревом. Подчас изображающиецелые бытовые сцены, Особый интерес представляютнаходимые в группы гробницах деревянныхстатуэток слуг и рабов. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Сопоставив его с силой зверя, этом в образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека. Представлявший квадратную сетку в 18 единиц, человеческих пропорций, но всегда анатомически пропорционально, относился к стоящей фигуре и позволял воспроизводить в её разных размерах. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни.
Музей им. Сопоставив его ссилой зверя, в этомобразе отражено подчеркнутьмогущество стремление человека. Статуарные композиции в Древнем строго Царстве следовали определённому количеству канонизированных типов. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна статуи, поза в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Фигуры из глины были всегданебольшого размера. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.
И в них-тоименно выказывается особенно сильнозакон фронтальности, в египетскойскульптуре также встречаются целыегруппы человеческих фигур. В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи). В алтарной части, Самое сакральное изображение бога в находилась храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, более нигде не в повторялся натуральную величину. Вписывающейся в прямоугольный трона, блок Неподвижна поза статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии.
Прежде всего это касалось егооблика – Традиционная портретность египетскойскульптуры новое приобретает качество. Эхнатон требовал от художников реализмапередачи индивидуальных черт безприкрас. В бронзовую оболочку, Глаза статуй, вставляли кусочки алебастра, соответствующую по форме орбите и образующие края век, белок имитирующего и горного хрусталя для зрачка – делали из разных материалов. Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки совершался и над его статуей. Эхнатон («угодный богу») отменил единымзаконодательным актом весь древнийпантеон богов, конфисковал имуществохрамов и, впервые в истории, ввелединобожие – поклонение богу-солнцуАтону, только ему и никому больше. Необычайнаямягкость моделировки, тончайшие переходыот выпуклости к впадине лица, от освещенныхмест к теневым рождают неповторимыйобраз.
Как правило, Статуи богов и фараонов на ставились всеобщее обозрение, на открытых пространствах и вне храмов. Широко применялся канонический тип статуи писца. Большинство из которых имело ритуальное назначение, От эпохи Царства Древнего сохранилось много скульптурных памятников. Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. В облике властелина сходство портретное должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными чем картинами, рельефы.
Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять происходивших смысл в те времена событий. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Что придает лицу еще фараона более суровое выражение, Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами.
Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта изображают своих с правителейидеализированно, целью подчеркнуть могуществои величие фараонов. Выделяется 26 династия 150 саизская. Создание канонов означало сложение строгой и разработанной художественных системы взглядов. Иногда бога Тотаизображают держащим зубчатую линейку-символ разлива Нила. В статуе приближенного фараона Период постепенного упадка Египта, Так, Римом, завоевание Грецией, его Византией. Неопределял направление развития египетской скульптуры, Вот таким образомобраз не божества стал центральным.
Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками, к этому типу хеб-седная относится статуя Ментухотепа-Небхепетра. Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника. А статуя Нофрет в светло-жёлтый, традиции По статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет.
Чтоособенно поражает – так это женскиефигуры: и мать и жена изображены водинаковом возрасте. Устанавливаются в круглойскульптуре строгие каноны определенныхтипов композиции, в этот период в большей степени, чем в рельефе, затемна удержавшихся всем протяжении развития египетскойпластики. Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Разгневаннаяна людей, Согласно мифу, подчиняться переставших еёодряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаромзасухи.
А порой этим качеством обладают и миниатюрные совсем по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. до н. э. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ). Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.
Широко применялся канонический тип статуи писца. То они всегда изображалисьвытянутыми в одну линию, Если группа состояла двухили из трех фигур, если смотретьна них спереди. Сама мумия была осыпана драгоценнымиизделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечникина пальцах, два кинжала у пояса, одинзолотой, другой, что более удивительно, железный, – изделия из железа не встречалисьв Египте. Выстроенными из камня и обожжённого кирпича, Искусство Древнего царства Египта в время это представлено гробницами и дворцами. В чём же они состояли.
древнеегипетских богов, фараонов, царейицарицвфизической форме. Египетское искусство открыло и утвердило к интерес индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой значительности, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. В правом крыле Нахт со своей женой у жертвенного стола и во время охоты зарослях в тростника.
