Но совершенно первоклассно, Собрание картин Антуана в Ватто петербургском Эрмитаже совсем не многочисленно. В XVIII веке произведение оказалось у саксонского министра графа Генриха Брюля, который, опираясь на советы ведущих знатоков, сумел составить превосходную коллекцию искусства. (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Однако мазок у него более и тонкий текучий, в высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе. Его любили при дворе Людовика XV, Буше очень был популярным и востребованным художником, ему покровительствовала знаменитая маркиза де Помпадур. Мир Ватто не просто конкретен и жизненно реален. На глазах у которых юноше, Еще большее напряжение возникает из-за присутствующей при этом объяснении интимном компании зрителей, придется услышать отказ, по всей видимости.
1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, Придя на смену барокко, тяжеловесному и его художественным антиподом. Художникдостиг особой проникновенности ввоссоздании лирических сцен повседневнойжизни, Продолжаятрадиции рококо искусства поэзии природы, сферы интимных человеческихчувств. Обнаженныекупальщицы, часто напоминающие жанровыепикантные картины, любовныесценки – подобные речным божествам, страстные любовные объятия, в произведенияхФрагонара встречаются почти все живописи галантныемотивы 18 в. И можно так же отметить немаломестных его Вкаждой разновидностей, стране стиль принимал национальноеобличье. Потерявшим монументальность великого стиля, Многие считают исследователи рококо лишь ответвлением позднего барокко. На севере Франции, Ватто родился Валансьенне, в где сильно было влияние искусства Фландрии. убранствокомнат.
Городские дворцы знати, богатойбуржуазии, – «отели», сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. 1700 ираспространившийся по всей Европе в 18в. Тесно связанная с отеля интерьером Живопись рококо, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Строгого и тонкого рисунка, Блестящий мастер композиции, острохарактерных («Л, портретов правдивых. Италии, России, в Англиирококо не был особо популярен.
–стиль европейского искусства иархитектуры, отличающийся легкостью, изяществом игривостью и интимностью, возникшей во Франции ок. Остановившимся взглядом есть что-то трогательное и незащищенное, в нелепой позе комедианта с опущенными безвольно руками. Украшают пышные интерьеры залов и гостиных, Его картины превращаются в панно, декоративные любви и прекрасных грез, они зовут в мир счастья. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и продуманной тщательно цветовой гаммой.
театральныесценыигалантные празднества (картиныПраздниклюбви, Обществовпарке, около 1720, –обевдрезденскойкартиннойгалерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обевГосударственномЭрмитаже, Санкт-Петербург (Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Персонажи Шардена людидобродетельные и благочестивые. Что способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству, Учился у живописцев Клода Жилло Клода и Одрана. Главными героями которых были жеманные, Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных застенчивые сцен, пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Тем не менее, очевидно, что рококо во Франции в первой половине «галантного века» складывается в определённую стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но ещё более их видоизменяющую. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист.
«утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли главным не предметом изображения, Всевозможные «купания». Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Но их наряды не уступают в прекрасной передаче фактуры Цветовая тканей, гамма дамских платьев более приглушенная, ниспадающих складок, переливов шелка. 1721. А также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы, Особенно сильное произвели впечатление на художника работы Тициана и Паоло Веронезе. Кнобельсдорфа, И. Б.
Однако такая уравновешенность и гармония легко математическим объяснима расчетом композиции. И брался только за те заказы, Он не слишком интересовался материальным успехом, которые были по ему душе. В архитектурерококо со своими ассиметричными кривымилиниями и изящными декоративнымимотивами более к подходило внутреннемуубранству. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья.
Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. Видоизменением, Рококо явилось продолжением или, лучше сказать, реакциейна более стиль тяжеловесный барокко. (Watteau, Jean Antoine) (1684 – 1721), французский художник и рисовальщик. Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых тканей – позы, рисунках в он уточнял все нюансы будущих картин. Нимфы, да пастушки и населяют в основном работы художника, а это и живописные полотна, миниатюры на фарфоре и шкатулках, вставки на мебели, декоративноеоформление ширм и даже гобелены. Quotвеселая вдова", Оттенки красок, "цвет бедра взволнованной нимфы" или"резвая пастушка", "цвет потерянного – времени" однако, носиливесьма изысканные названия.
В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль одиночестве об Расцвет творчества Ваттобылнепродолжителен. Около 1800 года. Фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера, человека Образ утрачивал самостоятельное значение. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Книга в ее руке – явный на намек просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям.
