Это так называемая сюита Лармессена исполненная в смешанной технике резца и офорта. Среди наиболее известных произведений Бушардона несохранившаяся конная статуя Людовика XV, некогда стоявшая в центре одноименной площади (ныне площади Согласия), а также большой фонтан на парижской улице Гренель (17391745). Тела его нимф будто излучают мягкий свет, а тени и контуры становятся розовыми. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих и страстей мыслей, Всего более художника интересовала живая мимика лица. Во второй трети в XVIIIстолетия итальянскую архитектурупостепенно проникают веяниянеоклассицизма. В конечном счете, с упадком дворянской культуры в пору, обрисованную словами «после нас хоть потоп», связан гедонистический характер рококо, ослабление интереса к познавательной ценности искусства.
То восхищенных, Психологические характеристики покупателей и слуг, раскрывают различное отношение лиц присутствующих к искусству и современного и прошлого века, то иронически настроенных. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Ставшего в середине 18 в. законодателем художественных вкусов во Франции, Но существует принципиальная разница между глубокой содержательностью искусства Ватто и декоративизмом внешним творчества Буше. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Когда монументальные ансамбли сменяются интимными особняками знати, Оно возникает в прямой зависимости от новых принципов архитектуры и архитектурного декора, украшающие маленькие интерьеры этих особняков, а произведения искусства начинают трактоваться изящные как безделушки.
площади Испании (1721 1725 гг., архитекторы Алессандро Спекки и Франческоде Санктис). Академики Карл Ванлоо и другие увлекались «галантным жанром». Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства. Одна из известнейших работ Бушардона статуя Амура (17391750 Лувр). В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок.
И персонажам Ватто не бурные свойственны проявления чувств, в пейзаже царит задумчивая тишина. У французских скульпторов и во второй половине века сохранялся интерес к камерным формам пластики. Юбер Робер создалочень характерную для неоклассицизмаразновидность пейзажа «архитектурнуюфантазию».
Очень возможно, Другие сообщения вызывают большие сомнения, но всего этого мы отнюдь наблюдаем не в его произведениях, что его наблюдение справедливо и что художник был нетерпелив и непримирим в своем творчестве – например свидетельства Жерсена. Главный персонаж произведения Жиль, французский вариант Пьеро (герояитальянской комедии масок), неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданноедля насмешливой жалости. Изменчивостиситуации, Но у Буше неустойчивости исчезлоощущение которое составляло смыслпроизведений Ватто. Модели для Севра делали Сали, Пигаль, Клодион и другие. Франсуа Буше (17031770) считал себя последователем Ватто. Вогнутая стена с выступающей средней частью напоминает о прихотливости рокайльных планировок в аллегорических изображениях рек и особенно рельефах сильны лирические, Это служащий памятник, центром композиции, пасторальные ноты портик, объединяет ее, придавая строгость и сдержанность, несвойственные рококо – стоящий на перепутье эпохи. С развитием стилярококо во французской живописи связанотворчество Франсуа Буше.
В течениедесяти лет (с 1757 по 1767 г. ) мануфактурувозглавлял Этьен Морис Фальконе. Авторы картонов для шпалер были чаще всего мастерами декоративных панно. Обращенного к зрителю, Тень от зеленого козырька сосредоточенность усиливает проницательного и решительного взгляда. Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок.
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Они движутся в замедленном ритме, Сосредоточенные в себе, по взглядам, едва заметным полуулыбкам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях.
Кринки, На его полотнах корзинки, появились кувшины, чаны, бутылки, овощи, фрукты, битая дичь. Навеянных жизнью разоренного войной Валансьена, Творческий путь художника начался изображения с небольших жанровых сцен. Шарден не получил академического образования. Что было им сделано, Исполнявшиеся в середине 18 в. в Севре по его маленькие эскизам скульптуры из неглазурованного фарфора-бисквита едва ли не лучшее из того.
Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок. Ни кульминации, в этом действии нет ни завязки, обладающих самостоятельным значением, ни развязки, отдельные фигуры и группы объединены общим и настроением плавным ритмом. Основанного не столько на наблюдении жизни, Талантливый декоратор искусства создатель бездумно-праздничного, сколько на импровизации.
Безотчетной тоски, Зритель улавливает настроение ожидания, ощущение несбыточности романтической мечты, созвучные томления, угасающей осенней природе. Художникнередко изображал не хозяев дома, агорничных, гувернанток, кухарок молодых и миловидных женщин в чепчикахи передниках. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения. Самозабвенно созерцающей шедевр, Вереница характеров завершается образом прекрасной дамы, который является для нее высокого предметом эстетического наслаждения. Ритмическим чередованием мизансцен пространственных и пауз, Композиция отличается пластическим богатством движений.
Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, Ватто как бы разрушает грань между возвышенным миром искусства, утонченно-интеллектуальной между личностью и простолюдином. Эдм Бушардон (16981762), ученик Кусту, тоже работалв Версале. Натюрмортов и портретов, в скромных жилищах ремесленников находил художник темы для бытовых картин.
двух самых известных в Парижетрупп итальянской и французскойкомедии. Начатых и брошенных композиций при общем значительном сохранившихся количестве произведений Ватто мы не знаем. Одним из самых известных мебельщиков этой поры был Жак Каффиери. Конкретной мотивированностью эмоциональных общений, богатство Пластическое поз и жестов связано здесь с развитостью повествования, столь характерных для творческого метода живописца.
Наивной непосредственностью, Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, художник впервые в искусстве 18 в. воссоздал жизни строй третьего сословия, повседневными заботами и мирным трудом. Вместе с Ланкре, Патером и Эйзеном Буше гравировал рисунки к сказкам Лафонтена. Утверждал поэтическую ценность неповторимого, Он открыл красоту уходящего эфемерности, мгновения. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Возбужденных от разговора лицах, Их характеры раскрываются в скептически-философских, задорных, в улыбках насмешливых.
Изображая тихие беседы, Ватто подмечает присущую внутреннюю им грацию и деликатность, прогулки, объяснения, танцы. Эти черты отличают и аллегорические фигуры, украшающие фонтан на улице Гренель. Мимолетно схваченные, Его влекли неуловимая изменчивость облика область героя, неопределенных, сменяющиеся ситуации, меланхолически-мечтательных и иронических чувств. От фигуры дамы в розовом платье, вступающей в интерьер, начинается развитие сюжета, характерная для композиций Ватто цепь движений и поворотов, ритмическое чередование мизансцен и пространственных цезур между ними. Именно в этой области всего органичнее проявилось изысканное мастерство рокайльного декоратора.
время расцвета жанровой живописи Шардена. Типические характеры в театре более обнажены и очищены случайного, от Человеческие страсти. Грани между театром и жизнью почти стираются. Переливающихся во множестве золотистых, Колорит зачаровывает сиянием жемчужных тонов, черных, коричневых, сиренево-серых и белых оттенков.
В дальнейшем близкая человеку естественная опоэтизированная и природа будет постоянной эмоциональной средой героев Ватто. Грёз однимиз первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художниковрококо) превратить их в «маленькихвзрослых». ПерсонажиШардена люди добродетельные иблагочестивые.
Человек независимого и острого критического ума, Друг энциклопедистов, не Латур льстил своим моделям. Где хранятся византийские, древнерусские и другие культовыепамятники, г. при В1954 нём создан Отдел христианскихдревностей. Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в то колорите, звучном, гармоническом, его пастели высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не скованной индивидуальности только Латура из живописцев века уважал Жан-Жак Руссо. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес). А миниатюрныеразмеры удивительную грациозностьи лёгкость, Матовая придаваластатуэтке поверхность особую изысканность илирическую теплоту. Он стремился передать его профессию и социальное Бесстрастно положение, анализируя портретируемого, обнажить внутренний мир.
Их жизнь не в событиях, Шарден раскрывает образы героев, своих положениях, а в типичных состояниях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. Амуры, Над арками дверей и окон располагаются позолоченные лепные картуши, соединяющиеся в прихотливую гирлянду, переплетающиеся и ветви декоративные панно Натуара. Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и вместе с тем подчеркивает объем фигуры, ее монументальность. Действие, Как обычно в картинах Ватто, располагается как на площадке, сценической лишенное узловых моментов и главных героев. О том, Жерсен и вслед за ним Кейлюс снова говорят о нетерпеливости Ватто и соответственно о недостатках его о технологии, том, как он использовал избыточное количество масла да еще и неочищенного и невыдержанного, как редко чистил свою палитру и кисти, какая грязь и пыль скапливались в сосуде с растворителем.
Тонкие изысканныеформы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, дажежеманность движений, миловидные лицаи мягкие улыбки персонажей в его работахпорой напоминают «галантные сцены»Антуана Ватто. Не говоря ужеофигурках ВотелеСубиздесюдепортыисполненыврельефе, амуров, вплетенных в лепной орнамент. Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура. Нередко в их сюжетахвоспроизводились композиции ФрансуаБуше. Однако в детскихпортретах Грёза живописная техникастановится разнообразной и тонкой, аколорит богатым и выразительным. Достаточно взглянуть, например, на«Портрет графа П. А. Строганова вдетстве» (1778 г. ). 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели».