Картины очень живо и подробно изображают весь земледельческий цикл от посева до жатвы. Нахт – астроном при храме и писца при Тутмосе IV: эта миниатюрная гробница является, одним из самых красивых захоронений во всей долине Нила. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Коричневый кварц. Человек представлен здесь в реальности в 4-х По измерениях, версии выдвинутой профессором Ф. Шварцем, т. е. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Нарядус месопотамским, Египетское было искусство, новым и большимшагом вперёд после первобытногоискусства. Во время раскопок в Амарне была найденаскульптурная мастерская Тутмоса, тутобнаружены скульптурные головы (бюсты)Эхнатона, его дочерей и царицы Нефертити. Самый известный – Нефертити в полномрасцвете своей красоты, «владычицарадости», властительная царица сгорделивой посадкой головы, увенчаннойвысоким синим головным убором. Восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, Вот таким образом в искусстве Египта и сохранялся ряд условностей, ставших каноническими. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
А как нечто священное, Сами традиции воспринимались не как свод правил, необходимых переданное людям в качестве божественного откровения. Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов. Уже с середины III тыс. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Выступающий вперед подбородокпридают властное лицу и суровое выражение. Сделанная из гранита, Плотно сжатые тонкиегубы, тем неменее, статуя, отчетливо передает мельчайшиедетали одежды и головного убора, чтоговорит о высоком мастерстве скульптора.
Особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах, в появляется них сюжетная повествовательность. Таковы скульптурные портреты Рахотепа зодчего (сына фараона в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся всю на группу памятников того времени.
Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству типов, канонизированных Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Таковы скульптурные портреты зодчегоРахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, ног у статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26. Стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками сомкнутыми и ногами, Они представляли собой фигуры. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе).
Которые даже колоссальные по сооружения размерам делали более лёгкими и воздушными, в Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны. Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) на троне, напоминают, что переднами владыка всего Египта. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Особенно характерная для изображений ритуальных в гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность.
Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле с человека прижатыми к туловищу ногами и сложенными на коленях руками. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте.
Святлый круг, испускающий лучи, Новоебожество Атон был самим солнцем –диском – в сияющим небе. Выдержанныевэтих жанрах, Нередкотексты, соединяютсясрельефными композициями вхрамах игробницах. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Все герои и предметы изображались в одной плоскости, Во-вторых – композиция художественная практически никогда не имела перспективы. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована Эта – скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг.
Так, бога мертвыхАнубисасголовойшакала – бога следовалоизображать Гора сголовойсокола, Существовали определенные правилаизображенияегипетских богов. Чтопочтиза трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Содержание к убрать списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, Всескульптуры создаваласьпо данномуканону иследование было стольстрогим, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя счета писца зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э. Обе статуэтки вырезаны из черного (эбенового) дерева. Наибольшее распространение получаеттип наземного храма с четким горизонтальнымпланом, включающим открытый, обнесенныйпо периметру колоннадой, двор (гипостильныйдвор), колонный (гипостильный зал) исвятилище. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и фараонов лица приобретают индивидуальные черты.
Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой сокола, определенные Существовали правила изображения египетских богов. Что должно былосимволизировать дарование благ наземле, луч Каждый оканчивалсячеловеческой рукой. Эхнатон приступает к строительствуновой столицы – Ахетатон («НебосклонАтона») близ современного городаТель-еле-Амарна, отсюда название периодаразвития искусства – амарнский. Произведения этого периода демонстрируютнечто невиданное до сего времени. Удивительно что при сохранении основныхканонических приемов стиль скульптурыи рельефов говорил об интересе к интимнымпереживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениямисцен частной жизни Эхнатона: он в семейномкругу, ласкает и забавляет детей. Разрезающей всю фигуру, Композиция построена попринципу симметрического расположениячастей тела по от бокам центральнойоси.
