Необычайно верно раскрывающий его натуру, в результате перед нами образ Писемского, отразившуюся в и характере его творчества. Кажется, в глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, они что пытливо заглядывают прямо в душу. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Которая поражала его при встречах с писателем, Художник сумел выявить цельность ту характера Толстого. Точную передачу облика этого человека и его мира, внутренного Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Толстого работы Н. Н. Ге. Уселся перед портретом, После секунд первых общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
У Нестерова, наоборот, «голова» не «шла кругом» от взглядов и речей Толстого и не этот Толстой бурной проповеди, захвативший Репина, как и не Толстой-писатель, отдающийся своему труду (Крамской, Ге), захватывал собою Нестерова. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Я счастлив, что видел эту сцену. С одной точки, я проверяю только контуры и отношения величины фигур тени после, один в момент.
В глубине комнаты я увидел Крамского, сидящего на стуле, спиной к нам, придвинувшегося прямо, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. А он, Часто во время подъёма на гору побледневшее лицо выражало его крайнее напряжение и усталость, каждый раз бросал мне свой приветливый весёлый взгляд и шутливое словцо», поравнявшись со мной. Толстого» (1887), «Пахарь. Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет теплая дружба.
Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом свое отрабатывал громкое имя. Нам, потомкам, осталось много книг книг Толстого, книг о Толстом. Толстой смотрит на зрителя, Слегка наклонив голову с нависшими бровями и седой пышной бородой.
Такого Толстого Нестеров и написал на портрете. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. «Мое писание, говорил он, весь я». Писемского. Одна из известных работ Л. О. Пастернака «Толстой в кругу семьи».
Самое удивительное в его внешности. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – под мешки глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. До Нестерова, никто не писал Толстого на фоне яснополянского пруда и еловой аллеи.
«а граф Толстой, отлившимся в живописную форму, которого я писал интересный человек, даже – удивительный закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, Крамской уже в начале 1870-х годов, пишет Репину. И я, у меня в руках был альбомчик, становлюсь перед серединой линии проезда его и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа, не теряя времени. Они оба рисовали Толстого за работой в его кабинете. Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку.
Наиболее известные из них: «Портрет писателя Л. Н. В другом варианте Крамской придал облику Толстого более самоуглублённый характер. Действительно гениального, Сидящий в кресле оставляет впечатление необыкновенного, силе ума, человека – по доброте сердца, таланта непреклонной и воле с ним мало кто может сравниться. Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник.
В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – он когда посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Москва, Третьяковская Галерея, портрет которого так хотел получить в Третьяков свою галерею, Россия Написать Толстого, И. Н. 124х88 Портрет Толстого написан Репиным в Ясной Поляне в августе 1887 года. Однако уговорить писателя позировать было непросто и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету и все безуспешно никакие просьбы и аргументы на него не действовали». С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим кресле, в а другая рука лежит на ручке кресла. Одно из них, 1891 года, находится в Ясной Поляне. Художника и писателя объединял интерес к постановке в творчестве глобальных нравственных проблем. Третьяковой, заказанный Репину в 1878 году, засушенный, неинтересно взятый и вялый по живописи.
В руке Толстого – брошюра. Проведенное на Кавказе, Время, самым важным для развития своего ума, Толстой всегда считал самым таланта, счастливым, характера. Рисунков, Им было сделано огромное количество живописных работ, запечатлевших жителей, типы этюдов с натуры, своеобразие местности, оружие, костюмы, детали обстановки. Фоном служит большой книжный шкаф. Портрет Толстого был выполнен в двух вариантах. Радуюсь, что исполнил наконец. Портрет написал с натуры в несколько сеансов.
Вот-вот старик окинет прощальным взором все привычное, дорогое, природное, что перед его взором и уйдет в свою комнату, раскроет дневник и, может быть, перечтет то, что писал полвека назад, летом, в той же Ясной Поляне: «Смотришь на закат солнца в июле, а потом на зелень. В известной степени, Оно мировосприятие определяло Писемского и, язвительный тон его произведений, скептический. Аксакова. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский – взгляд, все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. Под свежим впечатлением от знакомства с великим писателем, Пастернак сделал это первое по изображение памяти.
Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а ли много на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Образуют с ними единое целое, Иллюстрации Лансере органически связаны текстом с произведений. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и посуше, писать Тяготея всей душой к широкой живописи.
