Это нарочитое самоуничижение – маленькая выходка старого человека, Может быть, позволившего себе слабость мудрость или быть собой. Стало ясно, Третьяковым, что русская портретная живопись лице в И. Репина получила блестящее продолжение. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным и как он сам. Я несколько раз давал себе зарок не делать эскизов и не рассказывать про свои дела.
Ясно было, «По признакам всем судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Отвести свой взгляд от Мы беды, скорее готовы отстраниться от глаз на портрете, запечатанной в них. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по Его моде, борода всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Посмотрите эти глаза.
Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Что музыкант именно смотрит на этот источник света, Интересным мне показалось то, он буквально остановил на этом луче свой взгляд – световые попадают блики прямо на зрачки глаз. Надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце и это художественное торжество оттого – эта и радость на товарища, Но чтоб все это было возможно, что собрат по искусству идет в гору для этого много надо. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Великий художник, Ни к одному существу ltgt он, но сам старался понять в человеке его сущность – душу, не подходил с предвзятой оценкой, Возвращаясь к конфликту двух в задействованных создании портрета сторон, отметим, что Виппер указывает здесь на отвлеченный случай и допускает, что бывает множество вариантов отношений между художником и заказчиком или самой моделью. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох.
Скрестившего кисти рук на рукоятке трости, Стараюсь в этом»7 Перед нами – поясной портрет старика, необработанной, деревянной, с но металлической позолоченной вставкой. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые халата, тона Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый фон, розовато-желтый тон лица. Он поневоле вынужден был себя и сдерживать писать посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Но, на мой взгляд, можно предложить и другую трактовку этого образа.
Что Писемский был на том этапе жизни, Вполне вероятно, даже с некоторой насмешкой всем над вокруг происходящим, когда идею создания собственного портрета можно воспринимать с высшей степенью самоиронии, это мог быть своеобразный способ донести небрежение к суете вокруг его персоны или проявление затаенной обиды на запоздалое внимание к себе. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Что Господь Иову все же отвечает и мы помним, тем более, но тому уже не важен смысл ответа, что прямым он быть не мог, ему важен сам факт – он услышан и всему есть причина, а значит, жизнь лишения его и горести, а главное, его вера не напрасны. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. У совсем уже нищего композитора, конечно, не было таких вещей.
С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а рука другая лежит на ручке кресла. Хотя известно, в опубликованных письмах Репина тех лет нет о упоминаний работе над ним и ни одно письмо к нему не осталось без ответа, что письма заменяли художнику дневник – он много и обстоятельно писал своим адресатам. Он был доверчив и беспомощен, Он просто не мог сопротивляться – изнуренный болезнью, хотя находился в плачевном не состоянии, пытался быть или казаться кем-то другим. Он погрузился в чтение Бориса Годунова. Мы находим у И. В. Долгополова, Действительно, упоминание о том известного российского искусствоведа, что халат и рубаху передала жена композитора Кюи, старшего товарища и соратника Мусоргского по объединению музыкантов и композиторов названием под «Могучая кучка» 18 Портрет музыканта – поясной, но написан без изображения кистей рук, в отличие от портрета Писемского. Утро 5 марта 1881 года.
Что Крамской, Стасов ахнул, рассказывает, увидев впервые эту картину, уселся перед ней и долго-долго не отходил. Стравинский, Влияние Мусоргского испытали все почти крупные композиторы 20 в – Прокофьев, Яначек, Шостакович, Мессиан. Явно не со своего плеча тяжелый, – Мусоргский – в домашнем халате, бархатный с малиновыми обшлагами. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки» принадлежит Шебалину. Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г. Что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 веке, Музыкальный язык Мусоргского столь отличается радикальной новизной.
В умении обращаться с народной песней, наконец, 160в выборе сюжетов, гармонических и ритмических особенностях музыки, главным образом из русской жизни – в мелодических, Эта определяющая особенность его стиля себя проявила многообразно. Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. Но эта вставка, Трость выглядит подчеркнуто бедно, вносит некий диссонанс или интригу в общее облика восприятие на портрете, как мне кажется. Что мы можем различить условный овал, Композиционная портрета схема такова, вписанный в прямоугольник рамы. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики.
Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и написан только светлыми тонами, Несмотря на то что создавался портрет в интерьере. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Весь фон словно в движении – воздух наполнен свежестью искристой погожего мартовского полдня. Поступить 150 в Школу гвардейских – подпрапорщиков в десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Я увлекся ужасно, разболтал до того, что даже в Совет Академии дошло, что я делаю.