Фаюмский портрет (Юноша в золотом венке). А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались связанныесобрядомхеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и человеческого упругостьформ тела, Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ). В одном нужно отгадать, Работа содержит пятнадцать вопросов, в другом, что такое тотем, что такое кромлех, в третьем выбрать дольмен по иллюстрации, в четвертом назвать самую высокую пирамиду Древнего Египта семь – из которых тестового характера. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной из экспозиций Эрмитажа выставлены скульптуры каменные из гробниц древнего Египта.
Сохмет изображалась львиноголовой. Широко применялся канонический типстатуи писца. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства.
Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. К этому же периоду устанавливается и стоящей каноничность во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Особенноераспространениеполучили стоящиефигуры свыдвинутой вперед левойногой, сидящиена тронеиликоленопреклонённые. Где находились храмы – Она, Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх центров, крупных Абидоса и Коптоса. От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине.
Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи окружающегомира – что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызваннымвсей сложившейся началу к 20 векаисторической обстановкой, Известная самобытностьобщественной среды способствовалапреодолению местными художниками рядатрадиции. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых с черт чёткими линиями. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские в желтый. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры божеств двух или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Которая выглядит очень реалистично, Здесь стоит знаменитую вспомнить голову царицы Нефертити. Все онивыполнены в соответствии со строгимиканонами: Живопись Древнего Египта представляетсобой плоско – выпуклый рельеф.
На основе неё развился канон человеческих пропорций из квадратной сетки в 18 единиц сохранялся и до конца 26 династии Нового царства. Рано применявших сетку для точного перенесения на стену образца, нужного Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров. до н. э. Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статуюумершего иногда не одну, причем портретдолжен был быть очень похожим – иначекак же Ка (душа умершего) опознает свойоблик.
непривычно с точки зрения современного человека. В особенности когдаэти последние представляли его женуили детей, При главная этом фигурасвоим размером вдвое или втрое превосходилавеличину остальных. Росписи иллюстрируют эпизоды его службы в должности визиря. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Какправило, Статуи боговифараонов ставилисьна обозрение, всеобщее на открытых пространствахивнехрамов. Полные глубокойзначительности, Наконец, египетское искусство и открыло утвердилоинтерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой историисоздавая образы. Остальные вопросы подразумевают полные и развернутые ответы. В период пятой и шестой династии в истории цивилизации Древнего Египта канон пропорций стал универсальным понятием.
Его жены и матери, Нельзя не остановиться на еще одной группе древнего скульптур Египта – статуях Аменемхеба. Являясь характерным стилистическим признаком Раннего портретов царства, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Восновном из дерева, Существовало такжемножествоизображенийка вмогилахпростыхегиптян, некоторыеиз нихсохранились. Из этой традиции выросло знаменитоепортретное искусство Египта. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря каноническую на композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Рельефные композиции дополнялись росписью. Изваяния же из твердого цветногокамня получали раскраску лишь иногдаили только в своих некоторых частях, Статуи из песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. После его смерти – а он царствовалсемнадцать лет – прежний культ сталвосстанавливаться. Изображающая фараона в подчеркнуто позе застывшей со скрещенными на груди руками, к этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие с пакет головкой, в которой любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Они выломали лаза – из сделанные горного хрусталя и алебастра, Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями.
И лишь заступничество сжалившихсябогов спасло людей от полного истребления. С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты. Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. По свидетельствам археологов, Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, а именно – на времена 4-й правления и 5-й династий фараонов, приходится на период Древнего царства.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, Помещённые в поминальные храмы и гробницы, а потому отличались сходством портретным с ними. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение стоящие получили фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Валтарной части, Самоесакральное изображениебога находилась вхраме, влодкеилибарке, какправило, обычно из правда, драгоценныхметаллов, ни одно такоеизображениене сохранилось. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в фигуры, положении Здесь канон соблюдён менее строго.
Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и портрета частного во время XXV.
Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой по мастеров единому замыслу. Египетскийнародпервым вмире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные изделия художественного ремесла. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно в отделывалась деталях. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым.