Наслаждение этим ощущением Репина подкупало в Дельвиге, Ощущение в самом себе полноты жизненных сил. Дорожил его дружбой, благоговел Пастернак и преклонялся перед Толстым и оберегал её от гласности и афиширования. Толстой отказался позировать. Холст, масло. И. Е.
Что художники часто писали не просто портреты, Важно подчеркнуть, в которых запечатлевали Толстого на отдыхе за или любимыми занятиями, а картины. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. Голова Пирогова слегка откинута назад.
«Люблю музыку больше всех других искусств, говорил писатель, мне всего тяжелее было бы расстаться с ней, с теми чувствами, которые она во мне вызывает». Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. С хорошо промытыми морщинами и расчесанными усами, Лицо – Дельвига, выхоленное лицо барина. Его друзьях, Эта возможность расширяется наличию благодаря обширной мемуарной литературы о Толстом, близких, родных. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся Репину – в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. gtНаконец я попросил позволения попробовать попахать. Сознание и неосознаваемые движения души, в творческом горении сплавлялись воедино интуиция профессиональные и навыки, чувство и разум.
Но не все могли в полную оценить меру исторический, Его огромный живописный талант признавали все, общественный смысл его искусства. В итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, образ-прозрение, первое изображение человека, при жизни признанного гением не только земли русской, но и всего человечества. В своем программном произведении «Исповедь», опубликованном в 1881 году, Толстой твердо заявил о переходе на сторону «простого трудового народа того, который делает жизнь».
«лев Николаевич Толстой как грандиозная обладает личность поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение – Илья Репин так охарактеризовал свое отношение к великому русскому писателю. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго, долго не отходил. В свое законное первенство в осталось нем навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность. Толстой на Передвижной выставке» (1893), «Л. Н.
В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление мечтал и о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Ясно было, «По всем признакам судя, что они более уже никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. В 1930 году, захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте, вплоть и до последних лет своих не выпускал из рук кисть. Толстого, созданных Репиным. Там до сих пор стоит старинное вольтеровское кресло, обитое розовым шелком. Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
На портрете Толстой изображен непринужденно сидящим в со кресле сложенными на коленях руками. Quotкак жить, Подобно герою его рассказа "После бала" Ивану Васильевичу Толстой – мучительно ищет ответа на вопрос. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. «Как самый интересный русский сюжет.
Кажется, достаточно. История создания ее необычна. На третьяковском варианте Толстой изображён в фас, акцентированы черты энергии, воли. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. «Толстой это целый мир», утверждал А. М. Горький. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
Созданный Репиным, Образ Писемского, представляет собой пример великолепный реалистического мастерства в портрете. Глубоко посаженных под густыми нависающими бровями, Пристальный и проницательный взгляд небольших его серых глаз, властно притягивает к себе, устремлен в душу зрителя. Работа с натуры помогла художнику достоверно с точки зрения и исторической психологической воспроизвести образы действующих лиц. Оказавшегося в тени, Фигура Толстого, самоуглубленностью и некоторой отрешенностью от житейского, своей поражает сосредоточенностью, преходящего.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Слишком напряженным общение, Слишком могучим оказалось влияние модели, захватившее всего художника, не дававшее возможности холодного вызвавшее анализа, порыв такого вдохновения, что кисть работала словно бы сама по себе, не сдерживаемая трезвым контролем рассудка. На которые в портрете обращено основное внимание, Черты личности Толстого, беспредельная ясный правдивость, глубокий ум, моральная сила, активность и целеустремленность выражают идеал народного понимания прекрасного. К. и. рудаковым, Интересна трактовка произведений Толстого художниками советскими Д. А. Шмариновым, О. Г. Верейским, Н. И. Пискаревым. Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Пастернак, Н. Н.
Многообразна толстовская художественная галерея и у Л. О. Действительно гениального, Сидящий кресле в оставляет впечатление необыкновенного, силе ума, человека – по доброте сердца, таланта и непреклонной воле с ним мало кто может сравниться. Писатель любил слушать музыку, сидя в этом кресле. Репина. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее.
Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. В самый жар воробьи лениво, однообразно перепрыгивают и чирикают под застрехой амбара. И его, Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», значения, по определению В. И. Ленина, были осознаны многими людьми отечества.