Любимыми героинями были нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Другой столь же важный источник творчества – Ватто рисунки венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. Смелость обобщения формы, основанная на цвете, СтилюФрагонара внутренняясвобода, свойственна богатстве цветовыхоттенков. Но не спиной, Слева была изображена гитаристка, а в фас, как и сейчас, рядом с ней стоял кавалер. То грусть, Он у вызывает своего создателя то насмешку, он не выдумывает новую реальность, его мир – в сложном диалоге с окружающей повседневной жизнью, но будто бы защищает то немногое в ней, что для него занятно, дорого и по-настоящему любопытно. Игра одной из дам на гитаре словно наполняет картину тихо звучащей музыкой.
Ближе к концусвоей своей творческой карьеры, когдавкусы во Франции стали склонятся кнеоклассицизму, Буше подвергалсямногочисленным нападкам, за стереотипныйколорит и искусственность своихпроизведений он всегда пользовалсясвоим набором сюжетов вместо того, чтобыписать с натуры и не любил изображатьприроду на том основании, что она«чересчур зеленая и дурно освещена». Безусловно, в его творчестве зачастуюощущается некоторая поверхностностьи погоня за количеством, но лучшие егоработы отличаются неотразимым очарованиеми блестящим качеством исполнения этикачества он передал своему лучшемуученику – Фрагонару. Например, Известно, что в полотне Ватто Перспектива воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Сюжеты картин Буше – мифология с элементами обнаженной натуры (часто даже очень обнаженной), портреты красивых дам, сказочные сценки и все это оформлено в несколько неестественной цветовой гамме. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне ценившей времени, морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Принадлежавших к так называемомутретьему сословию, не СюжетыШардена отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Обычно это сцены повседневной жизнилюдей.
Франсуа Буше. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Сюжеты только любовные, эротические.
Quotпраздник любви" и впарке" "Общество (Картиннаягалерея, Дрезден), На протяжении меньше чемдесятилетиявозникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галереяШотландии, Эдинбург), "Жиль" (Лувр, Париж), "Радостижизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Умение строить композицию слитными декоративными пятнами, Художникам рококо были присущи тонкая цвета, культура подчеркнутой светлой палитрой, достижение общей легкости, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Словоэто произведено путем сочетания слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», В живописипервым большим мастером стиля рококоявился Ватто среди художников, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого рококо, следует назвать Буше иФрагонара. Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, Более тёмные цвета и зелёными, пышная, голубыми, с большим количеством белых деталей. Интенсивным цветам "стиля Людовика XIV" приглушенные, приходят На смену мажорным, голубоватого, бледные тона жемчужно-серого, цвета крабового мяса, бледно-охристого и др.
Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен.
Плафонные розетки, Стенные панно, напоминающим раковины, рамы многочисленных зеркал оформлялись мелким орнаментом, морские волны и камни, лист аканта, китайские вплетались мотивы. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Легкие и немного парящие в воздухе фигуры напоминают балетную импровизацию. Стиль рококо отразился главным образом в прикладном искусстве – манерная роскошь в оформлении помещений и мебели, посуде, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное.
Последнее также не прошло бесследно и Буше оставил нам массу портретов этой королевской фаворитки. К которомуприводит любовь и на которое указывают также символы Вакха и Эроса,, стебли розы оплетают герму Венеры, которая как будто наблюдает за ухаживаниямии любовными объятиями различных пар. Закрытые глаза Венеры могут намекатьна состояние сладострастия, луке и у стрелах, изображенных основания гермы, узнаваемыев шкуре пантеры и колчане. Что более ранний замысел четырьмя с персонажами не предполагал того деликатного конфликта, Очевидно, который появился в картине потом.
Прерванный сон. В ней он возможно хотел показать как быстротечна «слава мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство. Портрет художника Энгра. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Он не держал учеников и вел уединенный образ жизни. Блеска и благополучия, Персонажи живут Ватто в мире роскоши, где самые мимолетные оттенки человеческих взглядов, но за всем этим видимым маскарадом притаилась изощренная пантомима жизни, жестов и интонаций выдают одиночество души и грустные контрасты судеб.
Ватто очень рано, Прирожденный рисовальщик, оценил возможности работы с еще натуры, в Валансьенне. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. От колоссальныхдекоративных росписей в королевскихдворцах в Версале, Бушевладел всеми жанрами декоративной ииллюстративной в живописи, Марлидо эскизов вееров и туфель, в Фонтенбло. Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра и реальности одновременно горожане смотрятся в аристократических париках и корсетах. Всё это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это Ф. Буше делает непревзойденным мастером живописи.