Но и портреты его не лишены обычных недостатков. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года). И, Репин изобразил Писемского на фоне бело-серой стены, вроде жемчужно-голубого или едва заметного теплого охристого оттенка, хотя разнообразил ее различными цветовыми включениями, не тем менее, на настроение портрета эти переливы не влияют, общий колорит фона воспринимается как холодный.
Что большой художник, а мало Репин того, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. А тело, а щеки, лоб, нос, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. С наклоненною немного головою, его Он представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, что-то глубоко обдумывающим. Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал. В сюжетах из истории он искал ответа на современные вопросы.
Самое заветное впереди. Но и весь стиль Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, в действительности не только инструментовка, которая господствовала годы в его жизни. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Мягкой плюшевой фактуры и петля контрастирующая ярко-малиновых отворотов, Темно-зеленое пятно халата приглушенных оттенков, оставляют от облика на портрете странное противоречивое впечатление скоморошества и трагизма одновременно, обвитая вокруг шеи. Вспомним тревожный, колючий взгляд Писемского – в нем как будто все то же, но оттенок обиды, неприязни, страха доминирует, а боль, горечь и затаенная надежда не зовут к сочувствию.
Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением. Но и свободными импровизациями, Юноша сразу покорил музыканта только не своей игрой на фортепиано, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Его взгляд вызывающе враждебен.
Портрет писателя Писемского Репин выполнил по заказу в П. И. Третьякова 1880 году, Как уже отмечалось. Кто смотрит на этот портрет, Любой, почувствовать может неисчерпаемость личности великого писателя. Е. Репин и В. В. Стасов. В центре его творчества – народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. Личность изображенного на портрете человека гораздо была мощнее, в действительности, масштабнее реально существующей. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. «левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России – и Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил хотя его и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Которая оценивалась передвижниками как значительное явление, Однако о умолчание картине Сурикова, вызвало недовольство. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Коллекционер П. М. Третьяков, Заказчиком одного выступил знаменитый меценат, можно сказать, второй портрет же был написан без всякого заказа, по велению сердца.
Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Недоумение, непримиримость, неприязнь, бунтарство, даже и, одновременно, вера и глубоко затаенная надежда – быть может, потери не напрасны, а усилия не бесплодны – испуг, в этом взгляде – множество противоречивых чувств.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Мы читаем у Асафьева: «глаза человека – зеркало мысли и душевности – становятся ltgt одной из существенных реальнейших «действующих сил» картины» 19 Лицо Мусоргского, его волосы, одежда, фон портрета написаны разными мазками – и в смысле техники и по интенсивности, размеру и направлению. Кисть чуть слышно касается палитры. Что Репин пишет модель свою на фоне неба прозрачно-голубого оттенка, Можно с определенной долей уверенности сказать, хотя известно и даже различить легкие облака, что фоном могла быть только стена больничной палаты.
В том, что Бог есть, Иов не сомневается, он боится, что Тот – лишь бездушная природа. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и должен он был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. «Искусство», 1946, стр. – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский говорящий музей, о дальнейшем продвижении Репина.
Он сам приехал сюда Москвы из для передвижной выставки Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Сроду никем не пробованные Как вылеплено, Тут у него какие-то приемы, неслыханные как написано. В том числе и оттенка, теплого На портрете Писемского фон также содержит различные цветовые включения, но ощущение открытого оно не дает и также мы видим пространство без теней.
Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre. Переписка с П. М. Третьяковым».
В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел заказывает Третьяков художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Уже получив общее впечатление от изображенного на картине человека, На этот раз, мы по-новому в заглядываем его глаза. И он не просто ждет, он требует ответа. После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Римским-Корсаковым, Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами.
Репин есть безоговорочно самый большой русский портретист века XIX и один из значительнейших в Европе. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской).
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. От него подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы. Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к великолепной вашей народной коллекции. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину.
Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у в себя голове. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию Борис Годунов. Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика – естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи, песни. Руки выписаны в более светлых тонах, чем лицо.
Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского. Письма». На 42 году жизни, 28 марта 1881 г Мусоргский умер в Петербурге. Действительно, мы находим у И. В. Долгополова известного российского искусствоведа, упоминание о том, что халат и рубаху передала жена композитора Кюи, старшего товарища и соратника Мусоргского по объединению музыкантов и композиторов под названием «Могучая кучка» 18 Портрет музыканта – поясной, но написан без изображения кистей рук, в отличие от портрета Писемского. Которой овладел наконец Репин и которая отличает великого мастера от подражателя и эпигона»17 На портрете мы видим облик великого музыканта во всех печальных подробностях, Вот тут-то и имела место та магия искусства, одутловатый, сопровождавших его недуг – всклокоченный, с нечесаной, растрепанной бородой, с воспаленным лицом, он смотрит куда-то вдаль, мимо нас – грузный обрюзгший пожилой а человек, ведь ему здесь только сорок два. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Для его музыкального стиля характерна опора на русское крестьянское искусство.
Ясно было, По всем признакам что судя, они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Чистякова и И. С. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Одного слишком долго молчавшего – прежнего талантливого художника (г и Шишкина Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни. Нет сведений, думал ли Репин, перенося на холст фигуру писателя, о своем давнем произведении – «Иов и его друзья»11. Оно немного дальше от глаз зрителя, в теневой зоне и потому несколько темнее и более фактурно – следы времени и печалей остались на нем. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма.
Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Мысли и думы». «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Я счастлив, что видел эту сцену.
Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с любимого портретом человека. Открыл этюдник, Вошел Илья Ефимович Репин, пристроив к холст маленькой тумбочке, достал палитру и, начал работать. – на Льва Толстого, в нем видели не рядовой просто портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. Боткина. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное то, а градациями как света, обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он и посвежел, вот счастье поблагоприятствовало портрету. Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот на этом золотом, как чудная, последний как аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского. Как Творец, Словно Репину удалось непостижимое и совсем уже запредельное – он, забрал своей душу кистью умирающего гения и поместил ее вглубь портрета. Он даже не отбрасывает тени, Резко очерченная линия силуэта изображенного как будто его отделяет от вещественного мира, впрочем, лишь небольшое затемнение в нижнем правом углу картины дает намек на нее, такое же затемнение можно увидеть и в левом верхнем углу портрета. 47).
«Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Как это случилось. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Ученых, Подвижническая идея знаменитого коллекционера создать галерею портретов популярных в то писателей, время художников и общественных деятелей в действительности удалась. Стасова, П. С. Стасову от 16 февраля 1881 г. ).
И большая, Вдобавок ко погода всему стояла чудесная, где помещался Мусоргский, с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Грабарь так описывает процесс создания этого портрета: «Репин был в таком счастливом трансе, что в те немногие часы, когда, по собственному признанию, он развлекался и работой и всякими разговорами с покойным, весь внешний и внутренний облик его друга сам собою, под ударами его кисти, перевоплощался в его образ, проектируясь извне на холст. Тогда еще очень молодой человек, он неоднократно встречался с Репиным и даже не раз сопровождал его работу в мастерской исполнением на рояле особенно любимых Репиным отрывков из музыкальных произведений. Не понимаю это страшно меня взорвало («И. «Искусство», 1948, стр. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я никто и больше. Поза Мусоргского же расслаблена, Писатель взвинчен и напряжен, кажется, тяжелая голова к клонится плечу, он вот-вот впадет в дремоту. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся закрывшими под рот усами. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься.
В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в исцеление скорое и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Стал самостоятельно живущим явлением, Портрет как будто перерос границы конкретного изображения человека. Трудно заподозрить Репина в приверженности к символизму – возможно, фон писался не с натуры, довольно произвольно. Но Репин не мог писать иначе – «правда так правда». Заказанный Репину в 1878 Третьяковой, году, неинтересно взятый и вялый по живописи, засушенный.
В которой главное место заняли Балакирев и кружок Могучая кучка, началась Так для молодого музыканта новая жизнь. Аксакова. Скорее, это мягкий, рассеянный взгляд человека, погруженного в себя, в отличие от взгляда Писемского, который с вызовом смотрит прямо нам в глаза. В имении своего отца, Модест Родился Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, небогатого помещика Петра Алексеевича.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в к упор лицу, долго не отходил. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр., усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие160 в пристрастии к алкоголю.
Он и в них во что бы то ни стало навязывает свою «рекомендацию» или «приговор». Возможно, в творческой судьбе И. Е. Репина и были подобные разногласия, однако в случае рассматриваемых нами портретов А. Ф. Писемского и М. П. Мусоргского, этот отвлеченный, хотя и распространенный сценарий как раз неуместен. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Сходство черт лица и выражение поразительны. Репин никогда не осуждал человека. Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности.
