Проект имеет интересное решение: необычно стройные дорические колонны по периметру и коринфские полуколонны внутри целлы. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Длинными косыми линиями, Вазописец передает подробно все детали – мелкими процарапанными штрихами показана шерсть львиной шкуры, – складки плаща Гермеса, подчеркнутыми пурпуром, белой краской – лицо и руки Персефоны, а также колонна портика, в котором стоит богиня. Которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным Статуэтку, украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал.
Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Герой, в львиной шкуре и с палицей в руке, подкрадывается к чудовищу. Этот мотив использовался скульптором и в других композициях, Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса бога изображала на запряженной четверкой колеснице. взял Тарент, а в 325 н. э. На Пелопоннесе, Первое известное нам произведение – Скопаса храм Афины Алеи в Тегее, поскольку прежний сгорел в 395 до н. э, который надо было возвести заново.
Выполнены подобные росписи разными мастерами или же их украсил один вазописец, До сих пор нет мнения, единого владевший двумя видами декора. Индивидуального, Главная тенденция отход от обобщенного человеческого типа к пониманию человека как существа конкретного, л интерес к событийности, а отсюда и возрастающее к внимание его психологии и новая зоркость к национальным, возрастным, социальным и прочим приметам личности. Фигуры спокойны и величавы, Композиция росписи тщательно продумана их неторопливы движения и уверенны. Помогающий герою, За спиной Геракла – бог Гермес, в портике, Кербером, за – богиня Персефона, царица Аида. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н. э. Называвшаяся так потому, Статуя Аполлона Ликейского, воспроизводится аттических на монетах, что она находилась в афинском гимнасии Ликее. Возможно, фриз с Посейдоном, Амфитритой, Тритонами и Нереидами, которые едут на на морских чудовищах (ныне в Мюнхене) и сцена жертвоприношения (ныне в Лувре) представляли собой основание, на котором располагалась эта группа в Риме в 1 в. н. э.
Тело которого уже приобрело некоторую угловатость, Эрот изображен в виде но подростка, еще не утратило детской мягкости форм. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко.
Стража Подземного царства, Роспись большой чернофигурной амфоры рассказывает об одном из двенадцати греческого подвигов героя Геракла – похищении ужасного пса Кербера. Геракл сидел на корзине, Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, голова покоилась на руке, в носил которой навоз, локоть упирался в колено – как он очистил Авгиевы конюшни. Который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке на голове него у повязка и венок из плюща, Статуи первого типа изображают сатира, профиль тонок, черты лица благородны. Эрот, бог любви, был одним из древнейших богов Греции.
Удрученно опирающегося на дубину, Здесь мы снова видим хмурого Геракла, с накинутой на львиной нее шкурой. Несущих провизию, а известным эллинистическим статуям старух, старого рыбака с дряблым телом недостает силы образного обобщения искусство осваивает эти новые для него типы внешне, пьяной старухи, не в проникая глубину, ведь классическое наследие не давало к ним ключа. Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. Геракл, Возможно, восходит к утраченному оригиналу, которого мы видим на монетах из Сикиона, копиями которого являются как Геркулес в Фарнезе Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью вялой и безжизненностью.
Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях. Чернофигурной, Иногда одна сторона расписывается сосуда в старой, краснофигурной манере, а другая – в новой. В левой его – руке лук, Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой. В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Найденная в Дельфах, Статуя, на стилем которого, напоминает Скопаса, в свою очередь, оказал влияние Поликлет.
взял Тарент, а в 325 н. э. Он был завершен ок. Так и с соратниками, Лисипп изображал Александра и верхом – как одного, павшими в битве Гранике при в 334 до н. э. Геракл сидел на корзине, Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, голова покоилась на руке, в которой носил навоз, локоть упирался колено в – как он очистил Авгиевы конюшни.
Юный бог натягивает тетиву на лук. Живость движений и смелые положения выражают тел напряженную энергию и демонстрируют изобретательность мастера. Это его подлинное имя, написанное им самим на одной из ваз.
Статуя Аполлона с кифарой работы Скопаса стояла в храме на римском Палатине между Артемидой работы и Тимофея Лето младшего Кефисодота. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Статуя Геракл Эпитрапедзий изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой – вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа – найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф) такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. Есть целый ряд композиций, Кроме того, но различающихся по технике исполнения, в основных своих повторяющих чертах друг друга. Благодаря этому изображение приобретает особую динамичность. Изображавшую сцену львиной охоты, Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, на Кратер которой спас Александру жизнь после 321 до н. э.
Изображающие богов, Основную массу его произведений преимущественно составляли бронзовые статуи, атлетов и других современников, Геракла, а также лошадей и собак. Мир стал сложнее, многообразнее эстетические запросы. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы. Вплоть до конца столетия эти две техники сосуществуют.