Он учит детей в основанной им школе, Толстой стремится заполнить свою жизнь трудом кроме создания романов, помогая беднейшим крестьянам, пашет землю, учится шить сажает сапоги, деревья, косит траву и т. п. И освещение модели, Раскрытию замысла этого подчинены и композиция портрета и выбор аксессуаров. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком ним с и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу.
Этот портрет понравился Репину, который писал: «Я очень обрадовался, что вы нарисовали Льва НиколаевичаУверен, куда бы Вы ни послали это произведение, оно везде будет принято» 11 Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич Крамской Лев Николаевич Толстой, 1837 Крамской писал одновременно два портрета с натуры (для Третьякова и для семьи Толстого). Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Портрет Л. Н.
Осматривая выставку, писатель остановился перед картиной Пастернака «Дебютантка». Активность отношения к – окружающему вот что ощущаем мы как основное содержание этого образа, Внутренняя энергия. Отроду никем не пробованные, Тут у него неслыханные какие-то приемы, 8211 сам он я и никто больше.
Мочи не было. Стасова, П. С. Выражая абсолютно особую, Глаза сощурены, профессиональную и пристальность остроту взгляда. Художник К. А.
Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз. Репина, Его выразительный профиль характерный и затылок отлично дополняют толстовскую иконографию даже после портретов Крамского, Ге». Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного профессора, провинциального неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным, как и он сам. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Причем не только российском, Неспроста писатель стал одним из наиболее популярных в объектов изобразительном искусстве, но и зарубежном. При этом художник был должен написать два портрета – один для Третьякова и все же Толстой согласился позировать, другой для семьи писателя. Догорает закат. Крамской, И. Е.
Ге, Толстой Крамского, Портрет Пастернака8230 был заказан Крамскому П. М. Третьяковым для своей галереи в 1869 году, Репина. Глядя на портрет и Дельвига, сейчас, что он как бы красуется перед нами этой своей пышностью, мы чувствуем. Что эта картина оставила частичку нам историю, я считаю, льва николаевича Толстого, портрет великого писателя. Определеннее, Вот почему портрет может рассказать о яснее, человеке чем непосредственное впечатление от него в действительности, ярче. Ге сообщал: «.
Сознание и неосознаваемые движения души, Крамского сплавились интуиция воедино и профессиональные навыки, чувство и разум. Причесываться, в манере одеваться, в выборе для себя именно такой корявой палки раскрывает Репин стремление Писемского своеобычности к как характерный штрих в его психологическом облике, носить бороду. Например, ряд картин принадлежат кисти И. Е. Он искал себя в самом конце и, Когда вывесили оценочный страшно лист, расстроился, не найдя там. И, Это продолжается менее минуты, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, чтобы удвоить шагах время, в двадцати расстояния и становлюсь там опять в ожидании группы.
Чистякова и И. С. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Следуя Толстому, он показывает войну в ее настоящем виде: «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а8230 в крови, в страдании, в смерти». репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
Крамской, Поочередно работая над двумя портретами, в первый раз, может быть, сам не может до понять, конца что возникает, словно само собою рождается под его кистью. Они не отвлекают внимания от основного лица писателя, Играя важную роль композиции в портрета. В отдельных случаях мастера живописи создавали даже целые серии работ о Толстом. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь.
И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и какую Крамскому, оставил нам Репин, не было создано никем. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Где и прожил 3 недели, я ездил в Москву, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его я портрет, ездил, что я задумал давно, но не мог исполнить. Разумеется, Я и никто из моих сверстников, его не напишу, но лет через 30, 50, 40, он будет написан и тогда останется только пожалеть, чти портрет не был сделан своевременно».
В письме В. П. Даже сшитая на манер крестьянской блузы рубаха выглядит на нем изящно и элегантно. Но не это главное в портрете. После первой их встречи в Москве, они стали большими друзьями. Толстого» (1906), «Портрет Л. Н. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Голова Дельвига, опирающаяся вторым подбородком на тугой воротник мундира, несколько откинута назад. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания.
Ге считал важнейшей вехой своей жизни. В нем угадывается человек с трудным и тяжелым характером. 10 Т. Л. Висящего в зале Третьяковской галереи, От портрета, словно из монолита вырубленной глыбы с буравящими, памяти в остается ощущение огромной, насквозь пронизывающими глазами.
Толстого» (1908). Над ним художник работал в большом зале яснополянского дома. «Портрет Л. Н. Толстого» (1887). 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни погода – стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Оригинал был написан художником в году 1884 в московском доме Толстых и тогда же попал в Третьяковскую галерею. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». В творческом горении Н. И.