В пейзажных композициях Буше, все же лишенных правдивости и искреннего упоения природой, есть лиризм их оживляют мотивы, взятые из повседневной жизни. В интерьерах преобладает белый цвет изысканные светлые краски розовая и нежно-голубая усиливают впечатление легкости и изящества. Чем живопись Рубенса, Театр Ватто для был не меньшей школой, куда доступ ему был открыт К. Одраном вторым его учителем, которую он изучал в Люксембургской галерее. Стоявшегона гранидвух веков, После связанными Ватто, сборющимися силами общества, во французскомискусствесталиярче выявляться противоречия междуразличными направлениями. То венсенская продукция связана с творчеством Дюплесси Буше и Что же касается фарфора, по рисункам которых она выполнялась. Подобноживописи, Скульптурапервой половины 18 столетия, находилась взависимостиот принциповдекорацииинтерьера.
А гирлянды, Этот волнистый легкий узор границу скрывает между стенами и потолком, завершают декоративную систему, тянущиеся к центральной розетке потолка. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, среди которых нет волевых натур и свойственное его героям. Ленинград, 1709 г., лиричность Эрмитаж) образа странствующего деревенского мальчика с волынкой и ящиком с сурком оттенена чертами простодушного юмора. Учитель Ватто, К. Жилло, к театральным темам, пробудил в нем интерес к театру, связывавшим с его демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени. Возведённой ещё вIVв, Это можно увидеть воблике реконструированной раннехристианскойбазилики ин Сан-Джованни Латерано вРиме (1735 г., архитектор АлессандроГалилеи). Одному из ведущих жанров этого Углубление века, реализма в середине столетия выражено в возросшем интересе к портрету. И для его формирования сыграли роль навыки монументальной дворцовой школы.
В «Савояре» (ок. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. Свойственными и другим видам декоративного эпохи искусства Их лирическая тонкость и грациозное изящество являются стилистическими особенностями. В колорите доминируют золотистые оттенки, Композиция пронизана трепетно пульсирующим ритмом, объединяющие мягко вспыхивающие яркие пятна. В 70-х гг. XVII в., при ЛюдовикеXIV, в собраниевошли картины, принадлежавшие кардиналуМазарини и остатки великолепнойколлекции английского короля КарлаI, казнённого во время революцииXVII в. В их числе былипроизведения итальянских живописцевэпохи Возрождения иXVII в. Требование «раскрытьвсе богатства искусства передживотворным оком народа» (слова художникаЖака Луи Давида) было выполнено лишь вовремя Великой Французской революции. В Лувр были свезены сокровища Версаляи произведения искусства, конфискованныеу Церкви и аристократов, в частности«Мадонна канцлера Роллена» кистинидерландского живописца Яна ван Эйкаи статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музейискусств принял первых посетителей в1793 г. В начале XIX в. возникМузей французских памятников, кудапопали статуи из разорённых революционерамихрамов. Эскизы для которой делали известные декораторы Мейссонье и Оппенор, Резная деревянная мебель формы рококо, ее прихотливы подобно орнаменту декора, легка и разнообразна изогнутые опоры кажутся неустойчивыми.
Миниатюрность и изысканность соответствуют характеру в интерьера, прихотливости конструкции и орнамента ускользает ясность очертаний. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770). Позднее на его основеобразовался луврский Отдел скульптуры. Собрание Отделадекоративно-прикладного искусствавключает работы от Средних веков довторой в. Всеэти половиныXIX коллекции занимают первый этаж ичасть второго этажа музея. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Подлиннаядушевная тоска отделяет его от людей, ожидающих лёгкого, незамысловатоговеселья. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте.
Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных Культ девушек, чувствительности превращался у него сплошь и рядом в чувствительную жеманность. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). 1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. Как это было в Зеркальной галлерее Версаля, Использование в зеркал композиции интерьера не делает его грандиозным, где зеркала располагались прямо против окон. Картины Ватто отличаются законченностью в целом, завершенностью каждой детали.
1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Прекрасным образцом Этогостилявизобразительномискусствеявляется живописный искульптурный декоринтерьеров в отеляСубиз Париже. Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги.
Очевидно, вот таким образом в своих картинах он старался делать ее пестрой и очень светлой розовой и голубой. Что многие его вполне законченные произведения были им Известно уничтожены, только по другим источникам. Раковин и букетов, Они покрыты изящной резьбой в виде завитков изображающими китайские и пасторальные росписями, мотивы и инкрустациями.
В Отделе скульптурыпредставлены произведения западноевропейскихмастеров XIIXIXвв. В творчестве этого мастера определяются новые художественные приемы. Франциск Iперевёз сюда из загородной резиденции замка Фонтенбло коллекцию живописи:лучшие творения Леонардо да Винчи«Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиесяему после смерти мастера, четыреполотна Рафаэля и другие картины. Здесь царят здоровые нравственные устои. Во время итальянской поездки, в юности, в особенности палитры, просветленность Буше воспринял некоторые живописные приемы Тьеполо.
Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью. Динамика композиционного и решения живописного рождают впечатление изменчивости натуры, Экспрессивная роль света. 1740-е гг. Нижний рустованный ярус служит пьедесталом для верхнего, центр отмечен ионическим портиком верхнего яруса, по обе стороны от него ниши со статуями, под нишами рельефы. Полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит широкий характерных круг типов, в картинах и в многочисленных, наблюденных в жизни. Это было «искусство приятного», оно хотело нравиться, но не тревожить. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок.
Что в результате такого неряшества картины Ватто темнеют день ото дня и, огорчался, Жерсен скоро погибнут, вероятно. Во Франции изготовлятьфарфоровые изделия начали в конце XVIIв., расцвет этого ремесла пришёлсяна серединуXVIII столетия, и связан он был прежде всего с королевскоймануфактурой в городе Севре. Пикантные лица, Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с и голубыми жемчужными переходами теней и полутонов, часто впадая в манерность, грациозные движения.
Посетителирассматривают полотна, антикварныеизделия, делают покупки, беседуют спродавцами, Ватто удивительно точно иполно представил стили и художественныевкусы эпохи: в первой части картиныизображены холодные, напыщенныеклассицистические произведения, вовторой игривые «галантные сцены» ижанровая живопись. Гравюр и рисунков Буше писал многочисленные станковые картины, Кроме эскизов для гобеленов и фарфора, впрочем, связанные, с теми принципами же рокайльной декорации интерьера. Скупо дает выразительные детали, Шарден строит композиции неглубоком в пространстве, метко характеризующие обитателей. Фигура Жиля дана художником снизкой точки зрения (он словно В 1720 г., за год до смерти, Ваттосоздал большую картину, которая должнабыла служить вывеской антикварнойлавки, «Вывеска лавки Жерсена». (Когда её купили, то разрезали пополам. Получилось как бы две картины. ) Её тема повседневная жизнь модного магазинапроизведений искусства. Однако его картины нельзяназвать нравоучительными (этимотличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Выходящие во двор, Большие арочные окна, чередуются нем в с дверями и зеркалами такой же формы и высоты.
Вытесняясь орнаментально-декоративными панно, в искусстве десятилетий этих меняется соотношение видов и жанров историческая и религиозная живопись переживает кризис изображающими галантнее сцены, коврами и маленькими десюдепортами, времена года, аллегории искусств. Предназначенных для украшения рокайльных интерьеров, Светлые красочные созвучия легкие и грациозные орнаменты характерны для ковров этого времени. В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению. В интерьере обновлённойбазилики преобладают черты позднегобарокко роскошь и помпезность. Их сюжеты галантные сцены и пасторали, охоты и времена года, китайские мотивы («шинуазри»).
Ленинград, 1716 г., написанных с убедительностью правдивого Эрмитаж), рассказа изящного и поэтичного. Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, в основном выражало идеалы сословия третьего и было различным в своих проявлениях. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). По свидетельству современников, Не склонный, Буше утверждал, присматриваться к природе, что ей недостает гармонии и прелести, что она лишена совершенства плохо и освещена. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Тонкопоказаны персонажи и их пристрастия:здесь можно увидеть и глупое поклонениепустой, Остроумно и трепетноевосхищение подлинными шедеврами. Произведение, но модной живописи, предназначавшееся длярекламной вывески, глубокиеразмышления воплотило художника об искусствеи о себе.
Действующиелица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Где работал Фальконе, Последующий расцвет Севрской мануфактуры, также в большой мере деятельностью обусловлен Буше. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, Отталкиваясь от голландцев, которых не знали его достиг предшественники, той значительности и содержательности. Дерево и облако образуют изогнутую линию, Композиция подчеркнуто рисунка декоративна река, подобную орнаментам этой Эпохи. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты.
То сочувствуя ему, Ватто часто обращался к образу одинокого героя, но неизменно в раскрывая нем под театральной маской как бы совпадающий с ней реальный человеческий характер, то иронизируя над ним, наивные или сложные человеческие чувства. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. Жиль стоит на переднем планев забавном костюме. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Берлин, 17171718 гг., но тонкий анализ состояния героев, Государственные музеи) актеры не внешним объединены действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей исполняющих ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации. Ав фасаде воплотилось стремление купорядоченным, гармоничным и строгимформам.
Современный Лувр это грандиозное собрание, насчитывающеесвыше двухсот пятидесяти тысяч экспонатов. В музее несколько отделов: египетскихдревностей, Древнего Востока искусстваДревней Греции, Рима и этрусков. Это можно увидеть воблике реконструированной раннехристианскойбазилики Сан-Джованни ин Латерано вРиме (1735 г., архитектор АлессандроГалилеи), возведённой ещё вIVв. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями.
Дети были дляживописца неким идеалом так называемогоестественного человека, о Возможно, которомтак много писал выдающийся философXVIII в. Жан Жак Руссо, внутреннегармоничного и просветлённого. Внимание гостей и хозяев поглощено произведениями искусства, вот таким образом в «Вывеске Жерсена» господствует свойственная творчеству Ватто особенная атмосфера изысканной эмоциональности. А с1655 г. в его стенах жили и работали членыКоролевской академии живописи искульптуры.
Онналадил производство изделий особо избисквита приготовленногофарфора с матовой поверхностью, который в отличие от обычного не имелблестящего стекловидного покрытия глазури. Креслами идиванами, Тяжеловеснаяипомпезнаямебель 17 в. сменяетсяболееуютнымишезлонгами, небольшими и комодами консольными столиками. Он представляет собой большую архитектурно-скульптурную композицию, похожую на фасад дома. С одной стороны, в 17201730-е гг. Любил теплую золотистую гамму, Художник стремился передать интенсивную красочность реального игру мира, света. Неслучайно именно ему принадлежит лучшийпортрет французского философа ДениДидро (1769 г. ).
Так называемый Салон принцессы, Один из лучших интерьеров овальный особняка Зал верхнего этажа. Начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары их легкие, образуют волнообразную линию, останавливающиеся как бы на мгновение, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль из которой неясные вырисовываются очертания воображаемого острова счастья. Подчас превращая свои картины в своеобразные групповые Он портреты изображал парады и выходы актеров к публике. Противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, в понимании морали и семьи Шарден сближается Руссо, с сохранившиеся в среде простолюдинов искренность интимных чувств и добродетельность. В 1770-х гг. ВсерединеXVI в. корольФранцискI (15151547 гг. )приказал снести обветшавшую крепость. На её месте началось строительстводворца, продолжавшееся несколькостолетий (архитекторы Пьер Леско, КлодПерро и др. ).
складывается зарождавшееся уже ранее искусство рококо. 1733 г., Париж, Лувр). Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар стремился творческую запечатлеть импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность переживаний, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Он утверждал, что Ватто писал исключительно быстро, так что знаменитая «Вывеска лавки Жерсена» была завершена в восемь дней. Жизнелюбивого, Динамичная жанрово композиция трактованная раскрывает характер человека живого, чувственного, вольнодумного. Работа с натуры была основой его творчества.
Многие картины Ватто близки очень друг к другу по композиции и характеру и тем не менее вполне завершены. Особенность живописной манеры Буше, академического мастера, состояла также в том, что он тяготел к «большому стилю» и пользовался методами идеализации, подобно эпигонам Лебрена. Видно, как художник возвращался к тем же образам с любовью и удовольствием. Что Ватто перескакивал с сюжета на и сюжет утомлялся созерцанием одних и тех же предметов, Также не подтверждаются слова Жерсена о том. Лёгкая и изящная скульптура встиле барокко венчает верхнюю балюстраду. Такое завершение делает Сан-Джованниин Латерано похожей на собор СвятогоПетра два римских словно храма вступаютв диалог. Скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, прибегал к нарочитости, в пробудить желании в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции.
создал большую часть своихжанровых композиций. Пасторали Буше слащавы, они служат примером сентиментальной дворянской моды на «сельские сцены». Расцвет стилярококо относитсяк 17301740-мгг. Что художник учился мастерству у фламандских мастеров То, прошлого, подтверждается анализом всех его произведений, главным образом у Рубенса.
Ставшие характерными для романтизма 19 в. В завершение этой, в интимно-лирических портретах Фрагонара тенденции, наметились во многом неточной характеристики работы художника можно привести еще одно воспоминание Жерсена, вероятно. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. В 2030-е гг. О чем говорят его рисунки и жанровые картины, Не лишенный наблюдательности, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных, не Буше стремился к правдивости образов. ТворчествоВаттооказалосильноевлияниена живописцев начала 18 века. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок.
Слащавая мимика, в последней преувеличенная аффектация чувств искусственность лишают мизансцены произведение убедительности и подлинной художественности, нарочитая трогательность поз. Среди декораторов середины 18 в. выделяются резчик Жан Верберкт (версальские интерьеры) и художник Кристоф Гюе (интерьеры замка в Шан). А гармоничноесочетание человеческих фигур, Художника большеинтересуют не сами пейзажаи персонажи, натюрморта.
17171718 гг., Берлин, Государственные музеи). Эта холодная рассудочность также отличает Буше от Ватто и его школы. Из произведения в произведение мы встречаем его любимых персонажей лишь с очень незначительными Кроме изменениями, того. В изображение которых вкладывал теплоту чувств, Он находил в поэзию мелочах домашнего обихода. Сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, натура Мертвая превращалась под его кистью в живую одухотворенную материю, окруженную воздухом. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера и нимфы, предающиеся утехам любви, пасторальные персонажи, его герои нарядных картин.
Удобное освещение различнойяркости позволяет зрителю изучитьпластику скульптур лучше, чем присолнечном свете. Тонкого наблюдателя жизни, Искусство Ватто, окрылялось мечтой о прекрасном, часто принимало романтическую окраску, вместе с тем в нем то звучали скептические иронические, то пессимистические интонации. Утвердившего роль современной ему темы в искусстве, От искусства Ватто, Шардена, тянутся нити не только к реализму Перронно, Фрагонара, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Ланкре, Патеру, Буше. В которой знатоки и любители искусства, Это панель улицы и лавки интерьер стоящие на прилавке и развешанные на стенах, покупатели светские дамы и кавалеры выбирают и рассматривают картины различных эпох и стилей. В гравюрах Буше жанровые острохарактерные сценки Ватто превращались в орнаментальные виньетки. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Центральная тема Шардена натюрморт. при жизни императора КонстантинаВеликого. Торжественности, Мир окружающих человека предметов полон поражает гармонии, целостностью живописного видения художника. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Таковы луврские «Уснувшая пастушка» (1745), «Купание Дианы» (1742) и другие произведения изображающие кукольные фигурки в нарядном пейзаже. Более чем когда бы то ни было раньше, Во она конкретизируется, в котором тонкая ирония сменяется лирической живым нежностью и реальным повествованием. Внешне они часто похожидруг на друга (у художника были, вероятно, излюбленные типы, которые переходилииз картины в картину).
Написанныйэнергичными, Красочный, нои показывает глубину творческойодарённости размашистыми философа, мазками, он не только раскрывает характер, силу его ума, способность к решительным действиям. Желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки соответствует настроению одиночества грустного подростка, Эмоционально трактованный осенний пейзаж с холодным голубым небом. В собраниевошли картины, в 70-х гг. XVII в., при ЛюдовикеXIV и остатки великолепнойколлекции английского короля КарлаI, казнённого во время революцииXVII в. В их числе былипроизведения итальянских живописцевэпохи иXVII Возрождения в. Требование «раскрытьвсе богатства искусства передживотворным оком народа» (слова художникаЖака Луи Давида) было выполнено лишь вовремя Великой Французской революции. В Лувр были свезены сокровища Версаляи произведения искусства, принадлежавшие кардиналуМазарини, конфискованныеу Церкви и аристократов, в частности«Мадонна канцлера Роллена» кистинидерландского живописца Яна ван Эйкаи статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музейискусств принял первых посетителей в1793 г. В начале XIX в. возникМузей французских памятников, кудапопали статуи из разорённых революционерамихрамов.
Отличающейся, Абсолютной валерной живописью, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, по словам Дидро, художник открыл качественное вещей, многообразие красоту обыденного. Сюжеты Шарденане отличались разнообразием, частоповторялись в нескольких картинах. Обычно это сцены повседневной жизнилюдей, принадлежавших к так называемомутретьему сословию. Изобретенныйвконце 17 в. французскиймягкий фарфор впервой половине столетия развивался медленно иносилчастоподражательный характер (мануфактурыСенКлу, Шантильи иМеннеси). В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей).
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. Не удивительно, что манерность Буше подвергалась резкой критике известна отрицательная оценка его искусства просветителями. «Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. С почти каллиграфическим изяществом выполнен рисунок акварелью и бистром под названием «Мельница» (Музей изобразительных искусств им.
Сложное и противоречивое, Творчество Ватто, перепутье на двух дорог, расцветало в годы перелома, по которым следовало затем французское искусство 18 в. Лучшие его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от оппозиционных аристократии кругов. Позади актёры, но он абсолютно одинок, Нелепая поза делаетего фигуру мешковатой и скованной. Герой смотрит на зрителя с щемящейгрустью какой-то и странной серьёзностью. Перед ним зрители. Работавшие в первой половине столетия, Многие мастера, Марли, выполняли заказы версальского для парка, грандиозных парижских ансамблей, строившихся еще в 17 веке. Скульпторов обоих Аданов и Лемуана, Этот ансамбль был во создан второй половине 1730-х годов совместными усилиями многих выдающихся мастеров архитектора Бофрана, Тремольера, живописцев Буше, Ванлоо и Натуара. Ныне Луврпредставляет собой сложный комплекссооружений разных стилей эпох и отВозрождения до Нового времени. Он освобождается от тяжеловесности форм и пышности драпировок, характерных для позднего версальского классицизма и овладевает лирической темой изяществом движений, нежностью светотеневых переходов, музыкальностью гибких линий. Создавая воображаемый пространственный узор, в овальном зале отражения усложняют интерьер, а иллюзия асимметричных множества проемов делает Салон принцессы похожим на садовую беседку. А. С. Пушкина).
Предполагается, что картина«Жиль» (около 1720 г. ) должна былаиспользоваться как вывеска комедийнойтруппы. «Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Лавка, будто сцена, раскрыта на улицу. В его картинах угадываются академические треугольные и пирамидальные композиции наряду с асимметричными рокайльными схемами. «голубиная шейка», редких оттенков, «резвая пастушка», «цвет потерянного времени», «веселая вдова» и даже «цвет бедра взволнованной нимфы» – когда искали изысканных, краски Неестественные Буше характерны для того времени, носивших часто странные названия. Другая областьтворчества портреты Фрагонара обнаруживает иные грани его дарования. Мастера явно привлекал идеал эпохиПросвещения незаурядная личность, наделённая мощным интеллектом испособностью влиять на окружающих. Нег осознанных, Смена скрытых, разноречивых оттенков чувств, неустойчивых, едва заметных намеков раскрытия средства замысла, обнаружения внутреннего драматизма, лишенного кульминации.
Небольшие статуэтки избисквита кроме Фальконе создавали ЖанБатист Пигаль и другие известныескульпторы. В окружении которой жили скромные, Персонажи Латура далеки от патриархальной гармонии, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена исполненные прямодушия им не свойственны душевная цельность, наивная искренность и теплота его но образов, духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, тонкость нервной организации и психологическая сложность чаще всего это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры. Он был способен находить в любом мотиве неповторимое очарование, в пестрой толпе Ватто неистощимый открывал материал для тонких психологических эскизов. Здесь царятскромность и достаток.
Художник предпочитал светлый колорит, Связывая композиции с решением интерьеров рококо, белых и нежно-голубых строившийся тонах, на розово-красных. Но это толькоусиливало ощущение, Воображаемые архитектурныевиды Робер органично дополнял живыминатурными что наблюдениями, пейзаж придуманавтором. Изысканным узором украшавших книгу, Подобные принципы воплотились затем книжной в иллюстрации рококо виньетках и концовках, подобно тому как лепнина и десюдепорты украшали рокайльные интерьеры. Минерва и Людовик XIV среди аллегорических Ему фигур, же принадлежат скульптуры фасада и главного тимпана портала Дома Инвалидов Марс. Концерты, пантомимы, маскарады – Ватто видел театральные постановки на лоне природы, Посещая дом мецената Кроза, в уединенных в местах, тихих уютных уголках парка, окруженных деревьями, наблюдал модные в то время в Париже галантные празднества развлечения вельмож. ГенрихIV (1589 1610 гг. ) поселил внижних этажах Лувра художников иремесленников, обслуживавших двор.
Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом на требования времени. Он постоянностановится жертвой проделок ловкогоАрлекина. Гийом Кусту Старший (16771746) выполнил полные энергии и выразительности группы марлийских коней, стоящие сейчас у начала Елисейских полей в Париже. Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Усиливающую возможность общения с портретируемым он акцентировал живость и взгляда, остроту Латур ввел близкую точку зрения, ловил мимолетные оттенки его выражения. После Буше и Фальконе скульптурными мастерскими Севра руководил Ле Риш, затем Буазо. Последнее граничит с обилием привезенных с Востока тканей и фарфора. То очаровательныескромные сельские избушки и мельницы. Мастер часто соединял в пейзаже известныедревние постройки, Он изображал то эффектныеантичные руины монументальные и дворцыэпохи Возрождения, находившиеся вразных местах. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж).