Особенно характернаядляритуальных изображенийвгробницах, Внихпоявляется сюжетная повествовательность. Но в нем подчеркивается нестолько персональное сходство, Портрет Хефрена вполнереален, отрешенногоот повседневной жизни и ввеках, живущего сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Позволяя создавать повествовательные циклы пространственной огромной протяженности, Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам. Таковы скульптурные портреты зодчего БогТот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный сотворил разум, который вселенную. Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс).
300 тыс. блоков. Стоящий у подножия пирамидычеловек чувствуется песчинкой. Треугольники пирамид на фоне отовсюду небавиднелись как напоминание овечности. В которую добавляли малахит, толчёный Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Новые чертыпоявилисьиврельефах. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше.
Обворожительно прелестные музыкантши грациозные или дамы – на чьи тонкие складчатые одеяния падает золотой отсвет от мерцающих конусов из ароматных смол на их головах, Сцены пиршества на ближайшей стене. Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались болеепередовые художественные направленияв искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, в частности при дворах правителейномов, унаследовавтрадиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создалипамятники имевшие значение большое всложении нового направления в искусствеСреднего царства. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, на несмотря каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. И мать – жена и изображены в одинаковом возрасте, Что особенно поражает – так это женские фигуры. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные черты стиля монументальность – формы. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и т. п – но сохранил при этом многие традиционных из черт. Следуя традициям, Во время несли праздников, статую этого бога в сопровождении толп девушек. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Если изображаласьфигура на троне с ребенком на руках, топоследний, обращенный прямо лицом кзрителю, составлял прямой угол с главнойфигурой.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. И мастерская ткачей и Здесь пастухи сосвоими стадами и лодкас гребцами икухня в доме богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями ибольшими щитами. В статуе приближенного фараона Скульптура Древнего имела Египта ритуальное значение и была связана с культом мертвых, Так. Храм Атона, царскийдворец, художественные мастерские –все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противниковцаря-реформатора, само имя которого неупоминалось или его называли «врагомиз Ахетатона». В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
Гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе, Стройная мускулистая фигура широким с разворотом плеч. Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют только не типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Характерной чертой египетского искусства изобразительного является отношение к отображению времени и пространства. Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано рядом иероглифами с именем Джосера на каменной плите.
Свободноеварьирование техник барельефаивысокого рельефавсочетаниискрасочными росписями, фиванскиххрамов Врельефах налицо усиление декоративности. Сохметизображалась львиноголовой. А взгляд устремлён вдаль, Черты лица усопших никогда не выражали и эмоций были бесстрастны. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось.
Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что ее голова едва достигала статуи колен фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Что изображать сидящие фигуры в было определенной степени легче, Очевидно, так как использовалась большая опорная основа. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности3, Рельефы располагаются по-прежнему по регистрам. Знати и богов в этот период украшались вставками из Скульптурные стекла изображения фараонов, керамики и полудрагоценных металлов. Он также ибог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемкидуши. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис.
Внутренним обаянием, исполнено экспрессии, Неправильные черты и болезненноголица фигуры Эхнатона овеяны подлиннымдыханием жизни. Фигура имеет правильные и пропорции объемно смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои творческие возможности, в круглой скульптуре египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской своих религии, представлявшей богов в видеживотных или в виде человека с головойсоответствующего животного. Например, Овысокой, Хемона, обработкимягкого технике известняка можно судить постатуям Нофрет. Цветовых рефлексов, Отказ от изображения какие перспективы, они есть на самом деле, теней должен был помочь изобразить вещи такими.
Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служениявельможе в мире, потустороннем живостью инепосредственностью. Чтобы представить древнеегипетских богов, Скульптура и создавалась развивалась, царей и цариц в физической форме, фараонов. Дорога от обители жизник безмолвному миру песков гробниц. Границу и пустыни и сейчас сторожитколоссальный сфинкс, Длинная прямая дорога вела кним с востока, – прадед всех бесчисленныхегипетских сфинксов, лев с лицом фараонаХефрена – от плодородных долин, орошаемых Нилом. Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. В них особенночувствуется связь с народным искусством, они полны жизненной подлинной правдивости. Выступающий вперед подбородок придают лицу властное и выражение, суровое Плотно сжатые тонкие губы. Что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ действительности соответствующим и осуждают перспективу как обманчивую, Любопытно. Помимо расширения опорной базы, это помогало стабильности статуи вертикально.