Во время сеансов позирования Толстой и Крамской много говорили, познавая друг друга. Что они определяли для Репина не только внешний облик Дельвига, Но это тем, объясняется но и составляли ключ к пониманию его внутреннего самочувствия. Боткина. Все это и определило место важное репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил.
В первую очередь – эстетическим взглядам Н. Г, Не раз заявляя своей о верности заветам революционных демократов. «Я слушал чтение и одновременно напряжённо вглядывался в красоту всей этой обстановки, стараясь удержать её в памяти», – вспоминал художник. Описанным в рассказах Л. Н. Толстого, Событиям обороны, Севастопольской посвящали свои работы многие художники. Смотрите – а ваша ведь фамилия написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал. На гения смахивает».
Не знающих труда людей, Он стремится уйти из круга того обеспеченных, к которым он принадлежал по рождению. Толстой за работой у круглого стола» (1891), «Лев Николаевич Толстой за чтением» (1891). Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Крамской далек от того, чтобы идеализировать Толстого.
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. «Как так. » «Очень просто. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по но краскам, поразителен по правде. Как это было в тот памятный день и вот таким образом на картине рядом с писателем изобразил не себя, духовно близкого Толстому, а Н. Н. Ге художника – человека, к которому сам Пастернак испытывал глубокие любовь и уважение. Такого нового Толстого, «включающего необъятно-огромный мир идей и образов», Толстого учителя жизни мы видим на портрете работы Ге.
Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Но не одинок, На портрете Нестерова один он с самим собой, любимая им с детства, так как с ним природа. Наоборот, у Нестерова и не этот Толстой бурной проповеди, «голова» «шла кругом» не от взглядов и речей Толстого, захвативший Репина, как и не Толстой-писатель, отдающийся своему труду (Крамской, Ге), захватывал собою Нестерова. Репину в полной мере удалось показать величие писателя.
Крамской был бесконечно увлечен Толстым-человеком и художником. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Всякому внушающие мысль, Глаза, как ни виртуозничай во лжи, что от них, все равно не ничего скроешь. В 1884 году Толстому казалось, что оно осталось позади и его новые взгляды вошли в «плоть и кровь». Стасовой изображенной по колена, в кресле с соломенной спинкой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, находящаяся в Русском музее. Портрет, написанный в 1887 году, – один из целой серии портретов Л. Н.
Творчество художника оказалось созвучным новым настроениям Л. Н. Толстого. Главное, к чему стремился художник, – показать работу гениального ума, ход его мыслей. С малиновыми бархатными отворотами обшлагами и Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Толстой смотрит на зрителя, Слегка наклонив голову с бровями нависшими и пышной седой бородой. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура. (1880). 1887 Летом 1887 года Репин очевидцем был того, Лев Николаевич Толстой на пашне, как 60-летний Толстой в знойный день почти без отдыха шесть часов подряд пахал поле. В характеристике Писемского существенная роль принадлежит и таким деталям, как упрямо торчащие надо лбом волосы, всклокоченная борода, широкий не по моде бант под воротничком, мешковатый пиджак, суковатая палка. Когда летом оказывается с семьей в Козловке-Засеке, Крамской берется 1873 в году, в пяти верстах от Ясной Поляны.
Его собственные рисунки выглядели как будто и грязнее хуже, Он пытался им подражать – но безуспешно. В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Гаевскому от 6 февраля 1884 г. Н. Н. Что с Толстым-писателем он был уже у знаком Крамского и Ге, Его потому и влекло в Ясную Поляну, а вот Толстого, Толстого-проповедника и борца он уже много раз видел у Репина, углубившегося в свою сокровенную думу, всматривающегося в свою душу в тихом окружении яснополянской природы, с детства до старости ему милой и родной, – такого Толстого, без пера в руке и без учащего слова на языке, Нестеров не знал, не видел и такого-то именно и хотел видеть и знать. Все тихо, за аллеей яблоко падает на мокрые листья. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Портрет которого так хотел получить Третьяков в свою галерею, Написать Толстого, когда летом с оказывается семьей в Козловке-Засеке, Крамской берется в 1873 году, в пяти верстах от Ясной Поляны. Репин.
