С черною дрожью плывут облака. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. «в центре репинского творчества всегда продолжал оставаться человек, в различнейших состояниях и – аффектах в разнообразнейших проявлениях психики, Он пишет.
У совсем уже нищего композитора, конечно, не было таких вещей. Посмотрите эти глаза. В теневой зоне, немного Оно дальше от глаз зрителя и потому несколько темнее и более фактурно – следы времени и печалей остались на нем. Отроду никем не пробованные, у Тут него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я и никто больше. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, было не никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Но впечатления того, что он что-то увидел и сосредоточенно изучает, не возникает. Но самое необыкновенное то, что форма моделируется не светотенью, как обычно, а градациями света, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. Отроду никем не сам пробованные он я и никто больше, Тут у него какие-то неслыханные приемы. Общий колорит портрета скорее холодный.
А щеки, а нос, тело, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Портрет писателя Писемского Репин выполнил по П. И. Третьякова заказу в 1880 году, Как уже отмечалось. Вдруг пройти молчанием такого слона. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
С книгой в одной руке, Толстой сидящим изображён в кресле, а другая рука лежит на ручке кресла. Поза Мусоргского же расслаблена, Писатель взвинчен и напряжен, кажется, голова тяжелая клонится к плечу, он вот-вот впадет в дремоту. Знаки дают возможность предположить, Эти приметы, что писатель находится довольно в стесненных жизненных обстоятельствах. Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая.
Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика – естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни. «Искусство», 1946, стр. ько одного – чтобы Бог дал ему ответ на единственный вопрос – за что и как столько страданий могло выпасть на долю одного человека. Держись, Ну, Вьюга, сейчас дружок Путь мой и труден далек, вьюга прилетай, Все дорожки заметай.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и написан только светлыми Несмотря тонами, на то что портрет создавался в интерьере. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Весь фон словно в движении – воздух наполнен искристой свежестью мартовского погожего полдня. Уселся перед портретом, первых После секунд общего обзора он взял стул и долго-долго не отходил, прямо в упор к лицу.
Или прямо неверны, Его характеристики или грубы, музыкальный критик, в большинстве же случаев неясны неопределенны»4 и Абсолютно не согласен с таким мнением Б. В. Асафьев, композитор, автор книги «Русская живопись. Переписка с П. М. Третьяковым». Но эта вставка, Трость выглядит подчеркнуто бедно, вносит некий диссонанс или интригу в общее восприятие на облика портрете, как мне кажется. Но Репин не мог писать иначе – «правда так правда». Практически всеми он единодушно был назван шедевром, Все отмечали необычайное с сходство только что умершим композитором, не только из-за сходства и технических приемов художника, конечно. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал.
Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот на этом золотом, как чудная, последний как аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского. Он был доверчив и беспомощен, Он просто не мог сопротивляться – изнуренный болезнью, хотя находился в плачевном состоянии, не пытался быть казаться или кем-то другим. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача» – писал Мусоргский. Вот такой страшной и смешной изобразил её композитор. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул, долго и прямо в упор к лицу, долго не отходил. Это нарочитое самоуничижение – маленькая выходка старого Может человека, быть, позволившего себе слабость или мудрость быть собой. Привезенный Стасовым на уже Передвижную открывшуюся выставку, Портрет М. П. Мусоргского, произвел настоящий фурор. Он и в них во что бы то ни стало навязывает свою «рекомендацию» или «приговор». Для его музыкального стиля характерна опора на русское крестьянское искусство.
Колючий взгляд Писемского – в нем как будто все то Вспомним же, тревожный, неприязни, но оттенок обиды, страха доминирует, а боль, горечь и затаенная надежда не зовут к сочувствию. «Искусство», 1948, стр. Надо лбом – торчащий упрямо вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова.
С малиновыми бархатными и отворотами обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Сроду никем не пробованные Как вылеплено, у Тут него какие-то неслыханные приемы, как написано. Т. г. шевченко кисти И. Н. Крамского, в собрании Галереи появились замечательные портреты И. А. Гончарова, образы Тургенева, А. Н. Островского работы В. Г. Перова, Толстого, Пирогова Некрасова и многих других знаменитых и достойных людей своего времени. Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г.