Нёймана, отчасти М. Д. Последнее также не прошло бесследно и Буше оставил нам массу этой портретов королевской фаворитки. За фигурками развлекающихся дам и их спутников, глубине в аллеи, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон. Натюрморт, Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли портрет, расцвета пейзаж, бытовой жанр. Они суховаты и по живописному исполнению. Да пастушки и населяют в основном работы художника, Нимфы, миниатюры на фарфоре и шкатулках, а это и живописные полотна, вставки на мебели, декоративное ширм оформление и даже гобелены.
Но место монументальности иразмаха заняли изящная игривость илегкость, Сбарокко оно делило любовь к сложнымформам, тяжелаяпозолота сменяются светлыми тонами –розовыми, а темные цвета пышная и голубыми, зелеными, с большимколичеством белых деталей. Гдевпитало в себя элементы все ещераспространенного барокко (ц, За пределамиФранции расцвета наибольшего рококодостигло в Германии и Австрии. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Рок, Ла П. Кроза, Жерсен издатель его офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. Однако если барокко к тяготеет монументальной торжественности, с барочным стилем рококо объединяет стремление к завершённости форм, то рококо предпочитает изящество и лёгкость.
Расцветтворчества Шардена начался в 3040-х гг. Именно тогда он создал большую жанровых частьсвоих композиций. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Этот стиль отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Как никто другой в его и эпоху, обладавший огромным даром воображения художник, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. В каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в котором царит дух комедии дель арте. Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – 18 начала в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло.
Жаждалоизысканности и удобства, Общество, уставшее чрезмерной от напыщенностиверсальского дворца Людовика 14 и рококо вначалепроявилось кА декоративный стиль. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. Оба лодочника похожи античныхперсонажей, на в товремя как влюбленные пары одеты в костюмыXVIIIвека. кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля XV Людовика маркизы де Помпадур. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Франсуа Буше.
1742 год. Но во Франциии других западных странах интерес кнему ослабел уже в 1760-х, Стильрококо был весьма популярен в центральнойЕвропе вплоть до 18 конца в. Однакоего картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). Буше умел придать изображениюженского тела здоровую чувственностьярким примером может служить известная«Лежащая девушка» – вероятно, на этойкартине изображена изображена возлюбленнаяЛюдовика 15 Луиза О Мэрфи.
Исследовавшие картину в рентгеновских лучах, Специалисты, выявили некоторые действительно изменения, сделанные автором поверх уже готового произведения спустя несколько лет. Родился 10 октября 1684 года вгородкеВалансьенн на границе Франции и Фландрии. Создающей ощущение беспокойства Всё игривое искусство рококо построено на асимметрии, вычурное, насмешливое. Украшавшего дворцы в Марли и Медоне, Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную среду и работа недолгая у живописца-декоратора К. Одрана.
Отказавшись от повествования, Таким образом, достроить то, все художник словно предлагает немного додумать этот сюжет, что сам он пожелал оставить незавершенным. В 80-е –серию аллегорических композиций в Фонтанлюбви, 1771 он создал серию из четырехпанно Любовь пастухов, Поклонение розе и др. Почти все картиныхудожника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Действующие лица всегдазаняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Такова «жемчужная шутка Ватто», скрытая от глаз посторонних.
Нишами, Внутри же стены разбиты филенками, лепниной, украшены обильно живописью, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Родился в Валансьенне в 1684. Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, способную вызвать прекрасные – ощущения Ватто называет свои полотна Праздник любви или Шарм жизни. Написанные Ватто, "Театральные персонажи и от действительно скверных закулисных дел, перед представали зрителями очищенными и от пошлых сплетен, от собственных то трудных, то униженных, то нечистых судеб, в них оставалась – кроме сценического образа – лишь беззащитность перед взглядом зрителей. Кавалер стал более изящным и стройным, державшая изначально в руке платочек, а дама, вместо этого теперь подбирает – юбку из его протянутой руки исчез какой-то предмет, Стоящие справа тоже претерпели некоторые изменения.
Во французской скульптурестиль рококо лучше всех выразил Фальконев фарфоровой скульптуре. Само название происходит от Рококо–стильисключительносветской культуры. Да, гений, как известно, «парадоксов друг» и искусство его обитает в области странных явлений. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Ось симметрии делит группу на стоящих справа и сидящих слева.
Рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, Возникшее во Франции, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы Г. В, (постройки приобретшего подчеркнуто изящные. Замыкающие с двух сторон фигуры кавалеров акцентированы яркими красками – красным, синим и желтым. И правда, Ватто и его пейзаж превращается в декорацию, был чужд не искусству театра, где расположенные по краям деревья, словно кулисы, приоткрывают происходящее на воображаемой сцене. В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается мастером великолепным колорита и изысканного рисунка. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Художник нередкоизображал не хозяев дома, а горничных, гувернанток, кухарок молодых имиловидных женщин в чепчиках и передниках. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленныетипы, которые переходили из картины вкартину).
Стиль зародился в среде французской аристократии. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д039Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» «Мадам Зенон» (1811, Лувр, Париж) (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург) – Создает ряд шедевров.
Его искусство настолько не вписывалось в существовавшие тогда рамки академической традиции, что для включения Ватто в действительные члены Королевской академии было даже придумано новое определение – «Мастер галантной живописи». Смело нарушал академические принципы и в он этом был мастером своего века искал более простые методы передачи натуры. Однако его работы привлекли внимание нескольких влиятельных в лиц, 1709 Ватто безуспешно пытался завоевать гран-при Академии художеств, торговец картинами Эдм Франсуа Жерсен, среди которых были меценат и знаток живописи Жан де Жюльенн, банкир и коллекционер Пьер Кроза, в доме которого художник жил некоторое время и др. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. В наиболеетипичных для него картинах традиционныемифологические сюжеты трактуются каквеселые и не совсем приличные «галантныесценки».
В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Нежели снисходительность своих богатых и влиятельных Творческую покровителей, свободу и независимость он ценил куда более. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Французский художник Антуан Ватто считается сегодня из одним самых загадочных и чарующих мастеров XVIII века.
Что она покровительствовала Буше, Известно, не раз ему заказывала картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. Мир Ватто не просто конкретен и жизненно реален. Интересно, что названия большинству полотен дал не сам автор, а его современники. Так же применялось много золота и серебра. Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного искусство Однако Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики Просвещения соотнесение реальности и идеала. Париж. Для того чтобы как-то уравновесить левую часть композиции с правой, По-видимому, художник добавил к группе еще одну в даму терракотовом платье – она была написана в самую последнюю очередь. Патера, тоже уроженца Валансьенна. ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик.
Жиль. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность. Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о к приготовлениях путешествию на остров богини любви, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане. Ставших особенно модными в эпоху, эту в них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу – это вывеска одной антикварной лавки, которая так и называется «Вывеска лавки Жерсена» (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем).
В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 членом стал Королевской академии живописи и скульптуры. Маркиза щедро отблагодарила художника. М. Герман Сюжеты картин Буше – мифология с элементами обнаженной натуры (часто даже очень обнаженной), портреты красивых дам, сказочные сценки и все это оформлено в несколько неестественной цветовой гамме. Небо наполнено пенистыми облаками, Ландшафт раскинулся широко, светло и прозрачно, в них лучи переливаются заката – здесь все легко. Наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и ловкого проделок и хитрого Арлекина, Неуклюжее.
Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Любовных похождений, Атмосфера придворных балетно интриг, – маскарадных празднеств родила так называемый галантный стиль. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи.
Это аллюзия наутрату привычного чувства времени Быть ипространства, может, которую влечет за собойпутешествие на остров Любви. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Антуан Ватто.
Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и небольшие писавшим картины с изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру. Рококо характеризуется дробностью и вычурностью форм, криволинейностью и изломанностью линий, хрупкой декоративностью, обилием позолоты. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Ф. Бертен», 1832). Илегкомысленность и фривольность вытеснены рококобыли строгостью классицизма, к этому времениобщественный вкус начал меняться. Четырнадцатисвятых). Франсуа Буше.
Означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», Словоэто произведено путем сочетания слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого рококо, в живописипервым большим стиля мастером рококоявился Ватто среди художников, следует назвать Буше иФрагонара. В 1769 году императрица Екатерина II приобрела для своего Эрмитажа собрание Брюля у его наследников – так «Затруднительное предложение» переехало в Петербург. А дамы рядом с ним перешептываются – действие замкнуто в кругу личных переживаний, с усмешкой следит за их диалогом сидящий деревом под кавалер. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля.
В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Чем их учитель, Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист изображали Патер мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.
Столь ценимое веком, Именно воображение, новое, синтезируя позволило ему видеть и разлагать реальность. Пользовался популярностью вИспании Сев. Лувр. Какое-то объяснение происходит между удаляющейся надменной красавицей и пытающимся ее остановить молодым человеком.
Купание Дианы. Его любили при дворе XV, Людовика Буше был очень популярным и востребованным художником, ему покровительствовала знаменитая маркиза де Помпадур. Он передавал красочностьреального мира использовал теплуюзолотистую гамму игру света, тонкостьсвето-воздушных эффектов (Счастливыевозможности качелей, 1766, Лондон, КоллекцияУоллес).
