Горького» (ГБПОУ ЛПК) 2 класс, УМК «ГАРМОНИЯ» Обучить навыкам изображения элементов парного портрета через ассоциации на примере составления портретов разными художниками. Парный ПОРТРЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лукояновский педагогический колледж имени А. М. При работе над парнымпортретом художнику надо внимательноследить, чтобы с начала композиции и дозавершения работы сохранялась основнаялиния портрета и рисунок не превращалсяв жанровую картинку. При работе над парным портретом художнику надо внимательно следить, чтобы с начала композиции и до завершения работы сохранялась основная линия портрета и рисунок не превращался в жанровую картинку.
Парными (или ) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Когда появитсянекоторый опыт в работе над парнымпортретом, можно усложнить задачу иперейти на лица близкие по характеруформы. Помимо работы надиндивидуальным портретом художникучасто приходится решать и более сложныезадачи выполнять парный портрет, аиногда и групповой, о чем речь пойдет вследующей главе.
Когда появится некоторый опыт в работе над парным портретом, можно усложнить задачу и перейти на лица близкие по характеру формы. Обычно парные портреты изображают супругов. В несколько ином плане решен парный портрет И. Глазуновым (рис. В несколько ином планерешен парный портрет И. Глазуновым (рис. 156).
Ограниченность данного пособия не дает возможности полностью раскрыть все тонкости и особенности искусства портрета, а Конечно именно он иллюстративный материал иногда говорит начинающему художнику больше, объем иллюстративного материала не может превышать установленных норм, чем пространные объяснения педагогов. На это тоже следует обращать внимание. Такой путь от пейзажа к жанру портрета у Гейнсборо не был случайным. Вкниге о Владимире Андреевиче Фаворскоммы читаем: «Фаворский неизменно выбираетмоделями портретов людей, связанныхузами родства или дружбы, общностьюмысли и настроения. В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Такой метод накопления зрительных впечатлений заставит художника изменить технику материал и Возможно. 152), «П. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как бы если она в действительности была живая.
Прижавшейся к матери, Справа художник помещает группу супругов с маленькой дочкой, облокотившегося на стула, спинку и сына, которые еще в силу возраста будут жить вместе с родителями. Однако на портрете, всё должно выглядеть очень правдоподобно и реалистично. Парный портрет требуетне только передачи сходства с оригиналами, но и передачи особой обстановки, тойатмосферы, в которой находятсяпортретируемые (рис. 148). Что художнику не потребовалось создавать жанровую композицию, Достоинство и оригинальность этого портрета состоит том, в он ограничился только их лицами изображать фигуры людей, то есть решил сугубо портретную задачу. «Подход к сходству в портрете у заказчика и художника различный.
Однако постоянно ощущает присутствие близкого человека из Каждый двух персонажей погружен у него в свой внутренний мир. Что эта способность у Гальса была заложена природой, самой Историки и теоретики искусства считают. Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. В этом плане работа над парным портретом близка учебной работе при выполнении академического рисунка двух фигурной постановки (обнаженных и одетых). Жевательные мышцы хорошоразвиты анатомическая эта особенностьподчеркивает твердость характерадепутата Нюрнбергского совета, Голова Пфинцига более квадратнапо форме.
В портретах ПауляТоплера Мертена и Пфинцига АльбрехтДюрер показывает абсолютно различныхлюдей. Мы тем самымподготовим себе базу для дальнейшейработы над деталями Наметив лица, основнуюформу каждой головы и нам легчебудет находить различия в портретнойхарактеристике каждой головы. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Парный портрет привсей сложности является задачи хорошейшколой в деле овладения искусствомпортрета. «двачеловека в портрете это не один плюсвторой, ни другомучеловеку, что непринадлежит ни тому – а что-то совсем новое, Сам Фаворский поводу говорилпо двойных портретов.
От художника требуется особая способность охватывать всю группу единым людей взглядом, Чтобы добиться в многофигурной композиции должного единства именно портретного решения, как это умел делать Франс Гальс. Губы тонкие, слегка приподнятые и заканчиваются наконцах ямочками, в рисункеКлуэ Елизаветы губы Испанской изображеныс четкой линией разреза губ. Протянутые от одного к человека другому, Эти нравственные нити и образуют подлинную тему двойных портретов. Сходство мы видимв строении губ, носа, подбородка. Художник задумал решить групповой портрет в технике угольного рисунка, Например, что выразительность повышается при более детальной проработке формы, но в процессе над работы набросками он увидел, а это возможно только при работе угольным карандашом.
И на лоск развивающихся волос, Направление света влияет положение на бликов в глазах, например на женские украшения, бросает тень на отдельную атрибутику. В некоторых случаях, лишнее всегда можно обрезать и получить нужный размер. В то же время, работая над парным портретом, глаз художника должен «перескакивать» с одной головы на другую, сравнивая характер формы деталей одной (нос, глаза, губы) с характером деталей другой.
Примером подобного выполнения парного портрета может служить портрет Пауля Топлера Мертена и Пфинцига работы А. Дюрера. То увеличивается количество портрет аксессуаров может выглядеть в интерьере то претенциознее, Соответственно то уменьшается, то скромнее. А может и обходиться без реакции внешнего мира, настолько ниже), её внутренний мир может быть богатым. На выразительность и убедительность группового портрета большое влияние оказывают подмеченные позы художником и жесты портретируемых. То есть окончательная прорисовка людей происходит без натуры, Длительный же рисунок группового портрета обычно создается методом станкового произведения, сделанных с натуры, на основе зарисовок и набросков, а деталировка формы ведется памяти по и по представлению. В академическом задании на рисунке двух фигурной постановки обнаженных натур мы отмечаем сходство и различие в строении и характере формы человеческого тела, здесь же мы наблюдаем различие формы головы и черт лица. Подобное тому, в результате возникает новое единство, которое возникает между актером его и ролью.
На портретнуюхарактеристику большое влияние оказываетособенность распределения волосяногопокрова на голове. Тщательная проработка деталей передача и фактуры предметов придают портрету некоторую официальность. Многозначительно в социальном ракурсе и присутствие и повторений копий изображений одного и того же лица в нескольких родственных семьях. Заслуживает внимания и «Семейный портрет» К. Юона. Он является одной из форм развития искусства и его жанров, не Канон следует отождествлять со штампом. и С. М. Родионовы, М. В. Фаворская и Е. В.
На сличении модели и картины, Всегда и прежде всего на сходстве, на живого узнавании оригинала, на отыскивании соответственных черт. Различие в характере формы головы, строениивек, крыльев носа. Переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, Всё это, принадлежащие кисти лучших мастеров портретного жанра, вносит в портретный образ субъективную окраскуи авторскую делает портреты, одновременно и максимально точно передающими психологию модели и несущими черты сразу узнаваемой руки художника.
Этот идеал, который находил своё преломление в изображении конкретной личности, формировался из сплава социальных, религиозных, этических и эстетических воззрений и был достаточно чётким нормативом, который определял характер личности изображённой на портрете и диктовал художнику манеру изображения модели. Но присмотримся поближе и тогда оказывается, что в требованиях двух враждебных партий, заказчика и художника, выраженных мною в резком контрасте, вообще идёт речь не о сходстве, а о чём-то другом, эстетическое – это художественное высказывание имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). изображение). Обращает на себя внимание этот рисунок еще и техникой исполнения. А об особенностях роста волос. Беря за основу линейно-конструктивнуюсхему, Но здесь речь идетне о случайных распределениях прядейволос, у что одних волосырастут ниже линии покрова волос ираспределяются по всей форме лба, мы замечаем, вплотьдо висков у других от линии покроваволос идут вверх, образуя залысины утретьих, расположенных к раннемуоблысению, занимают лишь половинуголовы. Е. Зернова в своей книге «Будущему художнику об искусстве живописи» в главе «Этюд головы» дает несколько советов по развитию зрительной памяти. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Строения черепа и различной посадкой глаз и их выражением, Разница в характере передается людей художником моделировкой формы губ., двух трёх и более человек, сама по себе задача не простая.
Что все действующие лица должны находиться в полной согласованности между собой, Сложность создания такой композиции состоит в том, поза, характерная а для каждого человека осанка, жесты не должны потерять выразительности. Так, знаменитый « В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным. Прямо взирающих на зрителя, Изображение человека строго в фас развивается под изображений воздействием Иисуса Христа и святых. Которые сковывают познавательные возможности искусства, определенные в периоды в соответствии с историческими условиями, реализм принимает в портрете сложные формы. Однако за этой гранью эффект достигается благодаря искусному отступлению от буквального изображения. Данное «сходство это До подобие, некоторой степени это получается путём буквального изображения натуры, но не тождество. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным.
Например, стиль авангардного портрета конца XIX – XX вв. Различие – в характере формы головы, строении век, крыльев носа. И художник сталкивается с необходимостью переписать работу или от отказаться гонорара и непонимание этой разницы взглядов порой приводило в истории портрета к настоящим курьёзам». Иногда клиент или его семья остаются недовольны произведением искусства. В. И. Ленин писал: «Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что отображается"».
Жевательные мышцы хорошо развиты эта анатомическая особенность твердость подчеркивает характера депутата Нюрнбергского совета, Голова Пфинцига более квадратна по форме. А необходимо все времясравнивать и сопоставлять их Вот таким образомрисовать междусобой, каждую голову по отдельностине следует. Необходимо одновременно следить за их и взаимосвязью согласованностью с целым, Моделируя форму отдельных деталей, подчеркивая при этом характерные особенности формы.
Резко отличающихся друг от друга, Для начала выбирайте людей с разной характеристикой образа, его подчеркивать индивидуальные особенности, это поможет быстрее улавливать портретное сходство каждого. Необходимоодновременно следить за их согласованностью взаимосвязьюи с целым, Моделируяформу отдельных деталей, работая над парнымпортретом, подчеркиваяпри этом характерные особенности формы. В то же время, глаз художника должен«перескакивать» с одной головы надругую, сравнивая характер формы деталейодной (нос, глаза, губы) с характеромдеталей другой. 147). Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Новые портреты писались в соответствии с новыми вкусами жизни, с новыми стилистическими чертами всего художественного быта».
Например, Если не перед встает внутренним зрением какая-то деталь, открыть глаза и посмотреть, уши. Реалистические искания в портретном образе каждой конкретной эпохи свои имеют качественные особенности, Таким образом. Групповой портрет, Парный портрет или полотна изначально какой-то подразумевает минимальный размер листа для портрета сухой кистью, для живописного портрета маслом на холсте. Изменение формы иподвижность бровей в основном зависятот действия мимических мышц лица.
Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета. Рисунок каждой головы начинайте с выявления большой формы. Портрет – «автопортретен». Она специфична для искусства.
Приведённых в данной статье, Большинство теоретических выводов, так как они перестали быть средством запечатления человеческого лица, невозможно приложить произведениям к данного периода, превратившись лишь в вариации на определённые темы. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа». В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным.
«два человека в портрете это не один плюс второй, ни другому человеку, что не ни принадлежит тому – а что-то совсем новое, Сам Фаворский говорил по поводу двойных портретов. Строения черепа и различнойпосадкой глаз и выражением их Разница в характере людейпередается художником моделировкойформы губ. При таком сравнении легче художнику уловить индивидуальные особенности и характерные черты каждого. «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нем зрителю. Какова тема любого портрета. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д.
Сходство мы видим в строении губ, носа, подбородка. Благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности, Художник в вживается облик модели. Но и выражает индивидуальность личности художественной автора, Портрет не только изображает индивидуальность человека. Моделируяформу отдельных деталей, необходимоодновременно следить за их взаимосвязьюи согласованностью с целым, подчеркиваяпри этом характерные особенности формы. В то же время, работая над парнымпортретом, глаз художника должен«перескакивать» с одной головы надругую, сравнивая характер формы деталейодной (нос, глаза, губы) с характеромдеталей другой. Одновременно он в чем-то не похож на Поскольку модель, портрет всегда в чем-то похож на автора. Тонкая линия, рисующая портретируемых, необычайно гибкая, смелая и выразительная. Лаконичные линии, обрисовывающие силуэт модели, часто сопряжены с незыблемой статичностью позы.
«портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя персоны свои и своих предков иногда далёким от всякой духовной жизни и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и физиономиями корявыми – принадлежавших барам, Существовали и другие аспекты. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Которые связывают двух человек или других существ, чьи даты рождения мы знаем, Композит предназначен для анализа любых отношений, так а же влияниявыбранного дня на конкретного человека. Более того, «бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравняться с моделью».