«я заметил, то непременно ее брошу так случилось еще недавно – что расскажу когда о своей работе, Грабарь в монографии приводит отрывок на этот счет из письма художника И. Н. Крамскому. Настоящим украшением Третьяковки стал репинский портрет писателя А. Ф. Писемского. Преследуя главным образом формальные Портретов задачи, Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Одновременно Мусоргский ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов.
Он смотрит мимо нас, Взгляд его и мягок рассеян, который с вызовом смотрит прямо нам в глаза, в отличие от Писемского. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Репину в этом случае не пришлось прибегать к дополняющей образ – детали глаза его модели, Вероятно, взгляд так много рассказывают о внутренней сути великого музыканта. Я счастлив, что видел эту сцену. В феврале 1881 года, Портрет Мусоргского создавался Репиным в в Петербурге, Николаевском военном госпитале, незадолго до смерти композитора. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу.
Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Или прямо неверны, Его характеристики или грубы, музыкальный критик, в большинстве же случаев неясны и неопределенны»4 Абсолютно не согласен с таким мнением Б. В. Асафьев, композитор, книги автор «Русская живопись. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, он так похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». А уже своего рода «безличной» историософской драмой, По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), в которой, раскрываются пласты целые народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада.
Интересен, на мой взгляд, выбор художником фонового тона и источника освещения. Гениальный создатель опер Хованщина Борис и Годунов ни на миг не считал свою задачу законченной. Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и обеими опирающимся руками на палку. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, живые но глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Но впечатления того, что он что-то увидел и сосредоточенно изучает, не возникает. Бережно притрагивается к холсту.
Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без мольберта из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов русском в искусстве, несмотря на это. Я счастлив, что видел эту сцену. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без тени одной – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Его друг, в случае же с Мусоргским Репину и не надо было выглядывать нечто тайное человек, – не сопротивлялся и не желал что-либо скрыть в себе, был предельно открыт ему.
«Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. А между тем Репин никогда не был, подобно Перову или Ге, тонким знатоком людей. Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого.
В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. В 1878 году он пишет портреты П. П. Т. г. шевченко кисти И. Н. Крамского, в собрании Галереи появились замечательные портреты И. А. Гончарова, образы Тургенева, А. Н. Островского работы В. Г. Перова, Толстого, Некрасова, Пирогова и многих других знаменитых и достойных своего людей времени. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался и Мусоргский, большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Писемского.
Условный треугольник массивной фигуры сообщает ей монументальную основательность. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как у примоститься столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Задумчив, мечтателен взор композитора. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Что портрет пишется на открытом пространстве, Создается впечатление, музыкант как будто парит, более того, весь объятый и воздухом светом и потому нет теней вокруг него и источник этого света – везде. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача» – писал Мусоргский. Вероятно даже, что Писемский сам сконструировал и попытался навязать художнику свой образ, такой, какой хотел донести, не без гротеска и некоторого позерства, для входа в «Галерею «Великих», наряду с Толстым и Тургеневым.
Мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, Портретной живописью художник занимался на всей протяжении своей жизни, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов и, заказанных ему П. М. – приятели, Что касается сходства все – друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Привезенный Стасовым на открывшуюся уже Передвижную выставку, Портрет М. П. Мусоргского, произвел настоящий фурор. Знаки дают возможность предположить, приметы, Эти что писатель находится в довольно стесненных жизненных обстоятельствах.
Как портрет отца книгой, за Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он и посвежел, вот счастье поблагоприятствовало портрету. Опера, может стать удивительно произведением многогранным – созданная на основе Бориса Годунова, Композитор почувствовал.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Талантливый художник, Современник живописца историк искусств И. Э. Грабарь всерьез восхищался дарованием Репина и считал его лучшим портретистом русским XIX века. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Он становится для ценителей живописи Москвы любимым портретом всей Выставленный коллекции, в Третьяковской галерее.
Художник боится потерять мгновения. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо язвительную знал саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, было не никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и не были завершены. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, эти Посмотрите глаза.
Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной находящаяся спинкой, в Русском музее. И. Суриков. И он им был. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, такой но потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не было создано никем. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца.
Как уже было сказано, Источник света, он скорее везде, условен, но все же некоторый намек на локальное освещение можно угадать из исходя световых пятен на лице – на левой верхней части лба и в глазах. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в что-то халате, глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским, Посещая Людмилу Ивановну Шестакову сестру 150 Глинки. Модесту было семнадцать лет.
Неприязнь к творчеству композитора музыкальных официальных кругов, Тяжелые материальные условия жизни, прогрессировавшая болезнь сердца мешали Мусоргскому работать в полную силу. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им Передвижную на 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д.
Таков же и портрет певца былин В. П. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Все взлеты и падения, Вся его горечь судьба и боль, внутренняя борьба, любовь, неприязнь и удивительная его музыка – все в этих светлых и скорбных очах. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета он так жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял и стул, долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо.
Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку историческим с значением – который относился к нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать с глубокою благодарностью. Практически всеми он был единодушно назван шедевром, Все отмечали необычайное сходство с только что умершим композитором, не только из-за сходства и технических приемов художника, конечно. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Быть может, чтобы несколько снизить пафос такого «шага в бессмертие». (1874), созданные под впечатление посмертной выставки архитектора и художника Гартмана.
Какие носили крестьяне и славянофилы по праздникам, Под видна халатом косоворотка с вышивкой в русском стиле. Дверь в просторную палату тихонько отворилась. А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из самых крупных между всеми увидев ими, этот портрет, И. Н. Крамской, просто ахнул от удивления. С малиновыми бархатными отворотами и Он обшлагами, его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. 154–155).
Мусоргский160 ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Человек, Ведь Мусоргский один из самых крупных русских музыкантов, по всей справедливости, которого, надо было на похоронить кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. 63 ). Что голова чуть наклонена вправо, Немного затемнена правая часть лица на портрете – там резче выделены складки и – то потому.
На старике – безупречно белая выглаженная сорочка с воротником апаш и атласным галстуком-бантом, Кроме того. Ько одного – чтобы Бог дал ему ответ на единственный вопрос – за что и как столько могло страданий выпасть на долю одного человека. Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов: «Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874160гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя Такого рода предрассудки во многом были характерны прежде всего для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок.
Возможно, в этом случае молчаливость была связана, как предполагает Грабарь, с «неожиданным наблюдением» Репина, заключавшимся в том, что о замыслах своих нельзя рассказывать наперед – непременно что-нибудь разладится. Кроме того, современники характеризовали его как общительного и говорливого человека. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. «абсолютно очевидно – что при таком уклоне интересов и дарования Репин должен был быть исключительным в портретистом, двухтомной монографии о художнике Грабарь пишет.
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Как бравурная ария оперного певца, Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, наконец, «Nature morte» картина К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Равеля, в дальнейшем творческие Мусоргского открытия в области музыкальной декламации и гармонии привлекли внимание К. Дебюсси.
После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго-долго не отходил. Они внимательно щупали пульс. Сходство черт лица и выражение поразительны. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Отроду никем не пробованные сам он я никто и больше, Тут у него какие-то неслыханные приемы. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные.
Они глядят, в нарисовалась них вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний – 3-го, Репину удалось свой писать портрет всего четыре дня. Что это последний сеанс, Репин не знал, но спешил окончить портрет дорогого сердцу его человека.
Выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех до девяти, сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас немного было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина, одна из крупнейших картин всей передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), 160 одно из лучших произведений мирового музыкального театра. А я между тем, сделав множество эскизов, бросил. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов что но такое фотография в сравнении с таким созданием, Конечно, деланный рукою высокого художника, как портрет. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг.
Во взгляде писателя, как мне кажется, можно уловить похожие мысли, во всяком случае, рассматривая его глаза, проникая в глубину взгляда, отслеживая различные собственные ассоциации, останавливаешься на образе именно этого библейского героя. Репина В. В. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю сущность композитора, пришли в восторг от портрета настолько он был с схож оригиналом.
«в центре репинского творчества всегда продолжал человек, оставаться в различнейших состояниях и аффектах – в разнообразнейших проявлениях психики, Он пишет. Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг 19 века. Точную передачу облика этого человека и его внутренного мира, Знавшие лично Писемского отмечали правдивость художественной характеристики писателя.
Закольцовываясь, Взгляд, делая по пути смысловые остановки идет от лица на портрете вниз и к возвращается нему же. Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е. Что без волнения и радости не взглянет него на никто из тех, Оттого-то и портрет вышел у него таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Репин и в них не сумел держать себя скромно, в стороне.
Такая ироничная, несколько франтоватая эклектика может характеризовать владельца этой вещицы, выбранной им для портрета, как тонкого знатока, ценителя модных тенденций времени. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. Что эта трагедия могла бы замечательным стать материалом для оперного либретто, Никольский высказал мысль. Общий колорит портрета скорее холодный.
Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные – приемы, сам он я и никто больше. Куда художник поместил модель, свою Искусственное тусклое освещение комнаты, похожего на склеп, создает тревожное ощущение замкнутого пространства.