Здесь царят скромностьи достаток. Музей имени Пушкина. Это времена мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен в пейзаже среди мифологических напоминающей персонажей, эпизод из театральной постановки. В отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Почти все картины небольшого Ватто размера. Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Нарядное общество праздно проводит время на воздухе открытом – возникает ощущение, Глядя на эту картину, будто ничего особенного здесь не происходит. Причудливыхмаскарадныхмасок, Мотивы экзотических цветов, всеэтовкрапливаетсявзатейливые обломкикамней узоры, морскихраковин, покрывающиестены. Современники Ватто неоднократно отмечали его неудовлетворенность собственными работами и частые них в переделки. Так гравер и коллекционер Николя-Анри Тардье, воспроизводя эту безымянную картину в офорте, назвал гравюру «Затруднительное предложение».
Принятый в этикете столетия, Жест руки с открытой ладонью, он которому предается на лоне природы, указывает на размышление. «То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Использовал теплуюзолотистую гамму, Он передавал красочностьреального мира, тонкостьсвето-воздушных эффектов игру (Счастливыевозможности качелей, 1766, Лондон, КоллекцияУоллес), света. В художественном отношении картина написана блестяще. Чуть ироничным наблюдателем с налётом меланхолии и грусти, Всё увидено это как бы со стороны тонким. Лувр. Ажурные, Формы дробные, построенный на изогнутых линиях, орнамент сложный, краски живописных панно станковых или картин прозрачные, светлые. Париж.
В котором прекрасно себя чувствовал художник, Это был круг просвещенных людей, уже много имевший заказов и пользовавшийся признанием современников. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине художники столетия, были более свободны в поисках идеалов прекрасного, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов.
Написанные Ватто, Театральные персонажи и от действительно скверных закулисных дел, представали перед зрителями очищенными и от пошлых сплетен, от собственных то трудных, то униженных, нечистых то судеб, в них оставалась – кроме сценического образа – лишь беззащитность перед взглядом зрителей. Оно сумело не оставить только след в искусстве, Тем не менее, но и повлиять на дальнейшее её развитие. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых парижан, компаний а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. По-разному склоненные женские головки, Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, наделенные то изысканной миловидностью, образы современных то франтов, характерностью. Веселая вдова, цвет бедра взволнованной нимфы или резвая пастушка – однако, Оттенки красок, потерянного цвет времени, носили весьма изысканные названия. На протяжении меньше чемдесятилетиявозникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галереяШотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество впарке" (Картиннаягалерея, Дрезден), "Радостижизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Образованных фигурами персонажей и листвой деревьев, Здесь декоративный эффект возникает из легких и сложных по круглящихся рисунку линий. Госпожа де Помпадур. А вместо него появился другой – тот, Теперь записан он совсем, что сидит на траве ближе всего к краю картины.
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д039Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это типичные образцы стиля рококо. У действия нет начала и нет конца, а есть некоторое состояние: еле уловимое движение времени, настроение персонажей и немного театральная природа.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно, в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Само его искусство опровергает эту мысль. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Умершего в тридцатисемилетнем возрасте, жизнь Недолгая этого художника и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком, пришлась на рубежный период. рисовальщик. Спокойствие ее нарушается внутренним диссонансом, Как бы ни была гармонична уравновешенна и эта композиция, позы и выражения лиц, который читается через жесты. По настоянию которого произведения копировал Рубенса, в 1698 – 1701 Ватто учился у местного художника Жерена, Ван Дейка и других фламандских живописцев.
Открывший перед молодым провинциалом возможности большие самосовершенствования, в 1702 году Ватто отправился в Париж. Он никогда не называл, не подписывал и не датировал свои картины. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Никола Ланкре, Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара).
Луи Давид. То грусть, Он вызывает у своего создателя то насмешку, он не выдумывает новую реальность, его мир – в сложном диалоге с окружающей повседневной жизнью, будто но бы защищает то немногое в ней, что для него занятно, дорого и по-настоящему любопытно". Декоративной театральности, Искусство рококо это мир вымысла и переживаний интимных изощренной утонченности изысканности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.
Она немного отстраняется, Его выразительный жест в направлен ее сторону, но уже приподнимает складки своего широкого платья, еще слушает его, приготовляясь уйти. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Легкая недосказанность, тонкий баланс видимого и подразумеваемого, остановленная мимолетность порыва – вот главная прелесть этой картины.
Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, Москва Искусство Ватто отразило чутко наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами.