Как волосы, Такие детали иногда глаза, брови, подчеркнуто выполнялись симметрично и декоративно. Книг К. Эйнштейна (Negerplastik, Leipzig, 1915) и В. Маркова (В, к моменту первых появления искусствоведческих работ. Все чаще встречаются фигуры людей охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Германии, Вместе с тем с 1870–1890-х годов в Англии, в которых затрагиваются различные аспекты традиционной культуры, художественной Франции увеличивается число работ. Недостаточным количеством художественных школ, Хотя африканское современное искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями отсутствием кадров преподавателей, оно настойчиво преодолевает их, выставочных залов и галерей.
Ранний период истории народов связан Африки с переменчивой судьбой Сахары – с неоднократной сменой влажных и засушливых периодов. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. Однако традиции его живы. Непросушенного дерева, Ее всегда вырезывали свежего из мягких пород, как правило, сравнительно редко раскраshyшивали, обычно лишь тремя красками – белой, черной и красно-коричневой.
С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII VI тысячелетия до н. э. ). Работавшей в пустыне в продолжение шестнадцати месяцев, археологической специальной экспедицией. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые абсолютно невозможно отделить друг от друга. 357).
У каждого племени, у каждого народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Среди археологических достижений последнего времени можно упомянуть открытие интереснейшей бронзовой цивилизации народа сао в районе Чад озера (илл. В антропологическом отношении относимые к негрской расе, Всю Африку к от югу Сахары населяют народы. 356 6).
В Танзании и Зимбабве, Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки в Судане и в Эфиопии, Южной Африке. В масках нередко саshyмым неожиданным образом соединялись черты человека и животного. Возраст самых древних произведений не превышает 150200 лет, Поскольку в тропиках сохраняется дерево плохо. Эти воротники, доходящие до самого рта, представляли собой стилизованное изображение царских регалий многочисленных ниток коралловых бус. А также детальные исследования известных еще с конца 19 в. развалин каменной архитектуры Южной Африки в районе Замбези Лимпопо, 359 так а), называемой культуры Зимбабве.
Интерес к родоплеменным культурам обостряется одновременно с интересом к первобытной археологии. Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. Однако детальное изучение этих росписей показало, что не все они были сделаны бушменами. «Древние и средневековые государства Черной Африки») Сао строили большие города, обнесенные 10-метровыми глинобитными стенами, создаshyвали замечательные произведения из глины и бронзы. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении ее создание приписывали греческим, этрусским индийским, португальским и другим иноземным мастерам.
На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра. Раскопки эти доказали африканское местное происхождение архитектуры Зимбабве и определили дату возведения наиболее древних зданий 6 8 вв.
Еще в начале 20 африканское века искусство было объектом исключительно этнографических исследований. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве) изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). И. Матвея) Искусство негров (Пг. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов.
Иногда искусство этих народов называют вот таким образом «искусством негров», «негритянским искусством». Стиль, сюжеты и весь характер изображений очень различны. здесь жил народ, создавший интеshyресную самобытную культуру (см. Однако оно дает основание для ложного понимания взаимоотношений искусства и расы. Однако между ними существует известное стилистическое сходство, Скульптура Ифе отделена от культуры памятников Нок почти тысячелетним периодом, которое позволяет говорить о преемственности. Что в значительной степени объясняется влиянием мусульманства и его запрета изображения человеческой фигуры, Здесь почти скульптура отсутствует и какая бы то ни было живопись.
Лишь недостаточное знакомство с искусством народов Африки позволяет о говорить нем как о чем-то слитном. На фресках в Тассили изображения найдены масок, Так, бытующими до сих пор у некоторых народов западного Судана, по форме сходных с масками. Искусство народов Африки имеет долгую и сложную, почти еще не изученную историю. Цельность и непосредственность видения утрачиваются, постепенно в дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации. Который мог появиться лишь результате в длительного развития, Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона. Начавшийся в освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ, которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств.
К. кьерсмайер и другие предпринимают попытки классификации и стилистического анализа африканской культуры знаменитый А. Брейль изучает наскальные изображения и Сахары Южной Африки Бернард и Уильям Фегги проводят археологические исследования в Нигерии, в тридцатые годы издаются десятки книг и альбомов Ф. Ольбрехтс. Национальные научные кадры молодых независимых государств лишь недавно приступили к углубленному изучению своего художественного наследия. Что говорит о гармоничного поисках и уравновешенного образа, Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Верхней Гвинее, в Конго и в Анголе – бассейне Нигер, реки Главные центры развития искусства народов Африки находятся в западной ее части.
Украшений и причесок, Отдельные детали одежды, позволяют довольно точно установить их тесную связь с материальной культурой народов Тропической Африки изображения которых на обнаружены скалах Тассили. Народов, Ведь мы не говорим об искусстве народов Востока, Дальнего как о монгольском искусстве, которые относятся к монголоидной расе. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Украшавшие галереи царского Наряду дворца, со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы. Особенно интенсивно проводившиеся в 1950–1960-е годы, Полевые исследования, английские и французские археологи обнаруживают новые очаги древних культур, приводят к открытию больших ансамблей наскального искусства в Сахаре, содержащие большое количество произведений (культуры искусства Нок, Сао, находки в Ифе и многое другое., 1919), африканское искусство находится в центре внимания ведущих европейских художников.
В настоящее время ее африканское происхождение установлено. Украшавшие некогда столбы и стеныдворцовых галерей, Кроме многочисленныхскульптурных произведений в голов виде царей и придворных в высоких воротникахдо нас дошли также бронзовые рельефы. Выполненные всего лишь несколько столетий назад, они тем не менее относятся к культуре каменного века. Влияние ее ограничивалось преимущественно узкой побережья полосой и она не проникала в глубь материка, Правда. возникшей в 9 в. до н. э. так называемой культуры Нок (Нигерия) известной своими замечательными терракотовыми статуэтками.
Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др. ). Одной рукой перегораживавших реки, – гиshyгантах, делавших луки из стволов пальм и легко переshyносивших плечах на слонов и гиппопотамов. Африканские мастера сильнопреувеличивали размеры головы, Стремясь выделить главное, в то время как остальные части оставалисьнепропорционально фигуры маленькими. Африканские мастера сильно преshyувеличивали размеры головы, Стремясь выдеshyлить главное, в то время как части остальные фигуры оставались непропорshyционально маленькими. Но и некоторые особенности стилистические ранних произведений пластики Бенина, о связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы.
Теперь оно рассматривается исключительно с эстетической точки зрения. Скульптура – живопись и архитектура, Именно здесь достигло наивысшего расцвета творчество художественное народов Африки. Которая нередко занимает от четзерти до трети размера всей фигуры, скульптор Африканский выделяет прежде всего голову.
Пережившие период колониального угнетения, в настоящее время Африки, народы успешно ведут борьбу за свою независимость. Европейские же художественные и научные круги «открыли» эстетическую ценность изобразительного искусства Африки, в первую очередь скульптуры, лишь в первом десятилетии 20 в. Однако складывающееся в те годы формалистическое искусство и искусствознание односторонне оценивали эстетическую ценность африканской скульптуры, абсолютизируя черты условности и стилизации, ей свойственные. Однако ее реализм своеобразен.
В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Много веков тому назад на побережье Индийского океана' в Африке сложилась особая, местная, банту-индо-арабская культура. Район Тассили оказался в полном смысле слова музеем наскальной живописи. В дальнейшем разработка этих деталей декоративных сводит на нет выразительность человеческого лица. Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке лица человеческого и некоторой скованностью пластики.
Ювелирным украшениям и в особенности воротникам, высоким в отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору головному убору. Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Граничащая с гротеском, Острая выразительность, тщательная проработка деталей эти отличают произведения. Которая была издавна связана морской торговлей с Аравией, То же мы видим и в Восточной Африке, Индией другими и странами Востока. Например изображение сидящих мужчины и женщины из Некоторые этих композиций, поражают мастерством передачи движения и своеобразной монументальностью (илл.
Среди последних – книга-альбом Г. Швейнфурта Artes africanae (Leipzig – London, 1875), которая содержит изображения и описания художественных изделий народов Африки. А приблизительно в IIII вв, Значительно появляются позднее изображения домашних быков и лошадей. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон» изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Мастерства как такового, скульптурной в резьбе непосредственно выражалось эстетическое чувство красоты труда. т. 8 ДЭ, ст.
Резко возрастающий в Западной Европе в двадцатые годы интерес к африканской связан скульптуре с деятельностью художественного авангарда. Связанных с религиозной символикой Бенина, в нередко рельефах можно встретить и изображения животных. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Что африканское искусство развивалось некогда не только в Тропической Африке, Выясняется и в числе том в ныне безводных, но и во многих областях Южной и Северной Африки, лишенных всякой растительности горных массивах Сахары, которая тогда, семь-восемь тысяч лет назад, была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. Это название распространено и в зарубежной литературе. Во время английской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожени произведения многие искусства погибли в огне. За исключением некоторых наскальных бушменов, рисунков в художественном отношении они уступают росписям Сахары.
Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др. ). Что искусство это очень в разнообразно, действительности специалисты по африканскому искусству знают. Этим объясняется то, что именно здесь находятся древнейшие памятники африканского искусства. н. э. Особого упоминания заслуживает и открытие в 40-х гг. Что наскальные рисунки Южной Африки относятся к разным эпохам и являются памятниками художественного разных творчества народов, Теперь очевидно. Крокодилы и жирафы, водились Здесь слоны и носороги, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах, древние буйволы и другие животные. Племена и народности Тропической (Черной) Африки населяют зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, атлантическое побережье от Гвинеи до Камеруна, экваториальные леса Конголезского бассейна, южноафриканскую саванну, а также юго-восточную часть континента от Великих озер до Драконовых гор. У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Ее обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева, как правило мягкихпород, раскрашивали тремя красками белой, черной и красно-коричневой, реже зеленой и синей.
Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Так называемая культура Cao (VIIIXIX вв. ) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. Вооруженных воинов, Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты и образы придворных в одеждах, церемониальных сцены охоты, изображения португальцев в европейских костюмах. «негритянским искусством», Иногда искусство этих народов называют вот таким образом «искусством негров». В их скульптурах обычно сочетаshyлись черты человека и животного.
К моменту появления первых искусствоведческих работ, книг К. Эйнштейна (Negerplastik, Leipzig, 1915) и В. Маркова (В. Оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков, здесь Позднее складывается жесткий канон. Одно из наиболее замечательных открытий было сделано в Тассили-н-Аджер севернее Феццана. Такова так называемая «Белая дама» (илл.
Которое создано предшествующим развитием народов культуры Африки, в данной главе дается краткая характеристика того художественного наследия. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного и реализма острой декоративной выразительности. Пока, Долгое время существование сао народа счиshyтали фантазией, находки археоshyлогов не подтвердили, наконец, что действительно в X – XVI вв. То традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно, Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно дворах при африканских правителей.
Получивших профессиональную подготовку в Европе (Б, Очень по-разному эти проявляются традиции в произведениях художников. Но и в работах художников, профессиональных Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Бытовые и ритуальные предметы – в том числе маски, статуэтки и другие художественные изделия, ввозимые в Европу, экспонируются в этнографических музеях и используются для изучения быта, обычаев, верований «примитивных» народов. Отражающие влияние древнеегипетской культуры, Среди росписей были найдены отдельные изображения, а большая часть изображений по стилю и имеет содержанию несомненно чисто африканский характер, однако таких росписей немного.
В Сахаре найдены тысячи наскальных и рисунков росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. При всей бросающейся в глаза условности скульптура африканская по-своему необычайно жизненна.
В которых с историко-культурной точки зрения рассматриваются предметы африканского ритуального искусства, Во второй 1890-х половине появляются труды Лео Фробениуса. 356 а). Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг. ) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Перед самым началом второй мировой войны, в г., 1939 которые были детально изучены лишь в 1956 1957 гг, там были найдены наскальные росписи. Другая важная особенность тесная связь скульптуры и прикладного искусства. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном искусстве Бенина.
Для нас это искусство Китая, Кореи, Японии или Индонезии. Искусство народов Нигерии отличается от художественного творчества пародов Конго, Так из каждый которых имеет свои особые, произведения бенинских мастеров отличаются от искусства народов луба и т. д. Можно выделить различные стили африканского искусства, присущие ему черты. Ii в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок реалистичностью поражают и мастерством исполнения. Петроглифы, АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО – традиционное и первобытное искусство народов Африки живопись, наскальная предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, ритуальные статуи и маски, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям. Хотя резчики выполняли работы, Это искусство носило преимущественно культовый характер, столбы и двери жилищ, не связанные непосредственно с культом, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, абсолютно неповторимого стиля и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее скульптуры от других континентов. В результате многочисленных археологических исследований понемногу открываются нам страницы далекого прошлого африканского материка и становится ясным, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, солдаты португальские в европейских костюмах, вооруженные воины – сцены охоты, Сюжеты их разнообразны. Рот обычно полуоткрыт, Глаза передавались неизменно в виде треугольника с высверленным зрачком, отчетливо моделированные ноздри как бы раздуты.
Идет бурный процесс формирования наций, национального самосознания, развития и создания новой демократической, передовой национальной художественной культуры. На Гвинейском побережье и в Яркое Конго и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части в западном Судане. н. э. также и изображения верблюдов.
Как считают исследователи, Однако, скорее здесь всего изображены ряженые в ритуальных масках. Хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, По-своему очень они выразительны, подчиненных декоративному целому. Заканчивают презентацию фотографии из моей домашней коллекции масок африканских и небольших статуэток современного исполнения из Анголы. Эти весьма реалистические и высокохудожественные изображения сначала приписывали древнейшему населению аборигенному Южной Африки бушменам (илл.
Иной характер имеет искусство народов северной полосы Судана и Восточной Африки, то есть области распространения ислама. Однако в пределах этой небольшой статьи нет возможности подробнее остановиться на этом и приходится давать обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки. Но выразительностью и достоверностью целого, Его сила и обусловлены убедительность не отдельными правдоподобными деталями, умением отобрать и выделить самое важное в образе, необычайной динамичностью. Собственно африканское изобразительное искусство, Итак, есть искусство Западной и Центральной преимущественно Африки, скульптура. В масках нередко самым неожиданным образомсоединялись черты человека и животного.
Ритуальные маски и резьбу, Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, украшавшую предметы и культа домашнего обихода. Культура эта связана с Ираном, Индией и средневековым арабским миром. Культурного и религиозного центра народа йоруба, Это прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных существовавшего правителей здесь некогда города-государства. На крайнем юге африканского материка, Наконец и в горных районах юго-западной Африки были обнаружены многочисленные росписи и рисунки, Драконовых в горах.