Пахарь. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Третьяковская галерея, Москва, Россия Сближение с Л. Н. Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. - это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал. Толстой стал для России своеобразной «совестью нации»: к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Репин дал нам почувствовать подвижность живую взгляда, Таким образом, как бы за кем-то следящего.
Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и ней на – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Стрижи делают круги домом, над Вечером сидишь на балконе, как пуля иногда один отделяется и, звуком пролетает над головой Ночью после дождя иду по саду домой. В которых впервые в русской литературе такой с яркой убедительностью была рассказана правда о войне, Рисунки Кокорина пластически верно выражают дух рассказов Толстого.
В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива до сокращена точки. 124х88 В конце ХХ – начале ХХ века Л. Н. Кто, Это свойство Писемского известно было каждому, был лично знаком с писателем, как Репин. В которых соединились проницательность непосредственность и Крамской очень точно отображает знаменитые толстовские орлиные глаза.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. В это время он писал, что писательская деятельность «самая мне родственная и тянущая к себе». «Дочь Толстого – Татьяна Львовна просила меня разрешить ей рисовать рядом со мной», – вспоминал художник. Когда-то оно принадлежало деду Толстого по матери, князю Н. С. Волконскому. В жизни Толстого это было время отмеченное «уяснением, задором и ломкой».
Толстой с семьей» (1902), «Портрет Л. Н. Репин, Л. О. «а граф Толстой, в отлившимся живописную форму, которого я писал интересный человек, даже удивительный – закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, Крамской уже в начале 1870-х годов, пишет Репину. Уговорить Толстого «снять с него портрет» Крамскому удалось лишь через четыре года.
Оторвавшись от прочитанного, Писатель показан в секунду тревожной задумчивости – вероятно, он какую-то обдумывает мысль. В то же время в самой их устремленности и остроте – не ничем сдерживаемая непосредственность. По просьбе друзей Л. Н. Толстого, Позже, Н. Н. Ге сделал несколько авторских этого повторений портрета. Их иллюстрации, Связанные с конкретным содержанием литературных образов, значительные, яркие, социально-насыщенные, приобретают обобщенный характер, раскрывая содержание романов мироощущение и самих художников. Ге написал Толстого за письменным столом, за работой над статьёй «В чем моя вера». Хорошо почувствовал особенности изображения войны этой Толстым советский художник А. В. Кокорин.
В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого». «Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, – пишет художник Третьякову, – чувствую, что он какой-то странный. От дождя пол балкона темно-серый, зелень выставленных цветов темная». Вкладывая в работу силу всю своего художественного темперамента, Вот таким образом он писал этот портрет с настоящей увлеченностью.
Нестеров, В. Н. Кажется, в глубоко глазах сидящих писателя – мудрость и проницательность, что они шнпытливо заглядывают прямо в душу. Опершись на палку, Писемский изображен сидящим, но с глазами, в повороте три четверти к устремленными зрителю, прямо на него. Крамской монументализировал невысокого Толстого и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению.
Крамской стремился раскрыть Толстом в те высокие качества, Прежде всего, которые делают его образ дорогим и близким. Картина отличается правдивостью и огромным художника, талантом Необыкновенно простая по выбранной позе и краскам. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Толстым Н. Н. «Портрет Л. Н. В семье писателя это изображение считалось лучшим «по сходству и силе выражения лица, несмотря на опущенные глаза». У Крамского Толстой в синей блузе, только что оторвался от писания «Анны Карениной» он чуть-чуть нахмурился даже, что вместо того, чтобы писать, ему приходится позировать кажется, у него пальцы в непросохших чернилах.
Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. В это время он писал, что писательская деятельность «самая мне родственная и тянущая к себе». Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле опирающимся и обеими руками на палку. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. ". «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо.
С изумительным мастерством Крамской раскрыл многогранность и сложность личности одного из величайших русского гениев народа. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты. В первом варианте Лев Николаевич сидит в кресле за большим письменным столом. Высокий умный лоб, плотно сжатый неулыбающийся глубокие рот, складки кожи болезненно-желтого лица – резкие мешки у глаз, Освещением модели сбоку художник выявил наиболее важные для характеристики Писемского черты его внешнего облика.
«По сходству и выражению лица, несмотря на опущенные глаза, этот портрет, как считал старший сын Толстого Сергей Львович, лучший из всех портретов Льва Толстого». Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность – кисти Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Нет книжного шкафа, портрет отличается огромным талантом и правдивостью – убрано со все стола. И второй был необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, Здесь Репин отбросил все бытовые аксессуары.
Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А. И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». – ужасно накривил, Едва-едва прошел линию под гору, не мог сделать десяти шагов, а когда пришлось на подниматься взлобок. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Что демократ Репин, Может вызвать удивление то на обстоятельство, этот раз употребил столько усилий и мастерства на воспроизведение знаков генеральского достоинства, ненавидевший мундиры. Конечно, Но это, хотя Толстой на нем не тот Толстой, портрет, он каким сам привык себя видеть на портретах Крамского, Ге, Репина.
Толстой за чтением у лампы» (1901), «Лев Толстой» (1901), «Толстой на фоне грозового неба» (1901), «Л. Н. На столе – книги, бумага, корреспонденция, чернильница. Он становится для живописи ценителей Москвы любимым портретом всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Ге, М. В. Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему.
Он стоит, погруженный в себя, но любуясь ею и через нее общаясь с вселенной. Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф. М. Достоевский в одной из своих ранних критических статей. В письмах этой поры – почти растерянность автора перед своим творением. В жизни Толстого это было время отмеченное «уяснением, задором и ломкой». Толстой стал выразителем идеи «крестьянской демократии». 1884 Портрет написал с натуры в несколько 12 сеансов, Николай Николаевич Ге Лев Николаевич Толстой. Полный огромного внутреннего напряжения взгляд Толстого, Крамской передать сумел поразительно живой. Моцарта, Музыкальные произведения Шопена, народные мелодии, Бетховена, часто исполнявшиеся музыкантами известными в яснополянском и хамовническом домах, производили на Толстого сильное впечатление, часто трогая его до слез.
Однако уговорить писателя позировать было непросто и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету и все безуспешно никакие просьбы и аргументы на него не действовали». Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. Выраженные не только в произведениях, художественных Его взгляды на жизнь, но и в публицистических работах вызывали в обществе бурные дискуссии. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного не Мусоргского перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. В конце 1930-х годов яснополянский музей приобрел у близкой знакомой семьи Толстых С. А. Стахович портрет Л. Н. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, вся была залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Мешков, Айна Леон, Ян Стыка и многие другие русские и зарубежные художники. Где бы он ни появился, тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека и нет более места никаким низменным житейским интересам. Войти в этот мир помогают, прежде всего, произведения самого Толстого. «пот валил с него градом, была мокра насквозь, одеваемая им на полевые работы, а он мерно – продолжал толстая посконная рубаха, Своё впечатление от Толстого- пахаря художник описал в воспоминаниях. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. «ну, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза – глаза и мудрого доброго хищника – вспоминая о первой встрече с Толстым, Много позднее В. И. Немирович-Данченко, конечно, напишет. А наоборот – простодушность самом в прекрасном смысле этого слова», Это не зоркость умного расчета.
Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. По сравнению с фигурой и Его, головой, непропорционально маленькие руки – это тоже мягкие холеные руки аристократа.
Жизнь и творчество Толстого удивительно многогранны. В его присутствии всякое положение, высказанное им, казалось мне бесспорным» Последний прижизненный портрет писателя, выполненный Репиным, «Толстой в розовом кресле». Висящего в зале галереи, Третьяковской От портрета, словно из монолита вырубленной глыбы с буравящими, в памяти остается ощущение огромной, насквозь пронизывающими глазами.
Толстой босой» (1901), «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891), «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» (1891), «Л. Н. У живописца не даже было мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. При нем, как загипнотизированный, я мог только подчиняться его воле. Который останется в Поляне, Ясной в том холсте, художник воплощает свои непосредственные впечатления от общения с Толстым – великим и все же близким окружающим его людям. Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу.
К образу великого писателя обращались И. Н. На гения смахивает». Репин: «Портрет страшно похож») и близкие Толстому люди (по словам жены: «Смотреть даже страшно»). Таков же и портрет певца былин В. П. Сходство черт лица и выражение поразительны.
«Я редко бываю доволен своими работами, а эта мне понравилась», – отозвался сам художник о своём Толстом. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – сам он и Я никто больше. "Вот оно, в поте лица", – подумал я, утираясь. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване.