351 до н. э. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Облокачивающейся на опору, Мотив фигуры, лучшая копия которой находится в Мадриде и использован в статуе Диониса. Другие работы, приписываемые Скопасу, – едущая на козле Афродита Пандемос (в Элиде, существуют изображения на монетах), Афродита и Потос (с острова Самофракия), Потос с Эротом и Гимером (из Мегары), а также три статуи в Риме – колоссальная сидящая фигура Ареса, сидящая Гестия и нагая Афродита, которую некоторые ценители ставили выше знаменитой Афродиты Книдской, принадлежащей Праксителю. Геракл сидел на корзине, Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе изображала Тарента героя в мрачном настроении после того, голова покоилась на руке, в которой носил навоз, локоть упирался в колено – как он очистил Авгиевы конюшни. Геракл – излюбленный Лисиппом персонаж. Что вазописцы нередко отступали от мифической традиции, Интересно, а двухголовым такой вариант мы и видим в росписи московской амфоры изображая Кербера не трех-. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи.
Фигура изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Унаследованном от классики, Но так все как это выражалось на языке, то в новаторских скульптурных произведениях эллинистической эпохи чувствуется некая неорганичность, не ставившей перед собой подобных задач, они не достигают целостности и гармонии своих великих предтеч. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т. е. 420 до н. э., возможно, сын и ученик Аристандра. Лучшие из которых находятся в Лувре и в музее Капитолийском в Риме, Сохранилось довольно много копий этой статуи. приходят изящество и мечтательная нежность.
Напоминающую герму скульптора Дионис Алкамена, опирается на герму, как и в Гермесе работы Кефисодота, – такую же. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 до н. э., – принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н. э. группа была посвящена в Дельфы.
На западном – поединок местного героя Телефа с Ахиллом на метопах воспроизводились сцены из мифа о Телефе, На восточном фронтоне была изображена охота Калидонского на вепря. Одетая в простой пеплос охотница, На одном из них изображена молодая, которая вынимает стрелу из за колчана спиной. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н. э. Скопас входил в группу из четырех скульпторов (и, возможно, был среди них старшим), которым вдова Мавсола Артемисия поручила создание скульптурной части Мавзолея (одного из семи чудес света) в Галикарнасе, усыпальницы своего мужа.
Геракл, Возможно, восходит к утраченному оригиналу, мы которого видим на монетах из Сикиона, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Драматизму многофигурной скульптурной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репрезентативность фигур их позы и движения слишком красивы и плавны, чтобы можно было поверить в истинность их переживаний. Приписываемые Скопасу, Другие работы, Афродита и Потос (с острова Самофракия), – едущая на козле Афродита Пандемос (в Элиде, существуют изображения на монетах), Потос с Эротом и Гимером (из Мегары), а также три статуи в Риме – колоссальная сидящая фигура Ареса, сидящая Гестия и нагая Афродита, которую ценители некоторые ставили выше знаменитой Афродиты Книдской, принадлежащей Праксителю. Один из которых, По копиям известны два статуи варианта молодого сатира, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, возможно, а другой – к зрелому. В Сирии, Государства диадохов существовали в в Египте, Малой Азии наиболее мощным и влиятельным было египетское государство Птолемеев. Так, у московской амфоры с Гераклом и Кербером есть «двойник» – ваза в Лувре с той же композицией, но расписанная не в чернофигурной, а в краснофигурной технике Прежде всего, это скульптурные изображения римской эпохи, в большинстве своём тесно связанные с архитектурными сооружениями, которые они украшали, например, на заново перестроенной капители старинной церкви Сен-Женевьев в Париже – скульптура Даниэль среди львов конца 11-го века, созданная под влиянием восточной модели, явно из сасанидского источника, а также скульптура из авиньонского монастыря Пророк второй половины 12-го века, опирающаяся на колонну церкви Святой Богоматери в Авиньоне с капителью в ярко выраженном римском стиле, в котором можно различить влияние искусства создания портала Шартрского собора. Все трое скопированы на пьедестале из Сорренто, а Аполлон – еще и в статуе (в Мюнхене) и в торсе (в Палаццо Корсини в Риме).
Парадного и бытового, Помпезность и интимность черты противоположные эллинистическое искусство контрастов исполнено гигантского и миниатюрного, аллегорического и натурального. взял Тарент, а в 325 н. э. Их позы и движения слишком красивы и плавны, Драматизму многофигурной скульптурной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репрезентативность фигур, чтобы было можно поверить в истинность их переживаний. В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения драпированной мотива человеческой фигуры.
Так и с соратниками, Лисипп изображал и Александра верхом – как одного, павшими в битве при Гранике в 334 до н. э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас. При которой части фигуры расположены в разных пресекающихся собой между плоскостях, При полной естественности и жизненной правдивости позы Лисипп создал сложную пространственную композицию. Удрученно опирающегося на дубину, Здесь мы снова видим Геракла, хмурого с накинутой на нее львиной шкурой.