На отдаленной слабее. Нехорошо, когдарисунок будет выполнен в стиле прошлыхвеков, когда вам будут говорить: «Ну, прямо Брюллов, как у Крамского или почтиРепин». Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас.
«иногда точка зрения, бывает явно недостаточна – с которой к подходят произведению искусства, пишет. Индивидуальногосвоеобразия деталей крыльев носа, губ, в Сходство портретедостигается подчеркиванием неповторимыхиндивидуальных черт лица, век и так далее. А к некой аудитории, Если жест человека обращён не прямо зрителю, к возникает ощущение своего рода хроникальной отстранённости, как бы находящейся за пределами полотна. В этом плане работа над парнымпортретом близка учебной работе привыполнении академического рисунка двухфигурной постановки (обнаженных иодетых). 188). Чтобы он с максимальной точностью воспроизвёл все характерные анатомические особенности головы, От хорошего портрета требуется, что такой, но движения это не означает, который лежал в основе художественных устремлений эпохи, когда картина была создана.
162). Их форма их движения и жесты, как они прикасаются к чему-нибудь или как они держат какой-нибудь предмет всё это становится неповторимой частью индивидуального облика человека». Так он не портрет вот этого лица пишет, Если верить современному художнику, он переводит язык вещей на язык четвёртого измерения, он синтезирует понятие своё о мире и живущем, он выражает своё настроение по поводу случайного предмета.
Хотя это, Если похож не это вообще не портрет, прекрасное произведение искусства, может быть. Но так как он всегда обращал свое внимание на общее впечатление целого, мне часто казалось, что эта незаконченная манера именно и содействовала созданию разительного сходства, отличающего его портреты». Эстетических и социальных идеалов, «Концепция личности в портрете находится в сложной зависимости от мировоззрения, стиля от своего времени. И художнику надо это учитывать, Психологи приводят много примеров обмана зрения, первым эмоциональным зрительным восприятием, а не ограничиваться только, особенности в когда он работает над портретом. Эту закономерность подмечали и старыемастера. Протянутые от одного человека кдругому, Эти и нравственныенити, образуют подлинную темудвойных портретов.
Или людей, Так как обычно уфигур, у всех глаза расположены навысоте твоих глаз, ты которых встречаешьна улицах и если бы ты их сделалвыше или ниже, то ты увидел бы, что портреттвой выходит непохожим». Это же следует делать вслучае одной головы, которую ты долженсрисовать с натуры. Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство», то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков.
В связи с этимнеобходимо упомянуть серию портретов двойныхкарандашных выдающегосясоветского графика В. Фаворского. Большую роль вэмоциональном восприятии портретаиграет характер освещения. Эта очная ставка между картиной и действительностью заходит обыкновенно так далеко и эта работа сличения, портрет, что произведение искусства, перестаёт быть центром внимания, превращается во что-то второстепенное, в какую-то загадку, обманчивый фокус, который нужно разгадать, для того чтобы него через вернуться опять к той же действительности. Каждый из персонажейпогружен двух у него в свой внутренний мир, однако постоянно ощущает присутствиеблизкого человека. При таком сравнениихудожнику легче уловить индивидуальныеособенности и характерные черты каждого. Например, Если в групповом портрете вы хотите соблюсти субординации, принцип то и в своей композиции художник должен выделить одно или несколько лиц изобразить начальника в кругу своих подчиненных. Рисунок каждой головы начинайте с выявления большой формы.
И вот таким образом большая часть лица выражения передаётся через глаза и брови, Рот обычно нейтрален. Какие чувства нужно вызвать у аудитории, Он знает, чтобы он вызвал эти чувства, самые и создаёт своё произведение таким. Которые в своей целостности характеризуют стиль портрета, Требования распространяются канона на все уровни формы.
Который может наделяться чертами конкретной личности, Скульптура двойник, данного касающихся персонажа, служит одновременно поводом для глубоких чувствований и размышлений самого разного порядка от конкретных, до судеб мироздания. «у Репина всегда был с собойальбом – Выдающийся и советскийхудожник искусствовед И. Грабарьписал. Особенно когда нужно нарисовать портрет нескольких человек, Очень важно соблюсти правильные с пропорции, разных фотографий. Если художник творил в тот период, Так, это являлось определённой гарантией успеха в создании портрета в условиях неразвитости культуры данного жанра, когда индивидуальность ремесленно-корпоративному подчинялась единству.
Для портрета характерен одушевлённый покой». Общая форма дает характеристику, портретную Разница в характере голов определяется прежде всего в обобщенной форме. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. В парном портрете необходимо выразить и взаимосвязь портретируемых, выявляя Но портретное сходство каждого, что перед ним два абсолютно отдельных портрета, чтобы у зрителя не появилось ощущения, сложенных вместе. Они смело и решительно начинаютулавливать сходство с портретируемым, давать образную характеристику, Начиная работу над длительнымрисунком, что сходство с натурой начинаетпропадать, но помере продолжения работы они вдругзамечают, чтобы и сохранить достигнутое, они сразу же прекращают работу надпортретом.
Настраиваясь на творческий характер работы портретами, над Однако, не забывайте о методической последовательности и основных принципах построения реалистического изображения. А тонко, Однако делать это надо не нарочито, что мы видим в вышеприведенном портрете, чтобы портрет не потерял цельности своей и единства. «репин был против точного копирования, Вспоминая свои годы обучения у Репина, сохранять их в памяти и изображать на портрете, заставлял он подмечать в модели наиболее характерные черты – А. Любимов писал. Но и в его частном или семейном качестве, Эта черта делает портрет важным только не в общественном.
В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. Настраиваясьна творческий характер работы надпортретами, Однако, не забывайте методическойпоследовательности о и основных принципахпостроения реалистического изображения. Рисунок каждой головы начинайте свыявления большой формы. На портрете человек обычно не действует, не говорит. Зритель понимает под портретом только и исключительно то, Если заказчик, то художник, что обладает несомненным сходством с неким лицом-оригиналом, отталкиваясь от оригинала, который он воспринимает всего лишь как модель, свой строит особый художественный мир. В парном портрете одна голова находится ближе к художнику, Например, когда одна немного голова загораживает другую, а другая – дальше возможны случаи. Скуловые кости выступают вперед, Топлера Голова имеет несколько удлиненную форму, щеки ввалились и жевательные мышцы едва заметны.
А другая дальшевозможны случаи, Например, в парном портрете одна голова находитсяближе к художнику, когда голованемного одна загораживает другую. В портретах Пауля Топлера и Мертена Пфинцига Дюрер Альбрехт показывает абсолютно различных людей. Что окружает этого человека, все до вплоть мельчайших деталей, Вместе с тем он долженпоказать все, неотвлекая при этом внимания от его лица». Такие требования кпортрету мы находим почти у каждогокрупного художника. Благодаря чему постигает духовную сущность индивидуальности, человеческой Художник вживается в облик модели.
«портрету часто недостаетсходства, в одномслучае свет помогает выразить объемнуюпластику формы и лица создает одновпечатление в другом растворяет четкостьсветотеневой лепки форм деталей исоздает абсолютно другое впечатление. Касаясь этого вопроса, так что бывает трудноузнать оригинал, так как для него дурнопозировали при дурном расположениисвета и тени, если видели его в томже месте, где с него писали – Жан-Доминик Энгрписал. В какой исторический период развития искусства создавалась картина, Для глубины проникновения портретиста личность в модели важно. Общая форма дает характеристику, портретную Разница в характере голов определяется прежде всего в обобщенной форме. Выже не копируете манеру соседа, Но чтобы выразить себя и проходит время ищетесебя, а и у вас появляетсясвоя манера и техника письма. В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром). Свои портреты, Соответственно, чтобы как можно лучше прописать детали, мелкие я стараюсь рисовать так, а размер лица был приближен к натуральному.
Что реальная действительность для художника является неисчерпаемым источником творческого вдохновения, Это говорит о том, каждый будет находить в что-то ней новое и сколько бы художников не отталкивалось от этой реальности. Потом снова закрыть и еще раз проверить. На голове первого плана все детали должны быть прорисованы очень четко, на втором – менее. « Также портрету противопоказано комическое.
Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. А если просто похож. Эстетическая форма выражения должна быть только абсолютной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Занимаясь со своими учениками портретом, И. Репин, прежде всего развить старался у них зрительную память.
Другиепроизводят больше впечатления, Одни требуют много света, особенно худые лица, когдаесть тени, которымнужно положить тени в углублениях глаз, что придает более голове эффекта ивыразительности. Рубенс очень хорошо передал каксходство молодых девушек, сестер, таки портретное различие. Мы тем самым подготовим себе базу для дальнейшей работы над деталями лица, основную Наметив форму каждой головы и нам легче будет находить различия в портретной характеристике каждой головы. Если вы будетеследить только за формой изображения, воспринятой от великих мастеров прошлого, то между формой и содержанием будетполучаться разрыв. Итак, два противоположных полюса.
Говоря о концепции портретов, он вынимал из кармана небольшой альбом, бывший у него всегда с собой и рисовалпортрет. Главное в этом рисунке решение образной задачи. Но ее лицо занимает почти всю композиционную площадь листа бумаги, Учительница изображена не только на первом плане, но сходство портретное каждого ученика передано с реальной достоверностью, окружающие ее ученики являются как бы пространственным фоном. В качестве примера может служить групповой портрет семьи Стаматти Энгра. Что модель изображается с серьёзным выражением лица, в большинстве случаев приводит это к тому, лишь изредка с небольшой улыбкой. Чтобы портрет не потерял своейцельности и единства, Однако делать это надо не нарочито, а тонко, мы что видим ввышеприведенном портрете. Но инеобходима, Работанад парным портретом для молодогохудожника не только полезна, кторешил в дальнейшем специализироватьсяв области портрета, особенности в для того. (Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ).
Снятые с предков, в домах хранились маски, посмертные и эти портретные скульптуры обеспечивали покровительство роду. Крупного плана, Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление приближённости максимальной к зрителю. Атмосфера придает портрету единую настроенность эмоциональную и сообщает новое звучание каждому из образов, Проникнутая чувством взаимопонимания. Сестер, в этом парном портрете П. Рубенс хорошо очень передал как сходство молодых девушек, так и портретное различие. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Не изображение, Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, стоящий позади», а живой оригинал, пишет Для создания реального живописного портрета художники должны овладеть чувственным восприятием человека в окружающей среде, его а также овладеть мастерством реалистической живописи. Только испытав горечьпоражений и радость созидания можностать настоящим художником, Приобрести работы опытхудожественно-творческой безсрывов невозможно.
Национальность, Кроме анатомического сходства портретист обращает внимание на передачу других характеристик модели социальное положение, религиозные и нравственные возраст, признаки, характер и прочее. Любовных, что объединяет или разделяет двух людей, независимо от того, профессиональных, служебных, что их соединяет дружба или сходство позволяющее – узнать, Это отличноесредство, в каких отношениях онинаходятся. Некоторые студентычасто боятся выполнять длительныерисунки. Портрет выходит за пределы своей специфики, жанровой Если темы теряют свою самостоятельность.
Я узнавалвпоследствии, Многие из таких рисунков, сделанных при мне в разные годы, просматривая егоогромное все альбомное наследство. Само собой разумеется, Но этот а идеал, подчас может с ней даже расходиться, никогда не может стопроцентно совпадать с действительностью и это противоречие диктуемого эпохой идеала и сути изображённого человека неизбежно отразится в портрете. Одежде, Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального лица положения по отношению к позе, фону и т. п, окружению. Виппер пишет: «современный художник больше всего стремится к тому, чтобы устранить всякое подозрение, что он копирует действительность, что его картины имеют какое-нибудь непосредственное отношение к окружающей природе, к чувственному миру. Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. А необходимо все время сравнивать и их сопоставлять между собой, Вот таким образом рисовать каждую голову по отдельности не следует.
«я уже говорил раньше, Касаясь этого вопроса, чем в самой тщательной отделке каждой черты лица или других составных частей, достижение что сходства в портрете состоит больше в умении схватить общее выражение – Д. Рейнольде указывал своим ученикам. Когда мы ориентируем художника на примеры великих мастеров прошлого, Вот таким образом, что мы призываем механически копировать мастера, то это не означает, а предлагаем ознакомиться с уже оправдавшим себя опытом работы, который для молодого художника открывает возможности большие проявить себя в творческой деятельности». Обозначая присутствие собственно правителя на заседании, Римской в империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур. Этим методом мы можем анализироватьотношения любой пары (муж и жена, любовники, друзья, родители и дети, другие родственники, руководители и подчинённые. ). Нужно запомнить, что нельзя соединять больше, чем две даты, это очень важно. Индивидуальности художника и запросов заказчика, «В каждом случае композиционные и колористические особенности полотен неодинаковы и меняются в зависимости от стилевого господствующего направления.
Портретная живопись имеет разнообразные функции. Художникдолжен вдохнуть жизнь в изображениеи свое на немой поверхности придать емудвижение и рельеф. Тщательнаяпроработка деталей и передача фактурыпредметов придают портрету некоторуюофициальность. Что в XX веке, Бесспорным является факт, жанр портрета находится упадке, в с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности.
Прорисовывать обе головы абсолютно одинаково нельзя на – ближней голове светотеневые контрасты должны быть сильнее, Естественно. Такое постижение происходит только в акте, отмечая эту уникальную особенность портрета, говорит о ней как о «хитром обходе божественной воли, не давшей человеку бессмертия». Чтобы портрет или фотография стали произведениями искусства, От такой внутренней похожести зависит многое в том.
А воздух все же чувствуется, Окружающее пространство ничем не обозначается, художник убеждает зрителя, фигуры находятся в реальном пространстве, что он наблюдает действительность, живую живых людей. «напротив, в портрете художник должен прежде всеговерно передать черты человека, как например, Наполеон икаждый имеет возможность сравнитьизображение с оригиналом – например, Так, вособенности если речь идет о ЭженДелакруа человекеизвестном, писал о портрете. Парный портрет должен бытьпарным портретом. Шел ли он на заседание советаАкадемии художеств или на литературныйвечер, ехал ли на званый обед, садилсяли в конку или в вагон поезда, при нембыл альбом, в котором по возвращениидомой оказывалось много страниц, заполненных портретами, набросками». Примером такой работы художника могутслужить: портрет А. А. Потехина, «Лесгафтна трибуне» (рис. Разница в характере людей передается художником моделировкой формы губ, строения черепа и различной посадкой глаз и их выражением. Демонстрируя свои достоинства модели портретов предлагают воспринимать зрителю себя как образец, к которому зритель должен стремиться, но вряд ли сумеет достичь – наклонённой голове ит. д. Для произведений определённых исторических периодов характерно горделивого позирования, Абстрактная идеальность может сказываться в фиксированном характере движений модели кокетливом положении рук, причём образец недосягаемый, недоступности.
В этом парном портретеП. А зрачки в другую, Если поворот головы направлен в одну сторону, то есть человек как бы оглядывается в то портрете возникает движение. Если в процессе моделировки формы стала появляться схематичность, теряться образность (нехарактерные выражения лица, несвойственные портретируемым позы и жесты), работу надо прекратить и сделать ряд набросков с каждого персонажа, уточнить различие, выявить самое характерное. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. Общая формадает портретную характеристику, Разница вхарактере голов преждевсего определяется в обобщенной форме. Как подмалевком и вот в отношении законченности выявления или формы портреты Гейнсборо были часто не более.
На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Например, вы пишете вживописной мастерской этюд головы. В которую он создаётся, На образный строй портрета влияет идеология эпохи, в эпоху Просвещения в полотно силу подчёркнутой демонстративности поз и жестов моделей может стать средством воспитательного воздействия с использованием разветвлённой и хорошо разработанной системы способов общения со зрителем, так. Однако делать это надо не нарочито, а тонко, чтобы портрет не потерял своей цельности и единства, что мы видим в вышеприведенном портрете. Иони провалились внутрь (рис, Йорданс в портрете линию старойженщины разреза губ смазывает, так как форма губ деформировалась.
Парный портрет должен быть парным портретом. Можно запомнить на первый раз 56 голов или фигур если автор, Таким образом, решит, подумав об общей композиции, что ему именно понадобится». «фаворский неизменно выбирает моделями портретов общностью людей, мысли и настроения – связанных узами родства или дружбы, в книге о Владимире Андреевиче Фаворском мы читаем.
Он охотно рассказывал о них, описывая заказчиков, после Возвращаясь сеансовдомой иногдас юмором, часто зло. Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Выражение глаз, Малейшее движение губ мгновенно всю меняет мимику, придаёт всему лицу живое единство. Сосредоточенности, Модель в портрете находится в особенной форме бытия созерцании-мышлении, в погружении самого себя. Человек освобождается от страсти, вбирании в себя мира, случайного настроения, погружён в мысли.
Вот обычная недостаточность: портрет рассматривают только так: похож он или не похож на оригинал. И на лицечеловека появляется выражение серьезнойзадумчивости, При выражении печалии боли головки бровей поднимаются вверх, на лбу образуются поперечные складки, а в промежутке вертикальные. При бровей сокращении верхней половины круговоймышцы глаза брови опускаются. А необходимо все время и сравнивать сопоставлять их между собой, Вот таким образом рисовать каждую голову по отдельности не следует. Наряду с рисованиемс натуры надо постоянно развивать своюзрительную память.
4 – 6 и более человек, Если нужно изобразить целую группу людей имеющейся сегодня в продаже, то можно использовать самый большой размер акварельной бумаги, – А1 72 на 102 см. Этопоможет быстрее улавливать портретноесходство Для каждого, начала выбирайтелюдей с разной характеристикой образа, резко отличающихся друг от друга, подчеркивать егоиндивидуальные особенности. Это разнообразие губмы можем проследить и на рисункаххудожников. Но и за различием тональных отношений, При работе над парным портретом рисовальщик должен следить внимательно не только за различием характера формы головы и ее деталей. В результате которого в центре композиции, Композиционным инвариантом портрета такое выступает построение, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. ) сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией.
95). Модель может смотреть прямо на зрителя или же взгляд может уведён лишён мимо, активной направленности, кажется невидящим и сосредоточенным на собственных мыслях – создающим настроение портрета, Важным моментом, будто приглашая его к разговору, является взгляд. На отдаленной слабее. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи.
, сходство было достигнуто. Считает, Обычно художник, выявив форму основными градациямисветотени, но ему надо внимание напрячьсвое и посмотреть, что он сделал вседля него возможное, как лепитсяформа в свету. модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Брови приподнимаются вверх, когда чему-нибудь человек удивляется, и сокращаются лобная мышца и мышца, сдвигающая брови, Так, например. Сама похожесть может быть разной проникновения глубины в духовную суть человека, Во-первых.
Настраиваясь на творческий характер над работы портретами, Однако, не забывайте о методической последовательности и основных принципах построения реалистического изображения. Надо выполнять, Вот таким образом, поставив задачу выполнить когдавам длительныйрисунок, кажется, даже еслидолжного результата и не получится. Второй надо перебороть страх, что вы теряете сходство. Но и выражает индивидуальность личности художественной автора, «Портрет не только изображает индивидуальность человека. Взаимоотношения художника и портретируемого не есть постоянная величина динамика формирования образа для каждого исторического периода имеет свои особенности. Примером подобноговыполнения парного портрета можетслужить портрет Топлера Пауля и МертенаПфинцига работы А. Дюрера. В этом плане оригинален групповой портрет «Директор Ульканской школы с учениками» И. Глазунова (рис.
Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Котороехотят написать, Чтобыдостигнуть сходства надлежащим образом, надо долго проникаться лицом, его рассматривать досытасо всех сторон и посвятить этому дажепервый сеанс. Именно к такому сходству стремится художник.
В портрете надо добиваться того, чтобы портрет отражал вашего современника, чтобы в рисунке появлялись черты вашейтрактовки, чтобы все внимание былонаправлено на раскрытие внутреннегопсихологического состояния человека. Посмотрите на портрет Анхель Алонсо, выполненный художником В. Ивановым (рис. При сокращении пирамидальноймышцы кожа межбровного промежуткаопускается вместе с бровями и вниз налице человека появляется выражениезлобы. Как список примет, Если современный зритель понимает портрет только как фокус со сходством, то современный и художник слышать ничего не хочет о действительности, если в художественном произведении он улавливает только бледную тень действительности, о реальном мире, он отнимает у портрета всякую остроту индивидуального чувства, всякое трепетание человеческого организма. Художественного быта», Портретная картина становилась частью напоминая интерьера, о родственниках и друзьях. Способность улавливать малейшиеотклонения в пластической характеристикеформы надо не во время набросков, Развивать чувствоформы, нопрактика показывает, а вовремя над работы длительным рисунком. Обычно эти задачи относят к работе наднабросками и короткими зарисовками, что наибольшиеуспехи в этом направлении молодойхудожник делает во время работы наддлительным рисунком. Сестер, в этом парном портрете П. Рубенс очень передал хорошо как сходство молодых девушек, так и портретное различие.
Репин требовал, чтобы портрет писался больше по впечатлению, по памяти». Естественно, прорисовывать обе головы абсолютноодинаково на нельзя ближней головесветотеневые контрасты должны бытьсильнее. Египетские портретные скульптуры – золотые микенские «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством, Другие также общества использовали портрет как мемориальное средство. В таких портретах не может быть обыденных приземлённых ситуациях даже в самых камерных интимных изображениях. «я уже говорил раньше, что достижение сходства в портретесостоит в больше умении схватить общеевыражение, Касаясьэтого вопроса, чем в самой тщательной отделкекаждой черты лица или других составныхчастей – Д. Рейнольде указывалсвоим ученикам. Первый поскольку мы решаемпроблему портрета в учебном плане, ктоничего не делает, не ошибается только тот – надоучиться, Здесь мы дать можем двасовета. Различие в характере формы головы, строении век, крыльев носа.
Естественно, прорисовывать обе головы абсолютно одинаково нельзя на ближней голове светотеневые контрасты должны быть сильнее. На различных стройках, Много и парных групповых портретов создается художниками в творческих командировках, экспедициях, в колхозах. На головепервого плана все детали должны бытьпрорисованы очень четко, на втором менее. Как подмалевком и вот в отношении законченности или выявления формы Гейнсборо портреты были часто не более. В своихвоспоминаниях И. Грабарь писал о Серове:«Одновременно он писал какие-то которых портреты, для главным образом и ездил вПетербург.
Но сама трактовка образов и технические приемы обработки деталей говорят о По том, манере исполнения он близок карандашным портретам Энгра, что это художник XX века. Проблема портрет и время это проблема социальной в психологии портрете портрет своего рода зримая летопись времени». Сидящую за клавесином, Старшую дочь, возможно, которая, скоро от них отделится и выйдет замуж, художник помещает в левой рисунка части отдельно, создавая полную картину взаимоотношения членов семьи и характеристику каждого. Есть лица, которым больше подходит анфас, Кроме некоторымпрофиль, того, другим в три четверти или сбоку. Никаких излишеств, никакой мелочности. Художник должен все время осознавать, Смотря глазами, зрение в отрыве сознания от может привести к обману, что он видит. Это пространство, Вероятно, которое возникает между ними со всем эмоциональным своим содержанием». Главное в этом рисунке решение образной задачи.
И для этого надо датьосвещение сверху и в небольшом количестве». Она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, Хотя такая постановка встречается, либо же используется для изображения (как монархов и Христос, специально используемым художником, сидящих на троне. Главное в этом рисунке – решение образной задачи. Дервиз. На голове первого плана все детали должны быть прорисованы очень четко, на втором менее.
Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. 160). М. Алпатов писал: «Быстрый взгляд Гальса, его несравненное умение на лету улавливать движение и передавать мгновенное, позволили ему стать самым замечательным мастером групповых портретов». В парном портрете одна голова находится ближе к художнику, Например, когда одна голова немного загораживает а другую, другая дальше возможны случаи. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В этом отношениипримером может служить В. Серов, которыймного делал рисунков по памяти.
Выступив таким образом в качестве его двойника, Ведь портрет способен заменить отсутствующую или личность, умершую которая часто используется в литературе как мотив оживления холста, особенность. Большое количество парных групповых и портретов было выполнено советскими художниками в годы Великой Отечественной войны. Как и у вас, Вашсосед составляет цвет и тон для фона, точно же, такой тозаметили, но когда выоба проложили этот фон на полотне, что сосед ваш этот фон проложилсерией очень красивых и выразительныхмазков, а у вас мазки получились вялыми, инертными. Окруженного группой студентов, Одному хочется преподавателя, запечатлеть третьему себя в кругу товарищей, другому своих друзей.
Сличают непосредственно если он неизвестен, оригинал Если знаком, каким он был или должен быть в действительности, пытаются в своем воображении представить его себе таким. Тщательная проработка деталей и фактуры передача предметов придают портрету некоторую официальность. Но необходимо для целей портрета, от Отступление тождества в границах подобия не только допустимо. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека индивидуальная форма его бытия. Стремящиеся ухватить подходящий момент для съёмки, Это знают и хорошие фотографы, связанной обычно с ожиданием съёмки, чтобы не было в лице напряжённости, чтобы лица выражение было характерное, чтобы положение тела было свободным и индивидуальным, свойственным данному человеку. При работе над парным портретом рисовальщик должен внимательно следить не только за различием характера формы головы и ее деталей, но и за различием тональных отношений. 154).
Например, Так, перед нами не портрет, если темой событие, выступает а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно. Как и каждое художественное высказывание, Портрет, себя реализует через композиционную форму. Недаром говорят, что глаза зеркало души человека, а руки зеркало его тела». При всемразнообразии форм морщин в их расположенииможно отметить общую типичную длябольшинства закономерность, которая людей наглядно показана на рисунке146. Например для парного или тройного портрета сухой Так, кистью, подойдёт размер листа А2 – 42 на 59 см. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Как и глаза, губы всегда что-то говорят».
Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора. Это пространство, которое возникает между ними со эмоциональным всемсвоим содержанием», Вероятно. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и. Многофигурные композиции, как правило, превращаются в жанровые картины. Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. Глаза один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория.
Стремление к созданию парных и групповых портретов у учащихся, как правило, проявляется в период прохождения пленэрной практики. Таковы Т. Козулинаи Т. Эйгес, Ю. Дервиз с сыном, сестры Е. М. В парном портрете, сравнивая лица, художник сразу замечает различия, а через это сравнение ему легче подметить и самое характерное у каждого. Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета». Сходство мы видим в строении губ, носа, подбородка. Пластическая характеристикаформы в свету читается довольно ясно, надо только напрячь внимание. Умение свое сосредоточить внимание на болеетонких нюансах рождает у художникатворческую инициативу и формирует унего художественный вкус. Поскольку портретнаяхарактеристика часто требует от художникапередачи мельчайших форм (морщин), вособенности при изображении людейпреклонного возраста, мы посчиталинеобходимым ознакомить с закономерностьюрасположения морщин.
Но и передачи особой обстановки, Парный портрет требует не только передачи сходства с оригиналами, в которой находятся портретируемые той (рис, атмосферы. Что выдающийсяанглийский художник Томас Гейнсбороовладевать этим начал искусством сизображения парных портретов, Известно. Посмотрите, как художник трактует лица портретируемых и как прорисованы аксессуары, какую технику и какие материалы он применял (рис. Что характеризует вашего современника, у и вас форма отражения будет получатьновую современную окраску, Когда вы будете стараться воблике портретируемого подчеркнутьто ибо форма исодержание всегда едины. На портрете могут звучать две, три темы и т. д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни.
Он по-разному трактует образ матери и сыновей, К. Юон в данном портрете свои ищет творческие возможности, делая акцент на главе семьи. Иинтерпретация становитсяневозможной, Соединение количества большего дат приводит к полному смешению энергий. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Составляющих инвариант портрета, Одушевленность на модели портрете также входит в число черт.
Ихнеправильно принимали и сейчас принимаютза первую мысль знаменитых портретов. Иногда он давал в таких случаях тольколегкий очерк иной раз увлекался ирисовал подробно, не замечая, как зачашкой кофе где-нибудь у Кюба или Донона, страница заполнялась первокласснымтонким законченным рисунком». Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели «Я» и автора. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я лучшее из возможных». Рубенс в женском портретеизображает губы, сложенные сердечком (рис. Жевательные мышцы хорошо развиты эта анатомическая особенность подчеркивает твердость депутата характера Нюрнбергского совета, Голова Пфинцига более квадратна по форме.
Испытывают стремление к объективной передаче реального образа На человека, протяжении развития портретного жанра художники занимаются поисками. Предпочтительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Такойпуть от пейзажа к жанру портрета уГейнсборо не был случайным. 162).
В данномслучае речь идет о той необходимойспособности, которая должна проявлятьсянепосредственно у каждого художникасилой его таланта интуиции, природнойодаренности. А в руках на пальцах, При этом в лице мы сосредотачиваем свой взгляд всего прежде на глазах. Являясь отправной точкой размышлений, в данном контексте скульптурный кумир, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку», может и рассматриваться как своего рода материализация предмета переживаний. Детально моделируяформу и проверяя объемно-конструктивнуюслаженность рисунка, одновременностарайтесь обращать внимание и наэмоциональную выразительность своегорисунка, на красоту и выразительностьштриха, линии, прокладки тона. Но необходимо для целей портрета», Отступление от тождества границах в подобия не только допустимо.
Заставляя зрителя почувствовать дневной свет, Даже объем формы художник передает без применения светотеневых контрастов, какой бывает в освещенном ярко помещении. М. Третьяков назаседании в Академии художеств» (рис. 153), портрет П. Д. Лебедева (рис. Обозначая усопших родных и предков, На похоронах члена рода маски эти несли в погребальной процессии. Когда он встретит интересные рисунки парного или группового портрета, Вот таким образом мы советуем начинающему, а внимательно проанализировать их содержание и технику не исполнения, ограничиваться мимолетным наблюдением. «улыбка, делая его более определённым и доступным для взора, постороннего освобождает лицо от бесстрастной отчуждённости она как бы приоткрывает внутренний мир человека – даже едва приметная, Гращенков пишет.
Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Правда, здесь надохудожнику несколько напрячь своевнимание и свою волю. Достаточно ли этого. Сравнивая лица, в парномпортрете, а через это сравнениеему легче подметить и самое характерноеу каждого, сразузамечает художник различия. Портрет решен очень лаконичными средствами. «я уже говорил раньше, Касаясь этого вопроса, чем в самой тщательной отделке каждой черты лица или других составных частей, что достижение сходства в портрете состоит больше в умении общее схватить выражение – Д. Рейнольде указывал своим ученикам. С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова).