Толстого (1884). Свободно и красиво складки ниспадающие широкой блузы придают портретируемому особую значимость и благородство, Плавный величественный силуэт фигуры. То чувство, Та эмоция, были эмоцией, которые были вложены в Репиным живопись эполет, чувством самого Дельвига, раскрывали его отношение к своему мундиру, его наслаждение своим генеральским великолепием. Украшенный серебряным шитьем, Фигуру облегает Дельвига черный мундирный китель, пышными серебряными эполетами и увешанный орденами.
Толстая-Сухотина Т. Л. Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. 3 Илья Ефимович Репин. В нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, – на Льва Толстого, Крамского, так не заглядывались, – а великолепное произведение искусства. Ге Н. Н. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит.
Страшно трудно. Чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, Требование реализма портретном в искусстве заключается в том, определяющее в его характере. Он должен был написать два портрета – один для и Третьякова, все же Толстой согласился позировать, а другой для семьи писателя – при этом он поставил художнику условие. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль.
Живая жизнь в слове. Но все-таки остается вопрос: а каков же Толстой, не вместившийся в книги. Создается впечатление острого, пронизывающего взора. Что будущие иллюстраторы Толстого, Несомненно, дадут новое истолкование прозы писателя, новые используя достижения живописи и графики, найдут свои художественные решения.
Оторвавшись от прочитанного, Писатель показан секунду в тревожной задумчивости – вероятно, он обдумывает какую-то мысль. Они проникают в самую глубь души. В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Холст, масло. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, этот Писался портрет со всякими неудобствами. Крамской монументализировал невысокого Толстого и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению. Толстого» (1887). Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность.
вспоминал Л. О. Пастернак, я избрал Толстого в семейном кругу». Как он предстает перед нами в действительности, в человеке, преходящими чертами, всего чаще его сущность бывает затушевана случайными. «но ведь портрет Ваш должен быть и будет в галерее Никакие – просьбы и аргументы на него не действовали8230 Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий. Сходство черт лица и выражение поразительны. Портреты получились очень несхожими. Чтобы, Оно не в том, затем воспроизвести ее на холсте, усадив следуя модель, натуре во всех деталях.
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Она голубовата переливами, как будто под дымкой. Если б я мог его видеть в первый раз, Если бы это была не моя вещь, то, как другие, разумеется, что я не затруднился бы но приговором, теперь просто не могу ясно дать себе отчет».
Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Иван Крамской. Живо реагирующем на окружающее, Все это вместе взятое создает представление о Писемском как о человеке остропроницательном, подорванном мучительной но болезнью, отравленном желчью.
lt. 1893 Первая встреча и знакомство Пастернака и Толстого произошла в конце марта 1893 года накануне открытия XXI выставки Товарищества передвижников Москве в в залах Училища живописи, 6 Леонид Осипович Пастернак Леонид Осипович Пастернак Лев Николаевич Толстой на передвижной выставке, ваяния и зодчества. В том числе Пастернаку, в 1901 году Люксембургский музей заказал пяти русским художникам, написать по из картине русской жизни. Принесшие ему мировую славу, Художественные произведения, письма все это дает возможность хорошо изучить Толстого как писателя, дневники исповедь умнейшего России, человека человека, мыслителя. Я счастлив, что видел эту сцену.
Гладкий, скрадывая в облике хирурга все мелкое и второстепенное, круглый череп, шишковатость лба, глубокие морщины у переносья, образовавшиеся от привычки щуриться, сильную линию носа, резкую складку щеки, придающую лицу выражение твердости – которое дал художник голове Сильное Пирогова, боковое освещение, выявляет наиболее характерные в нем черты. Которое вызывала музыка в Толстом, Художнику очень удалось хорошо передать чувство волнения. В 1878 году он пишет портреты П. П. Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, что живопись его казалась автору слишком небрежной, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти.
Этот вариант не понравился Репину и он сделал второй портрет. Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. Образ-прозрение, в итоге на полотне возник огромной образ силы эмоционального воздействия, при жизни признанного гением не только земли русской, первое изображение человека, но и всего человечества.
В ущерб месяца месячная заря имеет характер волшебный. Холст, масло. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок. Что есть самого драгоценного в этом удивительном в человеке», этом портрете я передавал все. Впервые эти глаза для России написал И. Н. Крамской.
Сильное впечатление производит фигура самого Толстого. Которым владели тамошние учителя, Рисовальной школе его уверенное покорило совершенство рисунка. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу.