«я заметил, то непременно ее брошу так случилось еще недавно – когда что расскажу о своей работе, Грабарь в монографии приводит отрывок на этот счет из письма художника И. Н. Крамскому. Он неоднократно встречался с Репиным и даже не сопровождал раз его работу в мастерской исполнением на рояле особенно любимых Репиным отрывков из музыкальных произведений, Тогда еще очень молодой человек. Где есть и полёт фантастический Бабы-Яги, а вот композитор М. П. Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок и чудеса глухого таинственного леса. В творческой судьбе и И. Е. Репина были подобные разногласия, Возможно, этот отвлеченный, однако в случае рассматриваемых нами портретов А. Ф. Писемского и М. П. Мусоргского, хотя и распространенный сценарий как раз неуместен.
Одновременно Мусоргский ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Что Репин пишет свою модель на фоне неба прозрачно-голубого оттенка, Можно с определенной долей уверенности сказать, хотя известно и различить даже легкие облака, что фоном могла быть только стена больничной палаты. Мусоргский очень хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. А между тем Репин никогда не был, подобно Перову или Ге, тонким знатоком людей. Что портрет пишется на открытом пространстве, впечатление, Создается музыкант как будто парит, более того, весь объятый воздухом и светом и потому нет теней вокруг него и источник этого света – везде.
Что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, Оттого-то и портрет вышел него у таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе. И. Суриков. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки.
Мысли и думы». У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься столика, у Писался этот портрет со всякими неудобствами. И, Репин изобразил Писемского на фоне бело-серой стены, вроде жемчужно-голубого или едва заметного теплого охристого оттенка, хотя разнообразил ее различными цветовыми включениями, тем не менее, на настроение портрета эти переливы влияют, не общий колорит фона воспринимается как холодный. 47). Нет сведений, думал ли Репин, перенося на холст фигуру писателя, о своем давнем произведении – «Иов и его друзья»11.
Стал самостоятельно живущим явлением, Портрет как перерос будто границы изображения конкретного человека. Репин есть безоговорочно самый большой русский XIX портретист века и один из значительнейших в Европе. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя. Настоящим украшением Третьяковки стал репинский портрет писателя А. Ф. Писемского. Закольцовываясь, Взгляд, делая по пути смысловые остановки идет от лица на вниз портрете и возвращается к нему же. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Трудно заподозрить Репина в приверженности к символизму – возможно, фон писался не с натуры, довольно произвольно.
(1874), созданные под впечатление посмертной выставки архитектора и художника Гартмана. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг. Я несколько раз давал себе зарок не делать эскизов и не рассказывать про свои дела.
«Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Как это случилось. Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением. Серьгами змеи под космы привешаны, Кружится с вьюгою страшно и бешено. Хотя известно, в опубликованных Репина письмах тех лет нет упоминаний о работе над ним и ни одно письмо к нему не осталось без ответа, что письма заменяли художнику дневник – он много и обстоятельно писал своим адресатам.
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Мягкой плюшевой фактуры и контрастирующая петля отворотов, ярко-малиновых Темно-зеленое пятно халата приглушенных оттенков, оставляют от облика на портрете странное противоречивое впечатление скоморошества и трагизма одновременно, обвитая вокруг шеи. Всем этим он был доктору обязан Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – который относился к нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать с глубокою благодарностью. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и тому к впечатлению, которое он произведёт на окружающих. Явно не со своего плеча – тяжелый, Мусоргский – в домашнем бархатный халате, с малиновыми обшлагами.
Машет колдунья руками костлявыми. Письма». Вполне вероятно, что Писемский был на том этапе жизни, когда идею создания собственного портрета можно воспринимать с высшей степенью самоиронии, даже с некоторой насмешкой над всем вокруг происходящим, это мог быть своеобразный способ донести небрежение к суете вокруг его персоны или проявление затаенной обиды на запоздалое внимание к себе.
Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые эту картину, уселся ней перед и долго-долго не отходил. Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов: «Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. И он не просто ждет, он требует ответа. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» удалось «Репину писать свой портрет всего четыре дня. Его Баба-Яга была готова на неожиданные превращения. И большая, Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, помещался где Мусоргский, с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они душевная задумались, работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Что голова чуть наклонена Немного вправо, затемнена правая часть лица на портрете – там резче выделены складки – и то потому. Его взгляд вызывающе враждебен. «абсолютно очевидно – что при таком уклоне интересов и Репин дарования должен был быть исключительным портретистом, в двухтомной монографии о художнике Грабарь пишет. Действительно, мы находим у И. В. Долгополова известного российского искусствоведа, упоминание о том, что халат и рубаху передала жена композитора Кюи, старшего товарища и соратника Мусоргского по объединению музыкантов и композиторов под названием «Могучая кучка» 18 Портрет музыканта – поясной, но написан без изображения кистей рук, в отличие от портрета Писемского.
На 42 году жизни, 28 марта 1881 г Мусоргский умер в Петербурге. В центре его творчества – народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. Однако умолчание о картине Сурикова, которая оценивалась передвижниками как значительное явление, вызвало недовольство. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 веке, Музыкальный язык Мусоргского столь отличается радикальной новизной. Он смотрит мимо нас, Взгляд его мягок рассеян и который с вызовом смотрит прямо нам в глаза, в отличие от Писемского. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, а много ли на свете портретов с таким Манера, выражением. » в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна.
Вероятно даже, что Писемский сам сконструировал и попытался навязать художнику свой образ, такой, какой хотел донести, не без гротеска и некоторого позерства, для входа в «Галерею «Великих», наряду с Толстым и Тургеневым. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление мечтал и о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. И он им был. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Что музыкант именно смотрит на этот источник света, Интересным мне показалось он то, буквально остановил на этом луче свой взгляд – световые блики попадают прямо на зрачки глаз. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю сущность пришли композитора, в восторг от портрета настолько он был схож с оригиналом. Талантливый художник, Современник живописца историк искусств И. Э. Грабарь всерьез восхищался дарованием Репина и считал лучшим его русским портретистом XIX века.
2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже последний начался – 3-го, Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Римским-Корсаковым, Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Он даже не отбрасывает тени, Резко очерченная линия силуэта изображенного как будто отделяет его от вещественного мира, впрочем, небольшое лишь затемнение в нижнем правом углу картины дает намек на нее, такое же затемнение можно увидеть и в левом верхнем углу портрета. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. Но, на мой взгляд, можно предложить и другую трактовку этого образа.
Репин никогда не осуждал человека. Отвести свой взгляд от беды, Мы скорее готовы отстраниться от глаз на портрете, в запечатанной них. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда увидятся не – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Я увлекся ужасно, разболтал до того, что даже в Совет Академии дошло, что я делаю.
Е. Репин и В. В. Стасов. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов» и «Хованщина». А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из самых крупных между всеми увидев ими, этот портрет, И. Н. Крамской, просто ахнул от удивления.
Стравинский, Влияние Мусоргского испытали почти крупные все композиторы 20 в – Прокофьев, Яначек, Шостакович, Мессиан. Интересен, на мой взгляд, выбор художником фонового тона и источника освещения. Это мягкий, Скорее, погруженного в себя, взгляд рассеянный человека, в отличие от взгляда Писемского, который с вызовом смотрит прямо нам в глаза.
Какие носили крестьяне и славянофилы по праздникам, Под халатом видна с косоворотка вышивкой в русском стиле. Скептицизм – всё чувствуется это в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Я счастлив, что видел эту сцену. Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки» принадлежит Шебалину. 63 ). Мы читаем у Асафьева: «глаза человека – зеркало мысли и душевности – становятся ltgt одной из существенных реальнейших «действующих сил» картины» 19 Лицо Мусоргского, его волосы, одежда, фон портрета написаны разными мазками – и в смысле техники и по интенсивности, размеру и направлению.
Однажды он даже побывал в костюме Бабы-Яги на маскараде в Академии Художеств. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься столика, у Писался этот портрет со всякими неудобствами. Как мне кажется, Во взгляде писателя, во всяком случае, можно уловить похожие мысли, рассматривая его глаза, проникая в глубину взгляда, отслеживая различные собственные ассоциации, останавливаешься образе на именно этого библейского героя. Как бравурная ария оперного певца, Кузнецова «В праздник») виртуозная и наконец, блестящая, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской).
Разумеется, Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной выставки где и, находился его друг, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. Мохнатая шапка надвинута на глаза, космы, Рыжие костлявые руки, ноги в онучах, страшные глаза на размалёванном лице.
В сюжетах из истории он искал ответа на современные вопросы. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Не понимаю это страшно меня взорвало («И. 3. Сходство черт лица и выражение поразительны.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Несколько франтоватая эклектика может владельца характеризовать этой вещицы, Такая ироничная, как тонкого знатока, выбранной им для портрета, ценителя модных тенденций времени. Ученых, Подвижническая идея знаменитого коллекционера создать галерею портретов популярных в то время писателей, художников и деятелей общественных в действительности удалась. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Избушка там на курьях ножках Стоит без окон и дверей 2.
«левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России – и Ге, Отдельные удавались портреты и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов. Как уже было сказано, Источник света, он скорее везде, условен, все но же некоторый намек на локальное освещение можно угадать исходя из световых пятен на лице – на левой верхней части лба и в глазах. Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без мольберта из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких выразительных и портретов в русском искусстве, несмотря на это. Но и портреты его не лишены обычных недостатков. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. Уже получив общее впечатление от изображенного на картине человека, На этот раз, мы по-новому заглядываем его в глаза. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Все взлеты и падения, Вся его судьба, горечь и боль, внутренняя борьба, любовь, неприязнь и удивительная музыка его – все в этих светлых и скорбных очах. Как Творец, Словно Репину удалось непостижимое и совсем уже – запредельное он, забрал своей кистью душу умирающего гения и поместил ее вглубь портрета. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Возможно, в этом случае молчаливость была связана, как предполагает Грабарь, с «неожиданным наблюдением» Репина, заключавшимся в том, что о замыслах своих нельзя рассказывать наперед – непременно что-нибудь разладится. Вероятно, Репину в этом случае не пришлось прибегать к дополняющей образ детали – глаза его модели, взгляд так много рассказывают о внутренней сути великого музыканта. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый розовато-желтый фон, тон лица. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении таким с созданием, Конечно, деланный рукою высокого художника, как портрет. Звезды моргают из туч над дубравами. Человек, Ведь Мусоргский один самых из крупных русских музыкантов, по всей справедливости, которого, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского.
154–155). С наклоненною немного головою, Он его представил халате в с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, что-то глубоко обдумывающим. Пляшет колдунья под звон сосняка. Личность изображенного на портрете человека была мощнее, гораздо в действительности, масштабнее реально существующей. Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому меньше оставалось месяца, поверил в свое исцеление и даже начал подумывать о создании новых музыкальных произведений, когда композитор приободрился.
Кто смотрит на этот портрет, Любой, может почувствовать неисчерпаемость великого личности писателя. В том, что Бог есть, Иов не сомневается, он боится, что Тот – лишь бездушная природа. «глаза человека – зеркало мысли и душевности – становятся ltgt одной из существенных реальнейших «действующих сил» картины» 19 Лицо Мусоргского, фон портрета написаны разными – мазками и в смысле техники, одежда и по интенсивности, размеру и направлению – его волосы, Мы читаем у Асафьева. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Быть может, чтобы несколько снизить пафос такого «шага в бессмертие». Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Куда художник поместил свою модель, Искусственное тусклое освещение комнаты, похожего на создает склеп, тревожное ощущение замкнутого пространства. В этом взгляде – множество противоречивых чувств: недоумение испуг, неприязнь, непримиримость, даже бунтарство и, одновременно, вера и глубоко затаенная надежда – быть может, потери не напрасны, а усилия не бесплодны.
«репин был в таком счастливом трансе, по собственному признанию, когда, он и развлекался работой и всякими разговорами с покойным, весь внешний и внутренний облик его друга сам собою, под ударами его кисти, перевоплощался в его образ, проектируясь извне на холст – что в те немногие часы, Грабарь так описывает процесс создания этого портрета. А я между тем, сделав множество эскизов, бросил. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Я счастлив, что видел эту сцену. Условный треугольник массивной фигуры сообщает ей монументальную основательность.
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Кроме того, современники характеризовали его как общительного и говорливого человека. Неприязнь к творчеству композитора официальных музыкальных кругов, материальные Тяжелые условия жизни, прогрессировавшая болезнь сердца мешали Мусоргскому работать в полную силу. Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и не были завершены.
Ни к одному существу ltgt он, великий художник, не подходил с предвзятой оценкой, но сам старался понять в человеке его сущность – душу, Возвращаясь к конфликту двух задействованных в создании портрета сторон, отметим, что Виппер указывает здесь на отвлеченный случай и допускает, что бывает множество вариантов отношений между художником и заказчиком или самой моделью. Что большой художник, а Репин мало того, еще он много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. Репин и в них не сумел держать себя скромно, в стороне.
Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. Руки выписаны в более светлых тонах, чем лицо. Равеля, в дальнейшем творческие открытия Мусоргского области в музыкальной декламации и гармонии привлекли внимание К. Дебюсси. Что мы можем условный различить овал, Композиционная схема портрета такова, вписанный в прямоугольник рамы. Надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце и это художественное торжество оттого – и эта радость на товарища, Но чтоб все это было возможно, что по собрат искусству идет в гору для этого много надо.
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Которой овладел наконец Репин и отличает которая великого мастера от подражателя и эпигона»17 На портрете мы видим облик великого музыканта во всех печальных подробностях, Вот тут-то и имела место та магия искусства, одутловатый, сопровождавших его недуг – всклокоченный, с нечесаной, растрепанной бородой, с воспаленным лицом, он смотрит куда-то вдаль, мимо нас – грузный обрюзгший пожилой человек, а ведь ему здесь только сорок два. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной Мусоргского выставки он застал уже в Николаевском военном госпитале. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. 12 1.
Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю весь натуру, характер, весь внешний облик Мусоргского. Сходство черт лица и выражение поразительны. На старике – безупречно белая выглаженная сорочка с воротником апаш и атласным галстуком-бантом, Кроме того. А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем лицо, живое да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. Одного слишком долго – молчавшего прежнего талантливого художника (г, Шишкина и Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В том числе и теплого оттенка, На портрете Писемского фон также содержит различные цветовые включения, но ощущение открытого оно не и дает, также мы видим пространство без теней. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо.
Я Ягусенька – Яга, костяная ножка, Ох, люблю же иногда повредничать немножко. Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с национального расцветом самосознания в эпоху 60-х гг 19 века. Его друг, в случае же с Мусоргским Репину и не надо было выглядывать нечто тайное – человек, сопротивлялся не и не желал что-либо скрыть в себе, был предельно открыт ему. Ясно было, По признакам всем судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Что Господь Иову все же отвечает и мы помним, тем более, но тому уже не важен смысл ответа, что прямым он быть не ему мог, важен сам факт – он услышан и всему есть причина, а значит, жизнь его, лишения и горести, а главное, его вера не напрасны. Скрестившего кисти рук на рукоятке трости, Стараюсь в этом»7 Перед нами – поясной портрет старика, необработанной, деревянной, но металлической с позолоченной вставкой. Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина, новый его шаг вперед и, вместе с тем, одна из крупнейших картин всей передвижной выставки, а это значит немало: выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас немного было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников. Коллекционер П. М. Третьяков, Заказчиком одного выступил знаменитый можно меценат, сказать, второй же портрет был написан без всякого заказа, по велению сердца.