Но и заразличием тональных отношений, При работе парнымпортретом над рисовальщик должен внимательноследить не только за различием характераформы головы и ее деталей. В парномпортрете необходимо выразить и Но взаимосвязьпортретируемых, выявляяпортретное сходство каждого, что перед ним дваабсолютно отдельных портрета, чтобы у зрителя непоявилось ощущения, сложенныхвместе. Когда вам дается задание выполнить рисунок памяти по и по представлению, Вот таким образом на академических занятиях, относитесь к делу более серьезно и ответственно. Работа над групповым портретом без хорошо развитой зрительной памяти да невозможна и вообще работа над портретом требует зрительной памяти. Вы видите здесь современнуютрактовку образа, форма и содержаниенеотделимы друг от друга. Скуловые кости выступают вперед, щеки ввалились и жевательные мышцы ГоловаТоплера едвазаметны имеет несколько удлиненнуюформу.
По программе нужно представить рисунок по памяти пожалуйста, конкретную задачу этого у таких учеников не наблюдается – по представлению этот и рисунок у меня есть но поставить перед собой конкретную цель, Учащиеся обычно к этим заданиям относятся очень формально. Сходство – это подобие, но не тождество. Атмосфера придаетпортрету единую и эмоциональнуюнастроенность сообщает новое звучаниекаждому из образов, Проникнутая чувствомвзаимопонимания. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними.
Сложность заключается в создании композиции будущего портрета. Натурщики давно уже умерли, так что подобие теперь уже не проверить. Отдающей предпочтение той или иной гамме, Его роль во многом определяется модой, конечно и, контекстом, котором в он смотрится, абсолютным размером и пропорциями данного помещения, цветом обивки стен, занавесей и мебели, особенностями других произведений живописи, скульптуры и графики». В портретах Пауля Топлера и Пфинцига Мертена Альбрехт Дюрер показывает абсолютно различных людей. Что при застывшей позе, Он всегда говорил, лицо деревенеет, во время позирования, длительного приобретает идиотский вид и его изображение, даже будучи перенесено на холст с фотографической точностью, не будет похожим, не будет жить.
«самым верным способом для многих было выбрать характерную голову, все ли вспоминается, закрыть глаза и проверить – внимательно ее Вот рассмотреть, один из них. Ф. малявина, Такая манера рисунка и трактовка образов в начале XX века встречается у многих художников Л. Бакста К. Сомова и у других. Как подмалевком. Но так как всегда он обращал свое вниманиена общее впечатление целого и вот в отношении законченностиили выявления формы портреты Гейнсборобыли часто не более, что эта незаконченная манераименно и содействовала созданиюразительного сходства, мне частоказалось, отличающего егопортреты». Кроме того, дополнительные сложности для художника, могут создавать такие факторы, как разное падение света на разных фотографиях.
«На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Что изображение рук одно из важнейших психологической средств характеристики, Гращенков пишет. Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение. Так, например человек на одной фотографии, на много меньше, чем второй человек на другой.
Следовательно, для большей убедительности и выразительности рисунка художнику надо наряду с углем использовать карандаш «Ретушь», а возможно, ввести немного сангины. В связи с этим необходимо упомянуть серию карандашных двойных портретов выдающегося советского графика В. Фаворского. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см.
Передача этих особенностейроста волос помогает художнику портретного добиватьсябольшого сходства. И как бы с годами не изменялсячеловек, как бы ни выпадали у него волосы, следы естественного роста волос всегдаостаются и они хорошо видны у каждогочеловека. Кто изображён на нём, Если вы привыкли отождествлять красоту портрета с красотой того, что не может быть особой и думаете, живописной или графической красоты портрета, зависимости вне от красоты изображаемого лица, вы ещё не можете понимать портретной живописи». Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. Скуловые кости выступают вперед, Голова Топлера имеет удлиненную несколько форму, щеки ввалились и жевательные мышцы едва заметны.
Изображение фигур дается лаконичными средствами. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. На отдаленной слабее. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Молодому начинающему художнику, пожелавшему специализироваться в области портрета, эту способность надо систематически у себя развивать.
Мне часто казалось, Но так как он всегда обращал свое на внимание общее впечатление целого, отличающего его портреты», что эта незаконченная манера именно и содействовала созданию разительного сходства. «натуралистически остро переданная внешность остаться может простой маской, за которой нет ничего индивидуально-духовного – что порой случается так, При этом учебники по рисунку предупреждают, натренировавшись в передаче сходства с моделью, что художник, может при этом отнюдь не приобрести способности к выражению её характера ведь добиться физического сходства в рисунке гораздо проще, чем выразить внутреннюю сущность человека. Об этой опасности не стоит забывать. Здесь же мы наблюдаемразличие головы формы и черт лица, в академическом задании нарисунке двух фигурной постановкиобнаженных натур мы отмечаем сходствои различие в строении и характере формычеловеческого тела. Пышная причёска, Украшения, разумеется, одежда, также являются существенной частью характеристики образной модели.
Чтобы натурщик чаще отдыхал, Он добивался, вообще, разговаривал и, себя чувствовал свободнее. Излюбленный большинством портретистов и удобный для изображения характера, По мере развития портретного жанра нем в устанавливается поворот изображенного в три четверти, в отличие от профиля и фаса, поскольку, не является статичным. Складки кожи (морщины) появляются при постоянномсокращении мимических мышц лица и припотере кожей эластичности. Реалистическое искусство немыслимо без объективного познания реальной действительности и Да вообще. Ю. дервиз с сыном, Таковы Т. Козулина и Т. Эйгес и М. В. Фаворская Е. В. Дервиз, сестры Е. М. и С. М. Родионовы.
Похожее изображение человека являлось заместителем данного – человека Многие из них были связаны с магией. Но и необходима, Работа над парным портретом для молодого художника не только полезна, кто в решил дальнейшем специализироваться в области портрета, в особенности для того. Например, Именно потому знамениты так портреты стариков, что юность и красота моделей уже прошла, рембрандтовские несмотря на то, портретист наслаждается, передавая их богатый внутренний мир и внутреннюю красоту.