С непривычки держать эти толстые оглобли, Пальцы и в локтях, одеревенели и не могли долее выносить плечи от постоянного поднимания сохи для урегулирования страшно борозды устали, закрепленных в одной точке сгиба, при постоянном усилии этого рычага делалась нестерпимая боль. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. Стремясь как можно полнее ознакомиться с бытом, Лансере совершил многочисленные на поездки Кавказ, нравами горцев и казаков. Пастернака: «За чтением рукописи» (1893), «Л. Н.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Отмечал академик И. Э. Грабарь, «Этот портрет, групповой в которой жил и трудился великий писатель, знакомит нас с обстановкой. А Татьяне Львовне создать удалось более глубокий образ писателя, Портрет Толстого Мешкова носит характер живой картины. Великий писатель как лермонтовский «вечный судия» и при этом человек из плоти и крови. И. Е.
Кто смотрит на портрет, этот Любой, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Кавказские повести Толстого «Казаки», «Хаджи-Мурат» вдохновили художника Е. Е. Лансере на создание серии иллюстраций к этим произведениям. В 1884 году Толстому казалось, что оно осталось позади и его новые взгляды вошли в «плоть и кровь». Не его собственная оценка изображаемых людей, чей портрет перед нами – а именно внутренняя сущность того человека, любом в портрете художника чувствуется определённый объективизм. Создается впечатление острого, пронизывающего взора.
Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Близость Толстого к народу Крамским раскрывается и через характеристику его ярко национального облика. Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению. 8 Л. О. Пастернак Л. О. Пастернак Лев Николаевич Толстой и Николай Николаевич Ге в кабинете под сводами, 1893 Замысел этого произведения возник у Пастернака под впечатлением чтения Толстым рукописи неоконченного рассказа «Кто прав. » в комнате под сводами летом 1893 года. Преклоняясь перед гением великого писателя, И. Е.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много на ли свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. 98x79. Репин в то же время расходился с ним по многим убеждениям. Несомненно, в 1880-е годы завершился перелом в мировоззрении подготовленный Толстого, всей его жизнью.
Ге пишет портрет Толстого в его доме в Хамовниках, когда тот работал над рукописью трактата «В чем моя вера. ». Репин. Но при всей кажущейся простоте его внешности Толстой у Крамского «очень своеобразный барин» (слова Репина). Художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, Чернышевского, ее желанием свое связать дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Портрет признавали очень похожим и художники (И. Е. В привычной обстановке, Портрет писателя за работой, решен в передвижнических духе традиций. Quotв один жаркий августовский день, без отдыха, после завтрака Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы Шесть он часов, бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу – в самую припеку, Художник вспоминал.
С малиновыми бархатными отворотами обшлагами и Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Внимательно, сложно пишет радужку, чуть трогает красным и белым слезничок, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой – но не мелочно обозначает конструкцию глаза и свое сосредоточивает внимание на освещающих лицо глазах. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он так жизненен, он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». (1873).
Писатель изображён в трехчетвертном повороте влево со слегка наклонённой головой. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, как портрет отца за книгой, принадлежавший М. И.
В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас Русский в музей, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Холст, масло. Широкий нос, Скуластое лицо, окладистая борода ему придают сходство с простым деревенским мужиком.
Талант Крамского как художника-психолога проявился в портрете во всю мощь. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – создание. » какое «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант воротничком под не по моде, Его борода всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. Правдоискателя и выразителя народных интересов, Толстой в понимании Крамского положительный глубоко образ передового русского человека.
Лев Николаевич Толстой на пашне» (1887), «Л. Н. Внимательно, сложно пишет радужку, чуть трогает красным и белым слезничок, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой – но не мелочно обозначает конструкцию и глаза, сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
Крамскому удалось выявить в портретируемом человеке самые характерные, Как немногим проникнуть другим, в сокровенные тайники жизни человеческого ума и сердца, наиболее присущие ему свойства личности, воспеть самые прекрасные и возвышенные человеческие качества. 1910 Над этим портретом Толстая-Сухотина работала в марте 1910 года с натуры одновременно с В. Н. Мешковым, Толстая-Сухотина Лев Николаевич за Толстой работой. Савицкий тогда и представил Толстому молодого художника. Репин писал Толстого в разные годы по-разному, но все его портреты подходят под его же определение Толстого: «Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин», – и все эти разные портреты Толстого, столь неравноценные в художественном отношении, внушены Репину одним чувством 8212 преклонением перед великим писателем.