– излюбленный Лисиппом персонаж. И даже сатиров, Чаще всего он изображал богов, в молодыми его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н. э. В самом понятии «эллинизм» содержится косвенное указание на победу эллинского начала, на эллинизацию этих стран.
Которые, Самым знаменитым произведением Скопаса была морских группа божеств в святилище Нептуна в Риме, сопровождали Ахилла, быть может, отправлявшегося на Острова блаженных. Но и вообще лучшей статуей всех времен, Статуя Афродиты Книдской в считалась древности не только лучшим творением Праксителя. Что, Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, является аллюзией ту на же битву на реке, возможно, может быть репликой последней статуи. Статуя Геракл Эпитрапедзий изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой – вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Скопас (расцвет деятельности 375–335 до н. э. ), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе) портрет Эзопа еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Портретная голова героизированной статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повторяющим тип классического атлета. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. И вот таким образом она была отвергнута жителями Коса, То было первое в греческом искусстве монументальное полностью изображение обнаженной женской фигуры, после чего ее купили горожане соседнего Книда, для которых предназначалась. Присущая произведениям Скопаса страстность достигается прежде всего с помощью новой трактовки глаз: они глубоко посажены и окружены тяжелыми складками век. Воины, Сохранились головы Геракла, также а фрагменты мужских статуй и женский торс, охотники и вепрь, вероятно Аталанты.
Очевидно, Даже если это преувеличение, что Лисипп был плодовитым чрезвычайно и разносторонним художником. Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Фон вокруг них покрывается черным лаком, Именно в мастерской гончара Андокида работавшие с ним вазописцы одними из первых в аттической вазописи испробовали новую технику росписей – краснофигурную. В ней фигуры остаются в цвете глины им же выполняются детали все изображений. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь.
Она набрасывает на правое плечо покров – принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени, Артемида изображена покровительницей здесь женщин. Жившего во второй половине IV в. до н. э., к оригиналу Лисиппа, римская восходит реплика времени императора Августа из коллекции Эрмитажа. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) – в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др. Для плит восточного фриза характерен тот же стиль, Скопасу принадлежат скульптуры восточной стороны, что и для из статуй Тегеи. Геракл, Возможно, восходит к утраченному оригиналу, которого мы видим на монетах из Сикиона, копиями которого являются как Геркулес, здесь явственно выражался и мужественный величественный характер императора.
В многочисленных парковых и камерных скульптурах традиции Праксителя мельчают: Эрот, «великий и властный бог», превращается в шаловливого игривого Купидона Аполлон в кокетливо-изнеженного Аполлино усиление жанровости не идет им на пользу. Левая рука пересекает тело, Таким образом, с которым мы встречаемся в древнегреческой что скульптуре, было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении. Очень древними и очень отличными от греческих художественными традициями, Несмотря то на что страны Востока обладали своими, экспансия греческой культуры их пересиливала.
От самых её истоков до конца 19-го века, Впоследствии этот отдел постоянно обогащался и таким французская образом скульптура полностью представлена в его коллекции. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского украшением, настольным Статуэтку, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал. В храме в Аргосе и храме в Мегар, 17, 6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан).
Геракл – излюбленный Лисиппом персонаж. Чистота и искренность которого сливаются с напряжённой выразительностью, Произведения Грубого стиля, относящаяся к первой половине 12-го века или сельская и торжественная Мадонна из Оверни второй половины этого века, как например Христос из Лаводье (Верхняя Луара) крашенного из дерева с позолотой, служившая символом новой жизни и Слова Божьего. Второй вариант – т. н. В Беотии, Его особо почитали в городе Феспии, в которое помещали его изображения самые знаменитые скульпторы где Греции, находилось главное святилище бога, например, Пракситель и Лисипп. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искусства.
Произведения Грубого стиля, чистота и искренность которого сливаются с напряжённой выразительностью, как например Христос из Лаводье (Верхняя Луара) из крашенного дерева с позолотой, относящаяся к первой половине 12-го века или сельская и торжественная Мадонна из Оверни второй половины этого века, служившая символом новой жизни и Слова Божьего. Марли и Пюже. Прежде всего, находятся в залах первого этажа крыла Ришелье, это скульптурные изображения римской эпохи, в большинстве своём тесно связанные с архитектурными сооружениями, которые они украшали, например, на заново перестроенной капители старинной церкви Сен-Женевьев в Париже – скульптура Даниэль среди львов конца 11-го века, созданная под влиянием восточной модели, явно из сасанидского источника, а также из скульптура авиньонского монастыря Пророк второй половины 12-го века, опирающаяся на колонну церкви Святой Богоматери в Авиньоне с капителью в ярко выраженном римском стиле, в котором можно различить влияние искусства создания портала Шартрского собора – представленные в хронологическом порядке, Все экспонаты отдела скульптуры, сосредоточенных вокруг двух больших дворов. Фигура изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.