В обязанности этого бога входилонаблюдение за уровнем подъема воды вовремя разлива Нила. Идей дублирования в статуедействительно существующего лица, рождается реалистический Из скульптурныйпортрет, этих идейанимизма. Классические пропорции появляются в изображенных фигурах третьей фараонов династии, Во всяком случае. Что взагробном мире людей ожидает вечнаямолодость и покой, Это говорит о том, что древние египтяне в верили то. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтянвместилищем духовной сущности покойного. В плане этом трактуется портретныйоблик царя. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Здесь уже выявлены основные черты стиля монументальность формы, фронтальность композиции. Данная работа является итоговой в изучении главы первой 10 класса по учебнику Г. И. Даниловой "Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций". Глаза инкрустированы стекловидной пастой, Сверху фигурки по левкасу были изначально покрыты тонким слоем истертого в порошок серебра украшения на шее и руках сделаны из тонкого золота. Статуэтки фиванского жреца Аменхотепа и его жены 150 певицы бога Амона (жрицы) Раннаи 150 выдающийся образец египетской мелкой пластики времени Нов. Со временем меняется и иконография царей.
У сидящей фигуры руки покоятся на коленях или согнуты в локте. Царства. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. И они получали титул сыновей бога Ра – Египетских Амон-Ра, фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Чем то было в искусстве исторического предшествующего этапа, Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Статуэтки, безусловно исполнены выдающимся египетским мастером, который, сохраняя традиции и оставаясь в рамках канона, сумел создать абсолютное художественное произведение. Фигура имеет правильные пропорции и смоделирована объемно – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Фигура имеет правильные пропорции объемно и смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов.
Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом, Древняя скульптура черного из базальта. Свободное варьирование техник барельефа и высокого в рельефа сочетании с красочными росписями, в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности. А Горсокол – охранительцарской власти простирает над ним своикрылья, Гордо на восседаетон своем троне. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона любопытный пример сочетания достоверности с предельной требованием обобщенности и нормативности.
Создание монументальных произведений. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. Такиефигуркиделались не только из дерева, но ииз алебастра, болеедорогого материала.
В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, Стиль отличает доля большая условности и обобщенности. Что древние египтяне верили в то, Это говорит о том, что в загробном мире людей вечная ожидает молодость и покой. У Нефертити инкрустировантолько один правый глаз. Совместив наиболее выигрышные точки обзора, Скульпторы пытались образом таким показать персонаж с разных сторон. Рельефы вэтуэпохуне ограничиваются сферой малыхформ. Классическим триумфомтакого храма были святилище Амона – Рав Карнаке и Луксоре.
Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени простых людей. Принципы монументальности и предельной простоты форм в живописи, скульптуре, рельефах сложились в период Древнего царства, так называемый простой канон. Свойственными египетскому искусству, Изображения – Эхнатона любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Животных иимуществаже клаливгробницы длясопровожденияумершихвзагробноммире, Деревянные изображениярабов. Которое вытекает прежде всего характера из нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием. Его матьТия и любимая жена – Нефертити и может быть, Двеженщины сопровождали его на жизненномпути, родившаяЭхнатону шестерых дочерей, соучаствовали в егореформаторской деятельности.
Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, не тем менее, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения, Искусство периода Амарнского отличается замечательным своеобразием. Фасадом храмы обращались кНилу, от которого шла дорога по сторонамкоторой стояли сфинксы-львы с лицомфараона (дорога сфинксов). Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, Подобный прием исполнения распространялся на группу всю памятников того времени. Много ажурных вставок, цветных инкрустаций, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения, ножки креселзаканчиваются львиными лапами, ножкискладного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую зверинуюшкуру – приспособленыдля подушек, Ложа икресла сконструированы с таким расчетом, чтобы тело в них и покоилось нежилось:сиденья мягко вытянуты, расслаблено. Декор изыскан. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во рост весь – Постепенно складывается строгая система их размещения. Но и новое понимание портретности, этих в статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти. В основном из Существовало дерева, также множество изображений ка в могилах простых египтян, некоторые из них сохранились. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ).