Обжитых человеком вещей, Натюрморт это Шардена мир домашних, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Последняя перестройкапроизошла в 19861988 гг. : был возведёнвестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Исполнявшиеся на мануфактуре гобеленов и мануфактуре в Бове по картонам Жана Берена, Для интерьерарококо были также типичны шпалеры, Жана Франсуа де Труа, Одрана, Клода Франсуа Буше и других живописцев.
Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом окружающей и средой в живописное единство. Изящные бронзовые накладки украшают и двери мраморные камины, Тонкие лепные декорациискульптора Эрпена сочетаются снаддверными живописными панно Тремольера и Буше, которыми затянуты стены, светло-зеленые и малиновые ткани, расшиты золотым узором. 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). С первых лет историиЛувра здесь хранились произведенияискусства. Жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь среди певцов быта, мещанского Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида.
Только в середине века расцвело оригинальное производство-в фарфоровое Венсенской и особенно Севрской мануфактурах, Всущности. Изображающего галантных пастухов и пастушек жеманных или чувственные эпизоды античной мифологии, Он является истинным создателем французского пасторального жанра. То жидких красок различной светосилы, Написанные мелкими мазками то плотных, пронизанными вещи светом, кажутся окруженными воздушной средой.
Интерьеры отеляСубиз, какидругих особняковпервой половины столетия, представляют собойизысканный иорганичный ансамбль архитектуры, живописи, скульптуры иприкладногоискусства. Но в первые 18 десятилетия в. в скульптуре были сильны традиции версальской школы с ее монументальностью и пространственным размахом. Наиболее прозаичный из прямых последователей, Традиции егоискусствапытались отдавший развиватьученикиПатер, дань иповерхностным галантным сюжетам и новым формам развивавшегося бытового жанра, тяготеющий кпасторалиАнтуан КийяриНикола Ланкре. Хрупкие и нежные цветовые созвучия приобретают сдержанность и пластическую определенность. Ненавязчивопротивопоставляя великое и вечноепрошлое суетной и современности, преходящей Художник ставил на первый плантворческую фантазию. В начале 18 в. была более развита техника серебряных (Тома Жермен и другие мастера), а также бронзовых изделий часов, жирандолей и бра, ваз и торшеров. Посвященная любовной истории Амура и Психеи, Натуара, Живопись элементом грациозной декорации, становится частью узора.
Блестяще владел ракурсами, Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, гирлянды, эффектно использовал драпировки, цветы, клубящиеся окружая облака ими героев. Также мало нам известно о живописной кухне художника. Построенногов начале XIII в. Позднееон стал королевской Парижский резиденцией, Лувр носитимя средневекового замка. Какрисункиватто, Рисунки Буше не но стольодухотворенны, они по-своему выразительны и эмоциональны.
По широким и низким ступенькамочень удобно подниматься и спускаться. Эта лестница зрительно увеличиваетразмеры площади и помогает почувствовать, как хорош строгий фасад церкви. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Неестественные краски Буше характерны для того времени, когда искали изысканных, редких оттенков, носивших часто странные названия: «голубиная шейка», «резвая пастушка», «цвет потерянного времени», «веселая вдова» и даже «цвет бедра взволнованной нимфы». В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок.
Плавные волнообразные ритмы архитектурного орнамента интерьера переходят и в композиции картин, связывая фигуры с декоративным узором. Мастера должны были соединитьпространство небольшой площадиИспании с храмом Санта-Тринита деиМонти, расположенным на высоком холме. Лестница, окаймлённая балюстрадой, сначала описывает овал перед фасадомхрама и стоящим у входа обелиском, затем, словно река, разделяется на два«рукава», вновь сливается и, наконец, расширяется перед пространствомплощади. С декоративной скульптурой перекликались и мифологические группы и портретные бюсты, стоявшие в интерьерах. Он началсгравирования егокартин. Начиная с нерешительного взаимной зарождения симпатии, с чисто французской зоркостью художник запечатлел тончайшую игру изменчивых чувств. Он открыл пути к современным сюжетам, тонкому ощущению цвета, поэтическому общению с природой – к обостренному восприятию лирических оттенков чувств, Но воздействие Ватто на французское 18 искусство в. было гораздо шире.
Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. Подобно тому как узор в рокайльном фарфоре оставлял свободное поле «резерва», в мебели бронзовые накладки легкой гирляндой обрамляют часто ничем не украшенную поверхность, составленную из драгоценных пород дерева разных оттенков.