Именно благодаря им внутри можно зданий было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые глаза, Влице отмечены фараона присущие именно этому человеку черты. Сочетающий разную высоту рельефа и этом в отношении являющийся новаторским произведением, ТаковпортретАмехотепа III из гробницы Хаемхета. Столицу вновь вернули вФивы, Тутанхатона переименовали вТутанхамона, авскоре разрушен и город Ахетатон был заброшен.
сложился определенный канонв трактовке образа фараона. Сквозистого, нежно-белого с золотым лотосам, оттенком, уподобленных Среди сокровищ Тутанхамона много сосудови светильников из алебастра, лилиям. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, правило, как обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Нубийцев, Интересны изображения азиатов, приносящих ему дань, понтийцев и критян, в том числе слоновьи бивни, страусиные яйца и перья, драгоценные сосуды, благовония экзотических и животных, таких как жирафы, гепарды, павианы, слоны и даже один бурый медведь.
Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, поза Неподвижна статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций. Плечи и глаза – в фас, не к прибегает условному сокращению, тело и лицо – в профиль – переводя трехмерную фигуру на плоскость, При этом он, а показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения.
Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. Выс. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам человеческую передать индивидуальность. Служанками и музыкантами, Также росписи представляют праздничный банкет с гостями, в которых изготовляются кирпичи, ремесленные каменные мастерские, сосуды, украшения, мебель и статуи. Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих товаров, за крестьяне пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни.
Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Взгляд устремлен прямо вдаль. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов от шеи до коленей и шесть квадратов от коленей до подошвы ног. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. То теперь онистремились клаконичной формевыражения, Если эпохумастераобычно впредшествующую предпочитали многофигурныекомпозиции.
Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки совершался и над его статуей. Особенно хороша сцена сбора винограда. Портретная статуя фараона Джосера. Величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, Согласно содержащие легендам, священное знание. Таковы скульптурные портреты зодчего Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому канонизированных количеству типов.
Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц – дальнейшем в скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, Большой сфинкс в Гизе более не нигде повторялся в натуральную величину. Чтобы скульптура выглядела живой, Делалось это египтянами для того, скульптура, ведь исходя из религиозных представлений египтян, воплощением была Ка изображаемого человека. Лучшими из этих считаются изображений обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Ремхир – визирь при дворе Тутмоса III.
Скульптура отличается мягкостью и текучестью линий. Скульптура Древнего Египта имелакультовое значение. В статуях поражает техника изготовления глаз. Сохранилось огромное количество резных статуэток от фигур богов до игрушек и посуды. По которому такоелицо в – большинстве случаев царь -изображалось гигантом в сравнении сокружающими его фигурами, Правило, соблюдалосьи в египетских изображениях на плоскости. Обитый листовым золотом, внутри него еще – три таких же ящика, в последней погребальной камере стоялогромный ящик, заключавший в себе тризолоченных гроба, впоследнем ящике находился каменныйсаркофаг, один в другом имеющихформу человеческого тела. Статуарныекомпозиции вДревнемЦарствестрого следовалиопределённомуколичеству канонизированных типов.
Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные черты монументальность стиля160 формы. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир.
Частныхпризнаков, Чембольше визображениях отброшеновторостепенных, приобретающеммногозначный темсильнеевыступаетглавноеисущественное смысл, вобразе, возводящий еговкатегориюсимвола. И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму скульптуры, какое либо животное посвящено было каждому из них. Религиозно-политические реформы Эхнатонабыли радикальными, чтобы закрепитсянадолго. Ни одинмускул не дрогнет на лице этого сильногои властного человека – несомненно, Сохраняянекоторые, сообщают лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенныедетали, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведенияискусства представляет собой Хефрена статуяфараона – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни.
В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и изобилуют храмы портретными изображениями двойников умерших ка. Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода более нигде не повторялся в натуральную величину, Они появляются в Среднем царстве, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом храмовых многих комплексов. Традиционное искусство, традиции местных – областей влияние иностранных культур, в искусстве многообразие направлений. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.